Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
ОБЗР
6 кл
20.01.2017
Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов: 1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273; 2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312). 3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
р.п. по ОБЖ 6 класс.моя.docx
Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15.                                                                                                                                «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №15 Приказ от _01.09.2016г.№___ _ __________/Ермакова Е.А./                                                                                                         по     ОБЖ. Уровень общего образования (класс)   основное общее ­    6 РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА Количество часов            ­18 часов.          Учитель                                  Просвирина Н.А  Программа разработана на основе: ­ Примерной программы по учебным предметам.  ОБЖ  5­9 классы». – М.: Просвещение, 2011\2 – (Стандарты второго  поколения);    п. Виноградный             2016 ­2017 уч. год 1.Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и  реализуется на основе следующих документов:   1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273; 2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).       3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного  общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) 4.   Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации   к   использованию   в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2016­2017 учебном году.   5. Учебный план школы. 6. Образовательная программа  МБОУ СОШ №15. 7. Расписание уроков. 8. Календарный график на 2016­2017 учебный год Цели изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение тематики данной программы  направлено на достижение следующих целей:  воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; развитие   личностных   и   духовных   качеств,   обеспечивающих   адекватное   поведение   в   различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях природного,   техногенного,   социального   и   военного   характера;   развитие   потребности   соблюдать   нормы   здорового   образа   жизни;   подготовку   к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их   появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в    конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Цели изучения ОБЖ в 6 классе  призваны способствовать:   снижению   отрицательного   влияния   человеческого   фактора   на   безопасность   личности, • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития   личности, государства); •   общества   и   государства; •   формированию   антитеррористического   поведения,   отрицательного   отношения   к   приему   психоактивных   веществ,   в   том   числе   наркотиков; •обеспечению обучающихся.                  Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: профилактики асоциального поведения общества и             •формирование •формирование • воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. обучающихся   индивидуальной культуры здорового   образа современного безопасности системы   уровня у                 жизнедеятельности; жизни;                Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; ответственности и долга перед Родиной; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;  усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей   защищённости,   в   том   числе   альтернативные   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например,   для   классификации   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций,   видов   террористической   и     экстремистской   деятельности),   устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование  установки на здоровый  образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение  и нанесение иного вреда здоровью; понимание необходимости  сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Планируемые результаты: Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Использование элементов причинно­следственного и структурно­функционального анализа  Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Воспитание   ответственного   отношения   к   окружающей   природной   среде;   к   личному   здоровью,   как   индивидуальной,   так   и   общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, возможностей.            обстановки реальной   своих учетом   с     и        Виды и формы контроля: Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.  Применяются  следующие  технологии  обучения: индивидуализация, коллективная  и  парная  работы. В  основном  используется  классно – урочная  форма  занятий. Проводятся  уроки – викторины, конкурсы, КВН. 2.Общая характеристика предмета. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами  безопасности  жизни  и  жизнедеятельности  человека,  осознающей  их  исключительную   важность,  стремящейся  решать  эти  проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.                              Концепция    (основная  идея)  программы   –  программа  курса   включает  три  логически   взаимосвязанных  раздела,  содержание   которых   составляет   область   знаний,   охватывающих   теорию   и   практику   защиты   человека   от   опасных,   вредных   факторов   и   чрезвычайных   ситуаций.   Курс   «Основы безопасности   жизнедеятельности»   предназначен   для   воспитания   личности   безопасного   типа,   хорошо   знакомой   с   современными   проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их  исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена  необходимостью   выполнения   социального   заказа.   В   последние   десятилетия   наблюдается   тенденция   к   увеличению   случаев возникновения   чрезвычайных   ситуаций   природного,  техногенного,   социального   и   бытового   характера,   опасных  для   человека.   К  природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и проч.); к техногенным — аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным — экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к  бытовым  — ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным — ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.   