Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
17.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
Окружающий мир 14 -18.doc
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.................................................................................................  2. Общая характеристика учебного предмета,курса....................................................  3. Место курса в учебном плане......................................................................................  4. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»..................................  5. Результаты изучения учебного предмета................................................................... 6. Содержание учебного  предмета,  курса..................................................................... 7. Учебно­тематическое планирование................................................................................ 8. Материально ­ техническое обеспечение образовательного процесса. .. .... ...... 9. Приложение к программе............................................................................................... 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   начального   общего   образования   МКОУ   Чистополянской ООШ     по   учебной   дисциплине   "Окружающий   мир"   разработана   в   соответствии   со следующими нормативно­правовыми документами: 1. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373  (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643). 2. Приказ   Министерства   образования   РФ   от   29.12.2014   г.   №   1643   «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,     утверждённый   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». 3. Приказ  Министерства   образования  РФ  от  01.02.2012  г.  № 74 «О   внесении изменений  в федеральный  базисный  учебный план  и  примерные  учебные  планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,   утвержденные   приказом   Министерства   образования   Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312». 4. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта. 5. Методические   рекомендации   Министерства   образования   и   науки   РФ     по разработке рабочих программ. 6. Приказ     МОиН   РФ   от   31.03.2014   г.   №   253   «Об утверждении федерального перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного общего, среднего общего образования». 7. Концепция   учебно ­ методического комплекса "Школа России". 8. Методические рекомендации  и письма  МОиН  РФ   по  контролю  и   оценке результатов обучения в  1­ 4 классах. 9. Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 25.12.2013 г.  № 72 г.  Москва "О внесении изменений  N 2  в  СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях".   «Окружающий   мир»   ­   предмет   интегрированный.   Основу   начального   курса составляют представления о тесных  связях  между  познанием природы и социальной жизни,   осознание   необходимости   выполнения   правил   поведения.   Особое   значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на   окружающую   социальную   и   природную   среду,   место   человека   в   ней,   его биологическую и социальную сущность. Цель  изучения   курса   «Окружающий   мир»   при   получении   начального   общего образования     –   формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём 2 человека   на   основе   единства   рационально­   научного   познания   и   эмоционально   – целостного   осмысления   ребенком   личного   опыта   общения   с   людьми   и   природой; духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачи курса:               систематизация имеющихся у детей  представлений об окружающем мире; формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство   с   методами   изучения   окружающего   мира;   (наблюдения, эксперимент, моделирование, и измерение и др.) социализация ребёнка; развитие  познавательных  процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.)  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности) формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие мышления, воображения  и творческих способностей; формирование   информационной   грамотности   (ориентировка   в   отбор   необходимой   информации   её информационном   пространстве, систематизации и др.); формирование   умений   сравнивать   объекты,   выявлять   их   сходства   и различия, существенные признаки, классифицировать,  устанавливать взаимосвязи; классифицировать,   устанавливать   взаимосвязи,   и   причинно­следственные   связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;  формирование работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава); формирование   рефлексии   (принятие   плана   предстоящего   обучения, осознание   своего   продвижения   в   овладении   знаниями   и   умениями,   наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­ нравственное воспитание учащихся. В   реализации   рабочей   программы   используется   УМК   "Школа   России", построенный на единых концептуальных основах и имеющий   полное программно ­ методическое обеспечение. Учебно ­ методический комплекс реализует ФГОС НОО, охватывает   все   предметные   области   учебного   плана,   ориентирован   на   планируемые результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования и являются надежным инструментом их достижения. Рабочая   программа   учебного   предмета   адаптирована   и   предполагает внесение   изменений: ­ по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; ­  в   порядок   изучения   разделов   программы,   что   предполагает   увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; 3 ­ включение контрольно ­ измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения; ­ обозначения  эффективных педагогических технологий. 2. Общая характеристика учебного предмета,курса Специфика   предмета   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что,   имея   ярко выраженный   интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­ гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.                                                   Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники   овладевают   основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­ следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   младших     школьников фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих компетентностей­ умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила  поведения  в  мире  природы  и  людей, правила   здорового  образа  жизни.  Это позволит обучающимся освоить основы адекватного и природо­культуросообразного поведения   в   окружающей   природной   и   социальной   среде.                   Существенная особенность   курса   состоит   в   том,   что   в   нём   заложена   содержательная   основа   для широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы. Предмет   «Окружающий   мир»   использует   и   тем   самым   подкрепляет   умения, полученные   на   уроках   чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и изобразительного   искусства,   технологии   и   физической   культуры,   совместно   с   ними приучая   детей   к   рационально­научному,   эмоционально­ценностному   достижению окружающего   мира.   Данный   курс   создаст   прочный   фундамент   для   изучения значительной части предметов для получения следующего уровня образования   и для дальнейшего развития личности. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе содержательными блоками:  «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Человек и природа Природа­ это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и  предметы,  созданные   человеком.   Неживая   и   живая   природа.  Признаки   предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество.   Звёзды   и   планеты.   Смена   дня   и   ночи   на   Земле.   Погода   и   её составляющие.   Формы   земной   поверхности.   Водоёмы.   Воздух.   Вода.   Полезные ископаемые.   Почва.   Растения.   Животные.   