Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Школа России)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса является адаптивной и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (раздел III, п.19.5).Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Иконка файла материала 3 - в класс Окружающий мир Пилипенко И.И. 2016-2017 учебный год.doc
Миллеровский район Ст. Мальчевская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Мальчевская средняя общеобразовательная школа  Согласовано Протокол №1 от __30_августа 2015г. Руководитель ШМО:             Е.Н. Бердникова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1     от  30    августа 2015 г. Председатель:____А.А.Зелинский  УТВЕРЖДЕНО Директор  МБОУ Мальчевская СОШ приказ № 162 от 30    августа 2015г. ___________/А.А.Зелинский/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3­в класс Количество часов: 2 часа в неделю Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна Программа разработана на 2016 ­ 2017 учебный год. Программа разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия учебников  «Школа России». Окружающий мир. 1­4 классы: – 2 ­е издание. – М.: Просвещение, 2014I. Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Данная рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  для 3 класса является адаптивной   и  разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   второго   поколения   (раздел  III, п.19.5). Предмет окружающий мир входит в образовательную область «Естествознание». Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего   образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обя­ зательный   минимум   содержания   основных   образовательных   программ,   отнесены   к   элементам дополнительного (необязательного) содержания. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:  Федеральный   закон   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   N   273­ФЗ   "Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный       начального   общего образования  (приложение к приказу Минобразования России от «06» октября 2009 г. № 373.) (раздел III, п.19.5);   государственный   образовательный   стандарт    «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   —  СанПиН   2.4.2.2821­10. Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189); «Окружающий   мир.   Рабочие   программы.   1­4   классы»   А.   А.   Плешаков   (Москва, «Просвещение», 2014). Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.     Изучение  курса  «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   направлено   на   достижение   следующих целей:  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нем   человека   на   основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;  духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.   Основными задачами реализации содержания курса являются:   формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;  осознание   ребенком   ценности,   целостности   и   многообразия   окружающего   мира,   своего места в нем;  формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. II. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений   как   компонентов   единого   мира.   В   рамках   данного   предмета   благодаря   интеграции естественнонаучных   и   социально­гуманитарных   знаний   могут   быть   успешно,   в   полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   иобщекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.  Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного   восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно   и  духовно  зрелых,     активных,  компетентных  граждан,   способных  оценивать   свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.   Значение курса  состоит  так же в том, что в ходе его изучения  школьники  овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо ­   и культуросообразного поведения в окружающей   природной   и   социальной   среде.   Поэтому   данный   курс   играет   наряду  с   другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентаций   младшего   школьника   в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.  Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру. идей:    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:   распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя;   моделирование   экологических   связей   с   помощью   графических   и   динамических   схем (моделей);   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ   собственного   отношения   к   миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.  Культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм.  Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.  Человечество   как   многообразие   народов,   культур,   религий.     Международное сотрудничество как основа мира на Земле.  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Семья как основа духовно­нравственного развития  и воспитания личности, залог преемственности   культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к поколению и жизнеспособности российского общества.  Труд   и   творчество   как   отличительные   черты   духовно   и   нравственно   развитой личности. Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое, психическое, духовно ­ и социально­нравственное.  Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Межпредметные связи Данный учебный курс интегрирует в себе как рационально­логические, так и эмоционально­ оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами: ­ История (Связь   происходит   практически   на   каждом   уроке.   При   знакомстве   с   новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Взаимодействие человека и природы; государственная символика России ­География (Рассмотрение   и   анализ   горных   пород;   При   изучении   природных   и общественных закономерностей, ознакомление с картой России; сезонные явления). ­Биология (на   конкретных   примерах   анализируют   зависимость   человека   от   чистоты окружающей   среды.   Знакомство   с   экологическими   проблемами,   связанными   с   загрязнением воздуха и воды; внутреннее и внешнее строение человека ­Химия (рассказ учителя о кислотных дождях, озоновых дырах позволяет понять и оценить последствия их для людей и среды их обитания.) ­Математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами); ­Экономика (Экономика   ее   составные   части:   сельское   хозяйство,   промышленность, строительство, транспорт, торговля. Экономика родного края. Деньги. ­ Литература (Даёт более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными истерическими периодами.) III. Место учебного предмета в учебном плане. Базисный учебный план на окружающий мир в начальной школе отводит  2 ч в неделю. Курс рассчитан   на 270 ч: 66 ч ­ в 1 классе   (33 учебные недели), по 70 ч ­ во 2, 3 и 4 классах (35 учебных недель в каждом классе). Последовательность изучения тем следующая: I. II. III. Человек и природа. Человек и общество. Правила безопасной жизни. IV. Содержание учебного предмета. 3 класс (70 часов)          Как устроен мир (6 часов) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,   память,   мышление,   воображение   –   ступеньки   познания   человеком   окружающего мира.   Общество.   Семья,   народ,   государство   –   части   общества.   Человек   –   часть   общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Проект: «Богатства, отданные людям» Эта удивительная природа (18 часов) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух,   его   состав   и   свойства.   Значение   воздуха   для   живых   организмов.   Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение   твердых   пород   в   природе.   Почва,   ее   состав.   Живые   существа   почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения,   их   разнообразие.   Группы   растений   (водоросли,   мхи,   папоротники,   хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений   в   природе   и   жизни   человека.   Влияние   человека   на   растительный   мир.   Растения   из Красной книги России. Охрана растений. Животные,   их   разнообразие.   Группы   животных   (насекомые,   рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные,   насекомоядные,   хищные,   всеядные   животные.   Цепи   питания.   Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и  жизни  человека.   Влияние   человека   на животный   мир.  