Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
окружающий мир
2 кл
23.01.2017
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе "Перспектива" предусматривает достижение не только предметных , но и личностных результатов. Формирует навыки сотрудничества , умения планировать и контролировать свои действия. Обучающиеся используют приёмы оценки и взаимооценки в соответствии с поставленной задачей.Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе "Перспектива".
Раб. прогр. Окр мир 2 кл.Word (2).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 города Белово» Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №30  __________Е.Г. Домрачева   Приказ № ___       _______ г. Рабочая   программа по окружающему миру для 2­х классов 2016 – 1017 г. Составитель: ___________., учитель  начальных классов Обсуждена: на методическом объединении протокол №1 __ августа 201__ г. Руководитель МО ____________ Рассмотрена: на методическом совете протокол №1 ___ августа 201__ г. Председатель  МС ____________ Белово 2015 Содержание 1. Пояснительная записка  …………………………………………………… 2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………… 3. Описание места учебного предмета в учебном плане……………………. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета……. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения  учебного  предмета «Окружающий мир»       ………………………… 6. Содержание учебного предмета  …………………………………… 7. Тематическое планирование с определением основных видов  учебной деятельности обучающихся    ………………………………… 8. Описание материально­технического обеспечения образовательного  процесса……………………………………………………………… 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой,  планируемых  результатов начального общего образования.  В настоящее время основные задачи российского образования в целом  и начального общего образования в частности можно определить следующим  образом: формирование общей культуры, духовно­нравственное, социальное,  личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для  самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может  обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей,  саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья  обучающихся.  С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения  предмета «Окружающий мир» в начальной школе:   формирование целостной картины мира и осознание места в нём  человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и  природой;   духовно­нравственное развитие и воспитание личности  гражданина России в условиях культурного и конфессионального  многообразия российского общества.  Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он,  имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере  знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с  материалом естественных и социально­гуманитарных наук, необходимым для  целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  Основной задачей реализации содержания предмета является  формирование у ребёнка:  уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также  к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,  истории;  понимания ценности, целостности и многообразия окружающего  мира, понимание своего места в нём;   модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  психологической культуры и компетенции для обеспечения  эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых  установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых,  активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и  участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира  вокруг.  Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе  начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники  овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе  и обществе, учатся осмысливать причинно ­ следственные связи в  окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и  культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для  формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей —  умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты,  соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового  образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо­ и  культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир»  играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в  духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор  культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с  отечественными традициями духовности и нравственности.  Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём  заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир»  использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения,  русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,  технологии и физической культуры, формируя у детей способность  рационально­научного и эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Знакомство с основами естественных и социально­гуманитарных наук  в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая  явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично  соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем  самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и  общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе  этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики,  химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других  дисциплин. Благодаря интеграции естественно­научных и социально­ гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном  соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются  задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей  системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,  патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт  прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной  школы и для дальнейшего развития личности.  2. Общая характеристика учебного предмета. Программа «Окружающий мир» создана с опорой на  культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично  объединяют естественно­научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей  с точки зрения организации содержания является идея единства мира  природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир  рассматривается как природно­культурное целое, а человек — как часть  природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно­ культурное целое.  Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма,  ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно  с точки зрения культурно­нормативного, культурно­значимого, культурно­ должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность  создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно­ смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно­ консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между  людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как  в жизненно важной сфере человеческого бытия.  В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и  изучения младшими школьниками окружающего мира:   природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и  внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие  параметры бытия;  природосообразный ритм человеческой жизни как основа  физического и психического здоровья человека;  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.   Благодаря культурологической установке программа выполняет  интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.  Практически все темы программы могут получить специальную  интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки,  литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической  культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А.  Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок»,  факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П.  Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное  развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с  программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена  внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого  дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок  внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель  может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в  которых находится конкретнаяшкола.  Используемый в программе подход к структурированию учебного  материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех  обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание  курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического  подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся,  углубляется рассмотрение ценностно­смыслового потенциала, заложенного в  содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной  жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной  жизни человека и общества;   культура как процесс и результат человеческой  жизнедеятельности во всём многообразии её форм;      наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление  к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и  социума;   искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как  часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов  познания человеком самого себя, природы и общества;    человечество как многообразие народов, культур, религий;  семья как основа духовнонравственного развития и воспитания  личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов  России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как отличительные черты духовно и  нравственно развитой личности;   здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих:  здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное;  нравственный выбор и ответственность человека в отношении к  природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим  людям.  3. Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета    Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в  природе   в  целом   как   величайшей   ценности,  как   основы   для   подлинного экологического сознания. Ценность природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на   осознании   себя   частью   природного   мира    частью   живой   и   неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,   гармонии,   её   совершенства,   сохранение   и   приумножение   её богатства. Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию,   важность   и   необходимость   соблюдения   здорового образа   жизни   в   единстве   его   составляющих:   физическом,   психическом   и социально­нравственном здоровье.   Ценность   добра  –   направленность   человека   на   развитие   и   сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности ­ любви. Ценность истины  – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   семьи  как  первой   и   самой   значимой   для   развития   ребёнка социальной   и   образовательной   среды,   обеспечивающей   преемственность культурных   традиций   народов   России     от   поколения   к   поколению   и   тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.  Ценность   свободы  как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и поступков,   но   свободы,   естественно   ограниченной   нормами,   правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность   социальной   солидарности  как   признание   прав   и   свобод  обладание   чувствами   справедливости,   милосердия,   чести, человека, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность   патриотизма    одно   из   проявлений   духовной   зрелости человека,   выражающееся   в   любви   к   России,     народу,   малой   родине,   в осознанном желании служить Отечеству.  Ценность человечества    осознание человеком себя как части мирового сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета «Окружающий мир». Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.  Планируемые личностные результаты. У выпускника будут сформированы (базовый уровень):  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к   ориентации   на   содержательные   моменты   школьной школе, действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;  учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов   требованиям   конкретной   задачи,   на   понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;  способность   к   самооценке   на   основе   критериев   успешности   учебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ   и   историю,   осознание   ответственности   человека   за   общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;  ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных поступков, так и поступков окружающих людей;  знание   основных   моральных   норм   и   ориентация   на   их   выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;  развитие   этических   чувств   –   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов морального поведения;  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;  установка на здоровый образ жизни;  основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;  чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник   получит   возможность   для   формирования (повышенный уровень):  внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   положительного   понимания отношения   к   образовательному   учреждению, необходимости учения;  выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;  устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   новым   общим способам решения задач;  адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   учебной деятельности;  положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;  морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;  установки   на   здоровый   образ   жизни   и   реализации   её   в   реальном поведении и поступках;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и сопереживания   им,   выражающихся   в   поступках,   направленных   на помощь и обеспечение благополучия. Планируемые метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится (базовый уровень): 2 класс:  определять   и   формировать   цель   деятельности   на   уроке     с   помощью учителя и самостоятельно (1 четверть);  преобразовать  цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью (2 четверть);  планировать учебную деятельность на уроке (3 четверть);  воспринимать   оценку   учителя   и   адекватно   ее   аргументировать   (3 четверть);  высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) (4 четверть). Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень): 2 класс:  формулировать тему и цели урока совместно с учителем;    выдвигать   версии   и   составлять   план   решения   учебной   проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием Познавательные универсальные     учебные действия. Выпускник научится (базовый уровень): 2 класс:   находить   необходимую   информацию   для   решения   учебной   задачи   в один шаг (2 четверть);  находить   необходимую   информацию   в   предложенных   учителем учебниках, словарях, энциклопедиях (1 четверть);  сравнивать   и   группировать   предметы   по   нескольким   основаниям   (1 четверть);  отличать высказывания от других предложений (1 четверть), отличать истинные и ложные высказывания (4 четверть);  составлять   небольшие   письменные   тексты   (ответы   на   вопросы)   (3 четверть).   составлять план небольшого текста – повествования (4 четверть);  несколько шагов совместно с учителем (2 четверть). Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень): 2 класс:  вычитывать все виды текстовой информации;   осуществлять анализ и синтез;   пользоваться разными видами чтения;   извлекать информацию, представленную в разных формах;   перерабатывать   и   преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в другую; пользоваться словарями, справочниками;   устанавливать причинно­следственные связи;   строить рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится (базовый уровень):          2 класс:  оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   речи   (на   уровне небольшого текста) (2 четверть);  слушать   и   понимать   речь   других;   пользоваться   приемами   слушания: фиксировать тему, ключевые слова  (2 четверть);  совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им (3 четверть);  учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);  самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (4 четверть). Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень): 2 класс:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;   адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных задач;   высказывать и обосновывать свою точку зрения;   слушать   и   слышать   других,   пытаться   принимать   иную   точку   зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности; задавать вопросы.                               Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,   измерение,   опыт,   сравнение,   классификация   и   др.   с   получением информации   из   семейных   архивов,   от   окружающих   людей,   в   открытом информационном пространстве).  5.Развитие навыков установления и выявления причинно­следственных связей в окружающем мире. 6.            Содержание  учебного  предмета. Человек и природа  Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.  Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в  традиционной культуре народов России и мира.  Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,  сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат,  ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.  Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и  предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,  жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о  форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и  план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на  местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и  ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение  Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в  традиционном календаре народов России и мира.  Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,  ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его  значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре  народов России.  Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее  представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности  поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);  использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая  характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.  Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,  значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот  воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.  Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное  отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного  края (2—3 примера).  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной  жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной  культуре.  Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,  воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья,  кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения  родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.  Образы растений в традиционной народной культуре.     Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.  Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни  животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их  отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,  всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и  домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное  отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая  характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной  народной культуре.  Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный  свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения  — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные  сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея  единства мира в традиционной народной культуре.  Природные зоны России: общее представление, основные природные  зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта  людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.  Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение  человеком законов жизни природы посредством практической деятельности:  история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки,  пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.  Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на  природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,  растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре  России и мира.  Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная  книга России, её значение, отдельные представители растений и животных  Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная  ответственность каждого человека за сохранность природы.  Общее представление о строении тела человека. Системы органов  (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,  органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем  органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная  ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья  окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям  с ограниченными возможностями здоровья.  Человек и общество  Общество — совокупность людей, которые объединены общей  культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей  цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и  общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные  занятия людей и орудия труда в старину. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о  вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных  народов. Культура общения с представителями разных национальностей,  социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения  прислушиваться к чужому мнению.  Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний  облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и  культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения  человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих  свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир  человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею  художественного музея.  Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её  состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре  народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота,  взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,  престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство.  Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место  работы членов семьи, их профессии.  Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках  народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа,  истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность  материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к  мнению друг друга, духовная солидарность.  Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших  о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали,  памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно­ нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.  Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной  культурой народов своего края (по выбору). Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках.  Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов  России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и  учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство  классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба,  игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром.  Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития  в школьные годы. Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и  достижениями её выдающихся выпускников.  Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,  взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,  культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к  сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как  общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.  Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего  труда и профессиональное мастерство. Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история  транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный  транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования  транспортом.  Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта,  телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи.  Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио,  телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации:  словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях)  и правила работы с ними.  Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность  СМИ перед обществом. Избирательность при пользовании средствами  массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья.  Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная  символика России: Государственный герб России, Государственный флаг  России, Государственный гимн России; правила поведения при  прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской  Федерации. Права ребёнка.  Президент Российской Федерации — глава государства.  Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное  благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства  за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё  Отечество.  Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной  солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между  соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника  Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День  защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.  Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство  разных стран в мире — культурная ценность человечества.  Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.  Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой  (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.  Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний  дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и  др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их  обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное  отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.  Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр  народов своего края.  Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область,  край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.  Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия  разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные  особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни  родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.  