Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.
Миллеровский район
Ст. Мальчевская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Протокол №1 от 31 августа 2015г.
Руководитель ШМО: Е.Н.Бердникова
Рассмотрено
педагогическим советом школы
протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
Председатель:____А.А.Зелинский
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Мальчевская СОШ
приказ № 141от 31 августа 2015г.
___________/А.А.Зелинский/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 2в класс
Количество часов: 4 часа в неделю
Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна
Программа разработана на 20152016 учебный год.
Программа разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». Окружающий мир. 14 классы: – 2 е издание. – М.: Просвещение, 2014I. Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых
разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса является
адаптивной и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (раздел III, п.19.5).
Предмет окружающий мир входит в образовательную область «Естествознание».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в
программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обя
зательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам
дополнительного (необязательного) содержания.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (при
ложение к приказу Минобразования России от «06» октября 2009 г. № 373.) (раздел III, п.19.5);
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
(Санитарноэпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.282110. Утверждены
постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189);
«Окружающий мир. Рабочие программы. 14 классы» А. А. Плешаков (Москва, «Просвещение», 2014);
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места
в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного
курса, предмета, дисциплины (модуля) в достижении обучающимися
планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных
явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции
естественнонаучных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов
взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и
для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место
в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты
Земля.
Значение курса состоит так же в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать
причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у
младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими
предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурноценностных ориентаций младшего школьника в
соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению
и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету,
формируемой участниками образовательного процесса.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие
природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается
и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека,
удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её
реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости
людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной
социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не
только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов
России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый
подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнообразовательную
среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют
практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие
задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и
явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные
прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической
деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы
имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы
атласаопределителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и
динамических схем (моделей); 3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ
собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей,
выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальнойшколы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего
мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам
учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему
важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их
окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов
и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану образовательного учреждения программа курса рассчитана на 35
учебных недели, 2 ч в неделю изучается в течение всего года.
IV. Содержание учебного предмета.
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий.
Где мы живём?
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета Земля, страна Россия, название нашего посёлка,
что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные всё это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома это то, что сделано и построено руками людей. Наше
отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце источник света и тепла для всего живого.
Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных
кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды,
защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие
и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за
ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за
домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей.
Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих
гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны.
Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха,
воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование
деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных
растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениямиПосёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом:
городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.
Домашний адрес.
Жизнь города и села
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт,
торговля составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об
отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой,
специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других
деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями
посёлка.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека его важнейшее богатство. Режим дня. Правила
личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт,
стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми
предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле
автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и
отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и
девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и
поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в
магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро,
море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе
весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва столица России. Московский
Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля общий дом всех людей.Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов
чтения карты.
Требования к уровню подготовки
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие
и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных;
насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые
растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные
человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атласопределитель «От земли до неба»,
«Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас
карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы;
основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия
воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
государственную символику Российской Федерации;
различать
описывать
достопримечательности столицы, СанктПетербурга, родного края и некоторых других
городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России,
СанктПетербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны
мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу
о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на
вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке школы.
Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях
к каждому разделу учебной программы.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире.Основное содержание по темам
Родная страна
Знакомство с целями и задачами раздела и
урока. Имя родной страны — Россия, или
Российская Федерация. Государственные
символы Российской Федерации: герб,
флаг, гимн. Россия — многонациональная
страна. Государственный язык.
Город и село. Проект «Родной город
(село)»
особенности
Характерные
городских и сельских
поселений.
Преимущественные занятия жителей —
V.Тематическое планирование
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
Раздел «Где мы живём?» (4ч)
Понимать учебные задачи раздела и данного
урока, стремиться их выполнить;
различать государственные символы России
(герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России
от гербов и флагов других стран; исполнять
гимн Российской Федерации;
анализировать информацию учебника о феде
ративном устройстве России, о многонациональ
ном составе населения страны; приводить при
меры народов России; различать национальные
языки и государственный язык России; обсуж
дать,
почему народы России называют
братскими;
работать со взрослыми: извлекать из раз
личных источников (энциклопедии, краеведче
ская литература, интервью с родителями, работ
никами музеев) сведения о гербе своего региона
и города, национальном составе населения
региона,
государств,
представленных в рабочей тетради и сборнике
тестов;
формулировать выводы из изученного мате
риала, отвечать на итоговые вопросы и оцени
вать свои достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнять;
сравнивать с помощью фотографий и по
личным наблюдениям город и село;
гербах других
Универсальные учебные действия, осваиваемые в
рамках изучения темы.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
адекватно воспринимать оценку своей работы;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
Личностные:
представление о своей этнической принадлежности;
положительного отношения к предмету;
Коммуникативные:
Воспринимать другое мнение;
формулировать собственное мнение;
Познавательные:
устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения.
