Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
03.04.2018
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. В программе представлена пояснительная записка, содержание программы, планируемые результаты и требования к уровню подготовки обучающихся 3-го класса, тематическое планирование, календарно - тематическое планирование. В приложении - контрольная работа для промежуточной годовой аттестации.Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Ом 3.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основании «Примерной программы по учебным предметам Начальная школа. Часть 1»: М., «Просвещение», 2010 г (Стандарты второго поколения), авторской программы «Окружающий мир:   программа:   1­4   классы/   Н.   Ф.   Виноградова.»:   М.:   Вентана­Граф,   2012  и   ориентирована   на учебник  Виноградова Н.Ф.,   Г.С.Калинова   Окружающий   мир:   3   класс:   учебник   для     учащихся общеобразовательных   учреждений.   В   2   ч.   –   М.:   Вентана­Граф,   2014г.;примерной       авторской программы начального общего образования   по Азбуке Смоленского края     для начальной школы: "Азбука   Смоленского   края"   (С.А.   Болотова),   так   как   предмет   «Окружающий   мир»   изучается интегрировано   с   курсом   «Азбука   смоленского   края»        Курс   «Азбука   Смоленского   края» позволяет   полнее   реализовать   воспитательный   и   развивающий   потенциал   краеведческих знаний. Основная  цель  предмета   –   формирование   социального   опыта   школьника,   осознание элементарного   воздействия   в   системе   «человек   –   природа   –   общество»,   воспитание правильного   отношения   к   среде   обитания   правил   поведения   в   ней;   понимание   своей индивидуальности, способностей и возможностей.    Основные цели курса АСК ­ формирование у учащихся целостной картины окружающего мира   и   привитие   любви   к   малой   родине   через   знакомство   младших   школьников   с духовным,   культурно­историческим   наследием   и   природно­географическим   богатством Смоленского края. Задачи курса: воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;   формирование   опыта   экологически   и   этически   обоснованного   поведения   в   природной и социальной среде; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Образовательная   функция   предмета   заключается   в   формировании   разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных,   обществоведческих,   исторических   понятиях,   развития   целостного восприятия окружающего мира. В   соответствии   с   учебным   планом   МБОУ   «Угранская   СШ»   окружающий   мир изучается в 3 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Планируемые результаты изучения программы       Изучение   предмета   позволяет   достичь   личностных,   предметных   и   метапредметных результатов обучения. Личностные результаты:    готовность и способность к саморазвитию и самообучению; высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;   формирование основ российской   гражданской   идентичности, понимания особой роли многонациональной  России  в объединении  народов, в современном мире, в развитии   общемировой   культуры;   понимание   особой   роли   России   в   мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание   роли   человека   в  обществе,   понятие   норм   нравственного   поведения   в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;   формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение   правил   индивидуальной   безопасной   жизни     с   учётом   изменений   среды обитания. Метапредметные результаты:    регулятивные –  владение способами организации, планирования различных видов деятельности   (репродуктивной,   поисковой,   исследовательской,   творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные – способность в связной логической целесообразной форме речи передать   результаты   изучения   объектов   окружающего   мира;   владение рассуждением, описанием, повествованием. познавательные –  способность применять для решения   учебных и практических задач   различные   умственные   операции   (сравнение,   анализ, доказательство и др.).   обобщение, Предметные результаты:     осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о   разных   его сторонах и объектах; обнаружение   и   установление   элементарных   связей   и   зависимостей   в   природе   и обществе; овладение   наиболее   существенными   методами   изучения   окружающего   мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование   умения воспринимать мир не только рационально, но и образно    К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся: ­ характеризовать условия жизни на Земле; ­ устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; ­ описывать свойства воды (воздуха); ­ различать растения разных видов, описывать их; ­   объяснять   последовательность   развития   жизни   растения,   характеризовать   значение органов растения; ­ объяснять отличия