Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл—5 кл
17.02.2017
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 4-5 классах, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 4-5 КЛАСС С УУД.docx
Календарнотематическое планирование модуля «Основы светской этики»
Тема
урока
Тип урока
№
п/п
Элемент содержания
Планируемые результаты
Предметные результаты
Научится
Получит
возможность
научиться
Личностные и
метапредметные
результаты
Дата
проведения
План Факт
1
2
3
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)
Россия –
наша
Родина
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Россия. Родина. Патриот.
Отечество. Столица.
Президент. Государственные
символы. Духовный мир
человека. Культурные
традиции богатство нашей
страны.
узнавать
государственную
символику РФ,
проявлять уважение
к народам,
населяющим Россию,
к их истории и
культуре.
принимать
нравственные
ценности:
Отечество, долг,
нравственность,
миролюбие, как
основы культурных
традиций
многонациональног
о народа России.
ЛУУД:
формировать
основы российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за свою Родину.
РУУД: осознавать
этапы организации
учебной работы.
Блок №2 Основы светской этики (28 часов)
Что та
кое све
тская
этика?
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Мораль
и куль
тура
Изучение и
первичное
закрепление новых
Понятие этика. Наука
этика. Область изучения
этики мораль.
Основатель науки этика.
Религиозная и светская
этика.
Понятие культура.
Культура вторая
природа. Материальная и
первоначальным
представлениям о свет
ской этике.
понимать значение
этики в выстраива
нии конструктивных
отношений в общес
тве.
первоначальным
представлениям об
основах светской
понимать значение
морали и культуры
в
РУУД: овладевать
способностью
принимать и
сохранять
цели и задачи
учебной
деятельности,
находить средства
её осуществления. знаний и способов
деятельности
Особен
ности
морали
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
духовная культура.
Особый вид духовной
культуры мораль.
Сущность понятия
культурный человек и
культура поведения.
Особенности морали.
Мораль система норм и
ценностей. Моральные
нормы. Мораль и жизнь в
обществе.
Добро
и зло
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Главные моральные
понятия добро и зло.
Составляющие понятия
зло. Нравственная
ценность добро.
Стремление к добру
цель человеческой
морали.
Добро
и зло
Закрепление
знаний и способов
деятельности.
Изменение представлений
о добре и зле в ходе
исторического развития.
4
5
6
морали.
жизни людей и
обществе.
осознавать
прочитанный и
услышанный текст,
соотносить поступки
героев с моральными
и нравственными
нормами, делать
выводы.
понимать и
принимать
значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности.
чувству
ответственности
за себя и своих
близких.
понимать чувства
других людей,
сопереживать и
помогать им.
формулировать
собственное мнение
и позицию.
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
осознавать
прочитанный и
услышанный текст,
соотносить поступки
героев с
нравственными
нормами, делать
выводы.
7
Добро Изучение и
Добродетель и порок строить сообщения в преобразовывать
ПУУД:
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно
следственных
связей, построений
рассуждений.
ЛУУД: формировать
основы для принятия
культурных традиций
сво
ей страны.
ЛУУД:
воспитывать
доброжелательност
ь и эмоционально
нравственную
отзывчивость
КУУД:
участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
РУУД: овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и детель
и порок
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
понятий.
сущность
Человеческие
пороки.
Добродетельный человек,
каков он?
устной и письменной
форме.
практическую зада
чу в познавательную.
8
9
10
Добро
детель
и порок
Закрепление
знаний и способов
деятельности.
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Свобо
да и
мораль
ный вы
бор че
ловека
Свобода
и ответ
ствен
ность
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Понимание сущности
добродетели философом
Аристотелем.
Добродетель и порок
две противоположные
характеристики личности.
Сущность понятий
свобода и моральный
выбор. Связь свободы с
моральным выбором.
Выбор между
нравственным и
безнравственным
поведением.
Сущность понятия
ответственность.
Взаимосвязь свободы
человека с
ответственностью.
Ответственность человека
за совершаемые действия.
11 Мораль
ный
долг
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Понятие моральный долг.
Особенность морального
долга. Моральные
обязанности человека в
обществе.
анализировать изуча
емые объекты с
выделением
существенных
признаков.
осознавать ценность
нравственности и
духовности в
человеческой жизни.
