Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
10.03.2019
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с примерной программой по окружающему миру и на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России», «Просвещение», 2017 г. и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по окр.миру 4 класс.docx
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе нормативно –
правовых актов:
Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый
Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования"
Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО»:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с
изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2
Данный учебный предмет (окружающий мир) имеет своими целями:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребенком личностного опыта взаимодействияобщения с людьми, обществом и природой.
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в
соответствии с примерной программой по окружающему миру и на основе авторской
программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России», «Просвещение»,
2017 г. и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2018 2019 учебный год.
Особенности организации учебного процесса
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по
2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч, в 4 классе – 68 часа – 34 учебные недели (2 часа
в неделю).
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (2 часа в неделю, 68 часов
годовых), что полностью соответствует учебному плану лицея. В процессе обучения
сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, отведенных авторами на
изучение тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные и тестовые
работы.
Содержание учебного предмета:
Коли
чес
тво
часов
9ч
№
1
Основное содержание
предмета по темам
Земля и
человечество.
Мир глазами
астронома. Планеты
Солнечной системы.
Звездное небо —
великая «книга»
природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где? Мир
Основные виды учебной деятельности
Знакомиться с учебником и учебными пособиями,
с целями и задачами раздела. Извлекать из текста
учебника цифровые данные о Солнце, выписывать
их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение
Солнечной системы, перечислять планеты в
правильной последовательности, моделировать
строение Солнечной системы. Работать со
взрослыми; находить в дополнительной
литературе, Интернете научные сведения о Солнце
и Солнечной системе, кометах, астероидах,
готовить сообщения. Понимать учебную задачу
2 глазами эколога.
Сокровища Земли под
охраной человечества.
урока и стремиться её выполнить. На основе схемы
строения Солнечной системы характеризовать
планеты, перечислять их в порядке увеличения и
уменьшения размеров, осуществлять
самопроверку. Различать планеты и их спутники.
Анализировать схемы вращения Земли вокруг
своей оси и обращения вокруг Солнца. Изучать по
учебнику правила наблюдения звёздного неба,
соотносить их с собственным практическим
опытом, находить на карте звёздного неба
знакомые созвездия. Моделировать изучаемые
созвездия. Сравнивать глобус и карту полушарий.
Находить условные знаки на карте полушарий.
Обсуждать значение глобуса и карт в жизни
человечества. Составлять рассказ о
географических объектах с помощью глобуса и
карты полушарий. Составлять рассказы о мире с
точки зрения историка. Характеризовать роль
исторических источников для понимания событий
прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для
понимания событий прошлого. Определять по
«ленте времени» век, в котором происходили
упоминавшиеся ранее исторические события.
Обсуждать сроки начала года в разных
летоисчислениях. Анализировать историческую
карту, рассказывать по ней об исторических
событиях. Рассказывать о мире с точки зрения
эколога. Анализировать современные
экологические проблемы, предлагать меры по их
решению. Знакомиться с международным
сотрудничеством в области охраны окружающей
среды. Находить в Интернете информацию о
способах решения экологических проблем и
экологических организациях в России.
Рассказывать о причинах появления Списка
Всемирного наследия. Различать объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Знакомиться по картесхеме с наиболее значимыми
объектами Всемирного наследия, определять их по
фотографиям.
10 ч
2 Природа России.
Равнины и горы
России. Моря, озёра и
реки России.
Природные зоны
России. Зона
арктических пустынь.
Находить и показывать на физической карте
России изучаемые географические объекты,
рассказывать о них по карте. Различать холмистые
и плоские равнины. Характеризовать формы
земной поверхности России, рассказывать о них по
личным впечатлениям. Извлекать из
дополнительной литературы, Интернета сведения
3 Тундра. Леса России.
Лес и человек. Зона
степей. Пустыни. У
Чёрного моря.
об изучаемых географических объектах, готовить
сообщения. Находить и показывать на физической
карте России изучаемые моря, озёра, реки,
рассказывать о них по карте. Различать моря
Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического
океанов. Характеризовать особенности изучаемых
водных объектов. Знакомиться с картой
природных зон России, сравнивать её с физической
картой России; определять на карте природные
зоны России, высказывать предположения о
причинах их смены, осуществлять самопроверку.
Устанавливать причинноследственные связи
между освещённостью Солнцем поверхности
Земли и сменой природных зон. Находить и
показывать на карте зону арктических пустынь,
осуществлять взаимопроверку. Выявлять
взаимосвязь природных особенностей зоны
арктических пустынь и её оснащённости
солнечными лучами.
Определять по рисунку учебника, какие организмы
обитают в зоне арктических пустынь, объяснять,
как они приспособлены к условиям жизни.
Сравнивать общий вид тундры и арктической
пустыни, описывать тундру по фотографии;
находить и показывать на карте природных зон
зону тундры, рассказывать о ней по карте.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей
зоны тундры и её освещённости солнечными
лучами. Находить и показывать на карте зону
тайги, зону смешанных и широколиственных лесов,
рассказывать о них по карте. Устанавливать
зависимость особенностей лесных зон
распределения тепла и влаги.
Знакомиться с природой лесных зон; определять с
помощью атласаопределителя растения лесов;
моделировать характерные цепи питания.
Наблюдать объекты и явления природы.
Определять природные объекты с помощью атласа
определителя. Фиксировать результаты
наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений,
сделанных в разных природных сообществах.
С помощью схемы и текста учебника раскрывать
роль леса в природе и жизни людей.
Обсуждать экологические проблемы леса,
предлагать меры по его охране. Сравнивать общий
вид леса и степи, описывать степь по
фотографиям. Находить и показывать на карте
природных зон зону степей, рассказывать о ней по
карте. Устанавливать зависимость особенностей
степной зоны от распределения тепла и влаги.
4 Знакомиться с растительным и животным миром
степей, рассказывать об экологических связях в
степи, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать
пустыню по фотографиям.
Находить и показывать на карте природных зон
полупустыни и пустыни, рассказывать о них по
карте. Устанавливать зависимость природы
полупустынь от распределения тепла и влаги.
Знакомиться с растительным и животным миром
пустынь, рассказывать об экологических связях в
пустыне, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать природу зоны пустынь с природой
степей. Находить и показывать на карте природных
зону субтропиков, рассказывать о них по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы
субтропической зоны. Знакомиться с растительным
и животным миром Черноморского побережья
Кавказа, рассказывать об экологических связях,
моделировать характерные цепи питания.
Обсуждать правила безопасности во время отдыха
у моря, экологические проблемы Черноморского
побережья Кавказа.
Знакомиться с политикоадминистративной картой
России; находить на политикоадминистративной
карте России свой регион; знакомиться с картой
своего региона, рассказывать по ней о родном крае.
Характеризовать родной край по предложенному
плану. Описывать по своим наблюдениям формы
земной поверхности родного края; находить на
карте региона основные формы земной
поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из
краеведческой литературы необходимую
информацию о поверхности края. Обсуждать меры
по охране поверхности своего края. Описывать по
своим наблюдениям формы земной поверхности
родного края; находить на карте региона основные
формы земной поверхности, крупные овраги и
балки; извлекать из краеведческой литературы
необходимую информацию о поверхности края.
Обсуждать меры по охране поверхности своего
края. Находить на физической карте России
условные обозначения полезных ископаемых.
Определять полезное ископаемое, изучать его
свойства, находить информацию о применении,
местах и способах добычи полезного ископаемого;
описывать изученное полезное ископаемое по
плану; готовить сообщение и представлять его
классу. Сравнивать изученные полезные
5
15 ч
3
Родной край – часть
большой страны.
Наш край.
Поверхность нашего
края. Наши подземные
богатства.
Земля – кормилица.
Экскурсия в лес и на
луг. Жизнь леса.
Жизнь луга. Жизнь в
пресных водах.
Растениеводство в
нашем крае.
Животноводство в
нашем крае ископаемые. Различать типы почв на иллюстрациях
учебника и образцах.
Извлекать из краеведческой литературы
информацию о типах почв своего региона;
изготавливать макет разреза почвы; доказывать
огромное значение почвы для жизни на Земле,
осуществлять самопроверку. Извлекать из
краеведческой литературы информацию об охране
почв в регионе. Определять с помощью атласа
определителя растения смешанного леса в
гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике
представителей лесного сообщества; выявлять
экологические связи в лесу.
Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие
растения, животные, грибы встречаются в лесах
родного края. Моделировать цепи питания,
характерные для лесного сообщества региона.
