Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
06.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, положения о рабочих программах МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, на основе авторской программы О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» и адресована для обучающихся 1-4 классов.
окр мир 17 18.doc
Рабочая   программа   по   окружающему   миру   разработана   в   соответствии   с   ФГОС   НОО, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского   района   Пензенской   области, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, положения о рабочих программах МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области,  на   основе авторской  программы  О.Т.Поглазовой  «Окружающий мир» и адресована для обучающихся 1­4 классов.               Цель  изучения   курса   «Окружающий   мир»   ­   формирование   у   младших   школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно­этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно­нравственной личности, любящей своё Отечество,  сознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.        Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:     ­ социализация ребёнка;        ­  развитие  познавательной   активности   и   самостоятельности   в   получении   знаний   об окружающем   мире,   развитие   личностных,   регулятивных,   познавательных,   коммуникативных универсальных учебных действий;       ­ формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);       ­ воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности,   освоить   элементарные   естественнонаучные,   обществоведческие   и   исторические  личностные знания,   научиться   наблюдать,   экспериментировать,   измерять,   моделировать. результаты изучения курса «Окружающий мир» У выпускника будут сформированы:      положительное   отношение   к   процессу   обучения,   к   приобретению   знаний   и   умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на   проявление   доброго   отношения   к   людям,   уважения   к   их   труду,   на   участие   в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов; осознание себя как гражданина своего Отечества,  обретение  чувства любви  к родной стране,   к   её   природе,   культуре,   формирование   интереса   к   её   истории,   уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;     умение   выделять   нравственный   аспект   поведения,   соотносить   поступки   и   события   с принятыми в обществе морально­этическими принципами; навыки   безопасного,  экологически   грамотного,   нравственного   поведения   в   природе,   в быту, в обществе; осознание   ценности   природы   не   только   как   источника   удовлетворения   потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни. У выпускника могут быть сформированы:        стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность   преодолевать   учебные   затруднения   и   адекватно   оценивать   свои   успехи   и неудачи, умение сотрудничать; зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление   к   соблюдению   морально­этических   норм   общения   с   людьми   другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:        организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); принимать  (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать  (в   сотрудничестве   с   учителем,   с   одноклассниками   или   самостоятельно) свои   действия   в   соответствии   с   решаемыми   учебно­познавательными,   учебно­ практическими, экспериментальными задачами; действовать  согласно   составленному   плану,   а   также   по   инструкциям   учителя   или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать  выполнение   действий,   вносить   необходимые   коррективы   (свои   и учителя); оценивать  результаты   решения   поставленных   задач,   находить   ошибки   и   способы   их устранения. Выпускник получит возможность научиться:    оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить  учебно­познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных   заданий   (перед   выполнением   наблюдения   и   опыта,   практической   работы   с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);    проявлять   инициативу  в   постановке   новых   задач,   предлагать   собственные   способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать   причины   неуспеха   и   обдумывать   план   восполнения   пробелов   в   знаниях   и умениях. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:         осознавать учебно­познавательную, учебно­практическую, экспериментальную задачи; осуществлять  поиск   информации,   необходимой   для   решения   учебных   задач,   из материалов   учебника   (текстов   и   иллюстраций),   рабочей   тетради,   собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать  информацию,   представленную   в   вербальной   форме,   изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения,   обобщения,   классификации,   установления   причинно­следственных   связей, построения рассуждений и выводов; подводить   под   понятие  (в   сотрудничестве   с   учителем,   одноклассниками)   на   основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять  кодирование   и   декодирование   информации   в   знаково­символической форме. Выпускник получит возможность научиться:      осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую   в   словесной   форме   переводить   в   изобразительную,   схематическую, табличную); дополнять  готовые   информационные   объекты   (тексты,   таблицы,   схемы,   диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:   осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументированно   отвечать  на   вопросы,   обосновывать   свою   точку   зрения,   строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);   вступать   в   учебное   сотрудничество  с   учителем   и   одноклассниками,   осуществлять совместную   деятельность   в   малых   и   больших   группах,   осваивая   различные   способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать  возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   проявлять терпимость   по   отношению   к   высказываниям   других,   проявлять   доброжелательное отношение к партнёрам. Выпускник получит возможность научиться:       оперировать  в   речи   предметным   языком   –   правильно   (адекватно)   использовать естественно­научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать,   сотрудничая   со   взрослыми   (учитель,   родитель)   и   сверстниками,   общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять   инициативу  в  поиске   и   сборе   информации   для   выполнения   коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы  на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).  