Рабочая программа по окружающему миру4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
02.10.2019
Рабочая программа по окружающему миру4 класс
Рабочая программа по окружающему миру основного начального общего образования составлена на основе примерной программы начального общего образования разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей , логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
№ 6 ООМ.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Садовое»   Согласовано Зам. директора по УР _____________Эркенова Ф.Х. Утверждаю Директор школы  _________ Блимготова Э.Х. Приказ №___ от «_____» _______ 2019 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Окружающему миру» для 4 класса Разработала: учитель начальных классов  первой  квалификационной категории  Голаева Альбина Хамзатовна 2 2019 – 2020 уч. год Пояснительная записка Рабочая   программа   по   окружающему   миру   для  4  класса   составлена   на   основе   Примерной программы   начального   общего   образования,   разработанной   в   соответствии   с   ФГОС,   с   учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;  годового календарного графика и учебного плана МКОУ «СОШ с. Садовое» на 2019­ 2020 учебный год, авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова (М.  Просвещение, 2011) Изучение   курса   «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   направлено   на   достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.  Место курса в учебном плане Рабочая   программа   основного   начального   образования   по   окружающему   миру   составлена   в соответствии с количеством часов , указанных   в Базисном плане МКОУ «СОШ с. Садовое» в объёме 68 часов .(2 часа в неделю, 34 учебные недели) Учебно – методический комплект: 1 Плешаков, А. А.  Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014. 2 Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014. 3 Плешаков,   А.   А. Окружающий   мир.   4   класс.   Тесты   [Текст]:   пособие   для   учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2015. Планируемые результаты изучения курса: Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:   Личностные результаты:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности;  формирование   ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;  формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том   числе   в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  3   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определять   наиболее эффективные способы достижения результата;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности           конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для   создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и   коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о   распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного   предмета «Окружающий мир». Предметные результаты:  понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание   чувства   гордости   за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  4   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,   сравнение,   классификация   и   др.   с   получением   информации   из   семейных   архивов,   от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи.  В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:  Виды контроля Кол­во часов Проверочная работа Итоговая диагностическая работа Защита проекта Тестирование Практическая работа 4 1 2 В течении года В течении года Основное содержание учебного курса Учебно – тематическое планирование Наименование  разделов Земля и  человечество Кол­во часов 9 №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. №  п/п 1. 2. Природа России 11 Основные изучаемые вопросы темы Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды,   планеты   и   спутники   планет.   Земля   –   планета   Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом   пространстве;   причины  смены   дня  и   ночи   и   времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с   помощью   глобуса   и   географической   карты.   Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир   глазами   историка.   Что   изучает   история.   Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое   и   настоящее   глазами   эколога.   Представление   о современных   экологических   проблемах   планеты.   Охрана окружающей   среды   –   задача   всего   человечества.   Международное сотрудничество  в  области  охраны окружающей  среды.  Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие   равнины   и горы, моря, озера и реки нашей страны. Природные   зоны   нашей   страны:   зона   арктических   пустынь,   зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России.  Красную   книгу   России.   Необходимость   бережного   отношения   к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление 3. Родной край –  часть большой  страны 14 4. Страницы  Всемирной  истории 6 5. Страницы  истории России 20 5 признаков их приспособленности к условиям жизни. Наш   край   на   карте   Родины.   Карта   родного   края.   Формы   земной поверхности   в   нашем   крае.   Изменение   поверхности   края   в результате   деятельности   человека.   Охрана   поверхности   края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов   в   результате   деятельности   человека.   Охрана   водоемов нашего   края.   Полезные   ископаемые   нашего   края,   их   основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление   с   важнейшими   видами   почв   края   (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие   растений   и   животных   различных   сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности   сельского   хозяйства   края,   связанные   с   природными условиями.   Растениеводство   в   нашем   крае,   его   отрасли (полеводство,   цветоводство). Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии:  знакомство   с   растениями   и   животными   леса,   их распознавание   в   природных   условиях   с   помощью   атласа­ определителя;   знакомство   с   растениями   и   животными   луга,   их распознавание   в   природных   условиях   с   помощью   атласа­ определителя;   знакомство   с   растениями   и   животными   пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­ определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание   овощеводство,   плодоводство, образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа­ определителя; знакомство с культурными растениями края. Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования Крещение   Руси.   Русь   –   страна   городов.   Киев   –   столица   Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая   Орда.   Оборона   северо­западных   рубежей   Руси.   Князь Александр   Невский.   Московская   Русь.   Московские   князья   – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках. Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический   подвиг   Кузьмы   Минина   и   Дмитрия   Пожарского. 6 Утверждение   новой   царской   династии   Романовых.   Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь­преобразователь. Новая столица   России   –   Петербург.   Провозглашение   России   империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.  Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское   сражение.   М.   И.   Кутузов.   Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века. Россия   в   XX   веке.   Участие   России   в   Первой   мировой   войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20– 30­е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного  спутника   Земли,   полет  в  космос   Ю.  А.  Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах. 8 Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные 6. Современная  Россия праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Итого: 68 ч. 7 Календарно­тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса Тема урока №  п/п К­во часо в Планируемые  результаты Форма  занятий Форма  контроля Корре кция Дата прове дения I. Четверть (16 ч) Раздел «Земля и человечество» (9 ч) 1 1 1 1. Мир глазами  астронома 2. Планеты  солнечной  системы. 3. Звёздное небо  – Великая  книга  Природы. Практическая  работа 4. Мир глазами  1 географа. Практическая  работа 5. Мир глазами  1 историка.  Практическая  Знать название нашей  планеты, планет  Солнечной системы.  Понимать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов. Уметь использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательного интереса  о нашей планете. Уметь работать с  готовыми моделями  (глобусом и картой),  создать несложные модели планет. Знать название звезд и  созвездий, правила  наблюдения звездного  неба.  Уметь работать с  готовыми моделями  (глобусом и картой),  создать несложные модели планет и созвездий. Знать понятие о  географии и  географических объектах,  историю создания карт в  мире и в России, глобус  как модель Земли,  элементарные приемы  чтения плана, карты (без  масштаба), материки и  океаны, их названия,  расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на  карте, глобусе материки и  океаны, горы, равнины,  моря. Знать понятие об  истории, как науке,  Фронтальн ый Фронтальн ый Урок  введения в  новую тему Урок  изучения  нового  материала Комбиниров анный урок  Фронтальн ый Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Фронтальн ый  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Фронтальн ый  Практичес работа 6. Когда и где.  Понятие о  веке  (столетии) и  тысячелетии. 7. Мир глазами  эколога. 8. 9. Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Обобщение по  разделу  «Земля и  человечество»  Тестирование 8 значение летописей и  археологии, архивов и  музеев для изучения  истории. Уметь описывать  отдельные (изученные)  события из истории  отечества. Знать понятия о веке  (столетии) и тысячелетии,  летосчисление в древности и в наши дни, «лента  времени». Уметь описывать  отдельные (изученные)  события из истории  отечества, использовать  ленту времени. Знать понятие – экология, международные  экологические  организации,  экологический календарь. Уметь использовать  приобретенные знания для оценки воздействия  человека на природу,  выполнение правил  поведения в природе и  участие в е  охране. Знать правила поведения  человека, памятники  истории и культуры. Уметь использовать  знания для оценки  воздействия человека на  природу. Знать основные понятия по  изученным темам. Уметь самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных источниках  сведения по определённой  теме, излагать их в виде  сообщения, рассказа. ȅ 1 1 1 1 кая работа Урок ­ игра Фронтальн ый Индивидуа льный Комбиниров анный урок Фронтальн ый Индивидуа льный Комбиниров анный урок Фронтальн ый Урок  обобщения и систематиза ции знаний. Индивидуа льный  Тестирова ние 10. Равнины и  1 горы России. Практическая  работа: по  Раздел «Природа России» (11 ч) Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на  карте, глобусе материки и  Урок  изучения  нового  материала Фронтальн ый физ/ карте  11. Моря,  озера и  реки России. Практическая  работа: по  физ/ карте 12. Природные  зоны России. 13. Зона  арктических  пустынь.  14. Тундра.  Практическая  работа: по  физической  карте 15. Леса России. Практическая  работа 1 1 1 1 1 16. Лес и человек. 1 9 океаны, горы, равнины,  моря, реки. Знать виды водоёмов. Уметь показывать на  карте, глобусе материки и  океаны, горы, равнины,  моря, реки. Знать план изучения  природной зоны, причины  смены природных зон с  севера на юг, высотную  поясность. Уметь определять   по  карте природные зоны  России, высказывать  предположения о  причинах их смены,  осуществлять  самопроверку.  Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных арктических  пустынь. Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных зоны тундры. Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных зоны лесов. Знать роль растений в  природе и жизни людей,  правила поведения в лесу.  Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных, раскрывать  особенности их внешнего  Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Текущий Комбиниров анный Текущий Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Комбиниров анный урок Текущий 17. Зона степей. 1 1 1 1 18. Пустыни. 19. У Ч рного  ȅ моря. 20. Обобщение  по разделу  «По  природным  зонам  России» Проверочная  работа №1. 10 вида и жизни. II четверть (15 ч) Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных зоны степей. Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных пустыни. Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных  групп растений и  животных Черноморского  побережья. Знать: основные понятия  по изученным темам. Уметь: самостоятельно находить  в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Комбиниров анный урок  Индивидуа льная  Работа по  карточкам  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Текущий  Практичес кая работа Урок  обобщения и систематиза ции знаний. Тематичес кий  Тестирова ние Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 ч) 21. Наш край. Экскурсия  «Формы  поверхности  нашей земли» 22. Поверхность  нашего края. 1 1 Знать название родного  края, города. Уметь показывать на  карте родной край,  выполнять основные  правила поведения в  окружающей среде. Знать понятия «овраг»,  «балка». Уметь показывать на  карте, глобусе горы,  равнины, реки, различать  объекты природы и  изделия, объекты живой и  Фронтальн ый Урок  введения в  новую тему.  Экскурсия Комбиниров анный урок Фронталь ный.  Работа с  карточка ми 23. Водные  богатства  нашего края. 24. Наши  подземные  богатства. 25. Земля –  кормилица. 26. Жизнь леса. 27. Жизнь луга.  28. Жизнь в  пресных   водах.  29. Природные  сообщества  родного края 11 неживой природы. Знать понятия «река»,  «озеро», правила  поведения на воде. Уметь показывать на  карте, глобусе   реки,  различать объекты  природы и  изделия, объекты живой и  неживой природы. Знать важнейшие  полезные ископаемые  родного края, их свойства, способы добычи,  использование, об охране  полезных богатств. Уметь использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска дополнительной  информации о подземных  богатствах. Знать понятие «почва»,  состав воды и почв. Уметь определять  признаки различных  объектов природы (цвет,  форму, сравнительные  размеры); различать  объекты природы и  изделия, объекты живой и  неживой природы. Знать основные правила  поведения в окружающей  среде понятие –  природное сообщество  «луг». Уметь использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательных интересов, поиска дополнительной  информации о родном  крае, о жизни леса, луга и  пресного водоема 1 1 1 1 1 1 1 Комбиниров анный урок Практиче ская  работа:  исследова ние Комбиниров анный урок  Практическ ая работа Фронталь ный.  