Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена по УМК Л.Н. Боголюбова в соответствии с требованиями ФГОС. Дополнена рабочая программа КТП уроков с подробным описанием планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Особое внимание уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.Рабочая программа и КТП по обществознанию для 8 класса.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС ФГОС.doc
МБОУ «СОШ №3 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В.Аверин
приказ № от __.08.16 г.
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом школы
(протокол №1 от __.08.16 г.)
Рабочая программа
по обществознанию
для 8 класса Котовск 2016
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена
в соответствии:
1.Федеральным компонентом государственного стандарта основного
общего образования, утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г.,
№ 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего
образования»;
2. законом «Об образовании РФ»;
3. примерными программами среднего (полного) общего образования
по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г.
№03– 1263);
4. фундаментальным ядром содержания общего образования: проект /
под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с.
— (Стандарты второго поколения),
5. требованиями к результатам основного общего образования,
представленными в федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в
том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развитие личности на исключительно важном этапе ее
социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно
нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального
2 поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
формирования у учащихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию
для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
формирования у учащихся опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для
решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в
обществе.
3 Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе
призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
На изучение курса обществознание в 8 классе отводится 35 часов (1 час
в неделю). Обучение осуществляется по линии учебников издательства
«Просвещение» Москва, под редакцией автора Л.Н. Боголюбова.
В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в
курсе обществознания, к которым у учащихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играет формирование первоначальных
политической,
представления о сферах общества: экономической,
социальной, духовной; создание условий для социализации личности.
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные
правовой, экономической, политической и
основы нравственной,
экологической культуры, содействие воспитанию гражданственности,
ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности,
интеллектуальное развитие учащихся, развитие умений ориентироваться в
потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и
научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации,
формируемые в процессе изучения обществознания, проявляются в познании:
ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности,
ценности обществоведческих методов исследования общества;
понимании сложности
и противоречия самого процесса
социального познания.
Курс обществознания обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения
и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса
способствуют:
4
правильному использованию обществоведческой терминологии;
развитию потребности вести диалог;
развитию способности открыто выражать и аргументированно
отстаивать свою точку зрения.
Курс обществознания в наибольшей мере, по сравнению с другими
школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей –
ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности,
уникальности и неповторимости всех человека, важности соблюдения его
прав и свобод.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе обществознанияи в
сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся
способности к восприятию и преобразованию общества по законам красоты,
гармонии. Формирование патриотизма и гражданской позиции.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют
в совокупности основу для формирования ценностного отношения обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела
программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными
документами; даётся общая характеристика курса обществознание. Его места
в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса
обществознания, его вкладу в решение основных педагогических задач в
системе основного общего образования, а также раскрытию результатов
освоения обучаемыми программы по обществознанию. В разделе
«Планируемые результаты» образовательные результаты представлены на
нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе
«Содержание» основного общего образования по биологии включает перечень
изучаемого содержания, объединённого в содержательные блоки с указанием
рекомендуемых практических работ, экскурсий. В разделе «Примерное
тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса,
5 характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий). В разделе «Учебнометодическое и
материальнотехническое обеспечение» перечень методической литературы
для учителя, для обучающихся, Интернетресурсов, а также необходимого
оборудования для эффективной организации учебного процесса.
Особенностью образовательного процесса образовательного учреждения
является организация проектноисследовательской деятельности учащихся на
уроках и во внеурочное время. В разделе «Общество, в котором мы живём»
предусмотрено осуществление проектноисследовательской деятельности
учащихся.
Формы организации образовательного процесса:
Виды деятельности обучающихся:
учебнопознавательная,
проектная, исследовательская, социальная, игровая, творческая.
Использование приёмов проектноисследовательской работы
способствует:
расширению кругозора в области достижений общественных наук;
формированию навыков самостоятельной работы, ораторства,
ведения полемики;
развитию познавательного интереса, любознательности;
знакомит с методами и приемами научного исследования.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1.
2.
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3.
4.
5.
6.
7.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с источниками;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание докладов.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
6 Систематизация учебного материала.
8.
Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
1.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
2.
3.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
1.
Выполнение работ практикума.
2. Проведение исследовательских работ.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,
проводится в форме практической работы, подготовки и защиты
исследовательской работы.
Практические работы: 5 работ
Итоговый контроль – выполнение итогового теста.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом
которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном
аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,
политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а
также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета
его предмета
«Обществознание»,
многоаспектность
изучения
интегративный характер
— общественной жизни — обусловливают
обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание»
7 как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на
современных социальных явлениях.
