Рабочая программа по математике 4 класс "Планета знаний" ФГОС»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена для 4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. УМК «Планета Знаний». Авторская программа Башмакова М.И. Программа составлена для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, планируемые результаты и система оенки их достижения, критерии оценивания, контрольно-измерительные материалы по блокам изучения материала. Дано тематическое планированиеПрограмма составлена для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, планируемые результаты и система оенки их достижения, критерии оценивания, контрольно-измерительные материалы по блокам изучения материала. Дано тематическое планирование
Иконка файла материала attachment_1487259990.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Байкаловского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Городищенская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО ____________ФИО Протокол № ___ от  «____»_________2014 г. Заместитель директора школы  по УВР  _____________Кузеванова Н.В. «____»____________2014 г. Директор МКОУ ГСОШ  ________Кузеванова Т.Ф. «____»____________2014г. Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса Составитель: Матюшина И.Ю., учитель начальных классов 1 категории. Городище2014 Оглавление Министерство общего и профессионального образования Свердловской области..................................................................................................................1 Управление образования Байкаловского муниципального района..................1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение........................1 Городищенская средняя общеобразовательная школа....................................1 по математике......................................................................................................1 Составитель:........................................................................................................1 Матюшина И.Ю., учитель....................................................................................1 начальных классов..............................................................................................1 1 категории..........................................................................................................1 Городище..............................................................................................................1 2014.......................................................................................................................2 1.Пояснительная записка....................................................................................3 2.Общая характеристика учебного предмета, с определением целей изадач основного общего образования с учётом специфики предмета «Математика» (4-й класс)..................................................................................11 3.Место курса математика в учебном плане....................................................12 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.............................................................................................12 5.Содержание учебного предмета, курса........................................................19 6.Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме.......................................................................................................25 7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса........90 8.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку к концу 4-го класса..........................................................................................................92 Вариант 1..........................................................................................................100 21. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с   требованиями   Федерального   государственного   стандарта   основного   общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1­4 классы» (УМК «Планета   Знаний»):   изд–во   «Астрель»,   Москва,   2013   год   и   требований   к   уровню подготовки обучающихся 4­го класса.  Рабочая   программа   по   математике   ориентирована  на   учащихся   4­ых   классов. Уровень   изучения   предмета   ­   базовый.   Тематическое   планирование   рассчитано   на четыре учебных часа в неделю, что составляет  136 учебных часов в год.  Данное количество   часов   полностью   соответствует   варианту   авторской   программы   по математике (Башмакова М.И..), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями   и  методической  концепцией  авторов   программы   можно  сформулировать  три группы  з а д а ч ,   решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. У ч е б н ы е : –   формирование   на   доступном   уровне   представлений   о   натуральных   числах   и принципе   построения   натурального   ряда   чисел,   знакомство   с   десятичной   системой счисления; – формирование  на  доступном  уровне  представлений  о  четырех  арифметических действиях:   понимание   смысла   арифметических   действий,   понимание   взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; –   формирование   на   доступном   уровне   навыков   устного   счета,   письменных вычислений,   использования   рациональных   способов   вычислений,   применение   этих навыков   при   решении   практических   задач   (при   измерении   величин,   вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач). Р а з в и в а ю щ и е : 3– развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; –   развитие   логического   мышления   –   основы   успешного   освоения   знаний   по математике и другим учебным предметам; –   формирование   на   доступном   уровне   обобщенных   представлений   об   изучаемых математических   понятиях,   способах   представления   информации,   способах   решения задач. О б щ е у ч е б н ы е : –   знакомство   с   методами   изучения   окружающего   мира   (наблюдение,   сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;  –   формирование   на   доступном   уровне   умений   работы   с   информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма); –   формирование   на   доступном   уровне   навыков   самостоятельной   познавательной деятельности; –   формирование   навыков   самостоятельной   индивидуальной   и   коллективной   работы: взаимоконтроля   и   самопроверки, познавательной деятельности и самооценки.   обсуждения   информации,   планирования Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это  обусловливает  к о н ц е н т р и ч е с к и й   п р и н ц и п   построения  курса:  основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Учебный   материал   каждого   года   обучения   выстроен   по  т е м а т и ч е с к о м у п р и н ц и п у   –   он   поделен   на   несколько   крупных   тем,   которые,   в   свою   очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).  Отбор   содержания   программы   опирается   на   новый   стандарт   начального   общего образования   и   традиции   изучения   математики   в   начальной   школе.   При   этом учитываются   необходимость   преемственности   с   дошкольным   периодом   и   основной школой,   индивидуальные   особенности   школьников   и   обеспечение   возможностей развития математических способностей учащихся. При   отборе   содержания   программы   учитывался  п р и н ц и п   ц е л о с т н о с т и с о д е р ж а н и я , согласно которому новый материал, если это уместно, органично и 4доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Например, изучение чисел второго десятка – одна из центральных тем 1­го года обучения   –   начинается   со   знакомства   с   числами   первой   сотни.   Это   помогает сформировать   у   учащихся   уже   на   начальном   этапе   правильное   понимание   различий между   цифрой   и   числом,   принципа   позиционности   десятичной   системы   счисления. Принцип   целостности   способствует   установлению   межпредметных   связей   внутри комплекта   «Планета   знаний».   Так,   тема   «Величины,   измерение   величин»   в   начале   2 класса   поддерживается   в   курсе   «Окружающий   мир»   изучением   темы   «Приборы   и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики   3   класса   обусловлено   необходимостью   ее   использования   при   изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир». Важное   место   в   программе   отводится   пропедевтике   как   основного   изучаемого материала,   традиционного   для  начальной   школы,   так   и   материала,   обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы   опережающего   обучения   на   уровне   отдельных   структурных   единиц   курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.  Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в   соответствии   с   принципом   целостности   включать   новый   материал,   подлежащий обязательному   усвоению,   в   систему   более   общих   представлений.   Это   способствует осмысленному   освоению   обязательного   материала,   позволяет   вводить   элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения   над   свойствами   геометрических   фигур,   формулирование   (сначала   с помощью   учителя,   а   позже   самостоятельно)   выводов,   проверка   выводов   на   других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе   он   используется   не   только   с   развивающими   целями,   но   и   для   отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его  на  новый  уровень  (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах). Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе –   дифференциацию,   –   предусматривает п р и н ц и п   в а р и а т и в н о с т и обеспечивающую   индивидуальный   подход   к   каждому   ученику.   Этот   принцип 5реализуется   через   выделение   инвариантной   и   вариативной   части   содержания образования. Инвариантная  часть  содержит  новый  материал,  обязательный  для  усвоения  его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для   ознакомления   с  ним   всех   учащихся.   Инвариантная   часть  обеспечивает   усвоение материала   на   уровне   требований   стандарта   начального   общего   образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы. В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках «Учащийся должен знать» и «должен уметь». В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике «Проверочные задания». Вариативная часть  включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал,   обеспечивающий   индивидуальный   подход   в   обучении;   материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу   вариативная   часть   содержит   задания   на   дополнительное   закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на   развитие   логического   мышления   и   пространственных   представлений;   задания   на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития   познавательного   интереса   и   формирования   познавательной   деятельности учащихся. В   вариативной   части   значительное   место   отводится   развитию   пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, обрушиваемой на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных   представлений   особенно   эффективно   для   развития   ребенка   до достижения им 9­летнего возраста. Особое   значение   задача   развития   пространственных   представлений   младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой,   и   правой   рукой,   а   также   правши   с   семейным   левшеством.   Психологические программы   коррекции   развития   этих   детей   во   многом   опираются   на   развитие пространственных представлений. 6Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений,   широкое   использование   наглядных   моделей   при   изучении   основного учебного   материала,   расширенный   объем   знаний   по   геометрии,   работу   с пространственными моделями геометрических фигур. Содержание   программы   представлено   в   разделах   «Общие   свойства   предметов   и групп   предметов»,   «Числа   и   величины»,   «Операции   над   числами»,   «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».  Раздел   «Числа   и   величины»   включает   материал,   раскрывающий   двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число   рассматривается   как   основное   математическое   понятие,   формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления. Психологами   установлено,   что   формирование   навыков   счета   базируется   на пространственных   представлениях.   В   связи   с   этим   большое   значение   в   программе придается   работе   с   моделями   чисел   и   моделями   числового   ряда.   При   изучении последовательности   чисел,   состава   однозначных   и   двузначных   чисел   создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4). Изучению   величин   помимо   традиционного   для   начального   курса   математики значения   (раскрытие   двойственной   природы   числа   и   практического   применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую   функцию   имеют   измерения   в   реальном   пространстве,   моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема   реальных   предметов,   определение   скорости   пешехода   и   других   движущихся объектов и т. д. Измерение   реальных   предметов   связано   с   необходимостью   округления   величин. Элементарные   навыки   округления   измеряемых   величин   (до   целого   количества сантиметров,   метров)   способствуют   в   дальнейшем   эффективному   освоению   навыков устных   вычислений   и   выработке   критической   оценки   полученных   результатов, 7