Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2017
Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс
Рабочая программа ОПК 4 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.     Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной  социально­педагогической потребностью обновления содержания социально­гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской  школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной  культуре в учебно­воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах  России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно­нравственных основ обучения и  воспитания детей и молодежи в нашей стране.    Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. Особенно ­ требований  обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной  современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из  основных задач деятельности российской общеобразовательной школы ­ задачу социализации учащихся в современном российском обществе и  интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей к  православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования  человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.     Предмет «Основы православной культуры» проводится по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры». Предмет является  культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу  религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.   Основные культурологические понятия учебного предмета – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность». Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ­ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному  нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.    Основные задачи: ­ знакомство с основами православной культуры; ­ развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей; ­ обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих основ; ­ развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.    Учебный предмет создаѐт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой  культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально­ государственного, духовного единства российской жизни.     Учебный предмет формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: ­ ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; ­ системы связей, между другими учебными предметами. ­ знакомство с основами религиозной морали; ­ формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; ­ осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в  Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 класса, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён,  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.       При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались  принципы: научность, доступность, культуросообразность. • отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у  школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие  Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре. • событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов. • гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и  культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно­исторического наследия  России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого  культурно­исторического наследия. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.    Личностные результаты: ­ формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; ­ развитие этических чувств; ­ воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости; ­ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ­наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    Метапредметные результаты: ­ формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; ­ адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий; ­ осуществлять информационный поиск; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;    Предметные результаты: ­ знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; ­ знакомство с основами религиозной морали; ­ формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России; ­ осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Материально­техническое оснащение: 1. А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4­5 классы. М., «Просвещение»,  2012 г. 2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература. 3. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5  классы. 4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные  презентации, тематически связанные с содержанием курса. 5. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4­5 класс. ­ М.: Просвещение, 2014 г. КОНТРОЛЬНО ­ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно­нравственного развития: Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Показатели Нравственные  чувства Планируемые результаты образовательной деятельности Низкий уровень Имеет представления о базовых  гуманистических, духовно­ нравственных ценностях, знает    нравственные   правила, принципы,  нормы этики, но не всегда проявляет  эмоциональную отзывчивость,  критичную нравственную самооценку,  затрудняется в правильной  аргументации различных точек зрения  на безнравственные поступки,  проявлении положительных и  нравственных чувств в ситуациях  Средний уровень Позитивно относится к базовым  ценностям общества. Самостоятельно  контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе  нравственных правил, способен  тормозить безнравственные  (нежелательные) действия во  взаимоотношениях с другими людьми  на основе нравственной самооценки и  самопроверки, самостоятельно и  правильно аргументирует  свою точку зрения, оценивая свои и  Высокий уровень Сформировано осознанное ценностное  отношение к России, своему народу,  краю, государственной символике,  законам РФ, русскому и родному  языку, уважительно относится к  народным традициям, защитникам  Родины, старшему поколению,  родителям, имеет опыт  переживания высоких нравственно­ этических чувств, искренне  проявляет положительные  нравственно­этические чувства  в  обсуждении вопросов духовно­ Нравственная  позиция Нравственное  поведение высокого эмоционального напряжения. чужие поступки, стремится к  Преимущественно при поддержке  учителя в игровой форме и беседах  проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к  идеям добра и справедливости в  фольклорной и художественной  литературе. При этом с целью решения  познавательных задач бессистемно  использует   различные   способы    поиска  информации   по нравственной  тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках. проявлению нравственных поступков  и осуждает и безнравственные. Активно интересуется знаниями о  нравственных нормах и ценностях,  идеями добра и справедливости в  фольклорной и художественной  литературе, систематически  использует   различные   способы    поиска  информации   по нравственной  тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках. Самостоятельно выполняет  творческие работы, посещает  факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно­нравственной  тематики. В основном выполняет правила  нравственного поведения на основе  понимания их необходимости,  проявляет   желание,   стремление    делать   людям добро и не причинять  зла, неудобства, неприятности.  