Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
классное руководство
4 кл
08.07.2017
Рабочая программа по окружающему миру
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива».docx
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Перспектива» Количество часов в неделю – 2 Количество часов  за год – 68 Авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Пояснительная записка.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008.  «Перспектива». Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение», 2011г. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим   образом:   формирование   общей   культуры,   духовно­нравственное,   социальное,   личностное   и   интеллектуальное   развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;   духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально­гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:  уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;  понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;  модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;   психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет  «Окружающий  мир»  занимает  важное  место  в системе  начального  общего  образования,  так как  в  процессе  его  изучения школьники   овладевают   основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­ следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими   возможностями   для   формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и соответствующих   компетентностей   —   умений   проводить   наблюдения   за   природными   явлениями,   ставить   опыты,   соблюдать   правила поведения   в   мире   природы   и   людей,   правила   здорового   образа   жизни.   Это   позволит   учащимся   освоить   основы   природо­   и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства,   технологии   и   физической   культуры,   формируя   у   детей способность рационально­научного и эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Знакомство с основами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества,   тем   самым   обеспечивая   в  дальнейшем   как   личное,   так  и   социальное   благополучие.   «Окружающий   мир»   представляет  детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных   ценностей,   идеалов   взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное единство   российского   общества   как   важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким   образом,   предмет   «Окружающий   мир»   создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Общая характеристика курса Программа   «Окружающий   мир»   создана   с   опорой   на   культурологические   принципы,   понятия,   категории,   которые   гармонично объединяют   естественно­научные   знания     и   опыт   гуманитарных   наук.   Ведущей   с   точки   зрения   организации   содержания   является   идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно­культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно­культурное целое.  Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно   с   точки   зрения   культурно­нормативного,   культурно­значимого,   культурно­должного   в   жизни   человека.   Таким   образом   дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно­смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно­консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.  В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:   природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;   природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;   мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря  культурологической   установке  программа   высполняет   интегрирующую   роль  в  системе   обучения  и   воспитания   младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного   чтения   и   русского   языка,   а   также   на   уроках   физической   культуры.   Естественно   сочетаются   с   данной   программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   на   основе   отдельной   тетради   ОБЖ.   В   соответствии   с   программным   материалом   по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной,   внешкольной   работы»   с   примерной   тематикой;   любой   учитель   может   преобразовать   её   согласно   региональным,   местным условиям, в которых находится конкретная школа. Используемый   в   программе   подход   к   структурированию   учебного   материала   позволяет   год   от   года   выявлять   отдельные   стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно­смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества; человечество как многообразие народов, культур, религий; семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;          труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­  и социально­нравственное; нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.  Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Результаты изучения курса Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   ценности   многонационального   российского   общества,   становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений   действительности   (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности,   элементарных   правил   нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Календарно – тематическое планирование. Дата Номер урока. 1. 2 3. 4. Тема. Характеристика деятельности учащихся.  Раздел: Мы — граждане единого Отечества. Общество — это мы! Необходимость   объединения   людей   в   сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели   и   интересы   —   основа   объединения   людей   в сообщества.   Распределение   обязанностей     и   разделение труда   в   сообществах   наших  предков   и   в   современных обществах. Духовно­нравственные и культурные ценности —   основа   жизнеспособности   российского   общества. Значения   понятий   «гражданин»,   «гражданское   общество», «соотечественник» Российский народ. Российский   народ   как   сообщество   граждан,   связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан  России   между   собой:   память   о   прошлом, созидательный труд  в настоящем и надежды на будущее. Государственный   язык   и  символика   России   (герб.   