Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
4 кл
17.10.2017
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой (Программы по учебным предметам, ч.2, М., Академкнига, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой Музыка 4 кл., М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что программа по музыке разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. А так же с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
• реализацию их творческого потенциала;
• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
• проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;
• становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
• активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
• формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
• познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
• осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
muzyka4_pnsh.docx
Муниципальное образовательное учреждение
Горекинская общеобразовательная школа
Обсуждено на заседании МО протокол
Согласовано с заместителем
№___
От______
Руководитель МО____________________
Подпись___________________
директора
__________________2017г.
Утверждено решением педсовета
Протокол№___________от__________
Председатель педсовета_______________
Подпись_________________________
Рабочая программа
по предмету музыка
для 4 класса
Горека
2017
Пояснительная записка
Учитель начальных классов:
Дектярева О.И.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой
(Программы по учебным предметам, ч.2, М., Академкнига, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой Музыка 4 кл.,
М.:
Академкнига/Учебник, 2012.
Выбор данной авторской программы и учебнометодического комплекта обусловлен тем, что программа по музыке разработана в
соответствии с требованиями стандарта второго поколения. А так же с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей в условиях специально организованной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира
и образовательного процесса.
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству,
что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего
народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и
эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
• реализацию их творческого потенциала;
• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
• проявление ценностносмысловых ориентаций и духовнонравственных оснований;
• становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
• активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
• формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
• познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
• осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
• умение слушать, уважение к мнению других;
• способность встать на позицию другого человека;
• готовность вести диалог;
• участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
• продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2 Социальное развитие растущего человека проявляется:
• в формировании у него целостной художественной картины мира;
• в воспитание его патриотических чувств;
• в сформированности основ гражданской идентичности;
• в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
• в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
• приобщение к эстетическим ценностям;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• развитие эстетических чувств;
• развитие потребности жить по законам красоты;
• формирование эстетических идеалов и потребностей;
• воспитание художественного вкуса;
• выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки: разной по характеру,
содержанию, средствам музыкальной выразительности;осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей
отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. РимскийКорсаков, С.В. Рахманинов, С.С.
Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей
современных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости,
выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными
составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами
(детский, женский, мужской, смешанный).
Обучающиеся овладевают вокальнохоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств
выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения,
одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных
детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений,
импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающиеся получают представление о музыкально пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее
развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкальнопластических композиций и
импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкальнотворческой учебной деятельности, а также имеют
возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы
декораций, костюмов и др.).
3 Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно
осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий,
в том числе информационных и коммуникационных.
Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкальнопедагогической концепции Д.Б. Кабалевского,
опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева
и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте
«Перспективная начальная школа».
«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено
сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.
Принцип непрерывного общего развития ребенка:
• обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной,
оценочной (ценностноориентированной) и эстетической;
• он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни – сверхзадачей музыкального воспитания;
• проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоциональнонравственного отношения к окружающей
действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания – отношение к действительности, инструмент познания –
музыкальный образ, способ познания – проживание содержания музыки).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
• увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
• активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемнопоисковых ситуаций в
процессе занятий;
• доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и
методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими
особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого – к
сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО,
то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации
данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.
Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических
особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического
здоровья.
4 Эмоциональнообразное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под
музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно
мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
• метод музыкальнопедагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному»,
естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности»
главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической,
поликультурной, традиционнокалендарной, музыкальнотеоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к
произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к
разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемнопоисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска
исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и
постановках музыкальных спектаклей).
Для предмета, изучающего музыку «как живое искусство», одной из первостепенных проблем является пробуждение у школьников
интереса к музыке. Признавая данную проблему одной из фундаментальных проблем педагогики, Д.Б. Кабалевский как создатель наиболее
прогрессивной музыкально педагогической концепции общего образования, опирался вместе с тем на мнение своих предшественников.
Прежде всего, на музыкальнопедагогические воззрения Б.В. Асафьева. За основу Кабалевский взял слова Асафьева: «…если взглянуть на
музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего, надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать:
музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
Кроме того, источником для размышлений Д.Б. Кабалевскому послужили взгляды В.А. Сухомлинского, труды известных музыкантов
педагогов В.Н. Шацкой и Н.Л. Гродзенской. Став их последователем, признавая значимость хорового пения и важность изучения музыкальной
грамоты, композитор поставил перед уроками музыки более широкую задачу: «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства,
научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как
часть всей их духовной культуры»
В связи с этой задачей, определены критерии музыкального развития обучающихся, по которым учитель может оценить результаты
своей работы по курсу «Музыка» в системе УМК «Перспективная начальная школа».
При разработке данных критериев мы опирались на вводную статью Д.Б. Кабалевского к программе, созданной под его руководством,
«Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Также нами использованы неопубликованные
материалы членов его авторского коллектива, направленные на создание критериальнойбазы программы.
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход,
отражающий требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации
примерной образовательной программы по музыке.
5 Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и
коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально
нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями
результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в:
• многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся;
• ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в
творчестве;
• устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями,
потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоциональнонравственного отклика на художественное произведение выявляется через:
• выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию;
• высказывание самостоятельных взглядов и суждений;
• способность к нравственной оценке.
Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций,
переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по:
• способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в
произведении;
• способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка;
• способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать;
• способности ощутить авторский стиль;
• способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое – о средней, эпизодическое – о
низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочномуоцениванию
промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет
диалектический характер художественного познания мира.
6 Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой.
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность,
открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в
его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими
окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуальноличностном развитии ребенка как субъекта
культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства,
выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социальнокультурного опыта,
оказывает влияние как на формирование эмоционально чувственной, так и абстрактнологической сферы личности младшего школьника.
Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в
современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в
педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников
полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения
концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
• в опоре на жизненный опыт детей;
• в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;
• в развитии творческого мышления и воображения, музыкальнотворческих способностей школьников;
• в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;
• в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта
эмоциональноценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально
педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа»,
воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и
систематическое музыкальное развитие младших школьников.
7 Кроме того, благодаря музыкальномутематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность
занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского
существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит
естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от
ОБЩЕ ГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкальнопедагогической концепции Д.Б.
Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественнопедагогического замысла
программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;
• в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2–4 классах; определении художественно
педагогического замысла каждого класса: 2 класс – «Музыка как вид искусства», 3 класс – «Музыка – “искусство интонируемого смысла”», 4
класс – «Музыка мира»;
• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной
музыкальнопедагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкальнопедагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии
развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского
массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:
– наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
– воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций;
– разучиванию и исполнению вокальнохоровых произведений;
– игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
– импровизации в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности.
Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными
средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных
музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.
8 В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевое
пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально пластические композиции,
танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки.
Опыт эмоциональнообразного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкальнослуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее
видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений.
Освоение вокальнохоровых умений и навыков для передачи музыкальноисполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкальнопластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально личностное
выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкальнопластических
композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры,
инсценирование песен, танцев, игрыдраматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств
выразительности различных искусств.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения предмет «Музыка» располагается в учебном плане в предметной
области «Искусство». Рассчитана программа на 34 часа (1 час в неделю). Изучается в 14 классах в общем объеме 135 часов, уроки
проводятся 1 раз в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 34 часа
(34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный
мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода;
9 личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство,
любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,
толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное
сотрудничество.
Содержание учебного предмета.
Структура и содержательные линии учебной программы
Структура программы сформирована на основе примерной программы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех
основных линий: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Данные содержательные линии экстраполированы на тематическое содержание настоящей программы и получили следующее
преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид искусства», «Музыка – искусство интонируемого смысла», «Музыка мира».
Каждая тема соответствует определенному классу и раскрывается через темы учебных четвертей.
«Музыка мира»
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре
школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за
4 класс (34 ч)
проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои
характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к
фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки:
песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие
солистазапевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным,
эпическим песнямбылинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с
1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы.
10 Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно,
чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать,
чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают
тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образносмысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают
обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том,
что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса
начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое
продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое
выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального
образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и
позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных
композиторовклассиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А.
Лядова, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф.
Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта,
Ф.Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В.
Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов.Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.),
произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений
– 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
1я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе.
Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к
творчеству композиторов (интонационнопесенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация
народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка.
Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
11 Характеристика деятельности обучающихся:
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества своего народа.
Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин».Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с
интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других
народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества разных народов.
Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
Осуществлять коллективную музыкальнопоэтическую деятельность (на основе музыкальноисполнительского замысла),
корректировать собственное исполнение.
Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
3я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка
помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость;
выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
12 Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
Соотносить интонационномелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкальнотеатральных жанров.
Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность.
4я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения,
интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер
исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей,
композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных
классов.
Характеристика деятельности обучающихся:
Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкальнотворческой деятельности (пение, игра на элементарных
музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Импровизировать, передавать опыт музыкальнотворческой деятельности в сочинении, исполнении.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Перечень учебно методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно методические средства обучения:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Учебник /Академкнига, 2011 год
13 Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год
компьютерныепрограммы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic идр.)
