ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Рабочая программа, составленная на основе Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
• Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового об раза жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитер рористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
• приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
• формирования у учащихся антиэкстремистского и анти- террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 6 по 9 класс из расчёта 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 139ч).
Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А. Т. Смирнова.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и анти- террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической
, и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористи- ческой личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности
в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социально- . го характера.
Защита населения Российской Федерации
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Организация защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе. Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение Головинская основная общеобразовательная школа
Календарно-тематическое планирование
Вариант: /Основы безопасности жизнедеятельности/6 класс/Основы
безопасности жизнедеятельности 6 класс
Общее количество часов: 34
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Содержание урока |
Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия) |
Домашнее задание |
Подробности урока |
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС |
Педагогические условия и средства реализации ГОСа |
||
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) |
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) |
Ценностно - ориентационная составляющая |
||||||||
Раздел 1: Подготовка к активному отдыху на природе - 6 ч |
||||||||||
1. |
Природа и человек |
1 |
Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой. |
Учебник обж 6 класс, Презентация |
§1.1 |
|
Знать понятие природа и человек |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу |
Фронтальная. Эвристическая беседа |
2. |
Ориентирование на местности |
1 |
Основные элементы ориентирования на местности; способы определения сторон горизонта; определений сторон горизонта ночью по Полярной звезде |
Учебник, Презентация |
§1.2 |
|
Знать понятие ориентирование на местности |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. |
Индивидуальная. Самостоятельная работа. |
3. |
Определение своего места нахождения и направления движения на местности |
1 |
Общие способы определения своего местонахождения на местности; способы ориентирования карты; определение своего местонахождения по карте и направление движения на местности. |
Учебник, Презентация |
§1.3 |
|
Знать определение своего места нахождения и направления движения на местности |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. |
Устный опрос. |
4. |
Подготовка к выходу на природу |
1 |
Требования к определению района похода и к маршруту движения; требования к возможному режиму похода; примерные учебные задачи. |
Учебник, Презентация |
§1.4 |
|
Знать правила для подготовки к выходу на природу |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу |
Индивидуальная. |
5. |
Определение места для бивака и организация бивачных работ |
1 |
Определение места для бивака; заготовка топлива и разведение костра; приготовление пищи в походе. |
Учебник, Презентация |
§1.5 |
|
Знать правила определение места для бивака и организация бивачных работ |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу |
Индивидуальная. |
6. |
Определение необходимого снаряжения для похода |
1 |
Общие требования к подбору и подготовке туристского снаряжения для похода; одежда туриста; аптечка первой медицинской помощи |
Учебник, Презентация |
§1.6 |
|
Знать правила определения необходимого снаряжения для похода |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Вырабатывают навыки работы с картой. |
Характеризуют основные способы ориентирования на местности Характеризуют порядок подготовки к выходу на природ |
Индивидуальная |
Раздел 2: Активный отдых на природе и безопасность - 5 ч |
||||||||||
1. |
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
1 |
Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях; необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу; значение соблюдения правил личной безопасности в походе. |
Учебник, Презентация |
§2.1 |
|
Знать общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника |
2. |
Подготовка и проведение пеших походов |
1 |
Общие особенности пешеходного туризма; обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной местности; обеспечение безопасности туриста в пешем походе в горной местности. |
Учебник, Презентация |
§2.2 |
|
Знать правила подготовки и проведение пеших походов |
Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.. |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника |
3. |
Подготовка и проведение лыжных походов |
1 |
Основные элементы подготовки туриста-лыжника к походу; особенности снаряжения туриста-лыжника; обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе |
Учебник, Презентация |
§2.3 |
|
Знать правила подготовки и проведение лыжных походов |
Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника. |
4. |
Водные походы и обеспечение безопасности на воде |
1 |
Особенности водного туризма и требования к уровню подготовки туриста-водника; подготовка к водному походу; правила безопасного поведения на воде во время похода. |
Учебник, Презентация |
§2.4 |
|
Знать правила водныых походов и обеспечение безопасности на воде |
Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника |
5. |