флаг, гимн) Конституция России. Права ребёнка. Права   ребёнка,   гарантированные  Федеральным  законом. Происхождение  закона   от   положений   Конституции  РФ   и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное Систематизировать   уже   имеющиеся   представления   о   необходимости объединения   людей   в   сообщества.   Приводить   примеры   распределения обязанностей   и   разделения   труда   в   сообществах   наших   предков   и   в современных обществах, выявлять общее и различное (на основе материала 2   и   3   классов).   Характеризовать   общие   цели   и   интересы   различных сообществ  и общественных групп; определять сообщества, в которые че­ ловек   входит   в   течение   жизни.   Сопоставлять   понятия   «гражданин»   и «соотечественник», выявлять общее и различное Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности;  характеризовать   государственную   символику   России; оформлять Календарь памятных дат Различать права и обязанности  граждан России;  Приводить  конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями;  обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей  ребёнка по  мере его  взросления;  приводить  примеры, под­ тверждающие  необходимость  соблюдения   Десятого  принципа  Декларации отношение  к  детям,   выработанное   в   культуре   народов России.   Важность   Десятого   принципа   Декларации   прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах  ребёнка,  Всеобщей  Декларации  прав  человека   и Декларации прав ребёнка ООН прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов Государственное устройство России. Особенности   государственного   устройства   РФ   как независимой   демократической   республики   и   Конституция страны.   Президент   Российской   Федерации   —   глава государства. Три ветви государственной власти Устанавливать  связь особенностей государственного  устройства  России и положений её Конституции;  объяснять,  в  чём  состоит  роль  Президента и трёх   ветвей   власти   в   России;  выдвигать  предположение   о   том,  зачем необходима  независимость  трёх   ветвей   власти   друг   от  друга.  Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента Российский  союз равных. Практическая работа. Особенности   субъектов   РФ  в  зависимости   от принадлежности  к   той   или   иной   группе.   Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России Характеризовать  особенности   субъектов  РФ  в   зависимости  от  их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в  одну   из   республик:  показывать  её  положение   на  карте;  называть   и показывать  столицу;  составлять  рассказ   о   природных   и   культурных достопримечательностях; объяснять  символический смысл герба и флага Российский  союз равных. Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Бли­ жайшие соседи России в мире По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны Путешествие за границу России. Практическая  работа. Использовать  источники   дополнительной   информации,  в  том   числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны  ближнего   зарубежья   (по   выбору).  По   карте  определять  названия столиц;  рассказывать  о   важнейших   природных  и  культурных   объектах. 5. 6. 7. 8. Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство  разных стран на Земле как культурная ценность Моделировать  ситуации   общения  с   зарубежными  сверстниками   в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства 9. 10. 11.  Сокровища России и их хранители. Творческое   сотрудничество   как   общественно   значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и   творчество   народов   России   как   источник   сведений   о прошлом  и   носитель   нравственных   норм   и   идеалов. Жизнь   и   деятельность   создателя   национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России Творческий союз. Экскурсия в Диораму. Диалог культур народов России как способ взаимного духов­ ного и культурного обогащения. Роль русского языка и куль­ туры  в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравст­ венных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся де­ ятелей культуры народов России (в том числе своего края)  как создателей общего культурного наследия нашего  Отечества Обобщающий урок по  теме  «Мы – граждане  единого Отечества» Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы  (названия   рек   и   других   водоёмов)  на  родном   языке;  Презентовать  рассказ  о  жизни  и анализировать  их  содержание.  Моделировать деятельности   создателя   национальной  письменности. игровые   ситуации   дружеского  общения  со   сверстниками   в   классе  с использованием родных языков Презентовать рассказ о  жизни  и творчестве  выдающихся деятелей культуры народов   своего   края.  Оценивать  роль   русского   языка   и   культуры   в   их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России   как  способе  взаимного   духовного   и  культурного  обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе   на   русский   язык   (по   выбору);  называть  имена   их  авторов; рассказывать  о выдающихся художниках, музыкантах, учёных — уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу  Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной  культуры (по выбору) Презентовать рассказ о  жизни  и творчестве  выдающихся деятелей культуры народов   своего   края.  Оценивать  роль   русского   языка   и   культуры   в   их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России   как  способе  взаимного   духовного   и  культурного  обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе   на   русский   язык   (по   выбору);  называть  имена   их  авторов; рассказывать  о выдающихся художниках, музыкантах, учёных — уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу  Календаря 12   Раздел :По родным просторам. Практическая работа. Карта — наш экскурсовод. Физическая карта России. Россия — самая большая по  территории страна мира. Общее представление о природе  России (с опорой на физическую карту) По равнинам. Формы  земной поверхности:  равнины,  горы,  низменности,  возвышенности, холмы, балки, овраги. памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору) Сравнивать  масштаб  физической  карты России и карты мира,     объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять   среди   них   уже   известные.   