Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе : Математика. Сборник рабочих программ. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т. А. Бурмистрова]. М. : Просвещение, 2014; Математика 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Н. Я. Виленкин – М.: Мнемозина.
Рабочая программа по математике для 5 класса
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития цивилизации;
У обучающегося могут быть сформированы:
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических
задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Обучающиеся научатся:
понимать особенности десятичной системы счисления; читать и записывать натуральные числа;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков; строить отрезки заданной длины с
помощью линейки и циркуля; выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие;
представлять натуральные числа на координатном луче; находить координаты точек и строить
точки по координатам; изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с
использованием чертёжных инструментов;
читать и записывать неравенства, двойные неравенства; понимать складывать и вычитать
многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча;
находить неизвестные компоненты сложения и вычитания; формулировать законы сложения и
вычитания, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения,
применять их рационализации вычислений; решать текстовые задачи и уравнения, используя
действия сложения и вычитания;
вычислять периметр многоугольника;
раскладывать число по разрядам и наоборот; решать уравнения на основе зависимости между
компонентами действий (сложение и вычитание ).
умножать и делить многозначные числа столбиком; понимать порядок выполнения действий (в
том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел); находить неизвестные компоненты
умножения и деления; формулировать законы умножения, записывать их с помощью букв,
преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их рационализации вычислений;
выполнять деление с остатком.
упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных
членов выражения, используя свойства умножения.
решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…);
на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой,
количеством и стоимостью товара и др.); решать текстовые задачи с помощью составления
уравнения (в том числе задачи на части).
вычислять квадраты и кубы чисел.
решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата,
треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба;
решать задачи, используя свойства равных фигур.
переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим
изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. читать и записывать обыкновенные дроби;
называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают;
изображать дроби, в том числе равные на координатном луче;
приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их;
складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем;
представлять смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные
числа;
решать задачи на дроби;
иметь представление о десятичных разрядах; читать, записывать, сравнивать, округлять
десятичные дроби;
складывать и вычитать десятичные дроби;
выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей;
изображать десятичные дроби на координатном луче;
раскладывать десятичные дроби по разрядам;
находить среднее арифметическое нескольких чисел;
находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными дробями;
обращать десятичную дробь в проценты и наоборот;
вычислять проценты с помощью калькулятора; распознавать и решать три вида задач на проценты:
находить несколько процентов, от какой либо величины;
измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов; строить углы заданной величины
с помощью транспортира; выражать одни единицы измерения углов через другие;
строить круговые диаграммы
понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
оценивать логическую правильность рассуждений; использовать примеры для иллюстрации и
контрпримеры для опровержения утверждений;
понимать, что вероятность наступления некоторых событий изменяется в зависимости от условий,
в которых они рассматриваются; находить в простейших случаях вероятности случайных
событий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую
информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков;
строить логическую цепочку рассуждений;
критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на
соответствие условию;
решать занимательные задачи.
использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать
вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
применять таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
изучить исторические сведения по теме;
проводить несложные доказательные рассуждения с опорой на законы арифметических действий
для дробей;
решать сложные задачи на движение, на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу,
на движение по реке;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и
вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее
объективную трудность и собственные возможности ее решения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев,
установления родовидовых связей;
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических
проблем, и представлять ее в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.)
для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии
решения задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности)
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или
решения задачи);
объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать
своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и
конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных
целей в ходе проектной деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
МАТЕМАТИКА 5 класс базовый уровень (175 часов)
Повторение курса математики 14 классы (6 ч)Натуральные числа и шкалы. (12 ч) Обозначение натуральных чисел. Отрезок, Длина отрезка.
Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Сложение и вычитание натуральных чисел. (21 ч) Сложение натуральных чисел и его свойства.
Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Умножение и деление натуральных чисел. (25 ч) Умножение натуральных чисел и его свойства.
Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Квадрат и куб числа.
Площади и объемы. (12 ч) Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерение
площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные дроби. (23 ч) Окружность и круг .Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей.
Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 ч) Десятичная запись дробных
чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные
значения чисел. Округление чисел.
Умножение и деление десятичных дробей. (25 ч) Умножение десятичных дробей на натуральное
число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение десятичных дробей. Деление на
десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты для вычислений и измерений.(15 ч) Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и
развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Комбинаторика. Вероятность. (6 ч) Перебор возможных вариантов: комбинаторные задачи; дерево
возможных вариантов. Случайные события: возможные и невозможные; достоверные, невозможные и
случайные события.
Итоговое повторение курса математики 5 класса (17 ч)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)
Колво
Колво
10. Комбинаторика. Вероятность.
11. Итоговое повторение курса математики 5 класса
Итого:
175
15
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Содержание материала
Повторение курса математики 14 классы
Натуральные числа и шкалы.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
Умножение и деление натуральных чисел.
Площади и объемы.
Обыкновенные дроби.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание
десятичных дробей.
Умножение и деление десятичных дробей.
Инструменты для вычислений и измерений.
час
6
к/р
1
12
21
25
12
23
13
25
15
6
17
1
2
2
1
2
1
2
2
0
1