Животные  из  Красной  книги  России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы­производители, организмы­ потребители, организмы­разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных. Практические   работы: Тела,   вещества,   частицы.   Состав   и   свойства   воздуха.   Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 часов) Организм   человека.   Органы   и   системы   органов.   Нервная   система,   ее   роль   в   организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена.  Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно­двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные   вещества:   белки,   жиры,   углеводы,   витамины.   Пищеварительная   система,   ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание   воздухом,   водой,   солнцем.   Инфекционные   болезни   и   способы   их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7 часов) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила   и   безопасность   дорожного   движения   (в   частности,   касающейся   пешеходов   и пассажиров   транспортных   средств).   Правила   безопасного   поведения   пешехода   на   улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их   роль   в   обеспечении   безопасного   движения.   Основные   группы   дорожных   знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно­указательные, знаки сервиса. Опасные   места   в   квартире,   доме   и   его   окрестностях:   балкон,   подоконник,   лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.Ядовитые   растения   и   грибы.   Как   избежать   отравления   растениями   и   грибами.   Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 часов) Потребности   людей.   Какие   потребности   удовлетворяет   экономика.   Что   такое   товары   и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные   ископаемые,   их   разнообразие,   роль   в   экономике.   Способы   добычи   полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли:  электроэнергетика, металлургия,  машиностроение, легкая  промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный  бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические  последствия  хозяйственной деятельности   людей.   Загрязнение   моря   нефтью   как   пример   экологической   катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические   работы: Полезные   ископаемые.   Знакомство   с   культурными   растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (15 часов) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы,   культуры,   экономики,   основные   достопримечательности,   знаменитые   люди   разных стран. Знаменитые   места   мира:   знакомство   с   выдающимися   памятниками   истории   и   культуры разных стран (например, Тадж­Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное   отношение   к   культурному   наследию   человечества   –   долг   всего   общества   и каждого человека. Проект «Музей путешествий». Планируемые результаты освоения учебной программы 3 класса: Личностные результаты:  овладение   основами   гражданской   идентичности   личности   в   форме   осознания   «Я»   как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;  проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко­ культурным наследием городов Золотого кольца России;  формирование   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентаций   на   основе знакомства с историко­культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;  формирование   начальных   навыков   адаптации   в   мире   через   освоение   основ   безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;  внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;  осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению  к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;  эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   природы   в   ее   многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;  этические  чувства и нормы на основе представлений  о внутреннем мире человека,  его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;  способность   к   сотрудничеству   с   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил   экологической   безопасности   в   семье),   доброжелательное   отношение   к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;  установка   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни   на   основе   знаний   о   системах   органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится:  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения  работы на различных этапах урока);  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для  раскрытия темы, приводить примеры);  планировать свои действия в течение урока;  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на  уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться  к своим успехам/неуспехам;  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и  критерии, заданные учителем;  соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;  контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные УУД Обучающийся научится:  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих  тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;  выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно­ познавательной); использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы  для решения учебных задач;  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную  информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;  анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с  выделением отличительных признаков;  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;  сравнивать объекты по различным признакам;  осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в  природе, схемы круговорота веществ и  пр.;  устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами;  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в  соответствии с возрастными нормами;  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных  знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;  моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в  природе, круговорот веществ).   Коммуникативные УУД Обучающийся научится:  включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и  вопросов;  формулировать ответы на вопросы;  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,  вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;  проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в  общении;  признавать свои ошибки, озвучивать их;  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не  хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении  заданий;  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом  возрастных особенностей, норм);   готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;  составлять рассказ на заданную тему;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. Предметные результаты Обучающийся научится:  находить   на   карте   города   Золотого   кольца   России, достопримечательностей этих городов;   приводить   примеры  осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;  находить на карте страны — соседи России и их столицы;  определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;  осознавать   и   раскрывать   ценность   природы   для   людей,   необходимость   ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;  различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;  проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;  исследовать   с   помощью   опытов   свойства   воздуха,   воды,   состав   почвы,   моделировать круговорот воды в природе;  классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;  соблюдать правила безопасного поведения в природе;  понимать,   что   такое   экологическая   безопасность,   соблюдать   правила   экологической безопасности в повседневной жизни;  находить   на   карте   города   Золотого   кольца   России, достопримечательностей этих городов;   приводить   примеры  осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;  находить на карте страны — соседи России и их столицы;  определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;  осознавать   и   раскрывать   ценность   природы   для   людей,   необходимость   ответственного отношения к природе;  различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;  различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;  проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;  исследовать   с   помощью   опытов   свойства   воздуха,   воды,   состав   почвы,   моделировать круговорот воды в природе;  классифицировать объекты живой природы  пользоваться атласом­определителем для распознавания природных объектов;  обнаруживать   взаимосвязи   в   природе,   между   природой   и   человеком,   изображать   их   с помощью   схем,   моделей   и   использовать   для   объяснения   необходимости   бережного отношения к природе;  приводить примеры растений и животных из Красной книги России;  использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;  устанавливать   связь   между   строением   и   работой   различных   органов   и   систем   органов человека;  в нашей жизни; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;  оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  вырабатывать правильную осанку;  выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;  понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;  правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;  соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;  понимать,   какие   места   вокруг   нас   могут   быть   особенно   опасны,   предвидеть   скрытую опасность и избегать её;  соблюдать правила безопасного поведения в природе;  понимать,   что   такое   экологическая   безопасность,   соблюдать   правила   экологической безопасности в повседневной жизни;  раскрывать роль экономики осознавать   значение   природных   богатств   в   хозяйственной   деятельности   человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;  различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;  понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;  объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;  понимать, как ведётся хозяйство семьи;  обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;  рассказывать   по   карте   о   различных   странах,   дополнять   эти   сведения   информацией   из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);  приводить   примеры   достопримечательностей   разных   стран,   ценить   уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;  использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. Экскурсии: Природа, ее разнообразие. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.Основное содержание по темам V. Тематическое планирование.   видов Характеристика деятельности   ученика   (на   уровне   учебных действий) основных   Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. Природа. экология. Природа в опасности!   Человек.   Общество.   Что   такое 1. Как устроен мир. Оперировать     понятиями:   неживая   природа, живая   природа   организм,   биология,   царства, бактерии, микроскоп. Различать   чем человек отличается от других объектов   живой   природы.   Выделять     ступени познания:   восприятие,   память,   мышление, воображение. Различать     понятия   государство,   территория. Определять  герб, флаг России. Отличать   экологию от других похожих наук. Определять  экологические связи. Применять     правила   поведения   в   природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые   виды   растений   и   животных, занесённых в Красную книгу. Уметь   самостоятельно   работать   с   тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. 2. Эта удивительная природа.         по фотографиям Познавательные: определять место человека в мире; характеризовать   семью,   народ,   государство   как части общества; описывать достопримечательности разных стран. Регулятивные:  принимать   и   сохранять   целевые установки   урока;   овладевать   логическими действиями   сравнения   (сопоставлять   формы правления   в   государствах   мира),   анализа (анализировать   таблицу   с   целью   извлечения необходимой построения рассуждений   (рассуждать   о   многообразии   и единстве стран и народов в современном мире); Коммуникативные:  взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять   самопроверку   и   оценивать   свои достижения на уроке. Личностные: человека в обществе;  проявлять   интерес   и   уважение   к   жизни   разных народов,   стран,   к   государственному   устройству своей страны.  осознавать   ценность   каждого информации),Тела,   вещества,   частицы.   Разнообразие   веществ. Воздух   и   его   охрана.   Вода.   Превращения   и круговороты   воды.   Берегите   воду!   Как разрушаются   камни.   Что   такое   почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение   и   развитие   животных.   Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.  Определять  понятия: тело, вещество, частица. Распознавать   вещества:   соль,   сахар,   крахмал, кислота.       Правильно     пользоваться   этими веществами. Определять  состав и свойства воздуха. Определять   основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ.     Очищать воду с помощью фильтра. Увязывать   круговорот воды с её свойствами. Применять  понятия: испарение, круговорот воды. Распознавать   причины   загрязнения   водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.  Определять  причины разрушения твёрдых тел. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.     наличие   разных компонентов.   представление учащихся   о   почве   как   верхнем   плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и   ее   состав,   познакомить   с   процессом образования   почвы,   обратить   внимание   на нестабильность слоя   и разрушительную   деятельность   человека   в почве.   Отличать   растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.  Устанавливать  взаимосвязь солнца, растений и человека.     схему   дыхания   и питания растений. Распознавать   семени, способы размножения растений.   Объяснять,   почему   многие   растения   становятся   редкими.   Применять     основные экологические  правила,   которые  для   каждого человека   должны   стать   нормой   поведения   в природе.   этапы   развития   растения   из   почвенного     Определять     Углубить   Составлять   атласом­определителем   для  различать   тела,   вещества, Познавательные: частицы, описывать изученные вещества; проводить   наблюдения   и   ставить   опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды,   состав   почвы,   моделировать   круговорот воды в природе; классифицировать   объекты   живой   природы, относя   их   к   определённым   царствам   и   другим изученным группам; пользоваться   распознавания природных объектов; обнаруживать   взаимосвязи   в   природе,   между природой и человеком, изображать их с помощью схем,   моделей   и   использовать   для   объяснения необходимости бережного отношения к природе; приводить   примеры   растений   и   животных   из Красной книги России; использовать   тексты   и   иллюстрации   учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе. Регулятивные: принимать и сохранять целевые  установки урока; доказывать   то   или   иное   положение   с   помощью учебника или самостоятельно анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;  сравнивать   объекты   природы   по   известным признакам;  использовать   знаково­символические   средства (условные   рисунки,   схемы)   при   выполнении заданий рабочей тетради; взаимодействовать   в   паре   при   выполнении учебных заданий; выделять из темы урока известные и неизвестныеРаспознавать   классификацию  животных и их групповые признаки.     Относить   животное к определённой группе. Применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания.   Устанавливать     взаимосвязи   между растениями   и   животными   дубового   леса. Узнавать  обитателей дубовых лесов. Знать способы размножения животных.   Определять  причины исчезновения животных. Применять   экологические   правила,   которые должны выполнять люди. Распознавать  съедобные и несъедобные грибы. Определять     строение   шляпочного   гриба. Выполнять  правила сбора грибов. Распознавать     основные   звенья   круговорота жизни.       Устанавливать     взаимосвязь   между ними 3. Мы и наше здоровье. Иметь   представление:   внутреннее   строение организма человека.     Показывать внутренние органы на модели человека. Иметь   представление:   органы   чувств   и   их значение для человека. Беречь  органы чувств. Оказывать     первую   помощь   при   небольших повреждениях. Показывать   основные   кости   скелета. Применять   правила   посадки   за   столом   и выполнять их. Соблюдать   правила  питания.   