Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний
Оценка 4.9

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
музыка
3 кл
10.05.2017
Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний
Публикация является частью публикации:
пояснительная записка 3 кл.doc
Пояснительная записка Программа по учебному курсу «Музыка» для 3 класса  разработана на основе современных научно­педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. Актуальность   программы  обусловлена   прежде   всего   тем,   что   она   соответствует   новому   Государственному   стандарту   начального   общего образования по искусству.  В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности»  и   «Опыт   музыкально­  творческой  деятельности».  В  программе  уделено   внимание   реализации  таких   требований   данного  стандарта,   как знакомство   детей   с   музыкальным   фольклором   народов   России   и   классической   музыкой,   а   также   выявление   народно­песенных   истоков   русской профессиональной музыки. Еще одно важное требование стандарта — знакомство детей с центрами отечественной музыкальной культуры — реализуется в данной программе с помощью материалов, представленных в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В соответствии с новым стандартом в нашу программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно­коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования. Кроме   того,   актуальность   предлагаемой   программы   обусловлена   тем,   что   она   направлена   на   реализацию   государственной   «Концепции художественного   образования   в   РФ»   (2001   г.),   утвержденной   Министерством   образования   РФ   и   Министерством   культуры   РФ.   Автор   программы принимала участие в разработке этой концепции. Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального, образования, в формировании духовно­нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших кулыурно искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных исторических и национально­культурных традиций России, а также широкому использованию средств отношений. В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт­ терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе — к одаренным детям. Программа для третьего класса, как и предыдущие програм    мы, разработана с опорой на   главную цель       преподавания музыки в школе — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры лич    ности. Основными компонентами музыкальной культуры личности являются: • музыкально­информационная культура, • культура музыкального восприятия, • музыкально­исполнительская культура, • музыкально­релаксационная культура. Содержание и уровень развития  каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками  музыкальной направленности  личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности). Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др. Более   широким,   чем   музыкальные   способности,   качеством   личности   являются  творческие   способности.  Они   могут   эффективно   развиваться   и   в процессе музыкального образования. В учебнике, созданном на основе данной программы, предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторскоц музыкальной деятельности Ядро культуры личности составляют духовно­нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (Шадриков В.Д. Духовные  способности. — М., 1998). Данные  способности  определяют отношение  человека  к себе,  другим людям,  Родине,  народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству,   наполняют   процесс   и   результаты   творческой   деятельности   высшими   духовно­нравственными   смыслами,   одухотворяют   восприятие   и исполнение музыкальных произведений. Таким образом, музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей. На это направлена целостная система задач музыкального образования в начальной школе: • формирование музыкально­информационной культуры личности: воспитание музыкально­познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально­теоре­ тических и музыкально­исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.); • формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально­слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно­образного содержания, выразительных средств и др.; формирование и развитие музыкально­исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально­исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков  • • формирование  музыкально­релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально­терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии); элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах; • формирование и развитие  творческих способностей  учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально­ творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции; • формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкальногоискусства, а именно системы духовно­нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации. Программа разработана на основе междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких широких контекстах. Аксиологический (ценностный) контекст программы является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно­ нравственного   и   художественно­эстетического   становления   личности   ребенка   в   противоречивой,   часто   агрессивной   по   отношению   к   его   психике современной культурно­информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных   и   антихудожественных   образов   и   идеалов,   которые   не   свойственны   культурно­исторической   психологии   российского   сознания,   и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры. Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно­образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполне ния и прослушивания, отражает такие духовно­нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных   произведениях   воплощены   также   традиционные   для   отечественной   культуры   образы­   идеалы   человека   и   такие   качества   реальных   и сказочных   героев,   как   доброта,   красота,   смелость,   находчивость,   сообразительность,   способность   к   состраданию,   любовь   к   детям,   трудолюбие, справедливость и т. д. Психологический   контекст  программы   позволяет   осуществлять   психологическую   диагностику   личности   ребенка   в   условиях   музыкально­ образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого­педагогическую эффективность уроков музыки. Семантический контекст  программы, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное   обновление   и   систематизацию   традиционного   семантического   пространства   уроков   музыки.   В   данном   пространстве   выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого­педагогическим потенциалом. Семантическими «узлами» целостного музыкально­ развивающего пространства в нашей программе становятся: • музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины; • музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями; • музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников нами была положена система ключевых  понятий,  позволяющая средствами  музыкального искусства  формировать  у детей образную картину окружающего мира  в его многообразных измерениях и проявлениях. В   эту   систему   мы   включили   следующие   понятия:   музыкальное   пространство   и   пространство   в   музыке;   музыкальное   время   и   время   в   музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке. Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе: Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко­культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной. Культурологический  и этнокультурный  контексты  программы  обеспечивают формирование  у детей  первоначальных представлений  о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено «вживание» детей в конкретные музыкально­бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.). Информациологический   контекст  программы   предполагает   формирование   у   детей   первоначальных   представлений   о   роли   и   месте   музыки   в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации. Экологический контекст программы предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите. Художественно­эстетический контекст программы создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности. Арт­терапевтический   контекст  программы   дает   учителю   музыки   возможность   формировать   у   детей   музыкально­релак­   сационную   культуру, активно использовать целительные  возможности музыки в интеграции с другими  видами  искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Следует отметить, что в программе отражены арт­терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт­терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными. также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально­двигательная терапия, цвето­ терапия идраматерапия. В программе использованы различные виды арт­терапии. Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а Методологической основой  формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С. Выготского по культурно­исторической психологии, например «Ребенок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» JI.C. Выготского и А.Р. Лурии (М., 1993); идеи Г.Д. Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, о которых рассказано в его книге «Национальные образы мира» (М., 1993) и др. При создании данной программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Без­ бородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.). • сквозного тематического планирования; • выявления общего и особенного в языке разных видов искусства; • общности художественно­обраЗного содержания произведений различных видов искусства; • общности духовно­нравственных смыслов произведений искусства. Программа для 3 класса представляет собой одну из частей разработанного автором курса «Музыка» для начальной школы. В первом классе учащиеся в увлекательной форме во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека. В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных   и   птиц,   встречаются   со   сказочными   героями,   знакомятся   с   народными   музыкантами,   слушают   и   исполняют   народную,   классическую   и современную музыку. Во втором классе учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русских композиторов­классиков (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского­ Корсакова и др.), с известными музыкантами и певцами, а также с исполнительскими  коллективами  (оркестрами и ансамблями  народной музыки, симфоническим оркестром, фольклорными коллективами, народными и академическими хорами). В   третьем   классе  учащимся   предлагается   совершить   воображаемое   путешествие   по   знаменитым   концертным   залам,   музыкальным   театрам   и музыкальным музеям. Учащихся ждут новые встречи с композиторами­классиками и с шедеврами отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Также предусмотрено знакомство с некоторыми образцами церковно­певческо­ го искусства как части отечественной музыкальной культуры. В четвертом классе  школьники продолжат путешествие по Музыкальному миру. Сначала они отправятся на музыкальной Машине времени по маршруту от Древней Руси до современной России, а затем с помощью Музыкального глобуса посетят выдающиеся памятники мировой музыкальной культуры и наиболее распространенные формы ее бытования. В каждом классе предлагаются различные темы, которым соответствуют определенные образовательные маршруты. Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал которых делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения. Темы завершаются тренингами и творческими  проектами, реализуемыми  в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление и т. д.). Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее» и «Школа Скрипичного Ключа». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1. «В концертном зале» (15 часов). Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки. 2. В музыкальном театре (11 часов). Опера. Балет. Оперетта.. Мюзикл. 3. «В музыкальном музее» (5 часов). Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги. 4. «Школа скрипичного ключа» (3 часа).  Мажор и минор. Интервалы. . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС. Четверть Количество часов Разделы  1. 2. 3. 4. Итого  9. 7. 10 8. 34 «В концертном зале»  «В концертном зале» «В музыкальном театре»  «В музыкальном театре»  «В музыкальном музее»  «Школа скрипичного ключа» СОДЕРЖАНИЕ КУРСА           Тема 1. «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (Необычайное путешествие в гости к Волшебнице Музыке, в ее дворец под названием «Концертный зал») Урок 1. КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ Основы музыкальных знаний. Обшее представление о концертном зале, его предназначении, устройстве (сцене, зрительном зале и пр.) и акустике. Некоторые   знаменитые   концертные   залы   России   (например,   Большой   концертный   зал   Московской   консерватории,   Концертный   зал   им.   П.И. Чайковского,   концертные   залы  Дома  музыки   в  Москве   и  др.).  «Живая»   музыка  в  концертном  зале,   преимущества   ее  слушания  по  сравнению   со слушанием музыкальных записей или просмотром концертов по телевизору или в видеозаписи. Общее представление о концертах классической музыки (хоровой, камерной, симфонической и др.). Афиша и программа концерта. Правила поведения слушателей в концертном зале. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: «Концертное» исполнение песни из программы 2 класса. Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись). Урок 2. КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ Основы музыкальных знаний. Общее представление о концерте хоровой музыки. Актуализация знаний учащихся о видах хоровых коллективов, о хоровых партиях, об основных правилах хорового пения и поведения на сцене участников хорового коллектива. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми, коллективами. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского). Слушание музыки. Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись). Слушание   музыки.  Концертное   исполнение   произведений   древнерусского   церковно­певческого   искусства   и   фрагмента   «Всенощного бдения» П. И. Чайковского. Урок 4. КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: ХОР Основы музыкальных знаний. Двойное значение слова «хор» — хоровой коллектив и хоровое произведение. Хоры русских композиторов­классиков как важная часть их творческого наследия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки, создающие колоритные музыкальные «портреты» и «пейзажи». Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза). Элементарное музицирование. Музыкально­инструменталь­ ные импровизации на тему «Девицы­красавицы» и /или «Чудесный сон». Слушание музыки. Хор девушек из оперы П И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор И.А. Римского­Корсакова «На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова). Музыкально­изобразительная деятельность. Рисунки на темы «Девица­красавица» и/или «Чудесный сон» Урок 5. КОНЦЕРТ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ: КАНТАТА Основы музыкальных знаний.  Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины. Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:   фрагмент   четвертой   части   кантаты   С.С.   Прокофьева   «Александр   Невский» («Вставайте, люди русские»).  Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу»).      Слушание музыки. Четвертая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Урок 6. КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ          Основы музыкальных знаний.  Понятие «камерная музыка» и ее основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной). Общее представление о концертах камерной музыки. Знаменитые музыканты­исполнители камерной музыки. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: повторение одной из песен композиторов­классиков. Слушание музыки. Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении. Урок 7. КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: РОМАНС          Основы музыкальных знаний.  Общее представление о романсе как жанре камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса.   Старинные   традиции   исполнения   романсов   в   домашних   музыкальных   салонах.   