«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. —160 с. — (ФГОС. Инновационная
школа).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовнонравственной культуры народов России» 17 часов.
Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).
Характеристика и цели предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно
нравственной культуры народов России». Изучение основ духовнонравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности
человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со
Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовнонравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками
моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно
нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача
нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной
деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
(cid:149) формировать нормы светской морали;
(cid:149) дать представления о светской этике;
(cid:149) познакомить учащихся с основами культур;
(cid:149) развивать представления о значении нравственных норм;
(cid:149) обобщить знания о духовной культуре и морали;
(cid:149) развивать способности к общению;
(cid:149) формировать этическое самосознание;
(cid:149) улучшать взаимоотношения детей и родителей;
(cid:149) противодействовать суициду детей.Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебновоспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной
школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать
собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие
нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении
этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его
организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На
уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого
народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей
коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и
народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В
преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать
будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного
о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной
курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах
этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов,
узнать о происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт,
и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на
«физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения
в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и
культурным ценностям. У них возникает
потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление
активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической
обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется
работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,
дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством,
музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части
речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков.
В ходе
диалогабеседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных
религиях россиян.Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и
формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к
организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
(cid:149) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
(cid:149) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на
основе положительного отношения к труду;
(cid:149) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
(cid:149) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
(cid:149) формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
(cid:149) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
(cid:149) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем
взаимопонимания.
Предметные результаты
(cid:149) Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
(cid:149)
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
(cid:149) формирование представлений об основах светской этики;
(cid:149) понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
(cid:149) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
(cid:149) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
(cid:149) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
(cid:149)
(cid:149) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
(cid:149) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Тема 1. Гражданин России (1 час)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский
долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность (1 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.
Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (1 час)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и
простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с
эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.
Правила установления дове
рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая
помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия.
Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила
милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (1 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.
Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (1 час)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования
к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (1 час)Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного
слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой
Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость
(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.
Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (1 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность
в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести,
достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее
проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая
ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание (1 час)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои
дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и
отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства
самоуважения.
Тема 13. Учись учиться (1 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на
уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда
умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет (1 час)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты
и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения
подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько
дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного
труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение (1 час)
Список литературы1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.
сост. М.Т. Студеникин.
2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское словоучебник», 2013г.
Тема урока
Введение в
предмет
Кол
во
часов
1
Гражданин
России
1
Тематическое планирование.
Виды учебной
деятельности
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Метапредметные
Личностные
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«духовнонравственная
культура», «этика»,
«этикет», «светский»,
«народ», «националь
ность», «мораль»,
«нравственность».
Фиксация информации в
различных знаковых
системах
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«родина», «Россия»,
Духовно
нравственная
культура, этика,
этикет, светский,
народ,
национальность,
мораль,
нравственность
Ознакомление с
основными
общечеловеческими
нормами поведения,
правилами,
принятыми в
обществе.
Родина, народ,
Россия, Российская
Расширение
представлений о
Федерация,
государство,
гражданин,
гражданство, права и
Родине, родном крае,
патриотизме.
Знакомство с
Основным законом
обязанности,
страны
Регулятивные: при
помощи учителя
определить
последовательность
анализа параграфа.
Познавательные:
выразительно читать;
осуществлять;
Дружелюбное
отношение друг
к другу; знание
практической
пользы этики и
этикета.
словарную работу.
Коммуникативные:
знать правила
коллективной
работы; уметь читать
по ролям и
обсуждать
прочитанное.
Регулятивные:
определение
алгоритма ответа по
плану.
Познавательные:
работа с отдельными
статьями
Интерес к
познанию родной
страны, усвоение
понятий»,
«государств»,
«Конституция»,
«права»,«Российская Федерация»,
«государство»,
«гражданин»,
«гражданство», «права»,
«обязанности»,
«государственные
символы», «». Обучение
алгоритмизации
деятельности. Извлечение
информации из различных
знаковых систем
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«нормы морали»,
«тактичность»,
«порядочность»,
«благородство»,
«достоинство»,
«справедливость».
Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Моделирование
поведения, требующего
проявления тактичности,
порядочности,
благородства,
достоинства.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
государственные
символы, Президент,
Правительство,
парламент
Этика, мораль,
нормы морали,
порядочность,
благородство,
достоинство,
справедливость.
Конституции РФ,
текстами и
иллюстрациями
учебника, с
плакатами, ответы на
вопросы викторины.
Коммуникативные:
взаимопомощь и
доброжелательность
общения среди детей
различных
национальностей
Регулятивные:
усвоение правил
работы с учебником.
Познавательные:
чтение текстов;
ответы на вопросы,
выполнение заданий;
работа со словарём
по определению
значений понятий;
работа с условно
графической
наглядностью.
Коммуникативные:
«обязанности»,
«государственны
е символы»
Разрешение
элементов
практических
ситуаций в
повседневной
жизни.
Пробуждение
стремления
совершать
добрые дела,
быть
порядочным
человеком.
культурное и
вежливое общение в
коллективе.
Овладение навыками
культурного
поведения,
формирования
нравственной
культуры учащихся;
отработка
практических
ситуаций проявления
порядочности в
повседневной жизни.
Пробуждать
стремление к
самосовершенствован
ию и благородству.
Совесть, стыд,
порядочность,
сострадание,
Воспитание вежливого
поведения,
доброжелательного
Регулятивные:
определение
отработки терминов
Компетентность
в оценивании
своих поступков,
Порядочность
1
Совесть
1Доверие и
доверчивость
1
правдивость, эгоизм,
корысть
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«совесть», «стыд»,
«сострадание»,
«правдивость», «эгоизм»,
«корысть». Освоение
навыков составления схем.
Доверие,
самодоверие,
доверчивость.
Моделирование
поведения, требующего
проявления вежливости,
доброжелательности.
Обучение навыкам
самоконтроля.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«доверие»,
«самодоверие»,
«доверчивость». Обучение
составлению сложного
плана и работе по нему.
Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Развитие навыков
художественного чтения.
Развитие навыков работы в
отношения к
окружающим,
потребности
оценивать свои
поступки, осознавать
обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя.
Формирование
представлений о
нравственности
человека за свои
поступки. Отличие
доверия от
доверчивости.
Воспитание доброты и
милосердия,
доброжелательности,
уважения друг к другу
и окружающим,
стремление совершать
добрые дела.
парах. Моделирование
поведения, требующего
проявления доверия
Милосердие и
1
Актуализация и
Милосердие,
Формировать
и понятий.
Познавательные:
выполнение заданий
по закреплению
определении
обязанностей и
оценивание их
выполнения.
материала;
отработка терминов
и понятий; чтение
текста и составление
схемы.
Коммуникативные:
соблюдение правил
вежливости и
этикета.
Регулятивные:
выявление алгоритма
сложного плана
изучения нового,
работа по этому
плану.
Познавательные:
работа со словарём
по определению
терминов и понятий;
практические
задания.
Коммуникативные:
художественное
чтение и обсуждение
стихов; работа в
парах; применение
правил
межличностного
общения.
Регулятивные:
Выявлять
элементы
ощечеловеческих
ценностей;
объяснять смысл
пословиц и
поговорок;
определять
значения слов;
соотносить
понятия с
определениями;
соотносить текст
с рисунком;
выявлять
различие между
доверием и
доверчивостью.
Выявлятьсострадание
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
сострадание,
бескорыстие,
человеколюбие.
определений понятий
«милосердие»,
«сострадание»,
«бескорыстие»,
«человеколюбие».
Освоение навыков
алгоритмизации
деятельности. Развитие
навыков поведения в
ситуации командного
соперничества.
Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Осознанное
Правда и ложь
1
формирование групповых
норм. Моделирование
поведения, требующего
проявления милосердия и
сострадания.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«правда», «ложь»,
«полуправда»,
«честность»,
«искренность»,
«правдивость». Освоение
навыков работы в группах.
Правда, ложь,
полуправда,
честность,
искренность,
правдивость.
Формирование умения
критически
осмысливать свои
поступки, учиться
быть искренним и
правдивым.
Вырабатывать
потребность быть
честным и
объективным в оценке
своих действий и
поступков.
нравственные качества
личности: быть
разработка правил
поведения в классе, в
элементы
общечеловечески
милосердным, уметь
сострадать, прийти на
помощь друг другу в
трудную минуту.
Воспитывать среди
учащихся
доброжелательность,
уважение друг к
другу.
х ценностей,
сострадания и
милосердия;
соблюдать
правила дружбы;
дружески
общаться в
коллективе;
проявлять
взаимопомощь в
классном
коллективе.
школе.
Познавательные:
ответы на вопросы и
задания к текстам;
выполнение
практических
заданий; работа с
условно
графической
наглядностью,
объяснение
пословиц.
Коммуникативные:
работа в парах на
основе правил
соревнования
команд.
Регулятивные: при
помощи учителя
определять
нравственные
принципы
собственного
развития.
Познавательные:
составление схемы;
отработка терминов
и понятий;
выполнениеИзвлечение информации
из различных знаковых
систем. Развитие навыков
художественного чтения.
Обучение анализу
различных высказываний
по одной теме.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
правдивости.
Воспитание
нравственных
принципов
собственного развития
практических
заданий; этическая
беседа по теме
сказки; соотнесение
иллюстрации с
текстом,
определение
заголовка
иллюстрации; работа
с пословицами и
поговорками.
Коммуникативные:
художественное
чтение и обсуждение
стихов; работа в
парах; сравнение с
Традиции
воспитания
1
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
Традиция,
поколение, сословие,
манеры.
Формирование
эмоционально
положительной
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«традиция», «поколение»,
«сословие». Освоение
навыков составления схем
и планов. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Развитие
навыков командной
деятельности. Обучение
составлению кроссвордов.
Моделирование ситуаций,
концепции развития
личности на примерах
положительных
традиций своего
народа, реализация
межпредметных
связей с литературой,
русским языком.
сопоставление
различных
высказываний.
Регулятивные:
определение правил
составления схемы,
сложного плана.
Познавательные:
отработка терминов
и понятий;
выполнение заданий,
работа по
составлению схем;
составление
кроссворда; ответы
на вопросы; работа с
иллюстрациями
учебника.
Коммуникативные:
Концепции по
проявлению
порядочности и
скромности,
гордости за
поступки наших
предков; умение
раскрывать
авторский
замысел
художественного
произведения,
выявлять в нём
этические
понятия.Честь т
достоинство
1
требующих соблюдения
обычаев и традиций.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«честь», «достоинство»,
«доблесть»,
«благородство»,
«патриотизм». Обучение
навыкам составления
сообщения, ведение
беседы, диспута,
выступление с
сообщением.
Честь, достоинство,
нравственность,
репутация, совесть,
Раскрытие
межпредметных
связей с литературой,
справедливость,
доблесть,
благородство,
уважение,
патриотизм.
историей.
Пробуждение у
учащихся интереса к
вопросам
нравственности.
Воспитание уважения
к традициям своего
народа.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
достойного, благородного
поведения.
Терпимость и
терпение
1
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Нормы морали,
культура, религия,
терпимость,
толерантность,
Реализация
межпредметных
связей с литературой,
историей. Воспитание
применение правил
соревнования
команд; чтение и
обсуждение
дополнительных
текстов; работа с
пословицами.
Регулятивные:
определение с
помощью учителя
принципов
выявления
межпредметных
связей.
Познавательные:
работа с учебником;
чтение стихов,
текстов
дополнительного
чтения, применение
схем; проведение
беседы; составление
плана изучение
нового.