Рассказывать  по   физической   карте  о нашей  стране.  Находить на физической  карте  России  природные объекты, изображённые  на фотографиях  в учебнике.  Анализировать текст  учебника, различать информацию,  которую можно получить  с помощью карты,  и  ту, которая содержится только в тексте Находить  на физической карте  России  равнины  и  горы, представленные на фотографиях в учебнике. 13. 14. 15. По горам. Формы  земной поверхности:  равнины,  горы,  низменности,  возвышенности, холмы, балки, овраги. Находить  на физической карте  России  равнины  и  горы, представленные на фотографиях в учебнике. В ходе коллективного  обсуждения  выявлять   связь  между     особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями.  В поисках подземных кладовых. Практическая работа. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, ус­ ловные обозначения на карте. Нефть и природный газ — важ­ нейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым Работая в парах,  изучать  полезные ископаемые разных регионов России (по физической   карте),  рассказывать   о   них,   соотносить  условные   знаки   и фотографии образцов полезных ископаемых. В   ходе   практической   работы  изучать  образцы   полезных   ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа­определителя. Сравнивать  нефть   и   природный  газ,  использовать  с  этой  целью 16. 17. 18. Наши реки. Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на кар­ те. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наи­ более известные реки нашей страны Озёра — краса Земли. Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее из­ вестные озёра нашей страны По морским просторам. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика информацию из текста учебника. Высказывать  обоснованные   суждения использования полезных ископаемых  о   необходимости   бережного Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки»,  использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять  самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяжённость рек России», сравнивать  реки по  протяжённости, перечислять  их в порядке уменьшения (увеличения)  протяжённости. Характеризовать  крупнейшие и наиболее известные реки  России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать своё отношение   к   ней.   Кратко  характеризовать  реку   своего   края   (на   основе наблюдений и информации из краеведческой литературы) Раскрывать значение озёр в жизни людей. Работая в паре, находить на  физической карте России озёра, представленные на фотографиях в  учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко   характеризовать  озеро своего  края (на основе наблюдений и информации из  краеведческой литературы. Различать озёра и моря по существенному признаку (море — часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на  физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на  фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить Белого и Чёрного морей моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и  Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Чёрное  моря (на основании информации в учебнике). 19. 20. 21. С севера на юг. Природные зоны России: общее представление, основные при­ родные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности  В ледяной пустыне. В холодной тундре.  Растительный мир. Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир  тундры.  Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов Работая в паре,  сравнивать карту природных зон России и  физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать  схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать   природные зоны по фотографиям характерных природных  объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные  зоны России в правильной последовательности Находить  на   карте   природных   зон   России   арктические   пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Устанавливать  причинно­следственные   связи   между   положением   солнца   и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать  природу   тундры  и   зоны   арктических   пустынь. сходство и различия.  Объяснять Читать  и  обсуждать  рассказ  «Ягель»   из   книги   «Зелёные   страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. В холодной тундре. Животный мир. 22. 23. Среди лесов. Лесотундра  как   переходная  зона   между  тундрой  и   лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколи­ ственных лесов. Природные условия, растительный и живот­ ный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообще­ ствах Приводить  примеры  экологических  связей  в  тундровом  сообществе. Составлять  характерные   для   тундры  цепи  питания,  моделировать  их освоенными способами Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Устанавливать  причинно­следственные   связи   между   положением   солнца   и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать  природу   тундры  и   зоны   арктических   пустынь. сходство и различия.  Объяснять Читать  и  обсуждать  рассказ  «Ягель»   из   книги   «Зелёные   страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить  примеры  экологических  связей  в  тундровом  сообществе. Составлять  характерные   для   тундры  цепи  питания,  моделировать  их освоенными способами Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать  зависимость природы лесных  зон  от распределения  тепла   и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса  (с помощью атласа­определителя), готовить сообщения о них, презентовать  подготовленные сообщения. Работая в паре, знакомиться по рисунку  учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ   «Кто­кто   в   теремочке   живёт?»  