Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
25.04.2017
Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)
Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
ОРКСЭ основы православной культуры 4 б Пилипенко И.И. 2016 - 2017 год.doc
Миллеровский район Ст. Мальчевская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Мальчевская средняя общеобразовательная школа  Согласовано Протокол №1 от 26 августа 2016г. Руководитель ШМО:             Е.Н. Бердникова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1   от  30 августа 2016 г. Председатель:____А.А.Зелинский  УТВЕРЖДЕНО Директор  МОУ Мальчевская СОШ приказ № 161 от 30 августа 2016г. ___________/А.А.Зелинский/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы  православной культуры» Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 4­б класс Количество часов: 1 час в неделю Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна Программа разработана на 2016­2017 учебный год. Программа разработана на основе: Примерные программы начального образования. Основы светской этики. 4­5 классы. – М.: Просвещение, 2014 I.   Пояснительная записка      Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Данная рабочая программа учебного предмета основы религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» для 4 класса является адаптивной и разработана в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования   (раздел III, п.19.5).. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Конституции Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный     государственный образовательный стандарт   начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от «06» октября 2009 г. № 373.) (раздел  III, п.19.5); Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации» (с изменениями на 13 июля 2015 года); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 22 августа 2012 года  N 08­250"О введении учебного курса ОРКСЭ"; Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (с изменениями на 13 июля 2015 года); «Гигиенические   требования   к   условиям   обучения   в   общеобразовательных   учреждениях» (Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821­10. Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189); «Основы религиозных культур и светской этики:  Рабочие программы» под редакцией Данилюк А.Я., Емельянова Т. В., О. Н. Марченко и др. (Москва, «Просвещение», 2014).                                  Цели и задачи образования с учетом специфики учебного курса. Изучение     курса    «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,     модуль    «Основы светской  этики»  направлено на достижение  цели: формирование у   младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных  традиций многонационального  народа России  и уважения  к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных   идеалах   и   ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций,   на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.   Основные культурологические   понятия   курса   –   «культурная   традиция»,   «мировоззрение»,   «духовность (душевность)»     и   «нравственность»   ­   являются   объединяющим   началом     для   всех   понятий, составляющих основу курса. Основной     общность   в   многообразии, многоединство,   поликультурность,   ­   отражает   культурную,   социальную,   этническую,   религиозную сложность нашей страны и современного мира.   принцип,   заложенный   в   содержание   курса,   ­   Общая   духовная   основа   многонационального   народа   России   формируется   исторически   и основывается на ряде факторов: Общая историческая судьба народов России;               Основные  задачи курса: знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и  ценностей  для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение   знаний,   понятий,   представлений     о   духовной     культуре   и   морали,   полученных обучающимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих              основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной   истории   и культуры   при изучении гуманитарных предметов  на ступени основной  школы; развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтничной     и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения  и диалога во имя общественного мира и согласия.       Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики» по месту в учебном плане, по содержанию служит   связующим звеном между   гуманитарным образованием   и     воспитанием   обучающихся.   Он   дополняет   обществоведческие   нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение». Логика изложения и содержания  авторской программы полностью соответствует  требованиям   государственного   стандарта   начального   образования,   поэтому   в Федерального   компонента   программу не внесено изменений. В основу построения   уроков в рамках   курса   «Основы религиозных  культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики» закладывается ряд  методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения  предмета: диалогическое   взаимодействие,   которое   подразумевает   демократическое,   субъективно­ субъектное  построение учебного процесса; приоритет   личностного   развития     обучающихся   в   интеллектуальной.   