Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир».
Содержание УМК «Перспектива» строится на основе базовых документов ФГОС НОО:
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• «Фундаментальное ядро содержания общего образования»
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчиками ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
ОКР. МИР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx
I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
в 3 классе УМК «Перспектива»
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и
«Положения о рабочих программах МБОУ «СОШ № 11» города Ижевска», авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой
«Окружающий мир».
Содержание УМК «Перспектива» строится на основе базовых документов ФГОС НОО:
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
«Фундаментальное ядро содержания общего образования»
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной
связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального
института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности
МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся
системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчиками ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и
методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
Методологической основой нового комплекса является системнодеятельностный подход.
В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему,
позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
ФГОС
Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовнонравственное,
познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами УМК «Перспектива» являются:
— общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в
единстве научной и образнохудожественной форм познания мира;
— личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе;
ценностнонравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к
личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; толерантность к мнению и позиции других; — познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания
учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийнологического и образно
художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала
личности;
— формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения,
организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
— развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять
обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Для изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе планируется всего 270 часов:
1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
В 3 классе обучается ребёнок – инвалид детства с диагнозом «Наследственный нефрит. Синдром Альпорта», поэтому я занимаюсь с
этим учащимся таким образом: даю индивидуальные задания по карточкам, провожу индивидуальную работу на уроке, учащийся получает
индивидуальные домашние задания.
2. Результаты изучения курса
Выпускники, на основе наблюдений за своими особенностями, семейным укладом, жизнью своих друзей, наблюдений за ближайшим
социальным окружением, начнут все более осознавать себя как существо социальное, осознавать свою неразрывную связь с
многочисленными окружающими их социальными группами. Они приобретут чувство исторического пространства и времени и начнут
понимать, почему те или иные места, бывают так дороги людям. Они начнут задумываться над важнейшими событиями в своей жизни, в
жизни их родителей, в жизни и истории их семьи; над тем, как время и перемены отражаются на жизни людей.
Они начнут ориентироваться в некоторых событиях прошлого, прослеживать их влияние на наши дни и возможное воздействие на
будущее. Они будут отличать реальные исторические факты от вымыслов и слухов, все более осознавать и демонстрировать
понимание значения и роли источников исторической информации, прибегая к ним для аргументации и конкретизации изучаемого
исторического материала; ссылаться на исторические источники. Они научаться находить в них факты, относящиеся к образу жизни наших
предков, сопоставлять эти факты в исторической ретроспекции.
Они будут более осознавать роль и значение социальных сообществ (семьи, школы, страны, народов России, людей разных
профессий); устанавливать некоторые особенности социальных взаимоотношений внутри отдельных сообществ; осознавать и
демонстрировать уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, соблюдать правила безопасного
для себя и окружающих поведения, правила дорожного движения, правила общения Они будут все более осознавать характер взаимоотношений человека с окружающей средой, с природой, находить и приводить
примеры влияния этих отношений на формы земной поверхности, природные объекты и ресурсы, на здоровье и безопасность человека. Они
будут пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия, осознанно выполнять режим дня, правила
питания и личной гигиены, правила экологического поведения.
Они будут вести наблюдения за природными объектами и явлениями, отмечать «загадочные» и непонятные природные явления,
выдвигать гипотезы для их объяснения. Они будут проектировать и выполнять небольшие исследования, ставить целенаправленные опыты
для проверки своих гипотез, а также для выяснения некоторых особенностей и свойств тел и веществ, соблюдая правила техники
безопасности и правила работы с лабораторным оборудованием и измерительными приборами.
Пользуясь различными источниками – книгами, картами и атласами, справочниками и энциклопедиями, различными
информационными ресурсами, – они будут собирать информацию об природных объектах, выявлять их характерные и наиболее
существенные признаки, упорядочивать классифицировать и описывать некоторые характерные черты и особенности живого и
растительного мира; деревьев и кустарников; рыб, птиц, зверей.
