Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования, учебным планом МОУ СОШ р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО МОУ СОШ р.п.Пинеровка, рассчитана на 1 час в неделю.
RP2MUZ2015-2016SHVETSOVA.doc
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Утверждаю
Приказ № от " " августа 2015 г.
Директор школы
________________ С.А.Фандина
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей НК
Согласовано
" " августа 2015 г.
Принята
на педагогическом совете
Протокол №1 от " " августа 2015 г.
Рук.ШМО
Зам.директора по УВР
Протокол №1 от " " августа 2015 г.
_________________Т.Н. Швецова
____________ Е.А. Акользина
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
М У З Ы К А
2 «Б» класс
1 ч в неделю, всего 34 ч.
Учитель начальных классов
Татьяна Николаевна
Швецова 20152016 учебный год
Пояснительная записка
Предмет – музыка, класс 2Б
Количество часов: всего 34 ч, в неделю 1 ч.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373), учебным планом сош
р.п.Пинеровка, основной образовательной программой НОО сош р.п.Пинеровка, примерной
образовательной программой по предмету музыка программы УМК «Начальная школа XXI
века», на основании авторской программы и ориентирована на работу по учебнику «Музыка»
В.О.Усачева, Л.В.Школяр.
Программа предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся,
разнообразие видов музыкальнотворческой деятельности, активное включение элементов
музыкального самообразования, изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью,
природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального
восприятия, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического
и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Содержание программы базируется на художественнообразном, нравственно
эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, духовной музыки, произведений композиторовклассиков (золотой фонд),
сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение
ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При
этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте
мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как
синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории,
отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение
основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и
изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов
классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на
культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно
нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа помогает обучающимся продолжать исследовать характер русской музыки.
Перед ними раскроется все богатство выразительных возможностей музыкальных языков
выдающихся произведений русских и зарубежных композиторов. Через систему творческих
заданий в учебниках обучающие смогут реализовать принципы управляемого перехода от
деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого
перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной
деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания,
умения и навыки в жизни. Программа направлена на
постижение закономерностей
возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм
его проявления в интонационновременную природу музыки её жанровостилистические
особенности, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников, введение их в многообразный мир музыки через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в
целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в
этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и
социализацию личности учащихся.
2 Целью изучения музыки во 2 классе является формирование музыкальной культуры
школьников,
как неотъемлемой части их общей духовной культуры; формирование
целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве; воспитание потребности в общении с музыкальным
искусством своего народа и разных народов мира; развитие общей музыкальности и
эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, художественного вкуса.
Задачи:
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыкантачеловека, сочиняющего,
исполняющего и слушающего музыку;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационнообразной природе, жанровом и
стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами
искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой
деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), видеть
взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства, воспринимать музыку как важную
часть жизни каждого человека, инструментальном музицировании, музыкальнопластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса
учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Развивая на уроках музыки музыкальное и общехудожественное развитие, нельзя пройти
мимо формирования «интонационного словаря»,
понятий жанров вокальных и
инструментальных, знания инструментов симфонического оркестра и народного, что дает
возможность войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные
особенности. Большое внимание на уроках направлено на расширение интонационно
образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование
устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни.
Требования к уровню подготовки
В ходе изучения музыки в 2 классе обучающиеся овладеют навыками
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая свое мнение;
приводить примеры имен известных русских и зарубежных композиторов, их
понимать содержание музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных
o
o
произведений;
o
(опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на её интонационнообразный смысл;
o
Накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке;
об интонационной природе музыки, приемах её развития и формах (на основе повтора,
контраста, вариативности);
o
дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др);
o
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с
помощью музыкальноритмических движений, а также элементарного музицирования на
детских инструментах;
развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, дыхание,
3 включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных,
o
ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
o
исполнителях.
Изучение музыки в 2 классе даёт возможность обучающимся научиться:
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах,
в личностном направлении:
1)
развивать эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его
приобретать начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и
реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного(индивидуального)
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личный интерес для постижения музыкального искусства и расширять
знания в процессе общения с музыкой;
позитивно оценивать свои музыкальнотворческие возможности;
музицирования;
задач, в том числе музыкальных;
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историкокультурным традициям
дружи народов.
