Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
05.09.2017
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ) .Данная программа «Окружающий мир» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
окружающий мир. 4 класс.docx
Согласовано на заседании   методического  объединения учителей  начальных классов  Протокол №1   от «14» августа   2014г., Руководитель:   ________       В.В.Колесникова  Согласовано заместитель директора по УР ________  И.В.Габдулхакова Утверждаю:                   Директор школы: ______М.З.Хакимов «15» августа 2014 г. Приказ № 85/14 «25» августа 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по окружающему миру для 4 класса учителя I квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан Назмеевой Резиды Фатхулловны на 2017­2018 учебный год                                                                           Принято на заседании  педагогического совета                                                                           Протокол №1  от 22 августа 2014 г. Пояснительная записка Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико­ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).         Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:         ­ сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта; ­формирование   у   школьников   УУД,   основанных   на   способности   ребенка   наблюдать   и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;         ­   развитие   умений   работы   с   научно­популярной   и   справочной   литературой,   проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;         ­ воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей,   сознательного   отношения   к   здоровому   образу   жизни,   формирование   экологической культуры, навыков нравственного поведения;         ­   формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населенному   пункту,   региону,   России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;         ­ осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;         ­ формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;         ­ формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.                 Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:         – демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении  нового материала;         – выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;         – системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;         – специальным местоположением вопросов­заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей­открывателей закономерностей и правил;         – иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные,  познавательные икоммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя  позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и  познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к  моральной децентрации. Метапредметными   результатами изучения   курса     является   формирование   универсальных учебных действий (УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся  будут овладевать всеми  типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном  учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои  действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством   формирования   регулятивных   УУД   служат   технология   продуктивного   чтения   и проблемно­диалогическая технология. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать  знаково­символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также  широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством   формирования   познавательных   УУД   служат   тексты   учебников   и   их   методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения  учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и  кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,  отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими  компонентами которых являются тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты: Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4­го года обучения В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится: • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона; • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых); •   использовать   готовые   модели   (глобус   Земли,   модель   Солнечной   системы)   и   иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года; •   находить   общие   и   отличительные   признаки   природных   зон   России   (климат,   растительный   и животный   мир,   особенности   труда   и   быта   людей,   положительное   и   отрицательное   влияние деятельности человека на природу); •   понимать   необходимость   соблюдения   правил   экологического   поведения   на   природе   (охрана поверхности   земли   от   уплотнения   почвы   и   разрушения   лесной   подстилки,   от   загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла); • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места; • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края; •   называть   системы   органов   человека   (костная   и   мышечная   системы,   нервная   система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система); • характеризовать основные функции систем органов человека; • измерять температуру тела, вес и рост человека; •   понимать   необходимость   использования   знания   о   строении   и   функционировании   организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний   (Интернет,   детские   энциклопедии)   об   органах   чувств   человека,   готовить   доклады   и обсуждать полученные сведения; • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях. Выпускник получит возможность научиться: •   осознавать   ценность   природы   родного   края   и   необходимость   нести   ответственность   за   ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения); •   использовать   знания   о   строении   и   функционировании   организма   человека   для   сохранения   и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности. В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится: •   рассказывать   с   использованием   подобранной   дополнительной   информации   из   Интернета   и иллюстративных   источников   о   государственной   символике   Российской   Федерации   (значимость государственной   символики;   основные   изображения   Государственного   герба   России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага); • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы; •   обмениваться   сведениями,   полученными   из   источников   массовой   информации,   о   событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации; • готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности   граждан   по   охране   природы,   права   ребенка;   права   граждан   РФ   на   бесплатное образование, на охрану здоровья); • находить на политико­административной карте России местоположение своего края; • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией; • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества; • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох; • определять последовательность исторических событий на ленте времени; • находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт­Петербурга; • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы,   сопоставляя   их   с   историческим   событием   (памятник   Минину   и   Пожарскому; Триумфальная   арка,   музей­панорама   «Бородинская   битва»;   памятник   маршалу   Г.