из   книги   «Великан   на   поляне», 24. В широкой степи. Растительный мир. Лесостепь   как   переходная  зона  между   лесами  и степями. Зона   степей.   Природные   условия,   растительный   и животный  мир   степей.   Экологические   связи   в   степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия 25. В широкой степи. Животный мир. Лесостепь   как   переходная  зона  между   лесами  и степями. Зона   степей.   Природные   условия,   растительный   и животный  мир   степей.   Экологические   связи   в   степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия формулировать соответствующие правила экологической этики Находить  на   карте   природных   зон   России   зоны   лесостепей   и   степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать её на карте. Устанавливать  зависимость  природы лесостепей  и степей  от  распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гер­барным образцам с растениями степей,  выявлять  признаки  приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать  природу   зоны   степей   с   природой   лесов   и   тундры.  Читать  и обсуждать  рассказ   «Пусть   живут  на   свете   удивительные   пчёлы»   из   книги  соответствующие   правила «Великан   на   поляне», экологической  этики.  Приводить  примеры  экологических   связей  в   степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами  формулировать Находить  на   карте   природных   зон   России   зоны   лесостепей   и   степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать её на карте. Устанавливать  зависимость  природы лесостепей  и степей  от  распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гер­барным образцам с растениями степей,  выявлять  признаки  приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать  природу   зоны   степей   с   природой   лесов   и   тундры.  Читать  и обсуждать  рассказ   «Пусть   живут  на   свете   удивительные   пчёлы»   из   книги  соответствующие   правила «Великан   на   поляне»,  формулировать 26. В жаркой пустыне. Растительный мир. Полупустыня как переходная зона между степями и пустыня­ ми.  Зона  пустынь. Природные условия,  растительный и жи­ вотный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сооб­ ществе 27. В жаркой пустыне. Животный мир. Полупустыня как переходная зона между степями и пустыня­ ми.  Зона  пустынь. Природные условия,  растительный и жи­ вотный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сооб­ ществе экологической  этики.  Приводить  примеры  экологических   связей  в   степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами Находить  на   карте   природных   зон   России   зоны   полупустынь  и  пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показы­ вать на карте эти зоны. Устанавливать   зависимость   природы  полупустынь   и   пустынь распределения тепла и влаги.  от В ходе практической работы в группах знакомиться по гер­барным образцам с растениями  пустынь,  выявлять признаки  приспособленности  этих растений  к условиям жизни в пустыне. Работая  в  паре,  знакомиться  по  рисунку  учебника  с  животным   миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Находить  на   карте   природных   зон   России   зоны   полупустынь  и  пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показы­ вать на карте эти зоны. Устанавливать   зависимость   природы  полупустынь   и   пустынь распределения тепла и влаги.  от В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями  пустынь,  выявлять признаки  приспособленности  этих растений  к условиям жизни в пустыне. Работая  в  паре,  знакомиться  по  рисунку  учебника  с  животным   миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. 28. У тёплого моря. Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. При­ родные условия, растительный и животный мир Черноморс­ кого побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город­курорт Сочи — главная здравница страны Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском  побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах  знакомиться по гер­барным  образцам с растениями  Черноморского   побережья Кавказа. Работая в паре,  использовать  рисунок  и  текст учебника для  характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа. Сравнивать  природу  зоны   субтропиков  с  природой   пустынь.  Приводить примеры   экологических   связей  на   Черноморском  побережье   Кавказа. Составлять  характерные   для   этих   мест  цепи   питания,  моделировать  их  Рассказывать  о   собственных   впечатлениях   от освоенными   способами. посещения города­курорта Сочи и его окрестностей 29. Мы — дети родной земли. Особенности хозяйственной жизни  народов  России.  Зависи­ мость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный  и животный  мир родного края  в загадках, по­ словицах, сказках, преданиях, местных названиях Соотносить  особенности   хозяйственной   жизни   с   характерными   чертами природных   зон   обитания  каждого   народа;  анализировать,  как   отражается ландшафт,   растительный  и  животный  мир   родного   края  в  загадках, пословицах, сказках,  преданиях,  местных названиях;  моделировать  ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений 30. В содружестве с природой. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых на­ родов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания По образцу учебника  рассказывать  о  древних занятиях одного из народов России  (по   выбору)   с   использованием   материалов   устного   изобразительно­ прикладного   народного  и   дополнительных   источников информации.  Различать  особенности бытового уклада, основных занятий  и обычаев  кочевого   и   оседлого   образа   жизни;  показывать  на   карте   места традиционного проживания некоторых народов России.  творчества 31. Как сберечь природу России. Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и Экологические проблемы и охрана природы в разных природ­ ных зонах России охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. 