Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
28.03.2018
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена для 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. УМК «Планета Знаний». Авторская программа Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г
Программа составлена для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, основные дидактические принципы отбора материала, формы организации, учебно-тематический план, рекомендации по проектной работе, планируемые результаты, график контрольных работ. Дано содержание про... ограммы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение.Дано содержание программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение.
attachment_1439979005.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Байкаловского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Городищенская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________ФИО
Протокол № ___ от
«____»_________2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по
УВР
_____________Глухих С.В.
«____»____________2013 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ ГСОШ
________Кузеванова Т.Ф.
«____»____________2013г.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Рабочая программа
по окружающему миру
для учащихся 3класса
Составитель:
Матюшина И.Ю.,
учитель начальных классов
МКОУ ГСОШ С.Городище
Байкаловского района
Свердловской области Городище
2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального
общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И. В.
Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета
Знаний»).
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание
характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к
окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение,
эксперимент,
мо
делирование, измерение и др.);
• социализация ребенка;
• развитие познавательных процессов (ощущение,
обобщение и др.);
восприятие,
осмысление,
запоминание,
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей;
• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,
отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные
признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинноследственные связи, выявлять
последовательность процессов и прогнозировать их;
• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного
состава);
• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения,
осознание своего
продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
• формирование основ экологической культуры;
• патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические
предметные принципы:
• краеведческий;
• сезонный;
• экологический.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром: Наблюдение. Это
основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном
общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более
длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и
индивидуальные.
Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности
опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать
несколько дней.
дать детям
инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий
мир опытным путем.
Главный принцип использования этого вида деятельности
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка,
отбор информации,
Учащиеся проводят
наблюдения за явлениями, происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать выводы.
Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами,
твердыми телами, растениями и животными.
соответствующей изучаемому объекту или явлению.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями,
объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также
выполняют графические практические работы.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе
от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования
познавательных интересов, заменяется практикоориентированной деятельностью.
В вариативной части курса,
обеспечивающей дифференцированный подход к изучению
материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон,
проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и
нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся урок. Для ознакомления
учащихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки
практические занятия, урокиэкскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы.
На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные
опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех
задания и выполняют их под руководством учителя.
Урокиэкскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель
экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях
окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках
как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не
имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников изза сложности изучаемых
объектов или руководствуясь техникой безопасности.
Демонстрация изображений объектов
проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной
обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся
усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою
деятельность, определив ее цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по
наблюдению за сезонными изменениями в природе,
в ходе которого учащиеся обучаются
использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать,
сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают
обобщение своих исследований.
знаний,
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера,
направленного на
задания творческого или ис
закрепление новых
следовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод,
сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с
высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольно и соответствовать
возможностям учащихся.
используются дополнительные
Программа обеспечена следующим учебнометодическим комплектом.
1) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1. М.: АСТ,
2) И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 2.
Астрель, 2012.
М.: АСТ, Астрель, 2012.
3) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М.: АСТ, Астрель, 2012.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Окружающий
мир» в третьем классе отводится 68 часов (при 2 часах в неделю).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание программного материала
Количество часов
1. Природа вокруг нас
2. Вода, воздух, горные породы и почва
3. О царствах живой природы
4. Человек
5. Человек в обществе
8
16
16
10
18
68
ИТОГО
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ч.)
Природа вокруг нас
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других
живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы,*физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус,
теплопроводность, способность растворять другие вещества. . Свойства снега и льда. Свойства воды в
газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд,
водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в
природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального
использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ.
Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и
упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от
загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства
полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных
ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной
породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ:
наземновоздушная, водная, почвенная; другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из
которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.
Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир
растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение
и развитие животных.
животным. Меры по охране животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие
человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорнодвигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как
сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для
укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и
темперамент.
Человек в обществе
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в
памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России.
История происхождения герба,
флага,
гимна.
Госу
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше
дарственные награды.
государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой
природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,
предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир». У
третьеклассников продолжится формирование:
• положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
• осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
• способности к самооценке;
• осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
• знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
• понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного
поведения;
• чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
• устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
• способности оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватной самооценки;
• чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
• основ экологической культуры; • осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
• использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и
несущественных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
• устанавливать причинноследственные связи изменений в природе;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
• выделять существенную информацию из учебных и научнопопулярных текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при
выполнении заданий;
• устанавливать причинноследственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
• строить монологические и диалогические высказывания;
• обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки,
обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• различать наиболее распространенные растения;
• различать наиболее распространенных животных;
• проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
• устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• выполнять правила личной гигиены;
• оценивать свое поведение в природе;
• выполнять правила поведения в природе;
• находить на карте город, село, в котором они живут;
• рассказывать о главных символах государства;
• рассказывать о символах своего города; • рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
• рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
• находить стороны горизонта по местным признакам;
• моделировать несложные природные процессы;
• объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
• выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
• пользоваться различной справочной литературой;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
• сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные
опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
• давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
• показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного
использования;
• приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
• рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
• устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
• рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
• выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
• объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
• определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной
деятельности человека на природу;
• участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• выполнять правила поведения в обществе;
• различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы
Российской Федерации;
• различать права и обязанности гражданина, ребенка;
• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
• различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских улиц;
• понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
• характеризовать основные научные достижения ученых.
Учащиеся получат возможность научиться:
• описывать государственное устройство Российской Федерации;
основные положения
Конституции;
• характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
• описывать культурные достопримечательности своего края.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает
умение
владеть
исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков
является целью контроля.
классифицировать материал,
формулировать
делать
выводы,
понятия,
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе,
предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения
содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольнооценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и
специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4балльной системой (отметка
«1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится»)
расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение
осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в
различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень
Отметка
Комментарий
Материал не усвоен
«2» (неудовлетворительно) Учащийся не владеет информацией об изученных
объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем
мире, не знает терминологии, не умеет владеть
приборами, инструментариями, учебными
материалами, предусмотренными программой
данного уровня обучения
Минимальный
уровень
«3»
(удовлетворительно)
Программный уровень
(решение нестандартной
задачи,которая требует
применения новых знаний в
непривычных условиях)
«4»
(хорошо)
«4+» (очень
хорошо)
«5»
(отлично)
Высокий уровень (решение
нестандартной задачи с
привлечением не входящих в
программу данного класса
знаний, умений и навыков)
«5+»
(превосходно)
Минимальные знания об объектах и явлениях
окружающего мира, слабое владение
терминологией, учебными материалами и
инструментами
Умение оперировать терминологией, обязательной
для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи
объектов, явлений окружающего мира,
неуверенное владение инструментарием и
учебными материалами
Владение обязательной терминологией, понимание
сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов
окружающего мира, умение объяснять причинно
следственные связи объектов, явлений с
незначительной помощью, владение материалами и
инструментами по предмету с незначительной
помощью
Свободное владение обязательной терминологией,
умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых
явлений, объектов окружающего мира, свободное
владение изучаемыми учебными материалами и
инструментами, умение применять полученные
знания и умения при решении нестандартных
задач.
Владение знаниями, умениями и навыками,
терминами, учебными материалами, инст
рументами, выходящими за границы обязательного
к изучению материала
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение минитестов,
самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.),
подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы
(тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в
форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а
также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5»
(отлично)
«4»
(хорошо)
«3»
(удовлетворительно)
«2» (неудовлетворительно)
Выполнение работы
без ошибок, полные
письменные ответы
Верное выполнение не
менее 80 процентов
заданий либо неполные,
неточные ответы к
отдельным заданиям
Верное выполнениене
менее 60 процентов заданий
либо неполные или
неточные ответы ко всем
заданиям
Верное решение менее 60
процентов заданий
В соответствии с требованиями ФОГС введено критериальное оценивание качества овладения
программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать
наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и
формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и
информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки
контроля, самоконтроля, умение ана лизировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые
испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
• Выразительный связный рассказ.
• Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
• Знание терминологии, понятий по теме.
• Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
• Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ
не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и
самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита минипроекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Специфическое сопровождение (оборудование):
• демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные»; «Животные»,
«Растения», «Строение растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;
• глобус, карта России;
• демонстрационная модель скелета человека;
• наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
• лабораторное оборудование для проведения опытов с жидкостями;
• лабораторное оборудование «Воздух и вакуум»;
• лабораторное оборудование для проращивания семян; • лабораторное оборудование «Свойства магнитов» (с моделями компасов);
• портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
• портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий Президент России);
• плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
• гербарии растений разных природных сообществ;
• демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
• живые растения;
• демонстрационные образцы приборов и инструментов;
• энциклопедии, справочники, словари.
Электроннопрограммное обеспечение:
• электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD фильмы о природе, истории;
• записи звуков природы;
• специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
• презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• музыкальный центр;
• демонстрационный экран;
• демонстрационная доска для работы маркерами;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• микроскоп;
• сканер, ксерокс и цветной принтер. №
Дата
Тема урока
Тип урока
Что нас окружает
Урок ознаком
ления с новым
материалом
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Характеристика
учебной деятельности
учащихся
Природа вокруг нас (8 ч.)
Предметные
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Принимать и сохранять
цель познавательной
деятельности, находить
необходимую информа
цию в учебнике,
понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять по
шаговый и итоговый
контроль.
Самостоятельно
планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения задания и
вносить коррективы.
Принимать и сохранять
цель познавательной
деятельности
1
2
3
Наблюдение за связями
между человеком и окру
жающей его средой (как
природной,так и социальной
ее составляющих).
Представление о науке
«экология» и важности
охраны природы
Устанавливать связи
между объектами и
явлениями природы,
объяснять некоторые
взаимосвязи в природе,
между природой и
человеком
Положительное от
ношение и интерес к
изучению природы и
человека
Экскурсия «Зна
комство с разнооб
разием неживой и
живой природы в
окрестностях школы»
Урок комплекс
ного применения
знаний и умений
Обнаружение примеров
разнообразия неживой и живой
природы в окрестностях
школы. Наблюдение и
фиксация результатов
наблюдений. Индивидуальная
и групповая работа
Проводить наблюдения
самостоятельно и под
руководством учителя
Осознание своего
продвижения в ов
ладении предметными и
универсальными
учебными действиями
Экскурсия «Изу
чение влияния
деятельности че
ловека на природу»
Урок комплекс
ного применения
знаний и умений
Наблюдение за примерами
положительного и
отрицательного влияния
человека на природу
Устанавливать и
объяснять взаимосвязи
между природой и
человеком
Способность к само
оценке 4
5
6
Что такое горизонт.
Ориентирование по
Солнцу
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Представление о горизонте,
основных и промежуточных
сторонах горизонта.
