Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл—5 кл
17.02.2017
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях». Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях. Материал изучается на базовом уровне в 4-5 классах, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 4-5 КЛАСС С УУД.docx
Календарно­тематическое планирование модуля «Основы светской этики» Тема  урока        Тип урока № п/п Элемент содержания                                        Планируемые результаты           Предметные результаты      Научится Получит  возможность   научиться Личностные и  метапредметные  результаты         Дата     проведения План Факт      1 2 3 Блок №1  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час) Россия –  наша  Родина Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Россия. Родина. Патриот.  Отечество. Столица.  Президент. Государственные  символы. Духовный мир  человека. Культурные  традиции ­ богатство нашей  страны. узнавать  государственную  символику РФ,  проявлять уважение  к народам,  населяющим Россию, к их истории и  культуре. принимать  нравственные  ценности:   Отечество, долг,  нравственность,  миролюбие, как  основы культурных традиций  многонациональног о народа России. ЛУУД:  формировать  основы российской гражданской  идентичности,  чувства гордости  за свою Родину. РУУД: осознавать этапы организации  учебной работы. Блок №2 Основы светской этики (28 часов) Что та кое све тская этика? Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Мораль и куль тура Изучение и  первичное  закрепление новых  Понятие этика. Наука  этика. Область изучения  этики ­ мораль.  Основатель науки этика.  Религиозная и светская  этика. Понятие культура.  Культура ­ вторая  природа. Материальная и  первоначальным  представлениям о свет­ ской этике. понимать значение  этики в выстраива нии конструктивных  отношений в общес тве. первоначальным  представлениям об основах светской понимать значение  морали и культуры в  РУУД: овладевать способностью  принимать и  сохранять  цели и задачи  учебной  деятельности,  находить средства  её осуществления. знаний и способов  деятельности Особен ности  морали  Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности духовная культура.  Особый вид духовной  культуры ­ мораль.  Сущность  понятия  ­культурный человек и  культура поведения.  Особенности морали.  Мораль ­ система норм и  ценностей. Моральные  нормы. Мораль и жизнь в  обществе. Добро  и зло Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Главные моральные  понятия ­ добро и зло.  Составляющие понятия   зло.  Нравственная  ценность ­ добро.  Стремление к добру ­  цель человеческой  морали.  Добро и зло Закрепление  знаний и способов  деятельности. Изменение представлений о   добре   и   зле   в   ходе исторического развития. 4 5 6 морали.  жизни людей и  обществе. осознавать  прочитанный  и  услышанный текст,  соотносить поступки героев с моральными и нравственными  нормами, делать  выводы. понимать и  принимать  значение  нравственных норм для достойной  жизни личности. чувству  ответственности   за себя и своих  близких. понимать чувства  других людей,  сопереживать  и  помогать  им. формулировать  собственное мнение  и позицию. учитывать другое  мнение и позицию,  стремиться к  координации  различных позиций в сотрудничестве. осознавать  прочитанный  и  услышанный текст,  соотносить поступки героев с  нравственными  нормами, делать  выводы. 7 Добро Изучение и  Добродетель   и   порок строить сообщения в преобразовывать  ПУУД:  овладевать  логическими  действиями  сравнения,  установления  аналогий и  причинно­  следственных  связей, построений  рассуждений. ЛУУД: формировать  основы для принятия  культурных традиций  сво ей страны. ЛУУД:  воспитывать  доброжелательност ь и эмоционально­  нравственную  отзывчивость КУУД:  участвовать в  диалоге; слушать и  понимать других,  высказывать свою  точку зрения на  события, поступки.  РУУД: овладевать  способностью  принимать и  сохранять цели и детель  и порок первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности понятий. сущность   Человеческие   пороки. Добродетельный   человек, каков он?  устной и письменной форме. практическую зада чу в познавательную. 8 9 10 Добро детель и порок Закрепление  знаний и способов  деятельности. Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Свобо да и  мораль ный вы бор че ловека Свобода  и ответ ствен ность Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Понимание сущности   добродетели философом  Аристотелем.  Добродетель и порок ­   две противоположные  характеристики личности. Сущность понятий   свобода и моральный  выбор. Связь свободы с  моральным выбором.  Выбор между  нравственным и  безнравственным  поведением.  Сущность понятия  ответственность.  Взаимосвязь свободы  человека с  ответственностью.  Ответственность человека за совершаемые действия. 11 Мораль ный  долг Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Понятие моральный долг.  