Место и роль курса в обучении –  Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Более детальное рассмотрение вопросов безопасности в жизни и быту позволит обобщить накопленный, в том числе и на уроках ОБЖ, материал на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует учебно­воспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по выходу из чрезвычайных ситуаций. В программе   реализованы  требования  Федеральных  законов "О гражданской   обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций    природного и техногенного характера"  и Постановлений   Правительства Российской Федерации   от   16.01.95   N   43   "О   Федеральной   целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения   и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N   738   "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006­2012 годах».                                     Основными принципами обучения ОБЖ являются  : Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции субъективных и   объективных   факторов,   обеспечивающих   безопасность   в   любой   чрезвычайной  ситуации.   Так,   содержание   раздела,   знакомящего   школьника  с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, кри­ миногенные явления и проч.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные. 1 Принцип   психологической   обусловленности  позволяет   ученику   быть   не   столько   объектом,   сколько   субъектом  образовательной деятельности. В средствах обучения, реализующих программу, много материалов, формирующих контрольно­оценочные действия учащихся, их рефлексивную   позицию.   Особое   внимание   уделено   оценке   здоровья  человека, роли психологического фактора в его сохранении,  а   также   в регулировании   отношений   со   сверстниками  (рубрики   учебника   «Знаешь   ли   ты   себя»,   «Проверь   себя»,  «Оцени   себя»).   В   учебниках представлена рубрика «Медицинская   страничка», раскрывающая   организационные  и психологические моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Практическая направленность курса.  Этот принцип  обеспечивает формирование конкретных умений в процессе  практических занятий как на уроках,   так   и   во   внеучебной  деятельности.   Особое   внимание   уделяется   реализации   краеведческого   принципа,   учёт   которого   позволяет младшему  подростку   обучаться  в   процессе   непосредственных   наблюдений,   а   затем   воплощать   знания   в   продуктивной   деятельности   —   речи, рисунках, схемах, презентациях и проч. 2 .Деятелъностный   подход.  Реализация этого принципа  обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат позволяет   обсуждать программные темы не на констатирующем, а на  проблемном уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа под хода также предполагает интеграцию содержания и форму учебно ­ воспитательной деятельности на уроках, во внеучебной   деятельности и на занятиях в объединениях дополнительного образования, 3.Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики «Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают их интерес к изучению этого предмета, «Участвуем Реализация проекте»). группах»,  в   в         данного раскрывают отдельные исторические факты, связанные с проблемами охраны безопасности жизни и деятельности людей. 4.Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе  практических занятий. Программное содержание курса представлено по линейно­концентрическому принципу, то есть развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная деятельность. Логические связи  Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»   представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях   и   основного   массива   содержания,   которое   обобщает   и   систематизирует   учебный   материал   других   предметов.   В   таких   блоках   как, «Безопасность   и   защита   человека   в   опасных   ситуациях»и   «Чрезвычайные   ситуации»  прослеживается   связь   с   географией,   историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся,  проведения интегрированных уроков и т.д. Предполагаемые результаты – Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)  Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)  Использование элементов причинно­следственного и структурно­функционального анализа   Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа  Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.  Воспитание   ответственного   отношения   к   окружающей   природной   среде;   к   личному   здоровью,   как   индивидуальной,   так   и   общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей. 3.Место предмета в учебном плане. Согласно федеральному компоненту базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется   в объеме 1 часа в неделю 35 учебных часов в год. Но учебный план МБОУ СОШ №15 рассчитан на изучение ОБЖ  в объеме 0,5 часа в неделю,     18 часов   в год. Согласно расписанию уроков на 2016­2017 учебный год уроки проводятся в течение второго  полугодия. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ   6 КЛАССА № тем и занятий Название разделов и тем Количество часов Авторская программа Количество часов рабочая программа Модуль1 Раздел 1 Тема 1. Урок 1. Урок 2. Тема 2 Урок 3. Урок 4. Урок 5. Урок 6 Урок 7. Урок 8 Урок 9. Урок 10. Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Экстремальная   ситуация   в   природе   и   первоочередные   действия   человека, попавшего в неё. Пребывание человека в различных климатических условиях. Опасные  и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в опасную или в экстремальную ситуацию. Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией. Последовательность действий в экстремальной ситуации. Особенности  акклиматизации в разных природных зонах Способы выживания человека в условиях автономного существования в  природной среде. Если заблудился  в лесу. Отстал от группы. Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу и часам, по звездам и Луне. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к  жилью. Устройство и постройка временных укрытий  Виды зимних укрытий. Временные укрытия в пустыне Разведение костра. Место выбора костра. Типы костров, очаги. Сохранение огня. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания в экстремальной ситуации. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью в походе Правила поведения  с дикими животными Правила поведения при переправе через реки и болота Опасности в горах. Поражение молнией. 25 25 4 2 2 15 2 2 2 2 2 2 2 1 10 10 2 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль 2 Раздел 5 Тема 6 Урок 11 Урок 12. Урок 13 Урок 14. Урок 15. Раздел 4 Тема 7 Урок 16 Урок 17 Урок 18. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь при неотложных состояниях Принципы оказания самопомощи и  первой помощи пострадавшему Аптечка. Природные лекарственные средства Потертости и мозоли. Ссадины и порезы Травмы. Растяжения Ушибы, Вывихи. Переломы  Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей,  бешеных животных. Отравления. Первая помощь утопающему. Основные приемы оживления  Тепловые и солнечные удары, обморожения.  