духовно­нравственной жизни; актуальность; вариативность (возможность  выбора на уровне модуля  проблемы, вопроса, текста для анализа, способов  деятельности  и презентации образовательного результата); опора на самостоятельность мышления обучающихся; деятельностное обучение, создание коммуникативно­актиной образовательной среды, которая является  необходимым фактором актуализации и саморазвития личности; соблюдение   баланса   между   теоретическим   материалом   и   текстами   для   эмпирического   и творческого освоения; органическое и последовательное  развитие навыков учебно­исследовательской деятельности. Формы и виды учебной деятельности  в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»,     модуль    «Основы   светской   этики»   основываются   на     различных   методов     обучения: словесных,   наглядных,   проблемно­поисковых   и   методах   самостоятельной   работы.   Изучаемый материал выступает  в рамках курса выступает  как основа  для создания  учебной ситуации, которая проектируется  учителем  с учетом  особенностей  обучающихся  класса,  специфики  предмета,  меры сформированности действий обучающихся. II. Общая характеристика учебного предмета. В   современном   мире   особое   значение   приобретают   духовно­нравственное   воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно–воспитательной системой    имеет комплексный характер и включает 6 модулей:  «Основы православной культуры»,  «Основы исламской культуры»,  «Основы буддийской культуры»,  «Основы иудейской культуры»,  «Основы мировых религиозных культур»,  «Основы светской этики». Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно ­ смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является Концепция духовно­нравственного воспитания. Учебный          курс   ОРКСЭ   является   культурологическим   и   направлен   на   развитие   у   школьников   10­11   лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций   многонациональной   культуры   России,   на   понимание   их   значение   в   жизни   современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной  стадии  от начальной к основной  ступени  общеобразовательной  школы.  И по месту в учебном   плане,   и   по   содержанию   он   служит   важным   связующим   звеном   между   двумя   этапами гуманитарного   образования   и   воспитания   школьников.   С   одной   стороны,   учебный   курс   ОРКСЭ дополняет   обществоведческие   аспекты   предмета   «Окружающий   мир»,   с   которым   знакомятся учащиеся   начальной   школы.   С   другой   стороны,   этот   курс   предваряет   начинающееся   в   5   классе изучение предмета «История» и «ИЗО». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями   религиозных   и     светских   духовных   традиций   России   происходит   в   контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Курс   ОРКСЭ   призван   актуализировать   в   содержании   общего   образования,   смоделировать педагогическими   средствами   российскую   религиозно­культурную   традицию,   создать   условия   для приобщения к ней российских школьников. Отечественная религиозно­культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа   России   –   формируется   исторически   и   актуализируется   сегодня   под   воздействие   ряда факторов: общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии; единое   пространство   современной   общественной   жизни,   включающее   общность государства,   языка,   образования,   культуры,   экономики,   права,   менталитета,   развитую   систему межличностных отношений; множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения. Учебный   курс   содержательно   раскрывает   российскую   религиозно­культурную   традицию   в пределах   отведенного   учебного   времени   с   учетом   образовательных   возможностей   младших подростков. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»,   модуль «Основы светской  этики» обучающиеся на ступени начального общего образования: получат   возможность   расширить,   систематизировать   и     овладеть   основами   практико­ ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  народов, культур и религий; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую   и   национальную   принадлежность   в   контексте   ценностей   многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут   опыт   эмоционально   окрашенного,   личностного   отношения   к   миру   природы   и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и   взаимосвязях,   что   даст   учащимся   ключ   (метод)   к   осмыслению   личного   опыта,   позволит сделать   восприятие   явлений   окружающего   мира   более   понятными,   знакомыми   и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально­научного познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   личного   опыта   общения   с   людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; познакомятся  с  некоторыми  способами  изучения  природы   и  общества,     научатся  видеть  и понимать некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения   под   воздействием   человека,       что   поможет   им   овладеть   начальными   навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; получат   возможность   приобрести   базовые   умения   работы   с   ИКТ­средствами,   поиска информации   в   электронных   источниках   и   контролируемом   Интернете,   научатся   создавать          сообщения   в   виде   текстов,   аудио­  и   видеофрагментов,   готовить   и   проводить   небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной   деятельности   и   формирование   личностного   смысла   учения,   самостоятельности   и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. III. Место учебного предмета в учебном плане. На предмет  «Основы религиозных культур  и  светской этики»», модуль «Основы  православной культуры»   в 4 классе   в учебном плане  отводится   35 часа в год  (1 час   в неделю). IV. Содержание учебного курса. Россия   —   наша   Родина.   