Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
24.02.2017
Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы Г. Г. Ивченковой, И.В.Потаповой (под общей редакцией И.А.Петровой). Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Окружающий мир » (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (авторы Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапова). По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Изучение курса «Окружающий мир» в школе направлено на достижение следующей цели: — формирование представлений о природе, человеке и обществе знание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: — систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; — формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; — знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); — социализация ребенка; — развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); — воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; — формирование самостоятельной познавательной деятельности; — воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы Г. Г. Ивченковой, И.В.Потаповой (под общей редакцией И.А.Петровой). Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Окружающий мир » (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (авторы Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапова). По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю
окружающий мир 4 класс+.doc
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 4 СКК VII вида              Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы  Г. Г. Ивченковой, И.В.Потаповой  (под общей редакцией И.А.Петровой). Программа обеспечивается учебно­методическим комплектом, в который входят учебник «Окружающий мир » (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (авторы Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапова).      По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Изучение  курса «Окружающий мир» в школе направлено на достижение следующей цели: — формирование представлений о природе, человеке и обществе знание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса:  — систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;  — формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  — знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);  — социализация ребенка;  — развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);  — воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;  — формирование самостоятельной познавательной деятельности;  — воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.              Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.  Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков,  классификацию, установление причинно­следственных связей и зависимостей.  Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом,  чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами,  моделями, характеризовать объекты действительности.  Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями,  1 словарями.  Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.  Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории ­родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.  Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. данный принцип  реализуется через выделение вариантного минимума содержания образования и вариативной части.  Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.  Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в  образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального  общего образования.  Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний речь. в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности.  Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших  школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний,  выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.  В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном  общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно она становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным  наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.  Свойства   объектов   изучаются   через   опыты.   В   ознакомлении   с   окружающим   миром   используются   опыты,   проводимые   в   течение   одного   урока,   а   также длительные   опыты,   проведение   которых   может   занимать   несколько   дней.   Постепенно   одним   из   важнейших   способов   приобретения   знаний   становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся   наблюдать   происходящие   в   течение   эксперимента   явления,   обосновывают   свои,   выводы.   Экспериментирование   организуется   с   самыми   разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.  Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с   планами   и   картами,   приборами   и   моделями,   объектами   живой   и   неживой   природы,   рисунками,   таблицами,   схемами   и   диаграммами,   а   также   графические практические работы. Из  словесных   методов   в  процессе  изучения  курса  «Окружающий  мир»  чаще  всего  используется   беседа.   Наиболее  эффективно  она  позволяет   уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.  Основной формой организации учебно­воспитательного процесса курса «Окружающий  мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки­экскурсии, уроки­практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.  Уроки­экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная — цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о  предметах и явлениях — окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования  конкретных знаний и практических умений.  Уроки­практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети  наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят — элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или  2 одинаковые для всех задания и вьшоля5гют их под руководством учителя. — Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из­за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества  объектов или руководствуясь техникой безопасности; демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных  наблюдений в реальной обстановке или в классе.  Урок в 4 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.  Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса Учащиеся должны знать:  — о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;  — о предсказании погоды;  — что такое план местности;  — о географической карте;  — формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;  — как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;  — об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;  — о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;  — о необходимости бережного использования полезных ископаемых;  — что такое природное сообщество;  — признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;  — некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;  — об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;  — об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;  — об использовании и охране природы своего края;  — правила поведения в природе;  — о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;  — об изображении Земли на карте полушарий;  — о карте нашей Родины;  — об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;  — основные этапы развития государства;  — ключевые даты и события каждого этапа истории:  — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из  Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт­Петербурга;  — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы;  1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; 1922 г. — образование СССР; 1941­1945 гг. — Великая Отечественная война;  апрель 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;  3 должны уметь:  — проводить самостоятельные наблюдения в природе; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;  — читать план с помощью условных знаков;  — показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;  — устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);  — находить дополнительную информацию;  — приводить примеры полезных ископаемых (3—4); растений (3—4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России  (4­5 примеров);  — приводить примеры сельскохозяйственных растений своего края (4—5); работать со схемами, таблицами и моделями;  — соблюдать правила поведения в природе;  — находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;  — рассказывать о ключевых событиях истории государства;  — рассказывать об основных событиях историй своего края.  