Природные   зоны   России.   Человек   ­часть природы. Человек и общество 4 Общество­ совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек­ член общества, носитель и создатель культуры. Семья ­ самое близкое окружение человека. Младший школьник. Друзья, взаимоотношения между ними. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный  транспорт. Средства  массовой информации. Наша Родина­ Россия. Страны и народы мира.  Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника.. Физическая культура и закаливание. Первая помощь при лёгких травмах. Дорога от до школы., правила безопасного поведения на дорогах, в лесу. Правила безопасного поведения в природе   Забота   о   здоровье   безопасности   окружающих   людей­   нравственный   долг каждого человека.   3. Место курса в учебном плане На   изучение   курса   «Окружающий   мир»     в   каждом   классе   начальной   школы выделяется   260   часов,   из   них   в   1   классе   50   ч   в   неделю   (со   2   чет.­2   ч.   в   неделю, 33учебные недели), во 2 ­ 4 классах по 70 ч (2ч в неделю, 35 учебных недель) отводится по 2 ч в неделю.  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета                     *Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и  общества. *Культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм. *Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. *Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни *Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. *Человечество как многообразие народов, культур, религий. *Международное сотрудничество как основа мира на Земле. *Патриотизм   как   одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающейся в  любви к Родине, народу, в осознанном желании служить Отечеству. *Социальная   солидарность   как   признание   свободы   личной   и   национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  *Гражданственность   как  личная  сопричастность  идеям  правового  государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания. *Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, *Труд и творчество как отличительные черты духовно­ и нравственно развитой личности. 5 *Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно­нравственной консолидации российского общества. *Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое, психическое, духовно­и  социально­нравственное. *Нравственный   выбор   и   ответственность   человека   в   отношении   к   природе, историко­ культурному наследию, к самому себе, окружающим людям. 5. Результаты изучения учебного предмета   В   МКОУ   Чистополянская   ООШ     «Окружающий мир»    обеспечиваются   условия   для   достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты   *осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; *осознание   себя   членом   общества   и   государства   (самоопределение   своей российской гражданской идентичности), чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни, *осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и   целостного   Отечества,   при   всём   разнообразии   культур,   национальностей,   религий России. *уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; *уважение к истории и культуре всех народов, Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;              *расширение сферы социально­нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; *способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных   требующих   для   своего   выполнения   развития   этических   чувств, норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социума. *установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.        Метапредметные  результаты   *Способность   регулировать   собственную   деятельность,   в   том   числе   учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;   *умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности этики и этикета; * овладение начальным уровнем культуры пользования словарями;   *освоение   правил   и   норм   социокультурного   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками в сообществах разного типа(класс, школа, семья, учреждения культур *способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты 6 *   усвоение   первоначальных   сведений   о   сущности   особенностях   объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);   *сформированность   целостного,   социально­   ориентированного   взгляда   на окружающий   мир   в   его   органичном   единстве   и   разнообразии     природы,   народов, культур, религий;  *владение базовым, понятийным аппаратом, доступным для осознания младшим школьником)   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области   естественно­ научных и социально­гуманитарных дисциплин;     *умение   наблюдать,   фиксировать,   исследовать   (измерять,   сравнивать, классифицировать,   ставить   опыты,   получать   информацию   из   семейных   архивов   от окружающих людей в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира;   выделять   характерные   особенности   природных   и   социальных   объектов; описывать   и   характеризовать   факты   и   события     культуры,   истории   общества   в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;   *владение навыками устанавливать и выявлять причинно­ следственные связи в окружающем мире природы и социума;    *овладения основами экологической грамотности элементарными правилами нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   нормами   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; *понимание   роли   и  значения   родного   края   в  природе   и  историко­культурном наследии России; в её современной жизни, понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края , в истории и культуре России; *понимание особой роли России в мировой истории и культуре; знание примеров национальных свершений, открытий, побед. 7 7. УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ­  ­ 260 часов Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Человек и природа  Природа   –   это   то,   что   нас окружает,   но   не   создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и   Признаки живая   природа. предметов   форма, сравнительные   размеры   и   др.). Примеры   явлений   природы: (цвет,   Времена года       Осень. Осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) Признаки   осени   (похолодание,   листо­ пад,   отлёт   перелётных   птиц, подготовка   зверей   к   зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка  к зиме.         Зима.   Зимние   месяцы:   (декабрь,   Пересказывать  и  понимать    тексты   о природе.  Описывать сезонные изменения в природе.  Характеризовать признаки времен года.   Исследовать  (на основе непосредственных   связи   жизнедеятельности наблюдений) растений,   животных   и   времени   года. Проводить групповые наблюдения во время 8 с   жидкости, смена   времён   года,   снегопад, листопад,  перелёты   птиц,  смена времени   суток,   рассвет,   закат, ветер, дождь, гроза.         Вещество – это то, из чего состоят  все  природные  объекты и   предметы.   Разнообразие веществ   в   окружающем   мире. Примеры   веществ:   соль,   сахар, вода,   природный   газ.   Твёрдые тела, газы. практические Простейшие работы веществами, жидкостями, газами.         Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая   к   нам   звезда, источник света и тепла для всего живого   на   Земле.   Земля планета; общее представление о   форме   и   размерах   Земли. Глобус   как   модель   Земли. Географическая   карта   и   план. Материки и океаны, их названия, расположение   на   глобусе   и карте.   Важнейшие   природные объекты   своей   страны,   района. Ориентирование   на   местности. Компас.          Смена дня и ночи на Земле. Вращение   Земли   как   причина смены дня и ночи.       Времена года, их особенности (на   наблюдений). Обращение Земли вокруг солнца как причина смены времён года в родном   крае   на   основе наблюдений.   Погода,   её   составляющие   (температура, облачность, осадки,   ветер).   