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
Личностные результаты:
осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа,
культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание комплекса «Перспектива» направлены на достижение метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 14.Овладение базовыми предметными
и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
15. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 3 .Содержание учебного курса « окружающий мир» в 3 классе.
Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема
раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально
нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека,
так и для сохранения духовнонравственного здоровья целого общества
(раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное
становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в
особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно
климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного
исторического времени.
В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого
педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно
нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными
возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности
Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет
последовательно формировать духовнонравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе
сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём
здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.
Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни —
рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их
выражения в разных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для
формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной
личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного.
Заключительный раздел «В поисках всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными
объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих,
вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга
жизни в природе и культуре.
Наряду с доминирующей установкой на социальнонравственное воспитание внимание сосредоточено и на продолжении экологического
воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природноклиматическими
особенностями.
4. Календарнотематическое планирование по окружающему миру А.А. Плешаков, 3 класс
№п/п
Тема урока
1.
2. 3.
4.
5. 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Радость познания – 12 часов
Свет знания
Входная контрольная работа
Работа над ошибками.Как изучают окружающий мир
Книга – источник знаний.
Отправимся на экскурсию.
О чем расскажет план.
Планета на листе бумаги.
Страны и народы на политической карте мира.
Путешествуя. Познаем мир.
Транспорт.
Средства информации и связи.
Мир как дом – 20 час.
Дата
факт
Колво
часов
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
Дата
По плану
5.09
7,12.09
14.09
19,21.09
26.09
28.09
3.10
5.10
10.10
12.10 13.
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Мир природы в народном творчестве.
Из чего состоит все.
Мир небесных тел.
Невидимое сокровище.
Самое главное вещество.
Природные стихии в народном творчестве.
Кладовые Земли.
Чудо под ногами.
Мир растений.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
Мир животных.
Образы животных в народном творчестве.
Невидимые нити в живой природе.
Лес – волшебный дворец
Луг – царство цветов и насекомых.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.10
19.10
24.10
26.10
7.11
9.11
14.11
16.11
21.11
23.11
28.11
30.11
5.12
7.12
12.12 27.
28.
29
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
Водоем – дом из воды.
Контрольная работа за полугодие
Работа над ошибками. Как сохранить богатство природы.
Охрана природы в культуре народов России и мира.
За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих
художников.
Чудесное путешествие.
Дом как мир – 24 час.
Родной дом – уголок Отчизны
Свой дом – свой простор.
В красном углу сесть – великая честь.
Побываем в гостях.
На свет появился – с людьми породнился.
Родословное древо.
Муж и жена – одна душа.
Святость отцовства и материнства.
Добрые дети – дому венец.
Детские игры – школа здоровья.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.12
19.12
21.12
26.12
28.12
11.01
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
1.02
6.02
8.02
13.02
15.02 42.
43.
44.
Повторение изученного.
Строение тела человека.
Как работает наш организм.
45.46.
47.
Что такое гигиена.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
За страницами учебника (урокигра). Путешествие по городу Здоровейску.
Органы чувств.
Школа первой помощи.
Здоровью цены нет.
Дом не велик, а стоять не велит.
Семейный бюджет.
Мудрость старости.
Путешествие к А.С.Пушкину.
За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.
В поисках Всемирного наследия – 11 час.
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.02
22.02
27,1.03
6,13.03
15.03
20.03
22.03
3.04
5.04
10.04
12.04
17.04
19.04 57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Всемирное наследие.
Московский Кремль.
Озеро Байкал.
Путешествие в Египет.
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками. Путешествие в Грецию.
Путешествие в Иерусалим.
Путешествие в Китай.
Всемирные духовные сокровища.
За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного
наследия.
Что мы узнали. Чему научились.
6667
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
24.04
26.04
3.05
8.05
10.05
15.05
17.05
22.05
24.05
29.05
31.05
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.