Предметные результаты Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:  различать  на  основе  наблюдений,  с  помощью иллюстраций,   учебного  текста  объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические   тела   (звёзда,   планета,   спутник,   созвездие   на   примере   Солнца,   Земли,   Луны, Большой Медведицы);   приводить   примеры  представителей   разных   групп   растений   (дикорастущих   и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых,   трубчатых),   животных   (зверей,   птиц,   насекомых,   рыб,   земноводных, пресмыкающихся);   описывать,   характеризовать  изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);  сравнивать и классифицировать  объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия,   выделять   существенные   и   несущественные   признаки,   распределять   растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;   реки;   системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;  (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;  условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;   ископаемых, почвы;   использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные различать  части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, различать  на физической  карте  с помощью окраски  и условных знаков формы  суши характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; определять  с   помощью   наблюдений   и   опытов   свойства   воздуха,   воды,   полезных находить   и   показывать  на   карте   и   глобусе   материки   и   океаны   Земли;   горы   и объяснять  связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;  выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).  равнины, крупные реки и озёра России;  Земли вокруг Солнца со сменой времён года;   объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;   выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;   находить  факты   экологического   неблагополучия   в   окружающей   среде,  оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);  природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;   выполнять  простые   опыты  по   изучению   свойств   воздуха,   воды,   снега   и   льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;  использовать  готовые   модели   (глобусы,   карты,   рисунки­схемы,   муляжи,   рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;    Выпускник получит возможность научиться:  рассказывать  о   форме   и   движении   Земли,   об   изображении   её   на   карте,   о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;  вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;  объяснять  отличия   человека   от   животных;   круговорот   веществ   и   воды   в   природе; причины разных климатических  условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;   природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;   пользоваться масштабом при чтении карт;   обобщать  и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);  ставить  познавательную   задачу   перед   проведением   наблюдения   и   опыта,   подбирать необходимое   оборудование   и   измерительные   приборы,   планировать   ход   работы,   проводить нужные   измерения,   фиксировать   результаты   в   предложенной   форме   (страницы   дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);  реку, круговорот воды в природе и др.);  участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов),   проводя   исследования   с   использованием   дополнительной   литературы,   включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.  В результате изучения историко­обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:  единстве народов, культур, религий;  друзьями, взрослыми;   рассказывать  о   своей   семье,   о   домашнем   хозяйстве,   о   профессиях   членов   семьи,   о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе воспринимать  окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, готовить сообщения  о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях моделировать  природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, рассказывать  об   исторических   деятелях;   приводить   примеры   открытий,   фактов   и объяснять,  что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан различать  прошлое   и   настоящее; рассказывать  по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, различать  нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим использовать  элементарные   обществоведческие  и   исторические  понятия   для  решения узнавать  государственную   символику   РФ,  отличать   флаг   и   герб   России   от  флагов   и информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;  учебно­познавательных задач;   гербов других стран мира;   находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный   центр;   показывать   на   отдельных   исторических   картах   места   изученных исторических событий;  понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;   анализировать  иллюстрации,   сопоставлять   их   со   словесным   описанием   в   тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;  готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт­Петербурга, демонстрируя   фотографии   (репродукции   картин,   открытки)   государственных   зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;   событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;  России, называть права детей;   соотносить  исторические   события   с   датами, конкретную   дату   с   веком;   определять   последовательность   важнейших   событий   в   истории России;  исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). Выпускник получит возможность научиться:  оценивать  характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество   сверстников   и   т.д.);   физическую   и   духовную   красоту   человека,   его   поступков, трудолюбие и мастерство;  соблюдать морально­этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и  других общественных местах;  заботливо относиться  к младшим,  уважать  старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;  поступкам;   гербе России, Москвы, своего региона;  рассказывать  по   рисункам,   схематическому   плану   об   устройстве   старинной   избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам   учебника   и   экскурсиям   в   краеведческий,   исторический   музеи,   на   местном материале);  важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;  находить   и   показывать  на   глобусе,   карте   полушарий,   политической   карте   мира изученные   страны   мира,   пути   великих   путешественников,   открывателей   новых   земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;  находить  дополнительную   информацию   об   исторических   деятелях,   князьях,   царях, императорах,   полководцах,   учёных,   изобретателях   и   других   выдающихся   деятелях   России; оценивать их вклад в сохранение независимости  нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; составлять родословную своей семьи; объяснять  символический   смысл   цветных   полос   российского   флага,   изображений   на рассуждать  о  прошлом,   настоящем   и   будущем   Родины   и   родного  края;  отражать использовать    энциклопедии, дополнительную   литературу   (словари,    детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;   старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.  изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; моделировать  (по   желанию)  из   бумаги,   пластилина,   глины   и   других   материалов соблюдать  нормы   безопасного   и   культурного   поведения   в   транспорте   и   на   улицах осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;  оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; соблюдать  правила   личной   гигиены,   безопасные   нормы   поведения   в   школе   и   других В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:    общественных местах;   города;  объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;  составлять и выполнять режим дня. Выпускник получит возможность научиться:      и пассажиров транспортных средств) сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; следовать правилам здорового образа жизни; соблюдать правила противопожарной безопасности; оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог). соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов 2. Содержание начального общего образования по учебному предмету (270 часов) Раздел «Человек и природа» (150 часов) Как  человек  познаёт   окружающий  мир,   источники  информации  о  нём.  Признаки   и  свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Условные знаки (способ обозначения предметов и явлений   окружающего   мира,   указание   способа   действия,   способ   предупреждения   и   др.)   как источник информации. Наблюдения ­ важнейший способ познания окружающего мира. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, пытливость, воображение,   умение   размышлять   и   делать   выводы).  Учёные,   изучающие   живую   и   неживую природу, человека, быт, культуру, историю народов. Значение эксперимента в изучении законов природы.   Путешествия   в   пространстве   и   «путешествия»   во   времени   как   способ   получения информации об окружающем мире. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.  Объекты   окружающего   мира:   природные   и   созданные   человеком;   тела   живой   и   неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие.  Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора   ягод.  Дикорастущие   растения   родного   края.  Теплолюбивые   и   холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Значение   растений   для   природы   и   человека.   Культурные   растения,   чем   они   отличаются   от дикорастущих   растений.   Где   и   как   люди   выращивают   культурные   растения,   что   из   них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Растения, выращиваемые в родном крае. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.  Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба.  Пластинчатые   и   трубчатые   грибы.   Съедобные,   несъедобные   и   ложные   грибы. Опасность   отравления   ядовитыми   грибами.   Правила   сбора   шляпочных   грибов.  Другие   виды грибов. Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Среда обитания и способы питания   разных   животных   (хищные,   растительноядные,   всеядные).  Млекопитающие,   птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Значение животных для природы и человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).  Важность   сохранения   дикорастущих   растений   и   диких   животных.   Заповедники,   заказники, зоопарки.   Красная   книга.   Растения   и   животные   родного   края,   занесенные   в   Красную   книгу России (региона). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества).  Представление   о   растении   как   живом   организме.  Органы   цветкового   растения. Значение корневой системы,  листьев,  стебля, цветка для растения.  Функции корня, стебля, листа, цветка, плода.  Способы  размножения растений.  Вегетативное  размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Распространение семян. Размножение   разных   групп   животных   (насекомые,   птицы,   рыбы,   звери).  Стадии   развития насекомых, земноводных. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Представление о природном сообществе. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга. Разнообразие растений и животных, их приспособляемость к условиям обитания. Взаимосвязи растений   и   животных   в   природных   сообществах,   пищевые   цепи.   Экологические   проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка   лесов,   пожары   и   др.).  Природоохранные   меры   по   сохранению   лесов   и   лугов. Организация  заповедников, заказников, национальных  парков с целью сохранения природных сообществ. Человек – часть живой  природы.  