РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
23.04.2017
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.doc
Муниципальное образовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2»                                                                                                                                                                                                                                            Рассмотрено  на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол  от 28.08.2015     №1  «Согласовано» Заместитель директора по УВР  ______________ О.И. Вайс 29.08. 2015 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2             ____________ Ю.В. Бутов  Приказ от 29.08.2015 г.  № 259   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1 «а.б,в,г » классов                                                                                                                                                                2015­2016учебный год.                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешакова, планируемых результатов  начального общего образования. Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально­научного познания и  эмоционально­ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия  российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и  культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Ценностные ориентиры содержания курса Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.  Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и  социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном  желании служить Отечеству. Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов  России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально­нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим  людям. Место предмета  в учебном плане: В первом классе на изучение  предмета «Окружающий мир»  57ч (33 учебные недели), Результаты изучения курса: Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических  ценностных ориентации;  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных  и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),  сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее  современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в  мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с  получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих умений: Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих  нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в  общественных местах. Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Развивать эколого­этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других  людей в природе). Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих универсальных  учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,  выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы,  благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Формировать умение работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»; Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1­м классе является сформированность следующих умений.  Вести наблюдения в природе.  Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.  Государственная символика России: флаг, герб, гимн.  Государственные праздники. 1. Название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села). 2. 3. 4. Основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды. 5. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов. 6. Определение признаков различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры). 7. 8. Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. называть их роль в жизни человека. 9. 10.  Называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели. 11. Вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике. 12. Выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды. 13.  Объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей. 14. Группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей. 15. Различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме). 16.  Различать овощи и фрукты. 17.  Выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой). 18.  Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. 19.  Оценивать правильность поведения в быту (правила общения). 20. Правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы, важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,  правила перехода улицы, правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их. 21. Назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход. 22. Правила сохранения и укрепления здоровья.                         Распределение учебного времени по четвертям I четверть   II четверть  III четверть  IV четверть В неделю    2 часа.            Всего 57 часов                                   12 часов               10часов 18 часов 17 часов                        Тематический план 1 класс (66 часов) № Наименование разделов и тем 1 2 3 4 5 6 Введение Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? Заключение Итого Всего  часов 1 20 12 11 12 1 57 практические работы В том числе на: экскурсии 1 4 7 8 2 3 5 20                                                        Содержание рабочей программы Введение (1 ч) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и  безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что и кто? (20 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие  Большая Медведица.  Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору  учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами  России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк? Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.  Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? (12 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка  простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила  ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению  учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление  простейшей кормушки для птиц. Где и когда? (11ч.) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? (12 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут  люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук­носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия  рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Заключение (1 ч)  Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании  окружающего мира.                                        КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (66 ч)  Содержание (тема урока) Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Дата проведения №  ур ок а                                                                                                       1. Задавайте   вопросы!   Знакомство   с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью,   сборником   тестов,   атласом­ определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Способы и средства познания мира.  Знакомство с персонажами учебника —   Муравьем   Вопросиком   и   Мудрой Черепахой.   С.   3  –   8  Экскурсия   по   школе «Давайте знакомиться» Что такое Родина? .  в Обучающийся научится   различать средства   познания окружающего мира. Обучающийся совместной деятельности с учителем   получит возможность научиться   вопросительные предложения строить об       Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика». Познавательные УУД: Обучающийся научится ориентироваться   в учебнике;   получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Коммуникативные Примечание (контрольные работы, проектные работы, практические работы,   ИКТ, экскурсии) Экскурсия   по школе «Давайте знакомиться» окружающем мире.     обучающ­ УУД: ийся   научится вступать в учебный  задавать диалог, вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты   своей работы на уроке. 2   Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая  родина. Первоначальные  сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. С. 10 – 11 Что мы знаем о народах России? Многонациональный   характер   населения России; Представления об этническом типе лица   и   национальном   костюме. Национальные   праздники   народов   России Основные традиционные религии. Единство народов России. С. 12 – 13      Обучающийся научится: ­   различать   флаг   и герб России; ­   узнавать   некоторые достопримечательност и столицы; ­ переходить улицу; ­ различать изученные камни, растения, животных и созвездия; ­ сравнивать растения, животных,   относить их   к   определенным группам; правильно     Познавательные УУД: Ориентироваться в   своей   системе знаний:   отличать новое   от   уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор   источников информации: ориентироваться   в (на учебнике развороте, в оглавлении).     Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)   с   точки зрения общепринятых норм   ценностей:   предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые   можно как оценить и в ­   использовать   глобус для   знакомства   с формой нашей планеты; ­изготовлять   модели Солнца и созвездий.  Обучающийся совместной деятельности с учителем   получит возможность научиться: ­ наблюдения окружающем мире; проводить в в             или хорошие плохие. Самостоятельн о   определять   и высказывать самые   простые общие   для   всех людей   правила поведения (основы общечеловечески х   нравственных ценностей).  на   выполнять Добывать   новые знания:   находить ответы на вопросы, используя   учебник, свой   жизненный   опыт и информацию, полученную   уроке, индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать   выводы   в результате совместной   работы всего класса. Перерабатывать полученную определять с атласа­ ­ помощью   определителя растения и животных; ­   описывать   по   плану дерево, рыбу, птицу. 3   столица   —     Что мы знаем о Москве? России. Москва Достопримечательности   Москвы:   Кремль, Красная   площадь,   собор   Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников. С. 14 – 15 Проект «Моя малая Родина». Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство   с   материалами   учебника, распределение   обсуждение способов   и   сроков   работы.   С.   16   –   17. Экскурсия   «Дорога   от   школы   до   дома. Правила безопасности». заданий,         и информацию: сравнивать группировать предметы   и   их образы. Уметь   передать мысль образом, моделью,   рисунком – схемой. Преобразовывать информацию   из одной   формы   в другую:   подробно пересказывать небольшие   тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить   свою позицию до других: оформлять   свою мысль   в   устной речи   (на   уровне предложения   или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.         в и Объяснять оценивать конкретнее поступки   как хорошие   или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях   с другими людьми; выполнять правила поведения   общественных местах. Освоить   роли ученика; формирование интереса учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие   для   всех простые   правила поведения, делать   выбор, какой   поступок совершить. к диалог   (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться   отличать верно   выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками   давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 4 Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды   и   созвездия.   