Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
обществознание
8 кл
05.11.2017
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена по УМК Л.Н. Боголюбова в соответствии с требованиями ФГОС. Дополнена рабочая программа КТП уроков с подробным описанием планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Особое внимание уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.Рабочая программа и КТП по обществознанию для 8 класса.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС ФГОС.doc
МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области                            Утверждаю директор школы             Н.В.Аверин  приказ №    от __.08.16 г.                                                                    Рассмотрено и рекомендовано  методическим советом школы                                                                                                                                  (протокол №1 от __.08.16 г.) Рабочая программа по обществознанию для 8 класса Котовск 2016 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии: 1.Федеральным   компонентом     государственного   стандарта   основного общего образования, утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., №   1089   «Об   утверждении   федерального   стандарта   основного   общего образования»;  2. законом «Об образовании РФ»;   3. примерными программами среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263); 4. фундаментальным ядром содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения),  5.   требованиями   к   результатам   основного   общего   образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:  воспитанию   общероссийской   идентичности,   патриотизма, гражданственности,   социальной   ответственности,   правового   самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;  развитие   личности   на   исключительно   важном   этапе   ее социализации   –   в   подростковом   возрасте,   повышению   уровня   ее   духовно­ нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального 2 поведения,   основанного   на   уважении   закона   и   правопорядка;   углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности   к   личному   самоопределению,   самореализации,   самоконтроля; повышению   мотивации   к   высокопроизводительной,   наукоемкой   трудовой деятельности;  формирования   у   учащихся   целостной   картины   общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для   школьников   младшего   и   среднего   подросткового   возраста;   освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;  овладению   учащимися   умениями   получать   из   разнообразных источников   и   критически   осмысливать   социальную   информацию, систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   освоению   ими способов   познавательной,   коммуникативной,   практической   деятельности, необходимой   для   участия   в   жизни   гражданского   общества   и   правового государства;  формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения   типичных   задач   в   области   социальных   отношений;   для осуществления   гражданской   и   общественной   деятельности,   развития межличностных   отношений,   включая   отношения   между   людьми   различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения   собственного   поведения   и   поступков   других   людей   с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе. 3 Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. На изучение курса обществознание в 8 классе отводится 35 часов (1 час в   неделю).   Обучение   осуществляется   по   линии   учебников   издательства «Просвещение» Москва, под редакцией автора Л.Н. Боголюбова.  В качестве  ценностных ориентиров  выступают объекты, изучаемые в курсе   обществознания,   к   которым   у   учащихся   формируется   ценностное отношение. При этом ведущую роль играет формирование  первоначальных   политической, представления   о   сферах   общества:   экономической, социальной,   духовной;   создание   условий   для   социализации   личности. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные   правовой,   экономической,   политической   и основы   нравственной,   экологической   культуры,   содействие   воспитанию   гражданственности, ориентации   учащихся   на   гуманистические   и   демократические   ценности, интеллектуальное   развитие   учащихся,   развитие   умений   ориентироваться   в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Основу  познавательных   ценностей  составляют   научные   знания   и научные   методы   познания.   Познавательные   ценностные   ориентации, формируемые в процессе изучения обществознания, проявляются в познании:  ценности   научного   знания,   его   практической   значимости, достоверности,   ценности обществоведческих методов исследования общества; понимании   сложности     и   противоречия   самого   процесса социального познания. Курс   обществознания   обладает   возможностями   для   формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и   грамотная   речь.   Коммуникативные   ценностные   ориентации   курса способствуют: 4    правильному использованию обществоведческой терминологии; развитию потребности вести диалог; развитию   способности   открыто   выражать   и   аргументированно отстаивать свою точку зрения. Курс   обществознания   в   наибольшей   мере,   по   сравнению   с   другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности   и   неповторимости   всех   человека,   важности   соблюдения   его прав и свобод. Ценностные   ориентации,   формируемые   в   курсе   обществознанияи   в сфере  эстетических   ценностей,  предполагают   воспитание   у   учащихся способности к восприятию и преобразованию общества по законам красоты, гармонии. Формирование патриотизма и гражданской позиции. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.  В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,   преемственность   её   содержания   с   важнейшими   нормативными документами; даётся общая характеристика курса обществознание. Его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса обществознания,   его   вкладу   в   решение   основных   педагогических   задач   в системе   основного   общего   образования,   а   также   раскрытию   результатов освоения   обучаемыми   программы   по   обществознанию.   В   разделе «Планируемые   результаты»   образовательные   результаты   представлены   на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Содержание» основного общего образования по биологии включает перечень изучаемого содержания, объединённого в содержательные блоки с указанием рекомендуемых   практических   работ,   экскурсий.   В   разделе   «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса, 5 характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). В разделе «Учебно­методическое и материально­техническое   обеспечение»   перечень   методической   литературы для  учителя, для  обучающихся, Интернет­ресурсов,  а  также  необходимого оборудования для эффективной организации учебного процесса. Особенностью образовательного процесса образовательного учреждения является организация проектно­исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.  В разделе «Общество, в котором мы живём» предусмотрено   осуществление   проектно­исследовательской   деятельности учащихся. Формы организации образовательного  процесса: Виды   деятельности   обучающихся:  учебно­познавательная, проектная, исследовательская, социальная, игровая, творческая.  Использование   приёмов   проектно­исследовательской   работы способствует:  расширению кругозора в области достижений общественных наук;   формированию   навыков   самостоятельной   работы,   ораторства, ведения полемики;  развитию познавательного интереса, любознательности;  знакомит с методами и приемами научного исследования. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:  1. 2. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. 4. 5. 6. 7. Самостоятельная работа с учебником. Работа с источниками; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание докладов. Выполнение заданий по разграничению понятий. 6 Систематизация учебного материала. 8. Виды   деятельности   на   основе   восприятия   элементов действительности:  1. Просмотр учебных фильмов. Анализ таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. 2. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:  1. Выполнение работ практикума.         2. Проведение исследовательских работ. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме практической   работы, подготовки и защиты исследовательской работы.  Практические  работы: 5 работ Итоговый контроль – выполнение итогового теста. 2. Общая характеристика учебного предмета Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого   являются   научные   знания   о   человеке   и   об   обществе,   о   влиянии социальных   факторов   на   жизнь   каждого   человека.   Их   раскрытие, интерпретация,   оценка   базируются   на   результатах   исследований,   научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также   философии.   Такая   комплексная   научная   база   учебного   предмета его   предмета «Обществознание»,   многоаспектность   изучения   интегративный   характер — общественной   жизни   — обусловливают   обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» 7 как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. 3.Место предмета в учебном плане «Обществознание» ­ учебный предмет в основной школе, фундаментом которого   являются   научные   знания   о   человеке   и   об   обществе,   о   влиянии социальных   факторов   на   жизнь   каждого   человека.   Их   раскрытие, интерпретация,   оценка   базируется   на   результатах   исследований,   научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология), а также   философия.   Такая   комплексная   научная   база   учебного   предмета   многоаспектность   изучения   этого   предмета   – «Обществознания», общественной   жизни   –   обусловливают   интегративный   характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.    «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую   подготовку     учащихся   в   начальных   классах   в   рамках учебного   предмета   «Окружающий   мир».   Полнота   и   глубина   раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными   возможностями   учащихся   младшего   и   среднего   Наиболее   сложные   аспекты подросткового   школьного   возраста. общественного   развития   рассматриваются   в   курсе   по   обществознанию   в  Обществознание   представляется   очень   специфической старших   классах. школьной   дисциплиной   в   российской системе   образования.   Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные   области   (например,   вопросы   права),   но   и   происходит 8 интеграция других   школьных   предметов   (истории,   литературы,   географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников. 