Учащиеся могут знать:  — о грозных явлениях природы;  — о зависимости погоды от ветра; что такое масштаб;  — некоторые сведения из истории создания карт;  — о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах; о разнообразии почв;  — о распределении воды и суши на Земле;  — о круговороте веществ в природе;  — об экологической пирамиде;  — о защитной окраске животных;  — как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни;  — причины смены времен года;  — имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий донской Иван III, Иван IУ, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, Император Петр I, Екатерина II, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К, Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев;  — основные научные и культурные достижения своей страны;  — культурные достопримечательности своего края;  могут уметь:  — предсказывать погоду по местным признакам;  — применять масштаб при чтении плана и карты; отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;  — объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; давать оценку влиянию деятельности человека на природу;  4 — определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его   поведения;  — делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы;  — пользоваться различной справочной литературой;  — получать информацию, используя текст таблицы, рисунки;  — сравнивать и делать выводы.  Программа рассчитана:  количество часов в год — 68;  количество часов в неделю —2;              Программой предусмотрено проведение: проверочных работ­7, практических работ­6, экскурсий­4, проектных работ­2. Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным. В его содержании  дополнительно  введены развивающие модули и разделы социально­ гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Содержание программы Наш край (22 часа) Наша Родина на планете Земля (12 часов) Наши верные помощники (2 часа) Древняя Русь (5 часов) Московское царство (5 часов) Российская империя (9 часов) Российское государство (13 часов) Используемая литература и Интернет­ресурсы:  ://   www   ://   www   ://   www     .  su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)  .  ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)  .  ru (тематическое планирование)  .  uchportal    .  bashmakov    .1   september http  http  http  http://school­collection.edu.ru/catalog/ http://www.edu.ru/ http://www.rusedu.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://pedsovet.su/load/ http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/ konkyrs­[email protected],  www.farosta.ru/main  www.unikru.ru  5 www.mir­konkursov.ru  Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:  Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 4 кл. : учеб. для четырехлетней нач. шк. : в 2 ч. / г. г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И Саплин. 2­е изд., испр. М. : АСТ : Астрель, 2008.  Ч. 1: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.  Ч. 2 : Е. В. Саплина, А. И. Саплин.  6 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ № п/п Тема урока  Кол­ во часо в Тип урока Характеристика деятельности учащихся Примерные результаты  освоения материала Вид  контроля Элементы .  Измерит ели дополнительно го содержания Домашнее задание Дата  проведения  1 2 1 Комби нирова нный Что такое  погода.  Правила  поведения в  природе. Особенности  времен года (на  основе  наблюдений).  Погода. Что такое  окружающий мир.  Как человек  познает природу,  общество, самого  себя 1 Комби нирова нный Явления природы  (общее  представление о 3– 4 явлениях) Как погода  зависит от  ветра.  Грозные  явления  природы. Наш край (22 часа) Знать, что погоду характеризует температура  воздуха, направление и сила ветра, облачность,  осадки. Уметь вспоминать, что такое атмосфера;  приводить примеры трех состояний воды в  природе; измерять температуру воздуха;  отмечать температуру воздуха, состояние неба, осадки в дневнике наблюдений; рассказывать,  как образуются облака; называть виды осадков; используя схему, рассказывать, как образуется  град; объяснять круговорот воды в природе КРЗ – Развитие мыслительной  деятельности через составление рассказа по  схеме Знать, что такое ветер. Иметь представление о грозных явлениях  природы (вихрь, смерч, гроза, молния, метель,  гололед). Уметь рассказывать, как образуется ветер;  давать названия ветрам; объяснять, какое  Предсказание  погоды. Ученые  древности. Что  такое наука  метеорология С. 6–9,  отвечать на  вопросы Фронта льный опрос.  Работа  с  раздато чным   материа лом  Флюгер  Задания по  группа м.  С. 9– 14, отвечать на  вопросы 7 Правила  безопасност и во время  грозы. Предсказани е погоды.  Охрана  природы  родного  края. Наша  местность  на плане  и карте.  Безопасност ь  на  дорогах,  водоемах. 1 1 3 4 Комби нирова нный Явления природы  (общее  представление о 3–4  явлениях). Что такое окружающий мир.  Как человек познает  природу, общество,  самого себя Комби нирова нный Формы  поверхности:  равнина, горы,  холмы,  овраги      (узнавание в  природе, на  рисунке, карте) Наблюд ения за  погодой Фронта льный и индивид у­аль­ ный опрос Предска зание   погоды С. 14– 17,  отвечать на  вопросы Фронта льный опрос С. 18– 20, отвечать на  вопросы влияние оказывает ветер на погоду; определять  силу ветра (сильный, умеренный, слабый);  называть прибор, который помогает человеку  создавать искусственный ветер; рассказывать о  правилах безопасности во время грозы на  природе; использовать справочную литературу КРЗ ­ Развитие речи через составление  рассказа о явлении природы. Знать, как люди предсказывают погоду. Уметь анализировать народные приметы;  проверять народные приметы; составлять  сборник народных примет; рассказывать о  самолете­лаборатории, метеорологической  станции, запуске радиозонда,  метеорологическом спутнике; сочинять рассказ об управлении погодой КРЗ – Развитие мыслительной  деятельности путем анализа народных  примет Знать, что такое горизонт; что называют  ориентированием. Уметь называть основные и промежуточные  стороны горизонта; пользоваться  географической картой; читать план местности; рассказывать, как устроен компас;  рассматривать чертеж и определять  направление, в котором нужно идти;  подсчитывать длину пути; изображать свой  путь от дома до школы  Развитие   пространственных КРЗ   – представлений   путем   определения   сторон горизонта   по   Солнцу,   компасу   и   местным признакам. 8 9 5 План  местности 1 Комби нирова нный 6 Географичес кая карта 7 Равнины 1 1 Комби нирова нный Комби нирова нный Работа с готовыми  моделями (глобус,  карта и др.);  создание несложных моделей.  Ориентирование на  местности;  определение сторон  горизонта с  помощью компаса.  