внутренняя позиция школьника на уровне
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
адекватно воспринимать оценку своей работы;
принимать роль в учебном сотрудничестве; внутренняя позиция школьника на уровне
Личностные:
представление о своей этнической принадлежности;
положительного отношения к предмету;
Коммуникативные:
Воспринимать другое мнение;
формулировать собственное мнение;
Познавательные:
устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения.
города и села. Типы жилых построек в
городе и селе. Наш город (наше село).
Подготовка к выполнению проекта:
знакомство
с материалами учебника, распределение
заданий,
обсуждение способов и сроков работы.
осуществлять
контроль
работать в паре: находить изображения
обозначать их цветными
города и села,
фишками,
и
коррекцию;
рассказывать о своем городе
(селе) по плану;
работать в паре: сравнивать городской и
сельский дома; описывать интерьер городской
оценивать
квартиры и сельского дома;
преимущества и недостатки городских и
сельских жилищ;
рассказывать о своем доме по плану;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению
проекта:
подбирать фотографии (открытки, слайды)
или фотографировать достопримечательности
своей малой родины;
собирать информацию о выдающихся
земляках по краеведческой литературе или с
помощью интервьюирования;
презентацию;
проводить презентацию с демонстрацией
фотографий, слайдов;
ухаживать за памятниками;
помогать взрослым в благоустройстве;
(городской, сельский, школьный) музей;
проекта.
оценить свои достижения в реализации
проводить экскурсию в краеведческий
стенд,
мультимедийную
оформлятьПрирода и рукотворный мир.
Объекты природы и предметы мира.
Наше отношение к миру.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где мы живём».
Проверка знаний и умений. Формирование
адекватной оценки своих достижений.
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
— различать объекты природы и предметы ру
котворного мира;
— работать в паре: классифицировать
обозначать их
объекты окружающего мира,
цветными фишками, осуществлять контроль и
коррекцию;
— приводить примеры объектов природы и
заполнять
предметов рукотворного мира,
таблицу в рабочей тетради;
— работать в группе: обсуждать
и
оценивать отношение людей к окружающему
миру, отбирать из списка необходимые слова
для характеристики отношения к миру,
рассказывать
о своём отношении к
окружающему;
— обсуждать название книги «Великан на по
ляне» и предисловие к ней;
— формулировать выводы из изученного мате
риала, отвечать на итоговые вопросы и оцени
вать свои достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника;
— оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
адекватно воспринимать оценку своей работы;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
Личностные:
представление о своей этнической принадлежности;
положительного отношения к предмету;
Коммуникативные:
Воспринимать другое мнение;
формулировать собственное мнение;
Познавательные:
устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения.
внутренняя позиция школьника на уровне
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
адекватно воспринимать оценку своей работы;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
Личностные:
представление о своей этнической принадлежности;
положительного отношения к предмету;
Коммуникативные:
Воспринимать другое мнение;
формулировать собственное мнение;
внутренняя позиция школьника на уровнеНеживая и живая природа
Знакомство с целями и задачами раздела.
Неживая и живая природа. Признаки живых
существ в отличие от неживой природы.
Связи между неживой и живой природой.
Явления природы
Что такое явления природы. Явления
неживой и живой природы. Сезонные
явления. Измерение температуры воздуха,
воды, тела человека. Термометр — прибор
для измерения температуры.
Виды
термометров.
Раздел «Природа» (20 ч)
свои выводы,
Понимать учебные задачи раздела и данного
урока и стремиться их выполнить;
— классифицировать объекты природы по
существенным признакам;
— различать объекты неживой и живой при
роды; обозначать объекты природы цветными
фишками; осуществлять контроль и кор
рекцию;
— приводить примеры объектов живой и не
живой природы; заполнять таблицу в рабочих
тетрадях;
— работать в паре:
анализировать
существенные признаки живых существ,
обсуждать
осуществлять
самопроверку;
— устанавливать связи между живой и нежи
вой природой;
формулировать выводы из изученного
—
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнить;
— работать в паре: различать объекты и
об
явления природы,
изменениях, происходящих с природными
объектами, как о природных явлениях;
— приводить примеры явлений неживой и
живой природы, сезонных явлений;
— анализировать иллюстрации учебника,
определять сезон по характерным природным
рассказывать
Познавательные:
устанавливать связи, обобщать, проводить сравнения.
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.Что такое погода.
Погода и погодные явления. Условные
метеорологические знаки для обозначения
погодных явлений. Народные и научные
предсказания погоды.