4. Планируемые результаты Личностными   результатами выпускников   основной   школы, формируемыми   при   изучении   содержания   курса   по   обществознанию, являются: •   мотивированность   и   направленность   на   активное   и   созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; •   заинтересованность   не   только   в   личном   успехе,   но   и   в   развитии различных   сторон   жизни   общества,   в   благополучии   и   процветании   своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного   единства;   на   признании   равноправия   народов,   единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: •   умении   сознательно   организовывать   свою   познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте и возможных перспектив;   сложившихся   реалий  9 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); •   овладении   различными   видами   публичных   выступлений (высказывания,   монолог,   дискуссия)   и   следовании   этическим   нормам   и правилам ведения диалога; •   умении   выполнять   познавательные   и   практические   задания,   в   том числе   с  использованием   проектной   деятельности   на  уроках   и  в  доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4)   поиск   и   извлечение   нужной   информации   по   заданной   теме   в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8)   определение   собственного   отношения   к   явлениям   современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: Познавательной 10 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах   и   областях   общественной   жизни,   механизмах   и   регуляторах деятельности людей; •   знание   ряда   ключевых   понятий   базовых   для   школьного обществознания   наук:   социологии,   экономической   теории,   политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; •   знания,   умения   и   ценностные   установки,   необходимые   для сознательного   выполнения   старшими   подростками   основных   социальных ролей в пределах своей дееспособности; •   умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   различных источниках;   применяя   основные обществоведческие   термины   и   понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   адекватно   ее   воспринимать, решаемой     систематизировать, конкретизировать   имеющиеся   данные,   соотносить   их   с   собственными (анализировать, задачей     обобщать, знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; Ценностно­мотивационной •   понимание   побудительной   роли   мотивов   в   деятельности   человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять   эти  нормы  и правила  к   анализу  и  оценке   реальных  социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; •   приверженность   гуманистическим   и   демократическим   ценностям, патриотизму и гражданственности; 11 Трудовой •   знание   особенностей   труда   как   одного   из   основных   видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном   правовых   норм, обществе; несовершеннолетних;   регулирующих   трудовую   деятельность •   понимание   значения   трудовой   деятельности   для   личности   и   для общества; Эстетической •   понимание   специфики   познания   мира   средствами   искусства   в соотнесении с другими способами познания; •   понимание   роли   искусства   в   становлении   личности   и   в   жизни общества; Коммуникативной •   знание   определяющих   признаков   коммуникативной   деятельности   в сравнении с другими видами деятельности; •   знание   новых   возможностей   для   коммуникации   в   современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; •   понимание   языка   массовой   социально­политической   коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; •   знакомство   с   отдельными   приемами   и   техниками   преодоления конфликтов. 12 Учащийся  научится: Учащийся   получит возможность научиться: • формировать положительное   отношение   к необходимости   соблюдать здоровый   образ   жизни; корректировать   собственное поведение   в   соответствии   с требованиями   безопасности жизнедеятельности; • использовать   элементы причинно­следственного анализа при характеристике   социальных параметров личности; • описывать   реальные   связи   и зависимости между воспитанием и социализацией личности. • использовать   знания  об   формирования обществе   для представлений сообществе,       о мировом характеризовать основные признаки и сферы общества; основные • характеризовать   слагаемые   здорового   образа   жизни; осознанно выбирать верные критерии для   оценки   безопасных   условий жизни;   на   примерах   показывать опасность   пагубных   привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать  и  сопоставлять   на основе   характеристики   основных возрастных периодов жизни человека возможности   и ограничения  каждого возрастного периода; • выделять   в   модельных   и реальных   ситуациях   сущностные характеристики   и   основные   виды деятельности   людей,  объяснять   роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать   собственный социальный   статус   и   социальные роли;   объяснять   и   конкретизировать примерами понятия смысл     13 «гражданство»; • описывать   гендер   как социальный   пол;   приводить   примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать   на   основе   полученных     нравственные оценки знаний собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать   понимание особенностей   и   практическое   владение коммуникативной,   способами практической   используемыми   в деятельности, процессе   познания   человека   и общества. Общество и человек Учащийся научится: Учащийся   получит возможность научиться: • характеризовать   основные • характеризовать   и типы обществ; конкретизировать   фактами • раскрывать   взаимосвязь социальной   жизни   изменения, 14 природы и общества; происходящие   в   современном • характеризовать   и обществе; примерами иллюстрировать факторы   социального   прогресса   и   • показывать   влияние происходящих   в   обществе   изменений развития общества; на положение России в мире. • формулировать собственную точку зрения на  роль семьи   и   социальной   среды   в воспитании ребенка; • находить   и   извлекать информацию   о   содержание   и стадии процесса социализации. Регулирование поведения людей в обществе Учащийся научится: Учащийся   получит возможность научиться:              • использовать   накопленные • использовать   элементы знания об основных социальных нормах и правилах   регулирования   общественных отношений,   познавательной, усвоенные способы   коммуникативной   и   практической для успешного   взаимодействия   с   социальной деятельности     причинно­следственного анализа для   понимания   влияния моральных   устоев   на   развитие общества и человека; • моделировать несложные   ситуации средой   и   выполнения   типичных социальных ролей нравственного человека нарушения   прав   человека, конституционных   прав   и и достойного гражданина; обязанностей   граждан • на   основе   полученных   знаний   о Российской Федерации и давать 15 социальных   нормах   выбирать   в предлагаемых   модельных   ситуациях   и осуществлять   на   практике   модель правомерного   социального   поведения, основанного   на   уважении   к   закону   и правопорядку; им   моральную   и   правовую оценку; • оценивать   сущность   и значение   правопорядка   и законности, собственный вклад в их становление и развитие. • критически осмысливать информацию   правового   и   морально­   нравственного   характера,   полученную   из источников, разнообразных   систематизировать, полученные   данные;   анализировать применять   для полученную определения   собственной   позиции   по информацию     отношению   к   социальным   нормам,   для соотнесения   собственного   поведения   и поступков других людей с нравственными ценностями   и   нормами   поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования   способности   к   личному самоопределению   в   системе   морали   и важнейших самореализации, самоконтролю. отраслей     права, Человек в экономических отношениях Учащийся научится: Учащийся   получит 16 возможность научиться: • распознавать   на   основе • наблюдать   и приведённых экономические   данных   основные и     системы экономические явления, сравнивать их; поведение • характеризовать   производителя   и   потребителя   как основных   участников   экономической деятельности; интерпретировать   явления   и события,   происходящие   в социальной   жизни,   с   опорой   на экономические знания; • характеризовать тенденции   экономических изменений в нашем обществе; • применять   полученные   знания • анализировать   с   позиций для характеристики экономики семьи; обществознания   сложившиеся • использовать   статистические практики   и   модели   поведения данные,   отражающие   экономические изменения в обществе; • получать социальную информацию   об   экономической   жизни     общества источников различного типа; из   адаптированных • формулировать   аргументировать   и собственные суждения,   касающиеся   отдельных вопросов   экономической   жизни   и опирающиеся   на   обществоведческие знания и социальный опыт. Мир социальных отношений потребителя; • решать   познавательные задачи   в   рамках   изученного материала,   отражающие типичные   ситуации   в экономической   сфере деятельности человека; • выполнять   несложные практические задания, основанные на   ситуациях,   связанных   с описанием   состояния   российской экономики. Учащийся научится: Учащийся   получит 17 возможность научиться: • описывать   социальную   структуру • использовать   понятия   обществах в типа, характеризовать   основные   социальные разного     группы современного общества; на основе приведённых   данных   распознавать основные социальные общности и группы; основные • характеризовать   социальные российского общества,  распознавать   их   сущностные группы     признаки; «равенство»   и   «социальная справедливость»   с   позиций историзма; • ориентироваться   в потоке   информации, относящейся   к   вопросам социальной   структуры   и социальных   отношений   в современном обществе; • характеризовать   ведущие • адекватно   понимать информацию,   относящуюся   к социальной   сфере   общества, получаемую   из   различных источников. направления   социальной   политики российского государства; • давать   оценку   с   позиций общественного   прогресса   тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; • характеризовать   основные социальные роли; собственные • объяснять на примере своей семьи основные   функции   этого   социального института в обществе; • извлекать   из   педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии,   необходимую   информацию, преобразовывать   её   и   использовать   для 18 решения задач; • использовать   социальную представленную информацию, совокупностью   статистических   данных,   отражающих   социальный   состав   и социальную динамику общества; • проводить   несложные социологические исследования. Культурно­информационная среда общественной жизни Учащийся научится: Учащийся   получит возможность научиться: • характеризовать   развитие • описывать   процессы отдельных областей и форм культуры; создания, • распознавать и различать явления трансляции     сохранения, и   усвоения духовной культуры; достижений культуры; • описывать   различные   средства • характеризовать основные   направления   развития отечественной   культуры   в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития   культуры   из   адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах   ценностного   выбора   и приоритетов   в   духовной   сфере, формулировать собственное отношение. 19 Содержание учебного предмета, курса 8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности) Введение (1 ч.) Тема 1. Личность и общество (6 ч) Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?  Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек­ венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?  Общество   как   форма   жизнедеятельности   людей.   Что   мы   называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.    Развитие   общества.   Изменчивость   и   стабильность.   Реформы   и реформаторы.   Развитие     человечества   в  XXI  веке.   Глобальные   проблемы современности.  Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?  Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера   духовной   жизни.    Духовная   сфера   жизни   общества.   Культура личности и общества. Развитие  культуры в современной России. Мораль.  Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.  Долг   и   совесть.   Что   такое   долг.   Долг     общественный     и     долг моральный. Совесть.  Моральный выбор­ это ответственность. Моральный выбор. Свобода­ это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Образование.   Приоритетность   образования.   Возрастающая   значимость образования   в   условиях   информационного   общества.   Общее   и 20 профессиональное   образование   в   Российской   Федерации.   Непрерывность образования. Наука   в   современном   обществе.   Что   такое   наука?   Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной  науки. Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль   религии   в   жизни   общества.   Религиозные   организации   и   объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.. Тема 3. Социальная сфера (5 ч) Социальная   структура   общества.     Что   такое   социальная   структура? Социальная   мобильность.   Многообразие   социальных   групп.   Социальные конфликты и пути их  разрешения. Социальный статусы  и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения   между   нациями.   Отношение   к   истории   и     традициям   народа. Межнациональные отношения в современном обществе.  Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это Тема 4. Экономика (13 ч) Экономика   и   ее   роль   в   жизни   общества.   Потребности   и   ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Главные   вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.  Собственность.   Имущественные   отношения.   Собственность.   Формы собственности. Защита права собственности. 21 Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.  «Невидимая рука» рынка. Производство  ­   основа   экономики.  Главный   источник   экономических благ.   Товары   и   услуги.   Факторы   производства.   Разделение   труда   и специализация. Предпринимательская   деятельность.   Роль   предпринимательства   в экономике.  Цели   фирмы   и    ее   основные   организационно­правовые   формы. Малое предпринимательство.  Роль государства в экономике. Зачем экономике государство.  Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление.   Семейное   потребление.   Страховые   услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы  прав потребителя. Инфляция и семейная экономика. Номинальные   и реальные доходы.   предоставляемые Формы   сбережения   граждан.   Банковские   услуги, гражданам.  Безработица.   Безработица­   спутник   рыночной   экономики.   Причины безработицы.  Экономические   и   социальные   последствия   безработицы.  Роль государства в обеспечении занятости. Мировое   хозяйство   и   международная   торговля.   Мировое   хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.  Урок обобщающего повторения (1 ч.). Резервный урок (1 ч.) 22 6. Учебно­тематическое планирование. N Темы  разделов  п/ п 1 Личность и общество 1 Темы уроков Коли честв о  часов 6 Что делает человека  человеком? Человек, общество,  природа. Общество как форма  жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. Повторительно­ обобщающий урок в форме  защиты проектных работ по теме «Личность и  23 Характеристика основных  видов деятельности  обучающихся (УУД) по  разделам Личностные (  далее,   ): развивать  ЛУУД   положительное отношение к  изучению общества и  человека. Регулятивные ( далее  РУУД): развивать умение  составлять план к текстам. Познавательные УУД  (далее ПУУД): Развивать умение  читать и слушать, извлекать общество». 2 2 Сфера  духовной  культуры.  8 Сфера   духовной   культуры и её особенности Мораль.   Долг и совесть. их текста нужную  информацию. Коммуникативные  УУД (далее КУУД): Развивать умение  планировать сотрудничество с учителем. ЛУУД: развивать  желание приобретать новые  знания об обществе, членами  которого мы являемся;  Моральный   выбор­   это ответственность. знакомится с основными  достижениями развития  Образование Наука   в   современном нашей страны и приоритетами развития России. обществе. Религия как одна из форм  РУУД: развивать  умения показывать на  культуры Повторительно­ обобщающий урок в форме  защиты проектных работ по теме «Сфера духовной  культуры» 3 Социальна 5 Социальная структура  общества 24 обобщающем уроке хорошие  знания. ПУУД: развивать  умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и  определять приоритетные  направления развития РФ. КУУД: развивать  умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. ЛУУД: развивать я сфера.  Социальные статусы  и   роли положительное отношение к  изучению социальной сферы  Нации и межнациональные  отношения общества. РУУД: развивать  Отклоняющееся поведение. Повторительно ­  умение составлять план к  текстам. обобщающий урок в форме  защиты проектов по теме  П УУД: Развивать умение  «Социальная сфера». читать и слушать, извлекать  их текста нужную  информацию. КУУД: Развивать умение  планировать сотрудничество с учителем. ЛУУД: развивать  желание приобретать новые  знания об обществе, членами  которого мы являемся;  Экономика 13 Экономика   и   ее   роль   в жизни общества. Главные экономики.   вопросы Собственность. Рыночная экономика. знакомится с основными  достижениями развития  Производство   –   основа экономики. нашей страны и приоритетами развития России. Предпринимательская деятельность. РУУД: развивать  умения показывать на  государства   Роль экономике.   в обобщающем уроке хорошие  знания. Распределение доходов. ПУУД: развивать  25 Потребление.  