Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
04.11.2017
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы
Данный методический материал разработан на основе закона "Об образовании в РФ", примерной программы УМК "Планета Знаний". Рассчитана на 1-4 классы. Рабочая программа соответствует требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования. Состоит из трех ключевых разделов: Планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование.
программа окружающий мир.docx
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  в 1­4 классах на 2017 – 2018 учебный год  составлена на основе  требований   федерального   государственного   образовательного стандарта  начального общего образования;  обучения; примерной основной образовательной программы первой ступени  санитарно­эпидемиологических   требований   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях   СанПиН 2.4.2. 2821­10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача   РФ   от   29.12.2010г.   №   189)   с   изменениями   от   24.11.2015   года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;    год; учебного плана МАОУ СОШ №93; годового   учебного   календарного   графика   на   текущий   учебный основной образовательной программы МАОУ СОШ №93  примерной образовательной  авторской по окружающему миру    И. В.   А.  И.   Саплин. Потапов,   Г.   Г.   Ивченкова, Образовательная     система  «Планета знаний».  Е.   В.   Саплина,   Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6— 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. При   отборе   содержания   курса   «Окружающий   мир»   учитывались основные   дидактические   принципы:   доступности, систематичности,   последовательности,   а   также   принципы  развития, гуманитаризации,   целостности   образа   мира,   культуросообразности, вариативности.  научности, Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за   счёт   интеграции   знаний.   В   основу   интеграции   знаний   по   курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают  элементы географии, геологии, метеорологии,   почвоведения,   биологии,   физики,   химии.   Интеграция   этих элементов   создаёт   условия   для   формирования   у   младших   школьников представления   о   природе   как   едином   целом,   в   котором   все   компоненты взаимодействуют  друг с другом. формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в знакомство   с   методами   изучения   окружающего   мира   (наблюдение,   восприятие, систематизация   имеющихся   у   детей   представлений   об   окружающем социализация ребёнка; развитие   познавательных   процессов   (ощущение, Задачи курса:  мире;  их взаимодействии;  эксперимент, моделирование, измерение и др.);   осмысление, запоминание, обобщение и др.);  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;  формирование самостоятельной познавательной деятельности;  развитие мышления, воображения и творческих способностей;  формирование   информационной   грамотности   (ориентировка   в информационном   пространстве,   отбор   необходимой   информации,   её систематизация и др.);  формирование   умений   сравнивать   объекты,   выявлять   их   сходства   и   устанавливать различия, взаимосвязи   и   причинно­следственные   связи,   выявлять   последовательность процессов и прогнозировать их;  постоянного и сменного состава);  формирование   рефлексии   (принятие   плана   предстоящего   обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся. формирование   умений   работать   в   больших   и   малых   группах   (парах   существенные   признаки,   классифицировать, Сведения о  социальной  составляющей окружающей действительности представлены   в   курсе   элементами   этики,   эстетики,   истории,   психологии, экономики   и   других   отраслей   научного   знания.   Человек   в   данном   курсе рассматривается   как   биосоциальное   существо.   В   связи   с   этим   сведения   о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о   социальной   действительности.   У   детей   формируется   первоначальное понятие   о   человеке   как   живом   организме,   выясняется   его   сходство   с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные   особенности   человека,   как   логическое   мышление, членораздельная   речь,   сознательный   труд   с   использованием   орудий   труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. 2 Историко­обществоведческие   знания   необходимы  для  формирования каждого   человека   как   культурного   и   образованного   гражданина   своей страны.  Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование. Принцип  развития  предполагает   стимулирование   эмоционального, духовно­нравственного   и   интеллектуального   развития   ребёнка.   Данный принцип   реализуется   за   счёт   создания   условий   для   проявления самостоятельности,   инициативности,   творчества   детей   в   различной деятельности.   Усвоение   учащимися   знаний   и   умений   рассматривается   как средство развития, а не самоцель. В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека.   Программа   предусматривает   знакомство   с   положительными   и отрицательными   эмоциями,   их   влиянием   на   собственный   организм   и   на окружающих   людей.   Дети   убеждаются   в   необходимости   уметь   управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по   развитию   эстетического   восприятия   окружающего   мира.   Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие   мышления   обеспечивается   включением   в   учебные   пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков,   классификацию,   установление   причинно­следственных   связей   и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом,   чтобы   в   его   восприятии   участвовало   как   можно   больше   органов чувств.   В   учебных   пособиях   предлагаются   задания   для   развития   умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности,   которые   предполагают   работу   детей   со   справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Принцип  гуманитаризации  реализуется   через   расширение   социальной составляющей   содержания   курса,   осознание   школьниками   необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип  культуросообразности  предполагает:   включение   материала   о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны   и   бережного   отношения   к   объектам   культуры;   осознание   детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны. Принцип  вариативности  предусматривает   реализацию   дифференциации, обеспечивающей   индивидуальный   подход   к   каждому   ученику.   