Работа в  группах Комбиниров анный урок Фронталь ный.  Работа в  группах Тестирова ние. Работа в  парах Тестирова ние. Работа в  парах Тестирова ние. Работа в  парах Комбиниров анный урок  Практическ ая работа Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Комбиниров анный урок  Практичес кая работа Урок  введения в  новую тему.  Экскурсия 30. Растениеводст во в нашем  крае. 31. Животноводст во в нашем  крае. 1 1 32. Проверочная  1 работа № 2  по разделу  «Родной край – часть  большой  страны»  33. Презентация  проектов  «Охрана  природы в  нашем крае» 34. Экскурсия в  краеведчески й музей. 35. Начало  истории  человечества. 1 1 1 12 Знать названия отраслей  растениеводства нашего  края. Уметь выполнять правила  ухода за культурными  растениями. Знать названия отраслей  животноводства нашего  края. Уметь выполнять правила  ухода за животными. Знать: основные понятия  по изученным темам. Уметь: самостоятельно находить  в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Комбиниров анный  Практичес кая работа Фронталь ный.  Работа в  группах Тестирова ние.  Самостоя тельная  работа Тематичес кий  Индивидуа льный Комбиниров анный  Урок  обобщения и систематиза ции знаний.  Тестирова ние III четверть ( 18 ч) Презентация проектов Защита  проектов Фронтальн ый.  Практичес кая работа Фронталь ный.  Работа с  карточка ми Урок ­  экскурсия Выявлять взаимосвязь  развития отраслей  животноводства в регионе  с природными условиями;  извлекать информацию из  краеведческой  литературы, СМИ и  Интернета; готовить  доклады и презентовать их в классе Знать правила поведения  в общественных местах. Уметь подготавливать в  группе рассказ по  результатам экскурсии в  краеведческий музей с  целью ознакомления с  прошлым и настоящим  родного города. Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч) Знать, что изучает наука  «история», представление  о периодизации истории.  Начало истории  человечества:  первобытное общество. Уметь использовать ленту Урок  введения в  новую тему 1 36. Мир  древности  далёкий и  близкий. 37. Средние века:  время рыцарей и замков. 1 38. Новое время:  1 встреча  Европы и  Америки. 1 39. Новейшее  время:  история  продолжается  сегодня. 13 времени, определять по  «ленте времени»  длительность периода  первобытной истории. Знать историю древнего  мира, понятия ­ Древний  мир, иероглифы, пирамиды. Уметь извлекать  информацию из учебника,  анализировать  иллюстрации, готовить  сообщения и презентовать  их перед классом.  Обобщать сведения о  древних государствах, их  культуре, религиях,  выявлять общее и отличия. Знать историю средних  веков, понятия ­ Средние  века, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок. Уметь находить на карте  местоположение крупных  городов Средневековья.  Сопоставлять мировые  религии, выявлять их  сходство и различия,  место их возникновения,  особенности храмов. Знать достижения науки и техники, объединившие  весь мир: пароход,  паровоз, железные дороги,  электричество, телеграф. Уметь подготавливать  небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника,  описывая важнейшие  изученные события из  истории Отечества. Знать представление о  скорости перемен в ХХ в.  Достижения науки и  техники. Уметь самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  Фронталь ный Урок  изучения  нового  материала Комбиниров анный урок Фронталь ный Комбиниров анный урок Фронтальн ый опрос Работа в  группах по карточкам Комбиниров анный урок Фронтальн ый опрос 14 ȅ ȅ Урок  изучения  нового  материала Урок  обобщения и систематиза ции знаний.  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Знать: основные понятия  по изученным темам. Уметь: самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Раздел «Страницы истории России» (20 ч) Знать кто такие славяне,  восточные славяне,  природные условия жизни  восточных славян, их быт,  нравы, обычаи. Уметь пересказывать  своими словами текст  учебника (о событии,  историческом деятеле,  памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Знать понятия: великий  князь, бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси, Христианство. 988 год. Знать название  нашей страны, е  столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на  карте границы России,  некоторые города России. Знать понятия: кремль, Великий  Новгород, Москва, Юрий  Долгорукий 1147 год. Знать название  нашей страны, е  столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на  карте границы России,  некоторые города России. Знать понятия: Кирилл,  Мефодий, кириллица, IХ  век, летописи, монах  Нестор. Знать историю  Комбиниров анный урок Комбиниров анный урок Комбиниров анный урок Тематичес кий  Индивидуа льный  Тестирова ние Фронтальн ый опрос Фронтальн ый опрос Фронтальн ый.  