История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие  события общественной и культурной жизни страны в разные исторические  периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,  СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в  разные исторические времена (образование, научные знания, памятники  архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно­нравственных  и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные  праздники и обычаи.  Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной  культурой народов своего края.  Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных  ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность  каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего  края.  Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,  народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех  народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными  особенностями): название, расположение на политической карте, столица,  главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное  природное и культурное наследие.  Правила безопасной жизни  Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;  личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как  условие сохранения и укрепления здоровья.  Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление  своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной  помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),  обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах,  в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной  безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе.  Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.  Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе,  где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:  ­Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 кл. В 2­х ч. ­ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. В 2­х ч. ­Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 кл. В 2­х ч. ­Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 кл. В 2­х ч. 7.    Календарно – тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе. и к о р с   е ы н р е м и р П ь т р е в т е ч   ,   е и д о г у л о П   е м м а р г о р п о п   а к о р у №   в о с а ч   о в т с е ч и л о К а к о р у №           Тема программы                   Тема урока Основные виды учебной деятельности    Вселенная, время, календарь. 16ч. Называть, находить и показывать на карте Россию,  1 1 Мы – союз народов России. 1 субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. 2 3 2 3 4 4 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 Мы – жители Вселенной. Наш «космический корабль »­  Земля(практическая работа с  компасом ). Наш «космический корабль »­  Земля(практическая работа с  компасом ). Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода  (практическая работа с  термометром ).Какие бывают  чрезвычайные ситуации. 10 10 Календарь­ хранитель времени,  страж памяти. 11 11 Красные дни календаря. 12 12 Народный календарь. 13 13 Экологический календарь. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Называть некоторые его природные и историко­ культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями.  Определять самое важное и интересное  культуре  народов, к которым принадлежат одноклассники.  Моделировать ситуацию общения игровых кукол на  разных языках. Высказывать на основе своего опыта  мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.  Определять по моделям и рисунку форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать  по ней о движении Земли и Луны в космическом  пространстве. Определять по схеме в учебнике число  планет Солнечной системы, их названия и порядок  расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров,  осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию. По своим представлениям рисовать Землю.  Находить на фотографиях в учебнике и на местности  линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и  устанавливать способ определения сторон горизонта по  Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон 14 14 За страницами учебника. 15 15 За страницами учебника. 1 1 горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей  тетради. 16 16 Осенняя прогулка. 1 Практическая работа в группе: изучить устройство  компаса; определить стороны горизонта (действуя по  инструкции); зафиксировать результаты определения,  расставляя таблички. Находить на глобусе океаны и  материки, определять их названия и число, находить на  глобусе нашу страну, определять материк, на котором  она расположена; осуществлять самопроверку.Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и  соответствующие средства транспорта. По рисункам  ученика определять настоящее, прошлое и будущее,  выделять примеры времени. Предлагать рисунки­ символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее,  обосновывать свое решение. По фотография в учебнике  определять временные хар­ки изображенных событий.  Располагать единицы измерения  времени в порядке их  увеличения (уменьшения). Практическая работа в  группе: изучать устройство часов, определять время по  часам, моделировать время на часах. Сравнивать  достоинства и недостатки различных видов старинных  часов. По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью  схемы­аппликации. Участвовать в дидактических играх  «Сутки», «День­ночь».Придумывать сказочные 17 1 18 2 19 3 20 4 21 5 22 6 23 7 24 8 25 9 Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору  осеннего равнодействия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. В волшебный  лес за ягодами. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью.  Ориентиры местности. Чудесные цветники осенью. Грибы. В волшебный лес за  грибами. 26 10 Шестиногие и восьминогие. 27 11 Птичьи секреты. 28 12 Как разные животные готовятся к  зиме. 29 13 Невидимые нити в осеннем лесу. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Составлять схему круглого года с чередованием сезонов.  Сопоставлять старинные и современные названия  осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с  природными особенностями осенних месяцев и со  значительными событиями в жизни людей.  Характеризовать погодные явления осенних месяцев по  картинам художников с помощью выразительных средств  родного языка. Сочинять устный рассказ по картине.  Сравнивать и различать общее и особенное в осенних  праздниках народов России. Соотносить особенности  праздничных обычаев с сезонными о По своим  наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.  Устанавливать причинно­следственные связи между  положением Солнца и осенними изменениями в природе.  