Элементарные  приемы чтения  плана, карты (без  масштаба) Формы  поверхности:  равнина, горы,  холмы, овраги  (узнавание в  природе, на  рисунке, карте) Знать, что план и карта – это изображение  участка земной поверхности сверху условными  знаками; отличия карты от плана (на карте  изображают большие участки земной  поверхности; на плане дается более подробное  изображение местности). Уметь пользоваться планом местности;  составлять план школьного участка;  рассмотреть условные знаки на плане;  придумывать условные знаки и чертить план  Волшебного города КРЗ ­Развитие коммуникативных умений  через выполнение задания в группе. Уметь находить на карте параллели и  меридианы; определять вид карты  (географическая, историческая); читать карту,  используя условные знаки; пользоваться  дополнительной литературой КРЗ ­ Развитие мышления через чтение  условных знаков Знать основные формы поверхности  суши –  равнины; как на карте обозначают равнины. Уметь рассказывать, что называют равнинами; рассказывать, как образуются овраги; называть  части холмов (подошва, склон, вершина);  определять признаки оврага и балки;  объяснять, какой вред могут приносить людям  овраги, если  с ними не вести борьбу КРЗ ­ Развитие речи через составление  рассказа об образовании оврагов Практи ческая  работа Масшта б  С. 21– 25,  отвечать на  вопросы История  создания  карт.  Географ ия и  картогра фия  Индиви дуаль­ ный  опрос. Работа  в парах Работа  в парах  С. 25– 29,  отвечать на  вопросы С. 29– 33,  отвечать на  вопросы 10 8 Горы 1 Комби нирова нный Формы  поверхности:  равнина, горы,  холмы, овраги  (узнавание в  природе, на  рисунке, карте) 9 Как солнце,  вода и ветер  изменяют  поверхность  суши 1 Комби нирова нный Что такое  окружающий мир.  Как человек познает природу, общество,  самого себя 10 Как  1 деятельност ь человека  изменяет  поверхность  суши.  Охрана  природы. Комби нирова нный Влияние  деятельности  человека на природу. Охрана природных  богатств. Что такое  окружающий мир.  Как человек познает  природу, общество,  самого себя Знать основные формы поверхности  суши –  горы; как на карте обозначают горы. Уметь сравнивать горы и холмы; анализировать формы поверхности суши родного края;  рассказывать о частях горы, о горных хребтах, о  долинах, ущельях, перевалах, тоннелях; о  вулканах; находить по карте расположение  вулкана Ключевская сопка.  Иметь представление о строении вулкана КРЗ ­ Развитие мышления через сравнение гор и холмов Знать, что такое горные породы; что речная  долина – это понижение на поверхности суши,  по дну которого течет река; что пещера –  пустоты в толще земли. Иметь представление об образовании  сталактитов, сталагмитов в пещере. Уметь приводить примеры горных пород;  называть горные породы, которые встречаются  в родном крае; проводить опыты с гранитом;  объяснять, как солнце, вода и ветер изменяют  поверхность суши; анализировать фотографии  равнинной и горной реки; рассказывать об  образовании барханов КРЗ – Обогащение словарного запаса через  объяснение значения новых слов. Знать, как деятельность человека изменяет  поверхность суши. Уметь сравнивать результаты воздействия  воды и ветра на поверхность суши с  результатами воздействия на нее деятельности  людей; объяснять, почему воздействие человека на земную поверхность теперь значительно  сильнее, чем в прошлом; называть  искусственные части рельефа (курганы, валы,  Фронта льный опрос Вулкан.  Кратер  вулкана.  Кратер  вулкана.  Магма.  Лава С. 33– 36,  отвечать  на  вопросы.  Составить фотоальб ом  «Горы» Фронта льный и  индивид уаль­ ный опрос Сталагм иты.  Сталакт иты.  Эоловы й город С. 36– 41,  отвечать на  вопросы Фронтал ьный и  индивид уальный  опрос Находк и в  кургане С. 41– 45,  отвечать на  вопросы 11 рвы, насыпи, карьеры, отвалы) РКЗ ­ Развитие мышления через объяснение  почему воздействие человека на земную  поверхность теперь значительно сильнее, чем в прошлом; 11 Богатства  1 недр. Охрана полезных  ископаемых Комби нирова нный 1 1 Обобщ ение  знаний Комби нирова нный 12 Разнообразие почв. Охрана почв. 13 Что такое  природное  сообщество.  Какие  растения  растут на  лугу.  Осторожно,  ядовитые  растения! Полезные  ископаемые,  распространенные в  данной местности  (2–3 названия), их  использование  человеком. Влияние  деятельности  человека на  природу. Охрана  природных богатств. Как человек познает природу Неживая и живая  природа  (различение, краткая характеристика  объектов неживой и  живой природы,  отличие от изделий). Понимание связи  неживой и живой  природы. Явления  природы (общее  представление о 3–4  явлениях). Растения  Знать понятие «полезные ископаемые». Уметь называть полезные ископаемые;  различать виды полезных ископаемых (горючие  полезные ископаемые, железные руды, цветные  руды, апатиты и калийная соль); называть  полезные ископаемые родного края; сравнивать  свойства нефти и природного газа КРЗ ­ Развитие мышления через сравнение  свойств нефти и природного газа Знать, что такое почва; как образуется почва. Иметь представление о науке агрономия. Уметь называть виды почв (подзолистые, серые лесные, торфяно­болотные, засоленные почвы);  рассказывать о значении почвы для жизни  природы; объяснять, почему почву надо беречь КРЗ ­ Развитие речи через составление  рассказа о значении почвы для жизни природы Знать, что такое экология; как живая природа  связана с неживой природой; что природное  сообщество – это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной  территории, влияют друг на друга и на  окружающую среду. Уметь приводить примеры взаимосвязей в  живой природе; устанавливать связи между  организмами в природном сообществе;  рассказывать, что такое цепь питания; вставлять в цепи питания недостающие звенья; составлять  схему круговорота веществ в природе. Работа  в парах, оформле ние опытов в  тетради Фронтал ьный опрос Фронтал ьный опрос Поварен ная соль С. 45– 49, отвечать на  вопросы С. 50– 52, отвечать  на вопросы С. 53,  отвечать на  вопросы Почва,  ее  значение для  жизни Экологи ческая  пирамид а.  Кругово рот  веществ  в  природе 12 луга: разнообразие,  части растения,  условия,  необходимые для  жизни. Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения в  ближайшем  окружении,  сравнение).  Дикорастущие и  культурные  растения родного  края (различение) Что такое  окружающий мир.  Как человек познает природу, общество,  самого себя.  Безопасное  поведение (на  дорогах, в лесу, на  водоеме) Животные луга:  разнообразие  (насекомые, рыбы,  птицы, звери);  особенности их  внешнего вида,  питания,  размножения (на  примерах животных, обитающих в данной местности).  Взаимосвязь  Комби нирова нный 14 Экскурсия  1 на луг.  Безопасное  поведение на дорогах, в  лесу, на  водоемах. 1 Обобщ ение  знаний 15 Животные­ обитатели  луга. Луг  в жизни  человека.  Охрана  животных. Иметь представление об экологической  пирамиде; о круговороте веществ в природе; о  трех группах организмов (растения­ производители, животные­потребители,  бактерии­разрушители) КРЗ – Развитие произвольного  внимания  через наблюдение за объектами живой и  неживой природы Индиви дуаль­ ный  опрос.  