Поражение  молнией. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа Переноска пострадавшего без носилок. Виды узлов и способы их вязки  Основы здорового образа жизни Здоровье человека и факторы, на него влияющие Здоровый   образ   жизни   и   профилактика   утомления.   Компьютер   и   его   влияние   на здоровье Итоговая промежуточная аттестация. Практические занятия по 1 и 2 разделам курса ОБЖ за 6 класс  10 4 4 1 1 1 1 0 6 6 1 0 0 7 5 5 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Всего 35 17 4. Содержание программы: Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (10 ч) Раздел 1 Основы комплексной безопасности (10 ч) Тема 1 Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё. Пребывание человека в различных климатических условиях. (2 часа) Опасные   и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в опасную или в экстремальную ситуацию. o o Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией. Последовательность действий в экстремальной ситуации. Особенности акклиматизации в разных природных зонах Тема 2 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. (8 часов) o o o o o o o o Если заблудился  в лесу. Отстал от группы. Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу и часам, по звездам и Луне. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство и постройка временных укрытий. Виды зимних укрытий. Временные укрытия в пустыне Разведение костра. Место выбора костра. Типы костров, очаги. Сохранение огня. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания в экстремальной ситуации. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью в походе.  Правила поведения с дикими животными Правила поведения при переправе через реки и болота. Опасности в горах. Поражение молнией. Модуль 2. . Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (8 ч) Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Тема 6 Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) o o o Принципы оказания самопомощи и  первой помощи пострадавшему. Аптечка. Природные лекарственные средства Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Травмы, растяжения, ушибы, вывихи, переломы  Укусы   насекомых,   паукообразных.   Укусы   змей,   бешеных   животных.   Отравления.   Первая   помощь   утопающему.   Основные   приемы оживления  o o Тепловые и солнечные удары, обморожения. Поражение молнией. Заболевания глаз,  удаление инородных тел из глаза, уха, носа. Переноска пострадавшего без носилок. Виды узлов и способы их вязки  Раздел 4. Основы здорового образа жизни (1 ч) Тема 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие (2 ч) o o Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье Практические занятия по 1 и 5 разделам курса ОБЖ за 6 класс    № раздела и темы Наименование темы. 5. Тематическое планирование.   Содержание тем.   I. Безопасность человека в  природных условиях Подготовка к активному отдыху на  природе. 1 Виды деятельности ученика.      Общение с живой природой­естественная потребность  человека для развития своих духовных и физических  качеств. Активный отдых на природе и необходимость  подготовки к нему. Ориентирование на местности.  Способы определения сторон горизонта. Определение  своего местонахождения и направления дви­  Изучение правил подготовки  к активному отдыху на  природе и правила поведения  на природе. Выработка  умений применять их в  природе.  Изучение 2 Активный отдых на природе и  безопасность 3 Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности жения на местности. Подготовка к выходу на природу.  Порядок движения по маршруту.  Определение места для бивака и организация бивачных  работ. Разведение костра, заготовка топлива,  приготовление пищи на костре. Определение  необходимого снаряжения для похода. Общие правила безопасности при активном отдыхе на  природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных  походах. Порядок движения походной группы. Выбор  линии движения в пешем путешествии. Режим и  распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных  препятствий. Подготовка и проведение лыжных  походов, одежда и обувь туриста­лыжника, подбор и  подготовка лыж. Организация движения, организация  ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.  Водные походы. Подготовка к водному путешествию.  Возможные аварийные ситуации в водном походе.  Обеспечение безопасности на воде.Велосипедные  походы. Особенности организации велосипедных  походов. Обеспечение безопасности туристов в  велосипедных походах простейших способов  ориентирования на  местности. Научить учащихся наиболее простым способам  определения  местонахождения, сторон  горизонта и направления  движения на местности. Изучение факторов,  мешающих успешно  справиться с экстремальной  ситуацией на природе,  выработка умений  определять  последовательность действий в таких  ситуациях.Знакомство с  правилами подготовки и  проведения зимнего похода,  подбора снаряжения,  правилами обеспечения  безопасности в походе,  организации движения и  ночлегов. Факторы, оказывающие влияние на безопасность  человека в дальнем и выездном туризме.  Акклиматизация человека в различных климатических  условиях. Акклиматизация к холодному климату.  Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности  при следовании к местам отдыха наземным видом  Определение факторов,  мешающих успешно  справиться с экстремальной  ситуацией на природе в  местах, сильно отдаленных от Подготовка к правильным и  грамотным действиям в 4 Обеспечение безопасности при  автономном пребывании человека в  природной среде. транспорта (автомобилем, железнодорожным  транспортом). Обеспечение личной безопасности при  следовании к местам отдыха водным или воздушным  видом транспорта. Автономное пребывание человека в природе.  Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в при родной  среде при автономном существовании. Сооружение  временного укрытия из подручных средств. Добывание  огня, обеспечение водой и пищей.  Подача сигналов бедствия.  условиях акклиматизации и  реакклиматизации к  различным условиям места  проживания. Изучение неблагоприятных  факторов, действующих на  человека в условиях  автономного пребывания в  природных условиях.  Определение плана действия  в каждой конкретной ситу  Изучение возможных  способов и выработка умений оборудования временного  укрытия, добывания огня и  разведения различных типов  костров,  поиска и добывания воды, её очистки и  обеззараживания, добывания  пищи в природе.  ации Изучение влияния опасных  природных явлений на  человека и способов защиты  от н Изучение основных  правил поведения и мер  безопасности при контакте с  насекомыми в природных  условиях их. 5 6 II Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия и способы защиты от них.  