Особенность морального  долга. Моральные  обязанности человека в  обществе. анализировать изуча­ емые объекты с  выделением  существенных   признаков. осознавать ценность  нравственности и  духовности в  человеческой жизни. проявлять творчес кую инициативу,  самостоятельность  в групповой работе. строить сообщения в устной и письменной форме.  анализировать  изучаемые объекты с выделением  существенных  признаков. учитывать другое  мнение и позицию,  стремиться к коорди нации различных пози­ ций в сотрудничестве. сформировать  внутреннюю  установку  личности  поступать согласно своей совести. задачи учебной  деятельности, а  также находить  средства её  осуществления. ПУУД: обобщать  сведения, делать  выводы, проводить  сравнения на  текстовом  материале.     ЛУУД: развитие само­ стоятельности и лич ной ответственности  за свои поступки на  основе представлений о  нравственных нормах,  социальной  справедливости. ПУУД: обобщать  сведения, делать вы­ воды, проводить  сравнения на тексто вом материале. 12 Спра Изучение и  Сущность понятия  формулировать  РУУД: развитие ведли вость  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Альтру изм и эгоизм Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности справедливость. Признаки справедливости.  Моральные правила  поведения  соответствующие  принципам  справедливости.  Сущность понятий  альтруизм и эгоизм.  Понятие разумный  эгоизм. Дружба Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Человеческие отношения  в обществе. Понятие  дружба и её  составляющие ценностные черты.  Что  значит  быть  мораль ным?  Подве дение   итогов Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Урок обобщения и  систематизации  знаний и способов  деятельности. Рассмотрение светской  этики вопроса «Что  значит быть моральным?» Индивидуальные  консультации, сбор  материала 13 14 15 16 собственное мнение  и позицию. передать главное из  прочитанного и  прослушанного текста. работать со  словарём.   понимать и прини мать значение мо­ рально ответствен­ ного поведения в  жизни человека и  общества. проявлять творчес кую инициативу,  самостоятельность  в групповой работе. оценивать характер  взаимоотношений лю­ дей с позиции развития  этических чувств,   понимания чувств дру гих людей и сопере живания им. работать со  словарём.   анализировать ответ. этических чувств как  регуляторов мораль ного поведения. КУУД: готовность  слушать собеседни ка, вести диалог, приз­ навать существование  различных точек зре ния и права каждого  иметь свою собствен­ ную ЛУУД: формирование  моральной самооцен­ ки, ориентации  на  моральные нормы  и их выполнение. РУУД: осуществлять  пошаговый и итого вый самоконтроль  результатов  деятельности. излагать свое мнение по поводу значения  православной  культуры в  жизни  людей и   общества. осуществлять плани­ рование своей и кол­ лективной деятель ности на основе осоз­ наваемых целей,  намечать новые це ли. ПУУД: уметь  осуществлять  информационный  поиск для  выполнения  учебных заданий РУУД: определять 17 18 19 20 Подве дение  итогов  Урок   проверки   и оценки   знаний   и способов деятельности. Оценка   учащихся. деятельности при контроле своей  работы уметь обраща­ ться к различным  источникам информации. давать оценку и  анализировать ответ. проявлять творческ­ ую инициативу,  самостоятельность  в групповой работе общие цели и пути  её достижения,  уметь договориться о распределении  ролей в совместной деятельности. Род и семья –  исток нравст венных отноше ний в  исто рии че ловече ства  Нравст венный посту пок  Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Понятия род, семья и  родословная. Семейные  роли и обязанности.  Задачи рода и семьи.  самостоятельно  обращаться к  вопросам, заданиям  учебника и  материалам  приложения. сформировать  внутреннюю  установку  личности  поступать  согласно своей  совести. Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Главные вопросы в этике.  Поступок, его оценка,  управление поступками.  Нравственный поступок и его признаки. грамотно  формулировать  вопросы. самостоятельно  обращаться к  вопросам, заданиям  учебника и  материалам  приложения. КУУД: Излагать  своё мнение и  аргументировать свою  точку зрения и оценку  событий. ЛУУД: развивать  эстетические  чувства как  регуляторов  морального  поведения. ПУУД: обобщать  сведения, делать вы воды, проводить срав­ нения на текстовом  материале.   Золотое  прави ло нрав ствен Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Трактовка золотого  правила нравственности.  Применение золотого  правила в жизни. формулировать  собственное мнение  и позицию. учитывать другое  мнение и позицию, ности 21 22 Стыд, вина и изви нение   Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Понятия стыд, вина и  извинение. Чувство вины  и раскаяние. Чувство  вины и извинение.  Извинение и прощение. Честь и достоин ство  Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Качества, помогающие  определять нравственную  ценность человека.  