Культура   и   религия.   Человек   и   Бог   в   православии.   Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству Планируемые результаты освоения учебного  курса  4 класса: Обучение   по   программе   курса     «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   модуль «Основы светской этики»   направлено на достижение   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения содержания. Личностные результаты:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости     за   свою Родину;   за   свои   поступки   на   основе  формирование     образа   мира     как   единого   и   целостного   при   разнообразии     культур, национальностей,   религий,   воспитание   доверия     и   уважения     к   истории   и   культуре   всех народов; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости  и свободе; развитие этических чувств  как регуляторов морального поведения; воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания     чувствам   других   людей;     развитие   начальных   форм     регуляции   своих эмоциональных состояний; развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками     в   различных   социальных ситуациях, умений не создавать  конфликтов  и находить  выходы  из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи  учебной деятельности, а также находить  средства её существования;   на   основе   оценки    формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;     определять     наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить соответствующие корректировки  в их выполнение     и   с   учётом   характера   ошибок;   понимать   причины успеха\неуспеха  учебной деятельности; адекватное   использование   речевых   средств     и   средств   информационно­коммуникационных технологий для решения  различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение   навыками смыслового чтения текстов различных стилей и     жанров, осознанного построения речевых высказываний  в соответствии  с задачами коммуникации;           овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно­следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность   слушать   собеседника,     вести   диалог,   признавать   возможность   существования различных точек зрения   и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей  её достижения, умения договориться  о распределении ролей в   совместной   деятельности;   адекватно       оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. Предметные результаты:  знание, понимание и принятие обучающимися   ценностей;     Отечество, нравственность, долг, милосердие,   миролюбие,   как   основы   культурных   традиций     многонационального   народа России;  знакомство     с   основами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения     в выстраивании  конструктивных отношений в обществе;  формирование первоначальных   представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности   России;  осознание ценности человеческой жизни.      Основное содержание по темам Характеристика основных видов Универсальные учебные действия, осваиваемые в  Тематическое планирование. деятельности ученика (на уровне учебных действий) рамках изучения темы. 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в  православии. Православная молитва.  Библия и Евангелие. Проповедь Христа.  Христос и Его Крест. Пасха.  Православное учение о человеке. Совесть  и раскаяние. Заповеди. Милосердие и  сострадание. Золотое правило этики.  Храм. Икона.            Формировать   русский   менталитет   на   основе образа   малой   родины.   Развивать   активность детей, самостоятельное индивидуальность. Воспитывать  патриотизм. творчество,       Коммуникативные:  с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации. Регулятивные: Пересказ по опорным словам Познавательные: Иметь первоначальные представления о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. Личностные:  Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России.  Воспитание патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа.   2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть №1.     Объяснять,   что   такое   православие. Формировать   представления   о   понятиях:   Бог, Творец, культура ,религия ,молитва, Священное Писание,храм,икона.   Приобщать   детей   к национальному  наследию  русской  православной культуры.Познакомить   детей     с   историческим наследием   христианской культуры,пробудить   интерес   и   уважение   к наследию наших предков.Формировать духовный мир личности ребёнка. православной   Коммуникативные: Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные:   строить речевое высказывание в устной и письменной форме.   Становление   внутренней   установки   личности поступать   согласно   своей   совести,   воспитание нравственности. Регулятивные: Как христианство пришло на Русь.  Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем  творить добро? Чудо в жизни  христианина. Православие о Божием суде.  Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества.  Христианин в труде.  бережно   относиться   к   материальным   и   духовным ценностям,   выполнять   порученное   дело.   Развитие этических   чувств   как   регуляторов   морального поведения. Личностные: Воспитывать терпимое отношение к людям и их  религии, доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян. Воспитание готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию.  