Наблюдение   за погодой края. Предсказания   погоды   и   его значение в жизни людей.        Формы земной поверхности: равнины,   горы,   холмы,   овраги (общее   представление,   условное обозначение   равнин   и   гор   на карте).           Особенности   поверхности родного (краткая характеристика   на   основе наблюдений).         Водоёмы,   их   разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая   характеристика   на основе наблюдений).         Воздух   –   смесь   газов.   Свойства   воздуха.   Значение воздуха для растений, животных, человека.   основе своего края               весны   январь,   февраль).   Признаки   Зимы (короткая   продолжительность   дня, низкое   солнце,     холод,   замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и   зверей).   Погода   зимой.         Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). (увеличение Признаки продолжительности   дня,   высокое солнце,   тепло,   таяние   снега   и   льда, Пробуждение   природы,   прилёт   птиц, весенние   растения).   Погода   весной. Лето.     Летние   месяцы   (июнь,   июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое   солнце,   тепло,   цветение растений, потомство у животных).        Экскурсия «Времена года в нашем крае». Природа вокруг нас   Растения   –   живые   организмы.   Роль растений   в   очищении   воздуха   и обеспечении пищей животных.      Животные   –   живые   организмы. Отличие   животных   от   растений   – подвижность и чувствительность. Вода и пища – условия для жизни животных. Дикие   и   одомашненные растения   и   животные.   Уход   человека за   одомашненными   растениями   и животными.   Их   многообразие   и важные для человека свойства.      лес, Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва,   дикие   растения   и животные).   Значение   природы   для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в лесу,   на   реке   и   озере.   Бережное отношение   к   окружающему   миру. Отдельные факты из истории развития отношения   человека   к   природе (укрощение культура земледелия, одомашнивание животных). огня,         Природа неживая и живая       Природа – это весь многообразный мир,   который   окружает   человека   и может   существовать   без   его   участия. Знакомство с природными объектами и (искусственными изделиями предметами).   Признаки   предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).   Неживая   и   живая   природа. Примеры   явлений   природы:   смена времён   года,   листопад,   снегопад, перелёты   птиц,  смена  времени   суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза). Примеры   веществ:   соль,   сахар,   вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.  Воздух ­   смесь   газов.   Свойства   воздуха   (не экскурсии  «Времена года в нашем крае»   Оценивать  с   опорой   на   личный   опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать  народные приметы,  связанные с погодой, проверять их  достоверность. Различать растения и животных, используя  информацию, полученную в ходе  наблюдений, чтения, работы с  иллюстрациями. Характеризовать особенности  дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей  местности).  Группировать (классифицировать)  объекты природы по признакам: домашние –  дикие животные; культурные –  дикорастущие растения.  Анализировать примеры использования  человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила  поведения в различных ситуациях  ( в парке,  в лесу, на реке и озере) Оценивать конкретные примеры поведения  в природе. Различать природные объекты и изделия  (искусственные предметы), характеризовать  их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы ( на  краеведческом материале), характеризовать  их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о  природе родного края. Приводить примеры веществ, описывать  их. Наблюдать простейшие опыты по изучению  свойств воды. Оценивать чистоту воздуха,  необходимую для здоровья человека,  растений, животных, в своём городе (в селе).  Наблюдать погоду самостоятельно и в  9 воды вода).   Вода.   Свойства   воды.   Состояния её распространение   в   природе, значение   для   живых  организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.         Полезные   ископаемые,   их значение   в   хозяйстве   человека, бережное   отношение   людей   к полезным ископаемым. Полезные ископаемые   родного   края   (2­3 примера).    Почва, её состав, значение для живой   природы   и   для хозяйственной жизни человека.    Растения, их разнообразие. Части   растении: (корень, стебель,   лист,   цветок,   плод, семя).   Условия,   необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,   Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие   и   культурные растения.   Роль   растений   в природе   и   жизни   людей, бережное отношение человека к растениям.   Растения   родного края,   названия   и   краткая характеристика   на   основе наблюдений.     Грибы:   съедобные   и ядовитые. Правила сбора грибов.        Животные, их разнообразие. Условия,   необходимые   для жизни   животных   (воздух,   вода, тепло, пища). Насекомые, ры­бы, птицы, звери, их различия.       Особенности питания разных (хищные, животных     всеядные). растительноядные, Размножение   животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие   и   домашние   животные. Роль   животных   в   природе   и жизни бережное отношение человека к животным.   родного   края, Животные названия, краткая характеристика   на   основе наблюдений.        Лес, луг, водоём – единство живой   и   неживой   природы (солнечный   свет,   воздух,   вода, почва,   животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи   в   природном сообществе : растения – пища и укрытие   животных; животные   –   распространители плодов   и   семян   растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные   растения,   людей, для                     её виден,   не   имеет   запаха;   летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается; является условием горения благодаря наличию в нём кислорода). Значение   воздуха   для   растений, животных, человека. составляющие Погода,   облачность, (температура   воздуха, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Вода, свойства воды (текуча, не имеет цвета   и   запаха;   принимает   форму любого   сосуда);   состояния   воды   в природе.   Водоёмы   родного   края (названия,   краткая  характеристика  на основе наблюдений).  Полезные ископаемые родного края (2­ 3  примера),   их   значение   в  хозяйстве, бережное   отношение   к   полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы, человека, плодородие   как   главное   свойство почвы. хозяйства     Растения,   их   разнообразие.   Части растения (корень, стебель, лист, плод, семя).   Условия,   необходимые   для жизни   растения   (свет,   тепло,   воздух, вода,   минеральные   вещества   почвы). Деревья, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности. Роль   растений   в   природе   и   жизни людей, бережное отношение человека к растениям. кустарники,     Грибы   съедобные   и   ядовитые   (на примере   своей   местности).   Правила сбора грибов.     вода,   тепло,   птицы,   животных   Животные и их разнообразие. Условия, необходимые   для   жизни   животных (воздух,   пища). Насекомые,   рыбы,   птицы,   звери   (на примере   животных   своей   местности, их   различия.   Особенности   питания разных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение   животных   (насекомые, рыбы,   Обмен информацией   между   животными   в природе. Дикие и домашние животные (   на   примере   животных   своей местности). Роль животных в природе и   жизни   людей,   бережное   отношение человека к животным. Экскурсия « Разнообразие растений и животных   в   краеведческий   музей. (ознакомление   с   природой   родного края, при наличии условий). звери).   группах и описывать её состояние.  