Сущность понятий честь и достоинство. стремиться к  координации  различных позиций в сотрудничестве. оценивать характер  взаимоотношений  людей с позиции  развития этических  чувств,  понимания  чувств  других  людей и  сопереживания им. отвечать на вопросы  по содержанию  текста, соотносить  впечатления со  своим жизненным  опытом. чувствам нравственности,  основанных на  свободе совести и  духовных  традициях народов России.  23 Со весть Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Понятие совесть.  Различия понятий стыд и  совесть. Внутренний  судья человека.  адекватно восприни мать предложения и  оценку учителя, това рищей 24 Образ цы нравст венно сти  Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Смелые и сильные  защитники Отечества ­  богатыри. Правила  честного поединка.  Важнейшая добродетель  воинской дружбы ­  формулировать  собственное мнение  и позицию. понимать и прини мать значение мо рально ответствен ного поведения в  жизни человека и  общества.   ЛУУД: ценить и при­ нимать базовые  ценности: «добро», «родина»,  «семья»,  «мир», «настоящий  друг», «справедли вость», «понимать  позицию другого. ПУУД: овладевать логическими  действииями  сравнения,  установления  аналогий и  причинно­  следственных  связей, построений  рассуждений. ЛУУД: формиро вать основы для  принятия культурных  традиций своей  страны. 25 26 27 28 Закрепление  знаний и способов  деятельности. Образ цы  нравст венно сти  Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности Образ цы  нравст венно сти в  культу ре Оте чества Этикет Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  Семей ные пра здники Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности верность. Рыцари, джентльмены и  леди. Основные качества,  характеризующие рыцаря, джентльмена и  настоящую леди. Нормы ­ образцы  нравственного поведения  в культуре России ­  труженик, патриот, воин,  коллективист. Правила хорошего  поведения ­ этикет.  Сущность понятия.  Одежда и этикет.  Значение речи для  этикета. Правила этикета  для каждого. История праздников.  Значение праздников в  жизни людей и семьи.  Подарок и его выбор. 29 Жизнь челове ка –  высшая Изучение и  первичное  закрепление новых  знаний и способов  Сущность понятия  высшая ценность. Жизнь  как высшая ценность для  человека и его семьи. формулировать  собственное мнение  и позицию. учитывать другое мне­ ние и позицию, стре миться к координации  различных позиций в  сотрудничестве. понимать и  принимать  значение  нравственных норм для достойной  жизни личности.  оценивать характер  взаимоотношений  людей в различных  социальных группах  (семья, сверстники)  в т.ч. с позиции  развития этических  чувств,  доброжелательности и эмоционально ­  нравственной  отзывчивости, пони­ мания чувств других людей и  сопереживания им понимать и  принимать  значение морально  ответственного  поведения в жизни  человека и  общества. РУУД: развитие  этических чувств  как регуляторов  морального поведения. КУУД: готовность  слушать собеседника,  вести диалог, призна­ вать существование  различных точек зре ния и права каждого  иметь свою собствен­ ную деятельности нравст венная ценно сть  Комплексное  применение знаний и способов  деятельности.  30 31 Любовь и уваже ние к  Отече ству.  Патриот тизм  много нацио нально го и  много конфес сиона льного народа  России   Подго товка творче ских  проек тов Комплексное  применение знаний и способов  деятельности.  Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Духовные традиции.  Отечество. Любовь.  Уважение. Патриотизм. Любовь ­ основа нашей  жизни. Любовь ­ служение на благо Отечества. чувствам гордости  за  свою Родину,  героическое  прошлое России,  чувствовать  эмоциональную  сопричастность  подвигам и  достижениям её  граждан. понимать и осозна вать  ценность  нраственности и ду     ховности в челове ческой  жизни. ЛУУД:  воспитывать доверие  и  уважение к истории и культуре   Отечества. Индивидуальные  консультации, сбор  материала. Подготовка  сообщения по выбранным  темам. поиск необходимой  информации для  выполнения заданий. подготовка  сообщений и  проектов по  выбранным темам. вносить  необходимые  коррективы в  проявлять  самостоятельность  и инициативность в  решении  творческих задач,  находить  дополнительную  информацию  по  теме или проблеме осуществлять  РУУД: самостоя тельное создание  способов решения  проблем  творческого и  познавательного  характера. Вносить необходимые действия на основе  его оценки и учета  характера сделанных ошибок. участвовать в  диспутах: слушать  собеседника и  излагать своё  мнение. строить логическое  рассуждение,  включающее  установление  причинно­  следственных  связей. расширенный поиск  информации с  использованием ре сурсов сети Интернет. коррективы в свою деятельность в  зависимости от её  результатов. КУУД:  определять общую  цель и пути её  достижения, уметь  договариваться о  распределении  ролей в  совместной  деятельности. ПУУД:  осуществлять  поиск  необходимой  информации с  использованием  справочной и  дополнительной  литературы и  источников  Интернета.  