Устанавливать взаимосвязь и   продуктов пищеварительной системы. Заботиться о своём здоровье. Закаливать  свой организм. Применять   главные правила здорового образа   питания   Организм   человека.   Органы   чувств.   Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание.   Дыхание   и   кровообращение.   Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.   конце   знания и умения; планировать   своё   высказывание   (выстраивать последовательность   предложений   для   раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока. Коммуникативные: взаимодействовать в паре  при выполнении учебных заданий; фиксировать урока удовлетворённость/неудовлетворённость   своей работой   на   уроке   (с   помощью   средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам. Личностные: значимость природы в своей жизни; целостный   взгляд   на   мир   в   единстве   природы через   рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире.   разностороннюю последовательное  осознавать в     Познавательные:  знать, чем человек отличается от других живых существ; различать   внешность   человека   и   его   внутренний мир; наблюдать   и   описывать   проявления   внутреннего мира человека;  перечислять   ступеньки   познания   человеком окружающего   (восприятие,   память,   мышление, воображение).  Регулятивные:  принимать   и   сохранять   целевые установки урока; извлекать   из   иллюстраций   и   текста   учебника необходимую информацию;  моделировать   ступеньки   познания,   размещая   на доске соответствующие таблички; анализировать   проявления   внутреннего   миражизни, выполнять их. 4. Наша безопасность. знаки,    Выполнять   правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.  Выполнять  правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Узнавать   основные   дорожные   ориентироваться на дороге. Узнавать   опасные   места   для   человека. Предвидеть     опасность,   избегать   её,   при необходимости   действовать   решительно   и чётко.   общении с природой.     Выполнять     правила   личной   экологической безопасности.   правила   безопасности   при   Соблюдать   человека   (в   его   поступках,   внешности, взаимоотношениях   с   людьми,   отношении   к природе).  Коммуникативные:  взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять   самопроверку   и   оценивать   свои достижения на уроке. Личностные: личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению   к   своему   здоровью   и   здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе   знаний   о   системах   органов   человека, гигиене   систем   органов,   правилах   поведения   в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей   местности,   в   природе),   правил экологической   безопасности   в   повседневной жизни.  осознание    правильно   вести   себя   при Познавательные: пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать   правила   безопасности   на   улицах   и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать,   какие   места   вокруг   нас   могут   быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать   правила   безопасного   поведения   в природе; понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. Регулятивные:  понимать   учебную   задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.в       конце сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать   своё   высказывание   (выстраивать последовательность   предложений   для   раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; урока фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость   своей работой   на   уроке   (с   помощью   средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; понимать   содержание   текста,   интерпретировать смысл,   фиксировать   полученную   информацию   в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц. Коммуникативные:  включаться   в   диалог   и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать  мотивированное,  аргументированное суждение по теме урока. Личностные: установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека,   гигиене   систем   органов,   правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил   экологической   безопасности   в повседневной жизни.Для чего нужна экономика. Природные богатства и   труд   людей   –   основа   экономики.   Полезные ископаемые.   Растениеводство.   Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный   бюджет.   Семейный   бюджет. Экономика и экология. 5. Чему учит экономика.   Различать     основные   составляющие   понятие   экономика,   главную   культурные   растения   от     культурные Определять   задачу экономики. Применять   экономики.  Распознавать   основные   полезные   ископаемые, их значение в жизни человека.     Отличать   дикорастущих.   растения. Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.   Различать   промышленности.  Определять     роль   денег   в   экономике. Распознавать современные российские монеты. Оперировать     терминами:   бюджет,   доходы, налоги, расходы. Основы  семейного бюджета. Составлять   прогнозы.   продукцию   каждой   отрасли   простейшие   экологические   деятельности Познавательные:  раскрывать  роль   экономики  в нашей жизни; осознавать   значение   природных   богатств   в хозяйственной человека, необходимость   бережного   отношения   к природным богатствам; различать   отрасли   экономики,   обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать   роль   денег   в   экономике,   различать денежные единицы некоторых стран; объяснять,   что   такое   государственный   бюджет, осознавать   необходимость   уплаты   налогов гражданами страны; понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать   связи   между   экономикой   и экологией,   строить   простейшие   экологические прогнозы. Регулятивные:  сохранять учебную задачу урока (самостоятельно   воспроизводить   её   в   ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать   своё   высказывание   (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; фиксировать урока удовлетворённость/неудовлетворённость   своей работой   на   уроке   (с   помощью   средств, разработанных   совместно   с   учителем); объективно своим успехам/неуспехам; оценивать   правильность   выполнения   заданий, используя   «Странички   для   самопроверки»   и относиться конце к вв   сотрудничестве   с критерии, заданные учителем; соотносить   выполнение   работы   с   алгоритмом   и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. Коммуникативные: учителем ставить новые учебные задачи. готовить   сообщения,   фоторассказы,   проекты   с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников. Личностные: способность   к   сотрудничеству   с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях   (при   ведении   домашнего   хозяйства, пользовании   личными   деньгами,   соблюдении правил   экологической   безопасности   в   семье), доброжелательное   отношение   к   окружающим, бесконфликтное стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; мотивация   к   творческому   труду,   работе   на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. поведение,     Познавательные:  рассказывать   по   карте   о различных   странах,   дополнять   эти   сведения информацией   из   других   источников   (таблица, текст и иллюстрации учебника); приводить   примеры   достопримечательностей разных уважительные, добрососедские   отношения   между   странами   и народами; ценить стран,       Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. 6. Путешествия по городам и странам. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Знать   некоторые   города   Золотого   кольца России   и   их   главные   достопримечательности, уметь показывать их на карте. Собирать   экспонаты   для   музея   (фотографии, открытки,  значки и  др.), составлять  этикетки(кем, когда и где собран материал), оформлять экспозицию музея. Показывать   на   карте   России   её   границы   и пограничные   государства,   их   столицы,   в   том числе   страны,   граничащие   только   с Калининградской   областью   или   имеющие   с Россией только морские границы. Соотносить государства  и их флаги,  узнавать по   фотографиям   достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей, описывать   достопримечательности   стран Бенилюкса   по   фотографиям,   выполнять задания электронного приложения к учебнику Узнавать   и   описывать   достопримечательности по   фотографиям, задания   выполнять   электронного приложения к учебнику. Описывать   достопримечательности   Франции, Греции, Великобритании по фотографиям,  выполнять задания электронного приложения к учебнику,  соотносить памятники архитектуры и   искусства   с   той   страной,   в   которой   они находятся.   