Обеспечение безопасности при встрече с дикими  животными в природных условиях. Укусы насекомых и  защита от них. Клещевой энцефалит и его  профилактика.  Основы медицинских знаний и  здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказания  первой медицинской помощи. . Вопросы личной гигиены и оказания первой  медицинской помощи в природных условиях. Походная  аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой  Овладение умениями  накладывать повязки на  тулови Овладение знаниями и 7. Здоровье человека и факторы, на него  влияющие. медицинской помощи при ссадинах и потертостях.  Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах,  растяжениях связок. Оказание первой медицинской  помощи при тепловом и солнечном ударах и  отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе  ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.  Здоровый образ жизни и профилактика утомления.  Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние  неблагоприятной окружающей  среды на здоровье человека. Влияние социальной среды  на развитие и здоровье человека.  Влияние наркотиков и психоактивных веществ на  здоровье человека.  Профилактика употребления наркотиков и  психоактивных веществ. Стадии развития наркомании.  Правила четырех «Нет!» наркотикам.  умениями оказывать первую  медицинскую помощь при  укусах насекомых и змей.ще  и конечности. Изучение причин утомления и переутомления в процессе  жизнедеятельности, а также  способов профилактики пере  Решение ситуационных задач   Выяснение опасных  факторов влияния  компьютера на организм  человека, составление  памятки для работы на  компьютере.                                                                         Всего часов: 18 ч. 6.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Тема урока Тип урока Планируемые результаты Дата урока № у р о к а п/ Обору довани е, ЭОР Систем а контро ля Дом задан. Формы организ ации учебно­ познава тельной деятель п 1 2 пл ан фа кт личностные метапредметные предметные ности Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (10 ч) Раздел 1 Основы комплексной безопасности (10 ч) Тема 1 Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё. Пребывание человека в различных климатических условиях. (2 часа) Стр.9­ 20. Самоко нтроль,  контрол ь  учителя Беседа,  ответы  на  вопросы, работа с  учебник ом Компь ютерна я  презен тация  Учебни к,  компас , карты Урок  изучения  нового  материала Опасные  и  экстремальные  ситуации. Что к ним  приводит? Как  подготовиться к  путешествию,  чтобы не попасть  в опасную или в  экстремальную  ситуацию. Знать  особенности  пребывания  человека в  природной  среде и правила безопасного  поведения на  природе. Знать ­  как  правильно  подготовиться  к выходу на  природу Формирование  умений и навыков  общения с  природной средой в различных  условиях  местности и  климата с учетом  своих   индивидуальных  особенностей и  возможностей. т.д. Осознание  необходимости  подготовки к  выходу на  природу,  формирование   умения  определять этапы  похода. Сравнивать  особенности   городского  пребывания и  на  природе,   анализировать  возможные  экстремальные  ситуации. наиболее  эффективный  способ  предотвращения  опасной ситуации   на природе  Характеризовать  этапы подготовки к походу. .  Факторы,  мешающие  справиться с  экстремальной  ситуацией. Комбини рованный: закреплени я и  изучения Формирование  умений и навыков  общения с  природной средой в различных  Анализировать  возможные  экстремальные  ситуации. Знать наиболее  Знать правила  безопасного  поведения  человека  при  автономном  Беседа,  работа с  учебник ом, практич. Учебни к,  компас , карты Самоко нтроль  и  контрол ь  Стр.20­ 27,  состави ть  рассказ нового материала Последовательно сть действий в  экстремальной  ситуации.  Особенности  акклиматизации в разных  природных зонах экстремальных  ситуациях с  учетом своих   индивидуальных  особенностей и  возможностей. т.д. Осознание  необходимости  подготовки к  действиям в  экстремальной  ситуации. эффективный  способ  предотвращения  опасной ситуации   на природе  Характеризовать  особенности  акклиматизации в  различных  природных зонах. существовании в природной  среде. Знать  необходимые  условия для  успешной  акклиматизаци и в различных  условиях. вопросы учителя о  перенос е жары  и  жажды  стр.28­ 38. Тема 2 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. (8 часов) 3 Если заблудился   в лесу. Отстал от  группы. Авария  транспортного  средства. Способы подачи  сигналов  бедствия Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Формирование  умений и навыков  в обеспечении  безопасности при  изменении  климатических  условий,  при  следовании к  местам отдыха  наземными  видами  транспорта  Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя стр.38­ 53. Выучить сигналы  междун ародног о кода Характеризовать  опасные факторы   на водном  транспорте.  Анализировать  правила поведения  при  кораблекрушении. Характеризовать   опасные факторы  на воздушном  транспорте,  анализировать  правилах поведения во время  ЧС на  авиационном  транспорте. Знать правила  безопасного  поведения  человека  при  автономном  существовании в природной  среде  Знать правила  безопасного  поведения  пассажира на  водном  транспорте, в  т.ч. во время  аварийных и  непредвиденны х ситуаций Знать причины опасных  ситуаций на   воздушном транспорте,  правила  поведения при  возникновении  аварийной  ситуации. Знать Способы ор  иентирования  на местности  Ориентирование  по компасу. Ориентирование  по Солнцу и  часам, по звездам  и Луне. Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Формирование  умения  определять  стороны  горизонта по  компасу, солнцу, в лесу, ночью и т.д.  Характеризовать  признаки местных  предметов  по  сторонам  горизонта, способы  ориентирования по  солнцу и часам. Ориентирование  по местным  признакам. Как находить  дорогу к  жилью. Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Формирование  умения  определять свое  местонахождение  и направление  движения,  пользования  картой Знать ­ отдельно  взятые  признаки  сторон  горизонта,  сущность  движения по  маршруту по  азимутам. Характеризовать  признаки местных  предметов  по  сторонам  горизонта, способы  ориентирования по  солнцу и часам.  Анализировать  способы  ориентирования  карты по линиям  местности и по  направлениям на  местные предметы  Стр.54­ 62,  состави ть  карту­ схему  окрестн ости  школы Стр.63­ 70. Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  Компь ютерна я  презен тация Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Устройство и  постройка  временных  укрытий  Комбини рованный: закреплени я и изуч Формирование  умений и навыков  при работе с  инструментом.  