32. По страницам Красной книги. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране 33. По заповедникам и национальным паркам. Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы стра­ ны Коллективно   обсуждать   сообщения,   подготовленные   группами   учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических  проблемах своего края и способах их решения,  оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из  Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять  задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.  Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся,  делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книг  «Великан на поляне» и «Зелёные страницы», формулировать  соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возможное) участие в этой деятельности Работая   в   группах,  знакомиться  по  материалам   учебника  (карта,  текст, таблица)  с   заповедниками   и  национальными  парками  России.  Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся,  делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из  книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила  экологической этики. Рассказывать  о   заповедниках  и   национальных  парках  своего  края, оценивать их вклад в охрану природы страны Работая   в   группах,  знакомиться  по  материалам   учебника  (карта,  текст, таблица)  с   заповедниками   и  национальными  парками  России.  Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся,  делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из  книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила  экологической этики. Рассказывать  о   заповедниках  и   национальных  парках  своего  края, оценивать их вклад в охрану природы страны Различать  в  них  поэтический  вымысел   и  реальную   историческую   основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать  два   значения   понятия   истории.  Обозначать  на   схеме   «Река времени» даты  жизни людей и события истории. Определять по дате век со­ бытия.  Называть  имена   отца   истории   и   родоначальника   древнерусского летописания 34.  Обобщающий урок по теме « По родным просторам» 35. Раздел :Путешествие по реке  времени. В путь по Реке времени. Героико­эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменнос­ ти. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соедине­ ние реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два зна­ чения   понятия   истории:   как   науки,   исследующей   события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последо­ вательности и причинно­следственной взаимосвязи этих собы­ тий во времени. Традиции счёта исторического времени и схе­ матичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке 36. Путешествуем с археологами. Роль  археологии  в  изучении  прошлого.   Особенности  работы археологов. Олень — золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные­архео­ логи,   их  вклад   в   мировую   и   отечественную   историческую Описывать  внешний   вид   археологических   находок   по   изображениям   в учебнике   и   в   местном   музее;  отмечать  их   возраст  на   схеме;  узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками;  сравнивать  образ науку 37. оленя  в  сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать  о   роли   российских   археологов   в   мировой   и   отечественной исторической науке В путь по страницам летописи. «Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Много­ образие   славянских   и   неславянских   племён,   обитавших   на Восточно­европейской   равнине.   Связь   названий   славянских племён с особенностями мест обитания и именами предпо­ лагаемых родоначальников Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное 38. В путь по страницам летописи. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства 39. Мудрый выбор. Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира  Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии  древнерусской культуры и государственности. Последствия  для истории и культуры России выбора князя Владимира,  крестившего Древнюю  Русь. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого   и   Ярослава   Мудрого;  объяснять  значение   преемственности   в   их государственных поступках;  обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река   времени»;  характеризовать  последствия   для   истории   и   культуры России выбора князя Владимира.  Узнавать  архитектурный  облик   соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве. 40. Наследница Киевской Руси. Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого,  Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея  Боголюбского в расширении границ Древнерусского  государства на северо­восток, в становлении и развитии  Владимиро­Суздальской Руси Составлять  схему   родственных   отношений   древнерусских  князей; объяснять  важность   преемственности   в   их   государственных   поступках; перечислять и находить  на карте названия городов, положивших начало  характеризовать  преемственность   топонимики   и Золотому   кольцу; важнейших архитектурных сооружений Владимира 41. Москва — преемница Владимира.  Древнерусские   князья Эпоха   княжеских   междоусобиц   и   монголо­татарское нашествие   на   Древнюю   Русь.   Военная   угроза  стране   со стороны  Запада.  Александр Невский,   Даниил  Московский   и  их   потомки   в  борьбе  за независимость   и   объединение   разрозненных   княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва,  Сергия Радонежского,  и  объединение войск  русских  княжеств на Куликовом поле   написанной   по   благословению Характеризовать  роль   князя   Александра   Невского,   князя   Даниила  составлять  схему   их  родственных Московского   и   его   потомков; отношений;  объяснять  важность   преемственности   в   их   государственных поступках;  сравнивать  Успенский   собор   в   Московском   Кремле   и   во Владимире;  интерпретировать  идейный   смысл   иконы   Андрея   Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. 