проявлять творчес
кую инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
строить сообщения в
устной и письменной
форме.
анализировать
изучаемые объекты с
выделением
существенных
признаков.
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к коорди
нации различных пози
ций в сотрудничестве.
сформировать
внутреннюю
установку
личности
поступать согласно
своей совести.
задачи учебной
деятельности, а
также находить
средства её
осуществления.
ПУУД: обобщать
сведения, делать
выводы, проводить
сравнения на
текстовом
материале.
ЛУУД: развитие само
стоятельности и лич
ной ответственности
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах,
социальной
справедливости.
ПУУД: обобщать
сведения, делать вы
воды, проводить
сравнения на тексто
вом материале.
12
Спра Изучение и
Сущность понятия
формулировать
РУУД: развитие ведли
вость
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Альтру
изм и
эгоизм
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
справедливость. Признаки
справедливости.
Моральные правила
поведения
соответствующие
принципам
справедливости.
Сущность понятий
альтруизм и эгоизм.
Понятие разумный
эгоизм.
Дружба Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Человеческие отношения
в обществе. Понятие
дружба и её
составляющие ценностные
черты.
Что
значит
быть
мораль
ным?
Подве
дение
итогов
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Урок обобщения и
систематизации
знаний и способов
деятельности.
Рассмотрение светской
этики вопроса «Что
значит быть моральным?»
Индивидуальные
консультации, сбор
материала
13
14
15
16
собственное мнение
и позицию.
передать главное из
прочитанного и
прослушанного текста.
работать со
словарём.
понимать и прини
мать значение мо
рально ответствен
ного поведения в
жизни человека и
общества.
проявлять творчес
кую инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
оценивать характер
взаимоотношений лю
дей с позиции развития
этических чувств,
понимания чувств дру
гих людей и сопере
живания им.
работать со
словарём.
анализировать ответ.
этических чувств как
регуляторов мораль
ного поведения.
КУУД: готовность
слушать собеседни
ка, вести диалог, приз
навать существование
различных точек зре
ния и права каждого
иметь свою собствен
ную
ЛУУД: формирование
моральной самооцен
ки, ориентации на
моральные нормы
и их выполнение.
РУУД: осуществлять
пошаговый и итого
вый самоконтроль
результатов
деятельности.
излагать свое мнение
по поводу значения
православной
культуры в жизни
людей и
общества.
осуществлять плани
рование своей и кол
лективной деятель
ности на основе осоз
наваемых целей,
намечать новые це
ли.
ПУУД: уметь
осуществлять
информационный
поиск для
выполнения
учебных заданий
РУУД: определять 17
18
19
20
Подве
дение
итогов
Урок проверки и
оценки знаний и
способов
деятельности.
Оценка
учащихся.
деятельности
при контроле своей
работы уметь обраща
ться к различным
источникам информации.
давать оценку и
анализировать ответ.
проявлять творческ
ую инициативу,
самостоятельность
в групповой работе
общие цели и пути
её достижения,
уметь договориться
о распределении
ролей в совместной
деятельности.
Род и
семья –
исток
нравст
венных
отноше
ний в
исто
рии че
ловече
ства
Нравст
венный
посту
пок
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Понятия род, семья и
родословная. Семейные
роли и обязанности.
Задачи рода и семьи.
самостоятельно
обращаться к
вопросам, заданиям
учебника и
материалам
приложения.
сформировать
внутреннюю
установку
личности
поступать
согласно своей
совести.
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Главные вопросы в этике.
Поступок, его оценка,
управление поступками.
Нравственный поступок и
его признаки.
грамотно
формулировать
вопросы.
самостоятельно
обращаться к
вопросам, заданиям
учебника и
материалам
приложения.
КУУД: Излагать
своё мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий.
ЛУУД: развивать
эстетические
чувства как
регуляторов
морального
поведения.
ПУУД: обобщать
сведения, делать вы
воды, проводить срав
нения на текстовом
материале.
Золотое
прави
ло нрав
ствен
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Трактовка золотого
правила нравственности.
Применение золотого
правила в жизни.
формулировать
собственное мнение
и позицию.
учитывать другое
мнение и позицию, ности
21
22
Стыд,
вина
и изви
нение
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Понятия стыд, вина и
извинение. Чувство вины
и раскаяние. Чувство
вины и извинение.