Современные   концерты   и   исполнители   русского   романса. Сравнение звучания романса в «живом» исполнении, в музыкальной записи и в кинофильме. Р;пнообразие малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Музыкальные «краски», с помощью которых в роман­ ( их  воплощаются тонкие человеческие чувства и переживания.          Музыкально­исполнительская   деятельность.  Мелодекламации   текстов   романсов   (напр.   А.   Варламова   «Белеет   парус   одинокий»   (сл.   М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). Слушание   музыки.  Видеозаписи   концертного   исполнения   романсов   А.   Варламова   «Белеет   парус   одинокий»   (сл.   М.   Лермонтова),   А.   Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) — из кинофильма «Приключения Буратино».  Арт­терапевтическая деятельность. Повторение упражнений <  Цветок», «Переклинка птиц» и «Волны» из программы 1 класса. ■ Урок 8. КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: ПЬЕСА      Основы музыкальных знаний. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Примеры знакомых учащимся пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», написанных в различных малых музыкальных формах. Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Бирюльки». Средства музыкальной выразительности (музыкальные «краски»), использованные композитором для создания этих музыкальных миниатюр. Пьеса А. Лядова «Про старину», ее музыкальная форма и художественно­образное содержание. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинных русских народных песен из программы 2 класса. Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Музыкально­инструментальная   импровизация   на   тему   «Бирюльки»   (напр.   «Бирюлька­юла»,   «Бирюлька­пирамидка»,   «Бирюль­   ка­ самовар» и др.) для металлофона, игрушечного рояля или детского синтезатора. Слушание музыки. А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения). Арт­терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Зеркало» и «Юла». Музыкально­изобразительная деятельность. Актуализация знаний учащихся о миниатюрной живописи, о лаковой миниатюре (Палех, Федоскино, Холуй). Рисование под музыку миниатюры на тему «Русская старина». Урок 9. КОНЦЕРТ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ: СОНАТА Основы   музыкальных   знаний.   Общее   представление   о   сонате   как   жанре   камерной   инструментальной   музыки.   Первоначальное   знакомство   с сонатной формой. Композитор Людвиг Ван Бетховен и его соната № 14 (Лунная) как воплощение в сонатной форме глубоких раздумий и душевных переживаний композитора. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Песня Л.­В. Бетховена «Сурок» (русский текст Н. Райковского). Элементарное   музицирование   и   основы   сочинения   музыки:   Музыкальная   картина   на   тему   одной   из   картин   М.   Чюрлениса   («Весенняя   соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звездная соната»). Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи». Слушание музыки. Л.­В. Бетховен. Соната № 14 (Луннай). Музыкально­изобразительная деятельность. Знакомство с картинами М. Чюрлениса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждение различных предположений (гипотез) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен. Урок 10. КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащихся о симфонической музыке и симфоническом оркестре. Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Некоторые знаменитые симфонические оркестры и их дирижеры. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ. Слушание музыки. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества». Музыкально­пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под музыкальную запись произведения 1> Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»). Уроки 11­12. КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЯ Урок 11 Основы музыкальных знаний. Общее представление о симфонии как крупной музыкальной форме (на примере Симфонии № 1 (Зимние грезы) П. Чайковского). Музыкальные «краски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия русской народной песни «Цвели цветики» в финале Симфонии № 1 П.И. Чайковского как пример отражения в симфонической музыке русского народного творчества. Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художе­ i I ценных образах зимней природы. Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение: романс М. Яковлева «Зимний вечер» (сл. А. Пушкина). Мелодекламация стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Русская народная песня «Цвели цветики». Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Музыкально­инструментальные импровизации на темы «Музыка зимы» и/или «Зимние грезы». Слушание музыки. П. Чайковский. Симфонии № 1 (Зимние грезы) — фрагмент. Музыкально­изобразительная деятельность. Рисунок­фанта­ зия на тему «Зимние грезы». Урок 12 Основы музыкальных  знаний.  Повторение   понятий   «симфония»  и  «симфонический  оркестр».  Композитор  А.  Бородин  и  его  Симфония   №  2 (Богатырская): выражение в этом симфоническом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: повторение русской народной песни «Вспомним, братцы, Русь и славу». Элементарное   музицирование   и   основы   сочинения   музыки.  Сочинение   и   исполнение   двух   контрастных   «богатырских»   мелодий (музыкальных тем). Разучивание мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях. Слушание музыки. А. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская) — фрагменты. Урок 13. КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА Основы музыкальных знаний.  Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите (на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра). Мелодии русских народных песен различных жанров в этой симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из сюиты А. Лядова). Музыкально­исполнительская деятельность. Пение:  русская народная песня «Я  с комариком  плясала»,  мелодия  которой  звучит  в сюите  А. Лядова. Повторение русских народных песен различных жанров. Слушание музыки. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты). Урок 14. КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА Основы музыкальных знаний. Изобразительность и выразительность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин   А.   Лядова   «Баба­Яга»   и   «Волшебное   озеро»).   Симфонические   «краски»,   создающие   сказочные   образы.   Сравнение   сказочных   образов   в симфонических картинах А. Лядова и в песнях. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: старинные и современные песни о сказочных персонажах (например, игровая русская народная песня «Баба­Яга» или песня М. Дунаевского «А мне летать охота» (сл. Ю. Энтина). Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Ритмическая импровизация на тему «Баба­Яга — костяная но­ I а» на любых народных музыкальных инструментах. Слушание музыки. Симфонические картины А. Лядова «Баба­Яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты). Арт­терапевтическая деятельность. Повторение упражнения «Звуковые волны». Тема 2. «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (Необычайное путешествие в гости к Волшебнице Музыке, в ее дворец под названием «Музыкальный театр») Урок 15. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ Основы музыкальных знаний. Общие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения ни ис тории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства  icaтрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного tana и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и байги, театр оперетты и др. Некоторые знаменитые музыкальные митры России и зарубежных стран (Большой театр (Москва), Мириинский театр (Санкт­Петербург), Ла Скала (Милан), • рамп Онера (Париж) и др.). Основы театрального этикета. Музилкалыю­исполнительская деятельность. Пение', повторение фрагментов хоров из опер (напр., хора девушек из оперы II Чайковского «Евгений Онегин», хора «Славься» из оперы М II I 1ИПКИ «Иван Сусанин»). • Слушание музыки. Фрагменты музыкальных спектаклей (и видеошписях). Урок 16. ОПЕРА Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «опера» ► пинию из видов театрально­музыкального искусства. Виды п. куч гва, объединенные в оперном спектакле. Общее пред­ ( I ни пенис об истории рождения оперы в Италии. Понятие nifipe п'о». Появление оперы в России. Постановки оперных >иск гик лей в придворных и крепостных театрах. >          Музыкально­исполнительская деятельность. Пение, повторение фрагментов хоров из опер (например, хора из оперы В.­А. Моцарта «Волшебная флейта»). Слушание музыки. Фрагмент старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Уроки 17­18. М. ГЛИНКА. ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Основы музыкальных знаний.  М.И. Глинка как основатель русской классической оперы. Отражение в «зеркале» оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» одноименной поэмы А.С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинной русской народной песни (например, «Бояре»), Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни. Музыкально­пластическая деятельность. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку «Марша Черномора»), Уроки 19­20. Н. РИМСКИЙ­КОРСАКОВ. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА» Основы музыкальных знаний. Знакомство с либретто оперы и ее основными действующими лицами. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, Ярило и др.) — действующие лица оперы. Образы скоморохов в опере, краткая информация об истории скоморошества на Руси. Образы гусля­ ров­слепцов, краткая информация о «каликах перехожих» на Руси. Отражение в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта и народного песенного творчества. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных масленичных песен из программ для 1 и 2 классов. Русские народные песни «Прощай, масленица» и «А мы просо сеяли» (цитируемые в опере «Снегурочка»). Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина­импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Озвучивание рисунка на тему «Ярили­ на долина». Слушание музыки. Фрагменты оперы Н. Римского­Корсако­ »а «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли». Арт­терапевтическая деятельность. Повторение музыкальных игр «Перекличка птиц» и «Лесное эхо». Музыкально­пластическая деятельность. Пластические импровизации на темы «Шествие царя Берендея» и «Пляска скоморохов». Музыкально­изобразительная деятельность. Рисунок­пейзаж "Яр или на долина». Урок 21. ОПЕРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ репертуаре. Огнопы музыкальных знаний. Детский музыкальный театр им II. Сац в Москве. Детские оперы («Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др.) в его Музыкально­исполнительская деятельность. Пегие: Фрагмент оперы А. Зарубы «Репка». Элементарное  музицирование.  