42. Начало Московского царства.  Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана  III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси. 43. Подвижники Руси и землепроходцы. Составлять  схему  родственных  отношений   правителей  Московской  Руси; объяснять  важность   преемственности   в   их   государственных   поступках; обозначать  имя   итальянского   зодчего   и   дату   строительства   Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. Деяния   соотечественников   в  XVI—XVII  вв.   Развитие самых  разных направлений деятельного творчества людей: летописание,   книгопечатание,   открытие   новых   земель, строительство  новых   городов,   забота   о   благоустройстве материальной и духовной жизни человека Презентовать  рассказы   об   основании   сибирских   городов   (по   выбору); высказывать  мотивированное  суждение  о  роли   общего  летописания   и книгопечатания.  человеческие   качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников  Характеризовать  лучшие На пути к  единству. Начало Российской империи. Преобразования в жизни страны во времена первых царей  династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание  отечественных армии и флота, промышленности, науки и  образования. Санкт­Петербург — новая столица  обновлённой России Обсуждать   значимость   единства   в   интересах   граждан   независимости Руси.   для   сохранения Высказывать  мотивированное   суждение   о   необходимости  отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и   сохранения  её  независимости.  Характеризовать  архитектурный   облик Санкт­Петербурга;  объяснять  значение названия города;  называть  имена императрицы  и  скульптора,   воздвигнувших   памятник   Петру  I  в  Санкт­ Петербурге.  Сопоставлять  деятельность   князя   Александра   Невского   и Петра I на западных границах Отечества 44. 45. 46. Жизнь — Отечеству, честь — никому!»   великих     соотечественников в Деятельность послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую  эпоху.   Вклад   М.В.   Ломоносова,   А.В. Суворова,   Ф.Ф.   Ушакова  в  развитие   науки,   образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память   о   великих   соотечественниках  в   России   и  за рубежом.   Понятия  «честь  учёного,  воина,  гражданина», «достоинство   Отечества»,  «общее  благо»   как  культурная ценность Характеризовать  преобразования   в   жизни   страны   в   послепетровскую эпоху;  обосновывать  значительность деятельности  М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова;  приводить  примеры сохранения памяти о них в России   и   за   рубежом;   обсуждать   социальную   значимость   названных понятий 47. Отечественная война 1812 года. Отечественная   война   1812   г.   и  народная  историческая память.  Ход  войны,  её  народный  характер.  М.И.  Кутузов как   национальный   полководец,   истинный   сын   Отечества. Сохранение  памяти   об   Отечественной   войне   1812   г.   в России и за рубежом. Деятельность   военно­исторических   клубов   современной Обосновывать  роль   М.И.   Кутузова   как   народного   полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить  сведения   и  рассказывать  о   памятниках   и   памятных   местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных  источниках информации;  приводить  примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ   поэтическими   произведениями   русских фотографиями,   рисунками, России как факт живой исторической памяти народа писателей или собственного сочинения (на выбор) 48. Великий путь. Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и  торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной  выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в  созидательной работе российской промышленности XIX в Характеризовать  развитие промышленности и сети железных  дорог в  XIX в., в том числе в своём крае.  Приводить  названия и даты строительства первых железных дорог в России,  Транссибирской   магистрали;  отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на   Всемирной   выставке     в   Париже   1900   г.;  рассказывать  об   участии родственников и земляков в работе российской   промышленности  XIX  в., сопровождать рассказ фотографиями,  копиями документов из семейного архива,  рисунками 49. Золотой век театра и музыки. Развитие театрального и  музыкального искусства России  в XIX  — начале  XX  в.  Создание Санкт­Петербургской и Мос­ ковской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире:  вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дяги­ левские сезоны в Париже начала XX в. Характеризовать  развитие театрального  и  музыкального  искусства   России   в XIX  в.,   в   том   числе   в   своём  крае.  Приводить  полные  названия   первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства. 50. Расцвет изобразительного искусства и литературы. Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно­нравственных проблем рос­ сийской  жизни.   Всемирное  значение.   Важнейшие   хранилища мирового   и  отечественного   изобразительного   искусства   в Санкт­Петербурге и Москве Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные   в  начальной   школе;  характеризовать  достижения   мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своём крае; называть имена и названия  любимых   произведений  отечественных  писателей;  приводить  све­ дения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства;  передавать  впечатление от восприятия   картины   отечественного художника XIX — начала XX в. (на выбор). 51. В поисках справедливости. События в истории России  начала  XX  в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Граж­ Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц. 52. 53. 54. 