Проверять достоверность народных примет  о погоде. Соотносить свои наблюдения о погоде с  опытом народов своего края, отражённым в  приметах и пословицах. Измерять температуру воздуха, воды с  помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению  свойств воды. Характеризовать свойства воды,  круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в  системе водоснабжения своего края. Наблюдать простейшие опыты по изучению  свойств полезных ископаемых. Различать  изученные полезные ископаемые.  Описывать их применение в хозяйстве  человека ( на примере своей местности).  Характеризовать (на основе опытов) состав  почвы, роль почвы в природе и роль живых  организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие  почвы своего края. Приводить примеры хвойных и цветковых  растений, выделять их различия. ( на  примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья,  кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые  для жизни растений.  Рассказывать о роли растений в природе и  жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и  культурные растения., диких и домашних  животных, характеризовать их роль в жизни  человека ( на примере своей местности). Различать съедобные и ядовитые грибы. ( на примере своей местности).   в природе и жизни людей.  Рассказывать о роли грибов природе и  жизни людей. Описывать внешний вид, характерные  особенности представителей насекомых,  рыб, птиц, зверей (на примере своей  местности). Характеризовать способы питания,  размножения; условий, необходимых для  жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и  жизни людей(на приере своей местности) Называть примеры заботливого  ухода за  животными в доме, в живом уголке школы, в  местном зоопарке; примеры работы на  пасеке. Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники) о  10 воздуха, сообщества   родного   края   (2­3 примера на основе наблюдений).         Природные   зоны   России: общее   представление;     климат, основные   природные   зоны   растительный   и (климат, животный   мир,   особенности труда   и   быта   людей,   влияние человека  на  природу  изучаемых зон, охрана природы).          Человек   –   часть   природы. Зависимость   жизни   человека   от природы. Этическое эстетическое значение природы в жизни человека.     Положительное   и отрицательное влияние деятельности   человека   на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила   поведения   в   природе. Охрана   природных   богатств: воды,   полезных ископаемых,   растительного   и животного   мира.   Заповедники. Национальные   парки,  их   роль   в охране природы. Красная   книга   природы,   её значение, отдельные представители   растений   и животных   Красной   книги. Посильное   участие   в   охране природы. Личная каждого ответственность человека за сохранность природы.    Общее   представление   о     тела   человека. строении   Системы   органов: (опорно­ двигательная,   пищеварительная, дыхательная, кровеносная, Нервная, органы чувств), их роль в   жизнедеятельности   организма. Гигиена систем   органов. Измерение   температуры   тела человека .Личная ответственность каждого человека   за   состояние   своего здоровья   здоровья окружающих людей. Внимание,   забота,   уважительное отношение   к   людям   с ограниченными возможностями.   его и                       Единство живого и неживого  Разнообразие   веществ   в   окружающем мире.  Круговорот веществ. Природные   сообщества   (лес,   луг, водоём).   Взаимосвязи   в   сообществе растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители   плодов   и   семян растений   (   на   местных   примерах). Влияние   человека   на   природные сообщества   (на   примере   своей местности). Экскурсия   «Природные   сообщества родного края».       нравственного Человек – часть природы  Природа   ­   источник   удовлетворения потребностей   людей:   хозяйственных, эстетических, нравственных. Зависимость   жизни   человека   от природы, обеспечение его физического и здоровья. Положительное   и   отрицательное влияние   человека   на   природу   (в   том числе   на   природу   окружающей местности).   Правила   поведения   в природе. Охрана природных богатств: воды,   воздуха,   полезных   ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.   Заповедники   и   национальные парки,   их   роль   в   охране   природы. Красная   книга   России,   её   значение, отдельные   представители   растений   и животных Красной книги.  Тело человека         Системы органов (опорно­двигательная, дыхательная, пищеварительная,   нервная,   органы   чувств),   их   роль   в жизнедеятельности организма. Гигиена систем   органов.   Правила   измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной   помощи.   Первая   помощь при   лёгких   травмах   (ушиб,   порез, ожог, обмораживание, перегрев). Наша страна на карте и на глобусе  Солнце   –   ближайшая   звезда   к     нам звезда,   источник   света   и   тепла   для всего   живого   на   Земле.   Земля   – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.   Географическая   карта   и   план (общее   знакомство).   Материки   и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.    Знакомство   с Карта   России. важнейшей географической   номенклатурой   своей   страны,   района. растениях и животных своего региона и  обсуждать полученные сведения Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как  пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества  ( на примере леса, луга, водоёма).  Характеризовать влияние человека на  природные сообщества ( на примере своей  местности). Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники) о  природных сообществах и обсуждать  полученные сведения. Приводить примеры зависимости  удовлетворения потребностей людей от  природы, включая потребности  эмоционально­эстетического характера. Анализировать влияние современного  человека на природу, оценивать примеры  зависимости благополучия жизни людей от  состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению  природы и её защите. Различать правильные и неправильные  формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды,  воздуха, полезных ископаемых, экосистем,  растительного и животного мира. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать  входе практической  работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать  правила  оказания   первой помощи при несчастных случаях. Измерять  температуру   тела,   рост   и   вес человека. Оценивать  личное   отношение   к   своему здоровью   и   здоровью   окружающих,   своё отношение   к   людям   с   ограниченными возможностями здоровья.  Характеризовать  особенности   звёзд   и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом,  физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и  определять географические объекты на  физической карте России с помощью  условных знаков. 11 на   местности. Ориентирование Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена   года,   их   особенности   (   на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг   Солнца   как   причина   смены времён года. Формы   земной   поверхности:   России: общее представление, знакомство с 2­3 природными (климат, растительный   и   животный   мир, особенности   труда   и   быта   людей, влияние   человека   на   природу изучаемых зон, охрана природы. Экскурсия   поверхности». «Формы земной зонами         Общество – совокупность людей, которые   объединены   общей культурой   и   связаны   друг   с другом совместной деятельностью   во   имя   общей цели.   Духовно­нравственные   и культурные   ценности   –   основа жизнеспособности общества. Человек   –   член   общества. Взаимоотношения   человека   с другими   людьми.   Культура общения.   Уважение   к   чужому мнению.   Человек   –   создатель   и носитель   культуры.   Образ идеального человека в культуре России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих   свойствах   и качествах. Семья   –   самое   близкое окружение   человека.   Семейные традиции.   Взаимоотношения   в семье   и   взаимопомощь   в   семье. Оказание   посильной   помощи взрослым.   