Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
27.01.2017
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих документов: 1. Примерная программа по окружающему миру / Примерные программы по учебным пред-метам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011; содержание учебного предмета по изданию: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. На-чальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. 2. Программы по окружающему миру для начальной школы (Виноградова Н.Ф.). – М.: Вен-тана-Граф,2011.Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Окружающий мир.doc
Рассмотрено на заседании ШМО учителей  начальных классов Руководитель ШМО _________ И.Д.Агеева Протокол №___ от «___»_________20___г. Согласовано Заместитель директора  по УВР МБОУСОШ №65 ______О.А.Катагарова Утверждена Директор МБОУСОШ №65 _______ С.А.Трунова Приказ №____­а  «___»____________20__г. от «___»____________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для учащихся 4­а класса (на 2015­2016 учебный год). Срок реализации: 1 год. Разработана: Кондрашовой Светланой Юрьевной, учителем  начальных классов, высшей квалификационной  категории. Принята на педагогическом совете. Протокол № __ от «___»_________20___г. Рассмотрено на заседании ШМО учителей  начальных классов Руководитель ШМО _________ И.Д.Агеева Протокол №___ от «___»_________20___г. Тула, 2015г. Согласовано Заместитель директора  по УВР МБОУСОШ №65 ______О.А.Катагарова Утверждена Директор МБОУСОШ №65 _______ С.А.Трунова Приказ №____­а  «___»____________20__г. от «___»____________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для учащихся 4­б класса (на 2015­2016 учебный год). Срок реализации: 1 год. Разработана: Нарбековой Ниной Владимировной, учителем  начальных классов, высшей квалификационной  категории. Принята на педагогическом совете. Протокол № __ от «___»_________20___г. Тула, 2015г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: 1.   Примерная   программа   по   окружающему   миру   /   Примерные   программы   по   учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.– М.: Просвещение, 2011; содержание учебного предмета по изданию:   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. 2.   Виноградова   Н.Ф.   Окружающий   мир:   программа:   1­4   классы   /   Н.Ф.Виноградова.   –   М.: Вентана­Граф, 2012. Цель:  представить   в   обобщенном   виде   культурный   опыт   человечества,   систему   его отношений   с   природой   и   обществом   и   на   этой   основе   формировать   у   младшего   школьника понимание   общечеловеческих   ценностей   и   конкретный   социальный   опыт,   умения   применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. Цель конкретизируется в следующих задачах: ­   формирование   личностных   качеств,   позволяющих   успешно   осуществлять   учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками; ­формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой   роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;  понимание  особой роли  России  в мировой  истории,  воспитание  чувства гордости  за национальные достижения; ­  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания; ­  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; ­формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни. Общая характеристика учебного предмета. Значение учебного предмета «Окружающий мир» заключается в том, что в ходе его изучения школьники   овладевают   основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном   материале   природы   и   культуры   родного   края.   Учебный   предмет   обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей:   умений   проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Этот учебный предмет играет также значительную роль в развитии и воспитании личности.  В данном учебном предмете заложена широкая основа для реализации межпредметных связей все дисциплин начальной школы.  Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный  предмет  «Окружающий  мир»  реализует  предметную  область  «Обществознание  и естествознание» обязательной части учебного плана. На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2ч в неделю, 70ч в год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: формирование основ гражданской идентичности личности на базе: —  чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознания ответственности человека за благосостояние общества; —  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: —  доброжелательности,   доверия   и   внимания   к   людям,   готовности   к   сотрудничеству   и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; —  уважения   к   окружающим   —   умения   слушать   и   слышать   партнёра,   признавать   