55. данская война, образование  СССР. Раскол в российском об­ ществе начала XX в. как результат этих событий Век бед и побед. СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и  техники,   коллективизация,   ликвидация   безграмотности  и создание  системы   образования,   создание   письменности   для более  чем   сорока   народов;   успехи  СССР   на  Всемирной выставке в Париже 1937 г. Характеризовать  особенности  развития страны (в том числе  в своём крае); по   возможности  составлять  рассказ  о  воздействии   этих   событий   на   жизнь своей семьи в этот период (по желанию Вставай, страна огромная!» Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945  гг.: Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны: приводить примеры героизма. Трудовой фронт России. Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, пе­ рестройка промышленности на военный лад, тяжёлый кресть­ янский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны.  Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков,  трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества Характеризовать  подвиги   советских   людей   в   тылу   во   время  Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в том числе своих земляков. «Нет в России семьи такой...» Семейная память — основа исторической памяти народа. До­ кументы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Оте­ Обсуждать  значение   семейных   воспоминаний   как   основы   общенародной  раскрывать  глубину   человеческих   переживаний, исторической   памяти;  характеризовать  документы, отразившихся   во   фронтовых   письмах; чественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности  записывать  воспоминания   старших родственников о военном времени «Нет в России семьи такой...» Семейная память — основа исторической памяти народа. До­ кументы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Оте­ чественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как  живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и  истории народа Обсуждать  значение   семейных   воспоминаний   как   основы   общенародной  раскрывать  глубину   человеческих   переживаний, исторической   памяти;  характеризовать  документы, отразившихся   во   фронтовых   письмах; воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности  записывать  воспоминания   старших родственников о военном времени После Великой войны. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в  первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масш­ таб разрушений и жертв военного времени (Петродворец,  Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной  деятельности наших соотечественников в первые послевоен­ ные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовав­ шего успехам народа­победителя Характеризовать  созидательную   деятельность   наших   соотечественников   в первые пять послевоенных лет;  приводить  примеры разрушений и потерь в  их   с   результатами Великой   Отечественной   войне; восстановительной   работы,   в  том   числе   в   своём   крае   (городе,   селе); рассказывать  о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи  соотносить Достижения 1950—1970­х гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и об­ разовании, искусстве и спорте в 1950—1970­х гг. Наши сооте­ чественники, прославившие страну своими успехами Характеризовать  созидательную деятельность страны в 50—  70­е гг.  XX  в.; приводить  примеры   достижений   в   науке   и   технике,   промышленности   и образовании, искусстве и спорте за  этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи.  Итоговый урок по теме  «Путешествие по  Реке  Времени» 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Раздел  «Мы строим будущее России» Современная Россия. Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80— 90­х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе Особенности периода перестройки, образования  Российской Федерации в  1991  г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической,  социальной жизни страны за этот период «Хороша честь, когда есть, что есть». Продовольственная безопасность страны — важнейшая  задача современности. Положительный опыт Белгородской  области в развитии современного сельского хозяйства. Виды  сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно  влияют на благополучие природы и здоровье Характеризовать   положительный   опыт   Белгородской   области  в   развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь  успехов  в  производстве отечественных продуктов питания с  улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своём крае (городе,  селе),  благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору). Умная сила России. Сотрудничество науки и промышленности, развитие  городского хозяйства и гражданских инициатив в стране —  важнейшая задача нашего времени.  Социальная  ответственность граждан — залог благополучия России Светлая душа  России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни Рос­ сии, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими челове­ ческими качествами. Сохранение традиционного наследия и Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость   успехов   в   промышленном   производстве   от   результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае. Аргументировать  необходимость   личной   ответственности  каждого   за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России складывание новых позитивных традиций в современной куль­ турной жизни России как верный путь к достижению взаимо­ понимания и дружеского единства людей во всём мире 64. Светлая душа  России. 65. Наш край на карте России. 66. Формы поверхности родного края. 67. Реки и озёра родного края. 68. Повторение изученного. Аргументировать  необходимость   личной   ответственности  каждого   за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России Аргументировать  необходимость   личной   ответственности  каждого   за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. Аргументировать  необходимость   личной   ответственности  каждого   за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. Аргументировать  необходимость   личной   ответственности  каждого   за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России.

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2017