грибов от растений; ­ характеризовать животное как организм; ­   устанавливать   зависимость   между   внешним   видом,   особенностями   поведения   и условиями обитания животного; ­ составлять описательный рассказ о животном; ­ приводить примеры (конструировать) цепи питания; ­ характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного); ­ сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох; ­ называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмена крепостного права; свержения последнего русского царя; ­ работать с географической и исторической картами, контурной картой. К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться: ­ ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; ­   анализировать   модели,   изображающие   Землю   (глобус,   план,   карту).   Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; ­ приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха; ­ проводить несложные опыты по размножению растений; ­ проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; ­ рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; ­ ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.); ­   высказывать   предположения,   обсуждать   проблемные   вопросы,   сравнивать   свои высказывания с текстом учебника. Содержание программы Земля – наш общий дом    Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.      Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.      Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни   на   Земле.   Источники   воды   на   Земле.   Водоёмы,   их   разнообразие.   Растения   и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха. Человек изучает Землю    Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего   мира.   Изображение   Земли.   Глобус   –   модель   Земли.   План.   Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.       Расширение   кругозора   школьников.   Представления   людей   древних   цивилизаций   о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Царства природы Бактерии,   грибы.   Отличие   грибов   от   растений.   Разнообразие   грибов.   Съедобные   и несъедобные грибы.    Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.       Животные   –   царство   природы.   Роль   животных   в   природе.   Животные   и   человек. Разнообразие   животных:   одноклеточные,   многоклеточные,   беспозвоночные,   позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные   –   живые   тела   (организмы).   Поведение   животных.   Приспособление   к   среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.    Как человек одомашнил животных.   Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.       Растения   –   живые   тела   (организмы).   Жизнь   растений.   Продолжительность   жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.    Охрана растений. Расширение   кругозора   школьников.   Разнообразие   растений   родного   края.   ЧЯдовитые растения. Предупреждение отравлений ими.   Наша Родина: от Руси до России      Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское   государство,   Московская   Русь,   Российская   империя,   Советская   Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.    Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.    Как люди жили в старину       Портрет   славянина   в   Древней,   Московской   Руси,   в   России.   Патриотизм,   смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).    Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.      Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Как трудились в старину Человек   и   растения.   Культурные   растения.   Что   такое   земледелие.   Хлеб   –   главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.      Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.   Появление   фабрик   и   заводов.   Рабочие   и   капиталисты.   Строительство.   Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).    Торговля. Возникновение денег.    Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.       Расширение   кругозора   школьников.   Орудия   труда   в   разные   исторические   эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из­под земли. Экскурсии В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования   воды   человеком,   охраны   воды   от   загрязнения.   В   краеведческий (исторический) музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы Работа   с   картой   (в   соответствии   с   заданиями   в   рабочей   тетради).   Работа   с   живыми растениями и гербарными экземплярами.  Смоленский   лён.   Лён   ­   культурное   растение.   Его   виды.   Выращивание   льна   на В содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» на интегративной основе включаются следующие темы курса «Азбука Смоленского края»:      Введение в блок «Мир природы», рассматривание книги, знакомство с ней. Проведение стартовой   диагностики   знаний   учащихся   о   природно­географических   особенностях родного края.        Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края.   Почвы   Смоленщины.   Полезные   ископаемые.   Важнейшие   полезные   ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.      Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.    Растения.   Разнообразие   растительного   мира   нашего   края.   Растения   хвойных   и лиственных   лесов.   Растения   заливных,   низинных   и   суходольных   лугов.   Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов и болот.          Грибы.  Грибы  нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные  и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.         Смоленщине. Музей «Смоленский лен».      Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения   и   жизни.   Приспособленность   животных   к   условиям   жизни,   редкие   животные нашего края, меры по их охране.          Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы   в   нашем   крае.   Красная   книга   Смоленской   области.   Категории   охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.       Наши предки. Кривичи ­ предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск ­ древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.        Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.        Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.          Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.      Военное прошлое. Сущность понятия «город­воин». Причины, по которым смоленская земля   была   ареной   многих   битв   и   сражений.   Тесная   связь   истории   древнего   города   и Смоленщины с судьбами всего русского государства.          Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.   употребления. Правила поведения за обеденным столом.   религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.      Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.          Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука   Кирилла   и   Мефодия.   Памятники   письменности:   берестяные   грамоты,   летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» ­ древнейший памятник русской письменности.  Праздники.   Понятие   о   празднике.   Виды   праздников:   календарные,   семейные,        Что   ели   наши   предки.   Еда   наших   предков.   Особенности   ее   приготовления   и Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.      Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. ИЗМЕНЕНИЯ      В   УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема раздела Темы курса АСК Уроки Герб и флаг нашей области Водоемы  Географическое положение  Смоленской области.  Площадь. Рельеф. Грибы Смоленской области Растения нашего края. Животные нашего края. Охрана природы Наши предки Жилища и предметы быта Как одевались в старину Что ели предки Праздники Храмы и монастыри Занятие предков Смоленский лен 1 5 9 27,37 12 17 29 39 53 55 56 58 59 60 61      №      п/п 1 Введение 2 3 4 5 6 Земля – наш общий дом Царства природы Наша Родина: от Руси до России Как люди жили в старину Как трудились в старину Тематическое планирование Земля – наш общий дом – 7ч Человек изучает Землю – 3ч Царства природы – 27ч Наша Родина: от Руси до России – 11ч Как люди жили в старину ­  11ч Как трудились в старину – 7ч Резервные уроки – 2 В том числе: Контрольные работы – 4, практические работы – 3, опыты – 4, экскурсии – 5. Календарно ­ тематическое планирование по окружающему миру для 3 «Б» класса учителя Головановой А.Г. на 2017­2018 учебный год (68 часов) № п/п Кол­ во  ча­ сов Тема урока Дата план фак т Виды контроля Примечания Опыт Опыт Опыт Экскурсия Опыт Практич. раб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 «Где и когда ты живёшь». АСК Герб и флаг нашей области. Солнечная система. Опыт. Распространение тепла от  его источника. Солнечная система. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. Условия жизни на Земле. Опыт.  Роль света и воды в жизни  растений. Условия жизни на Земле. АСК Водоёмы Смоленщины. Условия жизни на Земле. Экскурсия на водный объект. Условия жизни на Земле. Опыт. Свойства почвы. Человек познаёт мир. Практическая работа. Работа с  географической картой (в  соответствии с заданиями в рабочей  тетради) Человек познаёт мир. АСК   Географическое   положение Смоленской   области.   Площадь. Рельеф. Человек познаёт мир. Царства природы. Бактерии. Царства природы. Грибы. АСК Грибы Смоленской области. Экскурсия К.р. Практич. раб. Экскурсия К.р. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38   культурные     и Растения Царства природы. Грибы. Растения дикорастущие. прекрасные, но опасные. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (лес) Контрольная   работа. жизни на земле. Разнообразие растений на Земле. АСК Растения Смоленской  области  Условия Разнообразие растений на Земле. Практическая работа.  