Работа с  картой Фронтальн ый.  40. Проверочная  1 работа № 3  по разделу  «Страницы  всемирной  истории».  1 1 1 41. Жизнь  древних  славян. Работа с  картой. 42. Во времена  Древней Руси. (столица  Древний Киев) 43. Страна  городов. Работа с  картой и со  схемами. 44. Из книжной  1 сокровищницы Древней Руси. 15 Древней Руси. Уметь подготавливать  небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника,  описывая важнейшие  изученные события из  истории Отечества. Знать понятия: дань, хан  Батый, Золотая орда, Александр Невский.  Почему Русь не смогла  организовать достойный  отпор монголо­татарским  полчищам, почему шведы  начали своё наступление в  1240 году. Знать понятия: монастырь , Иван Калита. Как  возрождалась Русь? Как  происходил усиление    Московского княжества? Уметь пересказывать  своими словами текст  учебника (о событии,  историческом деятеле,  памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Знать понятия: Дмитрий  Донской, Куликовская  битва. В чём значение  победы русского войска на поле Куликовом? Уметь подготавливать  небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника,  описывая важнейшие  изученные события из  истории Отечества. Знать понятия: река Угра, Иван Третий, столица Москва, Иван IV. Уметь подготавливать  небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника,  описывая важнейшие  изученные события из  истории Отечества. Знать понятия: Иван  Комбиниров анный урок Комбиниров анный урок Фронталь ный. Работа с  картой  Фронталь ный.  Работа с  карточка ми Комбиниров анный урок Фронталь ный.  Работа с  карточка ми Комбиниров анный урок Фронталь ный.  Работа с  карточка ми Комбиниров анный урок Фронталь ный.  1 1 45. Трудные  времена на  Русской земле. 46. Русь  расправляет  крылья. . 47. Куликовская  битва. 1 48. Иван  Третий. 1 49. Мастера  печатных дел. 1 16 Фёдоров, книгопечатание, первопечатники. Каково  значение начала  книгопечатания в России?  Какими были первые  русские учебники? Уметь самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Знать понятия: народное  ополчение, Минин и  Пожарский, Михаил  Фёдорович, Романов,  Сибирь, Ермак. Какие  опасности угрожали  России в начале XVII  века? Когда в России  начали править цари из  рода Романовых? Уметь использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательных интересов. Знать понятия:  император, Санкт­Петербург. Какие  главные перемены  произошли в России при  Петре I Великом? Почему  для России был так важен  флот? Когда был основан Санкт­ Петербург? Уметь  использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательных интересов. Знать понятия:  Московский университет. Каковы заслуги  Ломоносова в развитии  науки и культуры? Уметь самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  Работа в  парах Комбиниров анный урок Фронтальн ый  Работа по  карточкам Комбиниров анный урок Фронтальн ый Работа с  картой Комбиниров анный урок Фронтальн ый  Работа по  карточкам 50. Патриоты  1 России. 51. П тр Великий. ȅ 1 52. Михаил  1 Васильевич  Ломоносов. 17 определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. IV четверть (19 ч) Знать понятия: А.В.  Суворов, Ф.Ф. Ушаков Крепостные дворяне.  Какие перемены  произошли в России во  время правления  Екатерины Второй?   Какие личные качества  Екатерины Второй  помогали ей в управлении  империей? Уметь пересказывать  своими словами текст  учебника (о событии,  историческом деятеле,  памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Знать понятия: Отечестве нная война, Бородинская  битва, Кутузов М.И., Наполеон. Какой  полководец командовал  русскими войсками в 1812 году? Почему русский  народ смог победить  такого сильного врага? Уметь работать с  исторической картой. Знать понятия: крепостно е право, Александр II.  Какое значение имело  отмена крепостного  права? Что вызвало  технический прогресс в  России во второй  половине XIX века? Уметь работать с  исторической картой,  находить на карте  Транссибирскую  магистраль. Знать понятия: первая  мировая война, революция, Комбиниров анный урок Фронтальн ый  Работа с  карточкам и Изучение  нового  материала Работа в  группах по карточкам Комбиниров анный урок Фронтальн ый  Тест  Комбиниров анный урок Фронтальн ый . Тест 53. Екатерина  Великая. 1 54. Отечественная 1 война 1812  года.  55. Страницы  1 истории XIX  века. 56. Россия  вступает в XX  век. 1 57. Страницы  1 истории 1920  – 1930 – х  годов. 58. Великая война 1 и Великая  победа. 59. Страна,  1 открывшая  путь в космос. 18 гражданская война. Какие  важные события,  изменившие судьбу  России, произошли в  стране в начале ХХ века?  Что такое гражданская  война? Уметь использовать  полученные знания для  удовлетворения  познавательных интересов. Знать понятия: СССР.  Когда образовался Союз  Советских  социалистических  республик (СССР)? Жизнь страны в 20­30  годы. Уметь описывать  исторические события в  начале 20 века в России. Знать понятия: Великая  Отечественная война.  