право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; •  развитие   ценностно­смысловой   сферы   личности   на   основе   общечеловеческих   принципов нравственности и гуманизма: –  принятия   и   уважения   ценностей   семьи   и   образовательного   учреждения,   коллектива   и общества и стремления следовать им; –  ориентации   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; –  формирования   эстетических   чувств   и   чувства   прекрасного   через   знакомство   с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: –  развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности,   мотивов познания и творчества; –  формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности (планированию, контролю, оценке); •  развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности   как   условия   её самоактуализации: –  формирование   самоуважения   и   эмоционально­положительного   отношения   к   себе, готовности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   позицию,   критичности   к   своим   поступкам   и умения адекватно их оценивать; –  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; –  формирование   целеустремлённости   и   настойчивости   в   достижении   целей,   готовности   к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; –  формирование   умения   противостоять   действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять   избирательность   к   информации,   уважать   частную   жизнь   и   результаты   труда   других людей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного  учебного предмета. Личностные результаты освоения учебного предмета: • готовность и способность к саморазвитию и самообучению; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; • личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную   деятельность   и взаимодействие с ее участниками; • формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой   роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;  понимание  особой роли  России  в мировой  истории,  воспитание  чувства гордости  за национальные достижения; • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания; • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: • интеллектуальные   действия   как   способность   применять   для   решения   учебных   и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); • регулятивные действия как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; • коммуникативные  действия  как способности  в связной  логически  целесообразной  форме речи   передать   результаты   изучения   объектов   окружающего   мира;   владение   рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления   полученной   информации   (моделирование,   конструирование,   рассуждение, описание идр.). Предметные результаты освоения учебного предмета. К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся: ­ выявлять признаки живого организма, характерные для человека; ­   моделировать   в   учебных   и   игровых   ситуациях   правила   безопасного   поведения   в   среде обитания; ­ устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; ­ характеризовать условия роста и развития ребёнка; ­ оценивать положительные и отрицательные качества человека; ­   приводить   примеры   (жизненны   и   из   художественной   литературы)   проявления   доброты, честности, смелости и др.; ­ анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане; ­   описывать   характерные   особенности   природных   зон   России,   особенности   почв   своей местности; ­ составлять рассказ – описание о странах – соседях России; ­   различать   год,   век,   арабские   и   римские   цифры,   пользоваться   терминами   «историческое время», «эпоха», «столетие»; ­ соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; ­   называть   имена   наиболее   известных   правителей   разных   исторических   эпох   (в   рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; ­ различать (называть) символы царской власти, символы современной России, называть имя президента современной России; ­   описывать   основные   события   культурной   жизни   России   (в   разные   исторические   эпохи), называть их даты (в рамках изученного); ­ называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться: ­   применять   в   житейской   практике   правила   здорового   образа   жизни,   соблюдать   правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; ­ различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение; ­ раскрывать причины отдельных событий в жизни страны. Содержание учебного предмета. Программа начального общего образования  по окружающему миру Региональный компонент Человек – живое существо (организм). (16ч) Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (нервная), их роль в жизнедеятельности  организма. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения).  Системы органов (опорно­двигательная), их роль в жизнедеятельности организма.  Скелет и мышцы (общие сведения).  Осанка. Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура.  Системы   органов   (пищеварительная),   их   роль   в   жизнедеятельности   организма.   Входная диагностическая работа.  Гигиена   систем   органов.  Зубы,   правила   ухода   за   ними.   Правильное   питание   как   условие здоровья. Системы органов (дыхательная), их роль в жизнедеятельности организма.  Защита органов дыхания (от повреждений,  простуды и др.).  Проект  №1. «Дыхательная система животных». Системы органов (кровеносная), их роль  в жизнедеятельности организма. Кровь, её функции.  Сердце   –   главный   орган   кровеносной   системы   (общие   сведения).   Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека: зрение, слух. Охрана органов чувств. Органы чувств, их значение в жизни человека: обоняние, вкус, осязание.  Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Контрольная работа №1. «Организм человека». (45мин) Твоё здоровье. (12ч) Человек   и   его   здоровье.   Знание   своего   организма   –   условие   здоровья   и   эмоционального благополучия.   Режим   дня   школьника.   Практическая   работа   №1.   «Составление   режима   дня школьника для будней и выходных». (20мин) Здоровый  сон.  Личная ответственность  каждого  человека  за состояние  своего  здоровья  и здоровья окружающих людей. Правильное   питание.  Внимание,   уважительное   отношение   к   людям   с   ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Закаливание. Практическая работа №2. «Измерение частоты пульса». (8мин) Вредные привычки. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Проект №2. «Вредные привычки (серия плакатов)». Основы безопасности жизнедеятельности: когда дом становится опасным. Забота о здоровье и безопасности окружающих  людей ­ нравственный долг каждого человека. Улица и дорога. Опасности на дороге. Если случилась беда. Практическая работа №3. «Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез), перегреве): обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.». (15мин) Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Контрольная работа №2. «Твоё здоровье». (45 мин) Человек – часть природы. (2ч) Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.   Детство.   Отрочество.   Взрослость.   Старость.   Уважительное   отношение   к   старости   и забота о престарелых и больных.  Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка.  Человек среди людей. (5ч) Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила   культурного   общения.  Культура   общения   с   представителями   разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­видеочаты, форум.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях духовно­нравственного здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности:  почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Родная страна: от края до края. (13ч) Природные   зоны   России:   общее   представление;   основные   природные   зоны   (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Арктические пустыни.  Тундра.   Практическая   работа   №4.   «Карта   «Природные   зоны   России».   Условные   знаки». (25мин) Тайга.  Зона   смешанных   и   широколиственных   лесов.  Растения   и   животные   родного   края,   их    Положительное   и   отрицательное названия,   краткая   характеристика   на   основе   наблюдений.   влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Степь. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.  Пустыня.  Влажные субтропики. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Контрольная работа №3. «Природные зоны России». (30мин)  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана почв. Формы   земной   поверхности:   равнины,   условное   обозначение   на   карте,   горы,   условное обозначение на карте, холмы, овраги (общее представление).    Особенности поверхности родного   края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Практическая работа №5. «Контурная карта: рельеф России» (20мин)  Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное   отношение   людей   к  Охрана   полезных полезным   ископаемым.    Полезные   ископаемые   родного   края   (2­3   примера).       ископаемых. Важнейшие природные объекты своей страны,     района. Как   развивались   и   строились   города.   Особенности   расположения   древних   городов. Кремлёвские города. Проект №3. «Улицы родного города, история и происхождение названий».  Россия и её соседи. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3­4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Страны и народы мира.   