продуктивно взаимодействовать со сверстниками при решении различных творческих
развивать духовнонравственные и этические чувства, эмоциональной отзывчивости,
уметь выявлять особенности музыкальных произведений, анализировать и
сопоставлять их;
образцов;
вырабатывать креативности мышления в исполнении, творческой работе;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию музыкальных
осознавать роль музыкальной культуры своей Родины и музыкальной
культуры других стран мира;
оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность и деятельность
своих сверстников;
2) в метапредметном направлении:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
овладевать способностью к реализации собственных творческих замыслов через
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
музыкального искусства;
уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифировать по стилям и жанрам
3) в предметном направлении:
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам музыкальнотворческой деятельности;
развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
размышлять о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального искусства;
традиций и постижения историкокультурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;
образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно
творческой деятельности;
иметь представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
4 организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности.
Содержание учебного предмета во 2 классе
I. Всеобщее в жизни и в музыке
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров)
песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через
отношения сходного и различного, их взаимодействия в жизни и музыке к пониманию того,
как в музыке обыденное становится художественным. Изучение самих себя для воплощения
музыки в сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка – искусство интонируемого смысла
II.
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица.
Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы.
Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
III.Тема и развитие – жизнь художественного образа
Одно из основных понятий музыки – «тема» единство жизненного содержания и его
интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».
«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс
взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и
контраста (Б.В.Астафьев), сходства и различия (Д.Б.Кабалевский)
IV.Развитие как становление художественной формы Форма (построение музыки)
как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения
содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная, трехчастная,
рондо, вариации.
В учебном плане школы в 20152016 учебном году на изучение музыки во втором
классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа.
Программнометодическое обеспечение учебного процесса
УМК «Музыка» для 2 класса включает в себя: учебник, рабочую тетрадь,
интерактивное пособие к учебнику на CD, методические рекомендации для учителя.
Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту; УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в
общеобразовательных учреждениях на 20152016 учебный год.
1. В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка» 2 класс М.: ВентанаГраф, 2012
2. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 2 класс» М.: ВентанаГраф, 2012
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 2 класс (пособие для
учителя). – М.: Просвещение, 2012
4. Методическое пособие для учителя «Музыка 2 класс», М, ВентанаГраф, 2012
Электронные ресурсы:
1. «Искусство» газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства
(Приложение к газете «Первое сентября»).
2. «Педагогика искусства» электронное научное издание (http://www.arteducation.ru)
3. «Классическая музыка» http://www.musclass.ru/musicfor.
4. Музыкальный мир http://muzworldnews.blogspot.com/
5. «Великие композиторы» http://www.greatcomposers.ru/htm
6. «Музыкальные жанры» http://www.muzzal.ru/zhanri.htm
5 Материальнотехническое обеспечение программы
Технические средства:
музыкальный центр, компьютер, медиапроектор, экспозиционный экран.
№
п/п
1
1
Кол
во
часов
3
8
Тема
2
Всеобщее в
жизни и в
музыке
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности ученика
на уровне УУД
4
Представлять общее о музыке и её роли в окружающей
жизни и в жизни человека.
Исследовать звучания окружающего мира: природы,
музыкальных инструментов, самих себя.
Выявлять жанры музыки.
Понимать роль музыки в жизни человека.
Рассуждать о сущности деятельности музыканта:
искусство выражения в музыкальнохудожественных
образах жизненных явлений.
взаимосвязь
исполнителем и слушателем.
между композитором,
Определять
Исполнять
различные по характеру музыкальные
произведения.
Выявлять «вечные» проблемы существования человека на
земле, смысл жизни с нравственноэстетических позиций.
Рассуждать о диалектике жизни через противостояния:
добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть,
прекрасное и безобразное, комическое и трагическое,
возвышенное и низменное.
Анализировать эмоциональнообразные сферы музыки —
песенность, танцевальность, маршевость как состояния
природы, человека, искусства. Проникать в процесс
превращения обыденного в художественное,
во
взаимодействие явлений жизни и музыки.
