Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
09.08.2019
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" к модулю "Основы исламской культуры" составлена на основании авторской программы Латышиной Д. И. и Муртазина М. Ф. к учебнику для 4 класса " Основы исламской культуры": Латышина Д. И. и Муртазина М. Ф., Москва: "Просвещение", 2014 год.
РП по ОРКСЭ ислам.docx
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим объединением
Руководитель ШМО
______________ Н.В.Шарлай
Протокол № ____
от __________________2017
городского округа Судак
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______________ С.В.Яцкова
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________ Н.В.Шишкина
___________________ 2017
____________________ 2017
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы исламской культуры»
4 классы
Всего часов на учебный год – 34ч
Количество часов в неделю – 1 час
Составлена на основании авторской программы Латышиной Д. И., Муртазина М.Ф. «Основы исламской культуры ».
Учебник для 4 класса «Основы исламской культуры»: Латышина Д.И., Муртазин М. Ф. Москва «Просвещение» 2014г.
Учитель:
Ибрагимова З. И.
Категориявысшая
Стаж36 года 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
г.Судак – 2017 г.
Программа «Основы исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур
и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:
Конституция Российской Федерации (ст. 28);
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125ФЗ;
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России
от 03. 08. 2006 г. №201);
Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВПП444632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВПП444532);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 –
2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской
этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий
для школьников;
«О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки
Российской Федерации (No МД883/03) от 8 июля 2011 г.;
Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (No 411) от 17 сентября 2009 г.;
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 –
2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской 3
этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской
Федерации, не участвовавших в апробации;
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009
2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской
этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в
решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской
Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД942/03) от 18.07.2011г.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного
курса ОРКСЭ» (МД1427/03) от 24.10.2011г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
Закона Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Приказа Министерства образования , науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 г. № 1340 «Об утверждении перечня
обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений»;
Приказа Министерства образования , науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г № 555 « Об утверждении
Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на
2015/2016 учебный год»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №0114/1839 «Об учебных планах
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год»;
Методические рекомендации об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах
общеобразовательных организаций в Республике Крым в 2017/2018 учебном году; 4
Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами
начального общего образования;
Основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак
от 26.08.2015 года;
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Судак на 20172018 учебный год от
30.08.2017 г, протокол № 14.; приказ № 258 от 30.08.2017г.
Локального акта « Положение о рабочей программе по предмету» МБОУ «СОШ № 2» от 12.01.2016 г.;
в соответствии с авторской программой авторов Д. И. Латышиной, М. Ф. Муртазина «Основы исламской культуры»
4класс;
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
— формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики;
Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у
них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать:
– о культуре исламской религии;
– об основателе исламской религии;
– о священных книгах исламской религии; 5
– понятия: «грех», «раскаяние», «воздаяние»;
– об искусстве в исламской культуре;
– нравственных ценностях ислама;
– имена основателей исламской религии;
– названия основных праздников исламской религии;
– особенности священных зданий исламской религии;
– особенности исламского искусства.
Будет уметь:
– воспроизводить историю происхождения исламской религии;
работать с различными источниками информации;
– осуществлять творческую деятельность;
Будет владеть:
– культурой поведения в священных сооружениях исламской религии.
Характеристика универсальных учебных действий
Личностные результаты:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 6
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
– умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;
– умение формулировать свою точку зрения;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах деятельности;
Познавательные УУД
– умение оценивать информацию, соотносить с известными понятиями, представлениями, точками зрения;
– умение строить рассуждения на основе полученной информации;
– умение осуществлять анализ, синтез, сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям;
Регулятивные УУД
– умение сохранять учебную задачу, ставить новые учебные задачи, определять способы достижения результатов; 7
– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты:
– знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия, как основы религиозно
культурной традиции многонационального народа России;
– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и
современности России;
– общие представления об исторической роли исламской религии в становлении российской
государственности;
– формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как
духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
– осознание ценности человеческой жизни.
Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий
(составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма
итогового контроля – защита презентаций.
Новые виды деятельности:
– взаимные вопросы и задания групп;
– взаимообъяснение; 8
– беседа;
– интервью;
– драматизация (театрализация).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БЛОК1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 ч)
Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe
поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.
БЛОК2 Основы исламской культуры ( 28 ч)
Колыбель ислама. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения
ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам.
Ислам Арабы Язычники.
Пророк Мухаммад –основатель ислама, образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и
юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник
Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.
Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал
призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.
Коран и Сунна.Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники
нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и
судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство
веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).
Обязанности мусульман.Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в
месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к 9
богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку.Что является
обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды
проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть.
Минарет.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.
Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязянности,
отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «от
ветственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь,
гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и
польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды.
Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе.
Праздники мусульман.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. (Курбанбайрам, Уразабайрам). Искусство ислама.
БЛОК3 Духовные традиции многонационального народа России ( 5 ч )
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Тематический план
№ п/п
Название раздела
1 Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Основы исламской культуры
Духовные традиции многонационального
2
3
народа России
Итого
Количество
часов
1
28
5
34 10
Календарнотематическое планирование
Модуль «Основы исламской культуры»
№ п/п
Дата по
плану
Дата по
факту
Содержание материала
Примечание
I
1
II
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина. (c.4-6)
Основы исламской культуры (28 часов)
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
(Колыбель ислама) с.79
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.
Жизнеописание. (Пророк Мухаммад основатель ислама) с.1014
Пророк Мухаммад – проповедническая миссия (Начало пророчества)
с.1519
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. (Чудесное путешествие
пророка), (Хиджра). с.2027
Священный Коран и Сунна как источники нравственности (Коран и
сунна) с.2832
Общие принципы ислама и исламской этики. (Вера в Аллаха) с.3337
Столпы ислама и исламской этики. (Божественные Писания. 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
III
30
32
33
11
Посланники Бога) с.3642
Исполнение мусульманами своих обязанностей.(Вера в Судный день и
судьбу) с. 4347
Обязанности мусульман с.4850
Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху с.5153
Для чего построена и как устроена мечеть с.5355
Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан с.5657
Обязанности мусульман. Пожертвование во имя Всевышнего с.5961
Поломничество в Мекку с.6265
Творческие работы учащихся. Подведение итогов с. 6667
Мусульманское летоисчисление и календарь.
История ислама в России с.6870
Нравственные ценности ислама с.7173
Сотворение добра с.7476
Дружба и взаимопомощь с.7778
Семья в исламе с. 8082
Родители и дети с.8385
Отношение к старшим с.8688
Традиции гостеприимства с.8991
Ценность и польза образования с.9294
Ислам и наука с. 9597
Искусство ислама с.98103
Праздники мусульман с.104108
Духовные традиции многонационального народа России(5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. . Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России. С. 109-111
Подготовка творческих проектов.
Презентация творческих проектов учащихся (Выступление учащихся
со своими творческими работами: «Как я понимаю православие»,
«Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и 34
12
общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе,
селе)» и т.д.)
Презентация творческих проектов учащихся (Выступление учащихся
со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и
процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.)
Презентация творческих проектов учащихся на тему «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль " Основы исламской культуры", 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.