Преимущественно под  непосредственным руководством  учителя  участвует в просмотре  кинофильмов и другой  внеурочной и   внешкольной коллективной  деятельности гражданского и  историко­патриотического  Всегда выполняет правила  нравственного поведения на основе  понимания их необходимости,  проявляет   желание,   стремление    делать   людям добро и не причинять  зла, неудобства, неприятности.  С желанием участвует в  туристической деятельности,  краеведческой работе,  просмотре  кинофильмов,  путешествиях по  историческим и памятным местам,  сюжетно­ролевых играх гражданского  и историко­патриотического  нравственной культуры народов  России. Проявляет повышенный интерес к  урокам духовно­нравственной  культуры народов России, внеурочной  и внешкольной деятельности по  вопросам, гражданского и  патриотического воспитания.  Проявляет интерес к общественным  явлениям и межкультурной  коммуникации, активно обсуждает  вопросы нравственного поведения и  основ религиозной культуры с  родителями, учителем и другими  участниками воспитательного  процесса. Самостоятельно выполняет  творческие работы, участвует в  организации и привлекает  одноклассников к проведению  внеурочных мероприятий, акций  милосердия, выставок творческих  работ и т.п. Является образцом нравственного  поведения. Инициирует и активно  участвует в сюжетно­ролевых играх,  литературно­музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях  духовно­нравственной  направленности. Проводит беседы,  экскурсии для младших школьников  по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням  и духовной культуре Отечества. Как правило, активно участвует в  поисковой деятельности, различных содержания. Вместе с тем иногда  допускает безнравственные поступки.  содержания под руководством  учителя. Ответственно относится и  обязательно выполняет творческие  задания интеллектуальных, творческих  ученических конкурсах и нередко  является победителем.   К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно­нравственного развития  школьников, можно отнести: способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 4 класса; личные достижения учащихся и класса в целом; самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности; работу ученика в паре, малой группе детей; заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа  предельной дифференциации умений; творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его  презентацию. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.     Тема I. 1. II 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни  человека и общества. Россия – наша  Родина Основы православной культуры Культура и религия Человек и Бог в православии Православная молитва Библия и Евангелие Проповедь Христа Христос и его крест Воскресение Христа. Празднование Пасхи Православное учение о человеке Совесть и раскаяние Заповеди Милосердие и сострадание Золотое правило этики Храм Внеурочная работа Количество часов 1 1 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Экскурсия в православный храм Посещение храма 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. III 30. 31. 32. 33. 34. Икона Творческие работы учащихся Подведение итогов Как христианство пришло на Русь Подвиг Заповеди блаженств Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина Православие о Божием суде Таинство причастия Монастырь Отношение христианина к природе Христианская семья Защита Отечества Христианин в труде Духовные традиции многонационального народа Любовь и уважение к Отечеству Подготовка творческих проектов Подготовка творческих проектов Выступление учащихся со своими творческими работами:  «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни  человека и общества», «Памятники религиозной культуры в  моём селе» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами:  «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в  благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка –  защитник Родины», «Мой друг»  и т.д. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 34 Примерные темы творческих работ. Темы сочинений: «Как я понимаю православие» «Что такое этика?» «Значение религии в жизни человека и общества» «Православный храм как произведение архитектуры» «Экскурсия в православный храм» «Православные святыни» «Шедевры православной культуры» «Православные праздники» «Крещение Руси как начало великой русской культуры» «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?» «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?» «Возможен ли подвиг в мирное время?»  «Мое отношение к людям» «Мое отношение к России» «С чего начинается Родина»  «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий» Темы исследовательских работ: Как христианство пришло на Русь Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным. Русские святые­воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2016/2017 Вариант: /Основы православной культуры./4 класс/основы православной культуры. 4 класс Общее количество часов: 34 № уро ка Тема урока Кол -во час ов Содержание урока Программное и учебнометодич еское обеспечение (Материалы, пособия) Домашнее задание Подробно сти урока Предметно - информационна я составляющая (знать, понимать) Раздел 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 ч 1. 1 Россия – наша Родина. Наша Родина – Россия, ее многонациональ ное население, история, культурные и духовные традиции. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Написать сочинение «С чего начинается Родина?» Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Деятельностно коммуникативн составляющая (общеучебные и предметные - ая умения) Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Ценностно - ориентационн составляющая ая Нравственно- эстетическое оценивание понятия Родина. Педагогическ ие условия и реализации средства ГОСа Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны м материалом, самостоятельна я работа с источниками информации, творческие задания, подготовка Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Раздел 2: Основы православной культуры. - 28 ч 2. Культура и религия. 1 Человек и его духовный мир. Взаимосвязь религии, истории и культуры. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить рассказ "Что такое культура?", "Что такое религия?" 3. Человек и Бог в православии . 1 4. Православн ая молитва. 1 Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «Отче наш». Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить ответ на вопрос «Что значит быть православным человеком?» Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить рассказ "Что такое молитва?" Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века. Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков. Ценить и принимать ценности. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: уметь договариваться, вести дискуссию. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Беседа, комментирован ное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративны м материалом, самостоятельна я работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. Беседа, работа в группах, взаимооцениван ие, подготовка творческой беседы с членами семьи. «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое е: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Ценить и принимать ценности. Нравственно- эстетическое оценивание. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. 5. Библия и Евангелие. 1 Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить сообщения на тему «Кто такие христиане?» 6. Проповедь Христа. 1 Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». Проповедь Иисуса Христа во время Его земной жизни (Чему учил Христос). Нагорная проповедь. Духовные сокровища человека. 7. Христос и его Крест. 1 Боговоплощени е. Бог есть Любовь. Рождество Христово. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Нарисовать православный крест. 8. 1 Воскресение Христа. Празднован ие Пасхи. Воскресение Христа. Празднование Пасхи. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху». богатство христиане считают истинным и вечным. Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение »), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Нравственно- эстетическое оценивание. Самостоятельна я работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Нравственно- эстетическое оценивание. Участие в учебном диалоге. Самостоятельна я работа с источником информации. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: уметь вести дискуссию. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 9. Православн ое учение о человеке. 1 Душа человека. Образ Божий в человеке. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. 10. Совесть и раскаяние. 1 Добро и Зло. Грех. Отречение Петра. Совесть. Покаяние. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Написать мини- сочинение на тему «Когда на душе светло и радостно». Сочинить мини-рассказ на темы «Как исправлять ошибки?» или «Спешить делать добро». Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге. Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческ их норм. Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативны е: умение согласованно выполнять совместную деятельность. Регулятивные: оценка нравственных норм. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативны е: сотрудничать в совместном решении проблемы. Ориентироваться в нравствен ном содержании и смысле своих и чужих поступков. Работа с текстом и презентацией. Личностное переживание. Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему. 11. Заповеди. 1 12. Милосердие и сострадание . 1 Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Написать мини- сочинение на тему «Ближний для меня – это…» 10 Заповедей Моисея. Различение добра и зла, этика, блаженство, царство небесное, миротворец. Значение слова «милосердие». Притча о добром самарянине. Любовь к ближнему. Христианское понимание слова «ближний». Милостыня. 13. Золотое правило этики. 1 14. Храм. 1 Как поступать с людьми. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Устройство и назначение храма. Молитва в храме. Икона. Иконопись. Икона, иконостас, Царские врата, алтарь. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Составить свои правила этики. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Повторить, как устроен православный храм. плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно- славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческ их норм. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. Ценить и принимать ценности. Урок-экскурсия. Беседа, устный рассказ на тему, участие в учебном диалоге. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме и для чего они нужны. Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Ценить и принимать ценности. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. 15. Икона. 1 Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Выяснить, Богоматерь – это Бог или человек? Узнать, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначен ы? 16. Творческие работы учащихся. 1 Творческие работы учащихся. Учебник, рабочая тетрадь. Подобрать иллюстративн ый материала к творческим работам. 17. Подведение итогов. 1 Творческие работы, экскурсия, праздничный проект. Учебник, рабочая тетрадь. Повторить основные термины по пройденным темам. Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. Выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. Знать: Как готовятся ответы на вопросы. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение слышать, слушать и понимать партнера. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение слышать, слушать и понимать партнера. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Презентация творческих работ. 18. Как христианств о пришло на Русь. 1 Крещение Руси. Церковь (как храм и как сообщество верующих людей). Таинства православной Церкви. Таинство Крещения. Святая Русь. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить устное выступление на тему "Как изменилась жизнь киевлян после их крещения". 19. Подвиг. 1 Христианское понимание подвига. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Выяснить у родителей, совершали ли они подвиги ради кого-то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах. 20. Заповеди блаженств. 