«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.
№
п/п
1
2
Изучаемый
раздел, тема
учебного
материала
Введение в
предмет.
Россия Родина
моя.
3 Моя малая
Родина.
4
Этика и этикет.
5
Этикетная
сторона костюма.
Школьная форма
– «за и против».
Кол
во
часо
в
1
1
1
1
1
Планируемые результаты
Знания
Умения
Работа с понятиями
мораль, нравственность,
светская и религиозная
этика.
Уметь: следовать
правилам хоро
шего тона.
термины и
Основные
понятия: Россия,
родина,
патриот, отечество, столица,
президент, государственные
символы.
культура, мораль, этика
Понятия этика, мораль
(нравствен
ность). Назначение этики, ее
кате
гории. Понятие этикет, его
про
исхождение и назначение.
Нормы
этикета, их развитие и
совершенс
твование. Современные
правила по
Контрольно
измерительный
материал
Самостоятельная
творческая работа
учащихся..
Презентация
«Село моё не
броское»
Универсаль
ные учебные
действия
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
• постановка и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при
решении проблем
творческого и
поискового характера.6
Вежливость.
7
8
Вежливые слова.
Добро и зло.
Добро и зло –
язык жестов.
9
Дружба.
10 Порядочность.
11 Честность и
искренность.
12 Позитивные
качества
честности.
1
1
1
1
1
1
1
ведения, манеры поведения
челове
ка, их характеристика
материальная культура,
Справедливость. Моральные
правила справедливого
человека.
Честность, правди
вость и тактичность.
Позитивные
Умение прощать –
Уметь: сравнивать и
сопоставлять;
критически осмысливать
свои
поступки.
оценивать позитивные
ка чества честности;
проявлять
честность по выполнению
• знаковосимволические
моделирование —
преобразование объекта
из чувственной формы в
модель,
умение структурировать
знания
подготовка
творческой
беседы с членами
семьи
Обсуждение
результатов
самостоятельной
работы13
Гордость и
гордыня.
14
Я личность.
Положительные
качества
личности.
15 Обычаи и обряды
русского народа.
16 Обычаи и обряды
русского народа.
1
1
1
1
правил
поведения в школе и дома.
Работа с толковым
словарем.
Задание:
прочитайте в словаре
значение слов альтруизм
и эгоизм.
качества честности.
Искренность —
составная часть честности.
Понятия гордость и
гордыня. Чувство
собственного достоинства
челове
ка, самоуважения.
Порядочность и
скромность. Зазнайство и
гордыня,
зависть.
термины и понятия: добро и
зло как основные этические
понятия
Добро и зло. Добродетель.
Свобода.Моральный выбор.
Моральные нормы.
Уметь: подобрать нужные
пос
ловицы и поговорки;
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий
Сваты. Помолвка. Венчание.
Обычай встречи молодых
хлебом
солью. Этикет царского
обеда. Осо
бенности бракосочетания в
совре
менной России
Составление
плана творческой
работы – рассказа
о своем друге.
Творческая
самостоятельная
работа учащихся
на
выбранную
тему.17
Терпение и труд.
1
Значение труда в жизни
человека и
общества. Свободный и
посильный
труд.
Знать профессии родителей.
Фамилия — наследственное
семей
ное имя. Происхождение
фамилии.
Роль родителей в
современной се
мье.
Разнообразие традиций,
собствен
ные традиции семьи, их
создание
Нравственные идеалы
1
1
1
1
1
1
18 Профессии моих
родителей.
19
Семья. Семья на
Руси.
20
21
Родословная моей
семьи.
Семейные
традиции
русского народа.
22 Презентация
«Традиции моей
семьи»
Сердце матери.
23
Уметь: заниматься
самообслу
живающим трудом;
выполнять
порученное дело,
практические
задания;
Уметь рассказывать о
профессии своих
родителей.
Уметь рассказывать о
родословной семьи.
• рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
• смысловое чтение
определение основной и
второстепенной
информации; свободная
извлечение необходимой
информации из
прослушанных текстов;
определение основной и
второстепенной
информации;
самостоятельная
работа с
источниками
информациипонимание и адекватная
оценка языка средств
массовой информации;
• умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме;
24 Моя любимая
мама.
25 Правила твоей
жизни.
26 Культура общения
сверстников.
27 Праздники
народов России.
1
1
1
1
Иметь представление о
поняти
ях: правила, дисциплина,
чест
ность, равнодушие,
сочувствие,
вежливость.
Особеннос
ти общения детей между
собой и с
посторонними взрослыми
людьми,
Иметь представление о поня
тиях: праздник, религия,
христи
анство, мусульманство,
буддизм,
крещение.
Уметь: проявлять
внимательное
и уважительное отношение
к
своим близким, к маме.
Уметь: выполнять
требования
соблюдения дисциплины;
за
ниматься
самообслуживанием;
определить свое пове
дение или свою позицию,
обос
новать поступок
Уметь: выполнять правила
пове
дения на праздниках;
проявлять
чувство уважительного,
терпимо
го отношения к людям, к
их ре
лигии; соблюдать
праздничный
застольный этикет;
пользоваться
справочниками и
словарями28 Праздники
народов
Республики
Алтай.
Защитники
Отечества.
29
30 Любовь
и
к
уважение
Отечеству.
Патриотизм
многонационально
го
и
многоконфессион
ального народа
России.
31 Методика
создания
морального
кодекса в школе.
1
1
1
1
Ценности. Жизнь человека.
Уникальность,
неповторимость жизни.
Иметь представление о
поняти
ях: Отечество, защитник,
патри
от, воин.
Защита Роди
ны – долг каждого
гражданина РФ,
служба в Вооруженных силах
РФ –
почетная обязанность
каждого муж
чины. Подарочный этикет
Знать кодекс школьника.
• смысловое чтение
Уметь: уважительно
относить
ся к защитникам
Отечества,
ветеранам Великой
Отечест
венной войны 1941–1945
гг.;
подготовить сообщение о
пат
риотах России;
свободная ориентация и
восприятие текстов
художественного,
научного,
публицистического и
официальноделового
стилей1
1
1
32
33
Образование как
нравственная
норма
Человек – то, что
он из себя сделал.
Методы
нравственного
самосовершенство
вания.
34 Презентация
творческих
проектов на тему
«Диалог культур
во имя
гражданского
мира и согласия»
Учеба – твой главный труд.
государство, гражданин,
мораль, патриотизм, народ
самостоятельная
работа с
источниками
информации
• поиск и выделение
необходимой
информации; применение
методов
информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств;