Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
ОБЖ +1
Взрослым
05.01.2017
Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2015.- 106c. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к завершенной предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Марко¬ва, М.И. Кузнецова и др. Учебники данной линии прошли экспертизу и одобрены РАО и РАН, включены в Федеральный перечень учебников и обеспечивают освоение образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа ОБЖ.docx

Основы   безопасности   жизнедеятельности:   рабочая программа.  

5-9 классы: учебно-методическое пособие /авт.-сост.   В. Н. Латчук,   С. К. Миронов,   С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2015.- 106c.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к завершенной предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Марко­ва, М.И. Кузнецова и др. Учебники данной линии прошли экспертизу и одобрены РАО и РАН, включены в Федеральный перечень учебников и обеспечивают освоение образовательной программы основного общего образования.

 

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана В. Н. Латчуком (руководи­тель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским, М. А. Улья­новой в соответствии с требованиями Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, и Примерной программой, подготовленной в рам­ках проекта «Разработка, апробация и внедрение федераль­ных государственных стандартов общего образования второ­го поколения».

В рабочей программе реализованы требования Конститу­ции Российской Федерации и федеральных законов «О бе­зопасности», «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:

• усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера;

• понимание ими важности укрепления, сохранения и за­щиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

• уяснение и принятие учащимися достижений граждан­ского общества: права человека, правовое государство, се­мейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

• антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и наме­рениям, представляющим угрозу для жизни человека;

•  отрицательное отношение учащихся к приему психо­активных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

• готовность и стремление учащихся к нравственному са­мосовершенствованию .

Организация и проведение занятий по предлагаемой про­грамме позволяют эффективно использовать образователь­ный и воспитательный потенциал образовательного учреж­дения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают форми­рование важнейших компетенций школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для решения следующих задач:

•  освоение учащимися знаний о здоровом и разумном об­разе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и осно­вах безопасного поведения при их возникновении;

•  обучение школьников умению предвидеть потенциаль­ные опасности и правильно действовать в случае их наступ­ления, использовать средства индивидуальной и коллектив­ной защиты, оказывать первую помощь;

•  развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспече­ния безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситу­ациях;

•  воспитание у учащихся культуры безопасности жизне­деятельности, чувства ответственности за личную и общест­венную безопасность, ценностного отношения к своему здо­ровью и жизни;

• формирование у школьников антиэкстремистской и ан­титеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разде­лами:

• раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;

•  раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».

Учебный материал 7, 8 и 9 классов структурирован в три раздела:

• раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и го­сударства»;

• раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказа­ния первой помощи»;

• раздел 3 «Основы здорового образа жизни».

Понятийная база и содержание курса полностью соответ­ствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному об­разовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и нау­ки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с программой, подготов­ленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедре­ние федеральных государственных стандартов общего обра­зования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного обще­го образования может осуществляться по двум вариантам.

Первый вариант - с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю (всего 105 ч).

Второй вариант - по решению органов управления обра­зованием с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю (всего 175 ч). Если обучение организуется и проводится по первому или второму ва­рианту программы, то данную рабочую програм­му следует скорректировать с учетом возможностей обра­зовательного учреждения, местных условий, региональных, национальных и этнокультурных традиций.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

• усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных си­туациях, а также правил поведения на дорогах и на транс­порте;

• формирование понимания ценности здорового, разумно­го и безопасного образа жизни;

•  усвоение гуманистических, демократических и тради­ционных ценностей многонационального российского обще­ства, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуаль­ной траектории дальнейшего образования;

• формирование   целостного   мировоззрения,   соответст­вующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духов­ное многообразие современного мира;

•  формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

• развитие правового мышления и компетентности при ре­шении моральных проблем, формирование моральных ка­честв и нравственного поведения, осознанного и ответствен­ного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов де­ятельности;

•  формирование экологической культуры на основе при­знания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходи­мости ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие, ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

•   умение   самостоятельно   планировать  пути   достиже­ния поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение согласовывать свои действия в опасных и чрез­вычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, оп­ределять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

• умение оценивать собственные возможности при выпол­нении учебных задач в области безопасности жизнедеятель­ности и правильность их решения;

• овладение  навыками  принятия  решений,   осознанно­го выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

•  умение формулировать понятия в области безопаснос­ти жизнедеятельности, анализировать и выявлять причин­но-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

•  умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению лич­ной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвы­чайных ситуациях;

• освоение   приемов   действий   и   способов   применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях при­родного, техногенного и социального характера;

• умение работать индивидуально и в группе, организовы­вать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• умение правильно применять речевые средства для вы­ражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техноло­гий для решения задач обеспечения безопасности;

• формирование и развитие мышления безопасной жизне­деятельности, умение применять его в познавательной, ком­муникативной и социальной практике, для профессиональ­ной ориентации.

Предметные результаты:

• формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе осознания и понимания необходи­мости защиты личности, общества и государства от чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

•  формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

•  понимание значимости современной культуры безопас­ности жизнедеятельности для личности;

•  понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

•  понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

• формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористиче­ской личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, вклю­чая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

• знание безопасного поведения в условиях ситуаций, умение применять на практике;

• умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обста­новки и индивидуальных возможностей;

• овладение   основами   экологического   проектирования  жизнедеятельности с учетом природных, техно­генных и социальных рисков на территории проживания.

Раздел 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

5 КЛАСС 

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

1.Особенности города как среды обитания человека.

Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и доро­ги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строи­тельные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных си­туациях.

2.Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «Скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Госу­дарственные, муниципальные (городские) и районные служ­бы обеспечения безопасности.

3.Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особен­ности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (во­доснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Воз­можные аварийные и опасные ситуации в жилище.

4.Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на лю­дей. Причины возникновения пожаров в жилых помещени­ях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует де­лать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного по­ведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

5.Затопление квартиры. Причины затопления и его воз­можные последствия. Меры по предотвращению затопле­ния. Правила поведения при затоплении жилища.

6.Электричество. Основные виды электрических и элект­ронных приборов, используемых в быту. Правила безопас­ности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электриче­ским током.

7.Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления быто­вым газом. Правила пользования газовыми приборами. Пра­вила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме! Правила безопасности при употреблении ле­карств и пользовании медицинскими приборами; последст­вия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных ве­ществ и средств бытовой химии. Причины отравления про­дуктами питания и меры профилактики. Действия при пер­вых признаках отравления.

8.Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взры­ва. Правила безопасного поведения в случае взрыва в квартире.

9.Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись клю­чи). Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сло­мался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.

10.Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уце­леть в толпе. Как обезопасить себя при возможности по­падания в толпу.

11.Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как дейст­вовать при нападении собаки и в случае укуса.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И НА ТРАНСПОРТЕ

12.Организация дорожного движения, причины и по­следствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, води­тели. Дорога и ее составные части. Основные причины до­рожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге.

13.Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила пере­хода проезжей части. Правила безопасного поведения пас­сажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла.

13.Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае

аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под то­ком). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на мути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном столкновении.

14.Железнодорожный транспорт. Характеристика железно­дорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транс­порте (во время ожидания и движения поезда). Правила без­опасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными тор­можениями; при пожаре в поезде.

15.Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила безопас­ного поведения на авиационном транспорте. Правила без­опасного поведения авиапассажиров при вынужденной по­гадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.

16.Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила эвакуа­ции с судна. Индивидуальные и групповые средства спасе­ния на водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот). Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.

 

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

17.Психологические основы самозащиты. Язык жес­тов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. На­строй на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.

18.Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении крими­ногенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного пове­дения в случае нападения в подъезде или лифте.

18.Криминогенные ситуации на улице, опасные домогатель­ства. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подрост­ками. Меры предосторожности.

19.Как избежать опасных домогательств. Что считается до­могательством. Правила безопасного поведения во избежа­ние домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).

20.Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Современная экологическая ситуация в мире (унич­тожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.

21.Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, про­мышленности, быту). Неоправданный расход воды. Причи­ны и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних условиях.

22.Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия загрязнения воздуха (кис­лотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению эко­логической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.

23.Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причи­ны и последствия опустынивания. Накопление в почве вред­ных веществ.

 

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

24.Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрую­щих гражданских противогазов. Модели гражданских про­тивогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части проти­вогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наго­тове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).

 

Раздел 2.Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

25.Виды ранений, их причины и первая помощь. При­чины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т.д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.

26.Общая характеристика кровотечений. Наружное и внут­реннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).

27.Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Оста­новка кровотечения максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.

 

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

28.Движение и здоровье. Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорно-двигатель­ного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избыт­ка движения на здоровье человека.

29.Нарушения осанки и причины их возникновения. Раз­личные виды нарушения осанки и причины их возник­новения. Профилактика нарушений осанки.

30.Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры но предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.

31.Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Развитие человеческого организма. Характеристика некото­рых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Ин­тенсивное развитие в период полового созревания (работа сальных и потовых желез).

32.Физическое и нравственное взросление человека. Почему нажно заботиться о здоровье в подростковом возрасте. Со­стояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления.

 

 

6 КЛАСС

Раздел 1.Основы безопасности личности, общества и государства

 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные виды экстремальных ситуаций в природ­ных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситу­ации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое, изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное авто­номное существование) и их причины. Наиболее распростра­ненные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании.

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, - факторы вы­живания. Группы факторов выживания: личностные, при­родные, материальные. Понятие о стрессо­рах выживания. Различные стрессоры и способы их побо­роть.

Психологические основы выживания в природных усло­виях. Свойства человеческой психики, помогающие выжи­вать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, па­мять и мышление, установку на выживание). Как воспользо­ваться ими в условиях вынужденного автономного сущест­вования.

Страх - главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Пани­ка и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экст­ремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.

Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать экстремальных ситуаций в при­родных условиях. Подготовка к походу: обеспечение без­опасности, распределение обязанностей, продуктов и снаря­жения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюде­ние границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.

Надежные одежда и обувь - важное условие безопас­ности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в похо­де. Особенности подготовки к походу в зимнее время.

Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситу­ации. Правила поведения в случае аварии самолета или ав­томобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения дви­гаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование, назначение командира, распределение обязаннос­тей, предотвращение конфликтов.

Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспом­нить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Че­го нельзя делать, если вы заблудились. Определение направ­ления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Оп­ределение направления выхода при отставании в походе от группы.

Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной те­ни, по звездам, по часам. Ориентирование по местным при­знакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движе­ние по азимуту с использованием двух ориентиров.

Техника движения в природных условиях. Правила без­опасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения и зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.

Сооружение временного жилища, добывание и использо­вание огня. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы соору­жения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду в зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и со­хранения огня.

Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспе­чение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка

и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и при­готовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки.

Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного пове­дения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Пра­вила безопасного поведения на зимних водоемах (при пере­движении по льду). Правила безопасного поведения на во­доемах летом (при купании).

Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы сим­волов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДАЛЬНЕМ (ВНУТРЕННЕМ) И МЕЖДУНАРОДНОМ (ВЫЕЗДНОМ) ТУРИЗМЕ

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Понятие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (заболева­ния, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситу­ация в стране пребывания и др.).

Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматиза­ция в условиях жаркого климата, горной местности, Севера.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Коллективные и индивидуальные средства защиты.

Устройство убежища, порядок его заполнения и правила по­ведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище; Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена по­врежденного противогаза на исправный в условиях заражен­ного воздуха.

Захват   террористами   воздушных   и   морских   судов, других транспортных средств. Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников.

Взрывы в местах массового скопления людей. Места мас­сового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него.

 

Раздел 2.Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки ле­карственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказа­ния первой помощи.

Опасные животные, первая помощь при укусах насе­комых и змей. Укусы насекомых и их последствия для ор­ганизма человека. Оказание первой помощи при укусах ядовитого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызыва­емого им энцефалита. Признаки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры пре­досторожности от укусов ядовитых змей.

Первая помощь при ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.

Тепловой и солнечный удар. Понятие о тепловом и сол­нечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их наступления.

Обморожение и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обмо­рожении.

Беда на воде. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи при утоплении.

Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв, вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, призна­ки травм и оказание первой помощи.

Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление пере­носных приспособлений.

 

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Правильное питание - основа здорового образа жизни. Обмен веществ и энергии как основная функция ор­ганизма человека. Калорийность продуктов питания. Суточ­ная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание.

Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде.

Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Важность соблю­дения культуры питания и основные правила этикета.

Особенности подросткового возраста. Развитие и измене­ние организма в подростковом возрасте. Изменение поведе­ния. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.

 

7 КЛАСС

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Понятие о чрезвычайных ситуациях природного ха­рактера и их классификация. Понятие об опасном природ­ном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситу­аций природного характера. Опасные природные явления, характерные для нашей страны.

 

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Происхождение  и классификация землетрясений.

Понятие о землетрясении. Сейсмические пояса и сейсмиче­ски активные районы. Понятие об очаге и эпицентре зем­летрясения. Причины возникновения землетрясений и их последствия.    Классификация   землетрясений   по   происхождению. Отслеживание землетрясений с помощью сейс­мографа.

Оценка землетрясений, их последствия и меры по умень­шению потерь. Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясений. Оценка землетрясений по шкале Рихтера и «икале Меркалли. Типичные проявления землетрясений и уровень разрушений при различных величинах магнитуды II интенсивности. Типичные последствия землетрясений, их характеристика. Меры по снижению ущерба от землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясениях. Причины несчастных случаев при землетрясениях. Меры по предотвращению повреждений или уменьшению их тн жести. Признаки приближающегося землетрясения. Действия при заблаговременном оповещении о землетрясении, но время него и после: на улице, в школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случае попадания в завал.

 

ВУЛКАНЫ. ИЗ ИСТОРИИ ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ

Общее  понятие  о  вулканах.   Понятие  о  вулкане.  Сейсмоактивные пояса. Процесс извержения вулкана. Стро­сти; вулкана. Понятие о магме, гейзере, фумароле. Различ­ные состояния лавы при извержении. Палящие тучи.

Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. Опасные явления, связанные с извержениями вулканов. Признаки приближающегося извержения. Способы умень­шения опасного воздействия лавовых потоков. Правила (неопасного поведения при заблаговременном оповещении он извержении вулкана и во время него.

 

ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ И СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ. ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПОЛЗНЕЙ, СЕЛЕЙ, ОБВАЛОВ И ЛАВИН. ЗОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Оползни. Из истории оползней. Понятие об оползне. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование оползней. Классификация оползней по масштабу, мес­ту образования и мощности. Причины образования ополз­ней.

Сели (селевые потоки). Из истории селей. Понятие о селе. Причины образования селей, их характерные особенности и места возникновения. Классификация селей по составу селе-образующих пород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона селеопасных горных районов на территории России.

Обвалы. Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причи­ны, вызывающие обвалы. Классификация обвалов по мощ­ности и масштабу. Разновидности обвалов и их характе­ристика.

Снежные лавины. Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности лавин, места и причины их воз­никновения. Помощь поисковых собак в обнаружении за­сыпанных снегом людей.

Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Основные поражающие факторы оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими ущерб. Меры по предупреждению этих явлений и снижению потерь от них. Правила безопас­ности для населения, проживающего в опасных районах.

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схо­да селя, оползня, обвала, лавины и во время него. Действия, способствующие безопасному выходу из зоны стихийного бедствия.

 

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ. ИЗ ИСТОРИИ УРАГАНОВ, БУРЬ, СМЕРЧЕЙ

Происхождение ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта и измерение скорости воздушных масс. Происхож­дение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Понятие о циклонах и их характеристика. Области зарождедния тропических циклонов.

Классификация ураганов, бурь и смерчей. Понятие об урагане. Классификация ураганов по скорости ветра. Проис­хождение ураганов и причиняемые ими разрушения. Поня­тие о буре. Классификация бурь в зависимости от окраски и состава частиц и скорости ветра. Понятие о смерче. Класси­фикация смерчей по происхождению, строению, времени действия и охвату пространства.

Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по умень­шению ущерба от них. Основные поражающие факторы ура­ганов, бурь и смерчей и наносимый ими ущерб. Меры по сни­жению потерь от ураганов, бурь, смерчей.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Действия при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Подходящие укрытия. Правила безопасного поведения во время урагана, бури, смерча и после них.

 

НАВОДНЕНИЯ. ИЗ ИСТОРИИ НАВОДНЕНИЙ

Виды наводнений. Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и наносимому ущербу. Виды наводнений по причинам возникновения и их характеристика. 11оследствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы наводнений ущерб. Радикальные средства защиты и операциные предупредительные меры по снижению потерь от наводнений.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Действия в случае наводнения и правила самоэвакуации. Правила  поведения после наводнения.

 

ЦУНАМИ. ИЗ ИСТОРИИ ЦУНАМИ

Причины и классификация цунами. Понятие о цунами. Классификация цунами по причинам возникновения и интенсивности.

Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы цунами и последствия их воздействия. Предупредительные меры по снижению потерь среди населения. Признаки приближения цунами. Меры по уменьшению ущерба от цунами.

Правила безопасного поведения при цунами. Правила поведения при заблаговременном оповещении о пупами. Рекомендуемые и запрещенные действия в случае прихода цунами. Действия при попадании в толпу цунами.

 

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ. ИЗ ИСТОРИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Причины природных пожаров и их классификация.

Понятие о лесном пожаре. Основные причины возникнове­нии лесных пожаров. Классификация лесных пожаров площади. Виды пожаров по характеру распространения и силе, их характеристика.

Последствия природных пожаров, их тушение и преду­преждение. Основные поражающие факторы природных по­жаров и последствия их воздействия. Способы тушения при­родных пожаров. Меры по предупреждению природных по­жаров. Запрещенные действия в лесу в пожароопасный сезон.

Правила безопасного поведения в зоне лесного или тор­фяного пожара и при его тушении. Правила безопасного по­ведения при нахождении в зоне лесного пожара или около нее. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.

 

МАССОВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

ИЗ ИСТОРИИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Понятие об эпи­демии, эпизоотии и эпифитотии. Инфекционные заболева­ния, приводящие к массовому поражению людей, животных и растений.

Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Человек и стихия. Свойства мышления, необходимые для оценки чрезвычайной ситуации. Повышение психо­логической подготовленности. Необходимые знания, позво­ляющие успешно противостоять стихийному бедствию.

Характер и темперамент. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их характеристика. Понятие о характере. Влияние темперамента и характера на действия в чрезвы­чайной ситуации.

Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. Особенности психологических про­цессов во время стихийных бедствий. Негативное влияние внезапного стихийного бедствия на психику неподготовлен­ного человека. Рекомендации по психологической подготов­ке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

НАЛОЖЕНИЕ ПОВЯЗОК И ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ

Правила наложения повязок. Разновидности повязок и их характеристика. Индивидуальный пакет первой по­мощи. Общие правила наложения повязок. Приемы наложе­нии повязок на нижние и верхние конечности, грудь.

Первая помощь при переломах, переноска пострадав­ших. Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов, первая помощь при травме кости. Способы наложения тип. Принципы и способы транспортировки пострадавших. Порядок применения способов транспортировки постра­давших в зависимости от места перелома.