Работа с  живыми растениями и гербарными  экземплярами. Как живёт растение. Как живёт растение. Размножение растений. Размножение растений. Размножение растений. Культурные   растения   в   жизни человека. Экскурсия в природное сообщество (поле). Культурные   растения   в   жизни человека. Красная книга России. Красная книга России. АСК Красная книга Смоленской  области. Разнообразие мира животных. Разнообразие мира животных. АСК Животные Смоленской  области Контрольная   работа.  Земля   наш общий дом. Животные – живые существа. Беспозвоночные животные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Позвоночные животные. Природные сообщества. Почему   люди   приручили   диких животных. АСК Заповедные места нашей  области. Как люди узнают о прошлом. 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65  Наши Восточнославянские племена. АСК Наши предки. Первые русские князья. Первые русские князья. Первые русские князья. Как Москва стала столицей. Практическая   работа.  Работа   с исторической   картой   «Московское государство». Иван  IV  Грозный – первый русский царь. Пётр I Великий. Екатерина II Великая. Последний   российский   император Николай II. Советская Россия. СССР. Из истории имён. Какими людьми были славяне. Экскурсия в исторический музей. Контрольная   работа. предки. Скажи, какой у тебя дом… Скажи, какой у тебя дом… АСК Жилища и предметы быта. По одёжке встречают. По одёжке встречают. АСК Как одевались в старину. Русская трапеза. АСК Что ели наши предки. Верования языческой Руси. АСК Праздники Верования языческой Руси. АСК Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Что крестьянина? АСК Занятия предков. Что создавалось крестьянина? АСК Смоленский лён. Что создавалось ремесленника? Итоговая контрольная работа Что создавалось трудом рабочего? Экскурсия на предприятие. Что создавалось трудом рабочего? создавалось трудом трудом трудом             Практич. раб. Экскурсия К.р. ИКР Экскурсия 66 67­ 68   которые   совершил Открытия, человек в XIX – XXвеках. АСК Наши земляки. Ю.А.Гагарин  – первый космонавт. Резервные уроки Приложение Контрольная работа  по теме «Земля – наш общий дом» (за Iполугодие) 1. Допиши предложения. Я живу на планете _________________ , на материке ___________________ , в стране __________________, в городе _______________________ . 2. Перечисли планеты Солнечной системы. _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ 3. Перечисли важные условия жизни на Земле. __________________________________________________________________ 4. Определи вид растения. Этих растений больше всего на планете и встречаются повсюду.___________________ Эти растения бывают одноклеточные и многоклеточные._________________________ Одни из них нельзя увидеть, а другие образуют заросли.__________________________ Когда­то это были огромные деревья, а сейчас это травянистые растения.______________ Эти растения можно увидеть на старом пне, на камне. Они оживают после  смерти.___________________________ Голосеменные – это__________________________________ 5. Назови ядовитые растения. ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________  6. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр. Олень, лось, заяц, сова. 7. Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами. Пчѐлы                лебеди                     муравьи                           слоны живут парами        живут колониями        живут стадами              живут семьями 8. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае. __________________________________________________________________  9. Соедини название группы животных с названием пищи, которую они употребляют. Растительноядные             живые или мѐртвые животные, растения, грибы Хищные                                водоросли, листья, корни, плоды Всеядные                              другие животные 10. Исправь и запиши цепь питания. Мыши­пшеница­орлы __________________________________________________________________ 11. Из­за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву. а) из­за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса; б) из­за пожаров и стихийных бедствий; в) из­за изменения климата на Земле. 12. Напиши, какое значение имеют (какую работу выполняют корень, лист, цветок) Корень___________________________________________ Лист_____________________________________________ Цветок_________________________________________ 13. Почему река синяя? Подчеркни Синий цвет любят рыбы Окрашена в синий цвет Богата кислородом Отражает небо 14. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву. а) создают заповедники и национальные парки; б) создают бульвары и скверы; в) создают фермы, пасеки и птицефабрики. Итоговая контрольная работа Итоговый тест 1.Где собраны исторические находки, найденные в земле? 1.В библиотеке 2.В музее 3.В квартире 2.Люди, которые ведут раскопки? 1.Ботаник 2.Зоолог 3.Археолог 3.Кто такие предки? 1.Люди, которые жили перед нами 2. Люди, которые живут сейчас с нами 3. Люди, которые будут жить после нас 4.Что такое венчание на царство? 1.Провозглашение царём 2. Празднование 3. Отречение от престола 5.