Извинение и прощение.
Честь и
достоин
ство
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Качества, помогающие
определять нравственную
ценность человека.
Сущность понятий честь и
достоинство.
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
оценивать характер
взаимоотношений
людей с позиции
развития этических
чувств, понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
отвечать на вопросы
по содержанию
текста, соотносить
впечатления со
своим жизненным
опытом.
чувствам
нравственности,
основанных на
свободе совести и
духовных
традициях народов
России.
23
Со
весть
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Понятие совесть.
Различия понятий стыд и
совесть. Внутренний
судья человека.
адекватно восприни
мать предложения и
оценку учителя, това
рищей
24
Образ
цы
нравст
венно
сти
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Смелые и сильные
защитники Отечества
богатыри. Правила
честного поединка.
Важнейшая добродетель
воинской дружбы
формулировать
собственное мнение
и позицию.
понимать и прини
мать значение мо
рально ответствен
ного поведения в
жизни человека и
общества.
ЛУУД: ценить и при
нимать базовые
ценности: «добро»,
«родина», «семья»,
«мир», «настоящий
друг», «справедли
вость», «понимать
позицию другого.
ПУУД: овладевать
логическими
действииями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно
следственных
связей, построений
рассуждений.
ЛУУД: формиро
вать основы для
принятия культурных
традиций своей
страны. 25
26
27
28
Закрепление
знаний и способов
деятельности.
Образ
цы
нравст
венно
сти
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Образ
цы
нравст
венно
сти в
культу
ре Оте
чества
Этикет Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
Семей
ные пра
здники
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
деятельности
верность.
Рыцари, джентльмены и
леди. Основные качества,
характеризующие рыцаря,
джентльмена и
настоящую леди.
Нормы образцы
нравственного поведения
в культуре России
труженик, патриот, воин,
коллективист.
Правила хорошего
поведения этикет.
Сущность понятия.
Одежда и этикет.
Значение речи для
этикета. Правила этикета
для каждого.
История праздников.
Значение праздников в
жизни людей и семьи.
Подарок и его выбор.
29 Жизнь
челове
ка –
высшая
Изучение и
первичное
закрепление новых
знаний и способов
Сущность понятия
высшая ценность. Жизнь
как высшая ценность для
человека и его семьи.
формулировать
собственное мнение
и позицию.
учитывать другое мне
ние и позицию, стре
миться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
понимать и
принимать
значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности.
оценивать характер
взаимоотношений
людей в различных
социальных группах
(семья, сверстники)
в т.ч. с позиции
развития этических
чувств,
доброжелательности
и эмоционально
нравственной
отзывчивости, пони
мания чувств других
людей и
сопереживания им
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
РУУД: развитие
этических чувств
как регуляторов
морального поведения.
КУУД: готовность
слушать собеседника,
вести диалог, призна
вать существование
различных точек зре
ния и права каждого
иметь свою собствен
ную деятельности
нравст
венная
ценно
сть
Комплексное
применение знаний
и способов
деятельности.
30
31
Любовь
и уваже
ние к
Отече
ству.
Патриот
тизм
много
нацио
нально
го и
много
конфес
сиона
льного
народа
России
Подго
товка
творче
ских
проек
тов
Комплексное
применение знаний
и способов
деятельности.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Духовные традиции.
Отечество. Любовь.
Уважение. Патриотизм.
Любовь основа нашей
жизни. Любовь служение
на благо Отечества.
чувствам гордости
за
свою Родину,
героическое
прошлое России,
чувствовать
эмоциональную
сопричастность
подвигам и
достижениям её
граждан.
понимать и осозна
вать ценность
нраственности и ду
ховности в челове
ческой жизни.
ЛУУД:
воспитывать
доверие и
уважение к истории
и культуре
Отечества.
Индивидуальные
консультации, сбор
материала. Подготовка
сообщения по выбранным
темам.
поиск необходимой
информации для
выполнения заданий.
подготовка
сообщений и
проектов по
выбранным темам.
вносить
необходимые
коррективы в
проявлять
самостоятельность
и инициативность в
решении
творческих задач,
находить
дополнительную
информацию по
теме или проблеме
осуществлять
РУУД: самостоя
тельное создание
способов решения
проблем
творческого и
познавательного
характера. Вносить
необходимые действия на основе
его оценки и учета
характера сделанных
ошибок.
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение.
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных
связей.
расширенный поиск
информации с
использованием ре
сурсов сети Интернет.
коррективы в свою
деятельность в
зависимости от её
результатов.
КУУД:
определять общую
цель и пути её
достижения, уметь
договариваться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности.
ПУУД:
осуществлять
поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников
Интернета.
Отбирать,
систематизировать
и фиксировать
информацию.
Оценка деятельности
учащихся
Урок обобщения и
систематизации
знаний и способов
деятельности
учащихся
32
Выступ
ление
учащих
ся со
своими
творче
скими
работа
ми:
«Как я
пони
маю
правос
лавие»,
«Как я
пони
маю бу
ддизм»,
«Как я
пони
маю
иуда
изм»,
«Что
такое
этика?»,
«Значе
ние ре 33
лигии в
жизни
челове
ка и об
щества»,
«Памят
ники ре
лигиоз
ной ку
льтуры (
(в моем
селе,
городе)»
и т.д.
Выступ
ление
учащих
ся со
своими
творче
скими
работа
ми:
«Мое
отноше
ние к
миру»,
«Мое
отноше
ние к
людям»,
«Мое
Урок
комплексного
применения знаний
и способов
деятельности
учащихся
Оценка деятельности
учащихся
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение.
адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарищей
выбирать наиболее
эффективные
способы решения
учебной задачи,
проявлять
самостоятельность
и инициативность в
решении учебных
(творческих) задач,
в т.ч. в подготовке
сообщений.
соотносить
учебную
информацию с
собственным
опытом и опытом
других людей. отноше
ние к
России»,
«С чего
начина
ется Ро
дина?»,
«Герои
России»,
«Вклад
моей
семьи в
благопо
лучие и
процве
тание
Отече
ства
(труд,
ратный
подвиг,
творче
ство и
т.п.)»,
«Мой
дедуш
ка – за
щит
ник Ро
дины»,
«Мой
друг» и
т.д. Оценка деятельности
учащихся
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение.
адекватно восприни
мать предложения и
оценку учителя,
товарищей.
понимать и
принимать значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности и
семьи.
понимать и
принимать значение
морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
понимать и
осознавать
ценность
нравственности и
духовности в
человеческой
жизни.
34
Урок обобщения и
систематизации
знаний и способов
деятельности
учащихся
Презен
тация
творче
ских
прек
тов на
тему:
«Диа
лог ку
льтур
во имя
гражда
нского
мира и
согла
сия»
(народ
ное
творче
ство,
стихи,
песни,
кухня
народов
России
и т.д.)
Типы уроков
1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
2 Закрепление знаний и способов деятельности.
3 Комплексное применение знаний и способов деятельности.
4 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 5 Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
6 Коррекция знаний и способов деятельности.
Пояснительная записка В современном мире особое значение приобретают духовнонравственное воспитание школьников, развитие у детей таких
качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика»
соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовнонравственного воспитания», которая разработана в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе
Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр2009 ВПП444632) и Распоряжения Председателя
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВПП444632. Не противоречит федеральным законам №124 «
Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и
ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от
9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на
основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Преподавание курса будет проходить на основе системнодеятельностного подхода и информационно
коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие
методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации,
имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств
правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать
впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе
открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания,
получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя:
самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и
обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми
занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать
ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения
проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования,
оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. В программе нашли отражение современные виды моделей:
Феноменологической
Религиоведческой
Развивающей инструментальной
Диалогической
Интеграционной
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
урокиэкскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Драматизация (театрализация)
Интервью
Составление словаряглоссария
Сочинения, эссе
Создание галереи образов
Ресурсный круг
Методическое обеспечение курса позволит использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную,
групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и
презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастерклассы, открытые
уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
Тематическое планирование.
№ темы
Тема
Количест
во часов
I.
1
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Россия наша Родина.
II.
Основы светской этики
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Что такое светская этика?
Мораль и культура
Особенности морали
Добро и зло
Добро и зло
Добродетель и порок
Добродетель и порок
Свобода и моральный выбор человека
Свобода и ответственность
Моральный долг
1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12
13
14
15
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным?
