Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. УМК Кравченко А. И.
Программа содержит следующие разделы: Содержание курса обществознание для 8 класса; учебно- тематический план курса; календарно-тематическое планирование курса; планируемые результаты изучения обществознания в 8 классе
Рабочая программа 8 класс обществознание.docx
Целинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Хлеборобная СОШ №5
Приказ № 77 от «29 » августа 2017
_______________ Л.Ф.Ластовыря
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Основное общее образование 8 класс
Количество часов 34
Учитель: Зелинская Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 59 классы: М.: Просвещение,
2013
1. Содержание курса обществознание для 8 класса Глава 1. Общество и человек
Тема 1. Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер
общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество,
глобализация.
Тема 2. Человек природа общество
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных
нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни.
Тема 3. Типология обществ
Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности,
социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественноэкономическая формация, традиционное общество,
индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ.
Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические
и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и
продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция,
промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой
личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека
Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и
социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного
воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение
Общение как социальнопсихологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное,
убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Глава 2. Экономическая сфера
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования
капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие
структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные
институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в
экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньгитоварденьги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в
бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и
предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции
цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная
конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя.
Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о
предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес. Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы
воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и
юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний
государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе.
Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и
помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли.
Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека.
статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и
дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое
происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые
Тема 20. Бедные
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых.
«старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов
бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета. Тема 23. Конфликты в обществе
Тема 24. Семья
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее
типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как
разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациямигосударствами. Отношения между
национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального
государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной
семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его
социальная роль.
2.Учебно тематический план
Раздел программы
Общество и человек.
Экономическая сфера
Социальная сфера
Кол-во
час.
10ч
13ч
11ч
Сроки
изучения
6.0915.11
22.1121.02
28.02 30.05
Вид контроля
Тест
Тест
тест
Дата
контроля
15.11
21.02
23.05
Календарнотематическое планирование курса Обществознания, 8 класс
№ Тема урока
Колво
часов
Дата
проведения
Виды
контро
Наглядно
сть
Планируемые результаты освоения материала Глава 1. Общество и человек 10ч. (6.09-15.11)
План факт
ля
1
Что такое
общество
2
3
4
5
Человек,
природа,
общество
Типология
обществ
Социальный
прогресс
Социальная
среда и
личность
1
1
1
1
1
06.09
Опрос
Рассказ
Индиви
дуальн
ые
задани
я
Развер
нутый
ответ
Словар
ный
диктан
т
13.09
20.09
27.09
4.10
Таблица«
Общество
»
Табл.
Человек,
природа,
общество
Таблица
Социальн
ый
прогресс
Презентац
ия групп
Выделять характерные признаки общества, различать понятия:
общество, государство, страна, приводить конкретные примеры,
характеризующие явления каждой из сфер общества, объяснять
взаимосвязь всех сфер общества
Представление о взаимосвязи человека, общества, природы
Понятие «природа» в узком и широком смысле
Анализировать характерные черты различных типов обществ,
определять типы обществ типы обществ, формационный подход к
типологии обществ
Понятия: типология обществ, общественноэкономическая
формация, доиндустриальное, индустриальное,
постиндустриальное общества
Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное
мнение. Анализировать различные цивилизации Понятия:
цивилизация, теория стадиального развития, теория локальных
цивилизаций, менталитет, закон ускорения истории, закон
неравномерности развития, прогресс, регресс.
Различать понимание слов человек, индивидуальность, личность;
определять уровень своей социальной зрелости и влияние
окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д.
Научные представления об уникальности человеческой личности
Понятия: человек, индивидуальность, личность; мышление, речь;
социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы 6
7
8
9
10
1
1
1
1
1
Потребности
человека
Низшие и
высшие
потребности
Социализация
и воспитание
Что такое
общение
Обобщение по
теме
«Общество и
человек»
11 .10
Опрос
Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их
существенные признаки Понятия: потребность, удовлетворение
потребности, иерархическая теория потребностей
18.10
25.10
8.11
15.11
Защита
проект
ов
Таблица
Социализ
ация
человека
Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по
возможности их преодолевать, анализировать свои поступки,
поведение взрослых, сверстников
Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание
Опрос
Анализировать различные формы общения, иметь элементарные
навыки культурнограмотного общения в деловых, бытовых и иных
жизненных ситуациях
Общение, речевое и неречевое общение,, служебное, повседневное,
убеждающее, ритуальное, межкультурное общение
Глава 2. Экономическая сфера 13ч. (22.11-21.02)
11
12
Экономическа
я сфера
Что такое
экономика
1
1
22.11
29.11
Табл
«Экономи
ка»
Обмен
мнения
ми по
теме
«Роль
эконом
ики»
Определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и
их роль в развитии общества, поведение предпринимателя,
менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать
творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных
экономических процессах
Экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы,
наемный труд, капитал, капиталист, менеджер, предприниматель,
потребности, фирма, производство, промышленность, отрасль, 13
14
Товар и
деньги
Спрос и
предложение
15
Рынок, цена
16
17
18
19
20
21
Конкуренция
Тестирование
«Законы
рынка»
Предпринимат
ельство
Экономически
е системы
Роль
государства в
экономике
Бюджет
государства и
семьи
1
1
1
1
1
1
1
1
1
06.12
Опрос
13.12
Опрос
20.12
27.12
10.01
17 .01
24.01
31.01
7.02
Опрос
Развер
нутый
ответ
Словар
ный
диктан
т
Опрос
Тест
Опрос
Таблица
«Экономи
ка»
Защита
проектов
Презентац
ия
Таблица
Таблица«
Экономик
а»
Защита
проектов
предприятие, цех
деньги, , кредит, инфляция, девальвация, свойства товара и денег,
основной закон бизнеса
Анализировать взаимовлияние цены, спроса и предложения друг на
друга, прогнозировать основные тенденции их взаимозависимости
на рынке Спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит,
покупательная способность, закон спроса и предложения, его
воздействие на поведение участников рыночных отношений
Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товары,
различать конкуренцию производителей и конкуренцию
покупателей, анализировать модели их поведения Обмен, рынок,
Обмен и его модели, функции цены
Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товары,
различать конкуренцию производителей и конкуренцию
покупателей, анализировать модели их поведения цена,
конкуренция, монополия, олигополия, монопсония
Анализировать тот или иной тип предпринимателя, элементарные
правила поведения в экономической сфере; выявлять плюсы и
минусы организационноправовых форм предпринимательства
Сущность предпринимательской деятельности, типы работников и
предпринимателей, знать формы предпринимательства
Прибыль, предприниматель, менеджер, риск
Ориентироваться в системе налогообложения, анализировать
отдельные виды налогов, экономические мероприятия властей
Роль государства в экономике, система налогообложения, способы
воздействия на экономику и население,
Налогообложение, налог, типы экономических систем, социальная
политика, акциз
Разъяснять возможные варианты предотвращения дефицита
государственного бюджета, влияние его на социальные программы
государства, Бюджет, сбалансированный бюджет, положительное и 14.02
21.02
Развер
нутый
ответ
Словар
ный
диктан
т
Таблица
отрицательное сальдо, государственный долг, социальные
программы Формировать элементарные умения семейного бюджета
Объяснять причины и сущность безработицы, анализировать
социальные, психологические проблемы безработных Труд,
производственный и непроизводственный труд, категории
трудовой деятельности, формы вознаграждения
Объяснять причины и сущность безработицы, анализировать
социальные, психологические проблемы безработных безработица
и ее виды
22
23
1
1
Труд
Структура
экономики
области
Повторительн
о
обобщающий
урок
«Становление
рыночного
общества в
России: общее
и особенное
Глава 3. Социальная сфера -11ч.( 28.02- 30.05)
24
Социальная
структура
25
26
Социальная
стратификация
Богатые и
Бедные
1
1
1
28.02
Опрос
Разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную
структуру общества, анализировать соц. образ, имидж личности,
объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью
Социальная структура общества, социальный статус личности в
обществе, социальная группа, социальные отношения
7.03
14.03
Словар
ный
диктан
т
Таблица»
Соц.
Сфера»
Презентац
ия
Пояснять на конкретном примере, каким образом принадлежность
к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей,
анализировать представителей различных классов, составляя их
социальный портрет Социальное расслоение, страта, доход, власть,
престиж, класс, образ жизни
Уметь вести дискуссию, владеть основами культуры диалога
Понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»
Анализировать социальную политику в стране Понятия: бедность,
порог бедности, нищета 28.03
Опрос
Таблица
Тест
Защита
проектов
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области межличностных отношений, в
том числе отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий Этнос, нация, народность, сущность
этнообразующих факторов
4.04
11.04
18.04
25.04
16.05
Развер
нутый
ответ
Словар
ный
диктан
т
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области межличностных отношений, в
том числе отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий Межнациональные отношения, этноцентризм,
расовая и национальная нетерпимость
Анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный
способ их разрешения особенности этнических конфликтов,,
способы их возможного предотвращения Конфликт, субъекты и
предмет конфликта, повод и виды конфликтов, конфронтация,
соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество,
переговоры, арбитраж, применение силы
Презентац
ия
Уметь вести дискуссию
Понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья,
расширенная семья
Разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную
структуру общества, анализировать соц. образ, имидж личности,
объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью
Социальная структура общества, социальный статус личности в
обществе, социальная группа, социальные отношения
23.05
Зачёт
Тест
1
1
1
1
1
1
1
27
Этнос: нации и
народности.
28 Межнациональн
ые отношения
29
30
Конфликты в
обществе
Способы
решения
конфликтов
31
Семья
32
33
Социальная
структура
общества
области
Повторительно
обобщающий
урок
Социальная
структура
российского
общества 34
1
30.05
Итоговое
занятие по
курсу.
Примечание:программа, рассчитанная на 35 часов будет реализована в соответствии с календарным графиком за 34 ч. за счёт
Проверить качество усвоения пройденного материала и
сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по
пройденному курсу
Таблица
Защита
проектов
уплотнения материала по теме: «Конкуренция » 1 час
3.Планируемые результаты изучения обществознания в 8 классе
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социальнодеятельное существо;
основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание обучения обществознанию отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим
формируются и развиваются коммуникативная, когнитивная (познавательная), социальноадаптивная (гражданская), информационно
технологическая компетенции.
Когнитивная (познавательная) – способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Коммуникативная – готовность к взаимодействию, к коллективной работе.
Информационно – технологическая готовность к использованию информационных ресурсов.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ №5
от « » августа 2017 г.№
___________ О.В.Комбарова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________О.В.Комбарова
«__ _»августа 2017г.
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.