РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
19.11.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;  различать важнейшие полезные ископаемые родного края;  различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, во¬доёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйствен¬ных животных края;  объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при¬родой и человеком;  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;  проводить самостоятельные наблюдения в природе;  оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабаты¬вать и изготовлять отдельные модели;  в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины на¬блюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы воз¬можных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры ох¬раны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;  формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;  в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лич¬но участвовать в практической работе по охране природы;  называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая гарта);  называть океаны и материки;  называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяй¬ства, об экологических проблемах в этих зонах;  рассказывать о государственной символике России, о государственных праздникахРоссии;  объяснять, что такое Конституция;  характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;  называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Окружающий мир 4.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о. Электросталь                                                               Утверждаю Директор МОУ «СОШ№1» __________Е.Н. Шевченко «29»   августа          2018 г. Р А Б О Ч А Я     П Р О Г Р А М М А по окружающему миру (базовый уровень)  4 «В» класс Составитель:  Свечкарева Марина Дмитриевна                         учитель начальных классов                         первой квалификационной категории 2018­2019 учебный год    2 Рабочая   программа   по   учебному   курсу   «Окружающий   мир»   для   4   класса   общеобразовательной   школы   разработана   на   основе   следующих   документов:   Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего  Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312)  Федеральный государственный  стандарт начального общего образования  (приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373)   ООП начального общего образования МОУ «СОШ № 1»  Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1­4 классы» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1   –  4).   –  М.;   Просвещение,   2011   в  соответствии   с   требованиями   Федерального   компонента   государственного   стандарта   начального образования. Учебно­тематический план № 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Земля и человечество Природа России Родной край ­ часто большой страны Страницы Всемирной истории Страницы истории России Современная Россия Всего часов 10 10  14 6 20  8 68 Итого ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ЧАСОВ) Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо ­ великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды ­ задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы:  движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами. Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков. Родной край ­ часть большой страны (14 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные   сообщества.   Разнообразие   растений   и   животных   различных   сообществ.   Экологические   связи   в   сообществах.   Охрана   природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений.   Представление   о   биологической   защите   урожая,   её   значении   для   сохранения   окружающей   среды   и   производства   экологически   чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя. Практические работы:  знакомство   с   картой   края;   рассматривание   образцов  полезных   ископаемых   своего   края,   определение   их   свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя; знакомство с культурными растениями края. Страницы Всемирной истории (6 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения ­ свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории России (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь ­ страна городов. Киев ­ столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в ХIII­ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья ­ собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII­ХVвв. Наше   Отечество   в   ХVI­ХVII  вв.   Патриотический   подвиг   Кузьмы   Минина   и   Дмитрия   Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI­ХVII вв. Россия в XVIII в. Пётр Первый ­ царь­преобразователь. Новая столица России ­ Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX ­ начале XX вв. Отечественная  война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX вв. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй ­ последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20­30­е гг. Великая Отечественная война 1941­1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы ­ всенародный праздник. Наша страна в 1945­1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия (8 ч) Мы ­ граждане России. Конституция России ­ наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:         определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; различать важнейшие полезные ископаемые родного края; различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; самостоятельно   находить   в   учебнике   и   дополнительных   источниках   сведения   по   определенной   теме,   излагать   их   на   уроке   в   виде сообщения, рассказа; проводить самостоятельные наблюдения в природе; оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять   возможные   причины   наблюдаемых   в   природе   отрицательных   изменений,   предлагать   простейшие   