Дидакти ческая   игра Индиви дуаль­ ный  опрос Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь проводить наблюдения за растениями и  животными луга; определять условия жизни на  лугу (освещенность, температуру, влажность  воздуха и почвы); называть признаки луга;  рассказывать о растениях и животных луга  родного края; определять, как человек влияет на луг; указывать экологические связи на лугу;  проводить природоохранные мероприятия КРЗ ­ Развитие мышления путем сравнения  положительного и отрицательного влияния  человека на природу. Иметь представление о защитной окраске  животных (покровительственной, подражающей  окраске). Уметь называть растения и животных луга;  определять, как они приспособились к условиям жизни; с помощью рисунка приводить примеры  связей, которые сложились между обитателями  луга; составлять цепи питания из 3–4 звеньев;  приводить примеры покровительственной,  подражающей окраски; рассказывать о значении  луга в природе и в жизни человека С. 57– 58,  отвечать на  вопросы С. 59– 64, отвечать на  вопросы 13 растений и  животных (на  конкретных  примерах) Что такое  окружающий мир.  Как человек познает  природу, общество,  самого себя.  Безопасное  поведение (на  дорогах, в лесу, на  водоеме) Растения леса:  разнообразие, части  растения, условия,  необходимые для  жизни. Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения в  ближайшем  окружении,  сравнение).  Дикорастущие и  культурные  растения родного  края (различение) Животные леса:  разнообразие  (насекомые, рыбы,  птицы, звери);  особенности их  КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через составление цепей  питания Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь определять условия жизни на лугу  (освещенность, температуру, влажность воздуха  и почвы);  называть признаки смешанного леса;  рассказывать о растениях и животных  смешанного леса родного края; указывать  экологические связи в смешанном лесу;  проводить природоохранные мероприятия  КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через составление цепей  питания Знать признаки хвойного, лиственного и  смешанного лесов. Уметь называть растения лесов; сравнивать  условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах; приводить примеры влияния деревьев на  другие растения леса; называть растения леса  родного края; определять вид леса родного  края; рассказывать, как растения леса  приспособлены к совместной жизни; приводить  примеры растений верхнего и нижнего ярусов;  КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через сравнение условий жизни  в лесу и условия жизни на лугу Знать, почему в лесу может обитать много  разных животных. Уметь рассказывать, как животные леса  приспособлены к условиям жизни в лесу;  приводить примеры; с помощью рисунка  Фронтал ьный и  индивид уаль­ ный опрос Самосто ятельна я   работа С. 64– 65, отвечать  на вопросы С. 65– 68, отвечать  на вопросы Грибы.  Съедобн ые и  несъедо бные  грибы  (узнаван ие) Оформл ение заданий  в таб­ С. 68– 73, отвечать  на воп­ 16 Экскурсия  1 в смешанный лес. Охрана  природы. Экс­ курсия Комби нирова нный 17 Какие  1 растения  растут в  лесу.  Безопасное  поведение в  лесу. 1 Комби нирова нный 18 Животные­ обитатели  леса. Лес  в жизни  человека.  Береги  природу! 14 внешнего вида,  питания,  размножения (на  примерах животных, обитающих в данной местности).  Взаимосвязь  растений и  животных (на  конкретных  примерах) Что такое  окружающий мир.  Как человек познает природу, общество,  самого себя.  Безопасное  поведение (на  дорогах, в лесу, на  водоеме) 19 Экскурсия  к водоему.  Охрана  водоемов. 1 Экс­ курсия 20 Водоем.  1 Безопасное  поведение  на  водоемах. Комби нирова нный Растения водоема:  разнообразие, части  растения, условия,  необходимые для  жизни. Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения в  ближайшем  окружении,  сравнение).  лицах. Уст­ный опрос росы Фронтал ьный опрос С. 74, отвечать на  вопросы Уст­ный опрос С. 74– 80,  отвечать на  вопросы рассказывать, как животные леса связаны с  растениями и друг с другом; определять  значение для растений и животных леса грибов;  составлять характерные для леса цепи питания  из 3–4 звеньев; рассказывать о значении леса в  природе и жизни человека; придумывать  запрещающие и разрешающие знаки для отдыха в  лесу  КРЗ – Развитие и коррекция произвольного  внимания через выявление отличительных  признаков групп растений. Знать правила поведения во время экскурсии;  виды водоемов; названия водоемов родного края. Уметь определять условия жизни на лугу  (освещенность, температуру, влажность воздуха  и почвы); называть признаки водоема;  рассказывать о растениях и животных водоема  родного края; указывать экологические связи в  водоеме; проводить природоохранные  мероприятия КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через указание экологических  связей Знать растения и животных водоема. Уметь рассказывать об условиях жизни   в водоеме; называть растения, растущие в  прибрежной части пресного водоема, и растения  на поверхности воды; с помощью рисунка  приводить примеры связей животных водоема с  растениями и друг с другом;  составлять характерные для водоема цепи питания из 3–4 звеньев; рассказывать о значении водоемов  в природе и жизни человека; называть растения и  животных водоемов родного края 15 21 Искусствен 1 ные  сообщества. Поле Обобщ ение  знаний Дикорастущие и  культурные растения родного края  (различение).  Животные водоема:  разнообразие  (насекомые, рыбы,  птицы, звери);  особенности их  внешнего вида,  питания,  размножения  (на примерах  животных,  обитающих в данной  местности) Растения поля:  разнообразие, части  растения, условия,  необходимые для  жизни. Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения в  ближайшем  окружении,  сравнение).Дикорас тущие и   культурные  растения родного  края (различение).  Животные  поля:  разнообразие  (насекомые, рыбы,  птицы, звери);  особенности их  КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через сравнение культурных и  дикорастущих растений. Индивид уаль­ ный  опрос С. 81– 87,  отвечать на  вопросы Знать, какие растения называются культурными; что такое растениеводство. Уметь называть отрасли растениеводства;  приводить примеры овощных культур, зерновых  культур, технических культур; рассказывать,  какой вред культурным растениям наносят  сорняки; составлять цепи питания, характерные  для картофельного и капустного поля из 3–4  звеньев; рассказывать о том, как животные поля  связаны с растениями КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через доказательство опытным  путем некоторых жизненных процессов  растений и условий их жизни 16 22 Сад.  1 Проверочна я работа по  теме «Наш  край» Обобщ ение  знаний внешнего вида,  питания,  размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности) Растения сада:  разнообразие, части  растения, условия,  необходимые для  жизни. Деревья,  кустарники, травы  (наблюдения в  ближайшем  окружении,  сравнение).  Дикорастущие и  культурные   растения родного  края (различение).  Животные сада:  разнообразие  (насекомые, рыбы,  птицы, звери);  особенности их  внешнего вида,  питания,  размножения (на  примерах животных, обитающих в данной местности) С. 88– 93,  отвечать на  вопросы Проверк а знаний. «Мозаик а  заданий» (с. 92– 93) Знать признаки сада. Уметь приводить примеры плодовых и ягодных  культур сада; рассказывать, какие животные  обитают в садах; приводить примеры связей  животных сада с растениями и друг с другом;  составлять цепи питания, характерные для сада;  называть 2–3 причины, из­за которых может  произойти нарушение экологического равновесия  в саду; определять, как садоводство в родном  крае связано с его природными условиями;  готовить сообщение о работе садоводов  родного края  КРЗ – Развитие и коррекция навыков  самоконтроля  23 Какую  форму  имеет  1 Комби нирова нный Как человек познает природу. Работа с  готовыми моделями  Знать, что Земля имеет шарообразную форму. Уметь доказывать, что Земля имеет  шарообразную форму; рассказывать, как древние  Уст­ный  опрос  С. 98– 100, отвечать на  Наша Родина на планете Земля (12 часов) 17 Земля.  