Программа разработана в соответствии и на основе основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 № 1897), а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2014 г.Рабочая программа по ОБЖ 8 класс разработана в соответствии и на основе ООО программы ООО ФГОС
рабочая программа ОБЖ8кл2018.docx
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе
положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537),
авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 59 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение,
2014 г.
1. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера.
2. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
3. Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям,
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности:
представляющим угрозу для жизни человека.
4. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся современного уровня культкрыбезопасности жизнедеятельности;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
поведению.
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному
Общая характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Курс предназначен для:
Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для
здоровья и жизни человека.
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения
адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
2 Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования
включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в
себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Модуль1
Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Учебные модули
Разделы
1
2
Основы комплексной безопасности
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
3 Основы здорового образа жизни
4 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует первый вариант планирования из примерной программы
(преподавание предмета ведётся в 89 классах).
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
Личностные результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
людей;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
3 Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
Метапредметные результаты:
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать
причинноследственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать
выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
4 Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
Предметные результаты:
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
полученной из различных источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс ОБЖ для 8 класса включает следующие разделы:
1 модуль: «Основы безопасности общества и государства(23 часов)
Раздел1: Основы комплексной безопасности (16 часов)
Раздел2: Защита населения РФ от ЧС . (6 часов)
2 модуль: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
5 Раздел 3: Основы здорового образа жизни (8 часа)
Раздел 4: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4часа)
ИТОГО: 1 час в неделю, всего 35 часов
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожнотранспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
6 РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ III
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
7 Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание
первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние
наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Планируемые результаты изучения предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико
ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;
вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов,
вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;
проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;
8 обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
№
урока
Дата
проведения
План
Факт
Тема урока
Формирование УУД
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 1: «Пожарная безопасность».
1.
2
3
Пожары в жилых и общественных зданиях, их
причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни
и организация защиты населения
Права, обязанности и ответственность граж
дан в области пожарной безопасности. Обес
Предметные: анализировать причины ЧС;
выбирать правильный алгоритм безопасного
поведения при ЧС, в том числе наиболее
эффективные способы предотвращения ЧС,
оказания помощи; характеризовать основные
мероприятия при ЧС; составлять планы своего
поведения при ЧС.
Личностные:
развитие познавательных
интересов, учебных мотивов; усвоение правил
Испльзова
ние ИКТ
Презентация
9 печение личной безопасности при пожарах
Глава 2: « Безопасность на дорогах ».
индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
4
5
6
Причины дорожнотранспортных происшест
вий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязан
ности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного
средства
Глава 3: « Безопасность на водоемах »
7
8
9
Безопасное поведение на водоемах в раз
личных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Глава 4: « Экология и безопасность ».
10
Загрязнение окружающей среды и здоровье
человека
Познавательные: умение различать виды ЧС,
оказывающие влияние на безопасность
жизнедеятельности
умение
характеризовать и анализировать ЧС;
объяснять причины
возникновения ЧС,
моделировать выполнение правил безопасного
поведения при ЧС.
человека;
Регулятивные:
умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в опасных и ЧС в рамках
предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности
ее решения.
умение формировать
Коммуникативные:
собственное мнение и позицию; умение
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
10 11
Правила безопасного поведения при небла
гоприятной экологической обстановке
Глава 5: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита
населения».
учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций
в
сотрудничестве; умение строить рассуждения,
понятные для собеседника, использовать речь
для регуляции своего действия
12
13
14
15
16
Классификация чрезвычайных ситуаций тех
ногенного характера
Презентация
Аварии на радиационно опасных объектах и
их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их
возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных
объектах экономики и их возможные послед
ствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и
их последствия
СД
СД
СД
СД
11 Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС».
Глава 6: «Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных
ситуаций».