3.Место предмета в учебном плане
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом
которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном
аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,
политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология), а
также философия. Такая комплексная научная база учебного предмета
многоаспектность изучения этого предмета –
«Обществознания»,
общественной жизни – обусловливают интегративный характер
обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание
как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на
современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках
учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия
содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены
познавательными возможностями учащихся младшего и среднего
Наиболее сложные аспекты
подросткового школьного возраста.
общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в
Обществознание представляется очень специфической
старших классах.
школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность
обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые
содержательные области (например, вопросы права), но и происходит
8 интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии,
биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
4.
Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы,
формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию,
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте
и возможных перспектив;
сложившихся
реалий
9 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста
в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических
и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
10 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках;
применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
адекватно ее воспринимать,
решаемой
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
(анализировать,
задачей
обобщать,
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
11 Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
правовых норм,
обществе;
несовершеннолетних;
регулирующих трудовую деятельность
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.
12 Учащийся научится:
Учащийся
получит
возможность научиться:
• формировать
положительное отношение к
необходимости
соблюдать
здоровый
образ
жизни;
корректировать
собственное
поведение в соответствии с
требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
• использовать
элементы
причинноследственного анализа при
характеристике
социальных
параметров личности;
• описывать реальные связи и
зависимости между воспитанием и
социализацией личности.
• использовать
знания
об
формирования
обществе
для
представлений
сообществе,
о
мировом
характеризовать
основные признаки и сферы общества;
основные
• характеризовать
слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии
для оценки безопасных условий
жизни; на примерах показывать
опасность пагубных привычек,
угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на
основе характеристики основных
возрастных периодов жизни человека
возможности и ограничения каждого
возрастного периода;
• выделять в модельных и
реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный
социальный статус и социальные
роли; объяснять и конкретизировать
примерами
понятия
смысл
13 «гражданство»;
• описывать
гендер
как
социальный пол; приводить примеры
гендерных ролей, а также различий в
поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных
нравственные
оценки
знаний
собственным поступкам и отношению
к проблемам людей с ограниченными
возможностями, своему отношению к
людям старшего и младшего возраста,
а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание
особенностей и практическое
владение
коммуникативной,
способами
практической
используемыми в
деятельности,
процессе познания человека и
общества.
Общество и человек
Учащийся научится:
Учащийся
получит
возможность научиться:
• характеризовать основные
• характеризовать
и
типы обществ;
конкретизировать
фактами
• раскрывать
взаимосвязь
социальной
жизни
изменения,
14 природы и общества;
происходящие
в
современном
• характеризовать
и
обществе;
примерами
иллюстрировать
факторы социального прогресса и
• показывать
влияние
происходящих в обществе изменений
развития общества;
на положение России в мире.
• формулировать
собственную точку зрения на роль
семьи и социальной среды в
воспитании ребенка;
• находить и извлекать
информацию о содержание и
стадии процесса социализации.
Регулирование поведения людей в обществе
Учащийся научится:
Учащийся
получит
возможность научиться:
• использовать накопленные
• использовать элементы
знания об основных социальных нормах и
правилах регулирования общественных
отношений,
познавательной,
усвоенные
способы
коммуникативной и
практической
для
успешного взаимодействия с социальной
деятельности
причинноследственного анализа
для понимания
влияния
моральных устоев на развитие
общества и человека;
• моделировать
несложные
ситуации
средой и выполнения типичных
социальных ролей нравственного человека
нарушения прав человека,
конституционных прав
и
и достойного гражданина;
обязанностей
граждан
• на основе полученных знаний о
Российской Федерации и давать
15 социальных нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и
правопорядку;
им моральную и правовую
оценку;
• оценивать сущность и
значение
правопорядка и
законности, собственный вклад
в их становление и развитие.
• критически
осмысливать
информацию правового и морально
нравственного характера, полученную из
источников,
разнообразных
систематизировать,
полученные
данные;
анализировать
применять
для
полученную
определения собственной позиции по
информацию
отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
• использовать знания и умения для
формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и
важнейших
самореализации, самоконтролю.