Созвездие   Большой Медведицы. С. 18 – 19) Экскурсия.  5 Что у нас под ногами? Камни   как   природные   объекты, разнообразие   их   признаков   (форма,   цвет, сравнительные   размеры).   Представление   о значении   камней   в   жизни   людей. Распознавание камней. Пр. раб.  С. 20 – 21 Экскурсия. Экскурсия «Дорога   от школы   до дома. Правила безопасности» . Экскурсия «Что   у   нас над головой?» Экскурсия «Что   у   нас под   ногами?» Практическая работа. Распозн. Камней. 6 7 . 8. Что общего у разных растений? Части   растения   (корень,   стебель,   листья, цветок,   плод,   семя).   Представление   о соцветиях. С. 22 – 23 Пр. раб. Что растёт на подоконнике? Наиболее   распространённые   комнатные растения.   Зависимость   внешнего   вида растений от природных условий их родины. Распознавание   комнатных   растений   в классе. Пр. раб. С. 24 – 25 Что растёт на клумбе? Наиболее   распространённые   растения цветника   (космея,   гладиолус,   бархатцы, астра,   цветущие осенью.   Распознавание   растений   цветника. Практ работа. Экскурсия.  С. 26 – 27     петуния,   календула), Что это за листья? Деревья   возле   школы.   Листья   деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание   деревьев   по   листьям.   Пр. раб.  С. 28 – 29 Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна   Хвоинки   — —   хвойные   деревья. видоизменённые   листья.   Распознавание хвойных деревьев. Пр. раб. С. 30 – 31   Практ. работа. Части растений. Практ. работа. Знакомство   с комнатными растениями. Экскурсия «Растения цветника». Практическая работа. Практическая работа. Распознавание деревьев   по листьям. Практическая работа. Исследование Сравниваем хвою   ели   и сосны. 9 10 Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак   насекомых   —   шесть   ног. Разнообразие насекомых.                      С. 32 – 33    Кто такие рыбы? Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства)  покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. С. 34 – 35 11 Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное   знакомство   со   строением пера птицы. Пр. раб.  С. 36 – 37  12  Кто такие звери? Внешнее   строение   и   разнообразие   зверей. Основные   признаки   зверей:   шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. С. 38 – 41 Практическая работа. Изучаем строение пера. 13 Что окружает нас дома?   Систематизация   представлений   детей   о предметах обихода. Группировка предметов по их назначению. С. 42 – 43  домашнего   14 Что умеет компьютер? с   компьютером, Знакомство   его назначением   и   составными   частями.   Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. С. 44 – 45 15 Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными   окружающими   предметами   и транспортом.   Элементарные   правила дорожного движения. С. 46 – 47  16 На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её   движении   вокруг   Солнца   и   своей   оси. Глобус — модель Земли.                  С. 48 – 49  17 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»  Презентация проекта «Моя малая Родина». С. 50 – 54  18 Как живёт семья? Проект «Моя семья». Знакомство   с   целями   и   задачами   раздела. Семья   —   это   самые   близкие   люди.   Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии   членов   семьи.   Жизнь   семьи. Подготовка   к   выполнению   проекта   «Моя   знакомство   с   материалами семья»: учебника, заданий, обсуждение   способов   и   сроков   работы. С. 56 – 59  распределение     Обучающийся научится представлять результаты   проектной деятельности.  Обучающийся научится: ­ называть по именам,   отчествам и фамилиям   членов своей семьи; ­ обращаться   электричеством; ­   сравнивать   реку   и море; ­   раздельно   собирать мусор; Обучающийся совместной деятельности с учителем   получит правильно с в       Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения   Проектная работа   «Моя малая родина».   Познавательные УУД: Ориентироваться в   своей   системе знаний:   отличать новое   от   уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор   источников информации: ориентироваться   в (на учебнике развороте, в оглавлении).     Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)   с   точки зрения общепринятых к ухаживать возможность научиться: ­   проводить   опыты   с водой,   снегом   и льдом; ­ комнатными растениями и животными   живого уголка; ­мастерить   кормушки и подкармливать птиц. за     на   выполнять Добывать   новые знания:   находить ответы на вопросы, используя   учебник, свой   жизненный   опыт и информацию, полученную   уроке, индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать   выводы   в результате совместной   работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать группировать предметы   и   их образы. Уметь   передать мысль образом, моделью,   рисунком – схемой. Преобразовывать информацию   из и     и в норм   ценностей:   предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые   можно   оценить как хорошие   или плохие. Самостоятельн о   определять   и высказывать самые   простые общие   для   всех людей   правила поведения (основы общечеловечески х   нравственных ценностей). Объяснять оценивать конкретнее поступки   как хорошие   или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы  и одной   формы   в другую:   подробно пересказывать небольшие   тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить   свою позицию до других: оформлять   свою мысль   в   устной речи   (на   уровне предложения   или небольшого текста). Слушать понимать других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. и речь           д. и   т.   