Зависимость жизни человека от природы.  Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Рождение и развитие человека. Общее представление   об   организме   человека,   его   внутренних   органах,   о   дыхательной,  опорно­ двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.  Основные   части   скелета,   их   назначение.   Свойства   костей   и   функции   суставов.   Важность правильной   осанки,   предупреждения   искривления   позвоночника.   Мышцы,   их   назначение. Важность   укрепления   и   тренировки   мышц.  Первая   помощь   при   переломах,   растяжении связок. Кровь   и   её   роль   в   организме.   Органы   кровообращения:   сердце,   кровеносные   сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс и его измерение.  Первая помощь при кровотечениях. Органы   дыхания.   Газообмен   в   лёгких.   Инфекционные   и   простудные   заболевания   органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма и ядовитых газов на органы кровообращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.  Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль   в   пищеварении.   Уход   за   зубами.   Источники   пищевых   отравлений.   Предупреждение заболеваний органов пищеварения.  Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Элементарные представления об их строении. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Личная   ответственность   за   состояние   своего   здоровья   и   здоровья   окружающих   людей. Уважительное отношение к людям с  нарушениями здоровья и забота о них. Как лечились наши предки. Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении вещества, его мельчайших частицах.  Значение воздуха для живых существ. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства чистого воздуха. Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.  Значение воды для живого. Свойства воды. Три состояния воды (лёд, пар, вода). Свойства снега и   льда.  Вода   в   природе:   туман,   роса,   изморозь,   иней,   их   образование.   Круговорот   воды   в природе.  Разнообразие   горных   пород   и   минералов.  Свойства   минералов,   их   изучение.  Полезные ископаемые   и   их   использование   (строительные   материалы,   металлические   руды,   горючие полезные   ископаемые).   Экологические   проблемы,   связанные   с   добычей,   перевозкой   и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.  Обитатели почвы.  Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека.  Меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнения. Природные   явления,   происходящие   в   живой   и   неживой   природе.  Атмосферные   явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Образование облаков,   их   разнообразие.  Перистые,   кучевые,   слоистые,   грозовые   облака.   Осадки:   дождь, снег,   град.  Экологические   проблемы,   связанные   с   облаками.  Движение   воздуха.   Общее представление   о   чрезвычайных   погодных   явлениях   (грозы,   ураганы,   цунами   и   др.).   Правила безопасного поведения во время грозы.  Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Прогноз погоды и его   важность   для   жизнедеятельности   человека.   Профессия   метеоролог.   Современная метеослужба.  Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически  повторяющихся  природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.  Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки,   дожди,  изменение   окраски   листьев,   листопад,   перелёты   птиц,   линька   животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения   в   неживой   и   живой   природе   в   зимние   месяцы:   низкое   положение   Солнца   над горизонтом,   короткая   продолжительность   дня;   мороз,   снегопад,   снеговой   покров,   ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения   в   неживой   и   живой   природе   весной:   более   высокое   положение   Солнца   над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и   льда,   сокодвижение,   развёртывание   листьев,   первоцветы,   появление   потомства   у   диких   и домашних   животных,   прилет   и   гнездование   птиц,   высиживание   птенцов.   Весенние   заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Что изучает наука география.  Соотношение воды и суши на земной поверхности.  Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы и равнины, их разнообразие. Холм, части холма (вершина, склон, подошва). Овраги, их   образование   и   борьба   с   ними.   Разнообразие   гор.   Горы   и   люди   (дороги   в   горах,   горные санатории, спорт и др.). Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Вода   на   Земле.   Группы   водоёмов:   естественные   и   искусственные;   пресные   и   солёные. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал.  Важность   сохранения   чистоты   источников   питьевой   воды   и   необходимость   экономного   её расходования   в   быту.   Проблема   загрязнения   (очистки)   водоёмов   бытовыми, сельскохозяйственными   и   промышленными   отходами.  Проблемы   сохранения   природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга. Объекты   и   явления   неживой   природы,   наблюдаемые   на   дневном   и   ночном   небе.   Первые представления о небесных телах. Звёзды и созвездия. Изображение звёзд и созвездий на звёздных картах. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба.  Звёзды и планеты.  Звезды – раскалённые космические тела. Планеты – холодные космические тела. Солнце ­ ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Значение солнечного света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара.  Земля – планета. Общее представление о её форме, размерах и движении (вращение вокруг своей оси, обращение вокруг Солнца). Представления древних о Земле. Луна – естественный спутник Земли. Изменения видимой формы Луны (фазы Луны).  Первый полет человека вокруг Земли, первый   космонавт   мира   –   Ю.А.Гагарин.   Вид   Земли   из   космоса.  Искусственные   спутники Земли. Первые космические полеты на Луну.  Общее представление о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Место Земли в Солнечной системе, её соседи.  Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.  