Данный 3 принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная   часть   содержит   новый   материал   и   задания   для   его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на   момент   окончания   детьми   начальной   школы,   предусмотренных   новым Государственным стандартом начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают   блоки   заданий,   дифференцированных   по   уровню   сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и   интеллектуальных   способностей   (творческая   работа,   интеллектуальный марафон).   Они   предполагают   наличие   определённого   уровня   развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная   часть   предусматривает   организацию   проектной деятельности   младших   школьников.   Проекты   ориентируют   детей   на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. При   отборе   и   построении   содержания   курса   «Окружающий   мир» учитывались   также   и   специфические   для   него   принципы:  краеведческий, сезонный и экологический. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного   метода   выступает   наблюдение.   На   первом   этапе   используются   в основном   общеклассные   кратковременные   эпизодические   наблюдения. Постепенно   они   становятся   более   длительными   и   систематическими.   На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако   в   дальнейшем   процессе   обучения   различные   виды   наблюдений комбинируются друг с другом. Свойства   объектов   изучаются   через  опыты.   В   ознакомлении   с окружающим   миром   используются   опыты,   проводимые   в   течение   одного урока,   а   также   длительные   опыты,   проведение   которых   может   занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека  путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой   гипотезы,   её   проверкой,   отбором   относящейся   к   ней информации.   Ученики   учатся   наблюдать   происходящие   в   течение эксперимента   явления,   обосновывают   свои   выводы.   Экспериментирование   приобретения   знаний     важнейших   способов 4 организуется   с   самыми   разнообразными   объектами:   жидкостями,   газами, твёрдыми телами, растениями и животными. Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в  практических   работ.   Учащимся процессе   выполнения   различных предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы. Работа   с   различными   моделями   помогает   ребёнку   рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои. В   разнообразной   практической   деятельности   младшие   школьники   учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.   В   связи   с   этим   ряд   заданий   предусматривает   деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации. В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте,   в   процессе   изучения   предмета   «Окружающий   мир»   часто используются   игры   (дидактические   и   ролевые).   По   мере   формирования   у учеников   познавательных   интересов   и   основных   компонентов   учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико­ориентированная деятельность и работа с учебными текстами. Основной   формой   организации   учебно­воспитательного   процесса   по курсу   «Окружающий   мир»   является   урок.   В   процессе   изучения   курса используются   уроки­экскурсии,   уроки­практические   занятия,   уроки   с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки­экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений   о   предметах   и   явлениях   окружающего   мира   в   реальной обстановке.   Эти   представления   используются   на   последующих   уроках   как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки­практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых   из   них.   Ученики   получают   разные   или   одинаковые   для   всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда   педагог  не  имеет  возможности   организовать  индивидуальную  работу школьников   из­за   сложности   изучаемых   объектов,   или   руководствуясь техникой   безопасности.   Демонстрация   изображений   объектов   проводится 5 также   в   связи   с   недоступностью   их   для   непосредственных   наблюдений   в реальной обстановке или в классе. На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив   её   цели   и   задачи;   взаимодействовать   в   группе   в   процессе   этой деятельности;   оценивать   достигнутые   результаты.   В   курсе   формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.   В   процессе   обучения   формируется   готовность   следовать   этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами. В   программе   выделены   «Планируемые   результаты   к   освоению программы» по 1 году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу 1 класса, чтобы   успешно   продолжить   дальнейшее   обучение,   так   и   определяют   зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям. Данная   программа   обеспечивает   результаты   деятельности,   которая выражается   в   усвоении   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для успешного   обучения   в   среднем   звене   школы,   а   также   в   формировании универсальных   учебных   действий:   познавательных   (общеучебных   и логических),   коммуникативных,   регулятивных   и   личностных,   которые способствуют  овладению  младшими  школьниками  компетентностью  «уметь учиться». В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.   В 1 классе 1 час в неделю – 33 часа. Во 2­4 классах  по 34 часа. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 класс  Программа 1  класса направлена   на   достижение   обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы:  положительное   отношение   и   интерес   к   изучению   природы,   человека, истории своей страны;  способность к самооценке; 6   осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;  понимание   необходимости   здорового   образа   жизни,   соблюдение   правил безопасного поведения в природе и обществе;  чувство   прекрасного   на   основе   знакомства   с   природой   и   культурой родного края;  понимание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   необходимости взаимопомощи в семье; У обучающихся могут быть сформированы:  устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;  умение оценивать трудность предлагаемого задания;  адекватная самооценка;  чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;  установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;  осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;  осознанное положительное отношение к культурным ценностям;  основы экологической культуры;  уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;  целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. ПРЕДМЕТНЫЕ Человек и природа Обучающиеся научатся:  проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;  давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;  различать план местности и географическую карту;  читать план с помощью условных знаков;  различать   формы   поверхности   суши   (равнины,   горы,   холмы,   овраги), объяснять,   как   Солнце,   вода   и   ветер   изменяют   поверхность   суши,   как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;  показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;  приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; 7  объяснять,   что   такое   природное   сообщество,   приводить   примеры признаков   приспособленности   организмов   к   условиям   жизни   в сообществах,   некоторых   взаимосвязей   между   обитателями   природных сообществ,   использования   природных   сообществ   и   мероприятий   по   их охране;  характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие   полезные   ископаемые,   водоёмы,   почву,   природные   и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;  устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе,   между   неживой   и   живой   природой,   в   живой   природе,   между природой и человеком);  рассказывать   о   форме   Земли,   её   движении   вокруг   оси   и   Солнца,   об изображении Земли на карте полушарий;  объяснять,   что   такое   природные   зоны,   характеризовать   особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах   России,   особенности   природоохранных   мероприятий   в   каждой природной зоне;  выполнять правила поведения в природе. Обучающиеся получат возможность научиться:  рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;  предсказывать погоду по местным признакам;  характеризовать основные виды почв;  характеризовать распределение воды и суши на Земле;  объяснять,   что   такое   экосистема,   круговорот   веществ   в   природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;  приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;  объяснять причины смены времён года;  применять масштаб при чтении плана и карты;  отмечать   на   контурной   карте   горы,   моря,   реки,   города   и   другие географические объекты;  объяснять   некоторые   взаимосвязи   в   природе,   между   природой   и человеком;  давать оценку влиянию деятельности человека на природу;  определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;  делать   элементарные   прогнозы   возможных   последствий   воздействия человека на природу;  участвовать в мероприятиях по охране природы. 8 Человек и общество Обучающиеся научатся:  различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;  различать права и обязанности гражданина, ребёнка;  описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;  описывать   основные   этапы   развития   государства   (Древняя   Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);  соотносить   исторические   события   с   датами,   конкретную   дату   с   веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;  находить   на   карте   места   важнейших   исторических   событий   российской истории;  рассказывать о ключевых событиях истории государства;  рассказывать об основных событиях истории своего края. Обучающиеся получат возможность научиться:  описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;  характеризовать   основные   научные   и   культурные   достижения   своей страны;  описывать культурные достопримечательности своего края. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Обучающиеся научатся:  принимать и сохранять цель познавательной деятельности;   планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;   осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Обучающиеся могут научиться:  самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;   самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные Обучающиеся научатся:  находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;  понимать   информацию,   представленную   в   виде   текста,   схемы,   таблицы, диаграммы, плана, карты;   использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;  9  осуществлять   анализ   (описание)   объектов   природы   с   выделением существенных и несущественных признаков;   проводить   сравнение   и   классификацию   объектов   природы   по   заданным признакам;   устанавливать причинно­следственные связи изменений в природе;   обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;  выделять   существенную   информацию   из   учебных   и   научно­популярных текстов;  устанавливать   причинно­следственные   связи   между   историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);  сравнивать исторические события, делать обобщения. Обучающиеся могут научиться:  осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;   сравнивать   и   классифицировать   объекты   природы,   самостоятельно выбирая основания.  сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;   устанавливая   причинно­следственные   связи   изменений   в   природе, проводить аналогии;  сравнивать исторические и литературные источники;  строить   логическую   цепочку   рассуждений   на   основании   исторических источников;  собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные Обучающиеся научатся:  сотрудничать   с   одноклассниками   при   выполнении   заданий   в   паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.  