Данная программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебный курс «Окружающий мир» во 4 классе соответствует предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» базисного учебного плана.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на¬чальной школы отводится
2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 270 ч за 4 года обучения.
В 4 клас¬се — 68 ч за год (34 учебные недели).
4 Окружающий мир 4 класс.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в
соответствии с нормативноправовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от
18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31
декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4»
г.Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования" от 31.03.2014г.№253 в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 №
576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38.
Положение «О рабочей программе педагога» от 08.04.2016 № 71
Данная программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова
«Окружающий мир. 14 классы». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.:
Просвещение, 2011.
Учебный курс «Окружающий мир» во 4 классе соответствует предметной области
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» базисного учебного плана.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится
2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч за 4 года обучения.
В 4 классе — 68 ч за год (34 учебные недели).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующей цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми и природой и духовнонравственное развитие и
воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые
результаты изучения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
2 личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
НОО.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и
гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с
достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и
всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное
природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и
сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание
их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в
жизни общества;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной
деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность
объектов природы, будущее России;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном
разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны,
изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в
построении её будущего;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и
родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры
страны и родного края в различные периоды истории;
этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в ходе
знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников,
картинами жизни людей в разные исторические периоды;
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношение к
материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и
3 культурным достоянием России, вклада людей многих поколений в создание
материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом
урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного
по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с
условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других
образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников
(библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и
видов (художественных и познавательных);
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для
решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с
4 возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении
рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и
практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я
не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
5 Обучающиеся научатся:
Человек и природа
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
6 Обучающиеся научатся:
Человек и общество
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной
организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного курса (270ч)
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и пред
меты, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие
веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые
7 тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,
их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены
времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—
3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере
насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края
(2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные
условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека
на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в
охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
8 Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические
организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей
в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно
нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня
школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный
бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека
и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и
мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность
при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно
нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный
герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
9 Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочнения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,
День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной
газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I
— Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характер
ные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам,
иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные
сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного
наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического
и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в
разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон,
подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с
незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с
кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
10 человека.
Содержание учебного предмета 4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли.
Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.
Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса
и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую
природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное
сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная
Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли.
Знакомство с историческими картами.
Экскурсия: Водоём
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и
реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,
зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы
каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в
разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с
природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы,
виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного
отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения
отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета
в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона
Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,
предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе
и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов
нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
11 Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при
родных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая,
ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых
продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних
животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов
полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,
железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее
время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание
человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян,
их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов
город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона
северозападных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские
князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем
лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый –
царьпреобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей.
Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф.
Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.
И. Кутузов. Царьосвободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX –
начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний
император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны
в 20 – 30е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа.
День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков,
12 улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто
рические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы
Название
раздела
Колво
часов
Темы раздела
Колво
часов
Формы
контроля
№
п/п
1
Земля
человечество
и
10 Мир глазами астронома.
Стартовая диагностика
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа № 1
«Движение Земли вокруг своей
оси и вокруг Солнца»
Звёздное небо – Великая книга
Природы.
Практическая работа №2
«Знакомство с картой звёздного
мира»
Мир глазами географа.
Практическая работа №3
«Поиск и показ изучаемых
объектов
и
географической карте»
Мир глазами историка
на
глобусе
Когда и где?
Практическая работа №4
«Знакомство с историческими
картами»
Мир глазами эколога
Природное сообщество «Водоем».
Экскурсия №1
Сокровища Земли под охраной
человечества. Всемирное наследие
Сокровища Земли под охраной
человечества.
Международная
Красная книга. Тест № 1
Равнины и горы России.
Практическая работа №5
2 Природа
России
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Колво
(по
разделу)
4
1
1
Практическая
работа
Тест
Диагностическая
работа
Практическая
работа
9
13 «Поиск и показ на физической
карте равнин и гор России»
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6
«Поиск и показ на физической
карте морей, озёр и рек России»
Природные зоны России.
Практическая работа № 7
«Поиск и показ на карте
природные зоны России»
Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в Арктике»
Тундра.
Практическая работа №9
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в тундре»
Леса России.
Практическая работа №10
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в зоне лесов»
Растения и животные леса.
Экскурсия № 2
Лес и человек.
Проверочная работа №1
Зона степей.
Практическая работа №11
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в зоне степей»
Пустыни.
Практическая работа №12
гербарных
«Рассматривание
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в зоне
пустынь»
У Чёрного моря.
Практическая работа №13
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений, выявление
признаков их приспособленности
к условиям жизни в зоне
субтропиков». Тест № 2
Родной край – часть большой
Тест
Проверочная
работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая
6
14
3 Родной край –
12 часть большой
страны
страны.
Экскурсия №3
Наш край.
Практическая работа №14
«Знакомство с картой родного
края»
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства.
Практическая работа №15
полезных
определение их свойств»
Земля кормилица
«Рассматривание образцов
ископаемых,
Жизнь леса.
Практическая работа №16
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений леса и их
распознавание»
Жизнь луга.
Практическая работа №17
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений луга и их
распознавание»
Жизнь в пресных водах.
Практическая работа №18
«Рассматривание
гербарных
экземпляров растений пресных
вод и их распознавание»
Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа №19
«Рассматривание
гербарных
экземпляров полевых культур и
их распознавание»
Презентация проектов.
Проверим себя и оценим свои
достижения. Промежуточная
диагностическая работа
Начало истории человечества
Мир древности: далёкий и близкий
Средние века: время рыцарей и
замков
Новое время: встреча Европы и
Америки
время:
Новейшее
продолжается сегодня.