Извлекать информацию из текста об осенних явлениях в  неживой природе и составлять список таких явлений в  рабочей тетради. Сравнивать  иллюстрации учебника,  определять по характерным признакам периоды осени.  Наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты  наблюдений, сравнивать их,  делать выводы.  Знакомить с особенностями природы и хозяйственной  жизни народов России. Соотносить текст и иллюстрации в 30 14 Осенний труд. 31 15 Будь здоров. Подвижные старинные осенние игры. Опасные игры. 32 16 Охрана природы осенью. 33 17 За страницами учебника.  1 1 1 1 учебнике,  выявлять и называть характерные атрибуты  осенних народных праздников. Обсуждать в паре  сходство и различие осенних праздников. Рассказывать  об особенностях праздников. Устанавливать связь  народных праздников с осенними изменениями в природе. 34 18 За страницами учебника.  1 Осознавать значение осенних народных праздников, как  выражение благодарности природе. На основе наблюдений рассказывать  о впечатлениях от созерцания звездного  неба. Сравнивать древние и современные представления  о созвездиях. Анализировать схемы созвездий,  соотносить схемы созвездий со старинными рисунками.  Достраивать схемы созвездий. Наблюдать звездное  небо, фиксировать результаты наблюдений.  Использовать дополнительную литературу для написания рассказа об одном из созвездий. Рассказывать о  состоянии травянистых растений осенью. Описывать  внешний вид наиболее распространенных травянистых  растений. Узнавать изученные растения, определять с  помощью атласа­определителя. Составлять собственный  рассказ о растении. Исследовать и сравнивать на ощупь  лоскуты тканей из различных природных материалов   Определять особенности натуральных тканей  (лен).Сравнивать и отмечать общее и различие в  сезонной женской работе разных народов. Сравнивать   осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников.  Узнавать изученные кустарники и деревья по листьям.  Раскрашивать листья в соответствии с их осенней  окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных 35 1 36 2 37 3 38 4 39 5 40 6 41 7 42 8 43 9 44 10 45 11 46 12 47 13 48 14 Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой. Зимняя прогулка. ( экскурсия ) Зима в мире растений. Зимние праздники. Если ты  потерялся. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной  встречаются впервой. Зимний труд. Будь здоров. Как вести себя на  реке зимой. Опасные игры. Охрана природы зимой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сопоставлять старинные и современные названия зимних  месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными  особенностями осенних месяцев и со значительными  событиями в жизни людей. Характеризовать погодные  явления зимних месяцев по картинам художников с  помощью выразительных средств родного языка.  Сочинять устный рассказ по картине. Подобрать  народные приметы и прогнозировать изменение природы. Наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для  про Сравнивать сказки разных народов, объяснять их  смысл, формулировать их нравственное значение. По  своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно­следственные связи  между положением Солнца и зимними изменениями в  природе. Извлекать информацию из текста о зимних  явлениях в неживой природе и составлять список таких  явлений в рабочей тетради. Высказывать свое отношение к красоте зимней природы. Рассказывать о зимних видах  отдыха детей, устанавливать между ними и зимними  изменениями в неживой природе. Работа со взрослыми:  наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты 49 15 50 16 51 1 52 2 53 3 54 4 55 5 56 6 57 7 58 8 За страницами учебника. Уроки  Айболита. Первая медицинская  помощь. За страницами учебника.  Перевязываем рану. Как  передаются болезни .                 Весна и лето. Весенние месяцы. Безопасность на  улицах и дорогах. Весна в неживой природе. Какие  бывают наводнения. Весна – утро года. Звёздное небо весной. Весенняя прогулка ( экскурсия ). Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в жизни насекомых. 1 1 18ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 наблюдений, сравнивать их,  делать выводы.  Сравнивать схемы расположения ковша созвездия  Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы Большая Медведица и Малая  Медведица. Осваивать способ нахождения на небе  Полярной звезды, определять по Полярной звезде  стороны горизонта. Работая в паре, анализировать схему  созвездия Орион. Работ со взрослыми: наблюдать звездное  небо ,применять способы поиска звезд и созвездий.  Рассказывать о состоянии растений зимой. Извлекать из текста информацию о признаках. По которым можно  узнать растения зимой. Распознавать деревья и  кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим  признакам. Определять растения, зимующие под снегом.  Устанавливать связи изученных растений с животными.  Работа со взрослыми: определять растения ближайшего  природного окружения в зимнем наряде. Отмечать на  схеме годового круга день зимнего солнцестояния и  солнцеворота. Различать общее и различное в зимних 59 9 Весна в мире птиц и зверей.  Встречи с животными. 60 10 Невидимые нити в зимнем лесу. 61 11 Весенний труд. 62 12 Старинные весенние праздники. 63 13 Будь здоров. Опасные встречи в  зимнем лесу. 64 14 Охрана природы весной. 65 15 66 16 Лето красное. Как не заблудиться в лесу. Мы – следопыты. Летние праздники и труд. Учимся  плавать. 67 17 За страницами учебника. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 праздниках. Планировать изготовление и преподнесение  новогодних подарков в семье и друзьям. Отвечать на  вопросы о лекарственных растениях. Узнавать  распространенные лекарственные растения, находить  среди них дерево, кустарник, травянистые растения.  Практическая работа в группах рассматривать  лекарственные  растения и изготовленное из них сырьё,  заполнить таблицу. Работая в парах, распознавать  лекарственные растения по сырью, осуществлять  самопроверку, извлекать  из текста информацию о  целебных свойствах растений. Работа со взрослыми:  знакомиться  с лекарственными растениями домашней  аптечки, записывать  их названия. Работая в паре,  извлекать  информацию о приспособленности птиц к  условиям зимы. Находить изучаемых птиц. Узнавать 68 18 За страницами учебника. 1 зимующих птиц по клювам (работа в паре).  Устанавливать связь между строением клюва и  особенностями питания птиц. Обсуждать  причины  перемещения многих птиц в зимнее время к  человеческому жилью и возможности помощи им.  Готовить сообщения о особенностях зимней жизни  зверей. Узнавать зверей по описанию. Работа со  взрослыми: наблюдать за птицами в городе, определять их, продолжать подкармливать, написать рассказ,  проиллюстрировать его. Извлекать  из текста и  иллюстраций информацию о связях в природе.  Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить  их между собой, сравнивать разные виды схем, делать  выводы, прослеживать по схеме связи между елью и  другими животными. Рассказывать о невидимых нитях  по схемам. Моделировать связи в зимнем лесу.  Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего  леса. Характеризовать зимние праздники и традиции  проводов зимы, инсценировать обход дворов на  Масленицу. Планировать реальное проведение зимних  праздников народов своего края. Инсценировать  мужскую и женскую работу в старину, соотносить с  видами работ в настоящее время в городе. Рассказывать 8. Описание материально­технического обеспечения  образовательного процесса. ­ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы.  1­4 классы. Учебники ­ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс.  В 2­х частях. Рабочие тетради ­ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Рабочая тетрадь.          2 класс. В 2­х частях. Методические пособия ­ Новицкая М.Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е. В. Уроки по  окружающему миру:2 класс. № наименования объектов и  средств материально ­ технического необходимое количество обеспечения 1.  БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) полный комплект (на  1.1. Учебно­методические комплекты  каждого ученика класса) (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.) 1.2. Научно­популярные, художественные  книги для чтения (в соответствии с  основным содержанием обучения) 1.3. Детская справочная литература  (справочники, атласы­определители,  энциклопедии)  об окружающем мире (природе, труде  людей, общественных явлениях и пр.) 1.4. Стандарт начального образования и  документы по его реализации.  1.5. Методические пособия для учителя. комплект, необходимый для  работы в группах (1  экземпляр на 5 ­ 6 человек) комплект, необходимый для  работы в группах (1  экземпляр на 5 ­ 6 человек) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) 2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ  2.1 Таблицы природоведческого и  обществоведческого содержания в  соответствии с программой обучения 2.2. Плакаты по основным темам  естествознания магнитные или иные  (природные сообщества  леса, луга, сада, озера и т.п.) 2.3. Портреты выдающихся людей России  (политических деятелей,  военачальников, писателей, поэтов,  композиторов и др.) Географические и исторические настенные карты. 2.4. 2.5. Атлас географических и исторических  карт. 2.6. Иллюстративные материалы (альбомы,  комплекты открыток и др.) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) полный комплект (на  каждого ученика класса) комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1  экземпляр на двух уч.) 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 3.1. Мультимедийные (цифровые)  инструменты и образовательные  ресурсы, соответствующие содержанию  обучения, обучающие  программы по предмету. комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1  экземпляр на двух учеников) 4. ЭКРАННО­ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ  ВИДЕ) 4.1. Видеофильмы по предмету. 4.2. Аудиозаписи в соответствии с  содержанием обучения.  5. УЧЕБНО­ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО­ЛАБОРАТОРНОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ 5.1. Термометры для измерения  температуры воздуха, воды. демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) полный комплект (на  каждого ученика класса) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) полный комплект (на  5.2. Термометр медицинский/ 5.3. Лупа. 5.4. Компас. 5.5. Часы с синхронизированными  стрелками. 5.6. Микроскоп (цифровой по возможности) 5.7. Лабораторное оборудование для  проведения опытов и демонстраций в  соответствии с содержанием обучения:  для измерения веса весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов; для  изучения свойства звука: камертоны,  наушники; для проведения наблюдений  за погодой: флюгер, компас; по  экологии: фильтры, красители пищевые,  измерительные приборы, в том числе  цифровые. 5.8. Оборудование для уголка живой  природы: аквариум, террариум, клетка  для птиц, предметы ухода за растениями и животными. 5.9. Рельефные модели (равнина, холм, гора,  овраг) 5.10. Модель "Торс человека" с внутренними  органами. 5.11. Модели светофоров, дорожных  знаков,  средства транспорта. 5.12. Муляжи овощей, фруктов, грибов с  учетом содержания обучения. 5.13. Макеты архитектурных сооружений,  исторических памятников и т.п. 6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ 6.1. Коллекции полезных ископаемых. каждого ученика класса) полный комплект (на  каждого ученика класса) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1  экземпляр на двух учеников) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) комплект, необходимый для  работы в группах (1  экземпляр на 5 ­ 6 человек) комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1 6.2. Коллекции плодов и семян растений. 6.3. Гербарии культурных и дикорастущих  растений (с учетом содержания  обучения) 6.4. Живые объекты (комнатные растения,  животные) 7. ИГРЫ И ИГРУШКИ 7.1. Настольные развивающие игры по  тематике предмета "Окружающий мир"  (лото, игры­путешествия и пр.) 7.2. Наборы ролевых игр, игрушек и  конструкторов по темам: Дом, Зоопарк,  Ферма, Транспорт, Магазин и др. экземпляр на двух уч.) комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1  экземпляр на двух уч.) комплект для фронтальной  работы (не менее чем 1  экземпляр на двух уч.) демонстрационный  экземпляр (не менее одного  экземпляра на класс) комплект, необходимый для  работы в группах (1  экземпляр на 5 ­ 6 человек) комплект, необходимый для  работы в группах (1  экземпляр на 5 ­ 6 человек) Литература  Закон Российской Федерации «Об образовании»   Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего  образования»  Солянкина, Н.Л.Как составить рабочую программу учебного курса?  [Текст]: методические рекомендации для работников образования /  Н.Л. Солянкина. – Красноярск: Изд­во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373  Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания  для разработки рабочих учебных программ по технологии //  www.prosvipk.ru/demo.   Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.:  Просвещение, 2010.  Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л.  Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С.  Ковалевой, О. Б. Логиновой.­2­е изд.­М.: Просвещение, 2010.  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие  программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».  1­4 классы.

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе .Программа "Перспектива".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017