К.   Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому   космонавту   нашей   планеты,   монумент   «Спутник»   на   проспекте   Мира,   монумент «Покорителям космоса», аллея Героев­космонавтов; фонтан «Дружба народов»); • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности); • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах. Выпускник получит возможность: • составить представление о единстве духовно­нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике; • научиться определять часовой пояс своего края; • находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми; •   собирать   материал   и   составлять   портфолио   о   родном   крае   (места   исторических   событий, памятники истории культуры родного края). В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится: • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде); • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; •  понимать   необходимость  сохранения   своего  физического   и  нравственного  здоровья  (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.). Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т.д.); • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; •   заботиться   о   здоровье   и   безопасности   окружающих   людей,   сохранять   свое   физическое   и нравственное здоровье. Содержание учебного курса Человек и природа (54 ч)   с ­общие   представления   о   Вселенной, Солнечной   системе,   размерах   Земли   по сравнению   размером   Солнца, теоретические   предположения   учёных   о возникновении   Солнца,   планеты   Солнечной системы, вращения Земли и причины смены времён года и смены дня и ночи; ­природные   зоны   России   (расположение   на карте,   климат,   растительный   и   животный мир каждой зоны, особенности труда и быта людей); ­   поведения; ­   родной край – часть великой России (на карте, полезные ископаемые, поверхность и водоёмы, заповедные места); ­  общее представление о строении человека   роль   органов   в (системы   органов, жизнедеятельности   организма,   гигиена системы органов).   соблюдение   экологических   правил Формы организации Основные виды учебной деятельности   «Человек и природа»:     с о знаний   ­повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца ­знакомство понятием «природная   зона»,   с   названиями природных зон России ­классификация природных условиях тундры ­знакомство   с   расположением зоны   карте,   растительным миром тайги ­   изучение   зоны   степей,   зоны пустынь, субтропической зоны ­   решение   практических   задач   с привлечением   краеведческого материала ­сравнение различение дикорастущих   и   культурных растений,   диких   и   домашних лесов на   и с животных,   описание   их   роль   в жизни человека (на примере своей местности) ­знакомство первыми представлениями   о   системах органов человека ­формирование   первоначального представления   о   взаимосвязи строения кожи с ее функциями ­повторение и расширение знаний об опорно­двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной   системе,   нервной системе, органах чувств человека     Человек и общество (14 ч) Права и обязанности человека по охране   природы   и   окружающей   среды (статья   58   Конституции   Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу   и   окружающую   среду).   Право человека   на   благоприятную   среду (статья   42   Конституции).   Российские заповедники.   Растения   и   животные Красной   книги   России   (условные обозначения   Красной   книги   России, изображение   животных   Красной   книги России   на   юбилейных   серебряных   и золотых монетах).   Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента   времени   одного   года:   зима (декабрь, январь, февраль)–весна (март, апрель, май)–лето (июнь, июль, август)– осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок   времени   в   100   лет.   Лента времени строительства Московского   Кремля   (XII   век   — деревянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного кирпича). Имена великих   князей,   связанных   с   историей строительства Московского Кремля. истории     городов Города   России.   Города   Золотого  Имена   великих   князей   — кольца.   1(Ярослав основателей   Мудрый   —   Ярославль,   Юрий Долгорукий — Кострома, Переславль­ Основные Залесский). достопримечательности городов Золотого   кольца   (храмы   XVI–XVII   вв.,      «Человек и общество»:   ­проведение   сравнений,   выбор правильного ответа   работа   с   источниками ­ информации   (учебник,   тетрадь, хрестоматия) ­самостоятельное маркирование ­высказывание   суждений   о образования процессе   Древнерусского государства, крещении Древней Руси ­ классификация исторических  событий, связанных с именем  Александра Невского ­описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков ­ классификация информации,  связанной с возникновением  Москвы обсуждениях, ­участие моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной   принадлежности, соблюдая   при   этом   правила общения ­   проведение   делового   заседания научного   клуба,   нахождение необходимой   информации   о современном обществе из текста, иллюстраций,   из   дополнительных источников ­знакомство с политико­ административной картой России  и месторасположением на ней  в Троице­Сергиева   лавра   (монастырь)   в Сергиеве   Посаде   —   XIV   в.;   музей «Ботик»   в   Переславле­Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле   и   Костроме   —   XVII   в.; «Золотые   ворота»,   фрески   Андрея Рублева   в   Успенском   соборе   во Владимире — XII в.). Город   Санкт­Петербург.   