Важность умения ориентироваться   на   земной   поверхности.   Горизонт,   стороны   горизонта.   Ориентирование   на местности   по   Солнцу,   местным   признакам.   Компас,   его   устройство,   использование   для ориентирования на местности. Географическая   карта,   её   отличие   от   плана   местности.   Условные   знаки   физической   карты: обозначения   равнин,   гор,   водоёмов,   населённых   пунктов,   границ   государств,   полезных ископаемых. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение событий на исторической карте. Звёздная карта, изображение звёзд и созвездий (общее представление). Глобус   –  модель   Земли.   Условные   линии   и   точки   на  глобусе   (полюса,   экватор,  меридианы, параллели). Модель Солнечной системы. Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России.   Крупнейшие   равнины,   горные   системы,   реки   и   озёра,   залежи   полезных   ископаемых России.  Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная   зона,   степь,   пустыня   на   территории   России.   Климатические   условия,   особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир разных природных зон. Приспособляемость растений и животных к условиям обитания.  Условия жизни и занятия коренного населения в разных природных зонах.  Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Правила безопасной жизни (12 часов) Ценность   здоровья   и   здорового   образа   жизни.   Роль   природы   в   сохранении   и   укреплении здоровья.  Физическая   культура,   закаливание,   игры   на   воздухе   как   условие   сохранения   и укрепления   здоровья.  Спорт и здоровье.  Личная   гигиена   школьника.  Важность сохранения здоровья органов чувств. Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте.  Правила  дорожного движения  –  гарантия   безопасности   на   улицах  города.  Правила безопасного   поведения   дома   (безопасное   пользование   бытовыми   электрическими   приборами, правила   обращения   с   газом,  водой,  противопожарная   безопасность).  Телефоны   экстренной помощи (несчастный случай, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.). Правила безопасного поведения в природе (в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными. Опасность пребывания на свалках. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Правила   и   безопасность   дорожного   движения   (в   части,   касающейся   пешеходов   и пассажиров транспортных средств). Раздел «Человек и общество» (108 часов) Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом,   со   школой   и   пришкольным   участком.   Правила   поведения   в   классе,   в   школе,   на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».  Культура общения в семье, в школе, в общественных местах. Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с ними.  Тело   человека   и   его   развитие   (осанка,   гибкость,   необходимость   физических   упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Режим дня младшего школьника, чередование труда и отдыха. Важность здорового сна.  Человек – разумное существо. Отличия человека от животных. Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Культура общения людей (с взрослыми, сверстниками, незнакомыми людьми и др.), важность внимательного,   вежливого,   уважительного   отношения   к  окружающим.  Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Некрасивое поведение человека (грубость, нечестность, жадность, жестокость). Друзья, взаимоотношения с ними. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить).  Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение.  Родословная   семьи   (предки,   ближайшие   поколения).  Взаимоотношения   в семье,  Домашнее   хозяйство. Обязанности   ребенка   в   семье   (забота   о   младших,   стариках,   больных,   помощь   взрослым). Место  работы   членов   семьи,   их   профессии.  Труд, отдых, семейные  праздники.  Семейные реликвии и традиции.  Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и   искусства,   учитель,   врач,   археолог   и   др.   Важность   и   необходимость   профессии   эколог   в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Как человек научился считать время. Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.  Значение   транспорта   в   жизни   общества.   Наземный,   воздушный   и   водный   транспорт.   Правила пользования   транспортом.   Экологические   проблемы   города,   связанные   с   транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Значение средств связи в жизни людей.  Старинные и современные  средства  связи:  почта, телеграф, мобильный телефон, электронная почта.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.  Красота природная и рукотворная.  Человек – создатель и носитель культуры. Мир искусства. Виды   художественного   творчества:   литература,   музыка,   живопись,   скульптура,   театр,   кино. Образы   природных   пейзажей,   времён   года   в   искусстве:   в   поэзии,   на   художественных полотнах и др.  забота   членов   семьи   друг   о   друге.  Семейный   бюджет. Российские   города:   города­миллионеры, Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Красота изделий народных мастеров. Природные  материалы,  используемые  человеком  для изделий,  как их беречь.  Национальные узоры   в   одежде   и   предметах   быта.  Почитание   Солнца   древними.   Образ   Солнца   в произведениях народного творчества. Музеи,  их значение  в жизни общества. Исторический  и краеведческий  музеи, их  экспонаты. Художественные   музеи   ­   хранилища   старинных   и   современных   произведений   искусства. Увлечение коллекционированием, домашний музей. Памятники культуры на ближайших улицах родного   города   (села),   важность   бережного   отношения   к   ним.  Симметричные   и несимметричные объекты окружающего мира. Использование разных видов симметрии в творениях человека. Родина, соотечественники. Россия ­ многонациональное государство мира. Народы, населяющие Российскую   Федерацию,   их   национальные   традиции.   (на   примере   народов   родного   края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации.  Государственная граница России,  её сухопутные и морские границы.  