Когда началась и когда  закончилась Великая  Отечественная война? Уметь составлять план  рассказа о ходе Великой  Отечественной войны,  рассказывать о ней по  плану. Знать понятия: Э.К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А.  Гагарин. Достижения  учёных: запуск первого  искусственного спутника  Земли, полёт в космос  Ю.А. Гагарина,  космическая станция  «Мир». Преобразования в  России в 90­е годы. Распад СССР. Культура России в  ХХ веке. Уметь извлекать из  дополнительной  литературы и Интернета  информацию об освоении  космоса. Комбиниров анный урок Фронтальн ый . Тест Комбиниров анный урок Фронтальн ый Комбиниров анный урок Фронтальн ый 60. Проверочная  работа № 4  по разделу  «Страницы  истории  России» 61. Основной  закон России и права  человека. 62. Мы  ­  граждане  России. 63. Славные  символы  России. 1 1 1 1 19 Знать: основные понятия  по изученным темам. Уметь: самостоятельно  находить в учебнике и  дополнительных  источниках сведения по  определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Урок  обобщения и систематиза ции знаний.  Тестовая  работа по  вариантам Раздел «Современная Россия» (8 ч) Урок  введения в  новую тему Фронтальн ый Работа с  картой  современн ой России. Комбиниров анный урок Фронтальн ый Комбиниров анный урок Фронтальн ый Знать понятия: Конституция. Мы –  граждане России.  Конституция России – наш основной закон. Права  человека в современной  России. Права и  обязанности гражданина. Уметь находить на  политико –  административной карте  РФ края, области,  республики, автономные  округа, автономные  области, города  федерального значения. Знать понятия: Президент Российской Федерации; Федеральное  собрание (парламент): Совет Федерации и Государственная Дума; Правительство РФ; Председатель  Правительства РФ. Уметь различать права и  обязанности гражданина,  устанавливать их  взаимосвязь. Знать понятия: флаг,  герб, гимн. Что такое  символ? Какие символы у  нашего государства?  Почему нужно знать и  уважать символы своего  государства? Уметь обсуждать  особенности Гос/ флага  России (послед­ть  расположения полос, 20 цвета флага). Объяснять  символический смысл  основных изображений  Государственного герба  России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Гос. гимна  России, уметь  выразительно  декламировать (петь) его Знать, какое значение для  государства граждан  России имеют  гос. праздники? Уметь рассказывать о  родной стране и её  святынях, праздничных  днях России на основе  данных, полученных из  источников массовой  информации. Знать исторические  памятники, культовые  сооружения, соотносить  их с определённой эпохой, событием, фактом. Уметь самостоятельно  находить в учебнике и  доп. источниках сведения  по определённой теме,  излагать их в виде  сообщения, рассказа. Знать: основные понятия. Уметь: выполнять  задания с выбором ответа. Уметь выступать с  подготовленным  сообщением; расширять и  углублять знания по  выбранной теме;  обсуждать выступления  учащихся, оценивать  свои достижения и  достижения других  учащихся. Комбиниров анный урок Фронтальн ый Комбиниров анный урок Фронтальн ый Комбиниров анный урок Фронтальн ый Контрольно  –  обобщающи й урок Урок ­  проект Итоговая  диагностич еская  работа Защита  проекта 64. Такие разные  праздники. 1 65. Путешествие  по России. 66. Путешествие  по России. 67. Итоговая  диагностичес кая работа 68. Презентация  проектов  (по  выбору). 1 1 1 1 Список литературы (для учителя и для учащихся) 1. Плешаков   А.   А.,  Крючкова   Е.   А. Окружающий   мир.   4   класс:   учеб.   с   прил.   на   электрон. носителе: в 2­х частях. Ч. 1: 2­е издание, М.: Просвещение, 2014. – 223 с. 21 2. Плешаков   А.   А.,  Крючкова   Е.   А. Окружающий   мир.   4   класс:   учеб.   с   прил.   на   электрон. носителе: в 2­х частях. Ч. 2: 2­е издание, М.: Просвещение, 2014. – 223 с. 3. Плешаков А. А. Крючкова Е. А.  Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 1: – М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 4. Плешаков А. А. Крючкова Е. А.  Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 2: – М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 5. Плешаков   А.   А. Окружающий   мир.   4   класс:   Пособие   для   учащихся   общеобразовательных учреждений. — 13­е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 222 с.  6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: Пособие для учащихся начальных классов.  – 15­е изд. – М.: Просвещение, 2014. — 223 с.  7. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: науч. дневник М.: Просвещение, 2014. – 16 с. 8. Волкова Е.В., Гринберг И.Г., Никифорова Т.Ю.: Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. 10 вариантов. ФГОС. Издательство: Экзамен, 2018 г. – 84 с.

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Рабочая программа по окружающему миру4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019