Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
21.02.2017
Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по окружающему миру, программы общеобразовательных учреждений автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов.
рабочая программа по окруж 2 кл.doc
Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе 2015­2016 учебный год Пояснительная записка Рабочая   программа   предмета   «Окружающий   мир»   для   2   класса   составлена   на   основе Федерального   компонента   стандарта   начального   общего   образования   по   окружающему   миру, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений   с   русским   языком   обучения   и   программы   общеобразовательных  учреждений   автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1­4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»).    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих  целей: —  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного   опыта общения с людьми и природой; —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях  культурного и конфессионального многообразия российского общества.     Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором  проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных  опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и  безопасного взаимодействия в социуме.         Специфика   курса   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.         Знакомство   с   началами   естественных   и   социально­гуманитарных   на;   в   их   единстве   и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего   мира   понятными,   знакомыми   и   предсказуемыми,   найти   своё   место   в   ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках   различных   предметных   областей:   физики,   химии,   биологии,   географии,   обществознания, истории,   литературы   и   других   дисциплин.   В   рамках   же   данного   предмета   благодаря   интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и вос­ питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества   как   важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким   образом,   курс   создаёт   прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий  мир»   помогает  ученику  в  формировании   личностного  восприятия,  эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­ следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале   природы   и культуры   родного   края.   Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   младших школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих компетентностей  —  умений  проводить  наблюдения   в природе,   ставить  опыты,  соблюдать  правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы   адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной   среде.   Поэтому   данный   курс   играет   наряду   с   другими   предметами   начальной   школы значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности,   формирует   вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.     Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа  для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет  «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,  русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической  культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному  постижению окружающего мира. Ценностные ориентиры содержания курса •    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. •    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. •    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине  к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. •   Человечество как многообразие народов, культур, религии. •    Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •    Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •   Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности  культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности  российского общества. •   Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. •   Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и  социально­нравственное. •   Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному  наследию, к самому себе и окружающим людям. Общая характеристика учебного предмета     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1)   идея многообразия мира; 2)  идея целостности мира; 3)  идея уважения к миру.         Многообразие   как   форма   существования   мира   ярко   проявляет   себя   и   в   природной,   и   в социальной   сфере.   На   основе   интеграции   естественнонаучных,   географических,   исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и   культуры,   видов   человеческой   деятельности,   стран   и   народов.   Особое   внимание   уделяется знакомству   младших   школьников   с   природным   многообразием,   которое   рассматривается   и   как самостоятельная   ценность,   и   как   условие,   без   которого   невозможно   существование   человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.         Фундаментальная   идея   целостности   мира   также   последовательно   реализуется   в   курсе.   Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.     Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.         В   основе   методики   преподавания   курса   «Окружающий   мир»   лежит   проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания  окружающего.  При  этом используются  разнообразные  методы   и формы   обучения  с  при­ менением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и   ролевые   игры,   учебные   диалоги,   моделирование   объектов   и   явлений   окружающего   мира.   Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,   организация   посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение   для   достижения   планируемых   результатов   имеет   организация   проектной   деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание   природных   объектов   с   помощью   специально   разработанного   для   начальной   школы атласа­определителя;   2)   моделирование   экологических   связей   с   помощью   графических   и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения   к   миру   природы   и   поведения   в   нём,   оценку   поступков   других   людей,   выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.      Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном   общении   со   своими   детьми   поддерживали   их   познавательные   инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч. (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения окружающего мира второклассники научатся: распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, • кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; • • • правилам поведения в природе; называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; « распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья  в  разные  времена   года;  правила   безопасного  поведения   на  улице,  в  быту,  на  воде,   при контактах с людьми; • благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», • «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. называть   имена   и   отчества   родителей;   основные   формы   приветствия,   просьбы, Второклассники получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой • природы;   различать   изученные   группы   растений   и   животных;   распознавать   изученные   растения, животных   (по   несколько   представителей   каждой   группы);   вести   наблюдения   в   природе   под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; • людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; • • выполнять правила поведения в общественных местах; • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом определять основные стороны горизонта с помощью компаса. К концу 2 класса учащиеся должны знать: – неживая   и   живая   природа;   растения   дикорастущие   и   культурные;   деревья,   кустарники,   травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые   охраняемые   растения   и   животные   своей   местности;   правила   поведения   в   природе; основные   сведения   о   своем   городе   (селе);   домашний   адрес;   виды   транспорта;   наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; – имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; – правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных – – – – – – средств); основные   стороны   горизонта;   устройство   и   назначение   компаса;   основные   формы   земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия  нашей  страны и  ее столицы,  некоторых других  городов России;  названия нескольких стран мира; государственные символы России. Учащиеся должны уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку   представителей   каждой   группы);   вести   наблюдения   в   природе   под   руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; соблюдать   правила  безопасности  движения  (в   частности,   касающейся   пешеходов  и   пассажиров транспортных средств); выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; – – использовать  основные  формы  приветствия,   просьбы  и  т. д.  в  отношениях   с другими   людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; – – приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт­Петербурга.  Планируемые результаты освоения программы  Программа обеспечивает достижение второоклассников следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,  российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и  демократических ценностных ориентации; 2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве  и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; 6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в  информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости и свободе; 7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,  умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска  средств её осуществления; 2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы  достижения результата; 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)   использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по  родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с  содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные  связи и отношения между объектами и процессами; 14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том  числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты 1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные  свершения, открытия, победы; 2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,  культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,  элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего  поведения в природной и социальной среде; 4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,  сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих  людей, в открытом информационном пространстве); 5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире.           