в отношениях   с другими людьми; выполнять правила   поведения общественных местах. в Практическая работа. Опыты. Загрязнение воды   и   ее очистка.  19 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение   воды   в   доме.   Путь   воды   от природных   источников   до   жилища   людей. Значение   очистных   сооружений   для предотвращения   загрязнения   природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.  Пр. раб. С. 60 – 61 20. Откуда в наш дом приходит электричество? Значение   электроприборов   в   жизни современного   человека.   Разнообразие бытовых   электроприборов.   Способы выработки   электричества   и   доставки   его потребителям.   Правила   безопасности   при использовании и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. С. 62 – 63  электричества         к Освоить   роли ученика; формирование интереса учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие   для   всех простые   правила поведения, делать   выбор, какой   поступок совершить.     Совместно договариваться   о правилах общения и поведения   в   школе и   следовать   им (основные   формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные   роли   в группе (лидера, исполнителя, критика;   осваивать ролевые игры).   группах и парах. Составлять небольшой   рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель   деятельности на уроке с помощью учителя. Работать   в (учебных успехов). 21. Как путешествует письмо? Разнообразие   почтовых   отправлений   и средств   доставки   корреспонденции. Значение   почтовой   связи   для   общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. С. 64 – 65  22 Куда текут реки? Расширение   и   уточнение   представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Пр. раб. С. 66 – 67  23.  Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.  Пр. раб. С. 68 – 69 24 Как живут растения?   как     живой Растение организм. Представление   о   жизненном   цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. Пр. раб.  С. 70 – 71  25 Пр. раб Как живут животные? Животные   как   живые   организмы. Представление   о   жизненном   цикле животных.   Условия,   необходимые   для жизни   животных.   Уход   за   животными живого уголка.               . С. 72 – 73  Практическая работа. Приготовлени е   морской воды.  Практич. работа. Изучение свойств   снега и льда.  Практич. работа. Приемы ухода за комнатными растениями. Практич. работа. Приемы ухода за   домашними животными. 26. Как зимой помочь птицам? Птицы,   зимующие   в   наших   краях,   их питание   зимой.   Важность   заботы   о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды   корма.   Правила   подкормки   птиц. Пр. раб  С. 74 – 75  27. Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость  соблюдения   чистоты   в   доме,   городе, природном   окружении.   Раздельный   сбор мусора. Пр. раб. С. 78 – 79  28 Откуда в снежках грязь? Источники   загрязнения   нашей   планеты   и способы   защиты   её   от   загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. Пр. раб. С. 80 – 81 Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. С. 74 – 75 . Проверим себя и оценим свои достижения по   разделу   «Как,   откуда   и   куда?» Презентация проекта «Моя семья». С. 82 – 87               Раздел «Где и когда?»  (11 часов)  Обучающийся научится представлять результаты   проектной деятельности.  Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения   Освоить начальные навыки адаптации динамично   в Практич работа. Изготовление кормушки для птиц.   Подбор корма. Практич работа. Сортировка упаковок   из   ­ под продуктов. Практическая работа. Исследование снежков   и снеговой воды.  Презентация поекта   «Моя семья». 29 Когда учиться интересно?   Знакомство   с   целями   и   задачами   раздела. Условия   интересной   и   успешной   учебы: хорошее   оснащение   классного   помещения, дружный   коллектив   класса,   взаимопомощь одноклассников,   доверительные   отношения с учителем. Обращение к учителю. С. 4 – 5  Проект «Мой класс и моя школа». Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство   с   материалами   учебника, распределение   обсуждение способов и сроков работы. С. 6 – 7    заданий, Обучающийся научится: ­   различать   прошлое настоящее и будущее; ­ называть дни недели и   времена   года   в правильной последовательности; соотносить   времена года и месяцы; Познавательные   УУД: Ориентироваться в   своей   системе знаний:   отличать новое   от   уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор   источников   изменяющемся   и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)   с   точки зрения 30 Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее.   Последовательность   дней   недели. С.   8   –   9   Когда   наступит   лето? Последовательность   смены   времён   года   и месяцев в нём. Названия осенних, зимних,  весенних и   летних   месяцев.   