Велосипедные походы и безопасность туристов |
1 |
Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам; подготовка к велосипедному походу; обеспечение личной безопасности участников велосипедного похода |
Учебник, Презентация |
§2.5 |
|
Знать правила велосипедного похода и безопасность туристов |
Объясняют особенности подготовки к велосипедному
туризму. |
Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов |
Индивидуальная. Работа с текстом учебника |
Раздел 3: Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности - 6 ч |
||||||||||
1. |
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме |
1 |
Возрастание популярности дальнего и выездного туризма в нашей стране; дальний и выездной туризм и личная безопасность человека; общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. |
Учебник, Презентация |
§3.1 |
|
Знать основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме |
Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. |
Анализируют основные факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, |
2. |
Акклиматизация человека в различных климатических условиях |
1 |
Акклиматизация и факторы, на нее влияющие; особенности акклиматизации к условиям холодного климата; особенности акклиматизации к условиям жаркого климата. |
Учебник, Презентация |
§3.2 |
|
Знать особенности акклиматизации к условиям холодного климата; особенности акклиматизации к условиям жаркого климата. |
Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. |
Анализируют основные факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
3. |
Акклиматизация человека в горной местности |
1 |
Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека, горная болезнь; особенности акклиматизации в горах. |
Учебник, Презентация |
§3.3 |
|
Знать правила акклиматизации человека в горной местности |
Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. |
Анализируют основные факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
4. |
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта |
1 |
Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта; обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха в автомобиле; обеспечение личной безопасности при следовании к месту отдыха на железнодорожном транспорте |
Учебник, Презентация |
§3.4 |
|
Знать правила обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта |
Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании |
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта к местам отдыха наземными видами транспорта |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
5. |
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте |
1 |
Обеспечение безопасности пассажиров на водном транспорте; общепринятые меры безопасного поведения пассажира на корабле; рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении. |
Учебник, Презентация |
§3.5 |
|
Знать правила обеспечения личной безопасности на водном транспорте |
Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном.. |
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, |
6. |
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте |
1 |
Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте; общие правила поведения после посадки в самолет; рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете |
Учебник, Презентация |
§3.6 |
|
Знать правила обеспечения личной безопасности на воздушном транспорте |
Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования |
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
Раздел 4: Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4 ч |
||||||||||
1. |
Автономное существование человека в природе |
1 |
Общие понятия об автономном существовании человека в природной
среде; добровольное и вынужденное автономное существование человека в
природной среде; основные умения и качества человека, необходимые для
успешного автономного существования в природе |
Учебник, Презентация |
§4.1 |
|
Знать правила автономного существования человека в природе |
Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде |
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
2. |
Добровольная автономия человека в природной среде |
1 |
Добровольная автономия человека (группы людей) в природной среде и ее возможные цели; характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде; значение всесторонней предварительной подготовки к добровольной автономии. |
Учебник, Презентация |
§4.2 |
|
Знать правила добровольного автономия человека в природной среде |
Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде |
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, |
3. |
Вынужденная автономия человека в природной среде |
1 |
Вынужденная автономия человека в природной среде и его безопасность; рекомендации по правилам безопасного поведения в условиях вынужденной автономии; примеры поведения человека (группы людей) в условиях вынужденной автономии. |
Учебник, Презентация |
§4.3 |
|
Знать правила вынужденной автономии человека в природной среде |
Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде |
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
4. |
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании |
1 |
Сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой и пищей |
Учебник, Презентация |
§4.4 |
|
Знать правила обеспечения жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании |
Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде. |
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. |
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником |
Раздел 5: Опасные ситуации в природных условиях - 4 ч |
||||||||||
1. |
Опасные погодные явления |
1 |
Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде; безопасное поведение во время грозы; безопасное поведение во время пурги. |
Учебник, Презентация |
§5.1 |
|