Отбирать,  систематизировать  и фиксировать  информацию. Оценка деятельности  учащихся Урок обобщения и  систематизации  знаний и способов  деятельности  учащихся 32 Выступ ление  учащих ся со своими творче скими работа ми:  «Как я пони маю  правос лавие», «Как я пони маю бу ддизм», «Как я пони маю  иуда изм»,  «Что такое  этика?», «Значе ние ре 33 лигии в  жизни челове ка и об щества», «Памят ники ре лигиоз ной ку льтуры ( (в моем  селе,  городе)»  и т.д.     Выступ ление учащих ся со  своими творче скими  работа ми:  «Мое  отноше ние к  миру», «Мое  отноше ние к  людям»,  «Мое  Урок  комплексного  применения знаний и способов  деятельности  учащихся Оценка деятельности  учащихся участвовать в  диспутах: слушать  собеседника и  излагать своё  мнение. адекватно  воспринимать  предложения и  оценку учителя,  товарищей  выбирать наиболее эффективные  способы решения  учебной задачи, проявлять  самостоятельность  и инициативность в  решении учебных  (творческих) задач,  в т.ч. в подготовке  сообщений. соотносить  учебную  информацию с  собственным  опытом и опытом  других людей. отноше ние к   России»,  «С чего  начина ется Ро дина?», «Герои  России»,  «Вклад  моей  семьи в  благопо лучие и  процве тание  Отече ства  (труд,  ратный  подвиг,  творче ство и  т.п.)»,  «Мой  дедуш ка – за щит ник Ро дины»,  «Мой  друг» и  т.д. Оценка деятельности  учащихся участвовать в  диспутах: слушать  собеседника и  излагать своё  мнение. адекватно восприни мать предложения и  оценку учителя,  товарищей. понимать и  принимать значение нравственных норм  для достойной  жизни личности и  семьи. понимать и  принимать значение морально­  ответственного  поведения в жизни  человека и  общества.  понимать и  осознавать   ценность  нравственности и  духовности в  человеческой  жизни. 34 Урок обобщения и  систематизации  знаний и способов  деятельности  учащихся Презен тация  творче ских  прек тов на  тему:  «Диа лог ку льтур  во имя  гражда нского  мира и  согла сия»  (народ ное  творче ство,  стихи, песни,  кухня  народов  России  и т.д.)   Типы уроков 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 2 Закрепление знаний и способов деятельности. 3 Комплексное применение знаний и способов деятельности. 4 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 5 Проверка и оценка знаний и способов деятельности. 6 Коррекция знаний и способов деятельности.   Пояснительная записка В современном мире особое значение приобретают духовно­нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств   как   толерантность   и   уважение   к   другим   культурам,   готовность   и   способность   к   диалогу   и   сотрудничеству,   что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция « Духовно­нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа  2009 г. (Пр­2009 ВП­П44­4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях». Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений  о нравственных идеалах и ценностях. Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный  учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании   культурных   и   религиозных   традиций   многонационального   народа   России   и   уважении   к   ним,   а   также   к   диалогу   с представителями других культур и мировоззрений. Задачи:  Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;    Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; Формирование у младших школьников ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Преподавание   курса   будет   проходить   на   основе   системно­деятельностного   подхода   и   информационно­ коммуникативных технологий. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы:   Метод моральных дилемм и дискуссий  – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности   поведения   «героя»   выбрать   различные   варианты   ответов.   Метод   дает   возможность   школьникам   сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.  Эвристические методы  – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия   нового.   Позволяют   развивать   способности   человека,   вырабатывать   новые   продуктивные   идеи   или   их   сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.  Исследовательский метод  – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно   выделяют   гипотезу,   подтверждают   или   опровергают   ее,   исходя   из   известных   данных,   делают   выводы   и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.   Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. В программе нашли отражение современные виды моделей: Феноменологической Религиоведческой Развивающей инструментальной Диалогической Интеграционной      И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов: эвристические беседы; различные виды дискуссий  учебные и социальные проекты; уроки­экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные  викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские. Драматизация (театрализация) Интервью Составление словаря­глоссария Сочинения, эссе Создание галереи образов Ресурсный круг Методическое   обеспечение   курса   позволит     использовать  следующие  формы   работы   с   учащимися:  коллективную, групповую   (с   постоянным   и   меняющимся   составом   учащихся),     и   индивидуальную.  