в       конце относиться использовать   различные   справочные   издания, детскую   литературу   для   поиска   информации   о человеке и обществе. Регулятивные:  сохранять учебную задачу урока (самостоятельно   воспроизводить   её   в   ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать   своё   высказывание   (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; урока фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость   своей работой   на   уроке   (с   помощью   средств, разработанных   совместно   с   учителем); объективно своим успехам/неуспехам; оценивать   правильность   выполнения   заданий, используя   «Странички   для   самопроверки»   и критерии, заданные учителем; соотносить   выполнение   работы   с   алгоритмом   и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; в   сотрудничестве   с   учителем   ставить   новые учебные задачи. Коммуникативные: фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников. Личностные: овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» готовить   сообщения,   кгуманистических как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том   числе   через   знакомство   с   историко­ культурным наследием городов Золотого кольца России; формирование и демократических   ценностных   ориентаций   на основе   знакомства   с   историко­   культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; целостный  взгляд  на мир  в  единстве  природы, народов   и   культур   через   последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в   том   числе   в   природе,   между   природой   и человеком,   между   разными   странами   и народами; уважительное   отношение   к   иному   мнению, истории  и  культуре   других   народов   на  основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле,   выявления   общего   и   различного   в политическом устройстве государств. № п/п Тема урока (тип урока) Основные виды учебной деятельности учащихся VI. Календарно­тематическое планирование Планируемые результаты предметные личностные метапредметные Форма контроля Дата проведения план. факт . 1. Природа. (Вводный урок)   Знакомиться с учебником   и   учебными пособиями,   с   целями   и раздела. задачами Понимать учебную и задачу   стремиться её     урока     «Как устроен мир» (6 часов) Раскрывать ценность   природы для людей. Классификация объектов природы, ценность   природы   для людей.   1.09. 16   с Познавательные: знакомиться учебником, извлекать   из   него информацию. Регулятивные: принимать   учебнуювыполнить.   Доказывать, пользуясь   иллюстрацией учебника,   что   природа удивительно разнообразна; раскрывать   ценность природы   для   людей. Предлагать   задание   к рисунку   учебника   и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. учебную   Понимать и урока задачу   стремиться её   выполнить. Наблюдать и описывать   проявления внутреннего мира   обсуждать, человека; как возникают богатства внутреннего мира человека.       2. Человек.  (Урок ­ игра) 3. Проект   «Богатства, отданные людям». (Урок проект) Учиться   распределять обязанности   по   проекту   собирать в   группах; материал;   подбирать иллюстративный материал,   изготавливать недостающие Отличие   человека   от других   живых   существ. Внутренний мир человека.   Ориентироваться на   положительные и поступки отношения с людьми.       к Подготовка выполнению   проекта, знакомство с материалами   учебника, обсуждение   способов   и сроков работы.   Формировать бережное отношение природным богатствам.   к задачу   и   стремиться её выполнять. Коммуникативные: работать   в   паре, предлагать задания к рисункам. 6.09. 16 8.09. 16 Проект №1«Богатст ва, отданные людям».     оценивать Познавательные: находить  сходство и отличие   человека   от живых существ, моделировать развитие человека. Регулятивные: формулировать выводы, свои достижения. Коммуникативные: обсуждать и описывать проявления внутреннего   мира человека. Познавательные: подбирать   материал из разных источников. Регулятивные: определять   проекта, цель   оценивать4. Общество.  (Урок   изучения нового материала) 5. Что такое экология. (Комбинированный урок) Человек   как   член общества, семья – часть общества, страна, символы   государства. Мы – граждане России.   Определять   место человека в мире. Экология   –   наука   о связях   между   живыми существами и окружающей   средой,   её роль в жизни человека и общества.   Формировать экологическое мировоззрение. 13.09 .16 15.09 .16   по результаты работы. Коммуникативные: распределять обязанности проекту в группах. Познавательные: находить материал о различных странах и народах. Регулятивные: осуществлять самопроверку. Коммуникативные: Рассказывать о своей семье, народе, государстве, работать в группе.     Познавательные: анализировать  схемы в учебнике, прослеживать экологические связи. Регулятивные: Принимать   учебную задачу   и   стремиться её выполнять. Коммуникативные: о рассказывать взаимосвязях в природе,   приводить примеры.             иллюстрации,   стенд; оформлять   проект; презентовать оценивать   результаты работы. место Определять человека   в   мире; характеризовать   семью, народ,   государство   как части общества;   формы сопоставлять в правления государствах мира. Формулировать   выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Анализировать   текст учебника   с   целью обнаружения взаимосвязей   в   природе, между   природой   и человеком, прослеживать по   схеме   обнаруженные взаимосвязи, рассказывать   о   них, опираясь   на   схему. Формулировать   выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения   на   уроке. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния   человека   на6.   в Природа опасности! Проверочная работа по   разделу   «Как устроен мир». (Комбинированный урок)   природу» Устанавливать причинно­следственные связи между поведением людей, их деятельностью состоянием и окружающей среды; различать положительное и отрицательное   влияние человека   на   природу; сравнивать   заповедники и национальные парки.       Устанавливать причинно­следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; приводить отрицательного положительного воздействия человека на природу; объяснять,   что   такое ответственное отношение к природе. примеры и     Формировать ответственность   за все   живое     в природе. 20.09 .16 Проверочная работа   №   1 по   разделу «Как устроен мир»     овладевать Познавательные: ­   сравнивать   (по фотографиям в учебнике)   примеры отрицательного   и положительного воздействия человека на природу Регулятивные: ­  принимать   и сохранять   целевые установки урока; ­ навыками смыслового   чтения текста в   соответствии с поставленными задачами. ­использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска в информации соответствии с учебным заданием. Коммуникативные: ­   взаимодействовать в при выполнении   учебных заданий; ­ выводы изученного материала;   формулировать из паре«Эта удивительная природа» (18 часов) Проявлять интерес к познанию природы.     понятия Раскрывать «тела», «вещества»,   «частицы».   Пприводить примеры естественных и искусственных тел,   жидких   и твердых, газообразных веществ.   22.09 .16   осуществлять   и свои на ­ самопроверку оценивать   достижения уроке.     Познавательные: осуществлять   поиск необходимой информации для выполнения   учебных заданий; структурировать знания. Регулятивные: Понимать   учебную задачу   урока   и стремиться её выполнить; Коммуникативные: учитывать   разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.     7.   вещества, Тела, частицы.  (Урок   изучения нового материала)         «тела»,   урока   учебную и ее примеры и тел,   жидких   и Понимать задачу   стремиться выполнить; Характеризовать понятия «вещества», «частицы»; Классифицировать   тела и вещества; Приводить   естественных искусственных твердых, газообразных веществ; Наблюдать   опыт   с растворением вещества; Высказывать предположения объясняющие   результат опыта; Доказывать   на   основе опыта,   что   тела   и вещества   состоят   из частиц; Работать   в   группе, моделировать   процесс растворения, расположение   частиц   в твердом,   жидком   и27.09 .16 формирование образа   «Я»   тесно связано   миром природы, культуры окружающих людей       и понятие Раскрыть «химия»; ­ наблюдать характеризовать свойства   поваренной соли,   сахара,   крахмала, кислоты; ­ проводить наблюдения и   ставить   опыты, используя   лабораторное оборудование 8. Разнообразие веществ.  (Комбинированный урок) газообразном веществах; Формулировать   выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.     ­   урока     наблюдать   и учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить,   характеризовать свойства   поваренной соли,   сахара,   крахмала, кислоты; ­   практическая   работа: ставить   опыты   по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать   результаты исследования   в   рабочей тетради, ­   работать   в   паре: описывать   изучаемые вещества по предложенному   плану: использовать информацию   в   тексте учебника для объяснения   содержания рисунков; ­ работать с взрослыми:       Познавательные: ­ различать вещества по характерным признакам; ­использовать из информацию   текста   учебника   для объяснения содержания рисунков. Регулятивные: ­   понимать   учебные задачи   раздела   и данного   урока   и стремиться их выполнять. Коммуникативные:   формулировать ­ выводы из изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.Исследовать  с помощью опытов свойства воздуха 9. Воздух   и   его охрана.  (Урок   изучения нового материала) различать   сахар,   соль, крахмал по характерным признакам; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.     урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   анализировать   схему (диаграмму)   с   целью определения   состава воздуха; ­ исследовать с помощью опытов свойств воздуха; различать   цель   опыта, ход   опыта,   вывод; фиксировать   результаты исследования   в   рабочей тетради,   в   паре: ­работать свойства   объяснять используя воздуха, знания   о   частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из   текста   учебника в информацию соответствии с заданием; ­работать   с   взрослыми: интервьюировать           к Способность самооценке на основе   критерия успешности учебной деятельности.   ­   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения школе. к     29.09 .16 Познавательные: использовать знаково­ символические средства; строить рассуждения. Регулятивные: научится осуществлять   поиск необходимой информации для выполнения   учебных заданий   с использованием Интернета.  Коммуникативные: понимать   учебную задачу   урока   и стремиться её выполнить.4.10. 16 Исследовать  с помощью опытов свойства воды. Формирование образа   «Я»   тесно связано   миром природы, культуры окружающих людей. 10. Вода.  (Комбинированный урок)   взрослых   о   мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;  ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ­   практическая   работа: исследование   свойств воды   по   инструкции учебника   определять   и называть   цель   каждого опыта,   устно   описывать его ход, формулировать выводы     и   фиксировать результаты исследования   в   рабочей тетради, ­работать   в   паре: находить главные мысли текста, учебного раскрывать их, используя информацию в   анализировать тексте; схемы   учебника     и применять   их   для объяснения свойств воды;   рассказывать   об использовании   в   быту воды   как   растворителя, сравнивать   свой   опыт   с ответами         Познавательные: ­анализировать схемы   и   применять их   для   объяснения свойств воды; Регулятивные: ­понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. ­доказывать предложения Коммуникативные: ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. из11. Превращения   и круговорот воды. (Урок   изучения нового материала)     одноклассников, обобщать информацию. ­ работать с взрослыми: мини­ проводить исследование об использовании   питьевой воды в семье ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.       урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить, ­высказывать предположения о состояниях   воды   в природе;   различать   три состояния воды; ­наблюдать   в   ходе учебного     эксперимента образование   капель   при охлаждении пара; на ­формулировать основе наблюдения вывод   о   причинах образования   облаков   и выпадении дождя; ­работать   в   паре: анализировать   рисунок­ схему,   объяснять   с   его помощью   особенности образования льда,               его мини­ Проводить исследование об использовании   питьевой воды в семье, объяснять с помощью особенности льда, образования рассказывать по схеме о круговороте   воды   в природе,   моделировать его,   осуществлять   само и взаимопроверку     Воспитывать бережное экономное отношение природным богатствам страны.   и к 6.10. 16     три Познавательные: ­различать состояния воды; ­ моделировать круговорот   воды в природе; ­анализировать рисунок­схему Регулятивные: ­понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. Коммуникативные: ­высказывать предложения о состояниях   воды   в природе; ­формулировать   на основе   наблюдения вывод   о   причинах образования   облаков12. Берегите   воду! (Комбинированный урок)     урока   учебную и ее рассказывать по схеме о круговороте   воды   в природе,   моделировать его,   осуществлять   само и взаимопроверку, ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить, ­высказывать предположения   о   том, почему   надо   беречь воду, находить цифровые   данные   из учебника; ­работать   в   паре: извлекать   из   текста учебника информацию в соответствии с заданием;   анализировать схему   в   учебнике, сопоставлять полученные   сведения   с информацией   из   текста; рассматривать фотодокументы высказывать соответствующие суждения; моделировать в   виде   динамической схемы источники и           Обнаруживать взаимосвязи между живой   и   неживой природой,   моделировать и   использовать   для объяснения необходимости бережного   отношения   к природе   бережное к Ориентироваться на отношение природе, формировать позицию эколога.   11.10 .16 и выпадении дождя.       Регулятивные: ­понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. Познавательные: ­извлекать   из   текста в информацию соответствии с заданием; ­моделировать в виде динамической   схемы источники загрязнения воды; ­рассказывать о   загрязнении   воды   с помощью модели Коммуникативные: ­ высказывать предложения   о   том, почему нужно беречь воду; ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать изводы, загрязнения рассказывать о загрязнении   воды   с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды; ­работать   с   взрослыми: интервьюирование взрослых   о   мерах   по охране воды с помощью обсуждать модели;   способы   экономного использования воды; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить; ­анализировать   рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; ­высказывать предположения   о   том, почему почва плодородна, обосновывать их; ­практическая   работа: исследователь   состав почвы   в   ходе   учебного эксперимента, учебную и ее   урока           на итоговые вопросы оценивать и достижения на уроке.     состав Исследовать почвы   в   ходе   учебного эксперимента, использовать полученные   данные   для проверки   выдвинутых гипотез   Ориентироваться на соблюдение моральных   норм   в учебной деятельности   и формировать бережное отношение природным ценностям к   13.10 .16   Регулятивные: ­понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. Познавательные: ­анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям   вопросам; ­анализировать схему связей   почвы   и растения; ­на   основе   схемы моделировать   связи почвы и растений. и 13. Что   такое   почва. (Урок   изучения нового материала)использовать полученные   данные   для проверки   выдвинутых гипотез; ­анализировать   схему связей почвы и растения;   на схемы   основе моделировать связи   почвы и растений; ­обсуждать   вопрос   о взаимосвязи   живого   и неживого в почве; ­характеризовать процессы   образования   и разрушения почвы; меры по   охране   почвы   от разрушений   (на   основе материала   учебника   о деятельности В.