Описывать луг по фотографии, определять
растения луга в гербарии; знакомиться с
животными луга по иллюстрации учебника;
выявлять экологические связи на лугу.
Рассказывать по своим наблюдениям о луговых
растениях, животных и грибах своего региона.
Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять
взаимопроверку и коррекцию.
Характеризовать луговое сообщество по плану.
Сравнивать природные особенности леса и луга.
писывать водоём по фотографии; определять с
помощью атласаопределителя растения пресного
водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника
живые организмы пресных вод; выявлять
экологические связи в пресном водоёме.
Рассказывать по своим наблюдениям об
обитателях пресных вод родного края.
Моделировать цепи питания в пресноводном
сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное сообщество своего
региона по плану. Обсуждать способы
приспособления растений и животных к жизни в
воде. Выявлять зависимость растениеводства в
регионе от природных условий.
Знакомиться по материалам учебника и
краеведческой литературе с одной из отраслей
растениеводства, готовить сообщения,
представлять их классу. Определять с помощью
иллюстраций учебника полевые культуры в
гербарии; различать зёрна зерновых культур.
Различать сорта культурных растений (на
примерах, характерных для региона)
Выявлять зависимость животноводства в регионе
6 5 ч
4
Страницы
всемирной истории.
Начало истории
человечества. Мир
древности: далёкий и
близкий. Средние
века: время рыцарей и
замков. Новое время:
встреча Европы и
Америки. Новейшее
время: история
продолжается сегодня.
от природных условий. Знакомиться по
материалам учебника и краеведческой литературе
с одной из отраслей животноводства, готовить
сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних животных (на
примерах, характерных для региона).
Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в
посильной работе по уходу за домашними
сельскохозяйственными животными.
Определять по «ленте времени» длительность
периода первобытной истории. Обсуждать роль
огня и приручения животных. Рассказывать на
основе экскурсии в краеведческий музей о жизни,
быте и культуре первобытных людей на
территории региона. Определять по «ленте
времени» длительность Древнего мира.
Находить на карте местоположение древних
государств. Извлекать информацию из учебника,
анализировать иллюстрации, готовить сообщения и
презентовать их в классе. Обобщать сведения о
древних государствах, их культуре, религиях,
выявлять общее и отличия. Понимать роль
появления и развития письменности в древности
для развития человечества, сопоставлять алфавиты
древности. Сопоставлять длительность
исторических периодов Древнего мира и
средневековья, определять по «ленте времени»
длительность средневековья. Находить на карте
местоположение крупных городов, возникших в
средневековье. Описывать по фотографиям
средневековые достопримечательности
современных городов. Сопоставлять исторические
источники по изучению Древнего мира и
средневековья. Развивать воображение,
реконструируя быт и рыцарские турниры
средневековья. Определять по «ленте времени»
длительность периода Нового времени,
сопоставлять её с длительностью Древнего мира и
средневековья. Сопоставлять жизненную
философию людей в средневековье и в Новое
время. Обсуждать методы изучения истории
Древнего мира и Нового времени.
Выявлять по фотографиям различия в архитектуре
городов Древнего мира, средневековья и Нового
времени. Обсуждать роль великих географических
открытий в истории человечества.
Находить на «ленте времени» начало Новейшего
времени. Характеризовать значение исследования
Арктики и Антарктики для развития науки.
Рассказывать о развитии парламентаризма и
7 20 ч
5
Страницы истории
России.
Жизнь древних славян.
Во времена Древней
Руси. Страна городов.
Из книжной
сокровищницы
Древней Руси.
Трудные времена на
Русской земле. Русь
расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий. Мастера
печатных дел.
Патриоты России.
Пётр Великий. Михаил
Васильевич
Ломоносов. Екатерина
Великая.
Отечественная война
1812 года. Страницы
истории XIX века.
Россия вступает в XX
век. Страницы истории
1920 – 1930х годов.
Великая
Отечественная война и
великая Победа.
Страна, открывшая
путь в космос.
республиканской формы правления.
Рассказывать о об освоении космоса, об
изобретении ядерного оружия, Первой и Второй
мировой войнах.