Воспитание этических чувств, доброжелательности и  эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, толерантности,  нравственности, основанной на свободе совести и  вероисповедания. Воспитание потребности в добрых  делах,  стремление к добрым поступкам.  Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных   позиций   в   сотрудничестве,   умение   вести диалог, работать в группе.  Познавательные: Умение   работать   с   информацией,   преобразовывать информацию,   создавать   презентацию.   Становление гуманистических   и   демократических   ценностных ориентаций. Освоение начальных форм познавательной и   личностной   рефлексии,   готовность   слушать собеседника   и   вести   диалог,   готовность   признавать различные точки зрения. Регулятивные: давать   оценку   ситуации,   поведения   окружающих   и самооценку   поведения     пользоваться начальными   приёмами   саморегуляции,   самоконтроля, уметь   планировать   этапы   саморазвития.   Воспитание ответственного и добросовестного отношения к учебе у подростка.   Уметь       такое   что   христианской 3.Основы религиозных культур и светской этики. Часть №2.   христианство. Объяснять, Формировать   представления   о   понятиях: заповеди, таинство причастие, монастырь.  Познакомить детей   с историческим наследием православной культуры. Формировать духовный мир личности ребёнка. . Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные   понятия:     род,   семья,   фамилия, родословная.   Сформировать   представление   о чувстве патриотизма, гордости за родную страну, формирование   гражданских   качеств   личности ребёнка. Личностные: Знание основных моральных норм и ориентация на их  выполнение,  развитие этических чувств,  доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей. Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в  соответствии с ситуацией. Воспитывать  ценностное,  бережное отношение к семье, формирование семейных  ценностей и традиций.  Воспитание патриотизма, любви  и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою  Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального  народа России.  Методы нравственного  самосовершенствования. Презентация  проектов по выбору: «Моя семья – моя  опора», «Моя родина – Россия», «Этикет в моей жизни», «Диалог культур во имя гражданского  мира и согласия». 4. Духовные традиции многонационального народа России. Сформировать представление о чувстве  патриотизма, гордости за родную страну,  формирование гражданских качеств личности  ребёнка. Создать условия для формирования  успешности, роста самоорганизации, управления  эмоциями, улучшения характера, условий для   развития навыков осмысления своих действий,  чувств, внутренних состояний и переживаний. Коммуникативные:  умение вести диалог, работать в группе Познавательные:   умение   работать   с   информацией,   преобразовывать информацию, создавать презентацию Регулятивные:  давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать Личностные: Формирование адекватного отношения к себе,   умение выполнять   самоанализ   поведения.   Формирование стремления   к   нравственному   самосовершенствованию через саморазвитие. Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье № п/п Тема урока (тип урока) Основные виды учебной деятельности учащихся VI. Календарно­тематическое планирование Планируемые результаты Предметные Личностные Метапредметные Введение.  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1  час Форма контрол я Дата проведения По плану Факт 1. Россия – наша   Родина. (урок изучения  нового  материала) Вести  учебный диалог: обсуждение   проблемы, по   чему     мы   страну называем   Отечеством, почему гражданин государства   должен знать   культуру   своей Родины.    ­   работать   составлять Различать   способы и средства познания окружающего мира; ­   с учебником;   монологическое о высказывание   малой   родине,   с использованием конкретных примеров.  Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков   других людей       Р.:   применять   подбор информации для составления портфолио. П.:   Отвечать на простые вопросы учителя К.:  Слушать   и   понимать речь других Основы религиозных культур и светской этики 26 часов 2.  Культура и  религия  (урок  Анализировать   текст, выделять в нём главное Объясняет понятия: «Мораль», Формировать представление   о   Р.: по предложенному   учителем работать   1. 09 8. 09 изучения нового  материала) 3. и   Культура мораль.  (комбинированн ый урок)         формулировать и своими словами. Находить в сплошном и несплошном   тексте нужную   информацию, структурировать и обобщать   её,   делать выводы. Формулировать смысловое   содержание иллюстраций, связывать   графическое и текстовое представление информации Работать   в   парах: готовить   ответ   на вопросы: «Что означает «культура?» слово Почему   культуру называют второй прирдой? Как возникла мораль?   Приводить примеры   материальной и   духовной   культуры. Объяснять, почему возникла мораль.           «Этика», «Религиозная этика, светская этика».     «Кто   был основателем нау ки «Этика»? «Что помогает   понять светская   этика? Составляет словарь положительных   и отрицательных черт характера   чело   ­ века.    Воспринимает   учебника, текст высказывает   своё   Умеет мнение. выслушивать и уважительно относиться мнению одноклассников   и учителя.     Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. к       как культуре явлении, включающем   самое лучшее,   что   делает народ   плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей  К.:   умение   донести   свою позицию   до   других: оформлять   свою   мысль   в устной и письменной речи Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.   Р.: Определять цель  выполнения заданий во  внеурочной деятельности,  в жизненных ситуациях  под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших  моделей  К.: доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной и  письменной речи 4. Православная  молитва (комбинированн ый урок)   Изучают духовной   православия основы традиции   и Ценить принимать следующие   базовые ценности:   «добро», «терпение», «родина», «природа»,     работать Р.: по предложенному   учителем плану П.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов   15. 09 22. 09 «семья».. 5.   Библия и  Евангелие. (комбинированн ый урок) Дают определение  основных понятий  православной  культуры Как правильно  осмыслить кто  такие христиане,  что такое Библия,  что такое  Евангелие. Оценивать  жизненные  ситуации и  поступки людей с  точки зрения  общечеловеческих  норм. 6.  Проповедь Христа. (комбинированн ый урок)  Учатся   устанавливать взаимосвязь   между религиозной (православной) культурой поведением людей. и     Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь,   какое сокровище   нельзя украсть.     Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей         К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,   анализировать высказывания   участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Р.: Определять цель  выполнения заданий во  внеурочной деятельности,  в жизненных ситуациях  под руководством учителя П.: Проводить аналогии  между героями, их  поведением и духовными  нравственными  ценностями;  К.: участвовать в диалоге:  высказывать свои  суждения, анализировать  высказывания участников  беседы, добавлять,  приводить доказательства. Р.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   библейских текстах, нормах морали; П.: изображениям (художественные   полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи создавать по     29. 09 6. 10 7. Христос   и   Его Крест. (ком бинированный урок) 8. Пасха (комбинированн ый урок) Учатся   устанавливать взаимосвязь   между религиозной (православной) культурой поведением людей и   Учатся   устанавливать взаимосвязь   между религиозной (православной) культурой поведением людей и   Как   осознать,   как стал Бог     Как человеком. понять,   почему Христос не   уклонился от казни, какова   символика креста.   Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей    Как   понять,   что воскресение не только день недели, как   празднуют Пасху. Понимать   значение нравственности, веры   и   религии   в жизни   человека   и общества 9. о   Православное учение человеке.   (комбинированн ый урок)  Осознавать ценность человеческой жизни Знакомятся сописанием   основных содержательных составляющих книг, священных   описанием   священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной Как осмыслить, чем Бог одарил   человека.   Как понять, что значит ­ болит   душа.   Как узнать,   что   такое образ   Божий   в человеке.       о  Организовывать   свое   место   под Р.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   библейских текстах, нормах морали; П.:   устанавливать   связь между религиозной (православной)   культурой и поведением людей К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека Р.:   рабочее руководством учителя П.:   устанавливать   связь между религиозной (православной)   культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи Р.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   библейских текстах, нормах морали; П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию героями,       13. 10 20. 10 27. 10 10.   и Совесть раскаяние   (комбинированн ый урок) 11.  Заповеди (комбинированн ый урок) культуры. Знакомятся сописанием   основных содержательных составляющих священных книг,   описанием   священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры.   Знакомятся с описанием   основных содержательных составляющих священных книг,   описанием   священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Как   узнать   о подсказках совести, как   исправить ошибки.   Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей   Как   определить, какие заповеди даны   людям.   Как понять   что   общего у   убийства   и воровства. Понимать   значение нравственности, веры   и   религии   в жизни   человека   и общества   высказывать о  Организовывать   свое   место   под до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи Р.: рабочее руководством учителя П.: предположения последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи      Организовывать   свое   место   под Р.: рабочее руководством учителя П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного   текста, произведения   живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека о     10. 11 17. 11 12. Милосердие   и сострадание (комбинированн ый урок) 13. Золотое   правило этики (комбинированн ый урок)   Знакомятся с описанием   основных содержательных составляющих священных книг,   описанием   священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Знакомятся с описанием   основных содержательных составляющих священных книг,   описанием   священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.   14.  