Рабочая программа направлена на обеспечение интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки обучающихся к продолжению образования, позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования.Рабочая программа по математике "Избранные вопросы" для 9 класса
БольшеЛомовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _______________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
объединения платных образовательных услуг
по математике в 9 классе
«Избранные вопросы математики»
Разработчик программы: Першина Т.Г.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________ О.В.Старчикова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность курса.
Данная программа позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному
курсу, развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих
универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов,
способствует осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же
могут учитываться при формировании профильных 10 классов, развивает умение
применять знания в практической жизни и в смежных областях.
Цели курса.
Углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету,
развитие их математических способностей, привитие школьникам навыков научно
исследовательского характера,
потребности к самостоятельным занятиям
математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Расширение и углубление представлений учащихся о математических задачах.
Систематизация, углубление и обобщение полученных знаний в процессе изучения
курса.
Задачи.
формирование математического стиля мышления;
формирование умений проводить аргументированные рассуждения, делать
логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от
недоказанных, аргументировать суждения;
формирование умений использовать математические знания, алгебраический и
геометрический аппарат для решения задач.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении в 9 классе
является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как: урок
– изучение нового материала; урок – решения задач; урок систематизации и коррекции
знаний; урок – практикум и др.
Для реализации рабочей программы в 9 классе используются следующие
технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии,
технология развивающего обучения, технологии личностноориентированного обучения.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение
тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, работа с
таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, самостоятельных и
контрольных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:методы проверки правильности решения заданий;
методы решения различных видов уравнений и неравенств;
основные приемы решения текстовых задач, а также проверки правильности ответов;
элементарные методы исследования функции;
методы решения геометрических задач.
Учащиеся должны уметь:
проводить преобразования в степенных, дробнорациональных выражениях;
решать уравнения и неравенства различного типа;
применять свойства арифметической и геометрической прогрессий;
решать различные текстовые задачи;
использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, практической
деятельности.
уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение,
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости
между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных
материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
№
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Количество
часов
Примечание
1. Арифметика
2. Алгебра
3.
4.
Геометрия
Решение задач по всему курсу.
Итого
14
24
8
4
50
Содержание
I Арифметика (14 ч.)
Тема № 1. Натуральные числа (14 ч.)
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным
показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия
над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными иотрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный
корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
II Алгебра (24 ч.)
Тема №2. Буквенные выражения (4 ч.)
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной.
Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами.
Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с
алгебраическими дробями.
Тема №3. Уравнения. Системы уравнений (8 ч.)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное
уравнение и способы его решения. Дробно рациональное уравнение. Уравнения с модулем.
Системы уравнений и способы их решений. Текстовые задачи.
Тема №4. Неравенства (4 ч.)
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных
неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5. Прогрессии (4 ч.)
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п члена и суммы п членов
арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6. Функции и графики (4 ч.)
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.
Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
III Геометрия (8 ч.)
Тема № 7. Треугольники (2ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний
треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников.
Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.
Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Тема № 8. Многоугольники (2 ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь
параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции.
Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
Тема № 9. Окружность (2 ч.)
Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.
Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных и центральных углов. Углы между хордами,
касательными и секущими. Длина окружности. Площадь круга.
Тема № 10. Окружность и треугольники, четырехугольники (2 ч.)
Окружности, вписанные и описанные около треугольников, четырехугольников. Площади
треугольников, четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей.
Решение задач по всему курсу. (4 ч.)
Литература
1. Галицкий, М. Л. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов. Учебное пособие для
учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/ М.Л. Галицкий, А.
М. Гольдман, Л. И. Звавич – Москва: Просвещение, 1992. – 230 с.
2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учебное
пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1991.3. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов / под ред. И.В.
Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016 224 с
4. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов / под ред. И.В.
Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017 224 с.
5.
http://fipi.ru/ogeigve9
6. http://mathgia.ru/
7. http://www.reshuege.ru/
8. http://alexlarin.net/
БольшеЛомовисский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
объединения платных образовательных услуг
по математике в 9 классе
«Избранные вопросы математики»
(50 часов, 2 часа в неделю)
учителя математики
Першиной Татьяны Георгиевны2017 – 2018 учебный год
Тема урока
Дата проведения
Примечание
1.АРИФМЕТИКА
по плану
фактически
Тема № 1. Натуральные числа
Натуральные числа. Действия над
натуральными числами
Делимость чисел. Простые и составные
числа. НОД и НОК.
Дроби. Действия с дробями
Положительные и отрицательные
числа. Действия с положительными и
отрицательными числами.
№
урок
а
12
34
56
78
910
Определение степени с натуральным и
целым показателями. Свойства степени.
1112 Арифметический квадратный корень.
Иррациональные числа.
Действительные числа.
Преобразование, выражений,
содержащих корни.
1314 Процент. Задачи на проценты
II Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения
1516 Допустимые значения выражения.
Подстановка
выражений вместо переменных.
Преобразование алгебраических
выражений
1718 Действия над многочленами. Формулы
сокращенного умножения.. Действия с
алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системыуравнений
1920 Уравнения с одной переменной.
Корень уравнения. Линейное,
квадратное уравнения.
2122 Дробнорациональные уравнения
2324 Уравнения с модулем.
2526 Текстовые задачи
Тема №4 Неравенства. Системы
неравенств
2728 Числовые неравенства. Свойства
неравенств. Неравенство с одной
переменной. Решение неравенств
2930 Линейные, квадратные неравенства.
Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии
3132 Арифметическая и геометрическая
прогрессии. Формула общего члена
прогрессии.
3334 Сумма n – членов арифметической и
геометрической прогрессии
Тема №6 Функции и графики
3536 Функция. Способы задания функции .
Область определения и значения
функции. Монотонность функции
3738 График функции. Линейная,
квадратичная функции. Обратная
пропорциональность.
III Геометрия
Тема №7 Треугольники
3940 Признаки равенства и подобия
треугольников. Решение треугольников.
Теорема Пифагора. Теорема синусов и
косинусов. Площадь треугольника.
Тема №8 Многоугольники
4142 Виды многоугольников. Площадь
параллелограмма. Средняя линия
трапеции. Площадь трапеции.
Правильные многоугольники.
Тема №9 Окружность
4344 Свойства дуг и хорд. Свойства
вписанных и центральных углов. Длина
окружности. Площадь круга.
Тема №10 Окружность и
треугольники, четырехугольники
4546 Окружности, вписанные и описанныеоколо треугольников,
четырехугольников. Площади
треугольников, четырехугольников,
вписанных и описанных около
окружностей.
4750 Решение задач по всему курсу