Характеризовать  методы и способы  выбора места для  укрытий , методы и Знать и  учитывать   правила  Беседа,  работа с  учебник ом, Учебни к,  Компь ютерна Самоко нтроль  и  контрол Стр71­ 82 изготов ить  4 5 6 7 8 Виды зимних  укрытий. Временные  укрытия в  пустыне Разведение  костра. Место выбора  костра. Типы костров,  очаги. Сохранение огня. нового материала Комбини рованный: закреплени я и изуч нового материала Комбини рованный: закреплени я и изуч нового материала Обеспечение  бытовых  потребностей. Обеспечение  водой. Организация  питания в  экстремальной  ситуации. Умений и навыков при выборе и  заготовке  материала для  укрытий . Формирование  умений и навыков  при работе с  топором,  заготовке  топлива,   разведении  костра,  приготовлении  пищи в разных  погодных  условиях. Формирование  умений и навыков  при работе с  инструментом,  добывания воды,  приготовлении  пищи в разных  погодных  условиях. способы постройки  временных укрытий при опасных  погодных условиях. Характеризовать  бивачные работы:  разведение костра,  заготовку топлива,  работу с топором,  способы  приготовление  пищи   Характеризовать  бытовые  потребности в  природных  условиях, способы  приготовления  пищи и добывания  воды.   практич. вопросы я  презен тация ь  учителя макет  шалаша Учебни к,  презен тация Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Взаимо­ контрол ь и  контрол ь  учителя Стр.83­ 92,  рисунки , макеты костров Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Взаимо­ контрол ь и  контрол ь  учителя Стр 92­ 115 Изготов ить  ложку ,  веревку  из  бересты  безопасности  при  оборудовании  временных  укрытий. Знать правила  безопасности  при разведении  костра в сухую  погоду и при  приготовлении  пищи в  ненастную  погоду, . Знать правила  безопасности  при разведении  костра в сухую  погоду и при  приготовлении  пищи в  ненастную  погоду. Знать  растения  и  грибы  пригодные для  приготовления  пищи. . 9 Личная гигиена,  уход за одеждой и обувью в походе Правила  поведения  с  дикими  животными Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Взаимо­ контрол ь и  контрол ь  учителя п. 19­20 Стр.  116­120 Стр.121 ­122. Характеризовать  методы и способы  обеспечения  жизнедеятельности  человека при  опасных погодных  условиях,  анализировать  признаки  ухудшения погоды,  при встрече с  дикими  животными,  анализировать  рекомендации  специалистов Знать общие  понятия и  определения  личной  гигиены,  природные  лекарственные  средства  Знать,  в каких случаях  хищные звери  первыми  нападают на  человека,  каковы  признаки  скорого  нападения и  как  избежать  этого. Формирование  потребности  соблюдать  правила личной  гигиены,  осознанно  выполнять  правила  безопасности  жизнедеятельност и в природных  условиях. Формирование  умений и навыков  безопасного  поведения при  опасных погодных условиях (во  время грозы,  пурги, и т.д.), при  встрече с дикими  животными в  природных  условиях 10 11 12 Правила  поведения при  переправе через  реки и болота Опасности в  горах. Поражение  молнией. Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Формирование  умений и навыков  безопасного  общения с  природной средой при вынужденной  автономии. Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  Компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Стр.113 ­115. Стр.115 ­120,  рисунки Характеризовать  методы и способы  обеспечения  жизнедеятельности  человека при  опасных погодных  условиях,  анализировать  признаки  ухудшения погоды,  Знать правила  безопасного  поведения  человека при  вынужденном  автономном  существовании  Знать правила  безопасного  поведения в  природной  среде  Модуль 2. . Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (7ч) Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Тема 6 Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) Принципы  оказания  самопомощи и   первой помощи  пострадавшему Аптечка. Природные  лекарственные  средства Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Характеризовать  предназначение и  общие правила  оказания первой  помощи  пострадавшему. Знать наиболее  характерные  травмы, которые  могут возникнуть в  условиях ЧС и  способы оказания  ПМП Потертости и  мозоли. Ссадины  и порезы Травмы.  Растяжения  Ушибы, Вывихи.  Переломы  Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Выработать  практические  навыки по  оказанию первой  медицинской  помощи при  травмах Характеризовать  предназначение и  общие правила  оказания первой  помощи при  травмах Выработать  практические  навыки по  оказанию  первой  медицинской  помощи . Знать  природные  лекарственные  средства Знать наиболее характерные  травмы,  которые могут  возникнуть в  походе и  способы  Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Стр.123 ­125. Стр.126 ­128,  Собрать минима льную  аптечку Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Стр.129 ­130,  наклады вать   повязки  при  ссадина 13 14 Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Укусы  насекомых,  паукообразных. Укусы змей,  бешеных  животных. Отравления. Первая помощь  утопающему. Основные приемы оживления  Тепловые и  солнечные удары, обморожения.  Поражение  молнией. Заболевания глаз, удаление  инородных тел из  глаза, уха, носа  Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Формирование  умений и навыков  защиты от укусов  насекомых,  защита от  клещевого  энцефалита  Выработать  практические  навыки по  оказанию первой  медицинской  помощи при  укусах змей и  насекомых .  Оказанию первой  помощи  утопающему.  Выработать  практические  навыки по  оказанию первой  медицинской  помощи при  тепловом и  солнечном ударах, отморожении и  ожоге,  при  попадании  Характеризовать  виды насекомых,  укусы которых  представляют  опасность для  человека,  анализировать  методы и способы  защиты от укусов  насекомых ,  правила поведения  при укусах.  Характеризовать  предназначение и  общие правила  оказания первой  помощи  при  укусах змей и  насекомых  Характеризовать  предназначение и  общие правила  оказания первой  помощи  при  тепловом и  солнечном ударах,  отморожении и  ожоге,  при   удалении  инородных тел х,  порезах Стр.123 ­135,  наложен ие шины Стр.136 ­145. рисунки Стр.146 ­147. Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя оказания ПМП Знать меры  защиты от  укусов  насекомых.  Знать как  обезопасить  себя от  клещевого  энцефалита  Знать признаки укусов змей и  насекомых,  способы  оказания ПМП  при укусах  змей и  насекомых. Выработать  практические  навыки по  оказанию  первой  медицинской  помощи . Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Стр.  148­152. Стр.153 ­154. Переноска  пострадавшего  без носилок. Виды узлов и  способы их вязки  Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Самоко нтроль  и  контрол ь  учителя Стр.155 ­157,  Стр.  178­183,  вязка  узлов. инородных тел в  глаза, уши, нос Выработать  практические  навыки по  транспортировке  пострадавшего.  Умение  изготавливать  носилки из  подручных  средств. Характеризовать  предназначение и  общие правила  транспортировки  пострадавшего. Знать  способы  переноски  пострадавшего  с  использованием поручных  средств. Знать  способы вязки  узлов,  применяемых  для  изготовления  носилок. Раздел 4. Основы здорового образа жизни (1 ч) 15 16 Тема 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие (1 ч) Здоровый образ  жизни и  профилактика  утомления.  Компьютер и его  влияние на  здоровье Комбини рованный: закреплени я и  изучения нового материала Использовать:  полученные  знания в  повседневной  жизни для  обеспечения  личной  безопасности Уметь: рассказать   о необходимости  сохранения и  укрепления  здоровья человека  и общества как  составной части  здорового образа  жизни. Знать:  определение  здорового  образа жизни,  составляющие  здорового  образа жизни. Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Взаимо­ контрол ь и  контрол ь  учителя 17 18. 05 Итоговая  промежуточная  аттестация. 18 25. 05. Практические  занятия по 1 и 2  разделам курса  ОБЖ за 6 класс  Комбиниро ванный:  закреплени я  полученны х знаний  Беседа,  работа с  учебник ом, практич. вопросы Учебни к,  компь ютерна я  презен тация Контро льные  тесты Вопрос ы на  стр. 12,  16­17,  25 7. Учебно­методическое обеспечение. Основная литература: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5­11 классы авторы А.Т.  Смирнов, Б.О.Хренников / под общей редакцией А.Т. Смирнова. ­ М.: Просвещение, 2012. 2. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности:  6 класс : учебник для. общеобразоват. учреждений. ­ М.:  Просвещение, 2009, 2012  Дополнительная литература: Антуфьева О.А,. Фалькович Т.А,  Обухова Л.А . Патриотическое воспитание подрастающего поколения:5­11 кл. Методическое пособие­ Воронеж:  Л.А.Обухова, 2006­ 166 с. Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.­ сост. В.Е.Емелина.­  М.; Глобус, 2006.­ 264 с. Байбородова Л.В,  Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. Пособие.­ М.: Гуманит. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2003.­ 272 с.      Безух К.Е [и др.]. Культура здоровья школьников. 5­11 классы: комплексно­тематические занятия /авт.­сост. К.Е.Безух [и др.].­ Волгоград:  Учитель, 2011.­ 263 с.      Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое  пособие /Е.В.Евлахов.­ М.: Дрофа, 2009.­ 271 с.      Еременко Н.И.  Профилактика вредных привычек. 5­11 классы /Н.И. Еременко.­ Изд. 2­е. доп.­ М: Глобус; Волгоград; Панорама, 2008.­ 176 с Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий. Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru Министерство внутренних дел РФ МЧС России Министерство здравоохранения РФ Министерство обороны РФ Министерство образования и науки РФ Министерство природных ресурсов РФ Федеральная служба железнодорожных  войск РФ Федеральная служба России по  гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды Федеральный российский  общеобразовательный портал Федеральный портал «Российское  образование» Портал компании «Кирилл и Мефодий» Образовательный портал «Учеба» Журнал «Курьер образования» Журнал «Вестник образования» Издательский дома «Профкнига» Издательский дом «1 сентября» Фестиваль педагогический идей  «Открытый урок» (издательский дом  «1  сентября») Энциклопедия безопасности http://www.mvd.ru http://www.emercom.gov.ru http://www.minzdrav­rf.ru http://www.mil.ru http://mon.gov.ru/ http://www.mnr.gov.ru http://www.fsgv.ru http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm http   ://   www     .  s  chool.  edu   .  ru http   ://   www   .edu.ru  km  http://www.  .  ru    .  uroki   http   ://   www   .  ru  .  com   .  courier  ://   www  http    http   .  edu   ://   www   .  vestnik   http://www.profkniga.ru http   .1   september http://festival.1september.ru  .  ru  .  ru  ://   www   .  ru   http://www.opasno.net 8.   Результаты освоения учебного курса. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен • З н а т ь: – основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; – потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; – основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;  – предназначение, структуру и задачи РСЧС; – предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; •  У м е т ь: – перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; – перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который нужно взять  с собой в случае эвакуации; – объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; – назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного  существования в природных условиях; – показать порядок использования средств индивидуальной защиты; •  И с п о л ь з о в а т ь приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: – ведения здорового образа жизни; – действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; – пользования бытовыми приборами; – безошибочного назначения лекарственных препаратов и средств бытовой химии; – пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания; – соблюдения общих правил безопасности дорожного движения; – соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; – соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года; – соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний; – оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях; – вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос   и письменный (контрольное тестирование). Знания   и   умения  учащихся   оцениваются   на  основании   устных   ответов   (выступлений),   а   также   практической   деятельности,   учитывая   их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1.      Оценку «5»  получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям   программы   обучения.   Если   при   оценивании   учебного   результата   используется   зачёт   в   баллах,   то   оценку   «5»   получает   учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов. 2.      Оценку   «4»  получает   учащийся,   чей   устный   ответ   (выступление),   практическая   деятельность   или   их   результат   в   общем   соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов. 3.      Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 ­ 69% от максимально возможного количества баллов. 4.      