План­ карта   Санкт­Петербурга   (XVIII   в.). Строительство города. Санкт­Петербург — морской и речной порт. Герб города. города: Достопримечательности Петровская     площадь, памятник   Петру   I   «Медный   всадник». Петропавловская   крепость   (Петровские   Петропавловский   собор). ворота, Адмиралтейство.   Городской   остров (домик   Петра).   Летний   сад.   Зимний дворец. Эрмитаж. (Сенатская)   Правила безопасного поведения Правила   поведения   в   быту   с газом. водой, Соблюдение техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром. электричеством, правил         Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым. Соблюдение   правил   безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного   времени,   походка, положение   рук   и   школьного   рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»). Быстрая   помощь   человеку,   на котором тлеет (загорелась) одежда. Правила безопасного поведения в лесу,   в   заболоченных   местах,   и   местах торфяных   Правила безопасного   поведения   у   водоемов весной   (ледоход),   летом   (купание, переправа через водные пространства). разработок.   Правила   безопасного   поведения при   обнаружении   следов   Великой Отечественной   войны   (заржавевшие патроны,   гранаты,   мины).   Телефон службы спасения МЧС. родного края ­оценка общих представлений о  странах, которые имеют с Россией границы, о о Соединенных  Штатах Америки,  Великобритании, Франции ­знакомство с историческими  событиями начала XVII века, с  войной 1812 года, с Великой  Отечественной войной 1941­1945  годов ­изучение достижений нашей  страны в космонавтике ­обобщение представлений об  основном законе страны –  Конституции России, о высших  органах власти нашей страны   «Правила безопасного   характеристика   поведения»: ­   правила оказания   первой   помощи   при несчастных случаях обобщение   информации   о правилах   безопасного   поведения на природе ­ моделирование ситуаций, при  которых экстренно необходимы  средства связи и массовой  информации ­обсуждение ситуаций, связанных  с использованием  правил  безопасного поведения у  водоемов в разное время года ­расширение представлений о том, как   следует   заботиться   о здоровье, воспитывать ответственное   отношение   к своему здоровью ­моделирование ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления по  оказанию   первой   помощи   при несчастных случаях ­обсуждение   основных   правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих   при   общении   с здоровья, в незнакомыми людьми ­выявление   опасных   ситуаций,   в которых может быть нанесён вред жизни   и   здоровью   человека, личному   и   общественному имуществу,   нахождение   путей безопасного   выхода   из   таких ситуаций                         Календарно­тематическое планирование. Тема урока Дата план факт Примечани е № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Древние славяне Древняя Русь. Крещение Руси. Борьба Руси с западными завоевателями. Возникновение Москвы. Первые московские князья. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.) Обобщение по теме «Древние славяне». Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. Природные зоны нашей страны. Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.) Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.) 13 Животные ледяной зоны. Арктика и человек. Тундра. Тундра и человек. Зона лесов. Растения зоны лесов. 14 15 16 17 Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. 24 36 Зона степей. Степь и человек. Зона пустынь 18 19 20 21 Жизнь человека в пустыне. 22 Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.) 33 34 35 25 26 27 28 29 30 31 32 23 Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.) Твой родной край. Московское время. Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края. Растения твоего края. Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. Народные промыслы твоего края. Заповедные места твоего края. Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». (Готовимся к олимпиаде.) Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.) Путешествие в мир клеток. Самый большой орган чувств. Как человек двигается. Пищеварительная система. Система кровообращения Познакомимся с дыхательной системой. Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. Как почки удаляют из организма вредные вещества. Нервная система человека. Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде. «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 (Четвертое заседание клуба.) Высуни язык и скажи: «А». «Взгляд» на глаз. Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы врача. Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. Границы России Границы России Соединенные штаты Америки (США). Великобритания. Франция. Промежуточная аттестация День народного единства. Работа над ошибками Москва: память о войне 1812 года. Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Памятники Москвы покорителям космоса. Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.) Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. Основной закон страны – Конституция России. Президент России. Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей. Система оценивания. Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий  Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий  Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий  Тест Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий Пересказ Оценка "5" ­ пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану),  правильно отвечает на вопрос,  умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" ­ допускает 1­2ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" ­ пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.  Оценка "2" ­ не может передать содержание прочитанного. Литература Учебно­методическая литература 4 класс         Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.         Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.         Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.,   Кудрова   Л.Г.   Окружающий   мир.   4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. – М. : Академкнига/Учебник.         Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.,   Кудрова   Л.Г.   Окружающий   мир.   4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. – М. : Академкнига/Учебник.         Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс ПНШ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017