1617
Подведение итогов
18
19
20
21
22
23
Род и семья – исток нравственных отношений в
истории человечества
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение
Честь и достоинство
Совесть
2425
Образцы нравственности.
26
27
28
29
III.
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Семейные праздники
Жизнь человека высшая нравственная ценность
Духовные традиции многонационального народа
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
5 России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю
ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры
(в моем городе, селе)» и т.д.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к
людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
30
31
32
33
34
Всего
1
1
1
1
1
34 Основное содержание модуля «Светская этика».
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории
человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство
в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл
жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма.
Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
нравственности
Образцы
гражданина.
и
мораль
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Общие требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик
должен:
Знать/понимать:
Основные понятия религиозных культур
Историю возникновения религиозных культур
Историю развития различных религиозных культур в истории России
Особенности и традиции религий
Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозных традиций и культур
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение
Готовить сообщения по выбранным темам.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская
этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от
деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее
осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиознокультурной
традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни. Ресурсное обеспечение.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством
образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2013 год, автором уроков является А. Я. Данилюк и
электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В. А.
Тишковой и Т. Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут
сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности,
ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной
принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
Начиная работу по курсу в новом 201516 учебном году, следует отметить, что данный предмет является безотметочным.
В основе его изучения в школе стоят задачи воспитания, что должно отразиться в методологии и методике преподавания. Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовнонравственное воспитание школьников, развитие у детей таких
качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика»
соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовнонравственного воспитания», которая разработана в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе
Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр2009 ВПП444632) и Распоряжения Председателя
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВПП444632. Не противоречит федеральным законам №124 «
Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и
ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от
9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на
основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Преподавание курса будет проходить на основе системнодеятельностного подхода и информационно
коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие
методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации,
имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств
правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать
впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе
открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания,
получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя:
самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и
обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми
занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать
ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения
проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования,
оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В программе нашли отражение современные виды моделей:
Феноменологической
Религиоведческой
Развивающей инструментальной
Диалогической
Интеграционной
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
урокиэкскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Драматизация (театрализация)
Интервью
Составление словаряглоссария
Сочинения, эссе
Создание галереи образов
Ресурсный круг Методическое обеспечение курса позволит использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную,
групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и
презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастерклассы, открытые
уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
Тематическое планирование.
№ темы
Тема
I.
1
II.
2
3
4
5
6
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Россия наша Родина.
Основы светской этики
Что такое светская этика?
Мораль и культура
Особенности морали
Добро и зло
Добро и зло
Количест
во часов
1
1
28
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
Добродетель и порок
Добродетель и порок
Свобода и моральный выбор человека
Свобода и ответственность
Моральный долг
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным?
1617
Подведение итогов
18
19
20
21
22
23
Род и семья – исток нравственных отношений в
истории человечества
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение
Честь и достоинство
Совесть
2425
Образцы нравственности.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2 26
27
28
29
III.
30
31
32
33
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Семейные праздники
Жизнь человека высшая нравственная ценность
Духовные традиции многонационального народа
России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю
ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры
(в моем городе, селе)» и т.д.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к
людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
1
1
1
1
5
1
1
1
1 Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
34
Всего
1
34
Основное содержание модуля «Светская этика».
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории
человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство
в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл
жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма.
Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
нравственности
Образцы
гражданина.
и
мораль
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Общие требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик
должен:
Знать/понимать:
Основные понятия религиозных культур
Историю возникновения религиозных культур
Историю развития различных религиозных культур в истории России Особенности и традиции религий
Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозных традиций и культур
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение
Готовить сообщения по выбранным темам.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская
этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от
деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее
осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиознокультурной
традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Ресурсное обеспечение.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством
образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2013 год, автором уроков является А. Я. Данилюк и
электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В. А.
Тишковой и Т. Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут
сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности,
ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной
принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
Начиная работу по курсу в новом 201516 учебном году, следует отметить, что данный предмет является безотметочным.
В основе его изучения в школе стоят задачи воспитания, что должно отразиться в методологии и методике преподавания.
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики" 4-5 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.