Оценку   «2»  получает   учащийся,   чей   устный   ответ   (выступление),   практическая   деятельность   или   их   результат   частично   соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов. Критерии оценки  Критерии оценки исследовательской (проектной) работы: максимальная оценка Фактическая (Заполняет жюри) Актуальность выбранной темы Практическая значимость Аргументированность целей работы Умение отбирать информацию Соответствие содержания теме Логичность и последовательность изложения Четкость формулировок и выводов Доступность для понимания Эстетика оформления результатов Качество доклада Объем и глубина знаний по теме Культура речи Чувство времени итого Баллы оценка 52 – 65 отлично 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 65 39 – 64 хорошо Менее 39 удовлетворительно Тестирование  по теме: «Подготовка к активному отдыху на природе» Выберите правильный ответ 1 Собирая грибы, Миша заблудился в лесу. Чтобы определить, в какую сторону идти, он вспомнил все изученные способы ориентирования. Но какой из них не подведет в густом лесу? А) Идти туда, куда течет вода: ручеек впадает в ручей, ручей в речку, а на берегах рек всегда селились люди; Б) С юга крона деревьев больше, склон муравейника положе, больше смолы на хвойных деревьях; В) Солнце, звезды и компас никогда не подведут. 2 Выйдя на дорогу или  тропинку, можно определить, с какой стороны ближе поселок, по приметам: потерянные на дороге бревна направлены комлем к поселку, выезд на дорогу с полян направлен к поселку, тропы раздваиваются от поселка, а сходятся к нему. Верны ли эти приметы? А) Нет, не верны; Б) Да, почти всегда верны; В) Все совсем наоборот. 3 Заблудившись в лесу, станете ли вы есть незнакомые ягоды и грибы? А) Да, понемногу, и если их едят животные; Б) Нет, все незнакомые растения надо считать несъедобными;   4. Можно ли в критической ситуации употреблять в пищу малоподвижных птиц и животных? А) Нельзя, они наверняка больные; Б) Можно, но только в крайнем случае; В) Можно, если хорошо поварить. 5 Как вы в лесу добудете питьевую воду? А) Устроите опреснитель из надетого на ветку пакета; Б) Процедите речную воду через платок; В) Поищите озеро с прозрачной, чистой водой. 6 При недостатке питьевой воды как вы будете пить? А) Вдоволь, но как можно реже; Б) Маленькими глотками, но как можно чаще; В) Понемножку, только когда очень хочется, полоская ею рот перед каждым глотком.  7. Какие условия надо выполнять при разведении костра для обеспечения пожарной безопасности? а ­ разводить не ближе 4­5 метров от деревьев; б­ не оставлять бутылок и стекол в траве; в­ не пользоваться горючими жидкостями; г­ удалить вокруг костра сухую траву; д­ заливать костры водой или забрасывать землей; е­ не бросать окурков в лесу. А) все;   Б) все, кроме – в;   В) а, в, г, д. 8. Почему нельзя разводить костер под кроной деревьев? А) от температуры погибают листья; Б) сгорают корни дерева, и оно погибает; В) взлетающие искры могут поджечь крону. 9.  Назовите главную причину, почему нельзя бросать и бить бутылки в лесу? А) потому, что лес превращается в свалку; Б) другие люди могут потом порезаться; В) стекло может сфокусировать солнечный свет и поджечь траву. 10.  На каком расстоянии от ближайшего дерева можно разводить костер? А) не ближе 2 метров от ствола; Б) в 4­6 метрах от ствола; В) главное не под кроной. 11.  Почему не рекомендуется использовать осиновые и пихтовые дрова в засушливую погоду? А) сухая осина много дымит; Б) они плохо горят в любую погоду; В) они сильно стреляют искрами – возможен пожар. 12. Что из перечисленного не является типом костров: А) колодец; Б) шалаш; В) звездный; Г) ладья.      13. Что из перечисленного не является съедобными ягодами: А) жимолость; Б) смородина красная; В) бузина черная; Г) княженика.      14. К съедобным грибам относятся: А) моховики; Б) мухоморы; В) поганки; Г) ложные опята.       15. Во время грозы нельзя: А) располагаться рядом с железнодорожным полотном; Б) располагаться радом с автомагистралью; В) разговаривать по мобильному телефону. Ключ к тесту Вопрос 1 Ответ 5 6 3 4 2 1 1 Б Б Б В А В Б В В Б В 1 0 1 2 Г 1 4 1 1 3 5 В А В 7 8 9 90 % и более правильных ответов ­ «отлично» 70 % и более правильных ответов – «хорошо» 50 % и более правильных ответов ­ «удовлетворительно» Менее 50 % правильных ответов ­ «неудовлетворительно» Тестирование по теме: «Обеспечение безопасности при автономном пребывании  человека в природной среде» Выберите правильный ответ 1 Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях: А) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар; Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи; В) потеря части продуктов питания, потеря компаса. 2 Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то необходимо: А) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку; Б) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца; В) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек. 3 Наиболее удобной обувью в походе считаются: А) сапоги резиновые или хромовые, легкие спортивные тапочки; Б) туристические ботинки, кеды, кроссовки;                       В) полуботинки, сапоги, туфли. 4 Ориентирование – это: А) определение своего местонахождения относительно сторон горизонта; Б) поиск пищи и воды в условиях вынужденного автономного существования; В) нахождение человека в определенном месте в определенное время. 5 По каким местным приметам можно определить стороны света: А) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов, муравейникам, таянию снега; Б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее; В) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев. 6 Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже: А) очистка через фильтр из песка, ваты и материи; Б) добавление в воду марганцовки;                                         В) кипячение воды. 7 Какое время является лучшим для рыбной ловли: А) утро (на рассвете);                                                           Б) полдень; В) ночь (после наступления темноты);                               Г) в течение дня. 8.  Что важнее для сохранения жизни и здоровья потерпевших: А) пища;                                                              Б) вода. 9 Можно ли пить морскую воду, пустынный рассол: А) можно                                                            Б) нельзя. 10 Каковы требования к месту сооружения временного жилища: А) место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды; Б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле ­ источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия; В) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод. 11 Вас одиннадцать человек, вам нужно не просто приготовить пищу  на костре, но и обсушиться около него, согреться. Какой тип костра вы для этого выберите: А) «колодец»;     Б) «шалаш»;     В) таежный;      Г) «пирамида»;       Д) «камин». 