прогнозы   возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;  формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;         в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы; называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая гарта); называть океаны и материки; называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах; рассказывать о государственной символике России, о государственных праздникахРоссии; объяснять, что такое Конституция; характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; называть важнейшие события и великих людей отечественной истории. Четвероклассники получат возможность научиться:       наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно­познавательными текстами; составлять план учебной статьи; работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; работать с различными картами; готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; работать в паре, группе, индивидуально; оценивать себя, товарища;      формировать коммуникативные умения;     развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России; описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; пользоваться   приобретенными   знаниями   в   повседневной   практической   жизни   для   удовлетворения   познавательных   интересов,   поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета' предметных результатов начального образования. У четвероклассника продолжают формироваться: Регулятивные УУД:    самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД:             ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать   необходимые   для  решения   учебной  задачи   источники  информации  среди  предложенных  учителем  словарей,   энциклопедий, справочников; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание;  описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;  устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;  оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание;    формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;   приобретение   первичного   опыта   критического   отношения   к   получаемой   информации,   сопоставление   её   с   информацией   из   других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Коммуникативные УУД:       доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные результаты У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:        понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. У четвероклассника продолжится формирование ИКТ­компетентности: оценивать   потребность   в   дополнительной   информации   для   решения   учебных   задач   и   самостоятельной   познавательной   деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации; создавать   текстовые   сообщения   с   использованием   средств   ИКТ:   редактировать,   оформлять   и   сохранять   их;   готовить   и   проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.   КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.  4 класс, учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков, УМК «Школа России»    №  Наименование разделов и тем  Характеристика основных видов деятельности ученика по теме учебника на уровне учебных действий (УУД)   1  Вводный  инструктаж.  Мир глазами  астронома  Земля и человечество    понимать   перспективы Р: дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний  П:   осознавать   познавательную   делать   обобщения, извлекать   схем, задачу, выводы,   информацию   иллюстраций из  К:   соблюдать   правила     С   Ч  Сроки прохождения темы  П о пл ан у   05 .0 9  По факт у    Л: речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами     строить свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия Р:   понимать   перспективы дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний  2  Мир   глазами  астронома    П:   осознавать   познавательную   делать   обобщения, извлекать схем,   задачу,   выводы, информацию   иллюстраций из  К:   соблюдать   правила речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами  Л:     строить свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия   С  07 .0 9  10  3  4  Планеты Солнечной системы      и   сохранять Р:   принимать   учебную   задачу,   осознавать возникающие трудности, искать   их   причины   и   пути преодоления    П:   читать,   извлекая   нужную выполнять информацию, учебно­познавательную деятельность    К:   высказывать и обосновывать   свою   точку зрения    Л:   проявлять   в   конкретных  Звездное небо –  Великая   книга Природы    ситуациях доброжелательность,   доверие, оказывать помощь Р:   осознавать   границы   своих знаний о природе, определять цели и задачи усвоения новых знаний    П: делать обобщения, выводы, информацию, дополнительную используя проверять находить   информацию, справочную литературу  К:   осуществлять   совместную деятельность   в   парах   и рабочих   группах   с   учётом конкретных учебно­ познавательных задач  Л:   выражать   положительное   к   процессу отношение        С   С  12 .0 9  14 .0 9   11  5  6  Мир   глазами  географа     познания,   уметь   применять знания в жизненных ситуациях Р: цель деятельности до получения её результата, анализировать собственную работу удерживать      П: выполнять учебные задачи,  Мир глазами  историка   высказывать предположения   К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   установление   связи   между целью учебной деятельности и её мотивом Р:   ставить   учебные   задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, оценивать качество и уровень усвоения материала  П: самостоятельно формировать   познавательную цель,   искать   и   выделять необходимую   информацию, осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями      С  С   19 .0 9 21 .0 9   12  7  8  Когда и где?   коммуникации   Л: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом Р:   ставить   учебные   задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, оценивать качество и уровень усвоения материала  П:   самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую   информацию,   осознанно   и произвольно   строить   речевое высказывание   в   устной   и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли  Л: проявлять желание больше  Мир глазами  эколога   узнать Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, задачу, нужную   читать,      С  С  26 .0 9  28 .0 9   13  9  Сокровища  Земли под  охраной  человечества     П:       выполнять учебно­ познавательные действия, делать   обобщения,   выводы, информацию, извлекать описывать, сравнивать, классифицировать   природные объекты на основе их внешних признаков       выявлять неизвестное известное   и  К:участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с окружающим миром. Р:   действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   вносить   необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения    К:  задавать  вопросы,  слушать и отвечать на вопросы других, высказывать   и   обосновывать свою точку зрения  Л:   вести   себя   экологически грамотно   в   природной   среде, осознавать личную ответственность   за   состояние природной среды     С   03 .1 0  14  1  Презентация  проектов   Природа России  Р: оценивать свои достижения по   выполнению   проекта   и достижения товарищей.      П:   извлекать   информацию   из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы   экскурсии   в краеведческий   музей(для проектов), краеведческих   обрабатывать материалы экскурсии   в   зоопарк   и ботанический сад; старших интервьюировать членов   семьи; готовить иллюстрации   к   презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);   тексты   сообщений; выступать   с   сообщением   в классе          К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность   существования различных   точек   зрения; излагать   и   аргументировать свою точку зрения  Л:   проявлять   познавательный интерес к предмету    05 .1 0      15  1  1  1 Равнины и горы России    Моря, озера и  реки России   Природные  зоны России    читать,  П:   осознавать   познавательную задачу,   извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника  К:   формулировать собственные высказывания  Л:   оценивать   собственную    учебную  деятельность достижения, самостоятельность, инициативу,   ответственность), определять причины неудач (свои     П:   воспроизводить   по   памяти   необходимую информацию, для решения учебной задачи, проверять находить   информацию, справочную литературу информацию, дополнительную используя  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   проявлять   эмоциональное отношение   к   себе   и окружающему миру    П: устанавливать причинно­    связи   следственные зависимости объектами,   предположения, и   между высказывать   обсуждать     С  С  С    10 .1 0 12 .1 0 17 .1 0    16  1  1 Зона  арктических  пустынь    Тундра проблемные вопросы  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: желать выполнять учебные действия    П:   выявлять   известное   и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию  К:   осуществлять   совместную деятельность   в   парах   и рабочих   группах   с   учётом конкретных учебно­ познавательных задач  Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом.    П:   самостоятельно   находить информацию   в   материалах учебника,   выполнять   учебно­ познавательные действия, делать обобщения, выводы  К:осуществлять   совместную деятельность   в   парах   и группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач    Л:   анализировать   и    С  С   19 .1 0 24 .1 0   характеризовать эмоциональные   состояния   и чувства окружающих, строить свои   взаимоотношения   с   их 17  1  1  1  Леса России  Лес и человек  Зона степей учётом.  П:     извлекать умения информацию     описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты ,  К:  задавать  вопросы,  слушать и отвечать на вопросы других, формулировать   собственные мысли,   и обосновывать   свою   точку зрения высказывать  Л: положительно относится  к   к   познавательной   учению, деятельности     связи  П:   устанавливать   причинно­ следственные и зависимости   между   живой   и неживой   природой,   между живыми   в природных сообществах, моделировать   объекты   и явления окружающего мира существами      К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   и задачами   и   условиями коммуникации  Л: приобретать новые знания, умения  П:     проверять   информацию, дополнительную используя находить   информацию,       С  С  С   26 .1 0 02 .1 1  07 .1 1    18 справочную литературу   К:  задавать  вопросы,  слушать и отвечать на вопросы других, высказывать   и   обосновывать свою точку зрения  Л:   способность   к   самооценке  П: своих действий, поступков.   сравнивать   различные объекты, устанавливать причинно­следственные   связи между объектами      К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом  П:   осознавать   познавательную высказывать   обсуждать вопросы, и задачу, предположения, проблемные выявлять   неизвестное известное  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   поддерживать   состояние окружающей   среды   и   своего здоровья.      1  2  Пустыни  У Черного  моря  Родной край – часть большой страны      С  С   09 .1 1 14 .1 1      19  2  2  Поверхность  нашего края  Наш край  Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия   читать,  П:осознавать   познавательную задачу,   извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника   К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом. Р:     действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения     П:   выполнять   учебно­ действия, познавательные делать обобщения, выводы    К:   работать   в  парах   и   малых    С  С  16 .1 1  21 .1 1   группах  Л:   проявлять   интерес   к 20  Водные  богатства  нашего края   2  2   культуре   и   истории   своего края. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      П:   извлекать   информацию, описывать, сравнивать, классифицировать   природные объекты  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   вести   себя   экологически грамотно в природной среде. Р:   действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   вносить   необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения        С  С  23 .1 1  28 .1 1   21  Наши  подземные  богатства    читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, причинно­   и задачу, нужную   устанавливать следственные связи  Земля –  кормилица  зависимости   между   живой   и неживой природой  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   выражать   положительное   к   процессу отношение познания.   действовать   по   плану, Р:   контролировать   процесс   и деятельности, результаты   необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения          П:   самостоятельно   находить необходимую   информацию   в учебника, материалах учебно­ выполнять познавательные действия, делать обобщения, выводы  К:   осуществлять   совместную деятельность   в   парах   и группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач    Л:   Применять   правила  Жизнь леса    формулировать   учебные определять делового сотрудничества. Р:   задачи, последовательность промежуточных   целей   с    2  2    С  С  05 .1 2  07 .1 2   22  П:   учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала   извлекать информацию,   устанавливать причинно­следственные   связи и зависимости между живой и неживой природой умение    2  Жизнь луга   К:   осуществлять   совместную деятельность   в   парах   и рабочих   группах   с   учётом конкретных учебно­ познавательных задач  Л:   проявлять   положительное   отношение к учению. Р:     принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия    П:   проверять   информацию, дополнительную находить   используя информацию, , справочную   литературу   высказывать   предположения, обсуждать проблемные вопросы  К:  задавать  вопросы,  слушать и отвечать на вопросы других, высказывать   и   обосновывать свою точку зрения     С  12 .1 2  23  Жизнь в  пресных  водоемах   Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом. Р:     действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения         П:   выявлять   известное   и осознавать неизвестное, познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: приобретать новые знания,  Природные  сообщества  родного края  (экскурсии)  умения. Р:     действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   вносить   необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения      познавательные делать обобщения, выводы    К:   работать   в  парах   и   малых  П:выполнять   учебно­ действия группах  Л:   проявлять   интерес   к  Растениеводств природе своего края. Р:     формулировать   учебные   2  2  3          С     14 .1 2   19 .1 2 21 .1 2  09     24 3 о в нашем крае   определять задачи, последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    П:   самостоятельно   находить информацию   в   материалах учебников, делать обобщения, выводы  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   производить   самооценку  3  Животноводст во в нашем  крае  своих действий. Р:     принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия    П:   извлекать   информацию, сравнивать, описывать, классифицировать   природные объекты на основе их внешних признаков  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями С  С  .0 1  11 .0 1  25  Презентация  проектов коммуникации     Л:   выражать   положительное   к   процессу отношение познания Р:   выбирать   тему   проекта; оценивать   свои   достижения   и достижения своих товарищей.  П:   намечать   план   работы; отбирать информацию; составлять   текст   доклада; готовить оформление доклада; презентовать доклад в классе.  К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность   существования различных   точек   зрения; излагать   и   аргументировать свою точку зрения  Л:   проявлять   познавательный    Обобщающий   урок по  разделам  «Земля и  человек»,  «Природа  России»,  «Родной край – часть большой  страны»  Страницы  всемирной  интерес к предмету Р:   собственные достижения   адекватно   оценивать    П:   понимать   информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме  К: отвечать на вопросы  Л: осознавать свои трудности стремиться   к   их и   преодолению.   3  3         16 .0 1 18 .0 1      26  3  3 истории  Начало  истории  человечества  Р:   понимать   перспективы дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний  П:   осознавать   познавательную   делать   обобщения, извлекать   схем, задачу, выводы,   информацию   иллюстраций из  К:   соблюдать   правила речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами  Л:  Мир  древности:  далекий и  древний      Строить   формулировать   учебные определять свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия Р:   задачи, последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      П:   осознанно   и   произвольно    Ч  С  23 .0 1  25 .0 1   27 строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л: проявлять желание больше   узнать Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    3  Средние века:  время рыцарей  и замков   П: самостоятельно выделять и   формулировать познавательные цели, осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом. Р:   принимать   и   сохранять    Новое время :    С  30 .0 1     01  28 3  3 встреча Европы и Америки учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия     читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную   выявлять неизвестное известное  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   осознавать   единство   с    Новейшее  время: история продолжается  сегодня    окружающим миром. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    П: самостоятельно выделять и С  С  .0 2  06 .0 2    формулировать цели, познавательные осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями 29  4   4  Презентация  проектов  Страницы  истории  Отечества   Жизнь древних  славян коммуникации   Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом Р: составлять группу по  интересам, распределять  обязанности; оценивать свои  достижения и достижения  товарищей.  П: подбирать материал из  различных источников;  составлять план и текст  доклада; подбирать и  изготавливать  иллюстрированный материал;  презентовать проект.  К: слушать собеседника, вести диалог; признавать  возможность существования  различных точек зрения;  излагать и аргументировать  свою точку зрения.  Л: проявлять познавательный  интерес к изучению предмета   Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность      08 .0 2     С   13 .0 2    30 промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала     читать,  П:   осознавать   познавательную задачу,   извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника   К:   формулировать собственные мысли.  4  Во времена  Древней Руси   Л:   оценивать   собственную деятельность,   учебную достижения, самостоятельность, инициативу,   ответственность, причину неудач. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      П:   осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с   С  15 .0 2  31  4  4  Страна городов  задачами   и   условиями коммуникации   проявлять   внимание,  Л: желание больше узнать. Р:   понимать   перспективы дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний.  П:   осознавать   познавательную   делать   обобщения, извлекать схем,   задачу,   выводы, информацию   иллюстраций. из  К:  Л:   соблюдать   правила речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами.     строить свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия. Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия  П:   осознавать   познавательную   извлекая   читать, задачу,  Из книжной  сокровищницы  Древней Руси     С  С  20 .0 2  22 .0 2   32 нужную выявлять   неизвестное   информацию, и известное    К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   осознавать   единство   с  Трудные  времена на  Русской земле  окружающим миром. Р:   действовать   по   плану, контролировать   процесс   и результаты   деятельности, необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения       П:   воспроизводить   по   памяти   необходимую информацию, для решения учебной задачи, проверять находить   информацию, справочную литературу информацию, дополнительную используя  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   целостно   воспринимать      Русь  расправляет  крылья  окружающий мир. Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия  П:   осознавать   познавательную  4  4    С  С  27 .0 2  01 .0 3   33 задачу, нужную выявлять   неизвестное     читать,   извлекая информацию, и известное    К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с  Куликовская  битва    окружающим миром. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    П:   осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   проявлять   внимание,  Иван Третий  желание больше узнать Р:   понимать   перспективы дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний  П:   осознавать   познавательную  4  4    С  С  06 .0 3  13 .0 3   34  К:   делать   обобщения, извлекать   схем, задачу, выводы,   информацию   иллюстраций из   соблюдать   правила речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами  4  Мастера  печатных дел   Л:     строить свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия     читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную   выявлять неизвестное известное  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с     Патриоты  окружающим миром. Р:   действовать   по   плану,     С  15 .0 3   20   35 5 России контролировать   процесс   и деятельности, результаты   необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения         П:   воспроизводить   по   памяти   необходимую информацию, для решения учебной задачи, проверять находить   информацию, справочную литературу информацию, дополнительную используя  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л:   целостно   воспринимать    5  Петр Великий    окружающий мир. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    П: самостоятельно выделять и С  С  .0 3  22 .0 3    формулировать познавательные цели, осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и 36  5  5  Михаил  Васильевич  Ломоносов точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации   Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия   читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную выявлять   неизвестное известное  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с      Екатерина  Великая    окружающим миром Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала    П:   осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание    С  С  03 .0 4  05 .0 4   37  5  5 в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   проявлять   внимание, желание больше узнать Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия  Отечественная   война 1812  года     читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную выявлять   неизвестное известное  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с    Страницы  истории XIX  века  окружающим миром. Р:   понимать   перспективы дальнейшей   учебной   работы, определять   цели   и   задачи усвоения новых знаний  П:   осознавать   познавательную   делать   обобщения, извлекать   схем, задачу, выводы,   информацию   иллюстраций из    С  С  10 .0 4  12 .0 4   38  К:   соблюдать   правила речевого   поведения,   задавать вопросы,   слушать   и   отвечать на   вопросы   других,   строить речевое   высказывание   в соответствии с поставленными задачами  Л:  Россия  вступает в XX  век      строить свои взаимоотношения   с   учётом состояния эмоционального   окружающих,   мотивировать свои действия Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      П:   осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   проявлять   внимание,  Страницы  истории 1920­  желание больше узнать Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в  5  5    С  С  17 .0 4  19 .0   39 1930­х годов сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия     читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную выявлять   неизвестное известное  К:участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с    5  Великая война   и Великая  Победа окружающим миром Р:   действовать   по   плану, контролировать   процесс   и деятельности, результаты   необходимые вносить   коррективы, адекватно оценивать свои достижения         П:   воспроизводить   по   памяти   необходимую информацию, для решения учебной задачи, проверять находить   информацию, справочную литературу информацию, дополнительную используя  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения   формировать положительное   отношение   к себе и к окружающему миру.  Л:   4   С  18 .0 4  40  5  6  Страна,  открывшая  путь в космос    Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала       владеть самостоятельно формировать   познавательные цели,   навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание   в   устной   и письменной форме  П:  Презентация  проектов   К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   формировать положительное   отношение   к себе и к окружающему миру. Р:   составлять   группу   по интересам, распределять обязанности;   оценивать   свои достижения своих товарищей. и        П:   подбирать   материал   из различных источников; составлять   план   и   текст доклада; и подбирать         С  24 .0 4    26 .0 4   41 изготавливать иллюстрируемый   материал; презентовать проект.    К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность   существования различных   точек   зрения; излагать   и   аргументировать свою точку зрения.  Л:   проявлять   познавательный интерес к изучению предмета.   6  Современная  Россия  Основной закон России и права  человека     Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала     читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая задачу, нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника   К:   формулировать собственные высказывания  Л:   оценивать   собственную деятельность, учебную       С   08 .0 5   42  6  6  Мы – граждане  России  достижения, самостоятельность, инициативу,   ответственность, причину неудач Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      Славные  символы  России   П:   осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  К:   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации  Л:   проявлять   внимание, желание больше узнать Р:   принимать   и   сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками необходимые действия   читать,  П:   осознавать   познавательную   извлекая информацию, и задачу, нужную выявлять   неизвестное известное        С  С  15 .0 5  17 .0 5   43  К: участвовать в общей беседе, соблюдая   правила   речевого поведения  Л: осознавать своё единство с  Такие разные  праздники  окружающим миром. Р: принимать и сохранять  учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками  необходимые действия  П: осознавать познавательную  задачу, читать, извлекая  нужную информацию,  выявлять известное и  неизвестное  К: участвовать в общей   беседе, соблюдая правила  речевого поведения  Л: осознавать себя как   Путешествие  по России  индивидуальность и  одновременно членом  общества, признавать для себя  общепринятые морально­ этические нормы. Р:   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных   целей   с учётом   конечного   результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала      6  6  6     С  С  С  22 .0 5 24 .0 5      44  6  Презентация  проектов  П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные   цели,   владеть навыком   смыслового   чтения, осознанно   и   произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  Коммуникативные:  с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями коммуникации   Л: устанавливать связи между учебной   деятельностью   и   её мотивом, проявлять интерес и уважение к другим народам. Р:   составлять   группу   по интересам, распределять обязанности;   оценивать   свои достижения   и   достижения товарищей.      П:   подбирать   материал   из различных источников; составлять   план   и   текст доклада; и изготавливать иллюстрируемый   материал; презентовать проект. подбирать  К:   :   слушать   собеседника, вести   диалог;   признавать возможность   существования         29 .0 5 45  6      Обобщающий  урок по  историко­ обществоведче ским темам различных   точек   зрения; излагать   и   аргументировать свою точку зрения.  Л:   проявлять   познавательный    владеть интерес к изучению предмета Р:   начальными формами   познавательной   и личностной рефлексии  П:   обобщить   материал   по соответствующим темам    К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность   существования различных   точек   зрения; излагать   и   аргументировать свою точку зрения.  Л:   проявлять   познавательный интерес к изучению предмета     23 февраля, 9 мая – праздничные дни.  Согласовано на заседании ШМО  Протокол от «28» августа 2017 г. № 1   Руководитель ШМО ______________/О.С. Рогова  Куратор начальной школы  Согласовано    ____________/ О.А.Малыхина   46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень) 4 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по окружающему миру (базовый уровень)  4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018