Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
19.04.2019
Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов по УМК "Школа России" разработана в соответствии с требованиями к рабочим программам. Программа включает в себя основные разделы: пояснительную записку, цели и задачи программы, место и сроки реализации программы, календарно-тематическое планирование уроков для 4 класса по учебнику А.А. Плешакова.
РП окр мир 1-4 класс.doc
Автор­составитель: Фадеенко В.И., учитель  начальных классов Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:  ­Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего Пояснительная записка образования;  ­авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», Москва Просвещение, 2014г. ­ примерной программы по  окружающему миру, сборник «Примерные программы по учебным предметам», Москва,  «Просвещение» 2015 г. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают   углубляться.   В   XXI   веке   их   решение   приобретает   характер   фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; – духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические   знания   и   даёт   обучающемуся   материал   естественных   и   социально­ гуманитарных   наук,   необходимый   для   целостного   и   системного   видения   мира   в   его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе   этот   материал   будет   изучаться   дифференцированно   на   уроках   различных предметных   областей:   физики,   химии,  биологии,   географии,   обществознания,   истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных   и   социально­гуманитарных   знаний   могут   быть   успешно,   в   полном соответствии   с   возрастными   особенностями   младшего   школьника   решены   задачи экологического   образования   и   воспитания,   формирования   системы   позитивных национальных   ценностей,   идеалов   взаимного   уважения,   патриотизма,   опирающегося   на этнокультурное   многообразие   и   общекультурное   единство   российского   общества   как важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким   образом,   курс   создаёт   прочный фундамент   для   изучения   значительной   части   предметов   основной   школы   и   для дальнейшего развития личности. Используя   для   осмысления   личного   опыта   ребёнка   знания,   накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира   ценностную   шкалу,   без   которой   невозможно   формирование   позитивных   целевых установок   подрастающего   поколения.   Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участво­ вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся осмысливать   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   –   умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках   чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Отбор   содержания   учебного   курса   «Окружающий   мир»   осуществлялся   на   основе Общая характеристика курса следующих ведущих идей: – идея многообразия мира; – идея экологической целостности мира; – идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в   социальной   сфере.   На   основе   интеграции   естественно­научных,   географических, исторических   сведений   в   курсе   выстраивается   яркая   картина   действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.   Особое   внимание   уделяется   знакомству   младших   школьников   с   природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование  человека,  удовлетворение  его  материальных  и духовных потребностей. Фундаментальная   идея   целостности   мира   также   последовательно   реализуется   в курсе;   её   реализация   осуществляется   через   раскрытие   разнообразных   связей:   между неживой   природой   и   живой,   внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком.   В частности,   рассматривается   значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее  значение  для осознания  детьми  единства природы  и  общества,  целостности самого   общества,   теснейшей   взаимозависимости   людей   имеет   включение   в   программу сведений   из   области   экономики,   истории,   современной   социальной   жизни,   которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного   на   признании   самоценности   сущего,   на   включении   в   нравственную   сферу отношения   не   только   к   другим   людям,   но   и   к   природе,   к   рукотворному   миру,   к культурному достоянию народов России и всего человечества. В   основе   методики   преподавания   курса   «Окружающий   мир»   лежит   проблемно­ поисковый   подход,   обеспечивающий   «открытие»   детьми   нового   знания   и   активное освоение   различных   способов   познания   окружающего.   При   этом   используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую   информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения   явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для   успешного   решения   задач   курса   важны   экскурсии   и   учебные   прогулки,   встречи   с людьми   различных   профессий,   организация   посильной   практической   деятельности   по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В   соответствии   с   названными   ведущими   идеями   особое   значение   при   реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым   относятся:   1)   распознавание   природных   объектов   с   помощью   специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологиче­ ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной   школы.   Образно   говоря,   это   то,   что   «всегда   с   тобой»,   поскольку   познание детьми   окружающего   мира   не   ограничивается   рамками   урока.   Оно   продолжается постоянно   в   школе   и   за   её   стенами.   Сам   учебный   курс   является   своего   рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая   на   уроках,   продолжалась   в   той   или   иной   форме   и   после   их   окончания,   во внеурочной  деятельности.  Учителю  следует   также  стремиться  к  тому,  чтобы  родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы,   пробуждаемые   на   уроках.  Это   могут   быть   и   конкретные   задания   для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. •   Культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм. •   Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •   Человечество   как   многообразие   народов,   культур,   религий.   в   Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности   культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к поколению и жизнеспособности российского общества. •   Труд   и   творчество   как   отличительные   черты   духовно   и   нравственно   развитой личности. •   Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс – 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68ч (34 учебные недели). Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 1 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: –положительное отношение к школе и учебной деятельности; –представление   о   новой   социальной   роли   ученика,   правила   школьной   жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);   –представление   о   гражданской   идентичности   в   форме   осознания   «Я»   как   юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу; –умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; –ценностные представления о своей семье  и своей малой родине; –представление   о   ценностях   многонационального   российского   общества   (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов); –представление   о   личной   ответственности   за   свои   поступки   через   бережное отношение к природе, животным; –первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; –представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; –этические   нормы   (сотрудничество,   взаимопомощь)   на   основе   взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; –этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; –представление  о навыках адаптации  в мире через  осознание преемственности  от старшего поколения к младшему; –потребность   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   через   знакомство   с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; –правила   работы   в   группе,     доброжелательное   отношение   к   сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.   Развитие   указанных   личностных   результатов   будет   продолжено   и   на   последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.    Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: –понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; –сохранять   учебную   задачу   урока   (воспроизводить   её   в   ходе   урока   по   просьбе учителя);  –выделять из темы урока известные знания и умения; –планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);  –планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);  –сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; –осуществлять   контроль,   коррекцию   и     оценку   результатов   своей   деятельности, используя «Странички для самопроверки»; –фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные УУД Обучающийся научится: –понимать  и толковать  условные  знаки и символы,  используемые  в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);  –находить   и   выделять   под   руководством   учителя   необходимую   информацию   из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; –понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; –понимать   содержание   текста,   интерпретировать   смысл,   применять   полученную информацию   при   выполнении   заданий   учебника,   рабочей   тетради   или   заданий, предложенных учителем; –анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; –проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; –устанавливать причинно­следственные связи; –строить   рассуждение   (или   доказательство   своей   точки   зрения)   по   теме   урока   в соответствии с возрастными нормами;  –проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении   рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; –располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». Коммуникативные УУД Обучающийся научится: –включаться в диалог с учителем и сверстниками; –формулировать ответы на вопросы; –слушать   партнёра   по   общению   (деятельности),   не   перебивать,   не   обрывать   на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  –договариваться и приходить к общему решению; –излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; –интегрироваться   в   группу   сверстников,   проявлять   стремление   ладить   с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;  –признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; –употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; –понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; –строить   монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой   речи   (с учётом возрастных особенностей, норм);   –готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные результаты Обучающийся научится: –правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);  –различать флаг и герб России; –узнавать некоторые достопримечательности столицы; –называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; –проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; –проводить опыты с водой, снегом и льдом; –различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); –различать овощи и фрукты; –определять с помощью атласа­определителя  растения и животных; –описывать   по   плану   дерево,   рыбу,   птицу,   своего   домашнего   питомца   (кошку, собаку); –сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; –сравнивать реку и море; –использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; –находить на глобусе холодные и жаркие районы;  –различать животных холодных и жарких районов; –изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;  –различать прошлое, настоящее и будущее; –называть дни недели и времена года в правильной последовательности; –соотносить времена года и месяцы; –находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; –объяснять причины возникновения дождя и ветра; –перечислять цвета радуги в правильной последовательности;  –ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; –мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; –раздельно собирать мусор в быту; –соблюдать правила поведения в природе; –правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; –подбирать одежду для разных случаев; –правильно обращаться с электричеством и электроприборами; –правильно переходить улицу; –соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; –различать виды транспорта; –соблюдать правила безопасности в транспорте.  2 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: – более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка; – умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; – доброжелательное  отношение друг к другу как к носителям  разных этнических, конфессиональных   и   общероссийских   культурных   ценностей,   представленных   в   форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря; – целостный  взгляд  на мир  через  знакомство  с разнообразием  природы   в годовом цикле сезонов; – представление   о   разнообразии   календарных   традиций   народов   России   и   о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;  – представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных   народов   России,   выступающей   в   разнообразных   культурных   формах   сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года; – представление   о   навыках   адаптации   в   мире   через   осознание   ритмичности природного времени   в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года; – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; – представление о   социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года); – познавательные мотивы учебной деятельности; – представление   о   личной   ответственности   за   свои   поступки   через   практику бережного   отношения   к   растениям,   животным,   окружающим   людям   в   меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года; – эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   картин   природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года; – этические   нормы   (сотрудничество,   взаимопомощь,   взаимопонимание)   на   основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; – представление   об   этических   нормах   через   формулирование   норм   экологической этики; – этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России; – потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке; – выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное   поведение,   в   том   числе   ­   в   процессе   освоения   сезонных   игр   народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края; – установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: – понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; – сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); – выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; – планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); – планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; – фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; – оценивать   правильность   выполнения   заданий,   используя   «Странички   для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; – соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; – контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные УУД Обучающийся научится: – понимать   и   толковать   условные   знаки   и   символы,   используемые   в   учебнике   и рабочих тетрадях для передачи информации;  – находить   и   выделять   при   помощи   взрослых   информацию,   необходимую   для выполнения заданий, из разных источников; – использовать   схемы   для   выполнения   заданий,   в   том   числе   схемы­аппликации, схемы­рисунки; – понимать  содержание   текста,  интерпретировать   смысл,   фиксировать  полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; – анализировать   объекты   окружающего   мира,   схемы,   рисунки   с   выделением отличительных признаков; – классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; – сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); – осуществлять синтез объектов при работе со схемами­аппликациями; – устанавливать причинно­следственные связи между явлениями; – строить   рассуждение   (или   доказательство   своей   точки   зрения)   по   теме   урока   в соответствии с возрастными нормами; – проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении   рисунков, рисунков­символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; – моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года). Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся: – включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; – формулировать ответы на вопросы; – слушать   партнёра   по   общению   и   деятельности,   не   перебивать,   не   обрывать   на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; – договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; – высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с – другом; – признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; – употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; – понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; – строить   монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой   речи   (с учетом возрастных особенностей, норм);   – готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; – составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающийся научится: – называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; – – – – называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять стороны горизонта; находить на глобусе океаны и материки;  перечислять   единицы   измерения   времени   в   порядке   их   увеличения, определять   количество   дней   в   неделе,   называть   дни   недели,   выстраивать   их последовательность;  перечислять времена года в правильной последовательности;  измерять температуру; кратко   характеризовать   содержание   общегражданских   праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;  – находить   признаки   явлений   природы   в   разные   времена   года   и   называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;  называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;  определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;  различать перелетных и зимующих птиц;  приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;  – – – – – – – – в неживой природе;  – – узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;  перечислять   цветы,   которые   видели   в   цветниках   города   (села)   или   в собственном саду осенью, весной; – соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и перечислять правила охраны природы в разные времена года;  определять   даты   зимнего   солнцестояния   (22   декабря)   и   день   зимнего летний период;  солнцеворота (25 декабря);  Полярную звезду;  используют для лечения;  народов своего края;  – – – – – – находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их характеризовать  зимние  праздники и  традиции  проводов зимы  в культуре называть   дату   весеннего   равноденствия   и   основные   весенние   природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);  – находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.  3 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: – овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;  – проявление   чувства   гордости   за   свою   Родину,   в   том   числе   через   знакомство   с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;  – представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;  – доброжелательное  отношение друг к другу как к носителям  разных этнических, конфессиональных   и   общероссийских   культурных   ценностей,   представленных   в   форме Списка Всемирных духовных сокровищ; – целостный   взгляд   на   мир   в   единстве   природы,   народов   и   культур   через последовательное  рассмотрение  двух взаимно связанных метафорических  образов: Мир как дом; Дом как мир; – представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных   народов   России   и   народов   мира,   выступающей   в   разнообразных   культурных формах семейных традиций; – представление  о навыках адаптации  в мире через  осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); – внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика; – мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные); – интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.; – готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; – личностная   ответственность   за   свои   поступки,   сохранность   объектов   природы, необходимых для будущего  России; – эстетические   чувства,   впечатления   через   восприятие   природы   в   символических образах   народного   творчества,   знакомство   с   Всемирным   наследием,   Всемирными духовными сокровищами; – понимание   и   сопереживание   чувствам   других   людей   на   основе   знакомства   с основами семейной жизни; – представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики; – представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием; – потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;  – соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности; – установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи,   соблюдение   личной   гигиены,   в   том   числе   ­   использование   лучших   семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: – понимать   учебную   задачу,   сформулированную   самостоятельно   и   уточненную учителем; – сохранять   учебную   задачу   урока   (самостоятельно   воспроизводить   её   в   ходе выполнения работы на различных