«Принято» «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор МАОУ «СОШ № 101» г. Перми
Протокол № __ от «30» августа 20___г. _____________________ Е.Л.Лялина
Приказ №________ от «____» августа 20____г.
Рабочая программа
по окружающему миру для 1 «А» класса
на 2019-2020 учебный год
Программу составила
учитель начальных классов
Мельникова Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета учебного плана СОШ № 101 на 2019-20 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » на основании ФГОС НОО , Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 101» г.Перми, на основе Примерной программы по предмету «Окружающий мир» авт. А.А.Плешакова , М.Ю.Новицкой. УМК «Перспектива» , Просвещение ,2012
Для реализации данной рабочей программы отводится 66 часов в год (2 часа в неделю).
Данная рабочая программа обеспечивает достижение следующей цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для реализации данной программы используется учебная и учебно-методическая литература:
1. Учебник: А.А.Плешаков , М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 1 класс» в 2-х частях. Изд-во «Просвещение» 2011
2.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова , М.Ю.Новицкой
Академический школьный учебник : Просвещение , 2012
3.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир УМК «Перспектива» авт. Т.Н.Максимова М.»Вако»2012
I. Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир в 1 «А»классе.
Обучение окружающему миру в 1 «А» классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
· Формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения обучающимися 1 «А» класса программы по окружающему миру являются:
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее существования.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.
· Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
· Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметными результатами освоения учениками 1 «А» класса программы по окружающему миру являются:
II. Содержание учебного предмета
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищённо. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании
дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее
будет подробно рассмотрен в данном пособии.
Отталкиваясь от житейских
проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить
разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их
смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили
много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но
и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой
Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись
с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических
героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги
знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной
бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание
можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими
невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно
помнить о тех святых, имена которых они носят.
В круг друзей ребята
могут включить и литературных героев.
Учитель
может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций
и объяснения плохого и хорошего в жизни.
Наблюдая за отношениями детей
в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении
конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать
конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной
и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы
коллективные задания. Одновременно ребят
нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не
научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее
значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим
и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома
и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении
музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание
работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет
конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий
мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни
людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
III. Тематическое планирование
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество практических работ |
Количество проектов |
Количество экскурсий |
1 |
Мы и наш мир
|
9 ч |
|
|
|
1 |
2 |
Наш класс
|
13 ч |
|
1 |
|
2 |
3 |
Наш дом и семья
|
18 ч |
|
1 |
1 |
|
4 |
Город и село
|
13 ч |
|
1 |
1 |
|
5 |
Родная страна
|
7 ч |
|
|
|
2 |
6 |
Человек и окружающий мир
|
6 ч |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование (приложение)
№ п/п |
Тема урока
|
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты |
|||
Понятия |
Предметные результаты |
УУД |
Личностные результаты |
|||
|
«Мы и наш мир» (10 часов) |
|||||
1 |
Мы и наш мир |
Как безопасно дойти от дома до школы? Познакомить с правилами поведения на дороге и улице Что такое окружающий мир? Познакомить с широкой картиной современного окружающего мира |
Улица, дорога, ПДД, окружающий мир, пешеходы, водители, светофор. Природа Вещи, сделанные человеком |
Научится выбирать безопасный маршрут от дома к школе Научится различать объекты окружающего мира |
Р - применять установленные правила П – перерабатывать полученную информацию К – задавать вопросы, обращаться за помощью Р - учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике П - перерабатывать полученную информацию К - слушать и понимать речь других, задавать вопросы |
Адекватная мотивация |
2 |
Природа Экскурсия |
Что такое природа? Познакомить с объектами природы, сезонными изменениями |
Природа, окружающий мир, вещи, сделанные человеком |
Научится определять объекты природы, окружающего мира, |
Р – учиться высказывать свое предположение П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к природному миру |
3 |
Неживая и живая природа |
Как различить живую и неживую природу? Выявить признаки живой природы |
Жизнь, дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание |
Научится соотносить объекты природы: живая - неживая |
Р – определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем П – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К – донести свою позицию до других |
Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
4 |
Культура |
Что относится к культуре? Выявить признаки культурного наследия |
Предметы культуры, культура, явления культуры |
Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше- теперь, давно - недавно» |
Р – учиться высказывать свое предположение П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к культурному наследию |
5. |
Культура (продолжение) |
Чем отличаются предметы культуры от произведений культуры? Выявить признаки культурного наследия |