Анализировать карту расселения племён древних
славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних
славян и их занятий с природными условиями того
времени. Характеризовать верования древних
славян. Прослеживать по карте Древней Руси путь
«из варяг в греки» и расширении территории
государства в IХ – ХI веках. Характеризовать
систему государственной власти в IХ – ХI веках в
Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату
Крещения Руси. Обсуждать причину введения на
Руси христианства и значение Крещения.
Анализировать карты Древнего Киева и Древнего
Новгорода, характеризовать их местоположение,
оборонительные сооружения, занятия горожан,
систему правления, находки берестяных грамот в
Новгороде. Обсуждать роль создания славянской
письменности для распространения культуры в
Древней Руси. Характеризовать состояние
грамотности на Руси после создания славянской
азбуки. Выявлять роль летописей для изучения
истории России. Характеризовать оформление
рукописных книг как памятников древнерусского
искусства. Сопоставлять оформление
древнерусских книг с современными.
Обсуждать роль рукописной книги в развитии
русской культуры. Прослеживать по карте
нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины
поражения Древней Руси в ходе монгольского
нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника
вооружение древнерусских и монгольских воинов.
Находить на карте места сражений Александра
Невского со шведскими и немецкими
захватчиками. Приводить факты возрождения
северовосточных земель Руси.
Рассказывать о Москве Ивана Калиты.
Прослеживать по карте объединение русских
земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные
качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его
правления. Составлять план рассказа о
Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени»
дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была
так важна для Дмитрия Донского поддержка
Сергия Радонежского. Рассказывать об изменении
политики в отношении Золотой Орды.
Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения
в облике Москвы. Обсуждать значение
8 освобождения от монгольского ига.
Отмечать на «ленте времени» даты освобождения
от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на
царство. Обсуждать, как повлияло начало
книгопечатания на развитие просвещения и
культуры в России. Сопоставлять современные и
первопечатные учебники по иллюстрациям.
Обсуждать значение организации народного
ополчения и освобождения Москвы от польской
интервенции. Отмечать на «ленте времени» год
освобождения Москвы. Извлекать из
дополнительной литературы и Интернета
информацию о Петре I, которой нет в учебнике.
Описывать достопримечательности Санкт
Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал
называться Великим.
Отмечать на «ленте времени» год основания
СанктПетербурга, год, когда Россия стала
империей. Составлять план рассказа о М.В.
Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.
Ломоносова из Холмогор в Москву.
Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова
в развитии науки и культуры. Сравнивать
положение разных слоёв российского общества.
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.
Пугачёва.
Прослеживать по карте рост территории
государства. Рассказывать по учебнику о
Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Отмечать на
«ленте времени» Отечественную войну 1812 года.
Обсуждать, почему война 1812 года называется
Отечественной. Обсуждать, почему после
Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на
Красной площади памятник Кузьме Минину и
Дмитрию Пожарскому. аботать с историческими
картами, находить на карте Транссибирскую
магистраль. Сопоставлять исторические
источники. Извлекать из краеведческой
литературы сведения о технических новшествах,
появившихся в XIX веке в регионе
Составлять план рассказа о событиях начала XX
века и рассказывать о них по плану.
Интервьюировать взрослых членов семьи о том,
какую роль сыграли Октябрьская революция и
Гражданская война в судьбе семьи.
Знакомиться по карте СССР с административно
территориальным устройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР по
иллюстрациям, знакомиться с символикой герба
СССР. Сравнивать тексты гимнов
9 9 ч
6
Современная Россия.
Основной закон
России и права
человека. Мы –
граждане России.
Славные символы
России. Такие разные
праздники.
Путешествие по
России. Презентация
проектов.
дореволюционной России, СССР и Российской
Федерации. оставлять план рассказа о ходе
Великой Отечественной войны, рассказывать о ней
по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в
Великой Отечественной войне для нашей страны и
всего мира. Извлекать из дополнительной
литературы, Интернета информацию об освоении
космоса. Интервьюировать старших членов семьи о
том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.
Находить на политикоадминистративной карте
РФ края, области, республики, автономные округа,
автономные области, города федерального
значения. Анализировать закреплённые в
Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права
одного человека соотносятся с правами других
людей. Различать прерогативы Президента,
Федерального Собрания и Правительства.
