Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программ Л.Я. Желтовской, Т.И. Андриановой, В.А. Илюхиной «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»).
Божко А. А. 1-а окр. мир.docx
Ростовская область, Семикаракорский район, г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от ____ ____2017 № ____
_______________ Гердт Н.И.
Рабочая программа
По окружающему миру
Уровень общего образования: начальное общее, 1а класс
Количество часов – 66
Учитель: Божко А. А.
Квалификационная категория: высшая 20172018 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего
образования и авторской программ Л.Я. Желтовской, Т.И. Андриановой, В.А. Илюхиной «Окружающий мир» (УМК
«Планета знаний»).
Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю, будет пройдена за 66 часов.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 610 лет целостного и системного
представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и
обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к
окружающему миру.
Цели, задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
2 формирование самостоятельной познавательной деятельности, информационной грамотности;
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
Содержание курса «Окружающий мир» базируется на основных дидактических принципах: научности,
доступности, систематичности, последовательности.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе
изучения курса используются урокиэкскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их
изображений.
Урокиэкскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии –
формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке.
Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и
практических умений. Уроки – практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы.
На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по
определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под
руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не
имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников изза сложности изучаемых объектов, а также в
связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация
изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке
или в классе.
Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения
разнообразных методов обучения и их сочетания.
В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют
обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить
дальнейшее обучение.
Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения
содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
3 Программа обеспечивается учебнометодическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и
методические рекомендации для учителя
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного
образования. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В
основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек
– общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к
различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии,
почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников
представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики,
эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как
биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и
знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как о живом
организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие
отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с
использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим
миром и его познание.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального
развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности,
инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений
рассматривается как средство развития, а не как самоцель.
В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает
знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети
убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.
Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия
окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых
объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов,
выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинноследственных связей и зависимостей.
4 Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим
миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных
пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты
действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают
работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную
информацию и обмениваться ею.
Принцп гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание
школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение в курс матeриала о достижениях культуры; воспитание у
учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми
непреходящей ценности культурнoгo наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный
возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в
начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются
отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых
доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На
втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их
взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на
завершающем – групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к
каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и
вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает
реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки
обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы,
предусмотренных новым государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, для
формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия
5 предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают
задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они
предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает также организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты
ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части
выполняются по выбору.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает
наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения.
Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят
групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг
с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые
в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при
этом является не запоминание какихто отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом
познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов
окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование.
Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней
информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои
выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми
телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных
практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и
неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов,
устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети
используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу,
договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах
6 постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать
конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной,
ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры
(дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов
учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее
эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей
действительности.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Ориентация на выполнение правил безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
Понимание необходимости выполнять элементарные правила личной гигиены для сохранения здоровья;
Понимание необходимости бережного отношения к природе;
Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки
членов семьи и друзей;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
7 внимательного отношения к красоте окружающего мира , природы своей страны.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
Называть характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние
растений и животных);
различать и называть части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
ухаживать за комнатными растениями;
правильно вести себя в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животных;
различать и называть основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
называть органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений , диких и домашних животных;
приводить примеры разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
Учащиеся получат возможность научиться:
различать объекты живой и неживой природы;
характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и
животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый,
старый человек);
Рассказывать о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц, зверей);
Рассказывать о разнообразии способов движения и питания животных
Рассказывать об условиях жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
8 Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, назвать её столицу;
различать и называть
виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
воспроизводить гимн России.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под
руководством учителя);
Определять свое продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой
на «маршрутные листы»;
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
Осуществлять взаимопроверку при работе в парах.
9 Познавательные
Учащиеся научатся:
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
Называть и различать окружающие предметы и их признаки;
Устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времен суток).
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выявляя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
высказывать эмоциональноценностноеотношениек природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в
паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности (под руководством учителя).
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (14),
33 учебных недели.
Раздел 3. Содержание программы
График прохождения программы
10 №
П/П
1
2
3
4
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
ИТОГО
13
13
21
19
66 Ч
ДАТА
01.09 – 13.10
16.10 – 08.12
11.12 – 8.03
11.03 – 20.05
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в
школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения: учитель – ученик, учение – ученик.
Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в
школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Пришла пора учиться 13 часов
Как развивается человек. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий
мир. Органы чувств человека.
Человек 13 часов
11 Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека. Элементарные правила личной гигиены. Осанка.
Основные условия здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира. Способность замечать эмоциональные состояния
окружающих людей, сопереживать им, первые представления о самонаблюдении и самоконтроле, значение
внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека 21 час
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды, особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и
животных.
Мир растений. Строение растения. Жизненные формы растений. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и
культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений. Комнатные растения, значение комнатных растений в жизни
человека.
Мир животных. Строение и разнообразие животных. Движение и их питание. Дикие и домашние животные. Уход за
домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей 19 часов
Наша страна Россия. Символы государства. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка. Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу,
обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу,
умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осени, середина осени, зима, весна)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата по плану Дата по факту
Тема раздела, урока
№
п/п
Колво
часов
Вид контроля
12 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2.09
6.09
9.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
4.10
7.10
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
28.10
8.11
11.11
15.11
18.11
22.11
25.11
29.11
2.12
6.12
1 четверть 17 часов
Пришла пора учиться 13 часов
Вводный урок. Что такое окружающий мир
Ты и твое имя
Твоя школа (экскурсия по школе)
Твоя школа (урокигра)
Во дворе школы (экскурсия)
Во дворе школы
Вот и лето прошло (экскурсия)
Вот и лето прошло
Дорога в школу
Дорога в школу
Твой распорядок дня
Осень
Осень
Человек 13 часов
Как ты рос
Как ты воспринимаешь мир
Как ты воспринимаешь мир
Твоё тело
2 четверть 15 часов
Как ты питаешься
Твоя одежда
Твоя одежда
Будь здоров!
Будь здоров!
Твоё настроение
Твоё настроение
Будь внимательным!
Будь внимательным!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Тематический
(викторина)
текущий
текущий
Текущий
(викторина)
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Тематический
(тест)
13 27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
9.12
13.12
16.12
20.12
23.12
27.12
10.01
13.01
17.01
20.01
24.01
27.01
31.01
3.02
7.02
10.02
14.02
17.02
28.02
3.03
7.03
10.03
14.03
17.03
21.03
24.03
Природа в жизни человека 21 час
Полна природа удивленья
Вода и воздух
Вода и воздух
Зима
Зима
Времена года
3 четверть 20 часов
Как устроено растение
Как устроено растение
Деревья, кустарники, травы
Деревья, кустарники, травы
Деревья, кустарники, травы
Как развивается растение
Как развивается растение
Растения в нашем классе
Насекомые
Птицы, рыбы,
Звери…
Жизнь животных
Жизнь животных
Домашние животные
Береги природу, человек!
Береги природу, человек!
Человек среди людей 19 часов
Наша Родина
Наш дом
Наш дом
4 четверть 14 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Итоговый
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
14 53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
4.04
7.04
11.04
14.04
18.04
21.04
25.04
28.04
2.05
5.05
12.05
16.05
19.05
23.05
Наши родственники
Наши родственники
Хороший день
Хороший день
Весна
Весна
Наша безопасность
Наша безопасность
Будем вежливы
Будем вежливы
Мы едем, едем, едем…
Мы едем, едем, едем…
Скоро лето
Защита проектов
Лист корректировки прохождения программы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
текущий
текущий
Тематический
(кроссворд)
Итоговый
текущий
Выставка поделок
текущий
15 Название темы урока
Дата
проведения
по плану
Причина коррекции
Форма коррекции
Дата по факту
16
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.