Береги  планету! 24 Карта  1 полушарий Комби нирова нный 25 Движение  Земли.  Тепловые  пояса Обоб щение знани й (глобус, карта и  др.); создание  несложных моделей. Элементарные  приемы чтения  плана, карты (без  масштаба) Земля – планета.  Материки и океаны  (общее  представление,  расположение на  глобусе, карте).  Работа с готовыми  моделями (глобус,  карта и др.);  создание несложных моделей.  Элементарные  приемы чтения  плана, карты (без  масштаба) Работа с готовыми  моделями (глобус,  карта и др.); создание несложных моделей.  Элементарные  приемы чтения плана, карты (без масштаба). Условия жизни на  Земле: свет, тепло,  воздух, вода народы в разных странах представляли себе  форму Земли; объяснять, почему нужно беречь  нашу планету КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через работу с готовыми  моделями Знать, что такое глобус; как обозначают на  глобусе сушу и воду; как называют большие  участки суши, окруженные со всех сторон водой. Уметь называть и показывать на карте  полушарий материки; находить на карте столицу  нашей Родины; находить и показывать на карте  океаны; работать с контурной картой КРЗ – Развитие и коррекция пространственных представлений через работу с географической  картой. вопросы Фронтал ьный  опрос С. 100– 105, отве­ чать на вопросы Практич еская  работа Теплов ые  пояса  Земли  С. 106– 109, отвечать на вопросы Знать, чем звезда отличается от планеты; какая  звезда расположена ближе всего к нам. Уметь объяснять, почему происходит смена дня  и ночи; рассказывать, в результате чего  происходит смена времен года; проводить опыты;  используя рисунок, определять, в каких тепловых  поясах лежат материки. Иметь представление о тепловых поясах  (жаркий пояс, холодный пояс, умеренный  пояс) КРЗ – Развитие и коррекция  мыслительной деятельности через работу со  схемами, рисунками, диаграммами для  получения нужной информации. 18 26 В пустыне  1 Африки Комб иниро ван ный Элементарные  приемы чтения  карты (без  масштаба).  Раститель  ный и животный мир  пустыни 27 Экваториаль 1 ные леса  Южной  Америки Ком­ бинир ован­ ный Элементарные  приемы чтения карты (без масштаба).  Растительный и  животный мир  экваториальных  лесов Южной  Америки 28 Антарктида.  Австралия.  Евразия 1 Ком­ бинир ован­ ный Элементарные  приемы чтения карты (без масштаба).  Растительный и  животный мир  Антарктиды,  Австралии, Евразии Уметь рассказывать о природных условиях  Сахары; приводить примеры растений и животных Сахары; определять, как растения и животные  приспособились   Практич еская  работа к условиям жизни; приводить примеры  взаимосвязей между обитателями пустыни;  рассказывать о занятиях населения Сахары;  показывать на карте пустыни Африки  КРЗ Развитие речи через составление рассказа  о природных условиях Сахары Уметь рассказывать о природных условиях  экваториальных лесов Южной Америки;  приводить примеры растений и животных  экваториальных лесов Южной Америки;  определять, как растения и животные  приспособились к условиям жизни; приводить  примеры взаимосвязей между обитателями  экваториальных лесов Южной Америки;  рассказывать о занятиях населения  экваториальных лесов Южной Америки;  показывать на карте экваториальные леса Южной  Америки  КРЗ Развитие речи через составление рассказа  о природных условиях экваториальных лесов  Южной Америки; Уметь рассказывать о природных условиях  Антарктиды, Австралии, Евразии; приводить  примеры растений и животных Антарктиды,  Австралии, Евразии; определять, как растения и  животные приспособились к условиям жизни;  приводить примеры взаимосвязей между  обитателями Антарктиды, Австралии, Евразии;  рассказывать о занятиях населения Антарктиды,  Австралии, Евразии; показывать на карте  растительный и животный мир Антарктиды,  Австралии, Евразии  С. 110– 113, отве­  чатьна  вопросы С. 114– 117, отвечать  на вопросы Дидакти ческая  игра  Индивид уаль­ный  опрос С. 117– 123, отвечать  на вопросы 19 29 Карта  1 России.  Охрана  природы. Элементарные  приемы чтения карты (без масштаба) Обоб щение знани й Индивид уаль­ный опрос КРЗ – Развитие и коррекция пространственных представлений через работу с географической  картой. Уметь выполнять практическую работу на карте  России; находить и показывать на карте  меридианы и параллели; показывать сухопутные  границы России на западе и на юге; находить реки;  подписывать названия рек на контурной карте;  определять, в каком направлении течет Волга и  куда она впадает; в каком направлении течет Обь  и где она берет свое начало; обозначать на  контурной карте горы, города; находить на карте  озеро Байкал  КРЗ – Развитие эмоционально­волевой сферы  через знакомство с положительными и  отрицательными эмоциями. 30 1 Зона  арктических  пустынь Комб иниро ванны й Элементарные  приемы чтения карты (без масштаба).  Растительный и  животный мир зоны  арктических пустынь Уст­ный  опрос Знать, что природные зоны – это территории со  сходными условиями жизни, почвами,  растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. Уметь рассказывать об условиях жизни в зоне  арктических пустынь; называть растения и  животных зоны арктических пустынь; определять,  как приспособились растения и животные к  условиям жизни в арктической пустыне; приводить Природ ные   сооб­ щества  родного  края  (2–3).  Природ ные  зоны  России,  растите льный и  животн ый мир,  особенн ости  труда и  быта  людей  2–3  природн ых зон.  Устье реки  Волга.  Озеро  Байкал  Лишай ники  С. 123– 128, отвечать  на вопросы 20.12 С. 129– 134,  отвечать на вопросы 20 примеры связей животных арктических пустынь с  растениями и друг с другом; составлять цепи  питания для обитателей арктических пустынь из 3– 4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны  арктических пустынь. Иметь представление о лишайниках; как  питаются лишайники; о том, какое значение имеют  лишайники в природе КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через составление цепей  питания  для обитателей арктических пустынь из 3–4  звеньев; Знать природную зону – тундру. Уметь рассказывать о природных  условиях  жизни в тундре; называть растения и животных  тундры; определять, как приспособились растения  и животные к условиям жизни в тундре; приводить  примеры связей животных тундры с растениями и  друг с другом; составлять цепи питания для  обитателей тундры из 3–4 звеньев; рассказывать о  заповедниках зоны тундры КРЗ – Развитие и коррекция памяти через  называние растений  и животных тундры; Знать природную зону лесов. Уметь рассказывать о природных  условиях  жизни в зоне лесов; называть растения и животных  зоны лесов; определять, как приспособились  растения и животные к условиям жизни в зоне  лесов; приводить примеры связей животных зоны  лесов с растениями и друг с другом; составлять  цепи питания для обитателей зоны лесов из 3­4  звеньев; рассказывать о заповедниках зоны лесов КРЗ Развитие речи через составление рассказа о природных условиях жизни в зоне лесов Знать природную зону – степи. Уметь рассказывать о природных  условиях  Устный  опрос С. 134– 139,  отвечать на вопросы Индивид уальный  опрос. Практич еская  работа С. 139– 145,  отвечать на вопросы Уст­ный опрос.Ра С. 145– 150, отве­ 21 1 1 31 Тундра.  Охрана  заповеднико в. 32 Зона  лесов.  Охрана  заповеднико в. Комби нирова нный Элементарные  приемы чтения  карты (без  масштаба).  Растительный и  животный мир  тундры Комби нирова нный Элементарные  приемы чтения  карты (без  масштаба).  Растительный и  животный мир зоны  лесов 33 Степи.  Охрана  1 Комби нирова Элементарные  приемы чтения природы. нный 1 Обобщ ение  знаний 34 Экологическ ие проблемы  России.  