Зависимость   природных явлений от смены времён года. С. 10 – 11     в ­ находить на глобусе холодные   и   жаркие районы; ­   различать   животных холодных   и   жарких районов; ­   подбирать   одежду для разных случаев; ­   соблюдать   правила безопасной   езды   на велосипеде. Обучающийся совместной деятельности с учителем   получит возможность научиться: ­ анализировать схему смены   времён   года   и месяцев;  характеризовать ­ природные   явления   в разные времена года;  ­ устанавливать связь строением, между жизни образом   животных и природными условиями; ­  объяснять  причины отлёта   птиц   в   тёплые края; ­   изготавливать     и в общепринятых норм     ценностей: предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые   можно оценить как   хорошие   или плохие. Самостоятельн о   определять   и высказывать самые   простые общие   для   всех людей   правила поведения (основы общечеловечески х   нравственных ценностей).      на   выполнять информации: ориентироваться   в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать   новые знания:   находить ответы на вопросы, используя   учебник, свой   жизненный опыт и   информацию, полученную   уроке, индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать   выводы   в результате совместной   работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать группировать предметы   и   их образы. Моделировать экологические и графических и динамических схем. Уметь   передать мысль не словом, а образом,   моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию   из одной   формы   в другую:   подробно пересказывать 31 Где живут белые медведи? Холодные   районы   Земли:   Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.    Пр. раб. С. 12 –  13 Практич работа. Работа глобусом. Определение полюсов.   с   небольшие   тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить   свою позицию до других: оформлять   свою мысль   в   устной речи   (на   уровне предложения   или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться   о правилах общения и поведения   в   школе и   следовать   им (основные   формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). 32 Где живут слоны? Жаркие   районы   Земли:   саванна   и тропический   лес.   Животный   мир   жарких районов. Пр. раб. С. 14 – 15  33 Где зимуют птицы? Зимующие   и   перелётные   птицы.   Места зимовок   перелётных   птиц.   Исследование учёными   маршрутов   перелёта   птиц. Причины,   заставляющие   птиц   улетать   на зиму. С. 16 – 17  34 Когда появилась одежда? История   появления   одежды   и   развития моды.   Зависимость   типа   одежды   от погодных условий, национальных традиций и её   назначения   (деловая,   спортивная, рабочая,   домашняя,   праздничная,   военная) С. 20 – 21  35 Когда изобрели велосипед? Практическая работа. Работа глобусом. Определение экватора.    с   История   появления   и   усовершенствования   Устройство   велосипеда, велосипеда. разнообразие   моделей (прогулочный,   гоночный,   тандем,   детский трёхколёсный).   дорожного движения   и   безопасности   при   езде   на велосипеде. С. 22 – 23  современных   Правила 36 Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых   установок   на   будущее. Ответственность   человека   за   состояние окружающего мира. С. 24 – 25  37 Проверим   себя   и   оценим   свои   достижения по   разделу   «Где   и   когда?»   Презентация проекта «Мой класс и моя школа». С. 26 – 30  Обучающийся научится представлять результаты   проектной деятельности.  Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения   Проектная работа.   «Мой класс   и   моя школа» 38 Почему   Солнце   светит   днём,   а   звёзды ночью? Знакомство   с   целями   и   задачами   раздела. Солнце   —   ближайшая   к   Земле   звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. С. 31 – 33      различать   виды Обучающийся научится: ­изготавливать модели звезд, созвездий, Луны; ­   объяснять   причины возникновения   дождя и ветра; ­   перечислять   цвета радуги   в   правильной последовательности; ­   различать   овощи   и фрукты; ­ транспорта; ­   описывать   по   плану своего домашнего   питомца; ­ правильно готовиться   ко   сну, чистить   зубы   и   мыть руки; ­   находить   некоторые взаимосвязи в окружающем мире; ­   соблюдать   правила поведения   в   природе, правила   безопасности в транспорте. Обучающийся совместной в           Познавательные УУД: Ориентироваться в   своей   системе знаний:   отличать новое   от   уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор   источников информации: ориентироваться   в (на учебнике развороте, в оглавлении). Добывать   новые знания:   находить ответы на вопросы, используя   учебник, свой   жизненный опыт   и информацию, полученную   уроке, индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: на   выполнять       Выполнять правила   личной   гигиены и безопасного поведения   на улице и в быту. Уметь анализи­ ровать собственное отношение к миру   природы   и поведения в нем; оценивать поступки   других людей в природе). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)   с   точки зрения общепринятых норм   ценностей:   предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые  и в 39 Почему Луна бывает разной? Луна   —   спутник   Земли,   её   особенности. Изменение   внешнего   вида   Луны   и   его причины. Способы изучения Луны. С. 34 – 35 40 Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение   для   человека,   растений   и животных. С. 36 – 37  41 Почему звенит звонок? Разнообразие   звуков   в   окружающем   мире. Причина   возникновения   и   способ распространения   звуков.   Необходимость беречь уши. Пр. раб. С. 38 – 39  42 Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира.  Цвета   радуги.   Причины   возникновения радуги. С.40 – 41     деятельности с учителем   получит возможность научиться: ­   наблюдать   картину звёздного  неба, находить на нём созвездие Льва; ­ за   наблюдать изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.   