Предметы культуры, культура, явления культуры, произведения культуры |
Научиться различать различные виды культуры Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше- теперь, давно - недавно» |
Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к культурному наследию |
6. |
Природа в творчестве человека |
Что знакомое видим мы в произведениях культуры? Научиться видеть образы природы в произведениях культуры |
Образ, материал, произведение культуры |
Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры, читать схему и мастерить по ней игрушку из природного материала |
Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к культурному наследию и к продуктам собственного труда |
7. |
Мы - люди |
Что связывает людей в этом мире? |
Человек, люди, Народный костюм, народные традиции, национапльность возраст, народные песни. Сказки, фольклор |
Научиться определять подходящими словами привлекательные черты в облике любого человека |
Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к культурному наследию |
8. |
Как мы общаемся с миром |
Какие помощники помогают нам мир узнавать? Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств |
Зрение, слух, осязание, вкус, обоняние |
Научиться определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью различных органов восприятия |
Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к своему собственному восприятию окружающего мира |
9. |
Как мы общаемся с миром(продолжение) |
Что отличает человека от других живых существ? |
Человеческая речь, Память, мышление |
Научиться контролировать свою речь, приступить к тренировке своей памяти, учиться анализировать репродукции картин |
Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к речи |
10 |
Люди – творцы культуры |
Как человек своими делами украшает окружающий мир? Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств |
Правда Добро, Красота, Трудолюбие, наблюдательность, Смекалка, творчество, мастерство |
Научиться работать в группе, определять подходящими словами красоту человеческого труда |
Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к культурному наследию и окружающему миру |
|
«Наш класс» (12 часов) |
|||||
11 |
Наш класс в школе Экскурсия |
Каким образом класс является составной частью окружающего мира? Познакомить детей с образами класса в разные исторические эпохи. |
Окружающий мир, предметы культуры, явления культуры, предметы культуры. |
Научиться определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. |
Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. |
12 |
Мы – дружный класс |
Что помогает нам быть сплочённым и единым коллективом? Развивать чувство принадлежности к коллективу (классу). |
Человек, люди, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться понимать необходимость товарищеского сотрудничества. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям. |
13 |
Учитель- наставник и друг |
Кто наш наставник и друг в школе? Раскрыть важность и необходимость сотрудничества с учителем, как великой духовной ценности. |
Человек, люди, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться понимать (на конкретных примерах) необходимость культурной преемственности от старшего к младшему. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. |
Ценностное отношение к культурным традициям народов России и образу учителя. |
14 |
Природа в классе |
Как меняют вид класса растения? Показать разнообразие комнатных растений. |
Окружающий мир, природа, вещи, сделанные руками человека. |
Научиться распознавать комнатные растения, называть их. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям, как части живой природы. |
15 |
Как ухаживать за комнатными растениями Практическая работа |
Для чего люди выращивают комнатные растения?
|
Окружающий мир, живая природа, вещи, сделанные своими руками. |
Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения. |
Р. Учиться высказывать собственное предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. |
16 |
Что растёт у школы Экскурсия |
Чем отличаются друг от друга растения на улице? Выявить существенные отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений. |
Живая природа, окружающий мир, человек. |
Научиться различать группы растений по существенным признакам. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к окружающему миру и живой природе. |
17 |
Мир за стеклянным берегом |
Что у нас в аквариуме? Показать, что аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками. |
Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры. |
Научиться распознавать обитателей аквариума. Познакомиться со способами и средствами ухода за аквариумом. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
18 |
Кто ещё у нас живёт? |
Каких животных мы знаем? Прививать любовь к животным и чувство ответственности. |
Окружающий мир, живая природа, человек, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться различать наиболее распространённых обитателей живого уголка. Усвоить простейшие правила ухода за ними. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
19 |
Какие бывают животные |
Каковы отличительные признаки каждой группы животных? Сформировать бережное отношение к животным. |
Живая природа, окружающий мир, человек. |
Научиться различать существенные признаки групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
20 |
Делу - время |
Что нужно сделать для того, чтобы помнить о своих делах? Сформировать правильное представление о режиме дня. |
Предметы и явления культуры, вещи, сделанные руками человека, традиции. |
Научиться планировать и контролировать свои действия. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь. |
Адекватная мотивация. |
21 |
Книга – друг и наставник |
Как можно сохранить слово, мысль? Раскрыть важность и необходимость чтения книг. |
Предметы и явления культуры, человек, традиции. |
Научиться пониманию того, что книга – великая духовная ценность. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. |
Ценностное отношение к культурному наследию и традициям. |
22 |
Потехе - час |
Какие игры вы любите? Показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха. |
Предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться соблюдать правила игрового поведения, как способа дружеского общения друг с другом. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. |
Адекватная мотивация. |
|
«Наш дом и семья» (14 часов) |
|||||
23 |
Мы в семье |
Родословное дерево – что это значит? Раскрыть важность семьи (на конкретных примерах) для каждого её члена. |
Человек, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться различать степень родства и оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. |
24 |
Моя семья – часть моего народа |