отраслей
права,
Человек в экономических отношениях
Учащийся научится:
Учащийся
получит
16 возможность научиться:
• распознавать
на
основе
• наблюдать
и
приведённых
экономические
данных
основные
и
системы
экономические явления, сравнивать их;
поведение
• характеризовать
производителя и потребителя как
основных участников экономической
деятельности;
интерпретировать явления и
события,
происходящие
в
социальной жизни, с опорой на
экономические знания;
• характеризовать
тенденции
экономических
изменений в нашем обществе;
• применять полученные знания
• анализировать с позиций
для характеристики экономики семьи;
обществознания сложившиеся
• использовать
статистические
практики и модели поведения
данные, отражающие экономические
изменения в обществе;
• получать
социальную
информацию об экономической жизни
общества
источников различного типа;
из
адаптированных
• формулировать
аргументировать
и
собственные
суждения,
касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и
опирающиеся на обществоведческие
знания и социальный опыт.
Мир социальных отношений
потребителя;
• решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала,
отражающие
типичные
ситуации
в
экономической
сфере
деятельности человека;
• выполнять
несложные
практические задания, основанные
на ситуациях,
связанных с
описанием состояния российской
экономики.
Учащийся научится:
Учащийся
получит
17 возможность научиться:
• описывать социальную структуру
• использовать понятия
обществах
в
типа,
характеризовать основные социальные
разного
группы современного общества; на основе
приведённых данных распознавать
основные социальные общности и группы;
основные
• характеризовать
социальные
российского
общества, распознавать их сущностные
группы
признаки;
«равенство» и «социальная
справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться
в
потоке
информации,
относящейся к
вопросам
социальной
структуры и
социальных
отношений
в
современном обществе;
• характеризовать
ведущие
• адекватно
понимать
информацию, относящуюся к
социальной сфере общества,
получаемую из
различных
источников.
направления социальной политики
российского государства;
• давать оценку с позиций
общественного прогресса тенденциям
социальных изменений в нашем обществе,
аргументировать свою позицию;
• характеризовать
основные социальные роли;
собственные
• объяснять на примере своей семьи
основные функции этого социального
института в обществе;
• извлекать из
педагогически
адаптированного текста, составленного на
основе научных публикаций по вопросам
социологии, необходимую информацию,
преобразовывать её и использовать для
18 решения задач;
• использовать
социальную
представленную
информацию,
совокупностью статистических данных,
отражающих социальный состав и
социальную динамику общества;
• проводить
несложные
социологические исследования.
Культурноинформационная среда общественной жизни
Учащийся научится:
Учащийся
получит
возможность научиться:
• характеризовать
развитие
• описывать
процессы
отдельных областей и форм культуры;
создания,
• распознавать и различать явления
трансляции
сохранения,
и
усвоения
духовной культуры;
достижений культуры;
• описывать различные средства
• характеризовать
основные направления развития
отечественной культуры в
современных условиях;
• осуществлять рефлексию
своих ценностей.
массовой информации;
• находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных
источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в
вопросах ценностного выбора и
приоритетов в духовной сфере,
формулировать собственное отношение.
19 Содержание учебного предмета, курса
8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых
существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека.
Связь человека с природой. Человек венец природы? Вершина пирамиды или
звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем
обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и
реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы
современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности
и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура
личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали.
Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг
моральный. Совесть.
Моральный выбор это ответственность. Моральный выбор. Свобода
это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности.
Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость
образования в условиях информационного общества.
Общее и
20 профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность
образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные
принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры.
Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.
Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура?
Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные
конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе.
В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность.
Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа.
Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся?
Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.
Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная
стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство?
Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и
ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы
собственности. Защита права собственности.
21 Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и
предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство основа экономики. Главный источник экономических
благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в
экономике. Цели фирмы и ее основные организационноправовые формы.
Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему
мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы
граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление.
Семейное потребление.
Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы.
предоставляемые
Формы сбережения граждан. Банковские услуги,
гражданам.
Безработица. Безработица спутник рыночной экономики. Причины
безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль
государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство.
Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Урок обобщающего повторения (1 ч.).
Резервный урок (1 ч.)
22 6. Учебнотематическое планирование.
N
Темы
разделов
п/
п
1
Личность и
общество
1
Темы уроков
Коли
честв
о
часов
6
Что делает человека
человеком?
Человек, общество,
природа.
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.
Повторительно
обобщающий урок в форме
защиты проектных работ по
теме «Личность и
23
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся (УУД) по
разделам
Личностные ( далее,
): развивать
ЛУУД
положительное отношение к
изучению общества и
человека.