Озвучивание   с   помощью   лю­   (Н.1Ч   музыкальных   инструментов   одного   из   эскизов   декораций   к   иотской   опере (например, «Репке»), Слушание музыки. Фрагменты детских опер (в видеозаписях). Музыкально­изобразительная деятельность. Эскизы костю­ WI ш и декораций к любой детской опере (например, «Репка»). Ч роки 22­23. БАЛЕТ. БАЛЕТЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «балет». Первоначальные знания о происхождении балета и особенности старинных балетных спектаклей. П.И. Чайковский как ос­ ипи.игль русской классической балетной музыки. Либретто  i n '   мирно известных балетов П.И. Чайковского «Лебединое мн­ро" п «Спящая красавица». Отражение в них сказок и танцев рп ш их народов мира. Myзыкалмю­исполнительская деятельность. Пение: Мелодия И.| и.1.1 из первого действия балета «Спящая красавица». Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальпых инструментов рисунка «Красавица» или «Принц». Слушание музыки. Русский и неаполитанский танцы из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Музыкально­пластическая   деятельность.  Характерные   движения   одного   из   старинных   бальных   (придворных)   танцев.   Пластическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Музыкально­пластические импровизации под   музыку   П.   И.   Чайковского   к   балету   «Спящая   красавица»   на   одну   из   следующих   тем:   «Кот   в   сапогах   и   Белая   кошечка»,   «Красная Шапочка и Волк», «Фея Сирени и Фея Карабосс». Танцевальные движения вальса. Музыкально­изобразительная   деятельность.  Эскиз   костюма   и   маски   для   одного   из   видов   старинного   балетного   спектакля:   балета­ маскарада, балета на рыцарские или фантастические темы. Рисунки на темы «Красавица» и «Принц». Урок24. И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ«ПЕТРУШКА»        Основы музыкальных знаний. Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах). Знакомство с   либретто   балета.   Отражение   в   балете   традиций   русских   народных   гуляний   на   городских   ярмарках   во   время   празднования   масленицы.   Общие представления  о балаганах как одном из видов народного театра. Представления  кукольного театра с участием  Петрушки. Цитирование  в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.). Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка». Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: песни о Петрушке И. Брамса.       Слушание музыки. Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка». Урок 25. В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ      Основы музыкальных знаний. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац. Например, «Синяя птица», «Щелкунчик».         «Щелкунчик».  Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:  повторение   на   звук   «А»   знакомых   музыкальных   тем   из   балета   П.И.   Чайковского       Слушание музыки. Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи). Музыкально­изобразительная деятельность. Эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов­сказок. Макет декорации для одного из детских балетов. Гримирование одного из персонажей сказочного балета. Урок 26. ОПЕРЕТТА Основы музыкальных знаний. Общее представление об one­ pi­пс как одном из видов музыкально­театрального искусства. Веселый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты II России. Детские оперетты (например, «Проделки Кота в сапогах») на сценах российских театров. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одной из детских оперетт (по выбору учителя). 'Элементарное музицирование: веселая, юмористическая м v ил к .1лы ю­инструментальная импровизация на одну из следующих тем: «Песенка Кота в сапогах», «Танец Кота в сапогах». ('лушание музыки. Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»). Урок 27. МЮЗИКЛ Основы музыкальных знаний. Общее представление о мю­ шкле по сравнению с опереттой и другими видами музыкаль­ но­тсатралыюго искусства. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения н.| Ьродпсе. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы (Например, "Волшебник Изумрудного города» и «Путешествие Не­ пшйки»). Myзыкально­исполнительская  деятельность. Пение: фрагмент одного in детских мюзиклов (по выбору учителя). ( 'лушание музыки. Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях). Темя 3. «В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ» (Необычайное путешествие в гости к Волшебнице Музыке, в ее дворец под названием «Музыкальный музей») Урок 28. МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ Основы музыкальных знаний.  Общее представление о понятиях    «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», • музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о  музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира. Известные музыкальные музеи в России (например, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки и Музей русской гармоники в Москве, Музей музыкальных инструментов в г. Санкт­ Петербурге, Дом­музей П.И. Чайковского в г. Клину Московской области, Дом­музей Н.А. Римского­ Корсакова в г. Тихвине и др.). Известные музыкальные музеи в зарубежных странах. Например, дома­музеи композиторов И.­С. Баха, В.­А. Моцарта, Л.­ В. Бетховена, музеи знаменитых музыкальных театров (JIa Скала, Венской оперы и др.), музеи старинных музыкальных инструментов (например, в Вене, Париже и других столичных городах мира). Необычные музыкальные музеи и коллекции (например, коллекция звуков природы и человеческой цивилизации в Венском музыкальном музее). Музыкально­исполнительская   деятельность.  