Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
28.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена для 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. УМК «Планета Знаний». Авторская программа Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г Программа составлена для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, основные дидактические принципы отбора материала, формы организации, учебно-тематический план, рекомендации по проектной работе, планируемые результаты, график контрольных работ, Дано содержание про.граммы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение.Дано содержание программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение.
attachment_1185656089.doc
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________ФИО Протокол № ___ от  «____»_________2013 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР  _____________Глухих С.В. «____»____________2013 г. «Утверждаю» Директор МКОУ ГСОШ  ________Кузеванова Т.Ф. «____»____________2013г. Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса УМК «Планета знаний»                                                                     Составитель:                                                                     Матюшина И.Ю., учитель                                                                     начальных классов                                                                   МКОУ ГСОШ Байкаловского района Свердловской области Городище, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   написана   на   основе   Федерального   образовательного   стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И.В. Потапова, ГГ. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»). Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимо­ • знакомство   с   методами   изучения   окружающего   мира   (наблюдение,   эксперимент, (моделирование, измерение и др.); • социализация ребёнка; • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, Задачи курса: • действии; обобщение и др.); • • • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие мышления, воображения и творческих способностей; формирование   информационной   грамотности   (ориентировка   в   информационном формирование     рефлексии     (принятие   плана   предстоящего   обучения,   осознание формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и • пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.); формирование  умений  сравнивать  объекты,  выявлять  их сходства  и различия,  су­ • венные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно­следвенные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их; • иного состава); • его продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и уме­ • • Кроме   общедидактических,   в   преподавании   окружающего   мира   используются специфические предметные принципы: • • • формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся. краеведческий; сезонный; экологический. Виды   деятельности   учащихся   в   процессе   ознакомления   с   окружающим   миром Наблюдение.  Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе   используются   в   основном   общеклассные   кратковременные   эпизодические   наблюет Постепенно   они   становятся   более   длительными   и   систематическими.   На   смену общеклассным   наблюдениям   приходят   групповые   и   индивидуальные.   Однако   в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты.   Кратковременные   опыты   занимают   урок   или   часть   урока.   Длительные   опыты занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности детям инструментарий   для   познания,   сформировать   представление   о   способности   познавать окружающий мир опытным путем.  При   проведении   эксперимента   выдвигается   гипотеза,   проводится   ее Эксперимент. проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащие­ ся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся де­ лать выводы.  Экспериментирование  организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными. Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами. Игры.  Использование   ролевых   и   дидактических   игр   определяется   преобладанием   при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере   формирования   познавательных   интересов,   заменяется   практико­ориентированной деятельностью. В   вариативной   части   курса,   обеспечивающей   дифференцированный   подход   к   изучению материала,   предполагаются   такие   виды   работ,   как  творческая   работа,   интеллекту­ альный марафон, проектная деятельность.  Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на дос­ тупном уровне методами исследования. Основная форма организации учебной деятельности учащихся ­ урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются: •         Уроки  ­  практические   занятия  ­   организация   работы   учащихся   с   объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят   элементарные   опыты   по   определению   свойств   некоторых   из   них.   Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя, •         Уроки­экскурсии  ­ посвящены  наблюдениям  за  природной  и  социальной  средой. Основная цель экскурсии ­ формирование у младших школьников представлений о пред­ метах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления использу­ ются   на   последующих   уроках   как   основа   для   формирования   конкретных   знаний   и практических умений. •     Уроки с демонстрацией объектов или их изображений ­ проводятся тогда, когда педагог   не   имеет   возможности   организовать   индивидуальную   работу   школьников   из­за сложности   изучаемых   объектов   или   руководствуется   техникой   безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе. В  программе  для  2 класса  предполагаются  экскурсии  для  наблюдений  за жизнью  при­ родных сообществ леса, пресного водоема. В связи с отсутствием условий, в черте города тематика экскурсий заменена на более доступное наблюдение за сезонными изменениями в природе, направленное на обучение наблюдению, фиксации  наблюдений, формированию умения обобщать и делать выводы. На основе реализуемых  межпредметных связей  в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают   общие   способы   деятельности,   применимые   как   в   рамках   образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: ­ умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; ­ взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; ­ оценивать достигнутые результаты. В   курсе   формируются   также   исследовательские,   коммуникативные   и   информационные умения. Реализация программы Ежеурочно учитель уделяет 5 минут в начале урока заполнению дневника наблюдений ­ это часть   долгосрочного   исследовательского   проекта   по   наблюдению   за   сезонными   изме­ нениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных мето­ дов  и  приемов  исследования,  учатся наблюдать,  анализировать,  сравнивать   и  обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований. Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление   новых   знаний,   используются   дополнительные   задания   творческого   или   ис­ следовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольным и соответствовать возможностям учащихся. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: 1)   Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. ­ М.: АСТ, Астрель,  2012. 2)   Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.  ­М.: АСТ, Астрель, 2013. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета  «Окружающий мир» во втором классе отводится 2 часа в неделю. Итого 68 часов. № Содержание программного материала Количество часов УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1. Как люди познают мир 2. Мы живём на планете Земля 3. Природа вокруг нас 4. Люди вокруг нас Резерв Итого: 16 14 23 13 2 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов) Как люди познают мир (16 часов) Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки (учёные),  разнообразие их профессий. Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра,  определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в  природе. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и  использование символов и знаков человеком. Искусство как способ познания мира. Мы живём на планете Земля (14 часов) Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и  ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов;  искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей  и океанов. Природа вокруг нас (23 часа) Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии,  свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота  камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и  животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на  примере леса. Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям  жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние  человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе. Люди вокруг нас (13 часов) Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества.  Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и  общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в пер­ вобытном обществе. Семья ­ ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в  семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях.  Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму. Резерв (2 часа) ТРЕБОВАНИЯ к УРОВНЮ подготовки УЧАЩИХСЯ Знания, обязательные для второклассника: •    значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; •    строение и назначение термометра;                                                                ч •    назначение справочной литературы; •     названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс; •     название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце); •    Луна ­ спутник Земли; •     глобус ­ модель Земли; •     названия материков и океанов; •    об источниках звука; •    о вреде шума; •     правила безопасного обращения с электроприборами; •    о значении камня в жизни человека; •    условия жизни растений и животных; •    характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на  небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и  животных); •    о значении совместного труда в обществе; •    о значении бюджета; •     правила поведения в общественных местах. Умения, обязательные для второклассника: •     приводить примеры приборов и инструментов; •     пользоваться термометром; •     различать тела природы и изделия; •     приводить примеры тел и веществ; •     приводить примеры источников энергии; •     приводить примеры растений суши и водоемов (3­4 примера); •    приводить примеры животных суши и водоемов (3­4 примера); •    различать времена года по характерным признакам; •    правильно вести себя дома, на улице, в гостях. Знания повышенного уровня для второклассника: •     имена некоторых ученых и изобретателей (3­4 примера); •    о путешествии как способе познания мира; •    о великих географических открытиях; •     названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды; •    об использовании электрической энергии в жизни человека; •    о значении звука, света и цвета в жизни человека; •    о значении окружающей среды; •    о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде; •     некоторые взаимосвязи в живой природе; •    о влиянии деятельности человека на живую природу. Умения повышенного уровня для второклассника •     приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном); •     проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты; •    определять время по часам; •     приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям  жизни на суше и в воде. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,  предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир». У учащихся будут  сформированы: •       положительное отношение и интерес к изучению природы и человека; •       осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями; •       способность к самооценке; •       осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину; •       знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их  выполнение; •       понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного  поведения; •       чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; •       понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье. У учащихся могут быть сформированы: •       устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны; •       умение оценивать трудность предлагаемого задания; •       адекватная самооценка; •       чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; •       установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении; •       осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; •       основы экологической культуры; •       осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир». Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».  Учащиеся научатся: •       принимать и сохранять цель познавательной деятельности; •       планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; •       осуществлять пошаговый и итоговый контроль.  Учащиеся получат возможность научиться: •       самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; •       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить  коррективы. Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».  Учащиеся научатся: •       находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; •       понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; •       использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений; •       осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и  несущественных признаков; •       проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; •       устанавливать причинно­следственные связи изменений в природе; •       обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать  выводы; •  выделять существенную информацию из учебных и научно­популярных текстов.  Учащиеся получат возможность научиться: •       осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •       сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая  основания; •       сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать  при выполнении заданий; •       устанавливать причинно­следственные связи изменений в природе, проводить  аналогии; •       собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».  Учащиеся научатся: •       сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; •       строить монологические и диалогические высказывания; •       обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.  Учащиеся получат возможность научиться: •       распределять обязанности при работе в группе; •       учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки,  обосновывать свое решение. Предметные результаты освоения программного материала. Человек и природа. Учащиеся научатся: •       проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты,  используя простейшие приборы, фиксировать результаты; •       давать характеристику погоды по результатам наблюдений; •       устанавливать связи между объектами и явлениями природы; •       рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси; •       выполнять правила поведения в природе.  Учащиеся получат возможность научиться: •       приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной  жизни; •       объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; •       участвовать в мероприятиях по охране природы. Человек и общество: •       выполнять правила поведения в обществе; •       понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи; •       характеризовать основные научные достижения ученых. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает  умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть  исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и на­ выков является целью контроля. Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей  программе, предполагает: 1)      ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов  освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2)      оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3)      осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4)      включение учащихся в контрольно­оценочную деятельность с тем, чтобы они  приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5)      использование критериальной системы оценивания; 6)      оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их  формирования; 7)      разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,  общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4­балльной системой  (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик  научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой  «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний,  изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и  «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету Уровень Материал не усвоен                    Отметка «2»  (неудовлетворительно)      Минимальный уровень «3»                      (удовлетворительно)       Комментарий Учащийся не владеет  информацией об изученных  объектах и явлениях,  взаимосвязях в окружающем  мире, не знает терминологии,  не умеет владеть приборами,  инструментарием, учебными  материалами,  предусмотренными  программой данного уровня  обучения. Минимальные знания об  объектах и явлени­                      ях окружающего мира, слабое  владение терминологией,  учебными материалами и  инструментами. «4» (хорошо) Программный уровень                (решение нестандартной  задачи, которая                           требует применения новых  знаний в непривычных  условиях)                               «4+»                     (очень хорошо)   «5»  (отлично) .   Умение оперировать  терминологией, обязательной  для усвоения, объяснять  простейшие взаимосвязи  объектов, явлений  окружающего мира,  неуверенное владение  инструментарием и учебными  материалами Владение обязательной  терминологией, понимание  сути явлений и взаимосвязи  явлений и объектов  окружающего мира, умение  объяснять причинно­ следственные связи объектов,  явлений с незначительной  помощью, владение  материалами и инструментами  по предмету с незначительной  помощью. Свободное владение  обязательной терминологией,  умение объяснять суть,  взаимосвязи изучаемых  явлений, объектов  окружающего мира, свободное  владение изучаемыми  учебными материалами и  инструментами, умение  применять полученные знания  и умения при решении  нестандартных задач. «5+»     (превосходно)                           Высокий уровень (решение  нестандартной  задачи с  привлечением не входящих в  программу данного класса  знаний, умений и навыков)         Владение знаниями, умениями  и навыками, терминами,  учебными материалами,  инструментами , выходящими  за границы материала,  включенного в  образовательный минимум. Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий  в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и проверку знания новых понятий,  выполнения мини­тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное  слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем. Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы  (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а  также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося). Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы  (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).  Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру «5» (отлично) Выполнение рабо­ ты без ошибок, полные письмен­ ные ответы. «4» (хорошо) Верное выполнение не менее 80 процен­ тов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. «3» (удовлетворительно) Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные  или неточные ответы ко всем заданиям. «2»  (неудовлетворительно) Верное решение менее 60  процентов заданий,  В соответствии с требованиями ФОГС, введено критериальное оценивание качества  овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только  проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки  дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки  (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с  тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение  анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить  коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла  не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы  накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности. Критерии формирующего оценивания устного ответа: •    выразительный связный рассказ; •    умение отвечать на вопросы учителя и учащихся по изученной теме; •    знание терминологии, понятий по теме; •    умение ориентироваться в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на  глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований; •     выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей  тетради). Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов. Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в  проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно  вызывать негативные эмоции у детей, а лишь обучать их адекватно оценивать результаты  своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для  характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание. Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини­ проекта). 1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой. 2. Разнообразие источников информации. 3. Выразительный устный рассказ. 4.  Краткость изложения в соответствии с ограничением времени. 5. Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу. № 1 2 3 4 5 Дата Тема урока КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Тип урока Результаты Элементы содержания урока О науке.  Инструктаж  по проектной  деятельности. Урок ознаком­ ления с новым  материалом. Науки бывают  разные. Комбинированны й урок. Ученые  России. Комбинированны й урок. Человек­ изобретатель. Комбинированны й урок. Комбинированны й урок. Как ученые  изучают мир.  Практическа я работа. Как люди познают мир (16 часов) Предметные Личностные Метапредметные Дать детям первоначальное  представление о науке.  Формировать умение планировать  свою исследовательскую  деятельность, отбирать источники информации, материал в  соответствии с целями и задачами исследования. Показать необходимость  совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными  отраслями науки. Познакомить детей с деятель­ ностью некоторых знаменитых  учёных России, показать их вклад  в науку; воспитывать уважение к  научному познанию мира и людям  науки — ученым. Продолжить  формирование информационной  грамотности. Дать представление о посте­ пенности развития научного  знания в обществе. Умение рассказывать  о значении науки в  жизни людей. Умение  планировать свое  участие в проектной  деятельности (с  опорой на шаблон в  рабочей тетради). Умение приводить  примеры разных наук. Знание имен и фа­ милий наиболее  знаменитых россий­ ских ученых и их  достижений. Представление об  этапах развития на­ учного знания. Положительное  отношение и интерес к изучению природы и человека. Умение планировать свои  действия в соответствии с  поставленной целью,  понимать информацию,  представленную в виде  текста. Положительное  отношение и интерес к изучению природы и человека. Положительное  отношение и интерес к изучению природы и человека,  осознание себя как  гражданина России,  чувство гордости за  свою родину. Положительное  отношение и интерес к изучению природы и человека. Умение выделять  существенную  информацию из учебных и  научно­популярных  текстов. Умение выделять суще­ ственную информацию из  учебных и научно­ популярных текстов. Умение выделять суще­ ственную информацию из  учебных и научно­ популярных текстов. Дать первое представление о  методах научного познания  (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие  опыты и фиксировать их  результаты; развивать на­ блюдательность, учить оцени­ Уметь отличать на­ блюдение, опыт и  эксперимент, подго­ тавливать и провдить  простейшие опыты,  фиксировать  результаты, само­ Положительное  отношение и интерес к изучению природы и человека,  способность к  самооценке, чувство ответст­ Умение принимать и  сохранять цель позна­ вательной деятельности,  планировать свои  действия в соответствии с  поставленной целью,  осуществлять по­ вать результаты полученные в ходе опыта. Развивать творче­ ские способности учащихся. стоятельно прово­ дить наблюдения за комнатным расте­ нием, домашним животным (по плану в рабочей тетради). венности за вы­ полнение своей части работы при работе в паре. Умей видеть. Экскурсия в парк. Урок примене­ ния знаний и умений. Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблю­ дать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с днев­ ником наблюдений и правилами работы с ним. Умение наблюдать за объектами и яв­ лениями окружаю­ щего мира; фикси­ ровать результаты наблюдений; рас­ сказывать о наблю­ даемых объектах и явлениях. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы и человека. Тренируй свою наблю­ Урок примене­ ния знаний и Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность Представление об упражнениях по Положительное отношение и инте­ шаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объ­ ектов природы с выде­ лением существенных и несущественных при­ знаков, устанавливать причинно­следственные связи изменений в при­ роде, обобщать резуль­ таты наблюдений за погодой, неживой и жи­ вой природой, делать выводы. Умение принимать и сохранять цель позна­ вательной деятельно­ сти, планировать свои действия в соответст­ вии с поставленной це­ лью, осуществлять по­ шаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объ­ ектов природы с выде­ лением существенных и несущественных при­ знаков, устанавливать причинно­следственные связи изменений в при­ роде, обобщать резуль­ таты наблюдений за погодой, неживой и жи­ вой природой, делать выводы. Умение сотрудничать с одноклассниками при 6 7 умений. дательность. Практиче­ ская работа. . учащихся; тренировать наблю­ дательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей. тренировке памяти и внимания. 1 Приборы и инструменты. ный урок. Комбинирован­ Познакомить учащихся с назна­ чением различных приборов и инструментов; показать, как раз­ личные технические приспособ­ ления облегчают труд ученых. Умение объяснять назначение прибо­ ров и инструментов. Измерение Урок ознаком­ температуры. ления с новым Практиче­ материалом. ская работа. Познакбмить с устройством и назначением термометров; вы­ полнить практическую работу по измерению температуры во­ ды; учить фиксировать темпе­ ратуру условными знаками. Умение различать виды термометров, знать их устройство и назначение, уме­ ние измерять тем­ пературу воды, воз­ духа и тела челове­ ка; записывать ре­ зультаты измерения температуры возду­ ха в дневнике 'на­ блюдений. рес к изучению природы и челове­ ка, понимание важности наблю­ дательности и хо­ рошей памяти в жизни, чувство от­ ветственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы и чело­ века. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, способ­ ность к самооцен­ ке, чувство ответ­ ственности за вы­ полнение своей части работы при работе в паре. Измерение времени. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Познакомить учащихся с уст­ ройством для измерения вре­ мени ­ часами. Учить детей измерять время по часам. Понимать назначе­ ние различных видов часов, определять время по часам. Положительное отношение и инте­ рес к изучению природы, способ­ выполнении заданий в паре. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, выделять существен­ ную информацию из учебных и научно­ популярных текстов. Умение принимать и со­ хранять цель познава­ тельной деятельности, планировать свои дейст­ вия в соответствии с по­ ставленной целью, осу­ ществлять пошаговый и итоговый контроль, уста­ навливать причинно­ следственные связи из­ менений в природе, обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, де­ лать выводы. Умение принимать и со­ хранять цель познава­ тельной деятельности, планировать свои дейст­ 8 9 10 11 12 13 Справочники, Урок ознаком­ словари, эн­ ления с новым циклопедии. материалом. Продолжить развивать инфор­ мационную грамотность уча­ щихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Знаки и символы. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творче­ ские способности учащихся. Об искусстве. Урок ознаком­ ления с новым материалом. 1 Показать, что искусство, как и наука, является средством по­ знания окружающего мира; по­ казать отличие искусства от науки; раскрыть значение ис­ кусства в жизни человека. Раз­ вивать эмоциональную сферу ность к самооценке. вия в соответствии с по­ ставленной целью, осу­ ществлять пошаговый и итоговый контроль, уста­ навливать причинно­ следственные связи из­ менений в природе, и живой природой, де лать выводы.­ Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, выделять существен­ ную информацию из учебных и научно­ популярных текстов. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории, человека. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории, способность к са­ мооценке. Положительное отношение и инте­ рес к изучению природы и челове­ ка, способность к самооценке, рас­ ширение эмоцио­ Умение понимать ин­ формацию, представлен­ ную в виде текста, услов­ ных знаков, выделять существенную информа­ цию из учебных и научно­ популярных текстов. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, выделять существен­ ную информацию из учебных текстов. Умение пользовать­ ся специализиро­ ванными изданиями справочников, сло­ варей, энциклопе­ дий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о зна­ чении библиотек, Интернета и воз­ можностях их ис­ пользования. Пред­ ставление об уст­ ройстве словарей. Умение различать символы и знаки, пользоваться схе­ мами и рисунками для получения ин­ формации. Умение рассказы­ вать о назначении искусства; приво­ дить примеры раз­ личных видов ис­ кусства, характери­ зовать свое отно­ учащихся. шение к ним. 14 15 16 Провероч­ ная работа. Урок проверки и Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориен­ коррекции зна­ тироваться в полученной ин­ ний и умений. формации, в показаниях прибо­ ров (часов, термометра). Урок примене­ ния знаний и умений. Защита ми­ ни­проектов по теме «Знание ­ сила». Формировать навыки публич­ ных выступлений, умения за­ щищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять ре­ зультат своего труда. Урок обобщения Обучение методам наблюде­ ния, фиксации результатов, и системати­ обобщению полученной ин­ зации знаний. формации. Экскурсия «Наблюде­ ния за осенними изменения­ ми в при­ /' Умение применять полученные знания и умения в само­ стоятельной работе, контролировать свою деятельность. Умение готовить устные и письмен­ ные сообщения о какой­либо науке, изобретении или об ученом России, уча­ ствовать в коллек­ тивной подготовке выставки творче­ ских работ (проект­ ная деятельность по выбору). Умение наблюдать за объектами и яв­ лениями природы; фиксировать ре­ зультаты наблюде­ ний; рассказывать о нальной сферы, формирование чувства прекрасно­ го на основе зна­ комства с природой и культурой родно­ го фая, положи­ тельное отношение к культурным цен­ ностям. Способность к са­ моконтролю и са­ мооценке. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории, способность к са­ мооценке. Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоя­ тельно адекватно оце­ нивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Умение планировать свои действия в соот­ ветствии с поставлен­ ной целью, строить мо­ нологические и диало­ гические высказывания, обосновывать свою по­ зицию, аргументировать выбор действий, аргу­ ментированно и тактич­ но критиковать допу­ щенные ошибки, обос­ новывать свое реше­ ние, задавать вопросы. Умение принимать и Положительное сохранять цель позна­ отношение и инте­ вательной деятельно­ рес к изучению природы, способ­ сти, планировать свои ность к самооценке. действия в соответст­ вии с поставленной це­ роде». наблюдаемых объ­ ектах и явлениях. / Мы живём на планете Земля (14 часов) 17 18 Урок ознаком­ ления с новым материалом. Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды». Солнечная Урок ознаком­ система. ления с новым Виртуальная материалом. экскурсия. Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, спо­ собах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, па­ мять, коммуникативные спо­ собности учащихся. Сформировать научные пред­ ставления о Солнечной систе­ ме, ее составе. Раскрыть со­ держание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать интеллек­ туальные способности учащих­ ся, их творческую инициативу, лью, осуществлять по­ шаговый и итоговый контроль, анализ (опи­ сание) объектов приро­ ды с выделением суще­ ственных и несущест­ венных признаков, ус­ танавливать причинно­ следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой при­ родой, делать выводы. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представ­ ленную в виде текста. Положительное отношение и инте­ рес к изучению ок­ ружающего мира. Представление об устройстве космоса, космических объек­ тах, нашей галакти­ ке. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на ри­ сунках­схемах, на небе. Умение рассказы­ вать о составе Сол­ нечной системы; объяснять различие между Солнцем­ звездой и планета­ ми; находить плане­ ты на рисунке­ Положительное отношение и ин­ терес к изучению окружающего ми­ ра, чувство ответ­ ственности за вы­ полнение своей части работы при Умение принимать и сохранять цель позна­ вательной деятельно­ сти; планировать свои действия в соответст­ вии с поставленной це­ лью; выделять из текста информацию в соответ­ навыки сотрудничества. работе в группе. схеме, моделиро­ вать положение планет Солнечной системы относи­ тельно Солнца. ствии с поставленной задачей, организовы­ вать работу в группе, выслушивать и прини­ мать мнение собесед­ ника, соблюдать прави­ ла группового общения. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представ­ ленную в виде текста. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста, рисунка, схемы. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста, умение составлять монологические выка­ зывания на заданную тему, умение коорди­ нировать действия с партером при работе в паре. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы. Положительное отношение и ин­ терес к изучению 19 20 21 22 Голубая планета Земля. Комбинирован­ ный урок. Как устроена Комбинирован­ Земля. ный урок. Спутник Земли ­ Луна. Комбинирован­ ный урок. Исследова­ ние космоса. Комбинирован­ ный урок. Сформировать представление о Земле как планете. Сформиро­ вать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о взглядах древних на устрой­ ство Земли, сформировать ос­ новы научного знания о внут­ рением устройстве земного шара. Умение объяснять, почему Землю на­ зывают «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд/' Знание истории представлений об устройстве Земли. Представление о внутреннем устрой­ стве нашей планеты. Представление об устройстве и место­ положении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Сформировать у учащихся на­ учное представление о естест­ венном спутнике Земли — Лу­ не. Развивать интеллектуаль­ , ные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки Умение объяснять, почему Луну назы­ сотрудничества. вают спутником Земли, почему Солнце и Луна ка­ жутся нам почти одинаковой вели­ чины. Умение рассказы­ вать об исследова­ нии космоса, прибо­ Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патрио­ природы, истории, осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину. литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста. тическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Пока­ зать, как изобретение телеско­ пов, аппаратов для космиче­ ских полетов увеличило воз­ можности ученых в исследова­ нии космоса. Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продол­ жить формирование представ­ ления о научных методах по­ знания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся. Комбинирован­ ный урок. Что такое глобус. Практиче­ ская работа. ный урок. Почему день Комбинирован­ сменяет ночь. Прак­ тическая работа. Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным пу­ тем сформировать первые представления о причине сме­ ны дня и ночи на Земле. Разви­ вать коммуникативные способ­ ности учащихся. рах исследования космоса, искусст­ венных спутниках Земли, исследова­ телях космоса, зна­ менитых космонав­ тах; использовать информацию, полу­ ченную из дополни­ тельных источников. Представление об устройстве и назна­ чении модели Зем­ ли ­ глобусе, уме­ ние объяснять, что такое модель, по­ чему глобус — мо­ дель З&мли, назы­ вать и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Умение объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстри­ рующий смену дня и ночи на Земле. Положительное отношение и ин­ терес к изучению окружающего ми­ ра, чувство ответ­ ственности за вы­ полнение своей части работы при работе в паре. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части рабо­ ты при работе в паре. Умение использовать готовые модели (гло­ бус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебни­ ке, справочной литера­ туре; понимать инфор­ мацию, представленную в виде текста. Умение использовать готовые модели (гло­ бус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебни­ ке, справочной литера­ туре; понимать инфор­ мацию, представленную в виде текста, умение координировать с парт­ нером действия при ра­ боте в паре. Умение находить необ­ ходимую информацию в Как изучали земной шар. Комбинирован­ ный урок. Познакомить учащихся с исто­ рией географических открытий. Знание и умение объяснить различие Положительное отношение и ин­ 23 24 25 Знаменитые путешест­ венники. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Познакомить учащихся с наи­ более известными первооткры­ вателями и путешественника­ ми. Развивать умственные и творческие способности уча­ щихся. Исследова­ ния глубин морей и океанов. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Продолжить формирование представлений о познаваемо­ сти мира методами научного познания. Проверочная  работа. Урок проверки и  коррекции зна­ нии и умении. Проверить уровень усвоения  изученных тем, умение ориен­ тироваться в полученной ин­ формации, применять ее при  решении учебной задачи. терес к изучению природы, истории. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории. Способность к са­ моконтролю и са­ мооценке. в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; расска­ зывать о знаменитых путешественниках. Знание истории гео­ графических откры­ тий, знаменитых путешественников, умение объяснять значение открытий для человечества. Знание истории ис­ следования подвод­ ного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. Умение применять  полученные знания и умения в само­ стоятельной работе,  контролировать свою деятельность. Защита мини­ проектов по  Урок примене­ ния знании и  умений. Формировать навыки публич­ ных выступлении, умения за­ щищать свое мнение, отвечать на  Умение готовить устные и письменные  сообщения о  Положительное отношение и интерес к изучению природы, учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста, умение координи­ ровать с партнером действия при работе в паре. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста, умение координи­ ровать с партнером действия при работе в паре. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представ­ ленную в виде текста. Умение осуществлять  пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно  адекватно оценивать  правильность выполнения задания и вносить коррективы. Умение планировать свои действия в соот­ ветствии с поставленной  26 27 28 29 теме «Мы  живем в космосе». вопросы, представлять результат  своего труда. истории,  способность к са­ мооценке. космических объек­ тах, истории освое­ ния космоса; участ­ вовать в коллектив­ ной подготовке вы­ ставки творческих  работ (проектная деятельность по  выбору). 30 Инструктаж по проектной  деятельности. Природа вокруг нас (23 часа) Урок обобщения Формировать умение планиро­ вать свою исследовательскую  и систематизации  деятельность, отбирать источники знаний. информации, материал в  соответствии с целями и задачами исследования. Умение планиро­ вать свое участие в  проектной деятель­ ности (с опорой на  шаблон в рабочей  тетради). Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории,  способность к са­ мооценке. 31 32 Тела и  вещества. Урок ознаком­ ления с новым  материалом. Сформировать представление о  телах и веществах, их разно­ образии. Развивать умение ра­ ботать со схемами, наблюда­ тельность и внимательность. * Что такое вещество. Комбинирован­ ный урок Углубить представление о ве­ ществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газо­ образное). Умение различать  естественные и ис­ кусственные тела и  вещества; приво­ дить примеры тел и  веществ, живых и  неживых тел приро­ ды и изделий; срав­ нивать и классифи­ цировать тела и  вещества. Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообраз­ ное). Положительное  отношение и интерес к изучению природы. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы. целью, строить мо­ нологические и диало­ гические высказывания,  обосновывать свою по­ зицию, аргументировать  выбор действий, аргу­ ментированно и тактич­ но критиковать допу­ щенные ошибки, обос­ новывать свое реше­ ние, задавать вопросы. Умение планировать свои действия в соот­ ветствии с поставленной  целью, составлять план  работы, подбирать  источники информации. Умение осуществлять  анализ объектов природы с выделением существенных и несущест­ венных признаков;  проводить сравнение и  классификацию объек­ тов природы по заданным  признакам, понимать  информацию,  представленную в виде  текста, схемы, таблицы. Умение осуществлять анализ объектов при­ роды с выделением су­ щественных и несуще­ ственных признаков, проводить классифика­ 33 34 Об энергии. Практиче­ ская работа. Комбинирован­ ный урок. Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомст­ во с правилами безопасного поведения в быту. От костра до Урок ознаком­ котла. ления с новым материалом. Дать представление об источ­ никах тепла, истории отопи­ тельных приборов. 35 Свет. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Познакомить с различными ис­ точниками световой энергии. Учить работать со схемами. 36 Театр теней.  Практическая  Комбинированный урок. Показать опытным путем, как  образуются тени от предметов.  цию объектов природы по заданным призна­ кам, понимать инфор­ мацию, представленную в виде текста. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, схемы, таблицы, коор­ динировать свои дейст­ вия с партнером при работе в паре. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части рабо­ ты при работе в паре. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, истории, способность к са­ мооценке. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, умение строить моноло­ гические высказывания, аргументированно вы­ сказывать свое мнение об изучаемом явлении. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, схемы. Положительное  отношение и интерес Умение координировать  свои действия с партнером Умение объяснять значение энергии для жизни; приво­ дить примеры ис­ точников энергии. Правильно обра­ щаться с различны­ ми источниками энергии (газовыми плитами, электри­ ческими приборами и т.п.). Представление о разнообразии ис­ точников тепла. Знать примеры при­ родных и искусст­ венных источников Света, объяснять действие света на прозрачные и не­ прозрачные пред­ меты. Умение объяснять  причину образования работа. Развивать творческие способности учащихся. тени от предметов. к изучению природы. при работе в паре, группе,  37 38 39 40 Зеркала. Комбинированный урок. О цвете. Урок ознаком­ ления с новым  материалом. Познакомить с особенностями  отражения света блестящими  предметами и зеркалами. Раз­ вивать внимательность и на­ блюдательность, творческие  способности детей. Дать первое представление о  причинах цветового разнообразия  предметов; учить воспринимать  красоту окружающего мира. В мире звука.  Практическая  работа. Комбинированный урок. Шум вредит  здоровью. Комбинированный урок. Сформировать первые пред­ ставления о причине возникно­ вения звука. Учить детей получать знания о мире путем экс­ периментирования. Дать представление о вреде шума  для здоровья людей, познакомить  с мерами по охране здоровья от  вредного воздействия шума. 41 О музыке. Урок ознаком­ ления с новым  материалом. Дать представление об отличии  музыки от шума, о музыкальных  инструментах, развивать  эмоциональную сферу учащих­ ся, эстетические предпочтения Понимание и умение  объяснить на  доступном уровне  механизм отражения в  зеркалах. Умение объяснять, от  чего зависит цвет  предметов; называть  порядок цветов  радуги. Рассказывать о красоте окружающего  мира. Представление и  умение объяснить  причину возникно­ вения звука. Положительное  отношение и интерес к изучению природы. Положительное  отношение и интерес к изучению природы. Положительное  отношение и интерес к изучению природы. Умение объяснять,  почему шум вредит  здоровью человека;  рассказывать о мерах  по охране окружаю­ щей среды от шумо­ вого загрязнения. Умению отличать  произведения музы­ кального искусства  от . шумовых  эффектов, знать исполнителей и Положительное  отношение и интерес к изучению природы, установка на  здоровый образ  жизни и ее  реализация в своем  поведении. Формирование  чувства прекрасного на основе  знакомства с про­ изведениями ис­ устанавливать причинно­ следственные связи  изменений в природе. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста,  устанавливать причинно­ следственные связи  изменений в природе. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста,  устанавливать причинно­ следственные связи  изменений в природе. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста,  устанавливать причинно­ следственные связи  изменений в природе. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста,  устанавливать причинно­ следственные связи  изменений в природе. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста. в искусстве. композиторов. 42 43 В мире камня. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жиз­ ни человека. Тренировать на­ блюдательность, развивать внимание, воображение, па­ мять. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников. Экскурсия «Наблюде­ ния за зим­ ними изме­ нениями в природе». Урок обобщения Обучать наблюдениям, анализу и фиксации результатов. Под­ и системати­ вести итоги наблюдений за зи­ зации знаний. му, используя дневники наблю­ дений; учить детей устанавли­ вать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы. \ Умение приводить примеры горных пород и рассказы­ вать об их исполь­ зовании. Умение характери­ зовать зиму, выде­ ляя существенные признаки. кусства, осознан­ ное положитель­ ное отношение к культурным цен­ ностям. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, осоз­ нанное положи­ тельное отноше­ ние к культурным ценностям. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, способ­ ность к самокон­ тролю, основы экологической культуры. 44 В мире жи­ вой приро­ Урок ознаком­ ления с новым Познакомить учащихся с раз­ нообразием живой природы. Умение приводить примеры растений и Положительное отношение и ин­ Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде текста. Умение принимать и сохранять цель позна­ вательной деятельно­ сти, планировать свои действия в соответст­ вии с поставленной це­ лью, осуществлять по­ шаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объ­ ектов природы с выде­ лением существенных и несущественных при­ знаков, устанавливать причинно­следственные связи изменений в при­ роде, обобщать резуль­ таты наблюдений за погодой, неживой и жи­ вой природой, делать выводы. Умение работать с тек­ стом, осуществлять по­ ды. На опушке. материалом. 45 46 Бабочки и жуки. Комбинирован­ ный урок. Комбинирован­ ный урок. В мире жи­ вой приро­ ды. В бере­ зовой роще. 47 В низине. Комбинирован­ ный урок. Выявить некоторые признаки приспособленности живых су­ ществ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понима­ ние красоты природы средст­ вами искусства. Познакомить учащихся с отли­ чительными особенностями бабочек и жуков. Развивать на­ блюдательность, память уча­ щихся, умение добывать ин­ формацию из различных источ­ ников. На примере березового леса показать влияние одних расте­ ний на другие, влияние расте­ ний на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки при­ способленности живых существ к условиям окружающей среды. Познакомить детей с особенно­ стями жизни растений и живот­ ных в затененных влажных ус­ ловиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «те­ животных, встре­ чающихся на опуш­ ке леса, описывать условия жизни и особенности при­ способленности конкретных пред­ ставителей данного природного сооб­ щества. Представление о строении бабочек и жуков, их отличи­ тельных особенно­ стях. Умение приводить примеры растений и животных, встре­ чающихся в березо­ вой роще, описы­ вать условия жизни и особенности при­ способленности конкретных пред­ ставителей данного природного сообще­ ства. Умение приводить примеры растений и животных, встре­ чающихся в заболо­ ченной местности, описывать условия жизни и особенно­ терес к изучению природы, основы экологической культуры. иск информации в соот­ ветствии с учебной за­ дачей. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, основы экологической культуры. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, основы экологической культуры. Умение анализировать объекты природы, срав­ нивать, выделять суще­ ственные признаки. Умение анализировать объекты природы, срав­ нивать, выделять суще­ ственные признаки, на­ ходить необходимую информацию в учебни­ ке, справочной литера­ туре; понимать инфор­ мацию, представленную в виде текста. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, основы экологической культуры. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять су­ щественные признаки. невыносливый». В ельнике. Листвен­ ница. Комбинирован­ ный урок. На примере елового леса пока­ зать, как изменение условий жизни влияет на живые суще­ ства. Продолжить формирова­ ние бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой. Комбинирован­ ный урок. В мире жи­ вой приро­ ды. У лесно­ го озера. Лягушка. Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформи­ ровать представление о неко­ торых растениях и животных, типичных для неглубоких пре­ сных водоемов, и их приспо­ собленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. В сосновом лесу. Комбинирован­ ный урок. Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; сти приспособлен­ ности конкретных представителей данною природного сообщества. Отли­ чать ядовитых змей от неядовитых. Умение приводить примеры растений и животных, встре­ чающихся в ельни­ ке, описывать усло­ вия жизни и особен­ ности приспособ­ ленности конкрет­ ных представителей данного природного сообщества. Разли­ чать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. Умение приводить примеры растений и животных, встре­ чающихся в пре­ сных водоемах, описывать условия жизни и особенно­ сти приспособлен­ ности конкретных представителей данного природного сообщества. Умение приводить примеры растений и животных, встре­ Умение понимать ин­ Положительное формацию, представ­ отношение и ин­ ленную в виде текста, терес к изучению рисунка, сравнивать природы, основы экологической объекты, выделять су­ культуры, забота о щественные признаки. своем здоровье, соблюдение пра­ вил поведения в природе. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, основы экологической культуры. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять су­ щественные признаки. Положительное отношение и ин­ терес к изучению Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, 48 49 50 продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объ­ ектов к условиям жизни. 51 Берегите лес! Мини­ проект. Урок примене­ ния знаний и . умений. Продолжить воспитание у де­ тей бережного отношения к жи­ вой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся. чающихся в сосно­ вом лесу, описывать условия жизни и особенности при­ способленности конкретных пред­ ставутелей данного при[х>дного сообще­ ства, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчи­ вый», правильно их применять при опи­ сании объектов. Знание правил по­ ведения в лесу, бе­ режное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знако­ во­символьной форме. природы, основы экологической культуры. рисунка, сравнивать объекты, выделять су­ щественные признаки. Основы экологи­ ческой культуры, знание основных правил поведения в природе, ориен­ тация на их вы­ полнение, осозна­ ние ответственно­ сти за качество своей работы в группе. Умение планировать деятельность, распре­ делять обязанности в группе, аргументиро­ вать свою позицию, так­ тично и обоснованно высказывать несогла­ сие с партнером, учи­ тывать мнение партне­ ра, строить монологи­ ческие и диалогические высказывания, обосно­ вывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументиро­ ванно и тактично крити­ ковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать 52 53 54 55 Провероч­ ная работа. Инструктаж по проект­ ной дея­ тельности. Урок проверки и Проверить уровень усвоения коррекции зна­ ний и умений. изученных тем, умения ориен­ тироваться в полученной ин­ формации; применять ее при решении учебной задачи. Фор­ мировать умение планировать свою исследовательскую дея­ тельность, отбирать в соответст­ вии с целями и задачами источ­ ники информации и материал. Умение применять полученные знания и умения в само­ стоятельной работе, контролировать свою деятельность. вопросы. Умение осуществлять Способность к са­ пошаговый и итоговый моконтролю и са­ контроль, самостоя­ мооценке. Поло­ тельно адекватно оце­ жительное отно­ нивать правильность шение и интерес к выполнения задания и изучению приро­ ды, основы эколо­ вносить коррективы, гической культуры. умение планировать свои действия в соот­ ветствии с поставлен­ ной целью, составлять план работы, подбирать источники информации. Умение планировать свои действия в соот­ ветствии с поставлен­ ной целью, строить мо­ нологические и диало­ гические высказывания, обосновывать свою по­ зицию, аргументировать выбор действий, аргу­ ментированно и тактич­ но критиковать допу­ щенные ошибки, обос­ новывать свое реше­ ние, задавать вопросы. Урок примене­ ния знаний и умений. Защита мини­ проектов по теме «Жизнь леса». Формировать навыки публич­ ных выступлений, умение за­ щищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять ре­ зультат своего труда. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, форми­ рование адекват­ ной самооценки. Умение готовить устные и письмен­ ные сообщения о животных и расте­ ниях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в кол­ лективной подготов­ ке выставки творче­ ских работ (проект­ ная деятельность по выбору). Резерв. Люди вокруг нас (13 часов) Человек в обществе. Урок ознаком­ ления с новым материалом. Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности чело­ Осознание и умение доказывать (с опо­ рой на текст учебни­ ка), что человек ­ Знание основных правил поведения в обществе, ори­ ентация на их вы­ Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, аргументированно вы­ 56 57 58 59 60 века; показать значение обще­ ства в жизни человека. это часть природы и часть общества. полнение. сказывать свое мнение. Комбинирован­ Жизнь в первобытном ный урок. обществе. Показать, как развивалось об­ щество от первобытных времен до наших дней. Труд в жиз­ ни человека. Комбинирован­ ный урок. Семья. Семейные ценности. Комбинирован­ ный урок. Показать значение труда в об­ ществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду. Показать разнообразие состава семей, распределение обязан­ ностей в семье; воспитывать заботливое отношение к чле­ нам семьи. Бюджет семьи. О деньгах. Комбинирован­ ный урок. Раскрыть значение денег в об­ ществе. Что такое бюджет? Комбинирован­ ный урок. Показать необходимость пра­ вильного распределения де­ нежных средств семьи. Представление о зарождении обще­ ственных отноше­ ний, особенностях жизни первобытных людей. Знание основных правил поведения в обществе, ори­ ентация на их вы­ полнение. Умение понимать ин­ формацию, представ­ ленную в виде текста, выделять существен­ ную информацию, ана­ лизировать, делать вы­ воды, аргументирован­ но высказывать свое мнение. Понимание важно­ сти труда в жизни общества и чело­ века. Уважение к людям Умение понимать ин­ формацию, представ­ труда, ценностное отношение к пло­ ленную в виде текста. дам своего труда. Понимание значе­ ния семьи; расска­ зывать, как члены семей учащихся за­ ботятся друг о дру­ ге; обмениваться информацией о се­ мейных традициях. Умение осознавать значение денег в жизни общества, иметь представле­ ние об истории де­ нег и денежных взаимоотношений. Умение объяснять, что такое бюджет; значение слов «до­ Понимание значе­ ния семьи в жизни человека и необ­ ходимости взаи­ мопомощи в семье. Умение строить моно­ логические высказыва­ ния, аргументировать свое мнение. Осознание важно­ сти учета матери­ ального состояния семьи при установ­ лении уровня лич­ ных притязаний. Осознание важно­ сти учета матери­ ального состояния Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде текста. Умение находить необ­ ходимую информацию в учебнике, справочной Экскурсия «Наблюде­ ния за ве­ сенними изменения­ ми в при­ роде». Обобщение. Урок обобщения Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники на­ и системати­ блюдений; учить детей уста­ зации знаний. навливать связи между явле­ ниями и объектами природы, между природой и трудом че­ ловека; воспитывать ответст­ венное отношение к объектам природы. Сравнение результа­ тов годовых наблюдений. Под­ ведение итогов о сезонных из­ менениях. ходы», «расходы», «пенсия», «стипен­ дия»; обсуждать необходимость пра­ вильного распреде­ ления доходов в семье. Умение давать об­ щую характеристику весны, выделяя су­ щественные при­ знаки; называть ос­ новную причину ве­ сеннего потепления и увеличения про­ должительности дня — изменение поло­ жения Солнца на небосклоне. На­ блюдать, сравни­ вать и обобщать наблюдаемые явле­ ния, делать выводы. 61 62 Будем  вежливы.  Правила  этикета. Урок ознаком­ ления с новым  материалом. Продолжить формирование  знаний о правилах культурного  поведения в обществе. Знание основных  правил поведения в  обществе, ори­ ентация на их вы­ полнение. Умение приводить  примеры культуры  общения во взаимо­ отношениях людей;  выполнять некоторые  правила этикета;  проявлять готовность  оказать услугу тому,  кто в ней нуждается,  семьи при установ­ лении уровня лич­ ных притязаний. литературе; понимать информацию, пред­ ставленную в виде тек­ ста, рисунка. Положительное отношение и ин­ терес к изучению природы, способ­ ность к самокон­ тролю, основы экологической культуры. Умение принимать и сохранять цель позна­ вательной деятельно­ сти, планировать свои действия в соответст­ вии с поставленной це­ лью, осуществлять по­ шаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объ­ ектов природы с выде­ лением существенных и несущественных при­ знаков, устанавливать причинно­следственные связи изменений в при­ роде, обобщать результаты  наблюдений за погодой,  неживой и живой  природой, делать выводы. Адекватно оценивать свое  поведение, осуществлять  контроль над своими  действиями, соблюдать  правила коммуникации. деликатность. 63 64 65 66 Разговор по  телефону. Как дарить  подарки.  Урок­игра. Урок применения  знаний и умений. Продолжить формирование  знаний о правилах культурного  поведения в обществе; позна­ комить с некоторыми правилами  этикета. Выполнение правил  поведения на улице, в  транспорте, в школе и  дома. О друзьях­ товарищах. Комбинированны й урок. Показать значение дружбы во  взаимоотношениях людей, ее  ценность. О привычках. Комбинированны й урок. Показать влияние вредных при­ вычек на взаимоотношения людей. Итоговая Урок проверки и Проверить уровень усвоения Умение оценивать  свое поведение по  отношению к друзьям,  сопереживать им,  помогать в трудных  ситуациях. Осознание важности  соблюдения правил  поведения и избав­ ления от вредных  привычек для взаи­ моотношений людей. Умение применять Знание основных  правил поведения в  обществе, ори­ ентация на их вы­ полнение, чувство  ответственности за  выполнение своей  части работы при  работе в паре. Знание основных  правил поведения в  обществе, ори­ ентация на их вы­ полнение, осознание  ценности дружбы,  поддержки и  взаимопомощи. Знание основных  правил поведения в  обществе, ори­ ентация на их вы­ полнение. Адекватно оценивать свое  поведение, осуществлять  контроль над своими  действиями, соблюдать  правила коммуникации. Адекватно оценивать свое  поведение, осуществлять  контроль над своими  действиями, соблюдать  правила коммуникации. Адекватно оценивать свое  поведение, осуществлять  контроль над своими  действиями, соблюдать  правила коммуникации. Осознание своего Умение осуществлять проверочная  работа. коррекции знаний  и умений. изученных тем, умение ориен­ тироваться в полученной ин­ формации, применять ее при  решении учебной задачи. Урок применения  знаний и умений. Подведение итогов проектной и  исследовательской деятельности  за год. 67 Итоговый  урок «Мы  знаем!» За­ щита мини­ проектов по  теме «Наши  питомцы». 68 Резерв. полученные знания и  умения в само­ стоятельной работе,  контролировать свою деятельность. Умение готовить  устные и письменные  сообщения о домашних живот­ ных, анализировать  собственную дея­ тельность. продвижения в  овладении знаниями  и умениями,  способность к самоконтролю и самооценке. Осознание своего  продвижения в  овладении зна­ ниями и умения­ ми, положительное  отношение и интерес к изуче­ нию природы и  человека. пошаговый и итоговый  контроль, самостоятельно  адекватно оценивать  правильность выполнения задания и вносить коррективы. Умение планировать свои  действия в соответствии с  поставлен­ ной целью, строить мо­ нологические и диало­ гические высказывания,  обосновывать свою по­ зицию, аргументировать  выбор действий, аргу­ ментированно и тактич­ но критиковать допу­ щенные ошибки, обос­ новывать свое решение, задавать вопросы.

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018