Регулятивные ( далее
РУУД): развивать умение
составлять план к текстам.
Познавательные УУД
(далее ПУУД):
Развивать умение
читать и слушать, извлекать общество».
2
2
Сфера
духовной
культуры.
8
Сфера духовной культуры
и её особенности
Мораль.
Долг и совесть.
их текста нужную
информацию.
Коммуникативные
УУД (далее КУУД):
Развивать умение
планировать сотрудничество с
учителем.
ЛУУД: развивать
желание приобретать новые
знания об обществе, членами
которого мы являемся;
Моральный выбор это
ответственность.
знакомится с основными
достижениями развития
Образование
Наука в современном
нашей страны и приоритетами
развития России.
обществе.
Религия как одна из форм
РУУД: развивать
умения показывать на
культуры
Повторительно
обобщающий урок в форме
защиты проектных работ по
теме «Сфера духовной
культуры»
3 Социальна
5
Социальная структура
общества
24
обобщающем уроке хорошие
знания.
ПУУД: развивать
умение оценивать достижения
и успехи в развитии страны и
определять приоритетные
направления развития РФ.
КУУД: развивать
умение в постановке вопросов
и точно выражать свои мысли.
ЛУУД: развивать я сфера.
Социальные статусы и
роли
положительное отношение к
изучению социальной сферы
Нации и межнациональные
отношения
общества.
РУУД: развивать
Отклоняющееся поведение.
Повторительно
умение составлять план к
текстам.
обобщающий урок в форме
защиты проектов по теме
П УУД:
Развивать умение
«Социальная сфера».
читать и слушать, извлекать
их текста нужную
информацию.
КУУД:
Развивать умение
планировать сотрудничество с
учителем.
ЛУУД: развивать
желание приобретать новые
знания об обществе, членами
которого мы являемся;
Экономика
13
Экономика и ее роль в
жизни общества.
Главные
экономики.
вопросы
Собственность.
Рыночная экономика.
знакомится с основными
достижениями развития
Производство – основа
экономики.
нашей страны и приоритетами
развития России.
Предпринимательская
деятельность.
РУУД: развивать
умения показывать на
государства
Роль
экономике.
в
обобщающем уроке хорошие
знания.
Распределение доходов.
ПУУД: развивать
25 Потребление.
Инфляция и семейная
умение оценивать достижения
и успехи в развитии страны и
экономика.
Безработица, ее причины и
определять приоритетные
направления развития РФ.
КУУД: развивать
умение в постановке вопросов
и точно выражать свои мысли.
последствия.
Мировое хозяйство и
международная торговля.
Повторительно –
обобщающий урок в форме
защиты проектов по теме
«Экономика».
Итоговое повторение.
26 7. Календарнотематическое планирование.
1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. Урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
6. Комбинированный урок – КУ
№
п/п
Темы разделов и
уроков
Кол
во
часов
Тип
урока
Вид
контрол
я
1
Что делает
1
УИПЗЗ Опрос
человека
человеком?
Планируемые результаты
Дата
личностные
метапредметные
предметные
По плану фактич
Глава I. Личность и общество (6).
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
умение объяснять
явления и процессы
социальной
действительности с
научных, социально
философских
позиций;
рассматривать
комплексно
контексте
сложившихся реалий
и
возможных
перспектив.
их
в
ески
07.09
07.09
Объяснять
понятия личность,
общество.
Знать, какое
значение имеет
понятие
«общество»;
какую роль в
жизни человека
играют
социальные нормы
Характеризовать
процесс
социализации
индивида.
2
Человек,
общество,
1
УЗЗВУ
опрос
формирование
целостного
мировоззрения,
способности
анализировать
реальные социальные
формирование у
обучающихся
представлений о
14.09
14.09 природа.
3
как
Общество
форма
жизнедеятельности
людей
1
УЗЗВУ
тест
4
Развитие общества.
1
УЗЗВУ
практик
ум
соответствующего
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности и
модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей
(взаимоотношения с
другими людьми).
уметь анализировать,
делать выводы,
составлять схему;
умение объяснять
явления и процессы
социальной
действительности с
научных, социально
философских
позиций;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающего
28
взаимосвязи
природы и
общества.
как
формирование у
обучающихся
личностных
представлений об
основных формах
жизнедеятельност
и
людей.
Характеризовать
общество
форму
жизнедеятельност
и людей.