Человек – творец культурных ценностей. (14ч) Что   такое   культура.   Ценности   культуры.  Общество   –   совокупность   людей,   которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обще цели. «Рисунчатое» письмо.  Создание   славянской   азбуки.   О   чём   рассказывают   летописи.  Духовно­нравственные   и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.  Первые   школы   на   Руси.   Первые   печатные   книги.   Иван   Фёдоров.  Общее   представление   о вкладе в культуре человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.  Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Памятники архитектуры (зодчества)  Древней Руси,  родного города.  Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Иконописные мастерские г.Тулы. Художественные ремёсла в Древней Руси.   Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Театры г.Тулы. Искусство   России  XVIII  века.   Творения   В.И.Баженова.  Человек   –   создатель   и   носитель культуры.  Изобразительное   искусство  XVIII  века.   Возникновение   публичных   театров.   Проект   №5. «Жизнь простых людей в творчестве художников XVIII века». Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. Поэты и писатели XIX века. Л.Н.Толстой – писатель, родившийся в Тульском крае. Композиторы XIX века. Художники XIX века.  Контрольная   работа   №4.   «Искусство   России».   (30мин)  Искусство   России  XX  века. Архитектурные сооружения XX века в родном городе. Экскурсия №1 в художественный музей г.Тулы. (45мин)  Человек – защитник своего Отечества. (5ч) Борьба   славян   с   половцами.   Александр   Невский   и   победа   над   шведскими   и   немецкими рыцарями. Практическая работа №6. «Контурная карта: битва на Чудском озере». (15мин) Борьба   русских   людей   с   Золотой   ордой   за   независимость   Родины.  Куликовская   битва. Дмитрий Донской. Мониторинг сформированности УУД. Отечественная   война   1812   года.   М.И.Кутузов.   Практическая   работа   №7.   «Карта­схема отступления французских войск: места крупных сражений». (10мин) Великая  Отечественная  война. Главные  сражения советской  армии  с фашистами.  Помощь тыла   фронту.   Практическая   работа   №8.   «Карта   времён   Великой   Отечественной   войны   1941­ 1945гг.: основные сражения». (20мин) Гражданин и государство. (2ч) Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Символы государства. Права   и   обязанности   граждан   России.  Личная   ответственность   каждого   человека   за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.  Резерв: 1ч. с определением основных видов учебной деятельности учащихся. Тематическое планирование  № Раздел программы Количе ство часов 1. Человек   – 16 живое существо (организм) 12 2 5 13 2. Твоё здоровье 3. Человек   – часть природы 4. Человек среди людей 5. Родная страна:   от края   до края Количе ство практи ческих работ Коли честв контр ольны о х работ 1 (1 входн ая диагн остич еская ) 1 ­ ­ 1 ­ 3 ­ ­ 2 Экскурс ии Основные виды учебной деятельности учащихся Количес тво часов регионал ьного компоне нта ­ ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ ­ Характеризовать   функции   разных   систем   органов.   Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного. Высказывание   предположений   и   оценивание   физического   развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания».   Правила   закаливания,   работа   с   фотографиями.   Правила здорового   образа   жизни.   Составление   плана   поведения   при   пожаре. Практическая   работа   «Правила   оказания   первой   медицинской   помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений». Работа   с   иллюстрационным   материалом.   Составление   рассказа   о значении   речи   в   жизни   людей.   Работа   в   группах.   Коммуникативная деятельность:   описательный   рассказ   на   тему   «Развитие   человека   от рождения до старости». Работа   с   иллюстрационным   материалом.   Пересказ   и   умение   делать выводы   о   прочитанном   произведении.   Умение   вести   беседу.   Правила общения.   Работа   в   группах.   Моделирование   ситуаций,   раскрывающих поведение человека среди людей. Характеристика   основных   природных   зон   России.   Различение   (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных   города   и   их достопримечательности.   кремлёвские   задач.   Различение: 6. Человек   – 14 творец культурны х ценностей. 7. Человек   – защитник своего Отечества 8. Гражданин и государств о 9. Резерв ИТОГО: 5 2 1 70 Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений. Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны   в   Древней   Руси»,   «Великие   войны   России».   Установление последовательности важнейших исторических событий. Характеристика прав и обязанностей гражданина России. 