Коммуникативные:
правила общения во
время беседы и
диспута;
выступления
учеников с
сообщениями.
Регулятивные:
определение
принципов
применения блок –
Умение
подбирать
нужные
пословицы и
поговорки;
соотносить
рисунок с
текстом;
пользоваться
словарём в конце
учебника;
составлять план
для сообщения.
Знать основы
поведения в
многонациональн
ом коллективе;Формулирование
определений понятий
«культура», «религия»,
«терпимость»,
«толерантность»,
«мигрант»,
«индивидуальность»,
«национальность»,
«бескорыстие»,
«гуманность»,
«ксенофобия». Освоение
навыков работы с
карточками, заполнения
таблиц и схем. Освоение
навыков работы с
анкетами. Развитие
навыков чтения по ролям.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
терпимости и
коммуникабельности.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«мужество», «отвага»,
«смелость», «дружба»,
«герой», «героизм».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Мужество
1
мигрант,
индивидуальность,
национальность,
бескорыстие,
гуманность,
ксенофобия, обычай.
выполнять
поручения по
работе с детьми
другой
национальности;
давать
определения
понятий,
пользуясь
словарём
учебника
уважительного
отношения к людям
другой
национальности,
ответственности за
свои дела и поступки,
целеустремлённости.
пакетов на уроках
этики.
Познавательные:
использование блок
– пакетов с
заданиями, работа на
карточках;
заполнение схем и
таблиц.
Коммуникативные:
основы
анкетирования
(заполнение анкеты);
сообщение
учащихся; чтение
текстов по ролям;
аргументирование
своего ответа
Мужество, доблесть,
смелость, отвага,
честь, честность,
достоинство,
благородство,
доброта, дружба,
герой, героизм.
Формирование умения
соизмерять свои слова
и дела, разыгрывая
жизненные ситуации,
усваивать образцы
поведения их героев.
Уважительно
относится к героям
прошлого и
настоящего.
Регулятивные:
правила анализа
текстов по
выявлению основ для
принятия решений в
конкретных
ситуациях.
Познавательные:
ответы на вопросы,
выполнение заданий;
отгадывание ребуса;
анализ пословиц;
подбор народных
сказок, былин,
Проявлять
взаимопомощь,
стремиться
совершать
добрые дела;
соизмерять свои
потребности с
потребностями
других людей,
уметь
жертвовать
своими
интересами во
имяРавнодушие и
жестокость
1
Освоение навыков
групповой деятельности.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
мужества, отваги,
смелости, дружелюбия,
героизма.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«равнодушие»,
«жестокость», «жизненные
ценности», «нецензурные
слова», «философия».
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
Освоение навыков работы
с карточками. Освоение
правил ведения диспутов,
споров, дискуссий.
Освоение навыков
самопрезентации
(подготовки и
выступления с
пословиц,
воспевающих
красоту и мужество
героев.
Коммуникативные:
дружеское общение,
взаимопомощь
учеников в ходе
подготовки классных
и общешкольных
воспитательных
мероприятий.
Регулятивные:
определение задач по
выявлению и
сохранению лучших
традиций нашего
общества
Познавательные:
работа с табличками;
выполнение заданий
развивающегося
характера по ходу
объяснения; работа с
понятиями и их
значениями на
карточках
Коммуникативные:
выступление с
сообщениями;
Равнодушие,
жестокость,
Подводить учеников к
мысли о важности
жизненные ценности,
сквернословие,
философия.
сохранения дружеских
взаимоотношений в
классе и в школе,
семье. Продолжить
работу по изучению
особенности семей
классного коллектива.
Воспитание чувства
гордости за поступки
героев наших дней.
общественных
Поддерживать
дружеские
взаимоотношени
я в классе и в
школе;
подготовить
мини –
сочинение;
проанализироват
ь жизненные
ситуации,
сделать выводы
умение отвечать на
вопросы в
логической
последовательности;
соблюдение правилСамовоспитание
1
Учись учиться
1
сообщением).