Забота   о   детях, престарелых,   больных   –   долг каждого   человека.   Хозяйство семьи.   Родословная.   Имена   и семьи. фамилии   Составление схемы членов     Человек и общество  Я ­ школьник  Школьник   и   его   жизнь   в   школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение   к   учителю.   Классный школьный   коллектив,   совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность   дружбы,   согласия,   взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,   сверстниками,   культура поведения   в   школе   и   других общественных местах. Режим   дня   школьника,   чередование труда.       безопасной Правила жизнедеятельности   Личная   школьника. гигиена Физическая   культура,   закаливание, Игры   на   воздухе   как   условие сохранения и укрепления здоровья.  Дорога   от   дома   до   школы,   правила безопасного   поведения   на   дорогах,   в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности,   основные   правила обращения   с   газом,   электричеством, водой.   Ориентироваться на местности (в группе) с  помощью компаса и карты, по местным  признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять (характеризовать ) движение  Земли относительно Солнца и его связь со  сменой дня и ночи, времён года. Различать разные формы земной  поверхности ( на примере своей местности) Находить на физической карте России  равнины и горы и определять их название. Моделировать формы поверхности из  песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы  водоёмов. Характеризовать (в ходе экскурсий и  наблюдений) формы земной поверхности и  водоёмы своей местности. Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и  быта людей разных природных зон. Извлекать ( по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, справочники, энциклопедии) о  природных зонах и обсуждать полученные  сведения. Оценивать уровень своего интереса к  изученным темам.         с со   и учителем  обсуждать  Знакомиться  и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края. Знакомиться  с   правилами   поведения   в школе особенности взаимоотношений взрослыми, сверстниками. Моделировать  и  оценивать  различные ситуации   поведения   в   школе   и   других общественных местах. Выбирать  с   позиции   нравственных   норм оптимальные   формы   поведения   во взаимоотношениях   с   одноклассниками, друзьями, взрослыми. Практическая работа: составлять режим дня  в группах. Проводить групповые наблюдения в группах во   время   экскурсии   по   школе     (   находить свой класс и т.п.) Проводить наблюдения в группах  во время экскурсии     по   своему   району   или   городу (путь домой). Изображать  путь   от   дома   до   школы   с помощью условных обозначений. Обсуждать  коллективно   необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять  потенциально­опасные   ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения   личного   и   общественного 12 режима   ценности   родословного   древа.   Духовно­ нравственные в семейной   культуре   народов России и мира.  Младший   школьник.   Правила поведения   в   школе,   на   уроке. Обращение   к   учителю.   Оценка великой   миссии   учителя   в культуре народов России и мира. Классный   школьный   коллектив, совместная   учёба,   игры,   отдых. Составление   дня школьника.  Друзья, взаимоотношения между ценность ними,     дружбы, согласия,   взаимной   помощи. Правила   взаимоотношений   со взрослыми, сверстниками, культура   поведения   в   школе   и других общественных местах. значение труда в жизни человека и   общества.   Трудолюбие   как общественно   значимая   ценность в   культуре   народов   России   и мира. Профессии людей. Личная ответственность   человека   за результаты   своего   труда   и профессиональное мастерство.  транспорт. Общественный Транспорт   города   и   села: наземный,   воздушный   и   водный транспорт. Правила пользования транспортом.   Средства   связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио,   пресса, Интернет. Избирательность   при пользовании средствами массовой   информации   в   целях сохранения духовно­ нравственного здоровья.    Россия, Наша Федерация. Российская Ценностно смысловое содержание   понятий:   Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:   Государственный   герб, Государственный   флаг   России,;   правила при прослушивании гимна. Конституция   _   основной   закон Российской   Федерации.   Права ребёнка.  Президент Российской Федерации   –   глава   государства. Ответственность главы государства   за   социальное   и духовно нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления   телевидение, поведения Родина­   – –                                 Моя Родина    Семья   –   самое   близкое   окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Взаимоотношения   в   семье,   забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство.   Распределение   домашних обязанностей.   Обязанности   ребёнка   в семье. Место работы членов семьи , их профессии.  Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населённого   пункта.   Занятия   людей. Знакомые   школьнику   профессии   на примере   своего   населённого   пункта. Городской   транспорт.   Правила уличного   движения   –   гарантия безопасности на улицах города. страны. Название   России, Государственный   флаг значение   цветов   флага.   Общее представление о флагах республик РФ. Москва   –   столица   России.   Красная площадь   и   Кремль   –   главные достопримечательности Москвы. Праздничные   дни   России   и   родного города:   День   города,   Новый   год, Рождество,  8  Марта. Экскурсия   достопримечательностей города (села).  из родного родной одной к           Родной край – частица  Родины   Семья   и   семейные   традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.   Родной   регион   (область,   край, республика)   и   его   место   нахождения на карте. Название административного центра   региона.   Народы,   населяющие регион(по выбору). Некоторые обычаи и   характерные   особенности   быта народов (два­ три). Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Жизнь и быт населения   региона   в   разные   Памятники исторические   времена. истории   и   культуры     региона,   их охрана.  Экскурсия в краеведческий музей для знакомства некоторыми особенностями   быта   народов   региона (по выбору). с     Человек – член общества  Отличия   человека   от   животного. Взаимоотношения   между   людьми. Культура   общения.   Уважение   к чужому   мнению.   Первые   коллективы людей. видов деятельности людей. Человек   –   создатель   и   носитель   Многообразие     учебные   ситуации   по уровень   своего   интереса, эмоционально­эстетического имущества. Практическая   работа   по   освоению   правил поведения   в   разных   ситуациях:   как   вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время  экскурсии по своему району или городу (с  точки зрения безопасного поведения на  дороге).  Объяснять основные правила обращения с  газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности  за сохранения своего здоровья, за здоровье и  безопасность окружающих. Готовить  рассказ   о   семье,   домашнем хозяйстве,   профессиях   членов   семьи, занятиях людей  в родном городе (селе). Приводить  примеры   заботы   школьников   о младших   членах   семьи,   престарелых   и больных.  