А   также   предусмотрена   подготовка   и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных. В   ходе   реализации   программы   предполагается   взаимопонимание   с   родителями   школьников.   Работа   с   родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер­классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия. Тематическое планирование. № темы Тема  Количест во часов I. 1 Введение.   Духовные   ценности   и   нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия  ­ наша Родина. II. Основы светской этики 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добро и зло Добродетель и порок Добродетель и порок Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг 1 1 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным?    16­17 Подведение итогов 18 19 20 21 22 23 Род   и   семья –   исток   нравственных   отношений   в истории человечества Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть 24­25 Образцы нравственности. 26 27 28 29 III. Образцы нравственности в культуре Отечества Этикет Семейные праздники Жизнь человека ­ высшая нравственная ценность Духовные  традиции  многонационального народа 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 5 России Любовь   и   уважение   к   Отечеству.   Патриотизм многонационального   и   многоконфессионального   народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление   учащихся   со   своими   творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам»,   «Как   я   понимаю   буддизм»,   «Как   я   понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление   учащихся   со   своими   творческими работами:   «Мое   отношение   к   миру»,   «Мое   отношение   к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»,   «Герои   России»,   «Вклад   моей   семьи   в благополучие   и   процветание   Отечества   (труд,   ратный подвиг,   творчество   и   т.п.)»,   «Мой   дедушка   –   защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д. Презентация  творческих  проектов  на тему  «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 30 31 32 33 34 Всего  1 1 1 1 1 34 Основное содержание модуля «Светская этика». Россия – наша Родина.  Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.  Государство в культуре Отечества.   Мораль   защитника   Отечества.   Порядочность.   Интеллигентность.   Трудовая   мораль.   Нравственные   традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. нравственности Образцы гражданина.     и     мораль     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Общие требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен: Знать/понимать:  Основные понятия религиозных культур  Историю возникновения религиозных культур  Историю развития различных религиозных культур в истории России  Особенности и традиции религий  Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь. Уметь:  Описывать различные явления религиозных традиций и культур  Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей  Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества  Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры  Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий  Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение  Готовить сообщения по выбранным темам. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.   Личностные, метапредметные и предметные результаты  Требования к личностным результатам:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей многонационального   российского   общества;   становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций;  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной   деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;   развитие доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в различных   социальных   ситуациях,  умения   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности;   поиска   средств   ее осуществления;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров,   осознанного   построения   речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность   существования   различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;  определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения,   умение   договориться   о   распределении   ролей   в   совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам:   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия ­ как основы религиозно­культурной традиции многонационального народа России; знакомство   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   в   выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;  формирование первоначальных представлений  о светской этике, о традиционных  религиях, их роли в культуре, истории и современности России;  общие  представления   об   исторической   роли   традиционных   религий   в  становлении   российской   государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно­культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;  осознание ценности человеческой жизни. Ресурсное обеспечение. Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2013 год, автором уроков является А. Я. Данилюк  и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.  Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.  А   также   справочные   материалы   для   общеобразовательных   учреждений   «Книга   для   учителя»   под   редакцией   В.   А. Тишковой и Т. Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год. Ожидаемые результаты. В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут  сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности,  ценности и чувства; основы  российской гражданской идентичности;  осознание своей этнической и национальной  принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  народов, культур и религий. Начиная работу по курсу в новом 2015­16 учебном году, следует отметить, что данный предмет является безотметочным. В основе его изучения в школе стоят задачи воспитания, что должно отразиться в методологии и методике преподавания. Пояснительная записка В современном мире особое значение приобретают духовно­нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств   как   толерантность   и   уважение   к   другим   культурам,   готовность   и   способность   к   диалогу   и   сотрудничеству,   что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция « Духовно­нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа  2009 г. (Пр­2009 ВП­П44­4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях». Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений  о нравственных идеалах и ценностях. Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный  учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании   культурных   и   религиозных   традиций   многонационального   народа   России   и   уважении   к   ним,   а   также   к   диалогу   с представителями других культур и мировоззрений. Задачи:     Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; Формирование у младших школьников ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Преподавание   курса   будет   проходить   на   основе   системно­деятельностного   подхода   и   информационно­ коммуникативных технологий. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы:   Метод моральных дилемм и дискуссий  – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности   поведения   «героя»   выбрать   различные   варианты   ответов.   Метод   дает   возможность   школьникам   сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.  Эвристические методы  – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия   нового.   Позволяют   развивать   способности   человека,   вырабатывать   новые   продуктивные   идеи   или   их   сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.  Исследовательский метод  – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно   выделяют   гипотезу,   подтверждают   или   опровергают   ее,   исходя   из   известных   данных,   делают   выводы   и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.  Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. В программе нашли отражение современные виды моделей: Феноменологической Религиоведческой Развивающей инструментальной Диалогической Интеграционной      И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов: эвристические беседы; различные виды дискуссий  учебные и социальные проекты; уроки­экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные  викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские. Драматизация (театрализация) Интервью Составление словаря­глоссария Сочинения, эссе Создание галереи образов Ресурсный круг Методическое   обеспечение   курса   позволит     использовать  следующие  формы   работы   с   учащимися:  коллективную, групповую   (с   постоянным   и   меняющимся   составом   учащихся),     и   индивидуальную.  А   также   предусмотрена   подготовка   и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных. В   ходе   реализации   программы   предполагается   взаимопонимание   с   родителями   школьников.   Работа   с   родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер­классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия. Тематическое планирование. № темы Тема  I. 1 II. 2 3 4 5 6 Введение.   Духовные   ценности   и   нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия  ­ наша Родина. Основы светской этики Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добро и зло Количест во часов 1 1 28 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Добродетель и порок Добродетель и порок Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным?    16­17 Подведение итогов 18 19 20 21 22 23 Род   и   семья –   исток   нравственных   отношений   в истории человечества Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть 24­25 Образцы нравственности. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 26 27 28 29 III. 30 31 32 33 Образцы нравственности в культуре Отечества Этикет Семейные праздники Жизнь человека ­ высшая нравственная ценность Духовные  традиции  многонационального народа России Любовь   и   уважение   к   Отечеству.   Патриотизм многонационального   и   многоконфессионального   народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление   учащихся   со   своими   творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам»,   «Как   я   понимаю   буддизм»,   «Как   я   понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление   учащихся   со   своими   творческими работами:   «Мое   отношение   к   миру»,   «Мое   отношение   к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»,   «Герои   России»,   «Вклад   моей   семьи   в благополучие   и   процветание   Отечества   (труд,   ратный подвиг,   творчество   и   т.п.)»,   «Мой   дедушка   –   защитник 1 1 1 1 5 1 1 1 1 Родины», «Мой друг»,  и т.д. Презентация  творческих  проектов  на тему  «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 34 Всего  1 34 Основное содержание модуля «Светская этика». Россия – наша Родина.  Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.  Государство в культуре Отечества.   Мораль   защитника   Отечества.   Порядочность.   Интеллигентность.   Трудовая   мораль.   Нравственные   традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. нравственности Образцы гражданина.     и     мораль     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Общие требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен: Знать/понимать:  Основные понятия религиозных культур  Историю возникновения религиозных культур  Историю развития различных религиозных культур в истории России  Особенности и традиции религий  Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь. Уметь:  Описывать различные явления религиозных традиций и культур  Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей  Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества  Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры  Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий  Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение  Готовить сообщения по выбранным темам. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.   Личностные, метапредметные и предметные результаты  Требования к личностным результатам:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей многонационального   российского   общества;   становление   гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций;  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной   деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  развитие доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в различных   социальных   ситуациях,  умения   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности;   поиска   средств   ее осуществления;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров,   осознанного   построения   речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность   существования   различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;  определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения,   умение   договориться   о   распределении   ролей   в   совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам:   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия ­ как основы религиозно­культурной традиции многонационального народа России; знакомство   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   в   выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;  формирование первоначальных представлений  о светской этике, о традиционных  религиях, их роли в культуре, истории и современности России;  общие  представления   об   исторической   роли   традиционных   религий   в  становлении   российской   государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно­культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;  осознание ценности человеческой жизни.  Ресурсное обеспечение. Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2013 год, автором уроков является А. Я. Данилюк  и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.  Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.  А   также   справочные   материалы   для   общеобразовательных   учреждений   «Книга   для   учителя»   под   редакцией   В.   А. Тишковой и Т. Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год. Ожидаемые результаты. В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут  сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности,  ценности и чувства; основы  российской гражданской идентичности;  осознание своей этнической и национальной  принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  народов, культур и религий. Начиная работу по курсу в новом 2015­16 учебном году, следует отметить, что данный предмет является безотметочным. В основе его изучения в школе стоят задачи воспитания, что должно отразиться в методологии и методике преподавания.

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы

Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017