 

Раздел 3.Основы здорового образа жизни

РЕЖИМ УЧЕБЫ И ОТДЫХА ПОДРОСТКА

Режим - необходимое условие здорового образа пиши. Понятие о режиме. Формирование навыков здорово­го образа жизни. Умственная и физическая работоспособ­ность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека.

Профилактика переутомления и содержание режима дни. Понятия о режиме дня и бюджете времени. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Активный отдых, сон и рациональное питание. Трудовая деятельность школьни­ков. Основные принципы и содержание режима дня подрост­ков. Рекомендации по повышению эффективности самопод­готовки.

 

 

 

8 КЛАСС

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техно­генного характера. Классификация и характеристика чрез­вычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически  опасных   веществ,   аварии  на  электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий сооружений и др.).

Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенно­го характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвы­чайных ситуациях техногенного характера. Заблаговре­менные меры по предупреждению и защите от чрезвычай­ных ситуаций.

ВЗРЫВЫ И ПОЖАРЫ ИЗ ИСТОРИИ КАТАСТРОФ

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наи­более распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских по­мещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Клас­сификация веществ и материалов по группам возгораемости.

Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.

Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основ­ные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах эконо­мики и в жилых зданиях.

Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: откры­тый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при чиненой концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.

Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в об­щественном месте. Меры по предотвращению паники.

АВАРИИ С ВЫБРОСОМ

АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ИСТОРИИ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышлен­ных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опас­ности.

Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.

Причины и последствия аварий на химически опасных веществах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зо­нах химического заражения. Характеристика зон химического го поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно к химически опасных веществ.

Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защи­ты органов дыхания. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие

людей в защитных сооружениях и последовательность гер­метизации помещений. Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторож­ности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.

АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ИСТОРИИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их харак­теристика. Измерение дозы облучения. Естественные и ис­кусственные источники ионизирующего излучения. Внеш­нее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.

Аварии на радиационноопасных объектах. Понятие о радиационноопасном объекте. Классификация аварий с вы­бросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характерис­тика.

Последствия    радиационных    аварий.    Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде по­лураспада.   Радиоактивное  загрязнение  местности.   Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов чело­века, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения.  Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.

Защита от радиационных аварий. Меры предосторож­ности, принимаемые проживающими вблизи от радиацион­но опасных объектов людьми. Действия в случае поступле­ния сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилакти­ки, радиометрический контроль продуктов питания.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ ИЗ ИСТОРИИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ АВАРИЙ

Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий.   Затопление  как  последствие  гидродинами­ческой аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастро­фического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных  объектов,  основные причины. Поражающие факторы и последствия гидро­динамических аварий.

Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЙ

Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведе­ние на дорогах.

безопасное поведение на дорогах велосипедистов и мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. За­прещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Состояние природной среды и жизнедеятельность. Антропогенные изменения в природе: преднаме­ренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайных ситуациях экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классифи­кация. Понятие о токсичности. Экологические последствия деятельности человека.

Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.

Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значе­ние воды для жизни на Земле. Физико-химические свойств питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных при родных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.

Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйствен­ных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.

Нормативы    предельно    допустимых    воздействий    на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях; вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Первая помощь при массовых поражениях. Основ­ные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в ор­ганизм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и об­щие признаки химического отравления. Общие правила ока­зания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядо­витого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими

идами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.

Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные, глаза и кожу).

Основы здорового образа жизни

Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. необходимых физических качеств. Составляющие к про шей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скорост­ных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для за­каливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.

Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности кругов. Пути достижения взаимопонимания в семье.

 

 

 

 

9 КЛАСС

Основы безопасности личности, общества и государства

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Структура законодательства в  безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, содержание основных правовых актов.

Угрозы национальной безопасности Российской Федера­ции. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной, государственно и общественной безопасности. Меры по защите от угроз.

Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о терроризме. Цели террористиче­ских организаций. Типы терроризма и их характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической деятельности в России.

Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании, токсикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной политики в сфере оборота наркотических и психотропных веществ.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне.  Основные, задачи в области гражданской обороны и защиты населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государст­венная система предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.

Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Ре­жимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Международное гуманитарное право. Сфера при­менения и ответственность за нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его примене­ния. Лица, находящиеся под защитой международного гу­манитарного права. Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы меж­дународного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекруше­ние, медицинского и духовного персонала. Правовая защита (раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Обес­печение защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основные требования по защите раненых и боль­ных из состава действующей армии и вооруженных сил на  Защита медицинского и духовного персонала. Состав формирований и их эмблемы.

Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и военнопленном. Основные требова­нии по защите военнопленных. Случаи применения защит­ных мер в отношении гражданского населения. Основные по защите лиц из числа гражданского населе­нии, находящихся во власти противника. Особая защита женщин и детей.

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Защита от мошенников. Понятие о мошенничестве, не, злоупотреблении доверием. Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если подозреваете, что являетесь объектом мошенничества. Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях ни сексуальной почве. Безопасное поведение девушек с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения девушки в обществе мужчины: в незна­комом месте; при возникновении угрозы или опасности. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязвимые части тела.

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Само­оценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и  решительное поведение в криминогенных ситуациях.

Тренировка уверенности. Правила безопасного поведе­нии при неизбежности конфликта. Поведение при столкновении с хулиганами, похищении, попытке изнасилова­нии

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Причины травматизма и пути их предотвращения.

Травматизм. Основные причины травматизма и травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению  видов травм.

Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения трав в домашних условиях.  Меры по снижению опасности в воде.   Защита   от   дорожно-транспортных   происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.

Безопасное поведение в школе, на занятиях физ­культурой и спортом. Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профи­лактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Профилактика осложнений ран. Асептика и ан­тисептика. Понятие о ране. Виды ран. Понятие об анти­септике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике. Предупреж­дение инфицирования ран с помощью асептических средств.

Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение голов­ного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Призна­ки и симптомы повреждения спины. Предупреждение по­вреждения спины и первая помощь при болях.

Экстренная реанимационная помощь. Понятие о кли­нической смерти и ее признаки. Основные правила опреде­ления признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка по­страдавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном уда­ре, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при вы­полнении этих реанимационных мероприятий.

Основные неинфекционные заболевания. Характеристи­ка наиболее распространенных и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и до­ступные меры их профилактики.

Основы здорового образа жизни

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье

Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого здоровья и современные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.

Факторы риска во внешней среде и их влияние на среду организма человека и его здоровье. По­нятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутренней среды организма.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды.

Понятие о гигиене и личной гигиене. Правила ухода за ко­жей. Основная функция одежды и гигиенические требова­ния к ней.

Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма. Группы про­дуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека и подростка. Суточное рас­пределение пищевого рациона. Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки воды.

Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микроклимат помещения. Нормы искус­ственной освещенности. Гигиена индивидуального строи­тельства.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА

Физиологическое и психологическое развитие под­ростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания. Психологическая уравновешенность и


 

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа

Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разде­лами: • раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и го сударства»; • раздел 2 «Оказание первой…

Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разде­лами: • раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и го сударства»; • раздел 2 «Оказание первой…

Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достиже­ния поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение согласовывать свои…

Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достиже­ния поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение согласовывать свои…

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха

Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха

Понятие о выживании. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Понятие о выживании. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде

Правильное питание - основа здорового образа жизни

Правильное питание - основа здорового образа жизни

Сели (селевые потоки). Из истории селей

Сели (селевые потоки). Из истории селей

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ . ИЗ ИСТОРИИ

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ . ИЗ ИСТОРИИ

КЛАСС Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

КЛАСС Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Причины и последствия аварий на химически опасных веществах

Причины и последствия аварий на химически опасных веществах

Источники загрязнения окружающей среды и их классифи­кация

Источники загрязнения окружающей среды и их классифи­кация

КЛАСС Основы безопасности личности, общества и государства

КЛАСС Основы безопасности личности, общества и государства

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях

Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма

Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017