Оценивать  свои   личные   качества   и   их проявления в семье. Рассказывать  по   результатам   экскурсии   о достопримечательностях,   святынях   родного город, ( села). Оценивать  характер впечатления от увиденного. Проигрывать  соблюдению правил уличного движения. Знакомиться  особенностями России, Государственного последовательность   расположения   полос, цвета   флага,   узнавание   российского   флага среди флагов других стран. Подбирать  информацию   об   отдельных фактах истории флагов России. Практическая работа:  составлять вместе со старшими   родственниками   родословного древа   семьи   на   основе   бесед   с   ними   о поколениях в семье. Знакомиться   по   словарям   личных   имён   и фамилий   со   значениями   имён   и   фамилий своей семьи (рода). Оценивать  степень   участия   членов   своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать  родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать  в   группе   рассказ   по результатам   экскурсии   в   краеведческий музей   с   целью   ознакомления   с   прошлым настоящим   родного   края(   при   наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням  Обмениваться родного сведениями,   полученными   в   ходе   бесед   со старшими   членами   семьи,   земляками   о прошлом   родного   края   (   при   наличии условии, к местам исторических  событий и 13 значения   понятий:   малая с   флага региона. на России. духовно   Санкт­   Кремль, общественной   солидарности   и упрочения – нравственных   связей   между соотечественниками. Новый год. Рождество.   День   защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката   или   стенной   газеты   к общественному празднику. Россия карте; государственная граница России. Москва   –   столица   России. Святыни   Москвы   –   святыни России. Достопримечательности Москвы:   красная площадь,   Большой   театр   и   др. Характеристика отдельных исторических событий связанных с   Москвой   (основание   Москвы, строительство Кремля и др.).  Герб   Москвы.   Расположение   на карте. Города   Петербург: достопримечательности   (Зимний дворец,   памятник   Петру  I  – Медный   всадник,   разводные мосты через Неву и др.), города Золотого   кольца   России   (по выбору).   Святыни   городов России. Россия   –   многонациональная страна.   Народы,   населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности   быта   (по   выбору). Основные   религии   народов России:   ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение   к   своему   и   другим народам,   их   религии,   культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных   детских   игр народов своего края.  Родной   край   –   частица   России. Родной   город   (село),   регион (область,   республика): название, основные достопримечательности;   музеи, театры, спортивные комплексы и пр.     Особенности   труда   людей родного   края,   профессии. Названия   разных   народов, данной проживающих местности,   обычаи, характерные   особенности   быта. Важные   сведения   из   истории родного   края.  Святыни   родного края.   Проведение   дня   памяти выдающегося земляка.    православие,   край,     их в       культуры. Значение   труда   для   человека   и общества  Профессии людей. Транспорт города и села   наземный,   воздушный   и   водный транспорт.   Правило   пользования транспортом.   Средства   связи:   почта,   Телефоны телеграф, телефон.   Средства экстренной   помощи.   массовой   информации: радио, телевидения, пресса, Интернет.     Экскурсия на одном из предприятий родного края.         язык   Русский   названия,   Основание Наша   родина – Россия, Российская Федерация Государственная   граница   России. Россия   –   многонациональная   страна. Народы, населяющие Россию. Название разных   народов   по   выбору. Уважительное   отношение   к   своему   и другим   народам,   языкам,   традициям, религии. – государственный язык нашей страны. Расположение   Москвы   на   карте России.   Москвы, происхождение герб столицы. Москва  – столица России  и центр управления страной. Некоторые достопримечательности   Столицы России   –   Большой   театр,   стадион Лужники, московское метро и др.      Города России Санкт –Петербург и его   достопримечательности   (Зимний дворец,  Памятник  Петру  I  – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),   города   Золотого   кольца   России (по выбору). герб   России, Государственный   гимн   России. Государственный   Правила при прослушивании гимна. Конституция – основной Российской Федерации.   Права   и   обязанности граждан   России.   Права   ребёнка. Президент   Российской   Федерации   – глава     Федеральное собрание. и всенародные   праздники   России. (продолжение):   День   Защитника Отечества, День Победы, День весны и труда,   День   России,   День   народного единства,   День   Конституции,   День Защиты детей). Очная   или   заочная   экскурсия   (с помощью   ИКТ)   экскурсия   в   Москву, Санкт­   Петербург,   по   городам Золотого кольца России. (по выбору). Государственные государства. поведения закон             Страницы истории Отечества    (по   источников памятникам истории культуры,  к святыням родного региона. Обмениваться  сведениями,   полученными   в ходе   бесед   со   старшими   членами   семьи, земляками   о   прошлом   родного   края, известных людях, об обычаях,   религиозных и светских праздников народов, населяющих край.  Находить  эти   сведения   в   справочной дополнительной литературе. Извлекать  заданию   учителя) необходимую   информацию   из   учебника, дополнительных знаний (словари,   энциклопедии,   справочники)   и обсуждать полученные сведения. Анализировать  иллюстративный   материал, сопоставляя его по словесным описаниям Приводить  примеры   и   демонстрировать образцы   культуры   общения     во взаимоотношениях людей. Оценивать  лучшие   черты   характера, представленные   в   образе   идеального человека в культуре народов своего края.  Моделировать  ситуации общения с людьми разного возраст национальности, религиозной принадлежности. Оценивать  реальные   и   игровые   ситуации общения.     яркие Проводить  групповые   наблюдения   за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Оценивать  проявления профессионального мастерства и результаты труда. Знакомиться  с   оценкой   трудолюбия   в культуре народов своего края как одного из важнейших   общественно   значимых   качеств личности. Раскрывать  возможность средств массовой информации,   в   том   числе   в   игровой ситуации. Моделировать   ситуации,   в   которых необходимо   знать   правила   пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Демонстрировать   в   учебной   игре   правила пользования разными видами транспорта. Моделировать  ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Находить   территорию России,   её   государственную   границу   на глобусе. Моделировать    касающиеся отношения   школьников   к   представителям других   народов,   их   языкам,   традициям, религии. Разыгрывать  общения с носителями других языков. Показывать   местонахождения   Москвы   и других   и   других   крупнейших   городов   (2­3 14 воображаемые   ситуации  показывать ситуации, и носители      История Отечества. Счет лет в истории.   Наиболее   важные   и яркие   события   общественной   и культурной   жизни   страны   в разные   исторические   периоды:   Московской Древняя   Русь, Российская государство,     СССР, империя,   Российская Федерация.   Картины   быта, труда,   духовно­нравственных   и культурных   традиций   людей   в разные   исторические   времена. Выдающиеся   люди   разных   эпох как базовых национальных ценностей. Охраны   памятников   истории   и культуры.   Посильное   участие   в охране   памятников   истории   и культуры   своего   края.   Личная ответственность   человека   за сохранность историко­ культурного   наследия   своего края.    Страны и народы мира. Общее представление   о   многообразии стран, народов, религии на земле. Знакомство   с   несколькими странами   с   контрастными особенностями   (три   –   четыре страны): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.   Правила безопасности жизни Ценность   здоровья   и   здорового образа жизни. Режим     школьника, чередование   труда   и   отдыха, личная   гигиена.   Физическая культура,   закаливание,   игры   на воздухе. Личная ответственность человека   за   укрепление   своего здоровья.   Номера   телефонов экстренной   помощи.   Первая помощь   при   легких   травмах (ушиб, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога   от   дома   до   школы, правила   безопасного   поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное   время   года.   