12 Какие типы костров предназначены для приготовления   большого количества пищи, просушки вещей, согревания людей, если они ночуют около костра: А) сигнальные;                                                           Б) пламенные; В) жаровые (длительного горения);                         Г) простейшие очаги (закрытый огонь). Ключ к тесту Вопрос Ответ 3 4 90   %    и     более     правильных 70 %  и  более  правильных ответов – «хорошо» 50 %  и  более  правильных ответов ­  «удовлетворительно» Менее  50 %  правильных ответов ­  «неудовлетворительно» 2 1 6 А А Б А А В 5 7 8 А Б 9 Б 10 Б 11 В 12 В ответов  ­  «отлично» Итоговая контрольная работа (тестирование)    6 класс   Часть 1.      Эта часть работы содержит задания с выбором одного (несколько) вариантов ответа. К каждому   заданию дается несколько вариантов ответа, один из которых верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Впишите правильный вариант  в бланк ответов. 1. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения, а также участвовать в туристических походах разрешается: А) с 12 лет; Б) с 13 лет; В) с 14 лет; Г) с 15 лет. 2. При аварийной посадке самолета необходимо: А) выполнять указания командира корабля и экипажа; Б) покинуть самолет до его полной остановки и отойти от самолета на расстояние не менее 100 метров; В) перечитать инструкцию об использовании аварийно­спасательного оборудования, расположении и обозначении аварийных выходов. 3. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?  А) не следует что­либо предпринимать до приезда спасателей; Б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему; В) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования; Г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие. 4. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? А) по часам;  Б) по луне;  В) по полярной звезде. 5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?  А) по памяти; Б) по растениям; В)  по небесным светилам; Г)  По компасу; Д)  по местным признакам. 6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)? А)  наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты; Б)  температуру воздуха и насекомых; В)  наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки; Г)  количество и физическое состояние потерпевших бедствие. 7. Как обеспечить себе питание в автономном существовании? А) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели; Б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ); В) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба) 8. Как   сушить одежду и обувь на привале после дождя? А) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра; Б) сделаю навес над костром; В) буду сушить на себе; Г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром 9. Укажите последовательность разведения костра. А) в любой последовательности; Б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова); В) поджечь костер 2­3 спичками; Г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья. 10. При укусе человека ядовитой змеей необходимо: А) выдавливать из ранки в течение 4—5 мин. несколько капель крови;  Б) промыть ранку под сильной струей воды; В) отсосать яд из ранки ртом;  Г) приложить к ранке холод. 11. Приспособление человека к новым для него условиям жизни называется:  А) интоксикацией;  Б) акклиматизацией;  В) реакклиматизацией. 12.  К ядовитым растениям относятся:  а) ландыш; б) малина; в) крапива; г) купена; д) подорожник 13. Правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походе: А) закаливание и солнечные ванны Б) мыть руки перед едой, чистить зубы, обтирать тело, купаться В) купаться, загарать,  мыть руки, умываться 14. При оказании первой медицинской помощи при обморожении, необходимо: А) перенести пострадавшего в прохладное место, в тень; Б) уложить не спину, приподнять голову и повернуть ее набок; В) напоить горячим чаем. 15. Через какой промежуток времени необходимо менять холодные примочки при ушибах? А) через 1­2 мин.; Б) через 10­15 мин.; В) через 1,5­2 часа; Г) не рекомендуется менять. 16. Назовите приемы первой медицинской помощи, которые необходимо выполнить при наличии у пострадавшего сильного кровотечения (выберите ответ): А) наложить шину для обеспечения неподвижности конечности; Б) наложить жгут на конечность; В) наложить давящую повязку; Г) продезинфицировать рану.  17.  Одной из составляющих здорового образа жизни является: А) малоподвижный образ жизни; Б) небольшие и умеренные физические нагрузки; В) оптимальный уровень двигательной активности; Г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах. 18. Укажите, какие из приведенных ниже названий привычек человека являются вредными потому, что они разрушают его здоровье: А) систематическое соблюдение правил личной и общественной гигиены; Б) систематическое курение; В) систематические занятия физической культурой; Г) систематическое употребление пива; Д) употребление наркотиков.  19. Найдите среди приведенных ниже названий элементов образа жизни те, которые соответствуют здоровому образу жизни: А) длительное нахождение в постели, в том числе и чтение книг в постели; Б) ежедневная утренняя зарядка; В) ежедневное выполнение гигиенических процедур; Г) применение в пищу большого количества пирожных, мороженого, конфет; Д) систематическое участие в подвижных играх (футбол, горелки и т.п.); Е большое увлечение играми в карты, домино, лото; Ж) систематическое курение; З) использование в пищу оптимального количества разнообразных растительных, рыбных и мясных продуктов.  Часть II. В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию или на месте многоточия должно стоять название термина (слово или словосочетание), определение 1 Повреждение тканей тела из­за высокой температуры –   2 Любое повреждение кожи  ­ 3 Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей   4 Чем обрабатывают (дезинфицируют) рану?   5 Дополните фразу: «Многократное воздействие на поверхность тела разных температур посредством водных или воздушных ванн, вызывающее  появление приспособленности организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур, называется ______ ».  Ключ к тесту Часть 1 Вопрос Ответ Вопрос Ответ 1 В 11 Б 2 А 12 Г 3 БВГ 13 Б 4 В 14 В 5 ВГ Д 15 А 6 БВГ 16 БГВ 7 Б 17 В 10 В 8 А 18 БГ Д 9 БВГ 19 БВД З Часть II. 1   ожог 2   рана 3  ушиб 4 йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода 5 закаливание       90 %  и  более  правильных ответов  ­  «отлично» 70 %  и  более  правильных ответов – «хорошо» 50 %  и  более  правильных ответов ­  «удовлетворительно»      Менее  50 %  правильных ответов ­  «неудовлетворительно»

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017