17
18
19
20
Обеспечение радиационной безопасности на
селения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от послед
ствий аварий на взрывопожароопасных объ
ектах
Обеспечение защиты населения от послед
ствий аварий на гидротехнических сооруже
ниях
Предметные: характеризовать в общих чертах
организационные основы по защите населения
Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
объяснять необходимость подготовки граждан
к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь
между нравственной и патриотической
проекцией личности и необходимостью
обороны государства от внешних врагов;
характеризовать основные мероприятия,
которые проводятся в РФ, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Личностные:
развитие познавательных
интересов, учебных мотивов; формирование
современной
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и
государства по средствам осознания
значимости безопасного поведения в условиях
ЧС.
культуры
Познавательные:
умение характеризовать
основные мероприятия, проводимые в РФ по
защите населения от ЧС техногенного
Презентация
12 Глава 7: «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера».
21
22
Организация оповещения населения о чрезвы
чайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населе
ния от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
Презентация
Презентация
характера; умение анализировать причины
возникновения ЧС; умение моделировать
действия населения по сигналам оповещения о
ЧС; умение характеризовать меры пожарной
безопасности.
Регулятивные:
умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе находить
общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
13 Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Раздел 3. «Основы здорового образа жизни».
Глава 8. «Здоровый образ жизни и его составляющие».
23
24
25
26
27
28
Здоровье как основная ценность человека
Индивидуальное здоровье человека, его фи
зическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая
здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое ус
ловие сохранения и укрепления здоровья че
ловека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика ос
новных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
использовать
Предметные:
здоровьесберегающие
технологии
(совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального
здоровья,
в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих.
Личностные:
формирование понимания
ценности здорового и безопасного образа
развитие самооценки личности
жизни;
самоидентификации,
(формирование
адекватной
самооценки,
самоуважения и самопринятия);
оценка
собственных поступков.
Познавательные:
умение характеризовать
здоровый образ жизни и его основные
составляющие как индивидуальную систему
поведения человека в повседневной жизни,
обеспечивающую совершенствование его
духовных и физических качеств; использовать
знания о здоровье и здоровом образе жизни как
средство физического совершенствования;
умение анализировать состояние личного
позитивной
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
14 29
30
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жиз
недеятельности
Презентация
здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа
жизни для сохранения и укрепления личного
здоровья.
Регулятивные:
умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Коммуникативные:
понимать
возможность различных позиций других людей
отличных от собственной и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
умение формулировать собственное мнение и
позицию; умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
умение
15 Раздел 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Глава 9: «Первая помощь при неотложных состояниях».
31
32
33
34
Первая медицинская помощь пострадавшим и
ее значение
Первая медицинская помощь при отравлениях
аварийно химически опасными веществами
Первая медицинская помощь при травмах
Первая медицинская помощь при утоплении
Предметные: готовить и проводить занятия по
обучению правилам оказания само и
взаимопомощи при наиболее
часто
встречающихся в быту повреждениях и
травмах.
Личностные:
развитие познавательных
интересов и мотивов; формирование границ
собственного знания и «незнания»; оценка
собственных поступков.
здоровья;
Познавательные:
умение характеризовать
различные повреждения и травмы, наиболее
часто встречающиеся в быту, и их возможные
последствия для
умение
характеризовать предназначение первой
помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой
помощи;
соблюдать последовательность
действий при оказании первой помощи при
различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; определять
последовательность оказания первой помощи и
различать её средства в конкретных ситуациях;
умение анализировать причины массовых
поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного,
техногенного и социального
характера и систему мер по защите населения в
условиях чрезвычайных
ситуаций и
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
16 минимизации массовых поражений; выполнять
в паре/втроём приёмы оказания само и
взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Регулятивные:
умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Коммуникативные:
работать
индивидуально и в группе, находить общее
решение.
умение
17 Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса:
1. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций:
энциклопедический справочник. 5 – 11 классы. М.: Дрофа, 2008.285с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. 2е изд. СПб.: Питер, 2008. 462 с.: ил.
(Учебник для вузов).
3. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программнометодическое пособие для педагогов. М.: ВЛАДОС, 2008. 204 с.
4. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 511 классы: Методическое пособие. М.:
Дрофа, 2008. 156 с.
5. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2009. 272 с.
(Библиотека учителя).
6. Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 511 классы: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2009. 158 с.
(Библиотека учителя).
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
7.
8. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Система заданий «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты».
5 – 9 кл.
18
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.