Пение:   повторение   песни   или   хорового   произведения   одного   из   композиторов,   чей   дом­музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Слушание музыки. Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом­музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Урок 29. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Основы   музыкальных   знаний.  Воображаемая   экскурсия   по   залу   музыкальных   инструментов   в   музыкальном   музее:   старинные   клавишные музыкальные инструменты как музейные экспонаты (клавесины, клавикорды, спинеты и др.). Особенности их устройства, звукоизвлечения и звучания. Старинные духовые и ударные музыкальные инструменты. Знаменитые музыкальные мастера и музыканты­исполнители, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых музеях мира. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка»). Песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы). Слушание музыки. Записи звучания старинных музыкальных инструментов. Музыкально­пластическая   деятельность.  Импровизации   на  те)ну   из   следующих   тем:   «Ритмы   жаркой   Африки»,   «Русские   ложкори», «Тарантелла». Урок 30. МУЗЫКА И ТЕХНИКА Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по i;uiy «Музыка и техника» в музыкальном музее: старинные му­ н.1кальные шкатулки, табакерки, шарманки, граммофоны, па­ гефоны, механическое пианино и другие  музыкальные  устрой­ стна для записи  и воспроизведения  звуков. Разнообразие их устройства и характера звучания. Краткая информация об истории изобретения граммофона, п появлении проигрывателей и магнитофонов. Музейные и домашние коллекции старинных музыкальных vi гройств и пластинок с записями голосов знаменитых певцов (например, Ф.И. Шаляпина), хоровых коллективов (например, хора М.Е. Пятницкого) и музыкантов (например, Великорусского оркестра народных инструментов под управлением В.В. Андреева). Сравнение   звучания   музыки   в   «живом»   исполнении   на   концерте   или   в   музыкальном   театре   и   звучания   механических   музыкальных   устройств. Изображение в пьесах и других музыкальных произведениях звучания механических музыкальных  yi  гройств (музыкальной шкатулки, музыкальной табакерки,   шарманки   и   др.).   Сравнение   старинных   механических   устройств   для   записи   и   воспроизведения   звуков   с   современными   музыкальными устройствами, вмонтированными в игрушки, открытки, с «музыкой» мобильных телефонов и т. д. Музыкально­исполнительская деятельность Пение: музыкальная игра «Граммофон». Элементарное музицирование: Повторение песни Jl.­В. Бетховена «Сурок». Слушание музыки. Звучание механического пианино (в художественном кинофильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов Музыкальная табакерка. П. Чайковский «Шарманщик поет». Урок 31. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном му зее: портреты знаменитых композиторов   и   исполнителей,   натюрморты,   исторические   и   жанровые   картины   с   изображениями   музыкальных   инструментов.   Образы   народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного декоративно­прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Слушание музыки.  Записи звучания музыкальных инструментов, изображенных в произведениях живописи и народного декоративно­прикладного творчества. Урок 32. МУЗЫКА И КНИГИ Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее: старинные рукописные церковно­певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер и балетов знаменитых композиторов­класси­ ков, первые издания сборников русских народных песен, старинные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Сравнение изображений старинных нот и книг о музыке с современными изданиями. Общее  представление  о музыкальных  отделах  библиотек  (например,  Российской  государственной  библиотеки)  и их  роли в  создании  коллекций старинных нот и книг о музыке. Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: повторение песен, сопровождавших экскурсии по музыкальному музею (например, «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песни о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Урок 33. «ШКОЛА СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА» Д/у УРОК СОЛЬФЕДЖИО: МАЖОР И МИНОР Основы музыкальных знаний. Общее представление о музыкальных школах и изучаемых в них предметах. Понятия «сольфеджио», «лад», «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «тональность». Музыкально­исполнительская деятельность.  Пение: повторение двух любых песен, написанных в параллельных тональностях. Песни Л. Абелян «Про диез» и «Про бемоль». Слушание музыки. Любые музыкальные произведения из программы 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Д/у УРОК СОЛЬФЕДЖИО: ИНТЕРВАЛЫ Основы музыкальных знаний. Понятие «интервал». Интервалы in примы до октавы. Интервалы и мелодия. Интервалы и аккорд.   