1 ­ ­ ­ 4 ­ 3 ­ ­ 8 6 1 ­ ­ 11 1 ­ ­ ­ 1 Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса. Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Количество Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Учебно­методические комплекты по всем учебным предметам для 1­4  классов: ­ программа; ­ примерные программы начального общего образования по всем учебным  предметам; ­ учебники: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.  – М.: Вентана­Граф, 2014. ­ рабочие тетради: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь в 2ч. для  учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф.Виноградова,  Г.С.Калинова. – М.:Вентана­Граф, 2014. ­ методические пособия: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3­4 классы: методическое пособие. – М.: Вентана­Граф. Методические журналы: ­ «Начальная школа»; ­ «Управление начальной школой». Научно­популярные, художественные книги для чтения. Детская справочная литература об окружающем мире. Таблицы и плакаты к основным разделам учебного предмета. Печатные пособия. Портреты выдающихся людей России. Физическая карта России. Исторические карты России.  Иллюстративные материалы. Технические средства обучения. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.  Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Для учителя.  Для учителя.  Полный комплект. Полный комплект. Для учителя.  Для учителя. Для учителя. Для учащихся. Для учащихся. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Термометр для измерения температуры воды. Термометр медицинский. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Лупа. Микроскоп. Цифровой микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в  соответствии с содержанием обучения. Муляжи овощей, фруктов, грибов. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Натуральные объекты. Экранно­звуковые пособия. Изображения,   аудио­   и   видеозаписи,   отражающие   основные   темы   курса окружающего мира. Окружающий мир в произведениях живописи [Электронный ресурс]: 1­4 классы:   дидактические   материалы   для   начальной   школы:   электронный образовательный ресурс для работы в классе. – М.: Издательский центр «Вентана­Граф». Игры. Настольные развивающие игры. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов. Электронные игры развивающего характера.  Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Полный комплект. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Комплект,  необходимый для  работы в группах. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Демонстрационный  экземпляр. Полный комплект. Приложение 1. Календарно­тематическое планирование. №  уро­ ка Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие 1. 2. 3. I четверть Человек – живое существо  (организм). (16ч)   человека. (ИОТ­02.08.07­08) Вводный   инструктаж   по   охране   труда   при проведении   занятий   в   кабинетах   начальных классов. (подпись) Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов  Общее представление   о   строении   тела человека. Системы органов (нервная), их роль в жизнедеятельности организма. Головной   и   спинной   мозг.   Кора больших (общие сведения).  полушарий             органов (опорно­ Системы двигательная), в жизнедеятельности организма. Скелет и мышцы (общие сведения).    их   роль     Ценностные ориентиры: здоровье. . С.6­7, пересказ. С.8­10, пересказ отмеченного отрывка. Таблица «Нервная система человека». С.11,12, пересказ. Таблица «Скелет человека». С.4, №7. С.3, №4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:   4   класс: рабочая   тетрадь №1,2   для учащихся общеобразовател ьных организаций   Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова.   – М.:   Вентана­ Граф, 2014. / 4. №  уро­ ка 5. 6. 7. 8. 9. 10. Осанка. опорно­двигательной   Движения и физкультура.    Развитие   и   укрепление системы. С.15, пересказ. Рабочая   тетрадь №1… С.6, №11. Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие Ценностные ориентиры: здоровье. Рабочая   тетрадь №1… С.7, №15 Рабочая   тетрадь №1… Работа в парах: с.9, №21. Коммуника тивные УУД Ценностные ориентиры: здоровье. Системы органов (пищеварительная), их   роль   в   жизнедеятельности организма.   Входная диагностическая работа.  Гигиена   систем   органов.  Зубы, правила   ухода   за   ними.   Правильное питание как условие здоровья. Системы   органов   (дыхательная),   их роль в жизнедеятельности организма.  Защита   органов   дыхания   (от   простуды   и   др.). повреждений, Проект   №1.   «Дыхательная система животных». Системы   органов   (кровеносная),   их роль  в жизнедеятельности организма. Кровь, её функции.  