ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по математике 4 кл
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, примерной программы по математике, УМК Школа России авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягиной,
М.А.Бантовой.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в
формировании у младших школьников умения учиться.
Успешность изучения курса математики обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Школа работает по программам, которые отвечают требованиям обязательного минимума содержания основного общего и среднего
(полного) образования и рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части
базисного учебного плана образовательных учреждений.
Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утвержденному Министерством образования и науки РФ
федеральному перечню учебников.
Календарнотематические планы составлены согласно программам, в планы включены темы регионального компонента.
Вариативная часть учебного плана направлена на углубленное изучение отдельных предметов инвариантной части базисного учебного
плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися, введение новых учебных предметов.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,
«Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Такое
построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, поразному структурировать содержание учебников,
распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся
проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинноследственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и
явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой
информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения
математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих
предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной
деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать
обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение
величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами
выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к
продолжению образования.
жизни.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического
образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаковосимволического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебнопознавательных и практических
задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
— Чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в
мировом развитии,
уважительное
отношение к семейным ценностям,
бережное отношение к окружающему
миру.
— Целостное восприятие окружающего
мира.
— Развитую мотивацию учебной
деятельности и личностного смысла
учения,
в
приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к
выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение
анализировать свои действия и управлять
ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду,
к работе на результат.
заинтересованность
— Способность принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, находить средства
и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий
творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
знаково
— Способность
символические
представления
информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно
познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств
информационных
коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета),
сбора, обработки, анализа, организации и
использовать
средства
и
основами
логического
— Использование приобретённых математических
знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
— Овладение
и
алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки,
наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения
математических знаний для решения учебно
познавательных и учебнопрактических задач.
— Умения выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами,
представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на
цепочками, компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать
с меню, находить информацию по заданной теме,
распечатывать её на принтере).
логическими
анализа,
синтеза,
фиксировать
передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами
и технологиями учебного предмета, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера,
(записывать)
результаты измерения величин и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление
и выступать с аудио, видео и графическим
сопровождением.
действиями
— Овладение
сравнения,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления
аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её
достижения:
умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное
и поведение
окружающих.
— Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов и процессов
поведение в соответствии с содержанием учебного
предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями,
отражающими
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями)
в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (132 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и
др.).Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за,
между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до,
после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение
числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и
обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1
к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка.
Сантиметр. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас.
Числа в загадках, пословицах и поговорках.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов
сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия
без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б)
при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше
данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам
с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единица массы:
килограмм. Единица вместимости: литр.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и
соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма,
размер, цвет. Узоры и орнаменты». Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за курс 1 класса.
Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа
2 КЛАСС (136 ч )
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч) однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними.
Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Решение
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях,
содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств
сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и
вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 436. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 х = 20, х
2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон
прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 2 действия на сложение и
вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с
точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и
результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между
компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения
и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 23 действия (со скобками и без них). Периметр
прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач
изученных видов.
3 КЛАСС (136 ч) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений.
Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление
пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена,
количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными
величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход
ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение
четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур
по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на
0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с
использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и
числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4,
78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида
a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и
результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа
в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников:
равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и
деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч)
Приемы деления для случаев вида
4 * 23. 4 КЛАСС (136 ч )
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (13 ч)
Новая счетная единица тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных
чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр,
квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм,
килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (13 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и
результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 х = 217 + 163,
х 137 = 500 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (95 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;
деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления
суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х 18 = 270 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное
умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (8 ч)
Повторение изученных тем за год.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по математике должны учитываться
психологические возможности младшего школьника, нервнопсихические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность
эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке
результатов обучения. Объектом предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется
достижение опорного уровня его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не
реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из
нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы
программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных
случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение
такой работы отводится 56 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного
опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка
предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебнопрактические и
учебнопознавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.