Освоение
Различать типы линии
горизонта, иметь
представление о
способах определе
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
приемов определения сторон
горизонта по полуденной тени
от Солнца
ния линии горизонта на
местности
и обществе, ориентация
на их выполнение
Ориентирование по
компасу и местным
признакам
Комбинированный
урок
Освоение приемов нахо
ждения стороны горизонта по
Солнцу, компасу и местным
признакам
Определять линию
горизонта и стороны
горизонта по Солнцу,
компасу и местным
признакам
Способность оценивать
трудность
предлагаемого задания
Экскурсия «Ори
ентирование на
местности»
Урок комплекс
ного применения
знаний и умений
Показ на местности линии
горизонта. Работа с компасом
(индивидуально и в группах)
Проводить под руко
водством учителя
наблюдения в природе и
элементарные опыты,
используя простейшие
приборы, фиксировать
результаты
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые
модели (глобус) для
объяснения природных
явлений
Проводить сравнение и
классификацию объектов
природы по заданным
признакам.
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе.
Обобщать результаты
наблюдений за погодой,
неживой и живой
природой, делать выводы
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий 7
8
9
Свойства тел и
веществ.
Практическая
работа
Комбинированный
урок
Усвоение научных пред
ставлений о явлениях
природы. Развитие творческих
способностей
Приводить примеры тел и
веществ, проводить под
руководством учителя
простейшие опыты и
определять свойства
(признаки) тел и веществ
Способность оценивать
трудность
предлагаемого задания
Осуществлять поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать и
классифицировать объ
екты природы, са
Явления природы.
Проверочная
работа
Комбинированный
урок
Представление о свойст
вах тел и веществ. Выделение
существенных и
несущественных признаков.
Сравнение и классификация
предметов по различным
признакам
Осуществлять на
блюдения, выделять и
различать явления
природы
Интерес к изучению
природы, стремление к
расширению и
углублению знаний,
осознание своего
продвижения в ов
ладении учебными
действиями
Свойства воды в
жидком состоянии.
Практическая работа
Комбинированный
урок
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.)
Установление опытным путем
некоторых свойств чистой
жидкой воды: бесцветности,
прозрачности, отсутствия
запаха, плохой
теплопроводности.
Ознакомление с некоторыми
примерами использования
знаний о свойствах воды на
практике
Наблюдать и проводить
простейшие опыты под
руководством учителя и
самостоятельно,
обобщать, делать
выводы, объяснять
несложные природные
явления
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края
мостоятельно выбирая
основания.
Сопоставлять ин
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе,
проводить аналогии.
Осуществлять анализ
(описание) объектов
природы с выделением
существенных и несуще
ственных признаков
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые
модели (глобус) для
объяснения природных
явлений 10
Водарастворитель.
Практическая ра
бота
Комбинированный
урок
Установление опытным путем
свойства воды растворять
вещества. Ознакомление с
растворимыми и нераствори
мыми в воде веществами
Проводить под руко
водством учителя
элементарные опыты,
используя простейшие
приборы, фиксировать
результаты,
устанавливать связи
между объек
Способность оценивать
трудность
предлагаемого задания
Проводить сравнение и
классификацию объектов
природы по заданным
признакам. Устанавливать
причинноследственные
связи изменений в
природе.
тами и явлениями
природы
11
Свойства льда,
снега и пара
Комбинированный
урок
Ознакомление со свойствами
воды в твердом и
газообразном состояниях.
Представление о переходе
вещества из одного состояния
в другое
Определять состояние
вещества по ха
рактерным признакам,
выявлять опытным путем
свойства воды в
различных состояниях
Устойчивый интерес к
изучению природы.
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их выпол
нение
Обобщать результаты
наблюдений за погодой,
неживой и живой
природой, делать
выводы
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий 12
Родники. Водоемы и
водотоки (река, озеро,
море, пруд,
водохранилище)
Комбинированный
урок
Знакомство с процессом
образования родников.
Представление о различных
типах водоемов. Работа со
схемами и рисунками для
получения нужной
информации. Развитие
творческих способностей
Устанавливать связи
между объектами и
явлениями природы,
объяснять некоторые
взаимосвязи в природе,
между природой и
человеком
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
Осуществлять поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать
и классифицировать
объекты природы, са
мостоятельно выбирая
основания.
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
13
Облака, роса, туман,
иней, изморозь
Комбинированный
урок
Представление о состояниях
воды в природе(облака, роса,
туман, иней, изморозь).
Раскрытие научной стороны
этих явлений. Закрепление
ранее полученных знаний о
переходе воды из од
Называть явления и
объекты природы,
объяснять их проис
хождение, состав и
свойства
Адекватная само
оценка. Чувство от
ветственности за
выполнение своей части
работы при работе в
группе
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе,
проводить аналогии.
Осуществлять анализ
(описание)объектов
природы с
14
Круговорот воды в
природе. Исполь
зование и охрана воды
Комбинированный
урок
ного состояния в другое в
новой учебной ситуации
Знакомство с круговоротом
воды на основе ранее
изученного свойства воды
переходить из одного
состояния в другое.
Представление о воде как
необходимом условии жизни,
понимание изменений,
Объяснять, что такое
круговорот воды, и
объяснять его роль в
природе, определять
причины положительного
и отрицательного
воздействия
хозяйственной
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
выделением суще
ственных и несуще
ственных признаков
Сотрудничать с од
ноклассниками при
выполнении заданий в
паре. Строить
монологические и
диалогические
высказывания.
