Рабочая программа по ОРКСЭ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.
Иконка файла материала ОДНКНР ОСЭ ФГОС.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.   Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. —160 с. — (ФГОС. Инновационная  школа). Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).   Характеристика и цели предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно­ нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно­нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма,  любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании  конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в  становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,  основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе  толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со  Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками  моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Характеристика и цели модуля «Основы светской этики» Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно­ нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача  нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной  деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: (cid:149)  формировать нормы светской морали; (cid:149)  дать представления о светской этике; (cid:149)  познакомить учащихся с основами культур; (cid:149)  развивать представления о значении нравственных норм; (cid:149)  обобщить знания о духовной культуре и морали; (cid:149)  развивать способности к общению; (cid:149)  формировать этическое самосознание; (cid:149)  улучшать взаимоотношения детей и родителей; (cid:149)  противодействовать суициду детей.Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной  школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать  собственное поведение и поведение других учеников.   На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие  нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении  этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его  организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На  уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого  народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей  коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и  народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В  преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать  будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного  о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной  курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах  этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов,  узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт,  и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на  «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения  в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и  культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление  активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической  обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется  работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,  дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет». На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством,  музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части  речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков.  В ходе диалога­беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.  Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных  религиях россиян.Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и  формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты (cid:149)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; (cid:149)  формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на  основе положительного отношения к труду; (cid:149)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; (cid:149)  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (cid:149)  формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; (cid:149)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; (cid:149)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории,  культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем  взаимопонимания. Предметные результаты (cid:149)  Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; (cid:149)  самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; (cid:149)  формирование представлений об основах светской этики; (cid:149)  понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты (cid:149)  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (cid:149)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач; (cid:149)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; (cid:149)  (cid:149)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; (cid:149)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и  регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.   знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе. Тема 1. Гражданин России (1 час) Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский  долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.  Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Тема 2. Порядочность (1 час) Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.  Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности. Тема 3. Совесть (1 час) Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и  простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с  эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников. Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час) Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.  Правила установления дове­ рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая  помощь. Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час) Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия.  Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила  милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить. Тема 6. Правда и ложь (1 час) Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.  Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи. Тема 7. Традиции воспитания (1 час) Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет. Тема 8. Честь и достоинство (1 час)Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного  слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой  Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.   Тема 9. Терпимость и терпение (1 час) Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость  (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.  Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Тема 10. Мужество (1 час) Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность  в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести,  достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее  проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час) Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая  ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия. Тема 12. Самовоспитание (1 час) Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои  дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и  отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства  самоуважения. Тема 13. Учись учиться (1 час) Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на  уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда  умственного и физического. Тема 14. Речевой этикет (1 час) Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты  и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения  подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько  дела. Этикет разговора по телефону. Тема 15. Мои права и обязанности (1 час) Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного  труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. Итоговое повторение (1 час)   Список   литературы1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­ сост. М.Т. Студеникин.  2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово­учебник», 2013г.     Тема урока Введение в предмет Кол­ во  часов 1 Гражданин России 1 Тематическое планирование. Виды учебной деятельности Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные Метапредметные Личностные Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно­нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «националь­ ность», «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «родина», «Россия», Духовно­ нравственная культура, этика, этикет, светский, народ, национальность, мораль, нравственность Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Родина, народ, Россия, Российская Расширение представлений о Федерация, государство, гражданин, гражданство, права и Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом обязанности, страны Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять; Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета. словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.  Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану. Познавательные: работа с отдельными статьями Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий», «государств», «Конституция», «права»,«Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы», «». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем    Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства.        Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных государственные символы, Президент, Правительство, парламент Этика, мораль, нормы морали, порядочность, благородство, достоинство, справедливость.  Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: «обязанности», «государственны е символы»  Разрешение  элементов  практических  ситуаций в  повседневной  жизни.  Пробуждение  стремления  совершать  добрые дела,  быть  порядочным  человеком.  культурное и вежливое общение в коллективе.  Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствован ию и благородству.    Совесть, стыд,  порядочность,  сострадание,  Воспитание вежливого поведения, доброжелательного Регулятивные: определение отработки терминов Компетентность в оценивании своих поступков, Порядочность  1  Совесть  1Доверие и доверчивость  1  правдивость, эгоизм,  корысть явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Доверие, самодоверие, доверчивость.  Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.     Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.   Формирование представлений о нравственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.  парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия  Милосердие и 1  Актуализация и Милосердие, Формировать и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению определении обязанностей и оценивание их выполнения.  материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.    Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета.   Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения.   Регулятивные: Выявлять элементы ощечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; выявлять различие между доверием и доверчивостью.  Выявлятьсострадание формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование сострадание, бескорыстие, человеколюбие.  определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное Правда и ложь 1  формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Правда, ложь, полуправда, честность, искренность, правдивость.  Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. нравственные качества личности: быть разработка правил поведения в классе, в элементы общечеловечески милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу.  х ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе.  школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно­ графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд.  Регулятивные: при   помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнениеИзвлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.    Воспитание нравственных принципов собственного развития практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; сравнение с Традиции воспитания  1  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных Традиция, поколение, сословие, манеры.  Формирование эмоционально положительной явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком.   сопоставление различных высказываний.  Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные:  Концепции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия.Честь т  достоинство 1 требующих соблюдения обычаев и традиций.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Честь, достоинство, нравственность, репутация, совесть, Раскрытие межпредметных связей с литературой, справедливость, доблесть, благородство, уважение, патриотизм. историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. Терпимость и  терпение 1 Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Нормы морали, культура, религия, терпимость, толерантность, Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.    Регулятивные: определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.    Регулятивные: определение принципов применения блок – Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения. Знать основы поведения в многонациональн ом коллективе;Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Мужество 1 мигрант, индивидуальность, национальность, бескорыстие, гуманность, ксенофобия, обычай. выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки, целеустремлённости. пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа   Мужество, доблесть, смелость, отвага, честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба, герой, героизм. Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к героям прошлого и настоящего. Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имяРавнодушие и  жестокость 1 Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; Равнодушие, жестокость, Подводить учеников к мысли о важности жизненные ценности, сквернословие, философия. сохранения дружеских взаимоотношений в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней.  общественных Поддерживать дружеские взаимоотношени я в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализироват ь жизненные ситуации, сделать выводы умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правилСамовоспитание 1 Учись учиться 1 сообщением). Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа Нравственность, нормы нравственности, сознательная дисциплина, самовоспитание, самообразование, самооценка. Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. проведения словесных споров Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах. Учение, воспитание, образование, коллективизм. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины ; анализировать рассказы для детей по проблеме урока Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению правил учебного труда; умение и желание соблюдать распорядок дня.Речевой этикет 1 причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование Речевой этикет, общение, беседа, вежливость. Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится.  определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи. Мои права и  обязанности 1 Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятия «устав». Развитие навыков Устав, права и обязанности, нормы морали, правила этики и этикета Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического операций. Коммуникативные: определение правил работы в команде. Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. Регулятивные: основы составления простого и сложного планов Познавательные: анализ нового материала; чтение Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии. Знание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительногосоставления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков   работы в группах. Использование элементов причинно – следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие речи в разных ситуациях. отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника. (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих  осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав