Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Школа России)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.
Иконка файла материала Окружающий мир Пилипенко И.И. 2-в класс 2015 - 2016 уч.год.docx
Миллеровский район Ст. Мальчевская Муниципальное общеобразовательное учреждение   Мальчевская средняя общеобразовательная школа  Согласовано Протокол №1 от   31 августа 2015г. Руководитель ШМО:             Е.Н.Бердникова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1   от  31 августа 2015 г. Председатель:____А.А.Зелинский  УТВЕРЖДЕНО Директор  МОУ Мальчевская СОШ приказ № 141от 31 августа 2015г. ___________/А.А.Зелинский/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 2­в класс  Количество часов: 4 часа в неделю Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна Программа разработана на 2015­2016 учебный год. Программа разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия учебников  «Школа России». Окружающий мир. 1­4 классы: – 2 ­е издание. – М.: Просвещение, 2014I. Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса является адаптивной   и  разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (раздел III, п.19.5). Предмет окружающий мир входит в образовательную область «Естествознание». Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего   образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обя­ зательный   минимум   содержания   основных   образовательных   программ,   отнесены   к   элементам дополнительного (необязательного) содержания. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: ­ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; ­ Федеральный   государственный образовательный стандарт  начального общего образования  (при­ ложение к приказу Минобразования России от «06» октября 2009 г. № 373.) (раздел III, п.19.5); ­   «Гигиенические   требования   к   условиям   обучения   в   общеобразовательных   учреждениях» (Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   —  СанПиН   2.4.2.2821­10.  Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189); ­ «Окружающий мир. Рабочие программы. 1­4 классы» А. А. Плешаков (Москва, «Просвещение», 2014); Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета. Изучение  курса  «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   направлено   на   достижение следующих целей:  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нем   человека   на   основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.          Основными задачами реализации содержания курса являются:   формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором  проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. II. Общая характеристика учебного предмета. Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений   как   компонентов   единого   мира.   В   рамках   данного   предмета   благодаря   интеграции естественно­научных   и   социально­гуманитарных   знаний   могут   быть   успешно,   в   полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.  Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного   восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых,  активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.   Значение   курса  состоит   так   же   в   том,   что   в   ходе   его   изучения   школьники   овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и соответствующих  компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать   правила  поведения  в  мире   природы   и  людей,  правила   здорового  образа  жизни.  Это позволит   учащимся   освоить   основы   адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в окружающей   природной   и   социальной   среде.   Поэтому   данный   курс   играет   наряду   с   другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентаций   младшего   школьника   в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.  Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.  Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.  Культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм.  Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.  Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.  Труд   и   творчество   как   отличительные   черты   духовно   и   нравственно   развитой личности.  Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное.  Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету,  формируемой участниками образовательного процесса. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих  идей:   ­ идея многообразия мира;   ­ идея целостности мира;   ­ идея уважения к миру. Многообразие   как   форма   существования   мира   ярко   проявляет   себя   и   в   природной,   и   в социальной   сфере.   На   основе   интеграции   естественно­научных,   географических,   исторических сведений   в   курсе   выстраивается   яркая   картина   действительности,   отражающая   многообразие природы   и   культуры,   видов   человеческой   деятельности,   стран   и   народов.   Особое   внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная   идея   целостности   мира   также   последовательно   реализуется   в   курсе;   её реализация осуществляется  через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой,   внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком.   В   частности,   рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и отрицательное   воздействие   человека   на   эти   компоненты.   Важнейшее   значение   для   осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей   имеет   включение   в   программу   сведений   из   области   экономики,   истории,   современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение   к   миру   —   это   своего   рода   формула   нового   отношения   к   окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В  основе   методики   преподавания   курса  «Окружающий   мир»  лежит  проблемно­поисковый подход,   обеспечивающий   «открытие»   детьми   нового   знания   и   активное   освоение   различных способов   познания   окружающего.   При   этом   используются   разнообразные   методы   и   формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения   явлений   природы   и   общественной   жизни,   выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений   окружающего  мира.   Для  успешного  решения   задач   курса   важны   экскурсии   и   учебные прогулки,   встречи   с   людьми   различных   профессий,   организация   посильной   практической деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы,   обеспечивающие   непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на   улице,   в   лесу,   парке,   музее   и   т.   д.   Очень   большое   значение   для   достижения   планируемых результатов   имеет   организация   проектной   деятельности   учащихся,   которая   предусмотрена   в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя;   2)   моделирование   экологических   связей   с   помощью   графических   и динамических   схем   (моделей);   3)   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку   соответствующих   норм   и   правил,   которая   осуществляется   с   помощью   специально разработанной книги для чтения по экологической этике.          Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальнойшколы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания,   во   внеурочной   деятельности.   Учителю   следует   также   стремиться   к   тому,   чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. III. Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану образовательного учреждения программа курса рассчитана на 35 учебных недели, 2 ч в неделю  изучается в течение всего года. IV. Содержание учебного предмета. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных  содержательных линий. Где мы живём?  Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета ­  Земля, страна ­ Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что   нас   окружает.   Солнце,   воздух.   Вода,   растения.   Животные   ­   всё   это   окружающая   нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома ­ это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа  Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце ­ источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные   породы   и   минералы.   Гранит   и   его   состав.   Как   люди   используют   богатства   земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их  Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.  Сезонные изменения в природе(осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические   связи   между   растениями   и   животными:   растения   ­   пища   и   укрытие   для животных; животные – распространители плодов и семян растений.   Отрицательное   влияние   людей   на   растения   и   животных(сбор   букетов,   обламывание   ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев,   кустарников   и   трав,   знакомство   с   представителями   дикорастущих   и   культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениямиПосёлок,   где   мы   живём:   основные   особенности,   доступные   сведения   из   истории.   Наш   дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Жизнь города и села  Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство.   Транспорт, торговля­ составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины  посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана. Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии:  наблюдение   зимних   явлений     природе;   знакомство   с   достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность  Строение тела человека. Здоровье человека ­ его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог) Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры   безопасности   в   домашних   условиях(   при   обращении   с   бытовой   техникой,   острыми предметами).Противопожарная безопасность.  Правила безопасного поведения на воде. Съедобные   и   несъедобные   грибы   и   ягоды.   Жалящие   насекомые.   Ориентация   в   опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы. Общение  Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения  мальчиков и девочек. Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение  в  гостях.  Как вести  себя  за  столом..Культура  поведения  в  общественных  местах(  в магазине, кинотеатре, транспорте) Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия  Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва ­ столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля ­ общий дом всех людей.Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Требования к уровню подготовки Раздел «Человек и природа». Второклассник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и   культурные   растения;   деревья,   кустарники,   травы;   диких   и   домашних   животных; насекомых,   рыб,   птиц,   зверей;   основные   признаки   времен   года;   некоторые   охраняемые растения и животных своей местности;  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование   и   измерительные   приборы;   следовать   инструкциям   и   правилам   техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать   естественнонаучные   тексты   с   целью   поиска   и   извлечения   познавательной информации,   ответов   на   вопросы,   объяснений,   создания   собственных   устных   или письменных высказываний; использовать   различные   справочные   издания   (атлас­определитель   «От   земли   до   неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки; использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;            понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Второклассник получит возможность научиться:  осознавать   ценность   природы   и   необходимость   нести   ответственность   за   ее   сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять   правила   безопасного   поведения   в   природе,   оказывать   первую   помощь   при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество». Второклассник научится:     государственную   символику   Российской   Федерации; различать     описывать достопримечательности   столицы,   Санкт­Петербурга,   родного   края   и   некоторых   других городов   России;   находить   на   карте   Российскую   Федерацию,   Москву   –   столицу   России, Санкт­Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;  оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных   группах   (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;   соблюдать   правила   личной   безопасности   и   безопасности   окружающих,   понимать необходимость здорового образа жизни.  Выпускник получит возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,   в   том   числе   правила   общения   со   взрослыми   и   сверстниками   в   официальной обстановке школы. Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы.  Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение личностных результатов начального образования.  У второклассника продолжается:  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;     2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;     6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)   развитие   навыков   сотрудничества   с   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям.   Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования.  У второклассника продолжается:  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­ фективные способы достижения результата; 4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;              5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)   активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и   познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации, передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных,   технических   и   др.)   в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14)   умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При   изучении   курса   «Окружающий   мир»   достигаются   следующие  предметные      результаты:  1)   понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание   чувства   гордости   за национальные свершения, открытия, победы; 2)   сформированность   уважительного   отношения   к   России,   родному   краю,   своей   семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)   освоение   доступных   способов   изучения   природы   и   общества   (наблюдение,   запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­ хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире.Основное содержание по темам Родная страна Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская   Федерация.   Государственные символы   Российской   Федерации:   герб, флаг,   гимн.   Россия   —   многонациональная страна. Государственный язык. Город   и   село.   Проект   «Родной   город (село)»  особенности Характерные городских   и   сельских     поселений. Преимущественные занятия жителей       —     V.Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Раздел «Где мы живём?» (4ч) ­  Понимать учебные задачи раздела  и данного урока, стремиться их выполнить; ­  различать государственные символы России ­ (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от   гербов   и   флагов   других   стран;  исполнять гимн Российской Федерации; ­ анализировать информацию учебника о феде­ ративном устройстве России, о многонациональ­ ном составе населения страны; приводить при­ меры народов России; различать национальные языки и государственный язык России;  обсуж­ дать,  почему   народы   России   называют братскими; ­   работать   со   взрослыми:   извлекать  из   раз­ личных   источников   (энциклопедии,   краеведче­ ская литература, интервью с родителями, работ­ никами музеев) сведения о гербе своего региона и   города,   национальном   составе   населения региона, государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; ­  формулировать  выводы из изученного мате­ риала, отвечать на итоговые вопросы и  оцени­ вать свои достижения на уроке. ­ Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; ­  сравнивать  с   помощью   фотографий   и   по личным наблюдениям город и село; гербах   других     Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве; Личностные:  ­ представление о своей этнической принадлежности;   положительного отношения к предмету; Коммуникативные:  ­ Воспринимать другое мнение;  ­ формулировать собственное мнение; Познавательные:  ­ устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения. ­   внутренняя   позиция   школьника   на   уровне Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве;­   внутренняя   позиция   школьника   на   уровне Личностные:  ­ представление о своей этнической принадлежности;   положительного отношения к предмету; Коммуникативные:  ­ Воспринимать другое мнение;  ­ формулировать собственное мнение; Познавательные:  ­ устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения. города   и   села.   Типы   жилых   построек   в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство   с   материалами   учебника,   распределение заданий,   обсуждение способов и сроков работы.   осуществлять  контроль  ­  работать   в   паре:   находить  изображения  обозначать  их   цветными города   и   села, фишками, и коррекцию;  рассказывать  о   своем   городе (селе) по плану; ­  работать   в   паре:   сравнивать  городской   и сельский дома;  описывать  интерьер городской  оценивать квартиры   и   сельского   дома; преимущества   и   недостатки   городских   и сельских жилищ; ­ рассказывать о своем доме по плану;  формулировать  выводы   из   изученного ­ материала,  отвечать  на   итоговые   вопросы   и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: ­  распределять  обязанности  по   выполнению проекта: ­  подбирать  фотографии   (открытки,   слайды) или   фотографировать   достопримечательности своей малой родины;  собирать   информацию  о   выдающихся ­ земляках   по   краеведческой   литературе   или   с помощью интервьюирования; ­ презентацию; ­  проводить  презентацию   с   демонстрацией фотографий, слайдов; ­ ухаживать за памятниками; ­ помогать взрослым в благоустройстве; ­ (городской, сельский, школьный) музей; ­ проекта.  оценить  свои   достижения   в   реализации  проводить  экскурсию   в   краеведческий стенд,   мультимедийную  оформлятьПрирода и рукотворный мир. Объекты     природы     и     предметы мира. Наше отношение к миру. Проверим   себя   и   оценим   свои достижения по разделу «Где мы живём». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. —  Понимать  учебную   задачу   урока   и стремиться ее выполнить; — различать объекты природы и предметы ру­ котворного мира; — работать   в   паре:   классифицировать  обозначать  их объекты   окружающего   мира, цветными фишками, осуществлять  контроль  и коррекцию; — приводить  примеры   объектов природы и  заполнять предметов   рукотворного   мира, таблицу в рабочей тетради; — работать   в   группе:   обсуждать  и оценивать  отношение   людей   к   окружающему миру,  отбирать  из   списка   необходимые   слова для   характеристики   отношения   к   миру, рассказывать  о   своём   отношении   к окружающему; —  обсуждать  название книги «Великан на по­ ляне» и предисловие к ней; — формулировать выводы из изученного мате­ риала,  отвечать  на итоговые вопросы и  оцени­ вать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника; — оценивать  свои достижения и достижения других учащихся. Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве; Личностные:  ­ представление о своей этнической принадлежности;   положительного отношения к предмету; Коммуникативные:  ­ Воспринимать другое мнение;  ­ формулировать собственное мнение; Познавательные:  ­ устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения. ­   внутренняя   позиция   школьника   на   уровне Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве; Личностные:  ­ представление о своей этнической принадлежности;   положительного отношения к предмету; Коммуникативные:  ­ Воспринимать другое мнение;  ­ формулировать собственное мнение; ­   внутренняя   позиция   школьника   на   уровнеНеживая и живая природа Знакомство   с   целями   и   задачами   раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ   в   отличие   от   неживой   природы. Связи между неживой и живой природой. Явления природы Что   такое   явления   природы.   Явления неживой   и   живой   природы.   Сезонные явления.   Измерение   температуры   воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для   измерения   температуры.   Виды термометров. Раздел «Природа» (20 ч)  свои   выводы, Понимать  учебные   задачи   раздела   и   данного урока и стремиться их выполнить; — классифицировать  объекты   природы   по существенным признакам; — различать  объекты неживой и живой при­ роды;  обозначать  объекты   природы   цветными фишками;   осуществлять  контроль  и  кор­ рекцию; — приводить примеры объектов живой и не­ живой природы;  заполнять  таблицу в рабочих тетрадях; — работать   в   паре:   анализировать существенные   признаки   живых   существ, обсуждать   осуществлять самопроверку; — устанавливать связи между живой и нежи­ вой природой; формулировать  выводы   из   изученного — материала,  отвечать  на   итоговые   вопросы   и оценивать свои достижения на уроке. Понимать  учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать   в   паре:   различать  объекты   и  об явления   природы,   изменениях,   происходящих   с   природными объектами,  как о природных явлениях; — приводить   примеры  явлений   неживой   и живой природы, сезонных явлений; — анализировать  иллюстрации   учебника, определять  сезон   по   характерным   природным    рассказывать     Познавательные:  ­ устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения. ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей; ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.Что такое погода. Погода   и   погодные   явления.   Условные метеорологические   знаки   для   обозначения погодных   явлений.   Народные   и   научные предсказания погоды. явлениям; — рассказывать  (по   своим   наблюдениям)   о сезонных явлениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с уст­ ройством термометра, проводить опыты с тер­  измерять  температуру   воздуха, мометром, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; — формулировать  выводы   из   изученного мате риала,  отвечать  на итоговые вопросы и  оцени­ вать свои достижения на уроке. — Понимать  учебную   задачу   урока   и стремиться её выполнить; — наблюдать  и  описывать  состояние погоды за окном класса; — характеризовать  погоду   как   сочетание температуры   воздуха,   облачности,   осадков, ветра; — приводить         примеры       явлений (дождь, гроза, метель и др.); — работать   в   паре:   составлять   план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; — сопоставлять предсказания погоды; — формулировать  выводы   из   изученного материала,  отвечать  на   итоговые   вопросы   и оценивать свои достижения на уроке. — работать   со   взрослыми: наблюдения результаты   использовать   вести  фиксировать  за   погодой,   «Научном   дневнике»; в  для   фиксации   наблюдений  погодных  научные   и   народные  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей; ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей;В гости к осени (экскурсия). Наблюдения   за   осенними   явлениями   в неживой и живой природе. В гости к осени (урок). Осенние   явления   в   неживой   и   живой природе, их взаимосвязь.         знаки;         (например,  составить метеорологические   сборник народных примет своего народа (своего региона)   о   погоде,   используя   дополнительную литературу   и   интервьюируя   взрослых членов семьи. — Понимать  учебные   задачи   экскурсии   и стремиться их выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой  устанавливать природе, взаимозависимость между ними; — определять  природные   объекты   с помощью   атласа­определителя   «От   земли   до неба»     какому   растению принадлежат   опавшие   листья,   какие   цветы цветут   осенью,   каких   птиц   ещё   можно наблюдать в природе); — оценивать результаты своих достижений на экскурсии. ­ Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — работать   в   группе:   знакомиться  по учебнику  с  осенними изменениями в неживой и живой природе,  выступать  с сообщениями по изученному материалу; — рассказывать  об   осенних   явлениях   в неживой   и   живой   природе   родного   края   (на основе наблюдений); — сопоставлять  картины   осени   на   иллюстрациях теми наблюдениями,   которые   были   сделаны   во  прослеживать   вза­ время   экскурсии; имосвязь осенних явлений в живой природе с учебника с     ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей;в   природе, явлениями   в   неживой   природе;  дополнять сведения   учебника   и   экскурсии   своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать   со   взрослыми:   вести наблюдения  подготовить фоторассказ   или   серию   рисунков   на   тему «Красота осени»; — формулировать  выводы   из   изученного материала,  отвечать  на   итоговые   вопросы   и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать  учебную   задачу   урока   и стараться её выполнить; — находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять  иллюстрацию   учебника   с описанием созвездий; — моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомиться зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; — работать   со   взрослыми:   наблюдать звёздное   небо,  находить  на   нём   изученные  для   поиска созвездия; созвездий   на   небе   атласом­определителем; находить    информацию   о   зодиакальных созвездиях   в   дополнительной   литературе, Интернете; — формулировать  выводы   из   изученного материала,  отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать  учебную   задачу   урока   и стараться её выполнить; — практическая   работа:   исследовать  с  по   учебнику    пользоваться   с ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей; Познавательные:   схемами;  ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Звёздное небо. Созвездия   Кассиопея,   Орион,   Лебедь. Зодиак. Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы.  Гранит и  его состав.Про воздух и про воду (2 ч) Воздух.   Значение   воздуха   для   растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана   чистоты   воздуха.   Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода,   её   распространение   в   природе. Значение   воды   для   растений,   животных   и человека.   Охрана чистоты   воды.   Эстетическое   воздействие водных просторов на человека.   Загрязнение   воды. состав   лупы   помощью   гранита, рассматривать  образцы   полевого   шпата, кварца и слюды; — различать горные породы и минералы; — работать в паре: с помощью атласа­опре­ делителя приводить  примеры горных пород и  минералов,  готовить  краткие  сообщения о них; — читать     и     обсуждать     отрывок     из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»; — формулировать  выводы   из   изученного мате риала,  отвечать  на итоговые вопросы и  оцени­ вать свои достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать   в   паре:   анализировать  схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — описывать  эстетическое   воздействие созерцания   неба   и   водных   просторов   на человека; — наблюдать небо за окном и рассказывать о нём,   пользуясь   освоенными   средствами   выра­ зительности; — работать   со   взрослыми:   находить информацию об охране воздуха и воды в родном  наблюдать  небо,   водные   пейзажи, крае; описать  готовить фоторассказы о красоте неба и воды; — формулировать выводы из изученного мате­  свои   впечатления;   ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей; ­   пользоваться   знаками,   символами,   моделями, Познавательные:   схемами;    ­   устанавливать   причинно   –   следственные   связи   в изучаемом круге явлений; Регулятивные:  ­ принимать и сохранять учебную задачу;  ­ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;  ­ принимать роль в учебном сотрудничестве.  Коммуникативные:   ­ выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками: Личностные ­   понимание   нравственного   содержания   поступков окружающих людей;