Каковы традиции семьи? На конкретных примерах раскрыть важность культурных традиций каждой семьи. |
Предметы и явления культуры, вещи, сделанные руками человека, традиции. |
Научиться находить ласковые слова в колыбельной песне, узнать названия старинных предметов быта. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. |
25 |
Природа в доме |
Какие животные живут в нашем доме? Воспитывать чувство ответственности за жизнь живых существ в нашем доме. |
Окружающий мир, природа, предметы и явления культуры. |
Научиться понимать, что дом, как и класс, наполнен природой, осознать её значение для каждого члена семьи. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П.Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. |
Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. |
26 |
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество |
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество? Обобщить имеющиеся у учащихся сведения о результатах труда человека, использующего богатства неживой природы. |
Окружающий мир, природа, предметы и явления культуры. |
Научиться понимать, как получают воду, газ и электричество. Запомнить правила безопасного общения с бытовыми приборами. |
Р.Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П.Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. |
Ценностное отношение к неживой природе, её богатствам и культурному наследию. |
27 |
Красивые камни в нашем доме |
Из каких камней сделаны поделки и украшения, имеющиеся у нас дома? Учить узнавать камень в изделии. |
Неживая природа, предметы и явления культуры. |
Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к неживой природе, культурному наследию, традициям. |
28 |
Комнатные растения у нас дома |
Какие комнатные растения в ваших домах? Продолжать знакомить с комнатными растениями.
|
Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры. |
Научится распознавать растение на фотографии, рисунке и в натуральном виде. |
Р. Учится высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. |
29 |
Выйдем в сад |
Как мы работаем в саду? Продолжать работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение». |
Природа, предметы и явления культуры. |
Научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево – кустарник - травянистое растение» |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
|
Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию. |
30 |
Овощи и фрукты на нашем столе Практическая работа |
Откуда берутся витамины? Сформировать представление о витаминах и их пользе для организма.
|
Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться классифицировать овощи и фрукты и понимать, что они – основной источник витаминов на нашем столе. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию |
31 |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе |
Какие растения нас кормят? Формировать представления о труде людей, связанному с производством хлеба и других продуктов. |
Природа, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться различать виды круп, усвоить из чего делают хлеб и каши, чай и кофе. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к природе, культурному наследию и традициям. |
32 |
Дикорастущие и культурные растения |
Для чего человек выводит новые сорта культурных растений? Формировать представление о сортах культурных растений. |
Окружающий мир, живая природа, традиции. |
Научиться различать культурные растения от дикорастущих, приводить примеры растений каждой группы. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
33 |
Собака в нашем доме |
Для чего нам нужны собаки? Формировать представления о наиболее распространённых породах, воспитывать любовь к домашним животным. |
, Окружающий мир, живая природа, традиции. |
Научиться различать некоторые породы собак и усвоить основные правила ухода за ними. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Адекватная мотивация. |
34 |
Кошка в нашем доме |
Для чего нам нужны кошки? Формировать представления о наиболее распространённых породах, воспитывать любовь к домашним животным. |
, Окружающий мир, живая природа, традиции. |
Научиться различать некоторые породы кошек и усвоить основные правила ухода за ними. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью |
Адекватная мотивация. |
35 |
Дикие и домашние животные Проект «Мой домашний питомец» |
Какие ещё бывают домашние животные? Раскрыть значение понятий «дикие» и «домашние» животные. |
Окружающий мир, живая природа, традиции. |
Научиться классифицировать животных по признаку «дикие – домашние», приводить примеры животных каждой группы. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью |
Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
36 |
С утра до вечера |
Чему нас учит время? Сформировать образ повседневной жизни в семье как культурную ценность. |
Человек, предметы и явления культуры, традиции. |
Научиться соблюдению устойчивого распорядка дел в течении дня. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью |
Адекватная мотивация. |
37 |
Мы в городе |
Кто такие «земляки»? |
земляки |
Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. |
Р.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. овладение способами существования в городе и селе. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Формирование личного отношения к малой родине |
38 |
Мы в селе |
Как называть жителей определенного села по его названию? |
Земляки - односельчане |
Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки-односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Формирование личного отношения к малой родине |
39 |
Красота любимого города. |
Чем интересен мой город? |
город |
Знать особенности ландшафта, где находится родной город. Знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям |
Адекватная мотивация. |
40 |
Красота родного села. |
Чем интересно село? |
село |
Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Адекватная мотивация. |
41 |
Природа в городе |
Почему природа в городе – это источник красоты и здоровья? |
|
Усвоить, ч то природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. формулировать собственное мнение и позицию. П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Адекватная мотивация. |
42 |
Что растет в городе? Проект |
Чем различаются лиственные и хвойные деревья? |
Лиственные, хвойные деревья. |
Умение различать час то встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и Р.хвойные деревья. |
Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, а том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
|
Адекватная мотивация. |
43 |
Чудесные цветники |
Почему растения цветника относятся к культурным растениям? |
Культурные растения, цветник |
Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. формулировать собственное мнение и позицию. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Адекватная мотивация. |
44 |
В ботаническом саду. |
Что такое «ботанический сад»? |
«ботанический сад» |
Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. |
Формирование эмоционально го отношения. |
45 |
Животные парка |
Кто живет в парке? |
«парк» |
Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушать их жизнь. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
|
Адекватная мотивация |
46 |
В зоопарке. Эескурсия |
Кто живет в зоопарке? |
«зоопарк» |
Знать, что зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью |
Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
Адекватная мотивация |
47 |
Войдем в музей! Экскурсия |
Почему люди ходят в музеи? |
«музей», «памятники культуры» |
Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Форсирование личного отношения к музею. |
48 |
Мы помним наших земляков. |
Почему улицы ТАК называются? |
земляки |
Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умением кратко объяснять, почему они удостоились такой чести. |
Р.преобразовывать практическую задачу в познавательную К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. |
Адекватная мотивация |
49 |
Все профессии важны. |
Какие бывают профессии? |
«профессии» |
Использование своего словарного запаса, касающегося темы связи качеств человека и профессии , которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий и использованием учебной литературы |
Адекватная мотивация |
50 |
За страницами учебника («Город и село») |
Знаменитые земляки нашего города |
|
Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
Адекватная мотивация |
51 |
Россия – наша Родина |
Как выглядит герб и флаг России? Как звучит и поется российский гимн? |
Родина, Отчизна, страна, герб, флаг, гимн |
Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядит герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. |
Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь. |
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина боль шой страны. |
52 |
Россия – наша Родина Практическая работа ПДД |
Как выглядит герб и флаг России? Как звучит и поется российский гимн? |
Родина, флаг, гимн, герб |
Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядит герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. |
Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь. |
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. |
53 |
Москва – столица России |
Что и почему является «сердцем» России? |
«столица» |
Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области). |
Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь |
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. |
54 |
Мы семья народов России. |
Какие особенности традиционной культуры народа моего края? |
Национальное достояние |
Особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты,транспорт, праздники и обычаи – на выбор) |
Р. Отвечать на поставленные вопросы К. формирование себя – как часть большой семьи народов. П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. |
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющий богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. |
55 |
Природа России |
Разнообразие природы России |
|
Получить первоначальное представление о разнообразии природы России. |
Р. Отвечать на поставленные вопросы К. формирование себя – как часть большой семьи народов. П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. |
Адекватная мотивация |
56 |
Охрана природы. |
Зачем охранять природу? |
Охрана природы |
Формирование первоначального представления об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
Адекватная мотивация. |
57 |
Красная книга России. |
Какие растения и животные России и своего региона занесены в Красную книгу? |
«Красная книга» |
Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем оирентиры действия в новом учебном материале К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям |
Адекватная мотивация |
58 |
Заповедные тропинки |
Зачем нужны заповедники? |
«заповедник» |
Усвоить, что заповедник – это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Формирование личного отношения к заповедникам |
59 |
За страницами учебника («Родная страна). |
Традиционная культура моего края. |
|
Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи – на выбор). |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Формирование личного отношения к традиция своего края. |
60 |
Взгляни на человека! |
Образ человека как проявление внутреннего мира его культуры |
Человек – творческая личность |
Уметь устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, |
Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы,культуры, окружающих людей. |
61 |
Взгляни на человека! |
Образ человека как проявление внутреннего мира его культуры |
Человек – творческая личность |
Уметь устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, |
Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы,культуры, окружающих людей. |
62 |
У каждого времени свой плод |
Соотносить возрастные признаки во внешности и поведении с признаками, характерными для природы |
«творческая личность человека» |
Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям. |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, |
Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей |
63 |
У каждого времени свой плод |
Соотносить возрастные признаки во внешности и поведении с признаками, характерными для природы |
«творческая личность человека», «внутренний мир», «внешний облик». |
Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, |
Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей |
64 |
Я – часть мира |
Формирование образа «Я», связанного с миром природы, культуры и окружающих людей |
«творческая личность человека», «личное достоинство» |
Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать идеалу. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Адекватная мотивация |
65 |
Я – часть мира К/Р итоговая |
Формирование образа «Я», связанного с миром природы, культуры и окружающих людей |
«личное достоинство» |
Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать идеалу. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Адекватная мотивация |
66 |
За страницами учебника (Человек и окружающий мир») |
Способы выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов. |
«Личное достоинство» |
Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональномслове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Формирование личного достоинства. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.