Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
19.04.2019
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов по УМК "Школа России" разработана в соответствии с требованиями к рабочим программам. Программа включает в себя основные разделы: пояснительную записку, цели и задачи программы, место и сроки реализации программы, календарно-тематическое планирование уроков для 4 класса по учебнику А.А. Плешакова.
РП окр мир 1-4 класс.doc
Авторсоставитель: Фадеенко В.И., учитель
начальных классов Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
Пояснительная записка
образования;
авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», Москва Просвещение,
2014г.
примерной программы по окружающему миру, сборник «Примерные программы по
учебным предметам», Москва, «Просвещение» 2015 г.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена
особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом
третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а
продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора
выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России,
поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития
в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
–
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
–
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально
гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,
так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной
школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных
предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественнонаучных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социальногуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения
мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых
установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участво
вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной
школы значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурноценностных ориентации младшего школьника в соответствии
с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,
технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и
эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе
Общая характеристика курса
следующих ведущих идей:
– идея многообразия мира;
– идея экологической целостности мира;
– идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и
в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,
без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу
сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к
культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются
разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические
и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с
людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы атласаопределителя; 2) моделирование экологиче
ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) экологоэтическая
деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в
нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая
осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической
этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается
постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится
2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс – 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4
классы – по 68ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
–положительное отношение к школе и учебной деятельности;
–представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни
(ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно
относиться к учебнику и рабочей тетради);
–представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного
гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
–умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
–ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
–представление о ценностях многонационального российского общества (образ
Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
–представление о личной ответственности за свои поступки через бережное
отношение к природе, животным;
–первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
–представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов
России;
–этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия
учащихся при выполнении совместных заданий;
–этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
–представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от
старшего поколения к младшему; –потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с
правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей),
правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
–правила работы в группе,
доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих
ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
–понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
–сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя);
–выделять из темы урока известные знания и умения;
–планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
–планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
–сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
–осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,
используя «Странички для самопроверки»;
–фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
–понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.);
–находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
–понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
–понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную
информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий,
предложенных учителем;
–анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
–проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
–устанавливать причинноследственные связи;
–строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
–проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.;
–располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного
времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
–включаться в диалог с учителем и сверстниками; –формулировать ответы на вопросы;
–слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
–договариваться и приходить к общему решению;
–излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
–интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
–употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я
не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
–понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы
в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
–строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);
–готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и
пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
–правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
–различать флаг и герб России;
–узнавать некоторые достопримечательности столицы;
–называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
–проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
–проводить опыты с водой, снегом и льдом;
–различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
–различать овощи и фрукты;
–определять с помощью атласаопределителя растения и животных;
–описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку,
собаку);
–сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
–сравнивать реку и море;
–использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
–находить на глобусе холодные и жаркие районы;
–различать животных холодных и жарких районов;
–изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
–различать прошлое, настоящее и будущее;
–называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
–соотносить времена года и месяцы;
–находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
–объяснять причины возникновения дождя и ветра;
–перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
–ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
–мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
–раздельно собирать мусор в быту;
–соблюдать правила поведения в природе;
–правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
–подбирать одежду для разных случаев;
–правильно обращаться с электричеством и электроприборами; –правильно переходить улицу;
–соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
–различать виды транспорта;
–соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я»
как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации – русского языка;
– умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
– доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме
обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников
общегражданского календаря;
– целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом
цикле сезонов;
– представление о разнообразии календарных традиций народов России и о
гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
– представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного
труда и праздничных обычаев людей в течение года;
– представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности
природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение
года;
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по
курсу «Окружающий мир», к школе;
– представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил
школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в
течение года);
– познавательные мотивы учебной деятельности;
– представление о личной ответственности за свои поступки через практику
бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся
природных и социальных условиях жизни в течение года;
– эстетические чувства,
впечатления через восприятие картин природы,
выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в
природе в разные времена года;
– этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе
взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
– представление об этических нормах через формулирование норм экологической
этики;
– этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах
народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в
культуре разных народов России;
– потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил
поведения на уроке; – выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов
России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении
вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего
края;
– установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил
здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные
традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
– сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока
при выполнении задания по просьбе учителя);
– выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
– планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
– планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
– фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
– оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
– соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
– контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в
ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и
рабочих тетрадях для передачи информации;
– находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
– использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемыаппликации,
схемырисунки;
– понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
– анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
– классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
– сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему
виду);
– осуществлять синтез объектов при работе со схемамиаппликациями;
– устанавливать причинноследственные связи между явлениями;
– строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
– проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунковсимволов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; – моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
– включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
– формулировать ответы на вопросы;
– слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
– договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
– высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с
–
другом;
– признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
– употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я
не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
– понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять
роли при выполнении заданий;
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учетом возрастных особенностей, норм);
– готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
– составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
–
называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором
находится город (село) и школа, где учатся дети;
–
–
–
–
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять стороны горизонта;
находить на глобусе океаны и материки;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения,
определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их
последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности;
измерять температуру;
кратко характеризовать содержание общегражданских праздников
современного российского календаря, представленных в учебнике;
–
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть
особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях
месяцев;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
–
–
–
–
–
–
–
–
в неживой природе;
–
–
узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в
собственном саду осенью, весной; –
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и
перечислять правила охраны природы в разные времена года;
определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего
летний период;
солнцеворота (25 декабря);
Полярную звезду;
используют для лечения;
народов своего края;
–
–
–
–
–
–
находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и
называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их
характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные
явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
–
находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
– проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
– представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления
материальной и духовной культуры традиционного Дома;
– доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме
Списка Всемирных духовных сокровищ;
– целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир
как дом; Дом как мир;
– представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;
– представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от
старшего поколения к младшему (традиции в семье);
– внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного
ученика;
– мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные, социальные);
– интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
– готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;
– личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,
необходимых для будущего России;
– эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными
духовными сокровищами;
– понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с
основами семейной жизни; – представление об этических нормах через формулирование правил экологической и
семейной этики;
– представление об этических нормах через формулирование правил нравственного
общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным
наследием;
– потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
– соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе
проектной и внеурочной деятельности;
– установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
– понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;
– сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
– выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
– планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
– планировать свои действия в течение урока;
– фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
– оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
– соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
– контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и
рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
– выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научнопознавательной);
– использовать знаковосимволические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
– понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
– анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки,
пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
– классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
– устанавливать причинноследственные связи между явлениями, объектами; – строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
– проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
– моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
– включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;
– формулировать ответы на вопросы;
– слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
– проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнера в общении;
– признавать свои ошибки, озвучивать их;
– употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я
не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
– понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учетом возрастных особенностей, норм);
– готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
– составлять рассказ на заданную тему;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных
объектов, измерение, моделирование);
– определять тип справочной и научнопознавательной литературы;
– работать с планом местности и его видами, с масштабом;
– ориентироваться относительно сторон света;
– показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света
по силуэтам;
– перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с
физической картой;
– перечислять правила ответственного туризма;
– перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
– определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной
части;
– приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать
знакомые вещества;
– характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
– характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
– показывать на карте водные объекты; – характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
– характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для
человека;
– характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в
образовании почвы, находить в атласеопределителе животных, живущих в почве;
– приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, лиственные и цветковые растения;
– перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,
паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия,
необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных
в жизни человека;
– различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
– характеризовать природные сообщества на примере леса;
– характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и
неживого;
– характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное
сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков,
ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
– определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
– перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями,
земляками, незнакомыми людьми;
– определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,
красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
– перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в
соответствующих ситуациях;
– определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
– определять значение своего имени;
– характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из
органов;
окружающем мире;
– характеризовать основные правила гигиены;
– характеризовать функции органов чувств как источников информации об
– оказывать себе и другим людям первую помощь;
– перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные
правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения
обязанностей в семье;
– определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять
приблизительную смету расходов на эти потребности;
– толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
– узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
– определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
– определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из
материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
– характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности
перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
– составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих
ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
4 класс (выпускник начальной школы)
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
–
–
–
–
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
–
–
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаковосимволических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
–
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
–
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.