Государственные   символы   России:   флаг,   герб,   гимн.   Правила   поведения   при прослушивании   гимна.   Конституция   ­   Основной   закон   Российской   Федерации.   Права   и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник   и   его   значение   в   жизни   общества.  Государственные   праздники:  День   защитника Отечества, День Победы,  День   весны   и   труда,   День   России,   День   народного     единства,   День Конституции, День защиты детей и др.  Москва   –   столица   России.   Расположение   Москвы   на   карте  России.  Основание   Москвы, происхождение   названия,  герб   столицы.   Москва   ­   центр  управления   страной.   Некоторые достопримечательности столицы  России (Большой театр, стадион  Лужники, московское метро и др.).   их достопримечательности.   Общее   представление   о   гербах   городов.  Санкт­Петербург  и   его достопримечательности (Зимний дворец,   памятник Петру 1 —  Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).  Санкт­Петербург ­ столица России в прошлом.  Города Золотого кольца России (по выбору).  Горожане и селяне. Условия жизни в городе (селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные   центры   города   (библиотеки,   музеи,   театры,   стадионы   и   др.).   Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Важность озеленения городов.  Родной край – частица России. Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте.  Особенности   рельефа,   водоёмы,   полезные   ископаемые   родного   края   и   способы   их добычи.  Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг), расположение на карте.  Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта  (2–3 примера).   Некоторые   яркие   события   истории   родного   края:   дата   основания,   возможное происхождение   названия,   события   истории   и   культуры,   происходившие   на   его   территории. Известные люди края.  Родной   город,   село.  Главные   достопримечательности   населенного   пункта:   памятники истории и культуры, святые места памяти землякам, погибшим в боях за Родину. Основные занятия   жителей,   места   отдыха.   Особенности   природы,   её   красота.  Как   создавать   и   беречь красоту   и   чистоту   своего   города   (села,   территории   дома,   школьного   двора).  Правила экологически грамотного поведения в природе. Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный   уклад   жизни   наших   предков.   Природа   в   их   жизни   и   верованиях.  Повседневные заботы,   обряды,   обычаи   в   течение   года.  Наблюдения   за   природными   явлениями   и   их отражение   в   народных   приметах,   поговорках   (на   местном   материале).   Отличие   города­герои,   древние   города, месяцеслова, составленного нашими предками, от современного календаря. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.  Жизнь   на   селе   в   старину.   Жилища   наших   предков.   Устройство   старинной   избы.   Домашняя утварь. Традиционная пища наших предков, отношение к курению. Как лечились наши предки. Занятия сельских жителей. Как обрабатывали почву наши предки.  Возникновение   городов   на   Руси.   Старинный   город­крепость.   Знаменитые   старинные   города. Исторические   центры   современных   городов   ­   архитектурные   памятники   России.   Занятия горожан   в   старину.  Гончарное,   кузнечное,   художественная   роспись   и   другие   ремесла   наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие   торговли   на   Руси.   Занятия   купцов.   Товарообмен.   Появление   денег.   Старинные   и современные деньги.  Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда   людей   разных   сословий.  Старинная   и   современная   мода.   Национальные   одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках.  Появление   школ,   гимназий,   лицеев,   университетов.   Учреждения   образования   в родном крае. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта. Восточные   славяне   и   их   соседи.   Устройство   древнерусского   городища.   Образование Древнерусского   государства.   Первые   русские   князья.   Крещение   Руси.   Старинные   русские города ­ памятники культуры Древней Руси. Распад   Древней   Руси   на   отдельные   княжества   и   земли.   Первое   упоминание     в   летописи   о Москве.   Борьба   Руси   с   иноземными   захватчиками   в   XIII   веке.     Монгольское   нашествие. Ордынское владычество.  Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо­западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.  Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование   Московского   государства.   Иван   Грозный.  Московский   Кремль   и   его   соборы   ­ памятники культуры России XV века. Смутное   время   в   России   в   начале  XVII  века.   Ополчение   К.   Минина   и   Д.   Пожарского. Освобождение   Москвы.   Начало   царствования   династии   Романовых.   Закрепощение   крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV– XVII веков. Петр Великий  – первый император Российской  империи,  его деятельность по укреплению и расширению России.  Санкт­Петербург ­ новая столица России.  Изменения в жизни дворян и простых   людей   во   время   правления   Петра   Великого.   Академия   наук.   М.В.   Ломоносов. Российская империя времен Екатерины II: выход России к берегам Черного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Освобождение крестьян от   крепостной   зависимости.   Развитие   промышленности,   науки,   образования.  Отражение исторических событий России и родного края XVIII­XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революционные   события   1917   года,   приход   к   власти   большевиков.   Гражданская   война. Образование   Советского   Союза.  Успехи   и   трудности   строительства   социалистического хозяйства в 1920–1930­е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая ­ День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи   и   неудачи   в   развитии   Советского   Союза   после   войны.   Освоение   космического пространства.   Ю.   Гагарин.  Начало   новой   России.  Государственное   устройство   современной России. Д. А. Медведев. В. В. Путин. Кем и чем гордится Россия. Выдающиеся люди нашего Отечества. Открытие   материков   Земли.   