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«сознательная
дисциплина»,
«самовоспитание»,
«самообразование»,
«самооценка». Развитие
навыков выработки
групповых норм, работа в
группах. Освоение
навыков работы с
карточками.
Использование элементов
причинно – следственного
анализа. Моделирование
ситуаций самовоспитания
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятий
«учение», «воспитание».
Развитие навыков
групповых норм, работы в
группах. Развитие навыков
самопрезентации (работы
у доски). Использование
элементов анализа
Нравственность,
нормы
нравственности,
сознательная
дисциплина,
самовоспитание,
самообразование,
самооценка.
Обучение детей
ценить и дорожить
великим даром
общения, определение
роли и значения
самовоспитания в
этом процессе.
проведения
словесных споров
Регулятивные:
определение правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:
работа в группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей;
работа с анкетой.
Коммуникативные:
конкретизация и
определение правил
работы в группах.
Учение, воспитание,
образование,
коллективизм.
Анализ вопросов и
заданий, ответы в
логической
последовательности.
Определение
нравственных качеств
личности при анализе
конкретного поступка.
Определение
алгоритма подготовки
урока, ответа у доски.
Регулятивные:
составление
практических
заданий по решению
жизненных ситуаций.
Познавательные:
выполнение
практических
заданий на доске;
работа с текстом
учебника, участие в
игре, отработка
логических
Проявлять
компетентность
в соблюдение
дисциплины и
самодисциплины
; анализировать
рассказы для
детей по
проблеме урока
Компетенции по
выполнению
учебных заданий
в классе и дома;
выполнению
учебных заданий
в классе и дома;
выполнению
правил учебного
труда; умение и
желание
соблюдать
распорядок дня.Речевой этикет
1
причинно – следственных
связей. Развитие навыков
участия в игре.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления и
развития навыков учения и
самовоспитания.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
Речевой этикет,
общение, беседа,
вежливость.
Активизация знаний
речевого этикета из
межпредметных
связей. Воспитание
желания узнавать
новое о жизни своего
и других народов,
уважительно к ним
относится.
определений понятий
«речевой этикет»,
«общение». Развитие
навыков художественного
чтения. Использование
элементов анализа
причинно – следственных
связей. Освоение навыков
работы с карточками.
Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Моделирование
ситуаций, развивающих
культуру речи.
Мои права и
обязанности
1
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
Формулирование
определений понятия
«устав». Развитие навыков
Устав, права и
обязанности, нормы
морали, правила
этики и этикета
Реализация
межпредметных
связей с другими
дисциплинами.
Развитие умения
находить в тексте
знания этического
операций.
Коммуникативные:
определение правил
работы в команде.
Регулятивные:
усвоение основ
комплексной работы
с текстами, с
карточками и
схемами.
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ
пословиц;
разыгрывание
сценок; работа в
группах с блок –
пакетами;
выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие культуры
речи в разных
ситуациях.
Регулятивные:
основы составления
простого и сложного
планов
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
Компетенции:
выполнять
правила речевого
этикета;
проявлять
чувство
уважительного,
терпимого
отношения к
людям иной
национальности,
религии.
Знание основ
школьного
Устава,
запрещающих
требований;
проявление
уважительногосоставления простого и
сложного планов.
Извлечение информации
из различных знаковых
систем. Составление
собственных текстов.
Развитие навыков работы
в группах. Использование
элементов причинно –
следственного анализа.
Развитие навыков
самопрезентации
характера, знание
основных правил
этики. Рассмотрение и
анализ конкретных
ситуаций из школьной
жизни
стихов, анализ
пословиц;
разыгрывание
сценок; работа в
группах с блок –
пакетами;
выполнение заданий
в парах.
Коммуникативные:
развитие речи в
разных ситуациях.
отношения к
учителям,
учащимся
школы. Умение
подготовить
сообщение о
правах и
обязанностях
школьника.
(подготовка и
выступление с
сообщением).
Моделирование ситуаций,
требующих осознанного
выполнения обязанностей,
осуществления и защиты
прав