этапах урока); – выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; – планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); – планировать свои действия в течение урока; – фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на   уроке   (с   помощью   средств,   разработанных   совместно   с   учителем);   объективно относиться к своим успехам/неуспехам; – оценивать   правильность   выполнения   заданий,   используя   «Странички   для самопроверки» и критерии, заданные учителем; – соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; – контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные УУД Обучающийся научится: – понимать   и   толковать   условные   знаки   и   символы,   используемые   в   учебнике   и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;  – выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно­познавательной); – использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; – понимать  содержание   текста,  интерпретировать   смысл,   фиксировать  полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; – анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; – классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; – сравнивать объекты по различным признакам; – осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; – устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами; – строить   рассуждение   (или   доказательство   своей   точки   зрения)   по   теме   урока   в соответствии с возрастными нормами; – проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   выполнении   рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок; – моделировать различные ситуации и явления природы. Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся: – включаться   в   диалог   и   коллективное   обсуждение   с   учителем   и   сверстниками, проблем и вопросов; – формулировать ответы на вопросы; – слушать   партнёра   по   общению   и   деятельности,   не   перебивать,   не   обрывать   на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; – проявлять   стремление   ладить   с   собеседниками,   ориентироваться   на   позицию партнера в общении; – признавать свои ошибки, озвучивать их; – употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; – понимать   и   принимать   задачу   совместной   работы,   распределять   роли   при выполнении заданий; – строить   монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой   речи   (с учетом возрастных особенностей, норм);   – готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; – составлять рассказ на заданную тему; – осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; – продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников. Предметные результаты Обучающийся научится: – характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); – определять тип справочной и научно­познавательной литературы; – работать с планом местности и его видами, с масштабом; – ориентироваться относительно сторон света; – показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;  – перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; – перечислять правила ответственного туризма; – перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; – определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; – приводить   примеры   веществ,   узнавать   вещества   по   описанию,   устно   описывать знакомые вещества; – характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; – характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;  – показывать на карте водные объекты; – характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; – характеризовать   свойства   полезных   ископаемых   и   определять   их   значение   для человека; – характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе­определителе животных, живущих в почве; – приводить   примеры   растений   каждой   группы:   водоросли,   мхи,   папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; – перечислять   группы   животных:   черви,   моллюски,   иглокожие,   ракообразные, паукообразные,   земноводные   и   пресмыкающиеся   животные   и   их   виды,   условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; – различать   группы   животных   по   особенностям   питания   (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; – характеризовать природные сообщества на примере леса; – характеризовать   природное   сообщество   луга   как   пример   единства   живого   и неживого; – характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; – определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; – перечислять   правила   совместной   жизни   в   общем   доме,   в   общении   с   соседями, земляками, незнакомыми людьми; – определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);  – перечислять   традиции   гостеприимства   и   стремиться   соблюдать   их   в соответствующих ситуациях; – определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; – определять значение своего имени; – характеризовать   функции   систем   внутренних   органов   человека   и   каждого   из органов; окружающем мире; – характеризовать основные правила гигиены; – характеризовать   функции   органов   чувств   как   источников   информации   об – оказывать себе и другим людям первую помощь; – перечислять   народные   правила   и   традиции   здорового   образа   жизни,   народные правила   и   традиции   управления   домашним   хозяйством,   особенности   распределения обязанностей в семье; – определять   потребности   развития   своего   внутреннего   мира   и   составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; – толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; – узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, – определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; – определять   местоположение   Египта,   Греции,   Иерусалима,   Китая   на   одном   из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; – характеризовать   природные   особенности   и   культурные   достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; – составлять   список   Всемирных   духовных   сокровищ   как   общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий. 4 класс (выпускник начальной школы) Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение личностных результатов начального образования, а именно: – формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; – формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре других народов; – овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире; – принятие  и   освоение   социальной   роли   обучающегося,  развитие  мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:  овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; – – – – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  использование   знаково­символических   средств   представления   информации для   создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач; – активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; – использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и открытом   учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки, анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   ком­

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов.

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019