Какой славянский праздник справлялся зимой, когда день только начинал прибавляться? 1.Иван Купала 2.Коляда (Рождество) 3.Масленница 6.Какой праздник устраивали славяне весной, когда день равнялся ночи? 1.Масленница 2.Рождество 3.Иван Купала 7.Как называются изображения славянских богов из дерева и камня? 1.Идолы 2.Статуэтки 3.Фигуры 8.Кто создал первый русский флот? 1.Петр I 2.Рюрик 3.Екатерина II 9.Что является основным законом жизни нашего государства? 1.Конституция 2.Флаг, герб 3.Гимн 10.В какой стране мы живём? 1.Смоленская область 2.Россия 3.Угра 11.Кто является первым космонавтом? 1.Г.С. Титов 2.Ю.А. Гагарин 3.В.Терешкова 11.Глава нашего государства? 1.Царь 2.Президент 3.Губернатор 12.Главный город, где работает правительство и находятся государственные учреждения? 1.Москва 2.Санкт – Петербург 3.Смоленск Контрольная работа(промежуточная аттестация) 1. Как называется наука, изучающая живую природу? 1. астрономия 2) биология 3) экология 4) филология 1 вариант 2. Что относится к живой природе? 1) микробы 2) ручей 3) гора 4) снег 3. Что такое окружающая среда? 1) неживая природа 2) живая природа 3) все, что окружает живое существо. 4. Укажи культурное травянистое растение. 1) петрушка 2) крапива 3) одуванчик 4) лебеда 5. Какой газ выделяют при дыхании живые существа? 1) кислород 2) водород 3) азот 4) углекислый газ 6. Укажи свойства воды. 1) прозрачна 2) бесцветна 3) не имеет запаха 4) текучая 7. Что дает растениям почва? 1) углекислый газ 2) воду с минеральными солями 3) энергию 4) свет 8. Что относится к веществам? 1) комета 2) муравей 3) вода 4) гвоздь 9. Какое животное относится к группе насекомых? 1) паук 2) дождевой червь 3) стрекоза 4) рак 10. Органом какой системы являются легкие? 1) пищеварительной 2) дыхательной 3) кровеносной 4) опорно­двигательной 11. Как называли людей, поклонявшихся различным богам природы? 1) бояре 2) дворяне 3) язычники 4) народ 12. Первый император России? 1) Петр I 2) Рюрик 3) Екатерина II 4) князь Олег 13. Что обозначает слово империя? 1) мир 2) власть 3) война 4) государство 14. Кто является первым космонавтом?   1) Г.С. Титов 2) Ю.А. Гагарин 3)В.Терешкова 4) Гречко Н.Р. 15. Глава нашего государства? 1) Царь 2) Президент 3) Губернатор 4) Мэр 16 В каком году распался СССР? 1) 1917 2) 1991 3) 1920 4) не распадался 17. Назовите потомков восточных славян: 1) русские 2) поляки 3) украинцы 4) белорусы 5.немцы 18. Почему славяне стали объединяться? 1)легче жить 2)легче трудиться 3)защищать свои земли 4)легче гулять 19. Что называется материком? 1) Большой водоём. 2) Крупный участок суши, окружённый водой. 3) Изображённая на плоскости поверхность Земли, где объекты обозначаются условными обозначениями. 20. Вставь в предложение числа. На планете Земля ____ материков и ____ океанов. 21. Модель планеты Земля – это… 1) карта 2) глобус 3) план местности 4) макет 22. Что такое фауна? 1) мир растений 2) мир животных 3) мир неживой природы 1. Что отличает человека от других живых существ? 2 вариант 1) движение 2) рост 3)дыхание 4) разум 2. Что относится к живой природе? 1) солнечный луч 2) медведь 3) скала 4) лед 3. Что такое окружающая среда? 1) неживая природа 2) живая природа 3) все, что окружает живое существо. 4. Укажи культурное травянистое растение. 1) морковь 2) клевер 3) одуванчик 4) лебеда 5. Какой газ образуют растения в листьях под воздействием света и воды? 1) кислород 2) водород 3) азот 4) углекислый газ 6. Укажи свойства воздуха. 1) прозрачен 2) бесцветен 3) не имеет запаха 4) текучая 7. Что не входит в состав почвы? 1) песок 2) вода 3) воздух 4) дождевой червь 8. Что относится к веществам? 1) солнце 2) крахмал 3) мяч 4) гвоздь 9. Какое животное относится к группе насекомых? 1) паук 2) трясогузка 3) бабочка 4) морской ёж 10. К какой системе органов относятся вены? 1) пищеварительной 2) дыхательной 3) кровеносной 4) опорно­двигательной 11. Как называли людей, поклонявшихся различным богам природы? 1) бояре 2) дворяне 3) язычники 4) народ 12. Первый царь России? 1) Иван Грозный 2) Рюрик 3) Екатерина II 4) Пётр I 13. Что обозначает слово империя? 1) закон 2) война 3) власть 4) государство 14. Кто является первым космонавтом?   1) Г.С. Титов 2) В.Терешкова 3) Ю.А. Гагарин 4) Гречко Н.Р. 15. Глава нашего государства? 1) Царица 2) Президент 3) Губернатор 4) Мэр 16 В каком году распался СССР? 1) 1991 2) 1920 3) 1917 4) 1941 1. Люди, которые ведут раскопки? 1) ботаники 2) зоологи 3) археологи 4) биографы 1. Кто такие предки? 1)Люди, которые жили до нас. 2) Люди, которые живут сейчас с нами. 3) Люди, которые будут жить после нас. 1. Территория славян находилась между морями: 1. Красным, Чёрным, Балтийским 2) Чёрным, Белым, Балтийским 1. Вставь в предложение числа. На планете Земля ____ материков и ____ океанов. 1. Модель планеты Земля – это… 1) макет 2) глобус 3) план местности 4) карта 1. Что такое флора? 1) мир растений 2) мир животных 3) мир неживой природы

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018