Инфляция и семейная  умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и  экономика. Безработица, ее причины и  определять приоритетные  направления развития РФ. КУУД: развивать  умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. последствия. Мировое хозяйство и  международная торговля. Повторительно –  обобщающий урок в форме  защиты проектов по теме  «Экономика». Итоговое повторение. 26 7. Календарно­тематическое планирование. 1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; 2. Урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ; 3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;  4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ  5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;   6. Комбинированный урок – КУ № п/п Темы разделов и уроков Кол­ во часов Тип урока Вид контрол я 1 Что делает  1 УИПЗЗ Опрос человека  человеком? Планируемые результаты Дата личностные метапредметные предметные По плану фактич Глава I. Личность и общество (6). формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития науки и   общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,  духовное многообразие современного мира; умение   объяснять явления   и   процессы социальной действительности   с научных,   социально­ философских позиций; рассматривать комплексно контексте сложившихся   реалий и возможных перспектив.   их в     ески 07.09 07.09 Объяснять  понятия личность, общество.  Знать, какое  значение имеет  понятие  «общество»;  какую роль в  жизни человека  играют  социальные нормы Характеризовать  процесс  социализации  индивида. 2 Человек,  общество,  1 УЗЗВУ опрос формирование  целостного  мировоззрения,  способности  анализировать  реальные социальные формирование у  обучающихся  представлений о  14.09 14.09 природа. 3   как Общество форма жизнедеятельности людей 1 УЗЗВУ тест 4 Развитие общества. 1 УЗЗВУ практик ум соответствующего  современному  уровню развития  науки и  общественной  практики,  учитывающего  социальное,  культурное,  языковое, духовное многообразие  современного мира; мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. ситуации, выбирать  адекватные способы  деятельности и  модели поведения в  рамках реализуемых  основных  социальных ролей  (взаимоотношения с  другими людьми). уметь анализировать, делать выводы,  составлять схему;  умение объяснять  явления и процессы  социальной  действительности с  научных, социально­ философских  позиций; формирование  целостного  мировоззрения,  соответствующего  современному  уровню развития  науки и  общественной  практики,  учитывающего  28 взаимосвязи  природы и  общества.     как формирование   у обучающихся личностных представлений   об основных   формах жизнедеятельност и людей. Характеризовать общество форму жизнедеятельност и людей. формирование   у обучающихся личностных представлений   об основных   этапах развития общества;   знание ряда   ключевых понятий   базового для   школьного 21.09 21.09 28.09 28.09 5 Как стать  личностью. 1 УИПЗЗ опрос  социальное,  культурное,  языковое, духовное многообразие  современного мира; ценностные ориентиры, основанные на идеях   патриотизма, любви и уважения к Отечеству;   способности  анализировать  реальные социальные ситуации, выбирать  адекватные способы  деятельности и  модели поведения в  рамках реализуемых  основных  социальных ролей  (патриот).   обществознания наук; умения объяснять   с   их позиций   явления социальной действительности. формирование представлений   о роли   и   значении социальной   среды в становлении личности; формирование представлений о учащихся   содержании и стадиях   процесса социализации; систематизация и  контроль качества знаний учащихся.     05.10 05.10 12.10 12.10 Опрос  умение работать в  группе; личностное  совершенствование: развивать  способности  анализировать  реальные социальные ситуации, выбирать  уметь характеризо вать развитие  культуры в  современной  19.10 19.10 29 1 УЗЗВУ 6 Повторительно­ обобщающий   урок в   форме   защиты проектных   работ по теме «Личность и общество». 7. Сфера   духовной культуры   и   её особенности 1 УИПЗЗ Защита проектн ых работ мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. умение самостоятельно определять   цели своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности. Глава II. Сфера духовной культуры (8). 8. Мораль.   1 УКИЗ Практик ум 9. Долг и совесть. 1 КУ опрос России, духовную  жизнь  современного  общества;  осуществлять  поиск социальной  информации по  заданной теме;  различать в  социальной  информации  факты и мнения; характеризовать сферу   духовной культуры, выделять   особенности. Объяснять  понятие мораль.  Называть  основные  ценности и нормы  морали. Раскрывать смысл понятий:  гуманизм,  патриотизм,  гражданственност ь. ее 26.10 26.10 09.11 09.11 стремление к  самосовершенствов анию адекватные способы  деятельности и  модели поведения. личностное  совершенствование: формирование  личностных качеств уч­ся; формирование  основ гражданской  идентичности  личности; 30 уметь анализировать, делать выводы,  составлять схему;  осуществление  поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использованием  учебной литературы; использование знаково­ символических средств 10 Моральный выбор  1 УПОКЗ ­ это  ответственность Тестиро вание мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. умение самостоятельно определять цели   своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности.     11 Образование 1 КУ опрос формирование  мотивов  достижения и  социального  признания; уметь оценивать  правильность  выполнения  действий на уровне  адекватной  ретроспективной  оценки; принимать и  сохранять учебную  задачу; планировать свое  действие в  соответствии с  поставленной  задачей и условиями  ее реализации, в том  числе во внутреннем  плане; 12 Наука   в 1 УКИЗ практик осознание значения  31 умение  Характеризовать  добро и зло как  главные понятия  этики. Выделять  критерии  морального  поведения.  