Тест № 4
история
4 Страницы
Всемирной
истории
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
работа
Тест
Диагностическая
работа
Проекты
1
1
1
Тест
1
15 5 Страницы
истории
России
20 Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы
Древней Руси.
Трудные времена на Русской
земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая .
Отечественная война 1812 года.
Проверочная работа №2
«Великие люди России»
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в ХХ век.
Страницы истории 19201930х
годов.
Великая война и великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Тест № 5
6 Современная
10 Основной закон России и права
Россия
человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
диагностическая
Итоговая
работа
Проверим себя и оценим свои
достижения за второе полугодие.
Путешествие по России
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
Проверочная
работа
Тест
1
1
Тест
Диагностическая
работа
Проекты
1
1
1
16 Итого
68
Проверим себя и оценим свои
достижения за учебный год
Тест № 6
Презентация проектов.
Обобщение знаний за учебный год.
1
1
68 Практическая
работа
Проверочная
работа
Тест
Диагностическая
работа
Проекты
19
2
6
3
2
17 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Приложение к рабочей программе
№
п/п
1 четверть (18 часов)
4 класс «Школа России»
Тема урока
Дата
Коррекция
по
плану
по
факту
Раздел «Земля и человечество» (10 часов)
1 Мир глазами астронома.
Стартовая диагностика
2 Планеты Солнечной системы.
3
Практическая работа № 1
«Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
Звёздное небо – Великая книга Природы.
Практическая работа №2
«Знакомство с картой звёздного мира»
4 Мир глазами географа.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте»
5 Мир глазами историка
6 Когда и где?
Практическая работа №4
«Знакомство с историческими картами»
7 Мир глазами эколога
8 Природное сообщество «Водоем».
Экскурсия №1
9 Сокровища Земли под охраной человечества.
Всемирное наследие
10 Сокровища Земли под охраной человечества.
Международная Красная книга.
Тест № 1
06.09
07.09
13.09
14.09
20.09
21.09
27.09
28.09
04.10
05.10
Раздел «Природа России» (11 часов)
11 Равнины и горы России.
Практическая работа №5
«Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»
12 Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической
карте морей, озёр и рек России»
13 Природные зоны России.
Практическая работа № 7
«Поиск и показ на карте природные зоны России»
14 Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8
«Рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в Арктике»
15 Тундра.
Практическая работа №9
«Рассматривание гербарных экземпляров растений,
11.10
12.10
18.10
19.10
25.10
18 выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в тундре»
16 Леса России.
Практическая работа №10
«Рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в зоне лесов»
17 Растения и животные леса.
Экскурсия № 2
2 четверть (14 часов)
18 Лес и человек.
Проверочная работа №1
19 Зона степей.
Практическая работа №11
«Рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в зоне степей»
20 Пустыни.
Практическая работа №12
«Рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в зоне пустынь»
21 У Чёрного моря.
Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
Тест № 2
26.10
01.11
09.11
15.11
16.11
22.11
Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов)
22 Родной край – часть большой страны.
Экскурсия №3
23 Наш край.
Практическая работа №14
«Знакомство с картой родного края»
24 Поверхность нашего края
25 Водные богатства нашего края
26 Наши подземные богатства.
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов
полезных ископаемых, определение их свойств»
27 Земля кормилица
28 Жизнь леса.
Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений леса и их распознавание»
29 Жизнь луга.
Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений луга и их распознавание»
30 Жизнь в пресных водах.
Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений пресных вод и их распознавание»
23.11
29.11
30.11
06.12
07.12
13.12
14.12
20.12
21.12
19 31 Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных
экземпляров полевых культур и их распознавание»
32 Животноводство в нашем крае
Тест № 3
3 четверть (20 часов)
33 Презентация проектов.
27.12
28.12
17.01
Проверим себя и оценим свои достижения.
Промежуточная диагностическая работа
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)
34 Начало истории человечества
35 Мир древности: далёкий и близкий
36 Средние века: время рыцарей и замков
37 Новое время: встреча Европы и Америки
38 Новейшее время: история продолжается сегодня.
Тест № 4
18.01
24.01
25.01
31.01
01.02
39 Жизнь древних славян
Раздел «Страницы истории России» (20 часов)
07.02
40 Во времена Древней Руси
41 Страна городов
42 Из книжной сокровищницы Древней Руси
43 Трудные времена на Русской земле
44 Русь расправляет крылья
45 Куликовская битва
46 Иван Третий
47 Мастера печатных дел
48 Патриоты России
49 Пётр Великий
50 Михаил Васильевич Ломоносов
51 Екатерина Великая.
Проверочная работа №2 «Великие люди России»
4 четверть (15 часов)
52 Отечественная война 1812 года
53 Страницы истории XIX века
08.02
14.02
15.02
21.02
22.02
28.02
01.03
07.03
14.03
15.03
21.03
22.03
04.04
05.04
20 54 Россия вступает в XX век
55 Страницы истории 1920 – 1930х годов
56 Великая Отечественная война и великая Победа
57 Великая Отечественная война и великая Победа
58 Страна, открывшая путь в космос.
Тест № 5
11.04
12.04
18.04
19.04
25.04
Раздел «Современная Россия» (10 часов)
59 Основной закон России и права человека
60 Мы – граждане России
61 Славные символы России
62 Такие разные праздники
63 Итоговая диагностическая работа
64 Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
65 Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России)
66 Путешествие по России
(по Волге, по югу России)
67 Проверим себя и оценим свои достижения за учебный год
Тест № 6
68 Презентация проектов
Обобщение знаний за учебный год.
26.04
02.05
03.05
10.05
16.05
17.05
23.05
24.05
30.05
31.05
21
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.