Рабочая программа по математике разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Брюховская основная общеобразовательная школа» с учётом Примерной программы начального (основного) общего образования по математике и программой «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
рабочая программа по математике 6кл. 2018 - 2019 уч.г..docx
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Брюховская ООШ»
________/Г.А.Зайцева
«___» ___________2018 г
«Утверждаю»
Директор МОУ «Брюховская ООШ»
__________/Л.П. Саранова/
Приказ №______
от «___» ____________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 6 класса
на 20182019 учебный год
Разработала:
Короткова Т.Л.
учитель I категории
1 с. Брюхово
2018г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
(основного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Брюховская основная общеобразовательная школа» с
учётом Примерной программы начального (основного) общего образования по математике и программой «Математика: 56 классы А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: ВентанаГраф, 2014 г.
Цель изучения предмета «Математика»: развитие логического и критического мышления, формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных
сфер человеческой деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и
старшей школе, изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни, развитие представления о математике, как форме
описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
Задачи: сформировать у учащихся качество личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; представление об идеях и
методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать
самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и
грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся
грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части
общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий,
идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического
материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию.
Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их
применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения
текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных
2 формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к
решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения
упражнений определённого типа.
Курс математики 6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей
функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении
новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные
особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные
формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку,
так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов
по разделам курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона
математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека,
формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира:
пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных,
необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов
устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической
информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно
сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий,
составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное
образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше
специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес,
финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых
математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в
определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,
3 абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических
построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному
алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются
творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее
подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей
культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе
математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и
прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Личностные результаты:
контролировать процесс математической деятельности;
Проявлять инициативу, находчивость и активность при решении математических задач;
осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в себе чувство патриотизма, уважения к
Отечеству;
ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и познанию;
формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
4
использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о
средстве моделирования явлений и процессов.
Ученик получит возможность:
самостоятельно определять цели своего обучения;
использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для интерпретации, аргументации;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации;
устанавливать причинноследственные связи;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Ученик научится:
Предметные результаты:
•
•
•
•
•
•
•
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
распознавать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые
измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
По окончании изучения курса учащийся научится:
Арифметика
•
•
•
•
•
•
•
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и
задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
5 Учащийся получит возможность:
•
•
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая
подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
решать линейные уравнения,
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
овладеть специальными приёмами решения уравнений,
научиться применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
•
•
•
•
•
•
•
По окончании изучения курса учащийся научится:
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
•
•
•
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их
элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного
параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
•
•
•
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
По окончании изучения курса учащийся научится:
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
6 •
•
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,
•
•
•
осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса математики 6 класса
Арифметика
Натуральные числа
Делители и кратные.
Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, ,на 9.
Простые и составные числа.
Разложение чисел на простые множители.
Наибольший общий делитель.
Наименьшее общее кратное.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Обыкновенные дроби.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными
Дроби
числами.
Прикидки результатов вычислений.
Бесконечные периодические десятичные дроби.
Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел.
Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Рациональные числа
7 Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства
сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Единицы длины, площади, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Величины. Зависимости между величинами
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Формулы. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнения.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
Элементы статистики, вероятности.
•
•
Окружность и круг. Длина окружности.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и
Геометрические фигуры.
квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
•
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар,
сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства
объёма.
•
прямые.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные
•
Осевая и центральная симметрии.
В учебном процессе используются следующие урочные формы работы:
общеклассная дискуссия – коллективная работа класса по постановке учебных задач, обсуждению результатов;
8 презентация – предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;
проверочная работа;
проектирование в рамках уроков.
В текущей оценке используются формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само и взаимооценка, рефлексия, листы самооценки, листы продвижения и др.) с учетом особенностей
учебного предмета и особенностей контрольнооценочной деятельности учителя.
Согласно учебному плану на изучение математики отводится в 6 классе 170 часов(5 часов в неделю), в том числе 12 контрольных работ.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Математика: 56 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.:
ВентанаГраф, 2014 г.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Контрольные работы 6 класс
Контрольная работа №1 по теме: Делимость натуральных чисел
Контрольная работа №2 по теме: Сравнение, сложение и вычитание дробей.
Контрольная работа №3 по теме: Умножение дробей.
Контрольная работа №4 по теме: Деление дробей.
Контрольная работа №5 по теме: Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел.