В.Докучаева) рассказ ­обсуждать   «Уважайте жизнь дождевого   червя   из книги   «Великан   на планете» ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить; ­доказывать,   используя свои   знания   и   рисунок учебную и ее   урока       14. Разнообразие растений.  (Комбинированный урок)     Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа­ определителя   Понимать значение растений для здоровья   и   жизни человека, вырабатывать бережное Коммуникативные: ­высказывать предложения (гипотезы)   о   том, почему   почва плодородна, обосновать их; ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. из       Познавательные: ­Доказывать, используя свои знания   и   рисунок что учебника, растение очень       18.10 .16из разнообразны; ­классифицировать   растения предложенного списка. Регулятивные: Понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. Коммуникативные: Подготавливать сообщение  об  одном из   видов   растений любой группы; ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы оценивать и достижения на уроке. из       отношение   всему живому. ко     учебника,   что   растения очень разнообразны; ­знакомиться с группами растений по материалам учебника; ­работать   в   группе: классифицировать растения из предложенного   списка, предлагать   подобные задания одноклассникам, проверить   и   оценивать их   ответы;   знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике   групп растений;   определять растения   с   помощью атласа­определителя, осуществлять взаимопроверку; ­приводить   примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя;   ­используя книгу страницы», «Зелёные подготавливать сообщение   об   одном   из видов   растений   любой группы; ­ формулировать выводы20.10 .16   бережное к Ориентироваться на отношение природе, формировать позицию эколога.     их   Обнаруживать взаимосвязи   между неживой   природой, растениями и человеком, изображать с помощью схем,  моделей и   использовать   для объяснения необходимости бережного   отношения   к природе. 15. Солнце,   растения   и мы с вами.  (Комбинированный урок)       урока   учебную и ее из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить; ­выявлять   с   помощью схемы   сходства   и различия процессов питания   и   дыхания растений; ­ моделировать процессы дыхания   и   питания растений,   рассказывать об   этих   процессах   с помощью   выполненной схемы; ­выявлять   роль   листьев, стебля   и   корня   в питании растений; ­доказывать,   что   без растений   невозможна жизнь   животных   и человека; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.   Познавательные: ­выявлять с помощью схемы   сходство   и различие   процессов питания   и   дыхания растений; роль листьев,   стебля   и корня   в   питании растений; Регулятивные: ­понимать   учебную задачу   урока   и стараться ее выполнить. ­доказывать,   что   без растений невозможна жизнь   животных   и человека; Коммуникативные: ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы оценивать и достижения на уроке. из         16. Размножение   и развитие растений. Понимать задачу     урока учебную и   Объяснять,   что   такое опыление, как   Определять границы Познавательные: ­наблюдать   в 25.10 .16(Урок нового материала) изучения 17. Охрана   растений. изучения (Урок нового материала)   семена, распространяются плоды   и   обнаруживать взаимосвязи   в   живой природе,   моделировать их   и   использовать   для объяснения необходимости бережного   отношения   к природе. собственного знания и незнания, вырабатывать способность решению моральных проблем. к           ­ ее выявлять   характеризовать   необходимые размножения   их стремиться выполнить;   условия, для   растений   и   распространения; ­наблюдать   в   природе, как   распространяются семена деревьев;  роль ­ животных в размножении     развитии растений; ­   характеризовать   с помощью   схем   стадии развития   растений   из семени; ­ терминологическим словариком; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке работать с         урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­ актуализировать сведения,   полученные   в 1­2 об исчезающих   и   редких классах,         Объяснять, почему многие   растения   стали редкими   и   как   нужно растения, охранять оценивать поступки людей   по   отношению   к природе; ­   приводить   примеры       Понимать значение растений для здоровья   и   жизни человека, вырабатывать бережноеотношени е ко всему живому.           как роль в и природе, распространяются семена деревьев; ­выявлять животных размножении   развитии растений Регулятивные: Умение   выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Коммуникативные: ­ Умение   выражать личное   восприятие мира   и   настроение, умение   работать   в паре и со взрослыми;  ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы оценивать и достижения на уроке. Познавательные: ­ сведения, полученные   в   1­2 кассах, об исчезающих и редких   Красной растений, книге,   правилах   актуализировать из         27.10 .16растений   из   Красной книги России. и Учащиеся должны знать классификацию животных групповые Уметь животное определённой группе.   их   признаки. относить   к       Ориентироваться на выполнение моральных   норм, воспитывать бережное отношение животным. к     с     памятку «Берегите   Красной правилах растениях, книге, поведения в природе; ­характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;  ­обсуждать     материалы книги   «Великан   на поляне»     целью выяснения правил поведения   человека   в природе;  ­оформлять (книжку)   растения»; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить; ­актуализировать   знания о   животном   мире, полученные   в   1­2 классах; ­классифицировать животных   предложенного одноклассниками; примеры приводить животных разных групп; с   помощью   атласа   – учебную и ее   урока     из   списка,     18. Разнообразие животных.  (Комбинированный урок) поведения в природе. Регулятивные: ­ планировать   свои действия   в   течение урока. Коммуникативные: ­формулировать выводы изученного материала,   отвечать на итоговые вопросы оценивать и достижения на уроке. из         с Познавательные: Классифицировать животных, приводить примеры   животных разных групп. ­Работать электронным приложением учебнику. Регулятивные: ­умение   выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные к       8.11. 16с с к работать определителя   «О   земли до   неба»   определять животных, изображённых на рисунках,   и   соотносить их   к   определённой группе; ­   обсуждать   рассказ «История с пиявкой» из книги   «   Великан   на поляне» ­ электронным приложением учебнику; ­работать терминологическим словарём; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. Понимать задачу   стремиться выполнить; ­характеризовать животных   по   типу питания,   ­   приводить   примеры животных   по   типу питания; ­   анализировать   схемы цепей питания; ­характеризовать учебную и ее   урока       на вопросы; ­оценивать достижения уроке; ­ Принимать учебную задачу   и   стремиться её выполнять, Коммуникативные: ­Обсуждать   рассказ «история с пиявкой», рассказывать о животных по   самостоятельно подготовленному сообщению.     научатся Учащиеся классифицировать животных по типу пищи. ­   составлять   цепи питания. 10.11 .16   Понимать значение растений для здоровья   и   жизни человека, вырабатывать бережное отношение ковсему живому. с Познавательные: Анализировать схемы питания, работать   терминологическим словариком. Регулятивные: ­Принимать   учебную задачу   и   стремиться её выполнять. Коммуникативные: ­ Приводить примеры животных   по   типу 19. Кто что ест.    (Урок нового материала) изучения20. Проект «Разнообразие природы   родного края».  (Урок проект)   защитные приспособления растений и животных; ­   обсуждать   материал книги «Зелёные страницы»   о   божьих коровках; роль ­обсуждать хищников в поддержании равновесия в природе; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.     