делать   выводы   в результате совместной   работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать предметы   и   их образы. Уметь   передать мысль образом, моделью,   рисунком – схемой. Преобразовывать информацию   из одной   формы   в другую:   подробно пересказывать   можно   оценить как хорошие или плохие. Самостоятельн о   определять   и высказывать самые   простые общие   для   всех людей   правила поведения (основы общечеловечески х   нравственных ценностей). Объяснять оценивать конкретнее поступки   как хорошие   или плохие. Использовать основные формы и   Практич работа. Возникновени е и распространен ие звуков. 43 Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за   домашними   животными.   Особенности ухода за кошкой и собакой. Пр. раб. С.42 ­ 43 Практич. работа.   Как ухаживать   за домашними животными. в приветствия, просьбы и т. д. в отношениях   с другими людьми; выполнять правила поведения   общественных местах. Освоить   роли ученика; формирование интереса учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие   для   всех простые   правила поведения, делать   выбор, какой   поступок совершить. к           небольшие   тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить   свою позицию до других: оформлять   свою мысль   в   устной речи   (на   уровне предложения   или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться   о правилах общения и поведения   в   школе и   следовать   им (основные   формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). 44 . 45 . 46 . 47 . 48 . 49 .       заданий, природного Проект   «Мои   домашние   питомцы» Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство   с   материалами   учебника, распределение   обсуждение способов и сроков работы. С. 44 – 45  Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов   и   бабочек.   Необходимость сохранения окружения человека. Правила поведения на лугу. С. 46 – 47  Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки   леса,   их   разнообразие   и   красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. С. 48 – 49  Зачем мы спим ночью? Значение   сна   в   жизни   человека.   Правила подготовки   ко   сну.   Как   спят   животные. Работа человека в ночную смену. С. 52 – 53  Почему   нужно   есть   много   овощей   и фруктов? Овощи   и   фрукты,   их   разнообразие   и значение в питании человека.  Витамины. гигиены   при употреблении овощей и фруктов. С. 54 – 55  Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их   соблюдения.   Освоение   приёмов   чистки зубов и мытья рук. Пр. раб. С. 56 – 57    Правила   Практич работа. Правила личной гигиены. 50 . 51 . 52 . 53 . 54 .   —   средства Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио,   телевидение,   пресса   (газеты   и журналы)   массовой информации. Интернет. С. 58 – 59  Зачем нужны автомобили? Автомобили   —   наземный   транспорт,   их разнообразие   и   назначение.   Знакомство   с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего. С. 60 – 61  Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство дороги. Представление развитии железнодорожного транспорта. С. 62 – 63  Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей   в   зависимости   от   назначения (пассажирские,   рыболовные, исследовательские   суда,   военные   корабли). Устройство корабля. С. 64 – 65  Зачем строят самолёты? Самолёты   —   воздушный   транспорт.   Виды самолётов  в  зависимости  от их  назначения (пассажирские, военные, спортивные). Устройство самолёта. С. 66 – 67  железной     грузовые, о   грузовые, 55 Почему   в   автомобиле   и   поезде   нужно соблюдать правила безопасности? Правила   безопасности   в   автомобиле,   в поезде   и   на   железной   дороге,   а   также   в других   средствах   транспорта   (автобусе, троллейбусе, трамвае). С. 68 – 71 56 Зачем люди осваивают космос?   Систематизация   сведений   о   космосе, полученных   в   течение   года.   Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные Земли, космические научные станции. С . 72 – 73  спутники   57 Проверим   себя   и   оценим   свои   достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». С. 76 – 83  Обучающийся научится представлять результаты   проектной деятельности.  Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения   Учебно­методический комплект: Проектная работа 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 1 класса в 2 частях. М.: Просвещение, 2012 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях.М.: Просвещение, 2012 3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004 4. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».М.: «Вако» 2012 5. Авторская рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков. Демонстрационные пособия. Компьютер, мультимедиа проектор,  принтер. Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100 Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений). Электронное приложение к учебнику математики. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления , пособия для изучения геометрических фигур. Список литературы. 1.  Федеральные образовательные государственные стандарты  2009 г. 2.  Примерные программы начального общего образования по математике. 3.  Базисный учебный план начального общего образования. 4.  Авторская рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков. 5. Сборник рабочих программ «Школа России» М «Просвещение 2011г. 6.  Учебный план МОУ СШ № 2  2012 – 2013 учебного года. 7.  Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,М.: «ВАКО»,2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру  1  класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017