явлениям;
— рассказывать (по своим наблюдениям) о
сезонных явлениях в жизни дерева;
— практическая работа: знакомиться с уст
ройством термометра, проводить опыты с тер
измерять температуру воздуха,
мометром,
воды, тела человека и фиксировать результаты
измерений;
— формулировать выводы из изученного
мате
риала, отвечать на итоговые вопросы и оцени
вать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать и описывать состояние
погоды за окном класса;
— характеризовать погоду как сочетание
температуры воздуха, облачности, осадков,
ветра;
— приводить примеры
явлений (дождь, гроза, метель и др.);
— работать в паре: составлять план
рассказа о погодных явлениях и рассказывать
по этому плану;
— сопоставлять
предсказания погоды;
— формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
— работать со взрослыми:
наблюдения
результаты
использовать
вести
фиксировать
за погодой,
«Научном дневнике»;
в
для фиксации наблюдений
погодных
научные и народные
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;В гости к осени (экскурсия).
Наблюдения за осенними явлениями в
неживой и живой природе.
В гости к осени (урок).
Осенние явления в неживой и живой
природе, их взаимосвязь.
знаки;
(например,
составить
метеорологические
сборник народных примет своего народа (своего
региона) о погоде, используя дополнительную
литературу и интервьюируя взрослых членов
семьи.
— Понимать учебные задачи экскурсии и
стремиться их выполнить;
— наблюдать изменения в неживой и живой
устанавливать
природе,
взаимозависимость между ними;
— определять
природные объекты с
помощью атласаопределителя «От земли до
неба»
какому растению
принадлежат опавшие листья, какие цветы
цветут осенью, каких птиц ещё можно
наблюдать в природе);
— оценивать результаты своих достижений
на экскурсии.
Понимать учебную задачу урока и стараться
её выполнить;
— работать в группе: знакомиться по
учебнику с осенними изменениями в неживой
и живой природе, выступать с сообщениями
по изученному материалу;
— рассказывать об осенних явлениях в
неживой и живой природе родного края (на
основе
наблюдений);
— сопоставлять
картины осени на
иллюстрациях
теми
наблюдениями, которые были сделаны во
прослеживать вза
время экскурсии;
имосвязь осенних явлений в живой природе с
учебника
с
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;в природе,
явлениями в неживой природе; дополнять
сведения учебника и экскурсии своими
наблюдениями над осенним трудом человека;
— работать со взрослыми:
вести
наблюдения
подготовить
фоторассказ или серию рисунков на тему
«Красота осени»;
— формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— находить на рисунке знакомые созвездия;
— сопоставлять иллюстрацию учебника с
описанием созвездий;
— моделировать созвездия Орион, Лебедь,
Кассиопея;
— знакомиться
зодиакальными
созвездиями, осуществлять самопроверку;
— работать со взрослыми: наблюдать
звёздное небо, находить на нём изученные
для поиска
созвездия;
созвездий на небе атласомопределителем;
находить
информацию о зодиакальных
созвездиях в дополнительной литературе,
Интернете;
— формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— практическая работа: исследовать с
по учебнику
пользоваться
с
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;
Познавательные:
схемами;
пользоваться знаками, символами, моделями,
Звёздное небо.
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.
Зодиак.
Заглянем в кладовые земли.
Горные породы и минералы. Гранит и его
состав.Про воздух и про воду (2 ч)
Воздух. Значение воздуха для растений,
животных и человека. Загрязнение воздуха.
Охрана чистоты воздуха. Эстетическое
воздействие созерцания неба на человека.
Вода, её распространение в природе.
Значение воды для растений, животных и
человека.
Охрана
чистоты воды. Эстетическое воздействие
водных просторов на человека.
Загрязнение воды.
состав
лупы
помощью
гранита,
рассматривать образцы полевого шпата,
кварца и слюды;
— различать горные породы и минералы;
— работать в паре: с помощью атласаопре
делителя приводить примеры горных пород
и минералов, готовить краткие сообщения
о них;
— читать и обсуждать отрывок из
книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»;
— формулировать выводы из изученного
мате
риала, отвечать на итоговые вопросы и оцени
вать свои достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стараться
её выполнить;
— рассказывать о значении воздуха и воды для
растений, животных и человека;
— работать в паре: анализировать схемы,
показывающие источники загрязнения воздуха и
воды;
— описывать
эстетическое воздействие
созерцания неба и водных просторов на
человека;
— наблюдать небо за окном и рассказывать о
нём, пользуясь освоенными средствами выра
зительности;
— работать со взрослыми:
находить
информацию об охране воздуха и воды в родном
наблюдать небо, водные пейзажи,
крае;
описать
готовить
фоторассказы о красоте неба и воды;
— формулировать выводы из изученного мате
свои впечатления;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;
пользоваться знаками, символами, моделями,
Познавательные:
схемами;
устанавливать причинно – следственные связи в
изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под
руководством учителя;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем , одноклассниками:
Личностные
понимание нравственного содержания поступков
окружающих людей;