1 Заповеди Блаженств во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить устный ответ на тему «Как я понимаю выражение информацией. Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли. Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно- Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение слышать, слушать и понимать партнера. Нравственно- эстетическое оценивание. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческ их норм. Групповая работа с источниками информации. Регулятивные : саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой Ценить и принимать ценности. Работа с текстом и презентацией. 21. Зачем творить добро? 22. Чудо в жизни христианин а. 1 1 Подражание Христу. Радость святых. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Святая Троица. Христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. «мир в душе». Познакомить своих родителей с духовно- нравственным и понятиями и вместе объяснить слова Христа «Даром приняли – даром давайте». Подготовить сообщения на тему «Чудеса Иисуса Христа». информации. Коммуникативны е: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: понимать значение добра и зла. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативны е: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношени я с окружающими. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Личностное переживание, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. 23. Православи е о Божием суде. 1 Евангельская притча о Божием суде. Легенда о Христофоре. Жизнь и смерть в христианском понимании. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Вместе с родителями перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. 24. Таинство Причастия. 1 Тайная вечеря. Христианские таинства в православии. Таинство Причастия. Литургия. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить устный рассказ, в чём главное назначение Церкви. 25. Монастырь. 1 Монашество и монахи. Жизнь в монастыре. Врач Валентин Войно- Ясенецкий (монах св. Лука). Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подбрать вместе с родителями изображение монастыря и приготовить о нём рассказ. самом себе и своих одноклассниках. Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие, творение добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Личностное переживание. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Групповая работа с источниками. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Ценить и принимать ценности. Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношени я с окружающими. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным, забота о них. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье е: умение слышать, слушать и понимать партнера . Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Беседа, комментирован ное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность). Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. 26. Отношение христианин а к природе. 1 Познание мира и труд. Ответственност ь за мир. Христианское отношение к животному миру, природе. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах, и как вы за ними ухаживаете. 27. Христианска я семья. 1 Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Подготовить рассказ о православных семейных ценностях. Создание семьи. Таинство брак, обряд венчания. Рождение детей. Отношения в семье, семейные традиции. 28. Защита Отечества. 1 Справедливые войны. Святые защитники Родины. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. 29. Христианин в труде. 1 Творение Богом мира. Заповедь труда первым людям в Раю. Грехопадение. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. Нарисовать дерево добрых дел. обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?" Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России. Групповая работа с источниками. Нравственно- эстетическое оценивание. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Регулятивные : саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: выражение своих мыслей. Раздел 3: Духовные традиции многонационального народа. - 5 ч 30. Любовь и уважение к Отечеству. 1 Любовь к Родине и служение ей. Патриотизм. Учебник, презентация, рабочая тетрадь. 31. Подготовка творческих проектов. 1 Выбор и обсуждение с учителем тем проектов. Учебник, презентация, проекты. 32. Подготовка творческих проектов 1 Редактирование проектов учащихся. Учебник, презентация. Подготовить сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Редактирован ие, обсуждение с родителями, подбор иллюстративн ого материала к творческим работам. Редактирован ие, обсуждение с родителями, подбор иллюстративн ого материала к творческим работам. своей Родины. Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативны е: сотрудничать в совместном решении задачи. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществлтьт поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативны е: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя . Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Беседа, комментирован ное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративны м материалом. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Совместно с учителем выбор темы творческой работы. выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Коммуникативны е: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя . Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: участвовать в диспутах и учиться слушать собеседника. Воспитание доброжелательн ости и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативны е: участвовать в диспутах и учиться слушать собеседника. Воспитание доброжелательн ости и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Презентация творческих работ. Презентация творческих работ. 1 1 Выступления учащихся. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Выступления учащихся. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Презентации учащихся. Задания нет. Презентации учащихся. Задания нет. 33. 34. Выступлени е учащихся со своими творческим и работами: «Как я понимаю православие », «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём селе» и т.д. Выступлени е учащихся со своими творческим и работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучи е и процветани е Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс

Рабочая программа по модулю "Основы православная культура" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017