Выявлять выразительные и изобразительные возможности
музыки в раскрытии внутреннего мира человека.
Узнавать изученные
музыкальные
произведения,
называть их авторов, определять характер, настроение,
жанровую основу произведений, понятия «русская» и
«российская» музыка — различное и общее.
2
10
–
Музыка
искусство
интонируемо
го смысла
Определить значение музыкального языка в сфере
человеческого общения.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание,
опираясь на особенности жанра.
Выявлять характерные особенности произведения.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений.
Рассуждать об интонации как феномене человеческой речи
6 и музыки.
Выявлять интонационное многообразие музыки:
различения и классификацию интонаций как по жанровым
истокам, так и по эмоциональнообразному содержанию.
Осмысливать, что интонация особый тон произнесения
музыки: особенность художественного высказывания —
возвышенность,
это
интерпретация музыки: исполнительское прочтение
авторского «интонационного замысла», что интонация —
«звукокомплекс», выступающий как единство содержания
и формы, единство выразительного и изобразительного.
благородство интонирования,
Представлять, что язык музыки знаковая система, где
звукнота выступает в одном ряду с буквой и цифрой
Анализировать различные трактовки одного и того же
исполнительскую
аргументируя
произведения,
интерпретацию замысла композитора.
3
4
10
Тема
и
развитие –
жизнь
художествен
ного образа
6
Развитие как
становление
художествен
ной формы
Анализировать музыкальные средства: мелодические,
метроритмические, фактурные особенности с точки
зрения их выразительных возможностей.
регистр,
музыкальный
инструментарий — их роль в создании неповторимости
художественного образа музыкального сочинения.
Выявлять лад,
тембр,
Осмысливать «тема» — одно из основных понятий
музыки, единство жизненного содержания и его
интонационного воплощения, а «развитие» как отражение
сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия
проявлений человеческих чувств;
как процесс
взаимодействия музыкальных образов (тем), образных
сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и
различия.
Определять общее и различное в выражении героического
начала в народной и профессиональной музыке.
Рассуждать о величии России в музыке русских классиков
Распознавать особенности индивидуальных подходов к
переосмыслению интонационной сферы русской
песенности в профессиональном композиторском
творчестве (обработки народных песен).
Определять форму (построение) музыки как процесс
закономерной организации всего комплекса музыкальных
средств для выражения содержания.
Выявлять исторически сложившиеся музыкальные формы
Распознавать
— двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
творчества
русских
композиторов, совершая «путешествие» в Италию и
Испанию, Японию и Украину.
особенности
Рассуждать о взаимодействие музыкальных культур, через
выведение интонационного общего и частного,
традиционного и специфического.
7 №
урока
п/п
1
Дата
урока
2
1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Календарнопоурочное планирование
Тема урока
Форма контроля
4
3
Всеобщее в жизни и музыке (8ч)
Как живет музыка
Встреча трех «китов»
Песенность
Народная и композиторская песня
Танец и его разновидности
Марш и его разновидности
Выразительные возможности музыки в
раскрытии внутреннего мира человека
Музыка – искусство интонируемого
смысла (10ч)
Музыка и настроение
Музыкальные и речевые интонации
Интонационное многообразие
Игровые интонации
Героические интонации
Что выражает музыка
Музыка передает характер человека
Что изображает музыка
Музыка и движение
Музыка и природа
Тема и развитие – жизнь художественного
образа (10ч)
В гостях у М.И.Глинки
Путешествие в оперу (М.Глинка «Иван
Сусанин)
В гостях у П. Чайковского
Путешествие в балет («Щелкунчик»)
Музыкальная тема
Средства выразительности как развитие в
музыке
С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя
и волк»
Развитие тем в симфонической сказке
Прием контраста и развития
Вариация как способ развития музыки
Развитие как становление художественной
формы (6ч)
Одночастная и двухчастная форма
Трехчастная форма
Форма рондо
Примеча
ние
5
8 32
33
34
Вариационная форма
Музыкальный образ и форма
Всюду музыка живет
9
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.