Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Приложение к образовательной
программе основного общего и среднего
общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
________/____________/
ФИО
Протокол № ___ от ____ 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по
УВР_________/С.А. Сабурова/
ФИО
«__» _________ 2016 г..
«Утверждено»
Директор школы
_____________/Н.В. Потапова/
ФИО
Приказ № ___ от______ 2016г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 10, 11 классов
Составитель:
Мельникова Анфиса Ралитовна,
учитель истории и обществознанияс. Сладковское, 2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
особенности социальногуманитарного познания;
уметь:
характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинноследственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально
экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применятьсоциальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
2 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им
приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых
учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств
коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных
источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм
поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в
дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации,
презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение.
Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные
особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки. Религия.
Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального
изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги,
3уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Особенности современной экономики России.
Глобальные экономические проблемы.
Экономическая политика Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические
партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в российской Федерации. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и
обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права.
Понятия юридического и физического лица.
Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности.
Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы
социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и
национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и
нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
4Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в
систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности.
Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология
и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их
разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение.
Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе.
Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной
субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном
мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Тема
Количество
часов
№ п/п
Раздел I. Человек как творец и творение культуры (8 часов)
Познание окружающего мира. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности.
Понятие истины, ее критерии. Наука. Мышление и деятельность. Основные
особенности научного мышления.
Естественные и социально гуманитарные науки.
Понятие культуры. Многообразие культур. Практикум.
Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Проблема познаваемости мира.
Философия.
Естественные и социальногуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль.
Право. Практикум.
Религия. Искусство. Мораль. Право. Практикум.
Обобщение «Человек как творец и творение культуры».
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел II. Развитие общества (14 часов)
1
1
1
1
1
1
1
59
10
11
12
13
14
Общество как сложная динамическая система. Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества. Многовариантность общественного развития.
Цивилизация и общество. Практикум.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Развитие общества. Современное общество. Практикум.
Понятие общественного прогресса.
15 Модернизация. Практикум.
16
17
18
19
Глобализация человеческого общества.
Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX I века.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX I века. Практикум.
20 Мировая система.
21 Мировая система. Практикум.
22
Обобщение «Развитие общества».
Раздел III. Экономика и экономическая наука (26 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные структуры. Спрос и предложение. Практикум.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты.
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты.
Виды, причины и последствия инфляции.
Производитель на рынке. Понятие ВВП. Практикум.
Сфера производства.
Предпринимательство и бизнес.
Предпринимательство и бизнес. Практикум
Основные источники финансирования бизнеса.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Практикум.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
640
41
42
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Роль государства в экономике. Практикум.
Государственный бюджет. Государственный долг. Общественные блага.
45
Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
43
44 Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики
России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина. Практикум.
Обобщение «Экономика и экономическая наука».
46
47
48
Раздел I V. Политическая система общества (19 часов)
49
50
51
52
Политическая система.
Политика как общественное явление. Понятие власти.
Государство, его функции.
Государство, его функции. Практикум.
53 Местное самоуправление.
54 Местное самоуправление. Практикум.
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Политическая система. Человек в политической жизни.
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и
государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политические партии и движения.
Средства массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в российской Федерации.
Избирательная кампания в Российской Федерации.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Практикум.
Политическая психология и политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Обобщение «Политическая система общества».
Раздел V. Общество как сложная динамическая система. (3 часа)
Повторение «Общество как сложная динамическая система».
Повторение «Общество как сложная динамическая система».
Повторение «Общество как сложная динамическая система».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
11 класс
№ п/п
Тема
Количество
часов
Раздел I. Правовое регулирование общественных отношений (30 часов)
1
Право в системе социальных норм. Система российского права.
2
3
4
5
6
7
8
Происхождение права, его формы и структура. Практикум.
Законодательство РФ о выборах. Законотворческий процесс в Российской
Федерации.
Правосудие в современной России. Практикум.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства.
Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу.
Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за
налоговые правонарушения.
9 Юридическая ответственность. Практикум.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.
Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Частное право. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование.
Частное право. Практикум.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
824
25
26
27
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их
назначения.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного
и национального права.
28
29 Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Обобщение «Закон и право».
Раздел II.Социальная система общества (13 часов)
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальная стратификация. Практикум.
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальная мобильность. Практикум.
35 Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
36 Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры
Практикум.
Семья и брак.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Семья и брак. Практикум.
30
31
32
33
34
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
этносоциальные конфликты,
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание.
Межнациональные отношения,
пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Обобщение « Социальная система общества».
Раздел III. Человек в системе общественных отношений (16 часов)
Социальное взаимодействие. Самосознание индивида и социальное поведение.
Практикум.
Социальный конфликт и протестное движение. Практикум.
Ценности и нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль.
Отклоняющееся поведение, его типы.
Духовная жизнь человека.
Нравственные категории и добродетели. Свобода и ответственность.
Нравственные категории и добродетели. Практикум.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9Счастье, удовольствие, гедонизм. Практикум.
Справедливость и равенство.
Справедливость и равенство. Практикум.
Структура человеческой психики.
Элементы человеческой психики и сознания Мотивы и предпочтения.
Общественное и индивидуальное сознание.
Элементы человеческой психики и сознания. Практикум.
Влияние общества на личность. Социализация индивида.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и
навыки людей в условиях информационного общества.
Обобщение «Человек в системе общественных отношений».
Раздел IV. Экономическая система общества.
Политическая система общества (повторение) 11 часов
Рыночная экономика. Экономика и экономическая наука. Факторы
производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные
структуры.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
переменные затраты.
62
63 Основные источники финансирования бизнеса.
Основные принципы
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
64
65
66
67
68
69
70
менеджмента. Основы маркетинга.
Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Политическая система общества. Политика как общественное явление.
Понятие власти.
Государство, его функции.
Политическая система.
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Повторение «Экономическая система общества.
Политическая система общества».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10