формирование у
обучающихся
личностных
представлений об
основных этапах
развития
общества; знание
ряда ключевых
понятий базового
для школьного
21.09
21.09
28.09
28.09 5
Как стать
личностью.
1
УИПЗЗ
опрос
социальное,
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях патриотизма,
любви и уважения к
Отечеству;
способности
анализировать
реальные социальные
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности и
модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей
(патриот).
обществознания
наук;
умения
объяснять с их
позиций явления
социальной
действительности.
формирование
представлений о
роли и значении
социальной среды
в
становлении
личности;
формирование
представлений
о
учащихся
содержании
и
стадиях процесса
социализации;
систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
05.10
05.10
12.10
12.10
Опрос
умение работать в
группе; личностное
совершенствование:
развивать
способности
анализировать
реальные социальные
ситуации, выбирать
уметь характеризо
вать развитие
культуры в
современной
19.10
19.10
29
1
УЗЗВУ
6
Повторительно
обобщающий урок
в форме защиты
проектных работ
по теме «Личность
и общество».
7.
Сфера духовной
культуры и её
особенности
1
УИПЗЗ
Защита
проектн
ых работ
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
умение
самостоятельно
определять
цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности.
Глава II. Сфера духовной культуры (8). 8. Мораль.
1
УКИЗ
Практик
ум
9.
Долг и совесть.
1
КУ
опрос
России, духовную
жизнь
современного
общества;
осуществлять
поиск социальной
информации по
заданной теме;
различать в
социальной
информации
факты и мнения;
характеризовать
сферу духовной
культуры,
выделять
особенности.
Объяснять
понятие мораль.
Называть
основные
ценности и нормы
морали.
Раскрывать смысл
понятий:
гуманизм,
патриотизм,
гражданственност
ь.
ее
26.10
26.10
09.11
09.11
стремление к
самосовершенствов
анию
адекватные способы
деятельности и
модели поведения.
личностное
совершенствование:
формирование
личностных качеств
учся;
формирование
основ гражданской
идентичности
личности;
30
уметь анализировать,
делать выводы,
составлять схему;
осуществление
поиска необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебной литературы;
использование
знаково
символических
средств 10 Моральный выбор
1
УПОКЗ
это
ответственность
Тестиро
вание
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
умение
самостоятельно
определять
цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности.
11 Образование
1
КУ
опрос
формирование
мотивов
достижения и
социального
признания;
уметь оценивать
правильность
выполнения
действий на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки;
принимать и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане;
12 Наука
в
1
УКИЗ
практик
осознание значения
31
умение
Характеризовать
добро и зло как
главные понятия
этики. Выделять
критерии
морального
поведения.
Характеризовать
моральные
категории долг и
совесть.
Оценивать
значение
образования в
информационном
обществе.
Извлекать
информацию о
тенденциях в
развитии
образования из
различных
источников.
Характеризовать
с опорой на
примеры
современную
образовательную
политику РФ.
Обосновывать
своё отношение к
непрерывному
образованию
Характеризовать
16.11
16.11
23.11
23.11
30.11
30.11 современном
обществе.
ум
науки в жизни
человека и
общества.
13
Религия как одна
1
УИПЗЗ
из форм культуры
Защита
проектн
ых работ
уметь оценивать
правильность
выполнения
действий на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки;
14 Повторительно
обобщающий урок
в форме защиты
проектных работ
по теме «Сфера
духовной
культуры».
1
УЗЗВУ
Защита
проектн
ых работ
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
устанавливать
причинно
следственные связи;
умение строить
рассуждения в
форме связи простых
суждений об
объекте, его
строении, свойствах
и связях;
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане;
умение
самостоятельно
цели
определять
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности.
науку как
особую систему
знаний.
Объяснять
возрастание роли
науки в
современном
обществе
Определять
сущностные
характеристики
религии и её
роль в
культурной
жизни.
Объяснять
сущность и
значение
веротерпимости
систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
07.12
07.12
14.12
14.12
15 Социальная
1
УЗЗВУ
Глава III. Социальная сфера (5)
составит личностное
уметь анализировать, формирование
21.12
21.12
32 структура
общества
16 Социальные
1
УКИЗ
статусы и роли
17 Нации и
1
УИПЗЗ
межнациональные
отношения
ь
словари
к.
Состави
ть схему
«Социал
ьная
структу
ра
российс
кого
обществ
а».
Рассужд
ение по
заданной
теме.