Обосновывать свою 15
16
17
Проверочная работа
по теме «Вода и ее
свойства»
Урок контроля и
оценки знаний
Повторение и закрепление
пройденного материала по
темам «Три состояния воды»
и «Вода в природе». Контроль
усвоения материала
Применять полученные
знания при выполнении
заданий в форме
тестирования
Адекватная самооценка.
Осознанные устойчивые
эстетические
предпочтения в мире
природы
Распределять обя
занности при работе в
группе. Учитывать
мнение партнера,
аргументировано
критиковать
допущенные ошибки,
Значение воздуха для
жизни. Состав воздуха
Комбинированный
урок
Представление о "том, что
такое воздушная среда и
каково ее значение для жизни
гОбъяснять состав воздуха
и его значение в жизни
человека, проводить
простейшие опыты и
наблюдения, устанавливать
взаимосвязи явлений
природы
Осознанные устойчивые
эстетические
предпочтения в мире
природы
Наблюдать, сравнивать,
делать выводы,
устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе
Свойства воздуха.
Практическая
работа
Комбинированный
урок
Знакомство опытным путем с
некоторыми свойствами
воздуха: прозрачностью,
отсутствием цвета и запаха, а
также свойствами плохо
проводить тепло и при нагре
вании расширяться, а при
охлаждении сжиматься
Проводить простейшие
опыты и наблюдения
самостоятельно и под
руководством учителя,
выявлять свойства
воздуха
Положительное от
ношение и интерес к
изучению природы и
человека
Планировать свою
деятельность и дей
ствовать в соответствии с
планом,наблюдать,
сравнивать, делать
выводы, устанавливать
причинноследственные
связи изменений в
природе 18
Ветер. Охрана
воздуха
Комбинированный
урок
Научное представление о
процессе образования ветра в
природе на основе знакомства
со свойством воздуха
расширяться при нагревании и
сжиматься при охлаждении.
Представления о загрязнении
воздуха, о необходимости
охраны воздуха
Объяснять понятие
«ветер» и связанные с ним
явления природы,
выявлять взаимосвязи
между явлениями
природы и человеком
Осознание своего
продвижения в ов
ладении предметными и
универсальными
учебными действиями
Принимать и сохранять цель
познавательной деятельности,
планировать свою деятельность
и действовать в соответствии с
планом, наблюдать, сравнивать,
делать выводы, устанавливать
причинноследственные связи
изменений в природе
19
Почва. Охрана
почвы
Комбинированный
урок
Представление о почве как о
верхнем плодородном слое
земли, о ее составе и
необходимости охраны от
разрушения и загрязнения
Иметь представление о
почве, ее свойствах и
значении в природе и жиз
ни человека, объяснять
взаимосвязи между
объектами природы и
человеком, характеризо
вать влияние человека на
состояние почв
Способность к само
оценке. Понимание,
объяснение и применение
основных правил
поведения в природе и
обществе, ориентация на
их выполнение
Наблюдать, срав
нивать, делать выводы,
устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе
20
Горные породы
Комбинированный
урок
Представление о харак
терных особенностях горных
пород, их разнообразии и
распространенности в
природе
Иметь представление о
горных породах, их
составе и свойствах
Устойчивый интерес к
изучению природы,
человека, истории
страны. Осознанные
устойчивые эстети
ческие предпочтения в
мире природы
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставпенную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий.
Планировать свою дея
тельность и действовать
в соответствии с
планом,наблюдать,
сравнивать, делать
выводы 2122
Полезные иско
паемые (песок,
глина, гранит,
известняк)
Комбинированный
урок
Установление связи дея
тельности человека с
природой и свойствами ее
объектов. Выделение
эстетического аспекта этого
взаимодействия
2324
Использование, добыча
и охрана полезных
ископаемых.
Проверочная работа
Комбинированный
урок
Ознакомление со способами
добычи полезных ископаемых,
с необходимостью бережного
и экономного использования
полезных ископаемых.
Контроль знаний по теме
«Горные породы. Полезные
ископаемые»
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
Адекватная самооценка.
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Проводить наблюдения и
простейшие опыты для
определения свойств
веществ, отличать
полезные ископаемые от
других горных пород,
различать полезные иско
паемые по внешнему виду,
по составу и способам
применения в хозяйстве
Устанавливать связи и
объяснять некоторые
взаимосвязи в природе,
между природой и
человеком, определять
причины положительного и
отрицательного воздей
ствия хозяйственной
деятельности человека на
природу, приводить
примеры полезных
ископаемых и доказывать
необходимость их
бережного использования
Планировать свою
деятельность и
действовать в соот
ветствии с планом,
наблюдать, сравнивать,
делать выводы,
осуществлять анализ
(описание) объектов
природы с выделением
существенных и несуще
ственных признаков
Принимать и сохранять
цель познавательной
деятельности,
планировать свою
деятельность и
действовать в соот
ветствии с планом,
находить необходимую
информацию в учебнике,
понимать информацию,
представленную в виде
текста, устанавливать
причинноследственные
связи изменений в
природе
О царствах живой природы (16 ч.) 25
Четыре царства
живой природы
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с царствами
живой природы и науками,
которые их изучают, с
отличиями живых существ от
тел неживой природы.
Представление о среде
обитания живых существ,
знакомство с четырьмя
средами обитания
Называть царства живой
природы, приводить
примеры представителей
каждого царства, уста
навливать и объяснять
некоторые взаимосвязи в
природе
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их выпол
нение
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые
модели (глобус) для
объяснения природных
явлений
26
Строение растений.