Роль   путешественников   и   купцов   в   открытии   новых   земель. Первооткрыватели   и   исследователи   Азии,   Африки,   Америки,   Австралии,   Антарктиды. Кругосветные   путешествия.  Имена   российских   путешественников   на   карте   мира,   России   и родного   края.   Природа   материков.  Проблема   сохранения   природных   богатств   Земли. Международная Красная книга. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Многообразие   стран   и   народов   на   Земле.   Знакомство   с   некоторыми   странами:   название, расположение на карте, столица, основные достопримечательности.  3. Тематическое планирование 1 класс Тема урока Раздел 1. Твои первые уроки ­ 14 часов № урок а  День  знаний  Путешествие по школе 1 2 3 Школьные принадлежности 4 5 6­7 8 9 10 11  Мы  теперь школьники   Условные знаки  Безопасный путь  Экскурсия на пришкольный участок и прилегающую к школе территорию  Урок общения Классный коллектив Урок  вежливости 12­13 Уроки здоровья  14  Режим   дня школьника  Раздел II. Окружающий мир и его изучение ­ 8 часов Признаки предметов  Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы  Органы чувств ­ верные помощники в познании мира Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты Способы изучения окружающего мира 15 16 17 18 19 20 Живая и неживая природа. Свойства живых существ Обобщающий урок (Как изучают окружающий мир) 21 22 Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) Раздел III. Разнообразие и красота растений ­ 15 часов 23 Многообразие растений. Условия их жизни 24 25 26 27 28 29 Строение растений(на примере цветкового травянистого растения) Какими бывают растения. Дерево, его строение  Кустарники и травы, их отличие от деревьев Лиственные деревья, разнообразие их листьев Хвойные деревья,   их разнообразие  Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Обобщающий урок (Разнообразие растений) Удивительные        растения     мира.   Заочная экскурсия      (в  дендрарий, оранжерею,  ботанический  сад)  Контрольный урок  Культурные   растения  Разнообразие  растений   сада и  огорода  Растения поля. Зерновые культуры. Декоративные растения. Комнатные растения.  Обобщающий урок «Растения   и человек»  Раздел IV. Разнообразие грибов ­ 3 часа Грибы,   их многообразие  Съедобные и несъедобные грибы Удивительные   грибы  Раздел V. Разнообразие и красота животных ­ 18 часов  Многообразие животных  Разнообразие   млекопитающих  Птицы, их  разнообразие  Размножение птиц. Забота о потомстве  Удивительные   птицы . Человек и птицы. Экскурсия (в лес для наблюдения за  птицами, развешивание кормушек) .  Насекомые, их разнообразие  Общественные  насекомые  48­49 Жуки и бабочки  50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61  Рыбы,  их разнообразие. Строение   тела   рыбы  Аквариумные рыбы  Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие Древние пресмыкающиеся . Домашние животные, их значение в жизни человека Домашние   питомцы  Обобщающий урок «Что мы узнали   о животных»  Заочная экскурсия (в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей) Красная  книга растений и животных  Раздел VI. Творения людей вокруг тебя ­ 8 часов Дерево в жизни человека Народное творчество Национальные   традиции   в   изделиях   разных   народов.  (Экскурсия   в   краеведческий музей) 62 Мир увлечений людей. Коллекционирование 63 64 65 66 Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор Родной город (село, край), его памятные места. Памятники культуры. Бережное отношение к ним Итоговый контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе) № п/п 2 класс Тема урока. I ЧЕТВЕРТЬ  (18 ЧАСОВ) Человек и природа  (10 часов) Что нас окружает. Урок повторения изученного в 1 классе.  Тела окружающего мира. Человек – часть живой природы.  Человек – разумное существо. Здоровье человека. Значение природы для здоровья 1 2 3 4 5 6­7 Органы чувств, их гигиена Чистота – залог здоровья  Зелёная аптека 8 9 10 Азбука безопасного поведения Человек и общество – 8 часов Разнообразие профессий людей 11 Человек – член общества 12 13 Как мы общаемся. Правила этикета 14 Физическая и духовная красота человека 15 Друзья, их значение в жизни людей 16 Семья. Родственники 17 Семейные заботы 18 Семейные традиции Природа вокруг тебя – 29 часов Разнообразие облаков Звёзды и созвездия 19 Кто и как изучает природу 20 Природные тела и явления 21­ 22 23 Солнце – ближайшая к Земле звезда 24 Солнце и жизнь 25 26 Кометы, метеоры, метеориты Земля – планета. Форма Земли 27 28 Движение Земли 29 Луна –естественный спутник Земли 30 Исследования Луны. Человек на Луне 31 Планеты, движущиеся вокруг Солнца 32 33 Поверхность Земли. Материки и океаны 34 Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. 35 36 37 38 Горы, их разнообразие. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Экскурсия. Формы суши родного края Земля и её поверхность. Обобщающий урок Разнообразие космических тел (Обобщающий урок) 39­ 40 41­ 42 43­ 44 45 46 47 Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Экскурсия. Водоёмы родного края Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок Наша Родина – Россия – 10 часов Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство Российская Федерация, её государственные символы Российские города Родной город (село), его достопримечательности Горожане и селяне 48 49 50 Конституция – основной закон государства. Государственные праздники 51 Москва – столица России 52 53 54 55 Проблемы современного города 56­ 57 58 59 Старинные и современные предметы быта и одежды 60 Старинные и современные средства письменности, счёта, связи 61 Мир искусства. Художественное творчество человека 62 Природа в произведениях литературы, живописи, музыки 63­ 64 65 Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) виды симметрии 66­ 67 68 Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании Разнообразие музеев. Экспонаты музеев Виды симметрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» 3 класс Тема урока Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов) Земля – наш общий дом. Разнообразие изменений в природе и в жизни людей Времена года Старинный календарь Атмосферные явления и погода Температура и её измерение. Всем без исключения о правилах дорожного движения. Прогноз погоды. Необычные атмосферные явления. Проверочная работа по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире» № 1 2 3 4 5 6 7 8 Сезонные изменения в природе. Осень (4 часа) Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей 9 10 Осень в природе. 