Характеризовать  моральные  категории ­ долг и совесть. Оценивать   значение   образования  в   информационном   обществе. Извлекать  информацию о  тенденциях в  развитии   образования  из   различных   источников. Характеризовать   с  опорой  на   примеры   современную   образовательную   политику  РФ. Обосновывать   своё  отношение  к непрерывному   образованию Характеризовать   16.11 16.11 23.11 23.11 30.11 30.11 современном обществе. ум науки в жизни  человека и  общества. 13 Религия как одна  1 УИПЗЗ из форм культуры Защита проектн ых работ уметь оценивать  правильность  выполнения  действий на уровне  адекватной  ретроспективной  оценки; 14 Повторительно­ обобщающий   урок в   форме   защиты проектных   работ по   теме   «Сфера духовной культуры». 1 УЗЗВУ Защита проектн ых работ мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. устанавливать  причинно­ следственные связи; умение строить  рассуждения в  форме связи простых суждений об  объекте, его  строении, свойствах  и связях; планировать свое  действие в  соответствии с  поставленной  задачей и условиями  ее реализации, в том  числе во внутреннем  плане; умение самостоятельно цели определять   своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности.     науку  как   особую  систему   знаний.  Объяснять   возрастание  роли  науки  в   современном   обществе Определять   сущностные   характеристики   религии  и  её   роль  в   культурной   жизни. Объяснять   сущность  и   значение   веротерпимости систематизация и  контроль качества знаний учащихся. 07.12 07.12 14.12 14.12 15 Социальная  1 УЗЗВУ Глава III. Социальная сфера (5) составит личностное  уметь анализировать, формирование  21.12 21.12 32 структура  общества 16 Социальные  1 УКИЗ статусы  и  роли 17 Нации и  1 УИПЗЗ межнациональные  отношения ь словари к. Состави ть схему «Социал ьная структу ра российс кого обществ а».  Рассужд ение по заданной теме. Материа лы сайта www.uz nay­ prezident a.ru Обсужде ние  проблем межнаци ональны х  отношен ий  совершенствование: формирование  личностных качеств уч­ся; делать выводы,  составлять схему;  знаний учащихся о социальной  структуре как  анатомическом  скелете  общества.; 28.12 28.12 18.01 18.01 личностное  совершенствование: формирование  личностных качеств уч­ся; умение работать с  различными  источниками  информации;  мотивированность  и направленность  на активное участие в общественной  жизни. умение работать с  различными  источниками  информации;  33 формирование  представлений  учащихся о  социальной  стратификации и  социальном  неравенстве; формирование  целостного  представления о  признаках и  эволюции этноса,  этническом  самосознании;  знание истории  этнических  конфликтов,  причин их 18 Отклоняющееся  1 КУ поведение. Тестиро вание.  мотивированность  и направленность  на активное участие в общественной  жизни. 19 Повторительно ­  1 УПОКЗ обобщающий урок  в форме защиты  проектов по теме  «Социальная  сфера». Защита проекто в мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. 34 умение самостоятельно строить правильно употреблять термины;    рассказ, умение самостоятельно определять цели   своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности.     возникновения и  современных  проявлений. . Раскрывать  содержание и  признаки  отклоняющегося  поведения.  Оценивать  опасность  наркомании и  алкоголизма для  человека и  общества.  Определять  социальную  значимость  здорового образа  жизни. систематизация и  контроль качества знаний учащихся. 25.01 01.02 08.02 Занятия приостан овлены с 25.01.17 по 03.02.17 Приказ №25 от 24.01.17 08.02 Занятия приостан овлены с 25.01.17 по 03.02.17 Приказ №25 от 20 Экономика   и   ее 1 УИПЗЗ роль   в   жизни общества.     осознание   значения и экономики производства в жизни   человека   и общества. Глава IV. Экономическая сфера (13). способности  анализировать  реальные  экономические  ситуации, выбирать  адекватные способы  деятельности);  навыки грамотной  работы с текстом. подгото вить  сообще ние об одной из  професс ий,  связанны х с  экономи кой 21 Главные   вопросы 1 УЗЗВУ Состави экономики. ть кластер «Законы спроса и рпредло жения» мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем  в общественной  жизни; 35 способность  анализировать  реальные ситуации,  выбирать адекватные способы  деятельности и  модели поведения в  рамках реализуемых  основных  социальных ролей. поисковый этап  проектной  деятельности (+  внеурочное время) 24.01.17 08.02 15.02   для формирование представления   об экономике   как одной   из   сфер жизни   общества; знание ряда ключевых понятий (эконгомика, производство, потребности) базового   школьного обществознания наук; умения объяснять   с   их позиций   явления социальной действительности; Формирование  целостного  представления о  спросе и  предложении как  факторы  рыночной  экономики. 22 Собственность. 1 УКИЗ практик ум понимать эффективные формы организации производства благ. 23 Рыночная 1 УЗЗВУ тест экономика. мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. умения выполнять  познавательные и  практические  задания; навыки  грамотной работы с  текстом и  таблицами; подготовительный  этап проектной  деятельности. умения   выполнять познавательные   и практические задания; заключительный этап проектной деятельности. 24 Производство   – основа экономики. 1 КУ опрос формирование  картины мира  культуры как  порождение  трудовой  предметно­ образующей  36 принимать и  сохранять учебную  задачу; планировать свое  действие в  соответствии с  поставленной  формирование  целостного  понятия о  собственности, её  формах и видах.           знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять   с   их позиций   явления социальной действительности; уметь   объяснять взаимосвязь обмена   и   рынка, основные функции Знать цены. понятия и термины. Объяснять   решающую  роль   производства  как  источника   экономических   благ. Различать  товары  22.02 01.03 08.03 деятельности  человека; задачей и условиями  ее реализации, в том  числе во внутреннем  плане; и  услуги  как   результат   производства. Называть  и   иллюстрировать   примерами  факторы   производства. Находить  и   извлекать   социальную   информацию  о   производстве  из   адаптированных   источников. 25 Предпринимательс кая деятельность. 1 УКИЗ практик ум мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем  в семейной жизни; способность анализировать реальные экономические, ситуации,   выбирать адекватные   способы деятельности и модели   поведения   в рамках   реализуемых основных социальных ролей;   26 Роль государства в экономике 1 УИПЗЗ опрос мотивированность  и направленность  на активное и   способность  анализировать  реальные  37   и знание экономического содержания   функций предпринимательс тва. Знание особенностей развития экономики   нашей страны, знакомство учащихс проблемами ограниченности ресурсов. знание экономической роли   государства;   с 15.03 22.03 27 Распределение 1 УКИЗ доходов. Практик ум Творчес кий уровень: «Разрабо тать проект бюджета семьи» опрос 28 Потребление.  1 КУ созидательное  участие в будущем  в общественной  жизни; личностное  совершенствование: развивать  стремление к  самосовершенствов анию. понимать эффективные формы организации производства благ. экономические  ситуации, выбирать  адекватные способы  деятельности и  модели поведения в  рамках реализуемых  основных  социальных ролей;  умение  анализировать  социальные факты,  формулировать  несложные выводы;  умения выполнять  познавательные и  практические  задания; навыки  грамотной работы с  текстом и  таблицами; подготовительный  этап проектной  деятельности. 38 формирование представления   о социальном государстве. 05.04  формирование   знаний учащихся о правилах  разработки  бюджета; 12.04 Описывать   закономерность   изменения   потребительских   расходов  семьи  в зависимости  от  доходов. Характеризовать   виды  страховых   услуг,   предоставляемых  гражданам. Раскрывать  на   примерах  меры   защиты  прав  потребителей 29 Инфляция и  1 УИПЗЗ опрос семейная  экономика. мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. умения   выполнять познавательные   и практические задания; заключительный этап проектной деятельности. 30 Безработица, ее  1 УИПЗЗ Практик причины и  последствия. ум Подгото вка проекта «Пробле мы ценностные  ориентиры,  основанные на  идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; умение анализировать социальные   факты, формулировать несложные выводы;       знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять   с   их позиций   явления социальной действительности; уметь   объяснять причины и последствия инфляции.   Знать понятия и термины. формирование   знаний учащихся о государственное  регулирование  занятости и  помощи  безработным.     молодёж ной безработ ици» опрос 31 Мировое  1 КУ хозяйство и  международная  торговля. мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем  в общественной  жизни;  способность  анализировать  реальные  экономические  ситуации, выбирать  адекватные способы  деятельности и  Характеризовать   причины   формирования  мирового   хозяйства. Характеризовать   влияние   39 19.04 26.04 03.05 модели поведения в  рамках реализуемых  основных  социальных ролей;  32 Повторительно –  1 УПОКЗ обобщающий урок  в форме защиты  проектов по теме  «Экономика». Защита проекто в мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. 33­ 34 Итоговое занятие  по курсу 2 УПОКЗ Тестиро вание,  работа в  группах мотивированность  и направленность  на активное и  созидательное  участие в будущем. 40     умение самостоятельно определять цели   своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и познавательной деятельности. умение самостоятельно определять цели   своего   обучения, ставить и формулировать   для себя   новые   задачи   в учёбе и     международной  торговли  на   развитие   мирового   хозяйства. Объяснять  и   конкретизировать  примерами  направления   внешнеторговой   политики   государства. Раскрывать смысл   «обменный валютный  курс» систематизация и  контроль качества знаний учащихся.   понятия 10.05 систематизация и  контроль качества знаний учащихся. 17.05 24.05 познавательной деятельности. 41 8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение. Учебник:  Л.Н. Боголюбов «Обществознание». ­   М.: «Просвещение», 2016. Методические материалы и литература  для учителя: 1. Хромова И. С. ­ рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику  А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 8 класс, Москва, «Русское слово», 2014 год. 2. Биянова Е. Б.– поурочные разработки по обществознанию, 8 класс,  Москва, «ВАКО», 2014 год. 3. Сорокина Е.Н.– поурочные планы по обществознанию 8 класс:  методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013год. 4. Биянова Е.А. Поурочные планы по обществознанию, 8 класс: к  УМК  А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой /Е.А.Биянова,­ М. :ВАКО,2013 5. Обществознание,6­11 классы: проектная деятельность учащихся  (авт.­сост.Северина.О.А.­.Волгоград: Учитель,2013 Интернет­ресурсы: 1.http://ppt3dn/ru 2.http://www/poverpoint­ppt.ru  .  ru   /  obshhestvoznanie  /  page    /7      .  pptx    www  3.http://prezentacia.ucor/lofd/obshh 4. http:// Технические средства  обучения: 1.Мультимедийный проектор 2.Интерактивная доска 3.Экран проекционный. 42

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017