Практическая работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с органами
растений и их разнообразием,
со значением органов в жизни
растений. Сравнение и выяв
ление существенных
признаков, описание объекта
и фиксации результатов
наблюдений
Называть части растения,
приводить примеры
приспособленности
растений к условиям
жизни, устанавливать и
объяснять некоторые
взаимосвязи в природе,
между природой и
человеком
Соблюдение правил
безопасного поведения.
Осознанные устойчивые
эстетические
предпочтения в мире
природы
Проводить сравнение и
классификацию
объектов природы по
заданным признакам.
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе.
Обобщать результаты
наблюдений за погодой,
неживой и живой
природой, делать
выводы 27
28
Разнообразие
растений
Комбинированный
урок
Знакомство с основными
группами растений: во
дорослями, мхами, папо
ротниками, ХВОЙНЫМИ'И
цветковыми. Выявление
отличительных признаков
групп растений
Определять вид растения
по существенным
признакам, приводить
примеры
приспособленности
растений к условиям
жизни
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края
Дикорастущие и
культурные
растения
Комбинированный
урок
Расширение знаний о
культурных растениях и их
значении в жизни человека.
Ознакомление с предками
некоторых культурных
растений
Способность оценивать
трудность предлагаемого
задания
Различать дикорастущие
и культурные растения,
объяснять
происхождение и
называть некоторых
предков культурных
растений, устанавливать
и объяснять влияние
человека на живую
природу
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять по
шаговый и итоговый
контроль. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
29
Жизнь растений
Комбинированный
урок
Ознакомление с процессом
питания растения при помощи
опытов. Представление о
дыхании растений, о значении
испарения воды листьями
растений
Устанавливать и
объяснять некоторые
взаимосвязи в природе,
объяснять процесс
питания и дыхания
растений, приводить
примеры
приспособленности
растений к условиям
жизни
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их выпол
нение
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения задания и
вносить коррективы.
Принимать и сохранять
цель познавательной
деятельности 30
31
Размножение и
развитие растений
Комбинированный
урок
Представление об опылении
растений, о его значении в
жизни растения. Расширение
представлений о способах
расселения плодов и семян
растений, показ значения
расселения плодов и семян
Объяснять особенности
и способы размножения
растений, значение опы
ления в размножении,
получать информацию из
схемы, рисунка
Понимание необхо
димости здорового
образа жизни, со
блюдение правил
безопасного поведения
Развитие растения из
семени. Охрана
растений
Комбинированный
урок
Расширение знаний о развитии
растения из семени.
Выявление опытным путем
условий, необходимых для
развития растения из семени.
Расширение знаний о значении
растений в природе и жизни
человека, о влиянии человека
на мир растений. Пред
ставление о необходимости
бережного отношения к
растениям. Знакомство с
редкими растениями своей
местности и мерами охраны
растений
Объяснять по схеме
этапы развития растения
из семени, проводить
самостоятельно
элементарные
опыты,используя
простейшие приборы,
фиксировать результаты,
определять причины
положительного и отри
цательного воздействия
хозяйственной
деятельности человека на
природу
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края.
Осознанные устойчивые
эстетические
предпочтения в мире
природы
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые
модели (глобус) для
объяснения природных
явлений
Проводить сравнение и
классификацию объектов
природы по заданным
признакам.
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе.
Обобщать результаты
наблюдений за погодой,
неживой и живой
природой, делать выводы Строение
животных.
Практическая
работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с особен
ностями строения животных,
значением органов животных
в их жизни. Выявление
сходства и различия между
растениями и животными
Описывать внешний вид
животного, сравнивать и
объяснять отличие
животных от растений по
внешним признакам и
особенностям жиз
недеятельности
Осознание своего
продвижения в овладении
предметными и
универсальными
учебными действиями
32
33
Разнообразие
животных
Комбинированный
урок
34
Домашние и дикие
животные
Комбинированный
урок
Расширение знаний об
основных группах животных:
насекомых, рыбах,
земноводных, пресмы
кающихся, птицах и мле
копитающих. Расширение
знаний о разнообразии
животных (черви, ра
кообразные; паукообразные и
др.). Выявление существенных
признаков
Расширение знаний о
домашних животных и их
значении в жизни человека.
Знакомство с предками
основных домашних животных
Способность к само
оценке. Понимание,
объяснение и применение
основных правил
поведения в природе и
обществе, ориентация на
их выполнение
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края. Основы
экологической культуры
Определять видовую
принадлежность жи
вотного по характерным
признакам, приводить
примеры животных
разных видов, различать
виды животных по
отличительным особенно
стям, приводить примеры
приспособленности
животных к условиям
жизни
Различать диких и
домашних животных,
объяснять роль животных
в домашнем и сельском
хозяйстве, называть от
дельных предков
домашних животных,
объяснять влияние
человека на жизнь
животных
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий
Осуществлять поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать
и классифицировать
объекты природы, са
мостоятельно выбирая
основания.
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий 35
36
37
Как животные вос
принимают мир
Комбинированный
урок
Передвижение и
дыхание животных
Комбинированный
урок
Питание животных Комбинированный
урок
Ознакомление с органами
чувств животных, их
значением в жизни животного.