Обучающиеся могут научиться:  распределять обязанности при работе в группе;   учитывать   мнение   партнёра,   аргументировано   критиковать   допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Программа 2 класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: 2 класс ЛИЧНОСТНЫЕ: У обучающихся будут сформированы: ­   внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; 10 ­   интерес   к   предметно­исследовательской   деятельности,   предложенной   в учебнике и учебных пособиях; ­ ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; ­ понимание причин успеха в учебе; ­ оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ­ понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; ­   этические   чувства   (стыда,   вины,   совести)   на   основе   анализа   поступков одноклассников и собственных поступков; ­ представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; ­ представление о своей этнической принадлежности. У обучающегося могут быть сформированы:  ­ интереса к познанию окружающего мира; ­  ориентации   на  анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной учебной задачи; ­   самооценки   на   основе   заданных   критериев   успешности   учебной деятельности; ­ чувства сопричастности и гордости за свою Родину ; ­ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ­ понимания чувств одноклассников, учителей; ­   представления   о   красоте   природы   России   и   родного   края   на   основе знакомства с окружающим миром. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ­   принимать   установленные   правила   в   планировании   и   контроле   способа решения; ­   самостоятельно   находить   несколько   вариантов   решения   учебной   задачи, представленной на наглядно­образном уровне; ­   осуществлять   пошаговый   контроль   по   результату   под   руководством учителя; ­ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ­   адекватно   воспринимать   оценку   своей   работы   учителями,   товарищами, другими лицами; ­ принимать роль в учебном сотрудничестве; ­ выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: 11 ­ контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно­образным (рисунками, картой), словесно­образным и словесно­логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­   в   сотрудничестве   с   учителем,   классом   находить   несколько   вариантов решения учебной задачи; ­ на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы   о   свойствах   изучаемых   природных   объектов   в   сотрудничестве   с учителем и одноклассниками; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно­ образным материалом. Познавательные: Обучающийся научится: ­   пользоваться   знаками,   символами,   таблицами,   диаграммами,   моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; ­ строить сообщения в устной форме; ­ находить в тексте ответ на заданный вопрос; ­   ориентироваться   на   возможное   разнообразие   способов   решения   учебной задачи; ­   анализировать   изучаемые   объекты   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; ­ смысловому восприятию познавательного текста; ­   анализировать   объекты   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно   выделенным   основаниям   (критериям)   при   указании количества групп; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­   обобщать   (выделять   класс   объектов   как   по   заданному   признаку,   так   и самостоятельно); ­ подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая ­ неживая; группы растений, группы животных); ­ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; ­ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; ­   выделять   информацию   из   сообщений   разных   видов   (в   т.ч.   текстов)   в соответствии с учебной задачей; 12 ­   осуществлять   запись   (фиксацию)   указанной   учителем   информации   об окружающем мире; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно   выделенным   основаниям   (критериям)   при   указании   и   без указания количества групп; ­ понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные: Обучающийся научится: ­   выбирать   адекватные   речевые   средства   в   диалоге   с   учителем, одноклассниками; ­ воспринимать другое мнение и позицию; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­   умению   договариваться,   приходить   к   общему   решению   (во   фронтальной деятельности под руководством учителя); ­ строить понятные для партнера высказывания; ­ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: ­ строить монологическое высказывание; ­ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать другое мнение и позицию; ­   умению   договариваться,   приходить   к   общему   решению   (при   работе,   в группе, в паре); ­ контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; ­   адекватно   использовать   средства   устной   речи   для   решения   различных коммуникативных задач; ­ навыкам взаимоконтроля. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающийся научится: ­ устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости   бережного   отношения   к   природе:   сравнивать   объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; ­   проводить   несложные   наблюдения   в   природе   и   воспроизводить   опыты   в соответствии   с   инструкцией,   используя   простейшее   лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; 13 ­ описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; ­ характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; ­   ориентироваться   на   местности   относительно   своего   тела;   знать   правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; ­   различать   хвойные,   цветковые;   дикорастущие   и   культурные   растения; съедобные и ядовитые грибы; ­ определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); ­ различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); ­ приводить примеры представителей разных групп растений и животных; ­   строить   простейшие   кормушки   и   подбирать   корм   для   подкармливания различных птиц зимой. ­ выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; ­ соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; ­   определять   принадлежность   организмов   к   царствам   живой   природы: растениям, животным, грибам, бактериям. Обучающийся получит возможность научиться: ­ определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; ­   показывать   на   карте   и   глобусе   основные   формы   земной   поверхности   и водоемы; ­ различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; ­   различать   животных   разных   групп   (насекомые,   рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) ­ использовать на практике основные правила познания окружающего мира; ­ понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; ­   оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   классном,   школьном коллективах. 