В   ходе   выполнения проекта дети учатся: ­определять   цель   и этапы работы; ­распределять обязанности; ­совместно   с   взрослыми определять   с   помощью атласа   –   определителя растения,   птиц,   другие объекты, природные делать   фотографии, зарисовки; ­находить краеведческой литературе материалы о природе родного края; ­составлять презентовать и   «Книгу в         научатся   в Учащиеся находить краеведческой литературе материалы о природе родного края питания,   обсуждать материалы   книги   о божьих коровках, 15.11 .16 Проект   №   2 «Разнообраз ие   природы родного края».   Понимать значение растений для здоровья   и   жизни человека, вырабатывать бережное отношение ковсему живому.    Познавательные: Совместно с взрослыми   делать фотографии, находить   материалы о   природе   родного края. ­ контролировать   и оценивать   процесс   и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию. Регулятивные:  Определять   цель   и этапы работы. Коммуникативные:научатся Учащиеся изображать процесс развития   животных   с помощью моделей,   обнаруживать взаимосвязи   в   живой природе.   Ориентироваться на выполнение моральных   норм, воспитывать бережное отношение животным. к   21. Размножение   и развитие   животных. (Урок изучения нового материала)   природы родного края».         урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­характеризовать животных   разных   групп по способу размножения.  ­   моделировать   стадии размножения   животных разных групп; как ­рассказывать заботятся   домашние животные   о   своём потомстве;  ­обсуждать   материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»   о   размножении животных;  ­работать терминологическим словариком; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. с     22. Охрана   животных. (Комбинированный урок) Понимать задачу   стремиться выполнить;   урока   учебную и ее     Объяснять, почему многие   животные   стали   как   нужно редкими, охранять   животных,   Способность к самооценке на основе   критерия успешности     из Находить распределять обязанности в работе над проектом. Познавательные: ­Моделировать стадии   размножения различных животных, работать со словарём терминов. ­ дополнительную информацию   различных источников. Регулятивные: ­Принимать   учебную задачу   и   стремиться её выполнять. –  Отвечать   на итоговые   вопросы   и оценивать достижения Коммуникативные: ­Рассказывать,   как заботятся   разные животные   о   своем потомстве. ­Давать характеристику разным   группам   по способам размножения. Познавательные: С   помощью   атласа­ и определителя   17.11 .16 22.11 .16оценивать поступки людей   по   отношению   к природе. учебной деятельности.     ­актуализировать   знания о   редких   и   исчезающих животных,   Красной книге России, полученные   в   1­2 классах; ­характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; ­с   помощью   атласа   – определителя м электронного приложения   определять животных. Занесённых в Красную книгу; ­обсуждать   меры   по охране животных; ­   обсуждать   материалы книги   «Великан   на поляне» об исчезновении насекомых; ­формулировать с помощью   экологических знаков правил поведения в природе; ­ дополнительной литературы   готовить сообщение   о   животных, занесённых   в   Красную книгу,   которые   не изучались ранее; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые помощью с         электронного приложения определять животных, занесенных   в Красную   книгу, создать книжку­ малышку   «   Береги животных». Регулятивные: Сравнивать свой   ответ   с   ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. ­ Умение   выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ­ формулировать   с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск   информации из различных источников Коммуникативные: Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на23. В   царстве   грибов. изучения (Урок нового материала)   вопросы   и   оценивать достижения на уроке.       строение   урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­характеризовать понятия шляпочных грибов; ­с помощью иллюстраций учебника и атласа   определителя различать     съедобные, несъедобные,   ядовитые грибы; ­   обсуждать   материал рассказа   «Кому   нужен мухомор»   из   книги «Великан на поляне»; ­ моделировать различия грибов­двойников; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. 24. Великий круговорот жизни. Проверочная работа   по   разделу «Эта   удивительная Понимать задачу   стремиться выполнить,   урока   учебную и ее     Объяснять строение грибов,   их   значение   в природе   и   в   жизни различать людей, съедобные и несъедобные грибы.       Понимать значение растений для здоровья   и   жизни человека, вырабатывать бережное отношение   всему живому. ко   Объяснять участие каждого живого существа   в   едином круговороте веществ.   Формировать представление   о в взаимосвязь природе и         животных, обсуждать   меры   по охране   животных, готовить   сообщения животных, о занесенных   в Красную книгу. Познавательные: Моделировать различие грибов­ двойников,   находить дополнительный материал о грибах. ­ узнавать, называть и определять   объекты окружающей действительности.  Регулятивные: ­Принимать   учебную задачу   и   стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые   вопросы   и оценивать достижения. Коммуникативные: Обсуждать   материал рассказа «Кому нужен мухомор». ­ строить   понятные для партнёра высказывания. Познавательные: Моделировать круговорот   веществ в   природе,   делать       24.11 .16 29.11 .16 Проверочная работа   №   2 по   разделу «Этаприрода».  (Комбинированный урок) 25. Организм   человека. изучения (Урок нового материала)     организмы­ ­характеризовать понятия производители, потребители, разрушители; ­обсуждать   опасность исчезновения   хотя   бы одного   звена     цепи круговорота   веществ   в природе;  ­ моделировать круговорот   веществ   в природе;  ­рассказывать о круговороте   веществ   на земле; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке.           анатомии   урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­актуализировать   знания по и физиологии человеческого организма,   полученные во 2 классе; ­характеризовать органов системы тела(   их   части   и назначения);   воспитывать бережное отношение правильное поведение природе.     и в удивительна я природа» выводы,   сравнивать их с учебником. Регулятивные: Сравнивать свой   ответ   с   ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Коммуникативные: Обсуждать опасность исчезновения   одного из звеньев.   Объяснять,   что   такое органы   и   системы человека, органов устанавливать   связь между   их   строением   и работой. «Мы и наше здоровье» (10 часов) Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на   заботу   о   своем здоровье. Конкретизировать представления   о человеке и окружающем   его мире   1.12. 16 Познавательные: Анализировать схемы   расположения органов   человека, выполнять практическую работу. ­характеризовать системы   органов человека, показывать расположение внутренних   органов на   своем   теле, работать с­обсуждать   взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; ­анализировать   схемы расположения   органов тела   человека,   уметь показывать расположение внутренних   органов   на своём   теле   и   теле собеседника; ­ практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; ­работать терминологическим словариком; ­ формулировать выводы из изученного материала, отвечать   на   итоговые вопросы   и   оценивать достижения на уроке. с       урока   учебную и ее Понимать задачу   стремиться выполнить; ­работать   в   группе: самостоятельно   изучать материал   темы   и готовить   рассказы   по предложенному плану; ­распознавать   предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;   26. Органы   чувств. (Комбинированный урок) Рассказывать об органах чувств по плану Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на   заботу   о   своем здоровье.     2 терминологическим словарём. Регулятивные: Принимать   учебную   стремиться задачу, ее   выполнять, отвечать на итоговые вопросы,   оценивать свои достижения. Коммуникативные: Актуализировать знания   по   анатомии со класса, обсуждать взаимосвязь   наук, работать   в   паре, измерять   рост   и массу тела. ­   на итоговые   вопросы, формулировать выводы,   работать   в группе. Познавательные: Самостоятельно изучать   материал темы   и   готовить рассказы по предложенному плану; ­работать терминологическим словарём. ­использовать тексты иллюстрации и учебника,   другие   отвечать с       6.12. 16