Правила противопожарной   безопасности, основные   правила   обращения   с газом, электричеством, водой.   поведения в природе.   безопасности людей   каждого человека.    Забота   о   здоровье   и окружающих   ­   нравственный   долг   Правила   безопасного порез, дня         Что   такое   история.   Исторические источники.   Счёт   лет   в   истории. Наиболее     важные   и   яркие   события общественной   и   культурной   жизни страны   в   разные   исторические периоды.   Древняя   Русь,   Московское государство,   Российская   империя,   Российская   Федерация. СССР, Картины быта, труда, традиций людей в   разные   исторические   времена. Выдающиеся   люди   разных   эпох   как носители   базовых   национальных ценностей. Понятие «честь страны». Очная   или   заочная   экскурсия   в   дом­ музей   выдающегося   человека   России (по выбору). Страны и народы мира Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство   с   2­3   странами   (с контрастными особенностями): название,   расположение,   на   карте, столица, главные достопримечательности.     к   своему   сообщению вклад   своих   города) на карте России. Соотносить   иллюстрации,   видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт­Петербурга   со   словесным   описанием их особенностей. Подготавливать  небольших   сообщения   о достопримечательностях   одного   из   городов России   на   основе   дополнительной информации. Подбирать  иллюстрации, видеокадры. Объяснять  символический смысл основных изображений   Государственного   герба России,   узнавать   его   среди   гербов   других стран. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. Описывать элементы герба Москвы. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными   из   источников   массовой информации. Оценивать  земляков, соотечественников в сохранение российского историко­культурного наследия. Рассказывать  о праздничных  днях  России, готовить   сообщение   на   основе   бесед   с родными   и   близкими,   дополнительных источников информации. Наблюдать  (в   родном   городе,   крае) исторические   культовые сооружения,  соотносить  их с определённой эпохой, событием, фактом. пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике   культуры)   и   обсуждать полученные сведения. Извлекать  заданию   учителя) (по   необходимую   информацию   из   учебника   и дополнительных знаний (   словари,   энциклопедии,   справочники)   и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Практические  работы  с картой (показывать места   исторических   событий,   с   «лентой времени»   (определять   последовательность исторических   событий),   изготавливать   (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина   и   других   материалов   –   одежду макеты памятников архитектуры и др.) Подготавливать  небольшие   рассказы   по  описывать иллюстрациям   учебника, (реконструировать)   важнейшие   события   из истории Отечества. Представлять  образ одного из выдающихся соотечественников   как   возможный   пример для подражания. Оценивать деятельности для себя лично.  значимость   его   жизни   и   памятники, источников     Находить  и  показывать  изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить  дополнительную   информацию   о 15 ситуации, них   с   помощью   библиотеки,   Интернета   и других информационных средств. Обсуждать особенности 2­3 стран мира. Моделировать    касающиеся отношения   школьников   к   представителям других   народов,   носителям   других национально­культурных   и   духовных традиций. Строить  диалог  с представителями  других народов   с   учётом   уровня   владения   ими русским   языком, помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком,   посильную   помощь   в   учебной   и внеклассной деятельности.  оказывать  Резерв 6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Человек и природа Природа   —   это   то,   что   нас   окружает,   но   не   создано   человеком.   Природные объекты   и   предметы,   созданные   человеком.   Неживая   и   живая   природа.   Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,   расположение   на   глобусе   и   карте.   Важнейшие   природные   объекты   своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена   года,   их   особенности   (на   основе   наблюдений).   Обращение   Земли   вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода,   её   составляющие   (температура   воздуха,   облачность,   осадки,   ветер). Наблюдение   за   погодой   своего   края.   Предсказание   погоды   и   его   значение   в   жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,   их   разнообразие   (океан,   море,   река,   озеро,   пруд);   использование человеком.   Водоёмы   родного   края   (названия,   краткая   характеристика   на   основе наблюдений). Воздух   —   смесь   газов.   Свойства   воздуха.   Значение   воздуха   для   растений, животных, человека. 16 Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—З примера). Почва,   её   состав,   значение   для   живой   природы   и   для   хозяйственной   жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).   Условия,   необходимые   для   жизни   растения   (свет,   тепло,   воздух,   вода). Наблюдение   роста   растений,   фиксация   изменений.   деревья,   кустарники,   травы. дикорастущие   и   культурные   растения.   Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных   животных   (хищные,   растительноядные,   всеядные).   Размножение   животных (насекомые,   рыбы,   птицы,   звери).   дикие   и   домашние   животные.   Роль   животных   в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,   почва,   растения,   животные).   Круговорот   веществ.   Взаимосвязи   в   природном сообществе:   растения   —   пища   и   укрытие   для   животных;   животные   — распространители   плодов   и   семян   растений.   Влияние   человека   на   природные сообщества.   Природные   сообщества   родного   края   (2—3   примера   на   основе наблюдений). Природные   зоны   России:   общее   представление,   основные   природные   зоны (климат, растительный  и  животный  мир,  особенности  труда  и  быта  людей,  влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы   посредством   практической  деятельности.  Народный  календарь (приме­   ты, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов   (опорно­ двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние 17 своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество   —   совокупность   людей,   которые   объединены   общей   культурой   и связаны   друг   с   другом   совместной   деятельностью   во   имя   общей   цели.   духовно­ нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается   и   развивается   культура   общества   и   каждого   её   члена.   Общее представление о вкладе в куль  туру человечества традиций й религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями   разных   национальностей,   социальных   групп:   проявление   уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья   —   самое   близкое   окружение   человека.   Семейные   традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, историй семьи. духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка   великой   миссии   учителя   в   культуре   народов   России   и   мира.   Классный, школьный   коллектив,   совместная   учёба,   игры,   отдых.   Составление   режима   дня школьника. Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия,   взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе   и   других   общественных   местах.   Внимание   к   сверстникам,   одноклассникам, плохо   владеющим   русским   языком,   помощь   им   в   ориентации   в   учебной   среде   и окружающей обстановке. Значение   труда   в   жизни   человека   и   общества.   Трудолюбие   как   общественно значимая   ценность   в   культуре   народов   России   и   мира.   Профессии   людей.   