Сердце – главный орган кровеносной системы   сведения). Предупреждение   заболеваний   сердца и кровеносных сосудов. (общие   С.18­19, пересказ. С.19­20, пересказ. С.21­22, пересказ. С.23­24, пересказ. С.24­26, пересказ отмеченного отрывка. С.27­28, пересказ. Таблица «Пищеваритель ная система». Таблица «Дыхательная система». Таблица «Кровеносная система» Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме.   Защита   кожи   и   правила ухода за ней. Закаливание. Как воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение   в   жизни   человека:   зрение, слух. Охрана органов чувств. Органы чувств, их значение в жизни человека: обоняние, вкус, осязание.  человек     Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Эмоции:   радость,   смех,   боль,   плач, гнев.   Зависимость   благополучия   и хорошего   настроения   людей   от умения управлять своими эмоциями. Внимание,   память,   речь,   мышление. Условия их развития.   Контрольная «Организм человека». (45мин) Твоё здоровье. (12ч) работа   №1. С.51­52, пересказ отрывка.   Подготовитьс я к контрольной работе. 11. 12. 13. №  уро­ ка 14. 15. 16. 1. 2. Человек   и   его   здоровье.   Знание своего организма – условие здоровья и   эмоционального   благополучия. Работа над ошибками.  Режим дня школьника. Практическая работа №1. «Составление режима дня школьника  для будней и выходных». Таблица «Режим   дня школьника». С.30,   31,   32, пересказ. Таблица «Органы выделения». Рабочая   тетрадь №1… С.14, №38. С.36,37,39, пересказ. С.41,45, пересказ. Таблица «Органы чувств». Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ Индивиду­ альная  альная  работа работа   со сильными слабыми учащимися учащимися Работа в группах: с.18, №49, 51. с   Рабочая   тетрадь №1… Работа в группах: с.22, №60. Рабочая   тетрадь №1… Работа в группах: с.22, №63. Примечан ие Коммуника тивные УУД Коммуника тивные, регулятивн ые УУД Личностные УУД №  уро­ ка Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература 3. 4. 5. (20мин) II четверть   сон. Здоровый  Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Правильное   питание.  Внимание, уважительное   отношение   к   людям   с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Закаливание.   Практическая   работа №2.   «Измерение   частоты   пульса». (8мин)   С.64, пересказ. С.65­66, пересказ. С.67,68, пересказ. 6. 7. 8. 9. 10. Вредные здоровья и здорового образа жизни.   привычки.  Ценность С.73­75, пересказ отмеченного отрывка.   Урок­проект.   Проект   №2.   «Вредные привычки (серия плакатов)». Основы безопасности жизнедеятельности:   когда   дом становится   опасным.  Забота   о здоровье и безопасности окружающих людей   ­   нравственный   долг   каждого человека. Улица и дорога. Опасности на дороге. С.86­87, пересказ. С.76­83, пересказ отмеченного отрывка. Если   случилась   беда.   Практическая работа   №3.   «Первая   помощь   при С.89­90, пересказ. Рабочая   тетрадь №1… Работа в парах: с.23, №67. Коммуника тивные УУД Работа в группах: с.24, №69, 71. Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие Проектная деятельност ь Рабочая   тетрадь №1… Работа в группах: с.26, №75. Коммуника тивные УУД Изображения дорожных знаков. Вата, бинт. Ценностные ориентиры: С.96­97, пересказ. 11. 12. 1. лёгких   травмах   (ушиб,   порез), перегреве): обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.». (15мин) Поведение   во   время   грозы,   при встрече с опасными животными. Контрольная   работа   №2.   «Твоё здоровье». (45 мин) Человек – часть природы. (2ч) Чем   человек   отличается   от животных.   Мышление   и   речь. Развитие   человека   от   рождения   до старости.   Отрочество. Взрослость.   Старость.   Уважительное отношение   к   старости   и   забота   о престарелых   и   больных.   Работа   над ошибками.   Детство. здоровье. №  уро­ ка Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие 2. 1. 2. Условия   роста   и   развития   ребёнка: значение   чистого   воздуха,   питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка.  Человек среди людей. (5ч) Доброта,   справедливость,   забота   о больных   и   стариках   –   качества культурного человека. Правила   культурного   общения. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:   уважения,   пряовление 3. 4. 5. №  уро­ ка 1. взаимопомощи, прислушиваться к чужому мнению. умения   III четверть   Средства   связи:   почта,   телеграф, телефон,   электронная   почта,   аудио­ видеочаты, форум.  Средства   массовой   информации: телевидение, радио,   пресса, Интернет.   Избирательность   при пользовании   средствами   массовой информации   в   целях   духовно­ нравственного здоровья. безопасности Основы жизнедеятельности:   почему   нужно избегать   общения   с   незнакомыми людьми.     одном Сообщение об средстве связи.  Сообщение об 1 средстве массовой информации. Коммуника тивные УУД. Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Родная страна: от края до края. (13ч) Природные   зоны   России:   общее представление;   основные   природные зоны   (климат,   растительный   и животный мир, особенности труда и быта   людей,   влияние   человека   на природу   изучаемых   зон,   охрана природы).  Арктические пустыни.  Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие Ценностные ориентиры: природа. С.7­11, пересказ отмеченного отрывка. Карта «Природные зоны   России», фотографии природных зон, растений, животных. 2. 3. 4. 5. 6. №  уро­ ка 7. 8. Тундра.   Практическая   работа   №4. «Карта   «Природные   зоны   России». Условные знаки». (25мин) Тайга.      на Зона смешанных и широколиственных лесов.  Растения   и   животные родного края, их  названия, краткая характеристика основе наблюдений. Положительное   и      отрицательное влияние  деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Степь.  Освоение   человеком   законов жизни   природы   посредством практической деятельности.  Пустыня.  Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Влажные   субтропики.  Этическое   и эстетическое   значение   природы   в жизни человека. С.11,   14­16, пересказ отмеченных отрывков.  С.18,20, пересказ отмеченного отрывка. С.26­27, пересказ отмеченного отрывка.   29, С.30­32, перескз отмеченного отрывка. С.32­33, пересказ отмеченного отрывка. Домашнее задание Рабочая   тетрадь №2… Работа в группах: с.10, №6. Рабочая   тетрадь №2… Работа в парах: с.12, №14. Реализация регионально го компонента содержания образования . Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие 35­36,   С. пересказ отмеченного отрывка.   Контрольная   №3. «Природные зоны России». (30мин) Почва, её состав, значение для живой работа С.37­39, пересказ отмеченного отрывка. Коллекция почв. на     овраги (20мин) природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана почв. Формы земной поверхности: равнины, условное обозначение на карте, горы, условное   обозначение   на   карте, холмы, (общее    Особенности представление).   поверхности родного края (краткая характеристика основе  Практическая   работа наблюдений).   «Контурная   карта:   рельеф №5. России»     Работа   над ошибками.  Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве   бережное отношение   людей   к   полезным ископаемым.      Полезные   ископаемые родного края (2­3 примера).    Охрана   полезных   ископаемых.   Важнейшие природные   объекты   своей   страны, района. Как развивались и строились города. Особенности   расположения   древних городов. Кремлёвские города. Проект   «Улицы   родного   города, №3. история происхождение названий».    человека,   и   С.40­47, пересказ отмеченного отрывка. Физическая карта   России, контурная карта России.  Рабочая   тетрадь №2… Работа в парах: С.15, №22. С.51­58, пересказ отмеченного отрывка. Фотографии городов. Рабочая   тетрадь №2… Работа в группах: с.22, задание. Проектная деятельност ь. Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Урок­заочное путешествие. Россия и её   соседи.  Общее   представление   о   народов, многообразии   стран, С.59­66, пересказ отмеченного Политическая карта   мира; ноутбук, Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие ИКТ 9. 10. 11. №  уро­ ка 12­ 13. отрывка   об одной стране. мультимедиапр оектор, экран.      расположение религий  на Земле.  Знакомство  с 3­4 (несколькими) странами (по выбору): название, на политической карте, столица, главные достопримечательности.  ИКТ: слайды   «Страны   и   народы   мира». (ИОТ­02.08.10­08) 1. 2. 3. Человек – творец культурных ценностей. (14ч) Что   такое   культура.   Ценности культуры.  Общество   –  совокупность людей,   которые   объединены   общей культурой   и   связаны   друг   с   другом совместной   деятельностью   во   имя обще цели. «Рисунчатое» письмо.  Создание   славянской   азбуки.   О   чём рассказывают   летописи.  Духовно­ нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.  Первые   школы   на   Руси.   Первые печатные   книги.   Иван   Фёдоров. Общее   представление   о   вкладе   в культуре   человечества   традиций   и религиозных   воззрений   разных народов.  С.71­72, пересказ отрывка. С.72­75, пересказ отмеченного отрывка. С.76­80, пересказ отмеченного отрывка.  Ценностные ориентиры: культура.  Славянская азбука. Рабочая   тетрадь №2… Работа в группах: с.24, №32. Рабочая   тетрадь №2… Работа в группах: с.26, №38. №  уро­ ка Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие 4. 5. 6. 7. 8. №  уро­ ка Просвещение в России при Петре I, во второй половине  XVIII  века. Первые университеты России. М.В.Ломоносов.  Оценка   великой миссии   учителя   в   культуре   народов России и мира. в     Рабочая   тетрадь №2… Работа в парах: с.27, №42. IV четверть   Памятники архитектуры (зодчества)  Древней   Руси,  родного города.  Охрана   памятников   истории и   культуры.   Посильное   участие   в охране   памятников   истории   и культуры   своего   края.   Личная ответственность каждого человека за сохранность   историко­культурного наследия своего края. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Иконописные мастерские г.Тулы. Художественные   ремёсла   в   Древней Руси.     Музыка   в   Древней   Руси. Древнерусский   театр.  Понимание того, как складывается и развивается культура   общества   и   каждого   его члена. Театры г.Тулы. путешествие. Урок­заочное   Искусство   России  XVIII  века. Творения   В.И.Баженова.  Человек   – создатель и носитель культуры. ИКТ: слайды   «Памятники   архитектуры». (ИОТ­02.08.10­08) Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент одном   Сообщение об памятнике архитектуры (зодчества) родного города. Рабочая   тетрадь №2… Работа в парах: с.30, 351,52. С.88, пересказ. С.91­93, пересказ отмеченного отрывка. С.96,98, пересказ.  Изображения икон. Изображения музыкальных инструментов Древней Руси. Ноутбук, мультимедийн ый   проектор, экран. Региольнаы й компонент содержания образования . ИКТ Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными   Индивиду­ альная  работа   со слабыми с Примечан ие 9. 10. 11. Изобразительное   искусство  XVIII века.   Возникновение   публичных театров. Проект №5. «Жизнь простых людей   в   творчестве   художников XVIII века».  XIX  Искусство   России века. «Золотой   век»   русской   культуры. Поэты   и   писатели века. Л.Н.Толстой писатель, родившийся в Тульском крае. Композиторы XIX века.  XIX  –     12. Художники XIX века.  13. 14.    XX  работа     №4. Контрольная (30мин) «Искусство   России». Искусство   России века. Архитектурные   сооружения  XX века в родном городе. Экскурсия   №1   в   художественный музей г.Тулы. (45мин) (ИОТ­02.08.44­ 08)   «Моя В.Порудомин­ ский первая Третьяковка».   – М.: ОлмаМедиаГруп п, 2011. Рабочая   тетрадь №2…   102, С.100, пересказ. С.105,   109­ 110,   пересказ отмеченного отрывка.   115, С.113, пересказ отмеченного отрывка. С.117­123, пересказ отмеченного отрывка. С.128­131, пересказ отмеченного отрывка. Фотографии картин века.  XVIII Фотографии поэтов и   писателей   19 века. Портреты композиторов 19 века. Портреты   и репродукции картин художников   19 века. Фотографии произведений искусства России века.  XX учащимися Работа   в   группах: тетрадь, с.31, проект. учащимися   рабочая Работа в парах: с.32, задание 57. Работа в группах. Проектная деятельност ь. Региональн ый компонент содержания образования . Межпредме тные   связи: музыка. Межпредме тные   связи: изобразител ьное искусство.  Региональн ый компонент содержания образования . №  уро­ ка Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие 1. 2. 3. 4­5. Человек – защитник своего Отечества. (5ч)   работа Борьба   славян   с   половцами. Александр   Невский   и   победа   над шведскими   и   немецкими   рыцарями. Практическая   №6. «Контурная карта: битва на Чудском озере». (15мин) Работа над ошибками. Борьба   русских   людей   с   Золотой ордой   за   независимость   Родины.  Дмитрий Куликовская   битва. Донской.  Мониторинг сформированности УУД. Отечественная   война   1812   года. М.И.Кутузов.   Практическая   работа №7.   «Карта­схема   отступления французских   войск:   места   крупных сражений». (10мин) Великая   Отечественная   война. Главные сражения советской армии с фашистами.   Помощь   тыла   фронту. Практическая   работа   №8.   «Карта времён   Великой   Отечественной войны   1941­1945гг.:   основные сражения». (20мин) С.134­136, пересказ отмеченного отрывка. С.138, пересказ. Сообщения   о героях Отечественно й войны 1812 года. Историческая карта,   портрет Александра Невского. Портрет Дмитрия Донского.  Портрет М.И.Кутузова, карта­схема отступления французских войск. Карта   Великой Отечественной войны.  Региональн ый компонент содержания образования . Домашнее задание Дата  проведения урока Обору­ дование Дополни­ тельная  литература Индивиду­ альная  работа сильными учащимися   с Индивиду­ альная  работа   со слабыми учащимися Примечан ие №  уро­ ка 1. 2. Содержание Программа начального общего образования по окружающему миру Региональный компонент Гражданин и государство. (2ч) Россия – наша Родина. Русский язык –   государственный   язык   России. Символы государства. Права и обязанности граждан России. Личная   ответственность   каждого человека за сохранение и укрепление своего   физического   и   нравственного здоровья.  Резерв: 1ч. Региональный компонент интегрирован в уроки.

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017