Знать опасные погодные явления |
Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия. |
Сравнивают меры профилактики которые могут понадобиться при встрече с опасными погодными явлениями |
Решение ситуационных задач |
2. |
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях |
1 |
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях |
Учебник, Презентация |
§5.2 |
|
Знать правила обеспечения безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях |
Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встречи с ними.. |
Сравнивают меры профилактики которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными |
Решение ситуационных задач |
3. |
Укусы насекомых и защита от них |
1 |
Кровососущие насекомые и средства защиты от них; жалящие насекомые и защита от них; клещи, опасность их укуса, места обитания |
Учебник, Презентация |
§5.3 |
|
Знать укусы насекомых и защита от них |
Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. |
Сравнивают меры профилактики которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми |
Решение ситуационных задач |
4. |
Клещевой энцефалит и его профилактика |
1 |
Клещевой энцефалит – опасное вирусное заболевание; пути заражения клещевым энцефалитом; профилактика клещевого энцефалита |
Учебник, Презентация |
§5.4 |
|
Знать понятие клещевой энцефалит и его профилактика |
Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита |
Сравнивают меры профилактики которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми |
Решение ситуационных задач |
Раздел 6: Первая помощь при неотложных состояниях - 4 ч |
||||||||||
1. |
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях |
1 |
Личная гигиена; лекарственные растения, их целебные свойства и правила применения |
Учебник, Презентация |
§6.1 |
|
Знать правила личной гигиены и оказание первой помощи в природных условиях |
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в поход |
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни |
Фронтальный опрос. Выполнение заданий учителя. |
2. |
Оказание первой помощи при травмах |
1 |
Первая медицинская помощь при ссадинах и потертостях; первая медицинская помощь при ушибах; первая медицинская помощь при вывихах; первая медицинская помощь при растяжениях и разрывах связок. |
Учебник, Презентация |
§6.2 |
|
Знать правила оказания первой помощи при травмах |
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах. |
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни |
Фронтальный опрос. |
3. |
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге |
1 |
Солнечный удар; тепловой удар; отморожение; ожог. |
Учебник, Презентация |
§6.3 |
|
Знать правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге |
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. |
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни |
Фронтальный опрос. |
4. |
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых |
1 |
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи; оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых |
Учебник, Презентация |
§6.4 |
|
Знать правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых |
Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых |
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни |
Фронтальный опрос. |
Раздел 7: Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 5 ч |
||||||||||
1. |
Здоровый образ жизни и профилактика утомления |
1 |
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека; утомление, его причины и возможные последствия; профилактика утомления. |
Учебник, Презентация |
§7.1 |
|
знать понятие здоровый образ жизни и профилактика утомления |
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека |
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. |
Фронтальный опрос. |
2. |
Компьютер и его влияние на здоровье |
1 |
Роль компьютера в жизни современного человека; влияние работы за компьютером на здоровье человека; безопасный режим работы школьника за компьютером. |
Учебник, Презентация |
§7.2 |
|
Знать факторы влияния компьютер на здоровье |
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека |
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. |
Фронтальный опрос. |
3. |
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека |
1 |
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека; влияние производственной деятельности человека на природную среду; пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды |
Учебник, Презентация |
§7.3 |
|
Знать факторы влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека |
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. |
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. |
Фронтальный опрос. |
4. |
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека |
1 |
Социальное развитие человека; формирование социальной зрелости школьника; факторы, оказывающие влияние на формирование социальной зрелости школьника |
Учебник, Презентация |
§7.4 |
|
Знать факторы влияния социальной среды на развитие и здоровье человека |
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека |
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. |
Фронтальный опрос. |
5. |
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека Профилактика употребление наркотиков и других психоактивных веществ |
1 |
Психоактивные вещества и наркотики; наркомания и механизм формирования наркотической зависимости; основная причина распространения наркомании |
Учебник, Презентация |
§7.5, 7.6 |
|
Знать факторы влияния наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека Профилактика употребление наркотиков и других психоактивных веществ |
Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков |
Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков |
Фронтальный опрос. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.