Международ ное  сотрудничест во по охране  природы.  Проверочная  работа по  теме «Наша  Родина на  планете  Земля» жизни в степи; называть растения и животных  степи; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в степи;  приводить примеры связей животных степи с  растениями и друг с другом; составлять цепи  питания для обитателей степи (из 3–4 звеньев);  рассказывать о заповедниках зоны степей;  описывать условия жизни в пустыне КРЗ – Развитие и коррекция памяти через  называние растений  и животных степи Уметь называть экологические проблемы родного  края; предлагать свои способы решения  экологических проблем; называть международные  организации по охране природы  КРЗ – Коррекция и развитие мыслительной  деятельности путем установления взаимосвязи  между человеком и окружающей средой. бота  в  парах Проверо чная  работа.  «Мозаик а  заданий»  (с. 154– 155) карты (без  масштаба).  Растительный и  животный мир зоны степей Влияние  деятельности  человека на  природу. Охрана  природных  богатств. Что такое окружающий мир.  Как человек  познает природу,  общество, самого  себя чать на  вопросы С. 150– 155,  отвечать  на вопросы 35 История на  1 карте Обобщ ение  знаний Работа с готовыми  моделями; создание несложных моделей Наши верные помощники (2 часа) Знать, что историческая карта может  рассказывать о том, где расселялись наши предки,  строили крепости и города, как завоевывали и  осваивали новые территории;  КРЗ – Развитие и коррекция пространственных  представлений через работу с исторической  картой. условные обозначения на исторической карте. Уметь придумывать название карты; читать карту; разбирать условные обозначения; отвечать на  вопросы по исторической карте КРЗ – Развитие и коррекция пространственных  Индивид уальный  опрос. С. 6–7, отвечать  Дидакт ическая игра на  вопрос ы 22 36 Исторически е источники 1 Комбин ированн ый Работа с готовыми  моделями; создание несложных моделей 37 Первые  русские  князья 1 Комбин ированн ый 38 Князь  1 Владимир.  Крещение  Руси Комбин ированн ый История Отечества:  отдельные, наиболее  важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена. Что такое  окружающий мир.  Как человек познает  общество История Отечества: отдельные,  наиболее важные и  яркие исторические события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные  представлений через работу с исторической  картой. Знать понятие «исторические источники»; что  память о прошлом хранят находки археологов; что  по вещественным источникам археологи  восстанавливают историческое прошлое. Иметь представление о летописях, былинах,  письме на бересте. Уметь рассказывать, что относится к  вещественным, письменным и устным источникам КРЗ – Развитие временных представлений через  работу с лентой времени. Древняя Русь (5 часов) Знать имена первых русских князей   (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга); Киев –  столица древнерусского государства. Уметь рассказывать о жизнедеятельности первых  русских князей. Иметь представление о вооружении славянских  народов  КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Индиви дуаль­ ный  опрос С. 7– 11,  отвеча ть на  вопрос ы Летоп иси.  Былин ы.  письм о на  берест е Фронтал ьный и  индивид уальный опрос Воору жение  славян ских  воинов С. 14– 16,  отвеча ть на  вопрос ы Уметь рассказывать, как князь Владимир  укрепил свое государство; называть сказки, в  которых действуют персонажи языческой веры  древних славян; подготовить сообщение о  Рождестве КРЗ – Расширение и активизация словаря через  объяснение значения новых слов. Индивид уаль­ный  опрос Веров ание  древн их  славян .  Какую религи ю  С. 17– 21,  отвеча ть на  во­ просы.  Сообщ ение  о  23 исторические  времена 1 1 39 Культура  Древней   Руси 40 Борьба  с инозем­ ными  захватчиками . Александр  Невский Комбин ированн ый Письменность на  Руси.  Православный храм Комби­ нирован ный История Отечества: отдельные, наиболее важные и  яркие исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена Изготовл ение  веревоч­ ного  телефона Работа в  парах Знать, кто создал славянскую азбуку. Уметь рассказывать, что является нашим  культурным наследием; описывать, как выглядела  древнерусская книга КРЗ – Расширение кругозора путем знакомства с памятными местами городов. Знать дату нашествия татаро­монгол на Русь   (1237 год).  Иметь представление об истории  татаро­ монгольского нашествия на Русь, битве со  шведами на берегу Невы, битве на Чудском озере;  о русском богатыре Евпатии Коловрате. Уметь  подготовить сообщение о монголо­татарском  нашествии на Русь; рассказывать о битве на  Чудском озере КРЗ Развитие речи через составление рассказа   о битве на Чудском озере 41 Дмитрий  Донской.  Куликовская  битва 1 Комбин ированн ый История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические Знать историю Куликовской битвы. Уметь рассказывать о ходе битвы по  исторической карте; описывать Кремль при  Дмитрии Донском; объяснять, почему хан Мамай  напал на Русь; рассказывать о значении победы  русского войска на Куликовом поле. Иметь представление о деятельности монаха  Фронталь ный опрос Рожде стве приня ла  Русь  Памят ники  архите ктуры  Евпат ий  Коловр ат.  Ледово е  побоище . Война  со  щведам и.  Татаро монгол ьское  иго Серги й  Радон еж­ ский  С. 21– 24,  отвеча ть на  вопрос ы С.  25– 29, отвеч ать  на  вопр осы С.  30– 33, отвеч ать  на  вопр осы 24 времена Сергия Радонежского  КРЗ – Коррекция и развитие мыслительной  деятельности путем составление рассказа о  ходе битвы по исторической карте; Московское царство (5 часов) Комбин ированн ый История Отечества:  отдельные, наиболее важные  Знать первого русского царя; в каком веке  правил царь Иван IV. Уметь рассказывать, какие  новшества появились на Руси во вре­ Индивид уаль­ный 42 Первый  1 русский царь. Преобразован ия в  государстве и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные  исторические  времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  мя правления Ивана Грозного; описывать по  рисунку, как выглядели стрельцы, чем они были  вооружены; готовить рассказ о Московских  приказах; называть первые печатные книги;  сравнивать первые печатные книги и рукописные;  находить в дополнительной литературе предание о  строителяхсобора Василия Блаженного КРЗ Развитие речи через составление рассказа   по рисунку Знать отличия крестьянской избы от боярского  дома. Уметь объяснить, что значит топить печь «по­ черному»; описывать русский монастырь;  составлять по рисункам сюжетные рассказы (один  день в доме крестьянина, один день в доме  боярина). Иметь представление о книге «Домострой» КРЗ – Расширение и активизация словаря через  объяснение значения новых слов. Знать, почему события XVII века называют  Смутным временем. Уметь объяснять смысл слов на памятнике  Минину и Пожарскому; используя картину А.  Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам»,  43 Как жили  1 люди на Руси в XIV–XVI  веках Комбини рованный Обобщен ие знаний 44 Смутное  1 время.  К. Минин  и Д.  Пожарский опрос Индивид уаль­ный опрос  Домо­ строй  С.  36– 40,  отвеч ать  на  вопро сы С.  40– 44,  отвеч ать  на  вопро сы Уст­ный  опрос Казанс кий  собор  в Мос­ кве  С.  44– 47,  отвеч ать  25 45 Русское  государство  при первых  Романовых 1 Комбини рованный 1 Комбини рованный 46 Русские  землепроходц ы.  Проверочная  работа по  теме  «Московское царство» быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История  Отечества:  отдельные,  наиболее важные и  яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные  исторические  времена Что такое  окружающий мир.  