11 Осень в природе. Правила дорожного движения знай без исключения. 12 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков Тела и вещества, их свойства (14 часов) Воздух и его состав Вода и её свойства Тело и вещество. Три состояния вещества 13 14 Строение вещества 15 Удивительные открытия 16 17 Свойства воздуха 18 Как используют воздух 19 20 Очистка воды 21 Превращения воды 22 Круговорот воды в природе. 23 Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды» 24 Почва, её состав и свойства 25 Обитатели почвы 26 Почва – кормилица. Правила поведения в общественном транспорте. 27 Обобщающий урок по теме «Тела и вещества». Проверочная работа по теме «Тела и вещества, их свойства» Зимние явления в неживой природе. Опасности на дороге зимой. Сезонные изменения в природе. Зима (5 часов) 28 Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей 29 30 Как зимуют растения 31 32 Как зимовали наши предки 33 Обобщающий урок. Январь – зиме середина. Зимняя пора в жизни животных Организм человека и его здоровье (12 часов) 34 Организм человека 35 Надёжная опора и защита 36 Мышцы, их разнообразие и функции 37 Органы дыхания 38 Кровеносная система 39 Питание. Органы пищеварения 40 Питание. Органы пищеварения 41 Органы очистки организма 42 Нервная система и её роль в организме 43 Органы чувств, их значение и гигиена 44 Органы чувств, их значение и гигиена 45 Как лечились наши предки 46 Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. Всем без исключения о правилах дорожного движения. 47 Как провожали зиму наши предки. Проверочная работа по теме «Организм человека и его здоровье» Развитие растений и животных (9 часов) Разнообразие растений. Растение – живой организм Размножение животных разных групп. Развитие птиц 48 49 Развитие рыб и земноводных 50 Стадии развития насекомых 51 52 Органы цветкового растения 53 Корни и стебли растений 54 55 Цветок, его роль в жизни растения. Правила дорожного движения знай, как таблицу  Разнообразие листьев растений, их функции умножения. 56 Способы размножения растений 57 Весна воды, тепла, цвета. Проверочная работа по теме «Развитие растений и животных» Изменение быта и культуры наших предков (11 часов) 58 Наука история, исторические источники 59 Природа в жизни наших предков 60 Образ жизни наших предков 61 Жизнь на селе в давние времена 62 Старинные города 63 Старинные ремёсла Торговое дело на Руси 64 65 Одежда наших предков 66 Как учились дети в старину. Проверочная работа по теме «Изменение быта и культуры наших предков» 67 Обобщающий урок. Правила дорожного движения. 68 Итоговая контрольная работа. 4 класс Ориентирование в пространстве  и во времени – 7 ч. 1 2 3 4 5 6 7 Путешествия – источник знаний Природные явления и счет времени Устройства для счета времени Историческое время. Лента времени  Ориентирование на местности. Стороны горизонта Компас. Ориентирование по компасу. Всем без исключения о правилах дорожного  движения. Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа Способы изображения объектов окружающего мира ­ 9 ч. Способы изображения предметов 8 9 Масштаб и его использование 10 План местности. Топографические знаки 11 Географические и исторические карты. Правила дорожного движения знай без  исключения. Глобус – модель Земли 12 13 Практическая работа 14 Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта 15 16 Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю Природные богатства России – 8 ч. Земля – планета Солнечной системы 17 Россия на глобусе и географической карте  18 Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России 19 Горные породы и  минералы, их образование 20 Полезные ископаемые, их разведка и добыча 21 Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве 22 23 Альтернативные источники энергии  24 Обобщающий урок  Горючие полезные ископаемые, их использование Природные зоны и природные сообщества – 11 ч. 25 Природные зоны России 26 Суровая Арктика. Правила поведения в общественном транспорте. Ранимая тундра Зона лесов 27 28 29 Степные просторы 30 Жаркие пустыни 31 Природные зоны России. Обобщающий урок. 32 Природа гор. Опасности на дороге зимой. 33 Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах 34 Болота, их значение для природы и человека 35 Природа луга Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч. Восточные славяне, их соседи 36 37 Образование Древнерусского государства 38 Крещение Руси 39 Как распалась Древняя Русь 40 Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке 41 Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.  42 Московское государство.  Правление Ивана III и Ивана Грозного  43 Обобщающий урок 44 45 Петр Великий. Российская империя. Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых Всем без исключения о правилах дорожного движения. Развитие Российской империи. Правление Екатерины II  46 47 Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России 48 49 Исторические события в России в начале XX века  50 Преобразования, произошедшие в СССР в 20­30 годы Россия до 1917 года. Обобщающий урок 51­52 Великая Отечественная война 1941­1945 гг. 53 Советский Союз в послевоенные годы 54 Начало перестройки. Современная Россия 55 Обобщающий урок. Правила дорожного движения знай, как таблицу умножения. 56 Яркие события из истории родного края Материки, океаны, страны и народы Земли ­ 12 ч. 57 Океаны Земли. Жизнь в море. 58 Крупнейший материк Земли, его природа,  население.  59 Африка, ее природа. Исследователи Африки 60 Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки 61 Австралия. Уникальные растения и животные материка 62 Открытие Антарктиды российскими путешественни­ками. Суровая природа материка 63­64 Страны и народы мира 65 Обобщающий урок  66 Страны СНГ – ближайшие соседи России 67 68 Итоговая работа. Земля – планета жизни

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс (УМК "Гармония") ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018