Музыкально­исполнительская деятельность: Пение. Пение по нотам различных интервалов. Песня О. Мандичевского «Интервалы». Слушание музыки. Звучания различных интервалов. Основы сочинения музыки. Сочинение и нотная запись мело­ шш п аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции). Музыкально­изобразительная деятельность. Рисование и озвучивание голосом рисунка на тему «Дружная семья интервалов». Д/у ХОРОВОЙ КЛАСС Oсновы музыкальных знаний. Понятия «хор», «дирижер», М1|н)нли партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», • тукомедение», «унисон». Музыкально­исполнительская деятельность. Пение: упражнении им распевание. Песня Л. Абелян «Петь приятно и удобно». Повторение хоровых произведений из программы по музыке для 3 класса Планируемые результаты изучения курса: ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; • чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; • эмоционально ­ ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки; • понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Учащиеся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к культуре своего народа; • понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно ­ бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей; • положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; • ценностно ­ смысловых установок, отражающих индивидуально ­ личностные позиции; • уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России; • положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты; • мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности; • эмоциональн ­ ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: • исполнять Государственный гимн Российской Федерации; • объяснять значение понятия «классическая музыка»; • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; • называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; • называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); • различать виды музыкально ­ исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); • называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль); • использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки; • понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке; • устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки; • выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия; • определять на слух основные жанры музыки; •  определять  и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной  выразительности  (мелодия,  ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально ­ пластическом движении. Учащиеся получат возможность научиться: • определять особенности оперетты и мюзикла как видов Музыкально ­ сценического искусства; • различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле; • называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран; • передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах; • использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; • применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); • выполнять музыкально ­ творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); • вносить коррективы в свою работу; • различать и соотносить замысел и результат работы; • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания; • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать творческие задачи, используя известные средства; • объяснять, как строилась работа в паре, в группе; • участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально ­ творческих проектов. Учащиеся получат возможность научиться: •  самостоятельно   исполнять   музыкальные   произведения   разных   форм   и   жанров   (пение,   драматизация,   музыкально   ­   пластическое   движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • планировать свои действия при выполнении музыкально ­ творческих заданий; • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально ­ творческих заданий; •  определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной   и коллективной музыкально ­ творческой работы; • включаться в самостоятельную музыкально ­  творческую деятельность (музыкально ­ исполнительскую, музыкально ­ пластическую, сочинительскую); • применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов,  музыкальных  спектаклей   и  музеев,   прослушивании  записей  музыкальных  произведений,   самостоятельном  пении  и   игре  на  музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры. Познавательные Учащиеся научатся: • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; •  осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться   вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки; • различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы); • различать звучание отдельных музыкальных инструментов; • различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей; • сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа; • характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений; • группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные); •  различать,   группировать   виды   ансамблей   (инструментальный,   вокальный),   хоров   (народный,   академический,   церковный)   и   оркестров   (народных инструментов, духовой и симфонический); • устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов; • характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского ­ Корсакова.  Учащиеся получат возможность научиться: • применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации; • сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства; • устанавливать аналогии и причинно ­ следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях; • осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; • выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением. Коммуникативные Учащиеся научатся: • объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства; • объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний

Рабочая программа по музыке в 3 классе Планета знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017