Как человек  познает природу,  общество, самого  себя составить небольшой сюжетный рассказ; объяснять  название нового праздника – День народного  единства 4 ноября. Иметь представление об истории создания  Казанского собора в Москве КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Уметь рассказывать, что нового появилось в  русском государстве в XVII веке; называть, какие  повинности несли крепостные крестьяне в пользу  своего господина; объяснять выражение «отложить  дело в долгий ящик»; описывать, как выглядела  улица XVII века, как были одеты горожане;  называть улицы в Москве, которые носят названия  ремесел; объяснять, кто такие «крепостные  крестьяне»; используя текст и рисунки урока,  составлять небольшие рассказы (один день из  жизни царя; путешествие иностранного купца по  Москве XVII века) КРЗ Развитие речи через составление рассказа   по рисунку Знать, что участников экспедиций в Сибирь и на  Дальний Восток называли землепроходцами. Иметь представление об экспедиции В. Д.  Пояркова, С. И. Дежнева, Е. П. Хабарова. Уметь отвечать на вопросы, используя  исторические карты; находить дополнительный  материал по теме; рассказывать, как изменились  границы государства к концу XVII века, какие  новые территории появились у России; проследить  по карте путь В. Пояркова, С. Дежнева, Е.  Хабарова  КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. на  вопро сы С.  47– 50,  отвеч ать  на  вопро сы С. 51– 55, отвеча ть на  вопро сы Самосто ятельная работа Домаш няяжиз нь  царя Проверо чная  работа.  «Мозаик а  заданий» (с. 54– 55) 26 47 Петр I –  1 необычный  царь Комби нирова нный 48 Мирные  1 заботы Петра Комби нирова нный 49 Императрица Екатерина II 1 Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  историчес­ кие события,  картины быта,  труда, традиций  людей в разные  исторические  времена Российская империя (9 часов) Знать, каким царем был Петр I.  Иметь представление о рекрутской  повинности; о потешных войсках. Уметь описывать, какие изменения произошли в  царствование Петра I; объяснять, для чего царь  проводил в стране перепись населения; используя портрет Петра и текст, составлять  характеристику личности русского царя;  находить в энциклопедии дополнительный  материал о реформах Петра I; готовить  небольшое сообщение КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Знать, когда в России стали отмечать Новый  год; какие изменения произошли в календаре. Уметь составлять рассказ об ассамблее  КРЗ Развитие речи через составление  рассказа об ассамблее   Знать, что такое барщина, оброк. Уметь рассказывать об А. Суворове,  Ф. Ушакове; находить в энциклопедии  дополнительные материалы о полководцах;  объяснять, почему «Наука побеждать» А.  Суворова остается современной и в наши дни;  сравнивать дворянскую усадьбу XVIII века с  домом дворянина XVI века; составлять рассказ  «Один день в дворянский усадьбе» КРЗ   –  Расширение   кругозора   через знакомство   с   традициями   и   обычаями народов нашей страны. Уст­ный опрос,  работа в парах С. 60– 62,  отвечать на  вопросы Беседа  по  вопроса м С. 63– 65,  отвечать на  вопросы Беседа  по  статье Дворянс кая  усадьба С. 66– 69,  отвечать на  вопросы 27 50 Образование  1 и наука в  XVIII веке Комби нирова нный 51 Война  1812 года 1 Комби нирова нный 52 Отмена  1 крепостного  права Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена 53 Наука и  техника в  1 Комби нирова Что такое  окружающий мир.  Иметь представление, в каком году был  открыт Московский университет. Уметь объяснять, почему университет носит  имя М. В. Ломоносова; находить в энциклопедии дополнительные сведения о жизни М. В.  Ломоносова; рассказывать, чему учили  смолянок; описывать изобретения И. Кулибина;  готовить сообщение по теме; давать толкование  словам «дружба», «добродетельный человек» КРЗ – Коррекция и развитие мыслительной  деятельности через объяснение, почему  университет носит имя М. В. Ломоносова; Уметь объяснять, почему войну 1812 года  называют Отечественной; рассказывать, кто  возглавил русскую армию во время войны 1812  года; читать стихотворение М. Ю. Лермонтова;  находить в энциклопедии дополнительный  материал о М. И. Кутузове; описывать, как был  вооружен русский дружинник КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Уметь объяснять, почему Александра II   называли царем­освободителем; рассказывать,  как изменилась жизнь в России после отмены  крепостного права; рассказывать о музеях  родного края; рассказывать, что нового  появилось в воспитании и образовании  Александра II.  Иметь представление, кто такие  меценаты КРЗ – Расширение и активизация словаря  через объяснение значения новых слов. Знать, кто из русских путешественников  исследовал город Владивосток. Беседа  по  вопроса м С. 70– 73,  отвечать на во­ просы С. 74– 77,  отвечать на во­ просы Работа по  группам . Работа  в парах Русская  армия.  Музей­ панорам а  «Бороди нская  битва» Фронтал ьный опрос Воспита ние  юного  императ ора С. 77– 79,  отвечать на  вопросы Практич еская  Изобрете ния П. Н. Яблочков С. 80– 83,  28 XIX веке нный Как человек познает  природу, общество,  самого себя 54 Город и  1 горожане.  Мода Обобщ ение  знаний 1 Комби нирова нный 55 Культура  XIX века.  Проверочная работа по теме  «Российская  империя» История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, тру­ да, традиций людей  в разные  исторические  времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена. «Человек – существо  социальное», член  общества Иметь представление о научных открытиях  К. А. Тимирязева, хирурга Н. И. Пирогова,  изобретениях П. Н. Яблочкова.  Уметь находить дополнительные сведения об  изобретении фотографии и кинематографе;  рассказывать о значении изобретений;  доказывать значение растений в природе КРЗ – Развитие внимания и  наблюдательности через практическую  работу. Знать, в каком веке были основаны Москва и  Петербург. Уметь сравнивать современный транспорт и  конку; рассказывать, какие новые детали  появились в женском костюме; описывать, какие изменения произошли в  мужском и женском костюме в XIX веке;  вспоминать, что ели наши предки в XIX веке КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через сравнение современный  транспорт и конка; Знать фамилии писателей и поэтов начала XIX  века; произведения А. С. Пушкина. Уметь находить в энциклопедии  дополнительные сведения о поэтах, писателях  начала XIX века; рассказывать о поэте В. А.  Жуковском; объяснять, почему Н. М. Карамзина современники называли «последним русским  летописцем»; описывать картины художников  начала  XIX века; готовить сообщение о  картинах на историческую тему, о портретах  известных людей; объяснять, в чем заключается  «великая сила музыки».  Иметь представление о том, что М. Глинка  является создателем русской национальной  работа отвечать на  вопросы а.  Хирург  Н. И.  Пирогов.  Ученый   К. А.  Тимирязе в С. 83– 88,  отвечать на  вопросы Книгоиз датель  И. Д.  Сытин С. 88– 95, отвечать на  вопросы Уст­ный опрос  Проверо чная  работа.  «Мозаик а   заданий »  (с. 94– 95) 29 56 Россия в  1 начале XX  века.  Революция в  России Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда, традиций людей в  разные исторические времена оперы КРЗ – Развитие и коррекция мыслительной  деятельности через сравнение современный  транспорт и конка;; Российское государство (13 часов) Знать, кто был последним русским  императором; когда началась Первая мировая  война; как стала называться наша страна после  Октября 1917 года. Уметь  работать с лентой времени;  рассказывать, какие события произошли в нача­ ле ХХ века в Российской империи; находить в  дополнительной литературе материал о  деятельности Красного Креста  КРЗ – Развитие временных представлений  через работу с лентой времени. 