Материа
лы сайта
www.uz
nay
prezident
a.ru
Обсужде
ние
проблем
межнаци
ональны
х
отношен
ий
совершенствование:
формирование
личностных качеств
учся;
делать выводы,
составлять схему;
знаний учащихся о
социальной
структуре как
анатомическом
скелете
общества.;
28.12
28.12
18.01
18.01
личностное
совершенствование:
формирование
личностных качеств
учся;
умение работать с
различными
источниками
информации;
мотивированность
и направленность
на активное участие
в общественной
жизни.
умение работать с
различными
источниками
информации;
33
формирование
представлений
учащихся о
социальной
стратификации и
социальном
неравенстве;
формирование
целостного
представления о
признаках и
эволюции этноса,
этническом
самосознании;
знание истории
этнических
конфликтов,
причин их 18 Отклоняющееся
1
КУ
поведение.
Тестиро
вание.
мотивированность
и направленность
на активное участие
в общественной
жизни.
19 Повторительно
1
УПОКЗ
обобщающий урок
в форме защиты
проектов по теме
«Социальная
сфера».
Защита
проекто
в
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
34
умение
самостоятельно
строить
правильно
употреблять
термины;
рассказ,
умение
самостоятельно
определять
цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности.
возникновения и
современных
проявлений.
.
Раскрывать
содержание и
признаки
отклоняющегося
поведения.
Оценивать
опасность
наркомании и
алкоголизма для
человека и
общества.
Определять
социальную
значимость
здорового образа
жизни.
систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
25.01
01.02
08.02
Занятия
приостан
овлены с
25.01.17
по
03.02.17
Приказ
№25 от
24.01.17
08.02
Занятия
приостан
овлены с
25.01.17
по
03.02.17
Приказ
№25 от 20 Экономика и ее
1
УИПЗЗ
роль в жизни
общества.
осознание значения
и
экономики
производства
в
жизни человека и
общества.
Глава IV. Экономическая сфера (13).
способности
анализировать
реальные
экономические
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности);
навыки грамотной
работы с текстом.
подгото
вить
сообще
ние
об одной
из
професс
ий,
связанны
х с
экономи
кой
21
Главные вопросы
1
УЗЗВУ
Состави
экономики.
ть
кластер
«Законы
спроса и
рпредло
жения»
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем
в общественной
жизни;
35
способность
анализировать
реальные ситуации,
выбирать адекватные
способы
деятельности и
модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей.
поисковый этап
проектной
деятельности (+
внеурочное время)
24.01.17
08.02
15.02
для
формирование
представления об
экономике как
одной из сфер
жизни общества;
знание
ряда
ключевых понятий
(эконгомика,
производство,
потребности)
базового
школьного
обществознания
наук;
умения
объяснять с их
позиций явления
социальной
действительности;
Формирование
целостного
представления о
спросе и
предложении как
факторы
рыночной
экономики. 22 Собственность.
1
УКИЗ
практик
ум
понимать
эффективные
формы организации
производства благ.
23
Рыночная
1
УЗЗВУ
тест
экономика.
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
умения выполнять
познавательные и
практические
задания; навыки
грамотной работы с
текстом и
таблицами;
подготовительный
этап проектной
деятельности.
умения выполнять
познавательные
и
практические
задания;
заключительный этап
проектной
деятельности.
24 Производство –
основа экономики.
1
КУ
опрос
формирование
картины мира
культуры как
порождение
трудовой
предметно
образующей
36
принимать и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
формирование
целостного
понятия о
собственности, её
формах и видах.
знание
ряда
ключевых понятий
базового
для
школьного
обществознания
наук;
умения
объяснять с их
позиций явления
социальной
действительности;
уметь объяснять
взаимосвязь
обмена и рынка,
основные функции
Знать
цены.
понятия
и
термины.
Объяснять
решающую роль
производства как
источника
экономических
благ.
Различать товары
22.02
01.03
08.03 деятельности
человека;
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане;
и услуги как
результат
производства.
Называть и
иллюстрировать
примерами
факторы
производства.
Находить и
извлекать
социальную
информацию о
производстве из
адаптированных
источников.
25 Предпринимательс
кая деятельность.
1
УКИЗ
практик
ум
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем
в семейной жизни;
способность
анализировать
реальные
экономические,
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности
и
модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей;
26
Роль государства в
экономике
1
УИПЗЗ
опрос
мотивированность
и направленность
на активное и
способность
анализировать
реальные
37
и
знание
экономического
содержания
функций
предпринимательс
тва.