DVDфильмы,
CD и MP3 диски с музыкальными произведениями;
раздаточные карточки;
проектор;
цветной телевизор;
видеомагнитофон;
компьютер.
14 Календарно – тематическое планирование.
№ п/п Наименование
разделов и тем
Всег
о
часо
в
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Контрольнооценочная
деятельность
Контроль
ные
работы
Практические
работы
Дата
проведен
ия
1
2
3
4
5
6
7
моего
Музыка
народа(9ч.)
Россия Родина моя
Народная музыка
как энциклопедия
русской жизни
Преданья старины
глубокой…
Преданья старины
глубокой…
Музыка в народном
духе
Сказочные образы в
музыке
моего
народа
Сказочные образы в
моего
музыке
1
1
1
1
1
1
1
Народная песня энциклопедия жизни русского народа.
Разнообразие жанров народной песни
От народной песни – к творчеству композиторов
(интонационнопесенная основа, энциклопедизм демократизм,
гуманистическое начало).
От народной песни – к творчеству композиторов
(интонационнопесенная основа, энциклопедизм демократизм,
гуманистическое начало).
Современная интерпретация народной песни.
Общее и различное в музыке народов России и Мира:
содержание, язык, форма.
Интренационализм музыкального языка. Единство общего и
индивидуального в музыке разных стран и народов.
Общее и различное в музыке народов России и Мира:
содержание, язык, форма.
15 8
9
10
11
народа
Сказочные образы в
музыке
моего
народа
Обобщение темы
четверти «Музыка
моего народа»
Между музыкой
моего народа и
музыкой других
народов
моей
страны
нет
непереходимых
границ» (7 ч)«От
Москвы – до самых
до окраин».
Песенность,
танцевальность и
маршевость
в
музыке
разных
народов страны
1
1
1
1
Интренационализм музыкального языка. Единство общего и
индивидуального в музыке разных стран и народов.
Общее и различное в музыке народов России и Мира:
содержание, язык, форма.
Интренационализм музыкального языка. Единство общего и
индивидуального в музыке разных стран и народов.
Разнообразие жанров народной песни
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
12
Знакомимся
с 1
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
16 13
14
15
16
17
интонационными
портретами музыки
народов России
с
Знакомимся
интонационными
портретами музыки
народов России
с
Знакомимся
интонационными
портретами музыки
народов России
с
Знакомимся
интонационными
портретами музыки
народов России
Обобщение темы
четверти ««Между
музыкой
моего
народа и музыкой
других народов
моей страны нет
непереходимых
границ».
«Между музыкой
разных народов
мира
нет
непереходимых
1
1
1
1
1
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на
народные песни. Сочинения композиторов на темы песен
других народов. Закономерности музыки и их отражение в
произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
выразительность
17 границ» 10 часов
Выразительность и
изобразительность
музыки народов
мира
Выразительность и
изобразительность
музыки народов
мира
Выразительность и
изобразительность
музыки народов
мира
Своеобразие
музыкальных
интонаций в мире.
Как
музыка
помогает дружить
народам?
Какие музыкальные
инструменты есть у
разных народов
мира?
Как прекрасен этот
мир!
Как прекрасен этот
мир!
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
выразительность
выразительность
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
выразительность
выразительность
выразительность
выразительность
18 25
26
27
28
29
30
Как прекрасен этот
мир!
Обобщение темы
четверти ««Между
музыкой разных
народов мира нет
непереходимых
границ».
«Композитор –
исполнитель –
слушатель» 8
часов
Композитор
творец красоты
Галерея портретов
исполнителей
–
Галерея портретов
исполнителей
Галерея портретов
исполнителей
1
1
1
1
1
1
выразительность
и изобразительность.
маршевость;
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность
жизненного содержания; песенность, танцевальность и
маршевость;
и изобразительность.
Музыкальные инструменты народов мира.
выразительность
выразительность
«исполнитель»,
Триединство понятий «композитор»,
«слушатель». Композитор – народ и личность, характер и
форма
сочинения,
особенности,
композиторский стиль.
интонационные
Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли,
оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный
исполнительский стиль. Особенности слушания музыки.
Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли,
оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный
исполнительский стиль. Особенности слушания музыки.
Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли,
оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный
исполнительский стиль.Особенности слушания музыки.
19 31
32
33
34
Галерея портретов
исполнителей
и
и
Вслушивайся
услышишь!
Вслушивайся
услышишь!
Заключительный
урок концерт
1
1
1
1
Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли,
оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный
исполнительский стиль. Особенности слушания музыки.
Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.
Школьники в роли
Особенности слушания музыки.
исполнителей, слушателей, композиторов.
Особенности слушания музыки.
исполнителей, слушателей, композиторов.
Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение
содержания музыкального образования школьников начальных
классов
Школьники в роли
20
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.