Следить за государственными делами по
программам новостей ТВ и печатным средствам
массовой информации. Знакомиться с
особенностями герба Российской Федерации, его
историей, символикой, отличать герб России от
гербов других государств. Знакомиться с
Государственным флагом России. Его историей, с
Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна
России, знакомиться с правилами его исполнения,
с историей гимна России, отличать гимн
Российской Федерации от гимнов других
государств. Обсуждать, зачем государству нужны
символы. Знакомиться с праздниками и
Памятными днями России, обсуждать их значение
для страны и каждого его гражданина.
Выяснять, используя краеведческую литературу,
какие праздники отмечаются в крае.
Рассказывать о своих любимых праздниках.
Знакомиться по материалам учебника и
дополнительной литературе с регионами,
городами, народами России. Совершать
виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по
просторам Сибири с помощью Интернета,
посещать музеи, осматривать памятники истории и
культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о
разных уголках России, демонстрировать
фотографии, сувениры.
Извлекать информацию из дополнительных
источников и Интернета. Посещать музеи,
обрабатывать материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других
взрослых. Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их наглядными
10 материалами. Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других
учащихся.
Личностными
результатами обучающихся в 4 классе являются формирование
Планируемые результаты:
следующих умений:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
11 Метапредметными являются формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
12
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся 4 класса научатся:
определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и
показывать изученные географические объекты;
различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга,
водоёма родного края; основные сельскохозяйственные
растения, а также сельскохозяйственных животных края;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между
природой и человеком;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной теме, излагать их на уроке в виде
сообщения, рассказа;
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
13
оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно
разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку
деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,
определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных
изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных
последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры
охраны природы, варианты личного участия в сохранении
природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней;
лично участвовать в практической работе по охране
природы;
называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус,
географическая карта);
называть океаны и материки;
называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и
хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
рассказывать о государственной символике России, о государственных
праздниках России;
объяснять, что такое Конституция;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир,
Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
наблюдать объекты окружающего мира;
самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником,
энциклопедиями;
работать с учебными и научнопознавательными текстами;
составлять план учебной статьи;
работать с памятками, алгоритмами, схемамиопорами;
работать с различными картами;
готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
работать в паре, группе, индивидуально;
оценивать себя, товарища;
формировать коммуникативные умения;
развивать познавательные, интеллектуальноучебные умения;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки;
границы России, некоторые города России;
описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни
для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УМК и техническое оснащение учебного процесса
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 14 классы. Изд.:
Просвещение, 2013.
14 Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 4 класса
«Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2018.
Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. Учеб. Пособие для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018.
Технические средства обучения.
Проектор
Экран
Календарнотематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Форма
контроля
Примечание
план
коррек
т
Земля и человечество (9 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вводный инструктаж по охране
труда №36. Мир глазами
астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звёздное небо – великая книга
Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной
человечества.
Сокровища Земли под охраной
человечества.
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России.
Зона Арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Черного моря.
Обобщающий урокигра
«Природные зоны России»
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
21
Наш край.
Родной край – часть большой страны (15 ч.)
Тест
С.3
С.5
С.7
С.9
С.11
С.14
С.16
С.19
С.21
С.23
С.25
С.27
С.30
С.34
С.37
С.41
15 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Поверхность нашего края.
Поверхность нашего края
(экскурсия)
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Экскурсия в лес и на луг.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водах.
Экскурсия к водоему.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Обобщающий урокигра «По
родному краю»
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества.
Мир древности: далекий и близкий.
Средние века: время рыцарей и
замков.
Новое время: встреча Европы и
Америки.
Новейшее время: история
продолжается сегодня.
Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней
Руси.
Трудные времена на Русской
земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920 – 1930х
годов.
Великая Отечественная война и
Великая Победа.
Великая Отечественная война и
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
С.42
С.44
С.46
С.48
С.50
С.53
С.55
С.57
С.59
С.61
С.63
С.65
С.67
С.69
С.71
С.73
С.74
С.78
С.81
С.83
С.88
С.91
С.93
С.95
С.98
Тест
С.102
16 Великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права
человека.
Мы граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России
Путешествие по России
Путешествие по России
Проверим себя и оценим свои
достижения за второе полугодие.
Презентация проектов.
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
С.107
С.110
С.112
С.114
С.115
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Итоговый
тест
17
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.