57 Россия в  1 годы  Советской  власти Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена Знать, как стало называться наше государство  после 1922 года. Уметь сравнивать герб СССР с гербом РСФСР; находить на карте крупные предприятия,  построенные в 20–30 годах; рассказывать, зачем  нужно было бороться с неграмотностью. Иметь представление о пионерской  организации  КРЗ – Расширение и  активизация словаря  через объяснение значения новых слов. Самосто ятельна я работа Сестры  милосер дия С. 100–  103,  отвечать на воп­ росы Работа в парах и  по  группам Пионерс кая  организа ция  С. 103– 107,  отвечать на  вопросы 58 Великая  1 Отечественн ая война Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические Знать, когда началась Великая Отечественная  война. Уметь показывать на карте направления  главных ударов противника; называть  российские города, которые одними из первых  подверглись нападению со стороны фашистской  Германии; готовить сообщение о том, кто  первым принял на себя удар фашистов Фронтал ьный опрос С. 107– 109,  отвечать на  вопросы 30 59 Крупнейшие  1 битвы  Отечественн ой войны Комби нирова нный 60 Тыл в годы  1 войны Комби нирова нный времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  историчес­кие  события, картины  быта, труда, традиций людей в  разные исторические времена История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена. Родной  город (село), регион  (область,  республика, край).  Название, основные  достопримечательно сти 61 Россия после 1 войны Комби нирова нный История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические  КРЗ – Коррекция и развитие мыслительной  деятельности путем составление рассказа о  ходе битвы по исторической карте; Уметь рассказывать о событиях Ленинградской блокады, о битве под Москвой, о  Сталинградском сражении, о Курской битве;  рассказывать, через какие города проходила  линия фронта в декабре 1942 года; какие города  были освобождены в результате наступления советских войск;  рассказывать, как сложилась судьба города в  годы Великой Отечественной войны\ КРЗ Развитие речи через составление  рассказа о судьбе города в годы Великой Отечественной войны\ Уметь объяснять значение слова «эвакуация»;  рассказывать о военных годах родного края;  находить и пересказывать произведения о  Великой Отечественной войне; объяснять,  почему война советского народа с фашисткой  Германией называется «Отечественной»;  называть города­герои; называть памятники  родного края, посвященные победе в войне. Иметь представление о наградах Великой  Отечественной войны (орден «Победа», орден  Отечественной войны, орден А. Невского, орден  А. Суворова, орден М. Кутузова) КРЗ – Коррекция и развитие мыслительной  деятельности путем объяснения  почему  война советского народа с фашисткой  Германией называется «Отечественной»; Уметь рассказывать, почему так быстро было  восстановлено разрушенное хозяйство;  описывать, как жили люди в городе и деревне  Индиви дуаль­ ный  опрос   Практич еская работа 7  симфон ия  Шостак овича С. 109– 113,  отвечать на  вопросы С. 113– 118,  отвечать на  вопросы Фронтал ьный и  индивид С. 118– 121,  отвечать на  31 62 Научные  1 достижения  XX века Комби нирова нный события, картины  быта, труда,  традиций людей в  разные исторические времена Что такое  окружающий мир.  Как человек познает  природу, общество,  самого себя 63 По северным 1 городам  России Комби нирова нный Города России  (2–3): название,  достопримечательно сти, расположение  на карте после войны. Иметь представление об открытии атомной  энергии в мирных целях КРЗ – Расширение и  активизация словаря  через объяснение значения новых слов. Уметь рассказывать о научных достижениях  ХХ века; находить в дополнительной литературе информацию об использовании лазера в  медицине, в средствах связи КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Уметь рассказывать, чем знамениты города  Архангельск, Вологда, Великий Устюг,  Каргополь КРЗ Развитие речи через составление  рассказа чем знамениты города Архангельск, Вологда,  Великий Устюг, Каргополь уаль­ ный опрос Работа в группах  Изобрет ение  лазера Фронтал ьный опрос Каргопо льская  игрушка 64 Города  Центральной России 65 Города  Урала и  Сибири 1 1 Комби нирова нный Города России  (2–3): название,  достопримечательно сти, расположение  на карте Комби нирова нный Города России  (2–3): название,  достопримечательно сти, расположение  на карте 66 Южные  1 Обобщ Города России  Уметь рассказывать, чем знамениты города  Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань КРЗ Развитие речи через составление  рассказа чем знамениты города Тула, Воронеж,  Владимир, Суздаль, Казань Уметь рассказывать, чем знамениты города  Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа,  Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск,  Владивосток КРЗ Развитие речи через составление  рассказа чем знамениты города Уметь рассказывать, чем знамениты города  Тест Беседа  по  вопроса м.  Фронтал ьный опрос Беседа вопросы С. 121– 123,  отвечать на  вопросы С. 124– 126,  отвечать на  вопросы С. 126– 129,  отвечать на  вопросы С. 130– 137,  отвечать на  вопросы С. 138– 32 города  России 67 Ближние и  1 дальние  соседи  России ение  знаний Комби нирова нный (2–3): название,  достопримечательно сти, расположение  на карте Страны­соседи  России: название,  расположение на  карте, традиции,  достопримечательно сти. Россия на карте 68 Путешествие 1 в город  Экоград Обобщ ение  знаний Человек – член  общества. Россия –  наша Родина.  Государственная  символика России.  Государственные  праздники Ростов­на­Дону, Ставрополь, Пятигорск,  Дербент КРЗ Развитие речи через составление  рассказа чем знамениты города Иметь представление о ЮНЕСКО, что  изображено на флаге ООН. Уметь называть по карте страны, которые на  западе, юге и востоке имеют границу с Россией;  обсуждать, почему современный человек должен знать иностранный язык; описывать герб и флаг России; готовить сообщение об интересных  традициях других стран (праздники,  национальная одежда, кухня); читать в  энциклопедии, какие языки относятся к  романской, германской, славянской языковым  группам КРЗ – Коррекция умения находить  дополнительный краеведческий материал в  различных источниках. Знать, что изучает наука экология. Уметь рассказывать о национальной одежде  разных народов; объяснять выражение  «экологическое равновесие»; обсуждать  экологические проблемы; готовить сообщение на тему «Растения и животные, занесенные в  Красную книгу»  КРЗ – Расширение кругозора через знакомство с традициями и обычаями народов нашей  страны. Урок­ Правила поведения  Уметь выполнять наблюдения в природе,  по  вопроса м Дидакти ческая  игра.  Фронтал ьный опрос Проверк а знаний по теме. «Мозаи ка  зада­ ний»  (с.150– 151) Конкур Междун ародные организа ции  ОНН  и  ЮНЕСК О 141,  отвечать на  вопросы С. 141– 145, отвечать на  вопросы С. 145– 151, отвечать на  вопросы Летние 33 игра в природе. Влияние  деятельности  человека на  природу. Охрана  природных богатств сы, игры,  тесты сравнивать свойства наблюдаемых объектов;  проводить опыты с природными объектами,  простейшие измерения (температуры воздуха,  воды, тела человека с помощью термометра;  времени по часам; своего веса, роста); выполнять работу с готовыми моделями (глобус, карта и  др.); создавать несложные модели;  ориентироваться на местности; определять  стороны горизонта с помощью компаса задания 34

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида

Рабочая программа по окружающему миру 4 СКК VII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017