Данной рабочей программой могут воспользоваться учителя математике , работающие по учебно методическому комплексу А. Г. Мордковича в 6 класс с недельной нагрузкой 6 часов в неделю. Программа разработана с учётом требований ФГОС. Контрольные работы входные, текущие и итогова, в данном файле не включены.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной
программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательных процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к
результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с
примерными программами для начального общего образования.
Рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы.
Число часов на изучение тем дано из расчета 5 часов в неделю, 175 часов в год, недельная нагрузка – 6часов (за счёт часов компонента образовательного
учреждения) итого 210часов.
Рабочая программа предназначена для работы по УМК:
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 6. Учебник
Е.Е. Тульчинская, Математика 6. Блицопрос
Е.Е. Тульчинская, Математика 56. Тесты
И.И. Зубарева и др. Математика 6. Самостоятельные работы
И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. Математика 6 (тетради для контрольных работ в 2х частях)
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 56 классы. Методическое пособие для учителя
Цели обучения:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
Формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, развиваемых
математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
Воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно
технического прогресса.
Задачи обучения:
Приобретение математических знаний и умений;
Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
Освоение компетенций (учебнопознавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационнотехнологической,
ценностносмысловой);
Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования следующих компетенций. Учебнопознавательной (постановка цели и организация ее достижения, умение пояснить свою цель; организация планирования, анализа,
рефлексии, самооценки своей учебнопознавательной деятельности; постановка вопросов к наблюдаемым фактам, поиск причины явлений,
обозначение своего понимания или непонимания по отношению к изучаемой проблеме; постановка познавательной задачи и выдвижение гипотезы;
выбор условий проведения наблюдения или опыта; выбор необходимого оборудования, владение измерительными навыками, работа с инструкциями;
использование элементов вероятностных и статистических методов познания; описание результатов, формулирование выводов; устное и письменное
выступление о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий: текстовые и графические редакторы,
презентации);
Коммуникативной (умение работать в группе, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию);
Личностного саморазвития (овладение способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями, обеспечивающими
Рефлексивной (способность и готовность к самооценке, самоконтролю и самокоррекции);
физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку);
Информационнотехнологической (умение ориентироваться, самостоятельно искать, анализировать, производить отбор, преобразовывать и
осуществлять перенос информации и знаний при помощи реальных технических объектов и информационных технологий);
Ценностносмысловой (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).
Положительные и отрицательные числа. Координаты. Поворот, центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Координатная прямая и
Содержание программы
координатная плоскость. Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Противоположные числа. Сравнение чисел. Числовые выражения,
содержащие знаки «+» и « «. Алгебраическая сумма и ее свойства. Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел. Числовые
промежутки. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел, обыкновенных дробей. Правило умножения для комбинаторных задач.
Преобразование буквенных выражений. Раскрытие скобок. Упрощение выражений. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Основные задачи на дроби. Окружность. Длина окружности и площадь круга. Шар и сфера.
Делимость натуральных чисел. Делители и кратные. Делимость произведения, суммы и разности чисел. Признаки делимости на 2; 3; 4; 5; 9; 10; 25.
Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.
Признак делимости на произведение.
Математика вокруг нас. Отношение двух чисел. Диаграммы. Пропорциональность величин. Решение задач с помощью пропорций. Знакомство с
вероятностью и ее подсчетом.
Итоговое повторение.
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме. работ
Распределение учебных часов по разделам программы
Наименование разделов и тем
Кол
КолвоПовторение материала курса 5 класса
Положительные и отрицательные числа. Координаты
Преобразование буквенных выражений
Делимость натуральных чисел
Математика вокруг нас
Итоговое повторение
Общее количество часов
Резерв
Требования к уровню подготовки учащихся
во
часов
10
74
43
37
29
12
210
5
контрольных работ
1
3
2
2
1
1
10
В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
Формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
Выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию,
выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
Стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых
проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
Разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями,
положительными и отрицательными числами;
Сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
Использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение
однозначных чисел на двузначные, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в
виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
Сравнивать рациональные числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и
дробных), используя письменные вычисления;
Округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
Обладать знаниями о связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, путь; производительность, время работы,
работа);
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решение несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Элементы алгебры»
Переводить условия задачи на математический язык;
Использовать методы работы с математическими моделями;
Выполнять алгебраические преобразования целых выражений и применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в
смежных учебных дисциплинах; Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Определять координаты точки на координатной прямой;
Изображать числа точками на координатной прямой;
Определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления;
Решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Элементы геометрии»
Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
Изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
В простейших случаях строить развертки пространственных тел;
Вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства);
Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Предметная область «Элементы вероятности и статистики»
Воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных
зависимостей;
Решать удобным для себя способом (в том числе с помощью таблиц и графиков) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило
произведения, установление числа пар на множестве из 35 элементов;
Строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
Производить подсчет вероятностей в простейших случаях;
Осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Сравнения и анализа разного рода информации, представленной в виде диаграмм, графиков.
Место предметаНа изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год. В конце изучения каждой темы предусмотрен резервный урок,
который может быть использован для решения практикоориентированных задач, нестандартных задач по теме, для защиты материалов проектов и при
работе с историческим содержанием курса. Предусмотрены 8 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
Помимо контрольных работ система оценивания включает следующие виды контроля:
Фронтальный опрос;
Индивидуальная работа по карточкам;
Самостоятельная работа;
Математический диктант;
Практическая работа;
Контрольная работа.
Тестовая работа;
Учебное и учебнопрактическое обеспечение
Таблицы по математике для 6 классов;
Таблицы выдающихся математиков;
Доска магнитная с координатной сеткой;
Комплект классных чертежных инструментов:
Линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°), циркуль;
Комплекты демонстрационных планиметрических фигур и стереометрических тел.Поурочное планированиетема урока
а
к
о
р
у
№
тип урока
элементы
содержания
требования к уровню
подготовки учащихся
Элементы
содержания,
вид
контроля
Вводное повторение ( 10 ЧАСА )
Универсальные учебные действия (УУД)
УУД.
деятельность учащихся
дата
по
план
у
дата
по
факт
у
Личностные – умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные
решения;
Регулятивные: учиться контролировать свое время, организация групповой и парной работы на учебных занятиях.
Умение планировать пути и выбирать средства достижения поставленной цели с помощью взрослого.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, Умение
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
– соблюдать требования техники безопасности, при работе с устройствами ИКТ
использовать различные приемы поиска информации в Интернете
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Основы учебноисследовательской и проектной деятельности
– планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы исследуемой проблемы.
– ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл ( определять главную тему, общую цель)
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Повторение.
Урок обобщения
1
Действия с
и
Сложение и
вычитание
Знать: правила действий
с обыкновенными
Фронтальна
я работа с
Коммуникативные: организовывать и
планировать учебное сотрудничество