Знание
особенностей
развития
экономики нашей
страны,
знакомство
учащихс
проблемами
ограниченности
ресурсов.
знание
экономической
роли государства;
с
15.03
22.03 27
Распределение
1
УКИЗ
доходов.
Практик
ум
Творчес
кий
уровень:
«Разрабо
тать
проект
бюджета
семьи»
опрос
28 Потребление.
1
КУ
созидательное
участие в будущем
в общественной
жизни;
личностное
совершенствование:
развивать
стремление к
самосовершенствов
анию.
понимать
эффективные
формы организации
производства благ.
экономические
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности и
модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей;
умение
анализировать
социальные факты,
формулировать
несложные выводы;
умения выполнять
познавательные и
практические
задания; навыки
грамотной работы с
текстом и
таблицами;
подготовительный
этап проектной
деятельности.
38
формирование
представления о
социальном
государстве.
05.04
формирование
знаний учащихся о
правилах
разработки
бюджета;
12.04
Описывать
закономерность
изменения
потребительских
расходов семьи в
зависимости от
доходов.
Характеризовать
виды страховых
услуг,
предоставляемых
гражданам.
Раскрывать на
примерах меры
защиты прав
потребителей 29 Инфляция и
1
УИПЗЗ
опрос
семейная
экономика.
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
умения выполнять
познавательные
и
практические
задания;
заключительный этап
проектной
деятельности.
30 Безработица, ее
1
УИПЗЗ
Практик
причины и
последствия.
ум
Подгото
вка
проекта
«Пробле
мы
ценностные
ориентиры,
основанные на
идеях патриотизма,
любви и уважения к
Отечеству;
умение
анализировать
социальные факты,
формулировать
несложные выводы;
знание
ряда
ключевых понятий
базового
для
школьного
обществознания
наук;
умения
объяснять с их
позиций явления
социальной
действительности;
уметь объяснять
причины
и
последствия
инфляции. Знать
понятия
и
термины.
формирование
знаний учащихся о
государственное
регулирование
занятости и
помощи
безработным.
молодёж
ной
безработ
ици»
опрос
31 Мировое
1
КУ
хозяйство и
международная
торговля.
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем
в общественной
жизни;
способность
анализировать
реальные
экономические
ситуации, выбирать
адекватные способы
деятельности и
Характеризовать
причины
формирования
мирового
хозяйства.
Характеризовать
влияние
39
19.04
26.04
03.05 модели поведения в
рамках реализуемых
основных
социальных ролей;
32 Повторительно –
1
УПОКЗ
обобщающий урок
в форме защиты
проектов по теме
«Экономика».
Защита
проекто
в
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
33
34
Итоговое занятие
по курсу
2
УПОКЗ
Тестиро
вание,
работа в
группах
мотивированность
и направленность
на активное и
созидательное
участие в будущем.
40
умение
самостоятельно
определять
цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности.
умение
самостоятельно
определять
цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
международной
торговли на
развитие
мирового
хозяйства.
Объяснять и
конкретизировать
примерами
направления
внешнеторговой
политики
государства.
Раскрывать
смысл
«обменный
валютный курс»
систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
понятия
10.05
систематизация и
контроль качества
знаний учащихся.
17.05
24.05 познавательной
деятельности.
41 8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
Учебник: Л.Н. Боголюбов «Обществознание». М.: «Просвещение»,
2016.
Методические материалы и литература для учителя:
1. Хромова И. С. рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику
А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 8 класс, Москва, «Русское слово», 2014 год.
2. Биянова Е. Б.– поурочные разработки по обществознанию, 8 класс,
Москва, «ВАКО», 2014 год.
3. Сорокина Е.Н.– поурочные планы по обществознанию 8 класс:
методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013год.
4. Биянова Е.А. Поурочные планы по обществознанию, 8 класс: к УМК
А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой /Е.А.Биянова, М. :ВАКО,2013
5. Обществознание,611 классы: проектная деятельность учащихся
(авт.сост.Северина.О.А..Волгоград: Учитель,2013
Интернетресурсы:
1.http://ppt3dn/ru
2.http://www/poverpointppt.ru
. ru / obshhestvoznanie
/ page
/7
. pptx
www
3.http://prezentacia.ucor/lofd/obshh
4. http://
Технические средства обучения:
1.Мультимедийный проектор
2.Интерактивная доска
3.Экран проекционный.
42
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.