В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются  общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые  стандартом начального общего образования: ­ наблюдать объекты окружающего мира; ­ работать с учебником, энциклопедиями; ­ работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; ­ рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; ­ уметь работать в паре, группе, индивидуально; ­ уметь оценить себя, товарища; ­ формировать коммуникативные умения; ­ развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения; ­ уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. Критерии оценивания Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий  Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий  Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий  Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий Пересказ Оценка "5"  ­ пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" ­ допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" ­ пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.  Оценка "2" ­ не может передать содержание прочитанного.   Учебно­тематический план Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа.  Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше  отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное   небо.   Созвездия:   Кассиопея,   Орион,   Лебедь.   Представление   о   зодиакальных Природа (20 ч) созвездиях. Горные   породы   и   минералы.   Гранит   и   его   состав.   Как   люди   используют   богатства   земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и семян растений  (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы:  Знакомство  с  устройством  термометра,  измерение  температуры  воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в Жизнь города и села (10 ч) подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство,   транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной   гигиены.   Наиболее   распространенные   заболевания,   их   предупреждение   и   лечение; поликлиника,   больница   и   другие   учреждения   здравоохранения;   специальности   врачей:   терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах.   Правила   и   безопасность   дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой,   острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные   и   несъедобные   ягоды   и   грибы.   Жалящие   насекомые.   Ориентация   в   опасных ситуациях   при   контактах   с   людьми:   незнакомый   человек   предлагает   пойти   с   ним   покататься   на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и Общение (7 ч) отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение   в   гостях.   Как   вести   себя   за   столом.   Культура   поведения   в   общественных   местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (17 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы   земной   поверхности:   равнины   и  горы,   холмы,   овраги.   Разнообразие   водоемов:   река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:  Весенние   изменения   в   природе.   Формы   земной   поверхности   родного   края.   Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Содержание учебного предмета Человек и природа     Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.     Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.     Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.      Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,  ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.        Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,  условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).      Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).     Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.        Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.     Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).     Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.     Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.   Деревья,   кустарники,   травы.   Дикорастущие   и   культурные   растения.   Роль   растений   в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.        Грибы, их разнообразие, значение  в природе  и жизни людей;  съедобные  и ядовитые  грибы. Правила сбора грибов.      Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,   всеядные).   Размножение   животных   (на   примере   насекомых,   рыб,   птиц,   зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.       Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).      Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный   и   животный   мир,   особенности   труда   и   быта   людей,   влияние   человека   на   природу изучаемых зон, охрана природы).     Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения.   Правила   поведения   в   природе.   Охрана   природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.         Всемирное   наследие.   Международная   Красная   книга.   Международные   экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.         Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов   (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество     Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной   деятельностью   во   имя   общей   цели.   Духовно­нравственные   и   культурные   ценности   — основа жизнеспособности общества.     Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается   культура   общества   и   каждого   её   члена.   Общее   представление   о   вкладе   в   культуру человечества   традиций   и   религиозных   воззрений   разных   народов.   Взаимоотношения   человека   с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,  взаимопомощи, умения прислушиваться  к чужому мнению. Внутренний  мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.      Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.      Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.     Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля.   Товары   и   услуги.   Роль   денег   в   экономике.   Государственный   и   семейный   бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.        Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества.   Трудолюбие   как   общественно   значимая   ценность   в   культуре   народов   России   и   мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.     Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.        Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность  при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.        Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина,   Отечество,   Отчизна.   Государственная   символика   России:   Государственный   герб   России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.      Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.      Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных   связей   между   соотечественниками.   Новый   год,   Рождество,   День   защитника Отечества,   8   Марта,   День   весны   и   труда,   День   Победы,   День   России,   День   защиты   детей,   День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.     Россия на карте, государственная граница России. Москва   —   столица   России.   Святыни   Москвы   —   святыни   России.   Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,   связанных   с   Москвой   (основание   Москвы,   строительство   Кремля   и   др.).   Герб   Москвы. Расположение Москвы на карте.     Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.        Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности   быта   (по   выбору).   Основные   религии   народов   России:   православие,   ислам,   иудаизм, буддизм.   Уважительное   отношение   к   своему   и   другим   народам,   их   религии,   культуре,   истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.         Родной   край   —   частица   России.   Родной   город   (село),   регион   (область,   край,   республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда   людей   родного   края,   их   профессии.   Названия   разных   народов,   проживающих   в   данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.        История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственных и культурных   традиций   людей   в   разные   исторические   времена.   Выдающиеся   люди   разных   эпох   как носители   базовых   национальных   ценностей.   Охрана   памятников   истории   и   культуры.   Посильное участие   в   охране   памятников   истории   и   культуры   своего   края.   Личная   ответственность   каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни     Ценность здоровья и здорового образа жизни.      Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.        Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.     Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время   года.   Правила   противопожарной   безопасности,   основные   правила   обращения   с   газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.        Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.    Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.     Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Учебно­методическое обеспечение 1. Печатные пособия Учебники 1. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник.1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2015. 2. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2015. Рабочие тетради Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2015. Тесты Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2015. 2. Интернет­ресурсы   3. Информационно­коммуникативные средства Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. 4. Наглядные пособия Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (по возможности цифровой). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием  обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения  свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и  т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе  цифровые) и т. п. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель ­Торс человека с внутренними органами». Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов с  учётом содержания обучения. 5. Материально­технические средства Компьютерная техника, экран,  доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для  крепления таблиц.

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

Рабочая программа  по окружающему миру  во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017