3 класс Программа 3   класса направлена   на   достижение   обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающегося будут сформированы: 14 ­ овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру; ­ проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО; ­   представление   о   ценностях   многонационального   общества   на   основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома; ­   доброжелательное   отношение   друг   к   другу   как   к   носителям   разных этнических,   конфессиональных   и   общероссийских   культурных   ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ; ­   целостный   взгляд   на   мир   в   единстве   природы,   народов   и   культур   через последовательное   рассмотрение   двух   взаимно   связанных   метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир; ­   представление   о   необходимости   бережного,   уважительного   отношения   к культуре   разных   народов   России   и   народов   мира,   выступающей   в разнообразных культурных формах семейных традиций; ­ представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); ­ внутренняя  позиция  школьника   на уровне  осознания  и  принятия  образца прилежного ученика; ­ мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные); ­ интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.; ­ готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*; ­личностная   ответственность   за   свои   поступки,   сохранность   объектов природы, необходимых для будущего России*; ­   эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   природы   в символических   образах   народного   творчества,   знакомство   с   Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами; ­ понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*; ­   представление   об   этических   нормах   через   формулирование   правил экологической и семейной этики; ­   представление   об   этических   нормах   через   формулирование   правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием; ­   потребность   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных ситуациях; ­   соблюдение   правил   работы   в   группе,   доброжелательное   отношение   к сверстникам,   бесконфликтное   поведение,   стремление   прислушиваться   к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности; ­ установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой  помощи,  соблюдение личной гигиены,  в том числе  ­  использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. 15 У обучающихся могут быть сформированы: ­ интереса к познанию окружающего мира; ­  ориентации   на  анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной учебной задачи; ­   самооценки   на   основе   заданных   критериев   успешности   учебной деятельности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; ­ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ­ понимания чувств одноклассников, учителей; ­   представления   о   красоте   природы   России   и   родного   края   на   основе знакомства с окружающим миром. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: Обучающийся научится: ­ понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; ­ сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); ­ выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; ­   планировать   своё   высказывание   (выстраивать   последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); ­ планировать свои действия в течение урока; ­ фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; ­   оценивать   правильность   выполнения   заданий,   используя   «Странички   для самопроверки» и критерии, заданные учителем; ­ соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; ­ контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Обучающийся получит возможность научиться: ­ контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно­образным (рисунками, картой), словесно­образным и словесно­логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­   в   сотрудничестве   с   учителем,   классом   находить   несколько   вариантов решения учебной задачи; ­ на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы   о   свойствах   изучаемых   природных   объектов   в   сотрудничестве   с учителем и одноклассниками; 16 ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно­ образным материалом. Познавательные: Обучающийся научится: ­ понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; ­   выделять   существенную   информацию   из   литературы   разных   типов (справочной и научно­познавательной); ­ использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; ­   понимать   содержание   текста,   интерпретировать   смысл,   фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; ­   анализировать   объекты   окружающего   мира,   таблицы,   схемы,   диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; ­ классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; ­ сравнивать объекты по различным признакам; ­ осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; ­ устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами; ­ строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; ­   проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении рисунков,   условных   знаков,   подготовке   сообщений,   иллюстрировании рассказов, сочинении загадок; ­ моделировать различные ситуации и явления природы. Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­   выделять   информацию   из   сообщений   разных   видов   (в   т.ч.   текстов)   в соответствии с учебной задачей; ­   осуществлять   запись   (фиксацию)   указанной   учителем   информации   об окружающем мире; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно   выделенным   основаниям   (критериям)   при   указании   и   без указания количества групп; ­ понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные: Обучающийся научится: 17 ­ включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; ­ формулировать ответы на вопросы; ­ слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; ­ проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении; ­ признавать свои ошибки, озвучивать их; ­   употреблять   вежливые   слова   в   случае   неправоты   «Извини,   пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; ­ понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; ­ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); ­ готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; ­ составлять рассказ на заданную тему; ­   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ­   продуктивно   разрешать   конфликты   на   основе   учета   интересов   всех   его участников. Обучающийся получит возможность научиться: ­ строить монологическое высказывание; ­ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать другое мнение и позицию; ­   умению   договариваться,   приходить   к   общему   решению   (при   работе,   в группе, в паре); ­ контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; ­   адекватно   использовать   средства   устной   речи   для   решения   различных коммуникативных задач; ­ навыкам взаимоконтроля. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающийся научится: ­   характеризовать   методы   исследования   (наблюдение,   опыт,   определение природных объектов, измерение, моделирование); ­ определять тип справочной и научно­познавательной литературы; ­ работать с планом местности и его видами, с масштабом; 18 ­ ориентироваться относительно сторон света; ­ показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; ­   перечислять   отличительные   особенности   политической   карты   мира   по сравнению с физической картой; ­ перечислять правила ответственного туризма; ­ перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; ­   определять   номера   телефонов   для   вызова   «скорой   помощи»,   милиции, пожарной части; ­   приводить   примеры   веществ,   узнавать   вещества   по   описанию,   устно описывать знакомые вещества; ­ характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; ­   характеризовать   свойства   воздуха,   понимать   природу   его   движения   в атмосфере; ­ показывать на карте водные объекты; ­ характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; ­ характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; ­   характеризовать   состав   почвы,   роль   почвы   в   природе   и   роль   живых организмов в образовании почвы, находить в атласе­определителе животных, живущих в почве; ­ приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; ­ перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,   земноводные   и   пресмыкающиеся   животные   и   их   виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; ­ различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные,   хищные,   всеядные),   цепям   питания,   способам   защиты животных; ­ характеризовать природные сообщества на примере леса; ­ характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; ­   характеризовать   водоём   как   единство   живой   и   неживой   природы,   как природное   сообщество,   природное   сообщество   водорослей,   береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; ­ определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; ­   перечислять   правила   совместной   жизни   в   общем   доме,   в   общении   с соседями, земляками, незнакомыми людьми; ­ определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,   красного   угла   в   старинном   доме   (с   учетом   разных   культурных традиций); 19 ­   перечислять   традиции   гостеприимства   и   стремиться   соблюдать   их   в соответствующих ситуациях; ­ определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; ­ определять значение своего имени; ­ характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; ­ характеризовать основные правила гигиены; ­ характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; ­ оказывать себе и другим людям первую помощь; ­   перечислять   народные   правила   и   традиции   здорового   образа   жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; ­   определять   потребности   развития   своего   внутреннего   мира   и   составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; ­ узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, ­ определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; ­ определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;   особенности   и   культурные ­ достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; Обучающийся получит возможность научиться: ­ толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; ­ составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей,   свободно   разделяемых   людьми   разных   национальностей   и конфессий; ­ понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; ­   оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   классном,   школьном коллективах.   характеризовать   природные Программа 4   класса обеспечивает   достижение   учащимися   начальной   метапредметных   и   предметных школы   определенных   личностных, результатов. 4 класс 1. Личностными результатами   изучения   курса   в   4   классе   является формирование следующих умений: понимание   причины   успеха   и   неуспеха   учебной   деятельности   и способности   действовать   даже   в   ситуациях   неуспеха   (корректировать   ход работы); 20 2. 3. 4.                    способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешной   учебной деятельности; готовность   нести   ответственность   за   бережное   и   уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; придерживаться   правилам   работы   в   группе,   доброжелательное   стремление отношение   к   сверстникам,   бесконфликтное   поведение, прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; планировать свои высказывания и действия; уметь   оценивать   правильность   выполнения   действия   по   заданным критериям; использовать   внешнюю   и   внутреннюю   речь   для   целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные УУД: понимать,   толковать   и   организовывать   свою   деятельность   в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; осуществлять   поиск   необходимой   информации   из   различных источников; понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем; устанавливать причинно­следственные связи; ориентироваться в разнообразие способов решения задач. Коммуникативные УДД: донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки, озвучивать их; готовить сообщения, выполнять проекты по теме; выразительно читать и пересказывать текст; вступать в беседу на уроках и в жизни; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Предметные результаты: 21                распознавать   природные   объекты   с   помощью   атласа­определителя; различать   наиболее   распространенные   в   данной   местности   растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять   правила   личного   поведения   в   природе,   обосновывать   их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить   примеры   городов   России,   стран   зарубежной   Европы   и   их столиц. В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь: узнавать государственную символику РФ; называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ; приводить конкретные примеры прав ребенка; показывать на карте границы России, ее крайние точки; показывать на карте и называть государства, сопредельные России; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края; отличать   подлинные   исторические   события   от   вымысла   в   народных преданиях и легендах; назвать памятные даты России. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 1 класс (33 ч) Пришла пора учиться (7 ч) Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе.   Правила   поведения   в   школе.   Профессии   работников   школы. Взаимоотношения   учитель   —   ученик,   ученик   —   ученик.   Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня. Человек (7 ч) 22 Как   развивается   человек:   младенец,   дошкольник,   младший   школьник, подросток,   взрослый,   старый.   Основные   особенности   каждого   возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище,   руки,   ноги.   Элементарные   правила   личной   гигиены.   Осанка. Основные   условия   здорового   образа   жизни:   правильное   питание, соответствующая   погоде   одежда,   закаливание,   занятия   физкультурой   и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные   состояния   окружающих   людей,   сопереживать   им.   Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека. Природа в жизни человека (11 ч) Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена   года.   Временные   периоды:   год,   месяц,   неделя,   сутки.   Общее представление   о   сезонных   ритмах.   Особенности   погоды   в   разные   времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист,   цветок,   плод   с   семенами.   Жизненные   формы   растений:   деревья, кустарники,   травы.   Лиственные   и   хвойные   растения.   Дикорастущие   и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир   животных.  Где   живут   животные.  Строение   и   разнообразие   животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость   бережного   отношения   к   растениям   и   животным.   Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга. Человек среди людей (8 ч) Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом,  домашний   адрес.   Общее   представление   о   городе   и   селе.   Как   строят дома. 23 Семья,   её   состав.   Статус   ребёнка   в   семье   (дочь,   сын,   внук,   внучка,   брат, сестра).   Родственные   связи.   Внимательное   и   заботливое   отношение   членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах. Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна). 2 класс  (34 ч) Как люди познают мир (7 ч) Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.   опыты,   измерения, Наблюдения,   Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.   фиксация   результатов. Знакомство   с   источниками   информации:   энциклопедии,   словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком. Искусство как способ познания мира. Мы живём на планете Земля (7 ч) Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша   планета   Земля.   Первые   представления   о   форме   Земли.   Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические   исследования:   наблюдения   за   планетами   и   звёздами   с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как   человек   изучал   земной   шар:   некоторые   географические   открытия, исследование морей и океанов.  Природа вокруг нас (12 ч) Первые   представления   о   телах   и   веществах:   твёрдых,   жидких   и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В   мире   камня.   Знакомство   с   разнообразием   и   использованием   камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения   и   животные   —   обитатели   суши,   их   приспособленность   к условиям жизни на примере леса. 24 Растения   и   животные   —   обитатели   водоёмов,   признаки   их приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе.   Влияние   человека   на   живую   природу,   необходимость   бережного отношения к природе.  Люди вокруг нас (8 ч) Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика   и   культура   поведения   человека   в   обществе.   Поведение   дома,   на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму. 3 класс (34 ч) Природа вокруг нас (4 ч) Окружающая   человека   среда.   Экология   —   наука   о   взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт,   стороны   горизонта.   Ориентирование   по   Солнцу,   компасу   и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. Вода, воздух, горные породы и почва (7 ч) Три   состояния   воды.   Свойства   воды   в   жидком   состоянии:   текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность,   способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода   в   природе:   родники,   водоёмы   (озеро,   река,   море,   океан   — естественные   водоёмы;   пруд,   водохранилище   —   искусственные   водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства   воздуха:   занимает   место,   не   имеет   цвета   и   запаха,   плохо проводит   тепло,   сжимаем   и   упруг,   при   нагревании   расширяется,   при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. 25 Загрязнение   воздуха   дымом,   пылью,   другими   газами.   Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы   как   полезные   ископаемые.   Некоторые   доступные   для   наблюдения свойства   полезных   ископаемых:   песка,   глины,   гранита,   известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. О царствах живой природы (7 ч) Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие   живых   существ   от   тел   неживой   природы.   Основные   среды обитания   живых   существ:   наземно­воздушная,   водная,   почвенная,   другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы   растения:   корень,   побег,   цветок   и   плод,   их   значение   в   жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.  Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание   и   дыхание   растений.   Испарение   воды   листьями   растений. Размножение   растений.   Расселение   плодов   и   семян.   Развитие   растений   из семени. Значение   растений   в   природе   и   жизни   человека.   Влияние   деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые   представления   об   организме   животного.   Отличие   животных   от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.  Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение   животных   в   природе   и   жизни   человека.   Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы,   особенности   их   строения   и   разнообразие.   Значение   грибов   в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек (8 ч) 26 Человек   —   часть   живой   природы.   Общее   представление   об   организме человека.   Отличие   человека   от   животных.   Окружающая   среда   и   здоровье человека. Кожа.   Гигиена   кожи.   Первая   помощь   при   ранениях,   ушибах,   ожогах, обморожении. Опорно­двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и   здоровье.   Как   сохранить   правильную   осанку.   Мышцы.   Работа   мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная   система,   её   значение.   Необходимость   укрепления   органов кровообращения. Дыхательная   система.   Гигиена   дыхания.   Предупреждение   простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение.   Значение   удаления   из   организма   ненужных   и   вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена.  Нервная   система,   её   значение   в   организме   человека.   Гигиена   нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (8 ч) Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города   России.   История   возникновения.   Имя   города,   символы   города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва   —   столица   России.   Герб   Москвы.   Москва   в   исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии:  ориентирование   на   местности,   знакомство   с   разнообразием неживой   и   живой   природы   в   окрестностях   школы,   изучение   влияния деятельности человека на природу. 4 класс (34 ч) Наш край (11 ч) Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода:   температура   воздуха,   облачность,   осадки,   ветер.   Изменчивость погоды. Предсказание погоды. Вид   местности.   Рисунок   местности,   план   местности,   карта   местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. 27 Формы   поверхности   суши:   равнина,   гора,   холм,   долина,   овраг,   балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные   сообщества:   луг,   лес,   водоём.   Разнообразие   организмов   в сообществах,   их   приспособленность   к   условиям   жизни   и   взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических,   плодовых   и   ягодных   растений.   Животные   искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. Наша Родина на планете Земля (6 ч) Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие   по   материкам:   пустыня   Африки,   экваториальные   леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша   Родина   на   карте.   Формы   поверхности   России:   равнины,   горы. Основные   водоёмы   России:   реки,   озера,   моря.   Некоторые   крупные   города России. Основные   природные   зоны   России:   зона   арктических   пустынь,   тундра, лесная   зона,   степи.   Особенности   природных   условий   в   каждой   зоне, разнообразие   организмов,   их   приспособленность   к   условиям   жизни   и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные   экологические   проблемы   России.   Причины   нарушения природного   равновесия   и   пути   преодоления   сложившейся   ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля. История нашей Родины (17 ч) Что   изучает   история.   Источники   знаний   о   прошлом   (былины,   легенды, летописи, находки археологов). История на карте. 28 История   Отечества.   Знакомство   с   основными   этапами   и   событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие   монголо­татар.   Дмитрий   Донской   и   Куликовская   битва. Александр Невский. Объединение   земель   вокруг   Москвы.   Иван   III.   Конец   ордынского   ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий  Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв. Пётр I — царь­реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление   Екатерины  II.   Жизнь   дворян,   крепостных   крестьян.  Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление   Александра   I.   Война   с   Наполеоном.   Бородинское   сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы   в   России,   отмена   крепостного   права.   Александр   II   —   царь­ освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в. Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20— 30­е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2­й половине XX века. Основные  достижения  страны  в  науке и культуре.  Изменения в  быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 часа) № п/п 1 2 3 4 Разделы и темы Пришла пора учиться Человек Природа в жизни человека Человек среди людей ИТОГО Примерная   или авторская программа 13 13 21 17 66 Рабочая программа 7 7 11 8 33 29 2 класс (34 часа) Разделы и темы Как люди познают мир Мы живем на планете Земля Природа вокруг нас Люди вокруг нас ИТОГО Примерная   или авторская программа 7 7 12 8 34 Рабочая программа 7 7 12 8 34 3 класс (34 часа) Разделы и темы Природа вокруг нас Вода, воздух, горные породы и почва О царствах живой природы Человек  Человек в обществе ИТОГО Примерная   или авторская программа 4 7 7 8 8 34 Рабочая программа 4 7 7 8 8 34 4 класс (34 часа) Разделы и темы Наш край Наша Родина на планете Земля История нашей Родины ИТОГО Примерная   или авторская программа 11 6 17 34 Рабочая программа 11 6 17 34 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 5 № п/п 1 2 3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания   методической кафедры учителей начальных классов от___  августа 2017 г.  № ___          СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________  А.В. Диянова  (подпись)     «____» августа 2017 года 30 Руководитель МО ____________Н.В. Луцик      (подпись   руководителя   МО   ОУ, расшифровка подписи) 31

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017