Представления о связи
внешнего вида животного со
степенью (уровнем) развития
органов чувств
Расширение знаний об
особенностях передвижения
животных разных групп,
приспособленности животных
к разным способам
передвижения. Представление
о связи способа передвижения
животного со средой
обитания. Ознакомление с
органами дыхания животных
разных фупп
Ознакомление с особен
ностями питания животных
разных групп. Ознакомление
с приспособленностью
животных к добыванию и
поеданию пищи
Способность оценивать
трудность
предлагаемого задания
Осознание своего
продвижения в ов
ладении предметными и
универсальными
учебными действиями
Различать особенности
строения и
функционирования
органов чувств у жи
вотных разных видов,
объяснять значение
органов чувств для
животного, связь органов
чувств со средой
обитания
Объяснять особенности
физиологических
процессов, называть
органы передвижения и
дыхания у животных
разных видов, наблюдать и
фиксировать результаты
наблюдений за поведением
животных
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе,
проводить аналогии.
Осуществлять анализ
(описание) объектов
природы с выделением
существенных и несуще
ственных признаков
Сотрудничать с од
ноклассниками при
выполнении заданий в
паре. Строить монологи
ческие и диалогические
высказывания.
Обосновывать свою
позицию, аргумен
тировать выбор
действий
Объяснять особенности
физиологических
процессов, называть
органы питания у
животных разных видов,
классифицировать
животных по типу
питания
Способность к само
оценке. Понимание,
объяснение и применение
основных правил
поведения в природе и
обществе, ориентация на
их выполнение
Распределять обя
занности при работе в
группе. Учитывать
мнение партнера,
аргументировано
критиковать
допущенные ошибки,
обосновывать свое
решение 38
Размножение и
развитие животных
Комбинированный
урок
Ознакомление с особен
ностями размножения
животных разных групп.
Формирование пред
ставлений о последова
тельности развития жи
вотных разных групп
Рассказывать об этапах
размножения и
особенностях развития
отдельных видов
животных
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения задания и
вносить коррективы.
Принимать и сохранять
цель познавательной
деятельности
39
Охрана животных.
Проверочная работа
по теме «Растения и
животные»
Комбинированный
урок
Расширение знаний о значении
животных в природе и в жизни
человека. Наблюдение за
влиянием деятельности
человека на животных.
Расширение знаний о редких
животных и мерах по их
охране
Приводить примеры
положительного и
отрицательного воз
действия человека на
животный мир, способов
охраны животных,
объяснять значение
охраны животных для
окружающего мира
Способность оценивать
трудность предлагаемого
задания. Основы эколо
гической культуры
40
Грибы и бактерии
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Представления о грибах и
бактериях как отдельных
царствах природы. Расширение
представлений о видах и
формах грибов. Ознакомление
со значением грибов и бак
терий в хозяйственной
деятельности человека
Знать отличительные
признаки грибов и
бактерий, объяснять их
принадлежность к
отдельным царствам
природы, взаимосвязь
объектов природы и
человека
Устойчивый интерес к
изучению природы,
человека, истории страны
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые
модели (глобус) для
объяснения природных
явлений
Проводить сравнение и
классификацию объектов
природы по заданным
признакам.
Устанавливать причинно
следственные связи
изменений в природе.
Обобщать результаты
наблюдений за погодой,
неживой и живой
природой, делать выводы
Человек (10 ч.) 41
Человек — часть
живой природы
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Способность к само
оценке. Основы эко
логической культуры
Ознакомление с особен
ностями строения тела
человека, с органами человека
и их значением для организма.
Выявление сходства и
различия между человеком и
животными. Выводы о зави
симости здоровья человека от
состояния окружающей среды
Объяснять взаимосвязь
явлений и объектов
природы с человеком.
Понимать, что человек
часть природы. Рас
сказывать о сходстве и
различии организма
человека и животного.
Различать значение тер
минов «анатомия» и
«физиология»
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять по
шаговый и итоговый
контроль. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
42
43
Кожа — первая
«одежда». Прак
тическая работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление со свойствами
кожи, значением
кожи для организма.
Представление о необ
ходимости ухода за кожей
Скелет.
Практическая
работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Общее представление о
скелете человека и его
значении для организма.
Наблюдения и выводы о
значении правильной осанки,
знакомство с правилами ее
формирова
ния
Проводить само
стоятельно про
стейшие опыты и
наблюдения, делать
выводы, рассказывать о
значении кожи в
организме, объяснять
важность гигиены кожи
Наблюдать за осо
бенностями строения
своего тела,
рассказывать о строении
и значении скелета в
организме, осознавать
важ
ность правильной осанки
для здоровья
Способность оценивать
трудность предлагаемого
задания
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность выполнения
задания и вносить
коррективы. Принимать и
сохранять цель по
знавательной дея
тельности
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста,
схемы, таблицы 44
45
Мышцы.
Практическая
работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с работой
мышц. Представление о
необходимости укрепления
мышц, значении физической
культуры и труда для
укрепления мышц
Кровеносная
система.
Практическая
работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление со строением и
работой кровеносной системы.
Представление о необходи
мости укрепления сердца и
сосудов, о составе и значении
крови в организме
46
Дыхание
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с органами
дыхания человека и их
работой. Представление о
важности соблюдения правил
гигиены органов дыхания
Рассказывать о роли
мышечной системы в
организме,
особенностях работы
мышц, понимать и
объяснять важность
укрепления мышечной
системы
Рассказывать об
элементарном уст
ройстве кровеносной
системы человека, ее
роли в жиз
недеятельности ор
ганизма, проводить
самостоятельно
простейшие наблюдения
и опыты, уметь
определять пульс,
понимать и объяснять
необхо
димость и способы
поддержки и укрепления
сердечнососудистой
системы
Объяснять особенности
процесса дыхания
человека, называть органы
дыхательной системы,
проводить опыты и
наблюдения в со
трудничестве с одно
классниками, следовать
правилам гигиены органов
дыхания
Адекватная самооценка.
Чувство ответственности
за выполнение своей час
ти работы при работе в
группе
Способность к само
оценке. Чувство от
ветственности за вы
полнение своей части
работы при работе в
группе
Способность оценивать
трудность предлагаемого
задания
Выделять существенную
информацию из учебных и
научнопопулярных
текстов. Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Осуществлять поиск
информации с ис
пользованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Сравнивать и клас
сифицировать объекты
природы, самостоятельно
выбирая основания.
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в раз
ных видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Сотрудничать с од
ноклассниками при
выполнении заданий в
паре. Строить монологи
ческие и диалогические
высказывания.
Обосновывать свою
позицию, аргумен
тировать выбор
действий 47
48
Питание и
выделение
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Расширение знаний о пище и
значении ее разнообразия.
Ознакомление со строением и
работой пищеварительной
системы. Представление о
строении и значении
зубов,знакомство с правилами
ухода за ними, значением
выделения из организма
вредных и ненужных веществ
Называть органы
пищеварительной
системы, объяснять на
доступном уровне
особенности строения и
функционирования пи
щеварительной системы,
осознавать важность
правил гигиены питания
и следовать им
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
Органы чувств.
Практическая
работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Расширение представлений об
органах чувств, о правилах
гигиены
Называть органы чувств
человека и объяснять их
роль в
жизнедеятельности
организма человека,
знание правил гигиены
органов чувств и желание
их соблюдать
Адекватная самооценка.
Осознание своего
продвижения в
овладении предметными
и универсальными
учебными действиями
Распределять обя
занности при работе в
группе.
Учитывать мнение
партнера, аргумен
тировано критиковать
допущенные ошибки,
обосновывать свое
решение
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий.
Осуществлять пошаговый
и итоговый контроль.
Самостоятельно
планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью
49
Нервная система
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Представления о нервной
системе человека, ее значении
для организма. Ознакомление
с правилами гигиены нервной
системы и необходимостью их
выполнения
Называть основные
органы и объяснять на
доступном уровне
особенности
функционирования
нервной системы, знать
правила гигиены
нервной системы
Положительное от
ношение и интерес к
изучению природы и
человека. Адекватная
самооценка
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий 50
Эмоции
и темперамент.
Проверочная
работа.
Комбинированный
урок
Ознакомление с положи
тельными и отрицательными
эмоциями, их влиянием на
человека. Первоначальное
представление о
темпераменте и его типах
Понимать значение
термина «эмоции» и
важность управления
своим эмоциональным
состоянием
51
Народы нашей
страны
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Человек в обществе (18 ч.)
Знакомство с народами,
населяющими нашу страну.
Расширение представлений о
многонациональном характере
населения России
Составлять небольшое
сообщение о
разнообразии на
ционального состава
России, о проис
хождении славянских
народов
Осознание своего
продвижения в овладении
предметными и
универсальными
учебными действиями.
Чувство ответственности
за выполнение своей
части работы при работе
в группе
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Осуществлять поиск
информации с ис
пользованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Сравнивать и клас
сифицировать объекты
природы, самостоятельно
выбирая основания.
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять по
шаговый и итоговый
контроль. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
52
Традиции народов
нашей страны
Комбинированный
урок
Ознакомление с традициями
и обычаями народов нашей
страны
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края
Находить информацию и
составлять небольшое
сообщение о
разнообразии
национального состава
России, рассказывать о
традициях своего
народа, семьи
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность выполнения
задания и вносить
коррективы. Принимать
и сохранять цель по
знавательной дея
тельности 53
Путешествие по
ленте времени
Комбинированный
урок
54
Города и села
Комбинированный
урок
Представление о науке
истории, которая изучает
прошлое человеческого
общества. Ознакомление с
понятием «историческое
время»
Ориентироваться в
исторических событиях,
их последовательности,
временных отрезках
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы
Ознакомление с понятиями
«село»,«город».
Представление об исто
рически сложившихся
занятиях крестьян и горожан
Различать по основным
признакам городские и
сельские поселения,
рассказывать об
истории происхож
дения и устройстве
городов
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края. Осознание
своего продвижения в
овладении предметными
и универсальными
учебными действиями
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий
55
Названия городов
Комбинированный
урок
Представление о
появлении названий у
городов
Объяснять названия
некоторых городов,
проводить аналогии в
образовании названий
поселений, рассказывать
об истории проис
хождения названия
родного города
Осознание себя как
гражданина России,
чувство гордости за
свою Родину. Адек
ватная самооценка
Осуществлять поиск
информации с ис
пользованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Сравнивать и клас
сифицировать объекты
природы, са
мостоятельно выбирая
основания.
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в раз
ных видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий 56
57
Кремль — центр
города
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с устройством
древнерусского города.
Представление о кремле как
центральной части города
Составлять краткий
рассказ об устройстве
крупных старинных
российских городов
Улицы города
Комбинированный
урок
Продолжение знакомства с
устройством города.
Знакомство с появлением
названий улиц, переулков,
проспектов. Представление о
старинных домах, которые
встречаются на улицах
городов
Кратко характеризовать
типы названий городских
улиц, объяснять
происхождение названий
улиц родного города
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края. Осознание
своего продвижения в
овладении предметными
и универсальными
учебными действиями
58
Герб — символ
города
Комбинированный
урок
Знакомство с одним из
символов города — гербом
Различать символику
города, объяснять
происхождение и
значение герба города
Устойчивый интерес к
изучению природы,
человека, истории
страны. Чувство от
ветственности за вы
полнение своей части
работы при работе в
группе
Распределять обя
занности при работе в
группе.
Учитывать мнение
партнера, аргумен
тировано критиковать
допущенные ошибки,
обосновывать свое
решение
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять по
шаговый и итоговый
контроль. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Сопоставлять ин
формацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий.
Самостоятельно плани
ровать свои действия в
соответствии с
поставленной целью.
Осуществлять
пошаговый и итоговый
контроль 59
60
61
62
Памятные места
городов
Комбинированный
урок
Продолжение знакомства с
символами города. Пред
ставление о том, что символом
города может быть не только
герб (исторический памятник,
музей, университет, завод)
Описывать досто
примечательности
столицы, родного
края, города; пока
зывать их на карте
Осознание себя как
гражданина России,
ощущение чувства
гордости за свою родину.
Адекватная самооценка
Экскурсия «Улицы и
памятные места
родного города»
Урок комплекс
ного применения
знаний и умений
Знакомство с основными
достопримечательностями
своего города: памятниками
истории и культуры
Современный
город
Комбинированный
урок
Знакомство с обликом
современного города
Наблюдать и фик
сировать полученные
данные, описывать
улицы и досто
примечательности
родного города
Осознанное положи
тельное отношение к
культурным ценностям
Наблюдать, сравнивать и
характеризовать
особенности современного
города
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Москва — столица
России. Проверочная
работа
Комбинированный
урок
Знакомство со столицей
нашей страны, ее досто
примечательностями
Иметь представление об
истории и
достопримечатель
ностях Москвы
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края. Осознание
своего продвижения в
овладении предметными
и универсальными
учебными действиями
Самостоятельно
адекватно оценивать
правильность выполнения
задания и вносить
коррективы. Принимать
и сохранять цель по
знавательной дея
тельности
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий
Осуществлять поиск
информации с ис
пользованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Сравнивать и клас
сифицировать объекты
природы, са
мостоятельно выбирая
основания. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в раз 63
64
Что такое
государство
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Знакомство с понятием
«государство». Ознакомление
с современным
государственным устройством
России
Кратко описывать
государственное
устройство Российской
Федерации
Конституция
основной закон
нашей страны
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с основным
законом государства
Конституцией
Понимать, что Кон
ституция является
основным законом
Российской Федерации,
называть основные
положения
Конституции
Устойчивый интерес к
изучению природы,
человека, истории
страны. Чувство от
ветственности за вы
полнение своей части
работы при работе в
группе
Осознание себя как
гражданина России,
ощущение чувства
гордости за свою родину.
Адекватная самооценка
ных видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Находить необходимую
информацию в учебнике,
справочной литературе.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, схемы, таблицы
Выделять существенную
информацию из учебных
и научнопопулярных
текстов. Сопоставлять
информацию,
представленную в
разных видах, обобщать
и использовать при
выполнении заданий 65
Права ребенка
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с правами детей Кратко характеризовать
основные права и
обязанности гражданина,
различать права и обя
занности гражданина,
ребенка
Осознанное положи
тельное отношение к
культурным ценностям.
Чувство ответственности
за выполнение своей час
ти работы при работе в
группе
66
Символы государства.
Государственный герб
России. Государствен
ный флаг России
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Ознакомление с главными
символами страны
Различать государ
ственную символику
Российской Федерации;
показывать на карте
границы Российской
Федерации
Понимание, объяснение и
применение основных
правил поведения в
природе и обществе,
ориентация на их
выполнение
Осуществлять поиск
информации с ис
пользованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Сравнивать и клас
сифицировать объекты
природы, са
мостоятельно выбирая
основания. Сопоставлять
информацию, пред
ставленную в разных
видах, обобщать и
использовать при
выполнении заданий
Сотрудничать с од
ноклассниками при
выполнении заданий в
паре. Строить
монологические и
диалогические вы
сказывания. Обос
новывать свою позицию,
аргументировать выбор
действий 67
68
Государственный
гимн России.
Итоговая прове
рочная работа
Урок ознаком
ления с новым
материалом
Продолжение знакомства с
главными символами страны
Различать государ
ственную символику
Российской Федерации;
показывать на карте
границы Российской
Федерации
Чувство прекрасного на
основе знакомства с
природой и культурой
родного края. Осознание
своего продвижения в
овладении предметными
и универсальными
учебными действиями
Распределять обя
занности при работе в
группе. Учитывать
мнение партнера,
аргументировано
критиковать допущенные
ошибки, обосновывать
свое решение
Государственные
награды
Комбинированный
урок
Ознакомление с наградной
системой страны
Составлять краткий
рассказ об основных
государственных
наградах России, их
истории и награжденных
Устойчивый интерес к
изучению природы,
человека, истории страны
Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью.
Осуществлять
пошаговый и итоговый
контроль.
Самостоятельно
планировать свои
действия в соответствии
с поставленной целью
Литература
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М. «Просвещение», 2010г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 14 классы. УМК «Планета знаний»,
«Астрель», 2012г. 3. Андреева Е.А. «Мастеркласс учителя начальной школы» М, «Планета», 2012г.
4. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. . Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1,2. М.: АСТ, Астрель, 2013
5. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М.: АСТ, Астрель, 2013.
6. Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. «Проектируем урок, формирующий УУД», Волгоград, «Учитель», 2013г.
7. 2013г.Т.Н.Ситникова «Интегрированные уроки 3 класс», М. «Вако», 2008г.
8. Тропкина Л.А. «Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС», Волгоград, «Учитель»,
2013г.
9. Диски «Я живу в России», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний" ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.