Контрольная работа №6 по теме: Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность
случайного события.
Контрольная работа №7 по теме: Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел.
Контрольная работа №8 по теме: Сложение и вычитание рациональных чисел.
Контрольная работа №9 по теме: Умножение и деление рациональных чисел.
Контрольная работа №10 по теме: Решение уравнений и задач с помощью уравнений.
Контрольная работа №11 по теме: Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.
Контрольная работа №12 по теме: Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса.
9 10 п/п №
раздел
а,
урока
Тематическое планирование
Название темы раздела, темы урока
Глава 1. Делимость натуральных чисел – 17ч.
Количе
ство
часов
Дата проведения
планируемая/фак
тическая
12
35
68
9
Делители и кратные
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
Признаки делимости на 9 и на 3
Простые и составные числа
1012 Наибольший общий делитель
1315 Наименьшее общее кратное
16
17
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел»
Глава 2. Обыкновенные дроби 38ч.
Сокращение дробей
1819 Основное свойство дроби
2022
2325 Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей
2630
Сложение и вычитание дробей
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание
дробей»
31
3236 Умножение дробей
3739 Нахождение дроби от числа
40
41
Контрольная работа №3 по теме «Умножение дробей»
Взаимно обратные числа
Деление дробей
4246
4749 Нахождение числа по значению его дроби
50
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные.
03.09, 04.09
05.09, 06.09, 07.09.
2
3
3
1
3
3
1
1
2
3
3
5
1
5
3
1
1
5
3
1
11 51
5253
54
55
Бесконечные периодические десятичные дроби
Десятичное приближение обыкновенной дроби
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа №4 по теме «Деление дробей»
Глав3. Отношения и пропорции 28ч.
5657 Отношения
5861 Пропорции
6264 Процентное отношение двух чисел.
65
Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное
отношение двух чисел»
Деление числа в данном отношении
6667 Прямая и обратная пропорциональные зависимости
6869
7071 Окружность и круг
7274
75
Длина окружности. Площадь круга
Цилиндр, конус, шар
Диаграммы
Случайные события. Вероятность случайного события
7677
7880
8182 Повторение и систематизация учебного материала
83
Контрольная работа № 6 по теме «прямая и обратная пропорциональные
зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»
Глав 4. Рациональные числа и действия над ними 70ч.
8485 Положительные и отрицательные числа
8688 Координатная прямая
8990 Целые числа. Рациональные числа
9193 Модуль числа
1
2
1
1
2
4
3
1
2
2
2
3
1
2
3
2
1
2
3
2
3
12 9497
98
Сравнение чисел
Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа. Сравнение
рациональных чисел»
Свойства сложения рациональных чисел
99102 Сложение рациональных чисел
103
104
105
109
110
Вычитание рациональных чисел
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных
чисел»
Умножение рациональных чисел
. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел.
Коэффициент.
Коэффициент. Распределительное свойство умножения
Деление рациональных чисел
Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных
чисел»
Решение уравнений
Решение задач с помощью уравнений
Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и решение задач с
помощью уравнений»
Перпендикулярные прямые
Осевая и центральная симметрии
111
114
115
117
118
122
123
126
127
128
131
132
136
137
138
140
141
143
4
1
4
2
5
1
4
3
5
4
1
4
5
1
3
3
13 144
145
146
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
Параллельные прямые
Координатная плоскость
Графики
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные
прямые. Координатная плоскость. Графики»
2
3
2
2
1
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса 17
Признаки делимости.
НОД и НОК чисел.
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Нахождение дроби от числа.
Нахождение числа по значению его дроби.
Отношения и пропорции.
Отношения и пропорции.
Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел.
Умножение и деление рациональных чисел.
Действия с рациональными числами.
Решение уравнений.
Решение уравнений.
Решение задач с помощью уравнения.
Решение задач с помощью уравнения.
Координатная плоскость.
Итоговая контрольная работа №12 за курс математики 6 класса
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
03.05
04.05
07.05
08.05
09.05
10.05
11.05
14.05
15.05
6.05
17.05
18.05
21.05
22.05
23.05
24.05
14 170
Анализ контрольной работы. Обобщающий урок.
1
25.05
15 Учебнометодическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса при реализации данной программы
Учебнометодический комплекс учителя:
1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана
Граф, 20132014.
2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2014.
3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1, №2, №3 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2014.
4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2014.
Учебнометодический комплекс ученика:
Математика. 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. М.: ВентанаГраф, 2014.
Оборудование.
1.Автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, проектор.
16
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.