Личная ответственность человека за результаты своего труда  и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум. Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет. Избирательность   при   пользовании   средствами   массовой   информации   в   целях сохранения духовно­нравственного здоровья. Наша   Родина   —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­ нравственное благополучие граждан. 18 Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и   упрочения   духовно­   нравственных   связей   между   соотечественниками.  Новый   год, Рождество, день защитника Отечества, 8 Марта, день весны и труда, День Победы, день России, день защиты детей, день народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стен­ ной газеты общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва   —   столица   России.   Святыми   Москвы   —   святыми   России. достопримечательности   Москвы:   Кремль,   Красная   площадь,   Большой   театр   и   др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города   России.   Санкт­   Петербург:   достопримечательности   (Зимний   дворец, памятник Петру 1 — Медный всадник, раз­ водные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыми городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные   особенности   быта   (по   выбору).   Основные   религии   народов   России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной   край   —   частица   России.   Родной   город   (село),   регион   (область,   край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы   и   пр.   Особенности   труда   людей   родного   края,  их   профессии.   Названия разных   народов,   проживающих   в   данной   местности,   их   обычаи,   характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История   Отечества.   Счёт   лет   в   истории.   Наиболее   важные   и   яркие   события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: древняя Русь,  Московское   государство,   Российская   империя,  СССР,   Российская   Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственных и культурных традиций людей в разные исторические   времена.   Выдающиеся   люди   разных   эпох   как   носители   базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление  о многообразии стран, народов, религий   на   Земле.   Знакомство   с   З—   4   (несколькими)   странами   (с   контрастными особенностями):   название,   расположение   на   политической   карте,   столица,   главные достопримечательности Правила безопасной жизни Ценность здоровья и Здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого   человека   за   сохранение   и   укрепление   своего   физического   и   нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. 19 Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме   в   разное   время   года.   Правила   противопожарной   безопасности,   основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота   о   здоровье   и   безопасности   окружающих   людей   —   нравственный   долг каждого человека. УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ 1 класс ­ 50 часов (33 н./2 ч) Наименование разделов и тем Задавайте вопросы Что и кто? Как, откуда  и куда? Где и когда? Почему и зачем? Итого:  Где мы живем? Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Обобщение Путешествия Итого:  2 класс ­ 70 часов (35н./2 ч) Наименование разделов и тем 3 класс – 70 часов (35 н./2 ч) Наименование разделов и тем Как устроен мир Эта удивительная природа Мы и наше здоровье Наша безопасность Чему учит экономика 20 № п/ п 1 2 3 4 5 № п/ п 1 2 3 4 5 6 № п/ п 1 2 3 4 5 6 № п/ п 1 2 3 4 5 6 Путешествия по городам и странам Итого:  4 класс ­ 70 часов (35 н./2 ч) Наименование разделов и тем Земля и человечество Природа России Родной край ­ часть большой страны Страницы всемирной истории Страницы истории России Современная Россия Итого:  8. Материально­техническое обеспечение учебного предмета Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Количество Примечания Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебно­методические комплекты (программа, учебники,  рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). 1.   Сборник   рабочих   программ   "Школа   России".   1   ­   4 классы/под руководством А.А. Плешакова. ­ М.: Просвещение. 2011. 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях  3. Плешаков А. А.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 4. Плешаков А.А.  Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч. 5.   Плешаков   А.А.,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Детская справочная литература (справочники, атласы­  определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе,  труде людей, общественных явлениях и пр.). Методические пособия для учителей. Таблицы природоведческого и обществоведческого  содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или  иные (природные сообщества леса, луга, болото, озера и т.п.). Печатные пособия К П Д Д Д Библиотечный фонд комплектуется на  основе федерального перечня  учебников, рекомендованных  (допущенных) Минобрнауки РФ 21 Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.). Географические и исторические настенные карты. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток   др.) Д Д Ф Технические средства обучения Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп) Д Д С диагональю не менее 72 см Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том  числе в цифровой форме). Д Д Экранно­звуковые пособия  Например,  могут быть использованы  фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Термометры для измерения температуры воздуха, воды Оборудования для уголка живой природы: аквариум,  террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и  животными. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов, (с учетом содержания  обучения). Макеты архитектурных сооружений, исторических  памятников и т.п. К Д Д/П Д/Ф Д Д П Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений ( с учетом  содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные) Натуральные объекты Ф/П Ф/П Ф/П Настольные развивающие игры по тематике предмета  «Окружающий мир» (лото, игры­путешествия и пр.) Игры и игрушки Д П Например, макет Кремля, славянского  поселения и пр. С учетом местных особенностей и  условий школы Источники: 1. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373  (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643). 2.   Приказ   Министерства   образования   РФ   от   29.12.2014   г.   №   1643   «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,     утверждённый   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». 3.  Приказ   Министерства   образования   РФ  от  01.02.2012  г.  №  74 «О   внесении изменений  в федеральный  базисный  учебный план  и  примерные  учебные  планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,   утвержденные   приказом   Министерства   образования   Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312». 4. Примерные программы по учебным предметам. – М.: Просвещение, 2010. 5.  Методические   рекомендации   Министерства   образования   и   науки   РФ     по 22 разработке рабочих программ. 6.   Приказ     МОиН   РФ   от   31.03.2014   г.   №   253   «Об утверждении федерального перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного общего, среднего общего образования». 7. Концепция   учебно ­ методического комплекса "Школа России". 8. Сборник рабочих программ "Школа России". 1 ­ 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. ­ М.: Просвещение. 2011. 9. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта. 10.   Методические   рекомендации   Министерства   образования   и   науки   РФ     по разработке рабочих программ. 11.Методические  рекомендации  и  письма   МОиН  РФ    по  контролю  и    оценке результатов обучения в  1­ 4 классах. 12.Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 25.12.2013 г.  № 72 г.  Москва "О внесении изменений  N 2  в  СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях". 23

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018