Храм (комбинированн ый урок)   описывать Учатся различные   явления православной духовной   традиции   и культуры. 15. Икона (комбинированн ый урок)   Знакомятся с описанием   основных содержательных составляющих   Как   определить, чем   милосердие отличается от дружбы, кого называют   ближним, как   христианин должен   относиться к людям.       Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей   героями, уважительно Р.: относиться к партнеру. П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями К.:   взаимодействовать   со сверстниками   в   процессе парной работы. Осознавать ценность человеческой жизни   Как применять главное   правило человеческих отношений.   Как понять,   что   такое не осуждение. Как   понять,   что люди   делают   в Как храмах. выяснить как устроен православный храм.     Как узнать, почему так икона необычна.   Как зачем понять,     Понимать   значение нравственности, веры   и   религии   в жизни   человека   и общества Организовывать совместные занятия баскетболом   со сверстниками.       в   высказывать   своё Р.: предположение П.: преобразовывать информацию   из   одной формы   другую: составлять   рассказы   на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи Р.: предположение. П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного   текста, произведения   живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге Р.:   определение   общей цели   и   путей   ее достижения П.:   высказывать   своё преобразовывать       24. 11 1. 12 8. 12 15. 12 священных книг, описанием   священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры   в   жизни людей, общества. изображают невидимое. Как взаимодействовать со   сверстниками   в процессе творческой деятельности 16. Творческие  работы  учащихся (урок  повторения) Уважение   к   своей семье,   к   своим родственникам, любовь родителям. к   17. Подведение  итогов (урок  обобщения и  систематизации  знаний) Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры   в   жизни людей, общества.   Как . взаимодействовать со   сверстниками   в процессе творческой деятельности. адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих.   и 18. Как христианство пришло на Русь (комбинированн ый урок)   с Знакомятся развитием православной культуры в истории России.   Как правильно понять,   что   такое Церковь, что такое крещение. понимать   значение нравственности, веры   и   религии   в жизни   человека   и общества               в информацию   из   одной формы   другую: составлять   рассказы   на основе простейших моделей К.:   выполнять   различные роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика) Р.:   давать   эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.:   строить   диалог   со взрослыми и сверстниками Р.:   высказывать   своё предположение П.: преобразовывать информацию   из   одной формы   другую: составлять   рассказы   на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до   других:   оформлять свою   мысль   в   устной   и письменной речи Р.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов П.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях фольклора, в     22. 12 12. 01 19. 01 19. Подвиг (комбинированн ый урок) 20. Заповеди блаженств (комбинированн ый урок) Учатся   анализировать жизненные   ситуации, выбирать  нравственные формы   поведения, сопоставляя   их   с нормами   религиозной культуры. Учатся   анализировать жизненные   ситуации, выбирать  нравственные формы   поведения, сопоставляя   их   с нормами   религиозной культуры. 21. Зачем   творить добро? (комбинированн ый урок) Учатся   анализировать жизненные   ситуации, выбирать  нравственные формы   поведения, сопоставляя   их   с нормами   религиозной культуры.   Как правильно понять,   что   такое подвиг. Осознавать ценность человеческой жизни Как   правильно понять,   когда христиане   бывают счастливы, как плач может   обернуться   когда радостью, сердце   бывает чистым. Как   понять, радуются святые. правильно   чему Осознавать ценность человеческой жизни   Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей 26. 01 2. 02 9. 02 и реалистических   фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку   зрения   и   оценку событий   героями, Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; Р.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями П.: изображениям (художественные   полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: свои высказывать создавать героями,       по 22. Чудо   в   жизни христианина (комбинированн ый урок) Учатся   анализировать жизненные   ситуации, выбирать  нравственные формы   поведения, сопоставляя   их   с нормами   религиозной культуры.   Как правильно понять,   что   такое Святая   Троица, христианские добродетели Осознавать ценность человеческой жизни 23. Православие   о Божием суде (комбинированн ый урок) 24. Таинство причастия (комбинированн ый урок)   Учатся   толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций     Как правильно видеть   в   людях Как Христа. понять, почему христиане  вверят  в бессмертие     Адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих.   и Учатся   толерантному отношению к представителям разных и мировоззрений     .   Как   правильно понять, как Христос   передал Себя ученикам, что   Осознавать ценность человеческой жизни       героями, суждения,   анализировать высказывания   участников беседы, добавлять, приводить доказательства; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.:   готовность   слушать собеседника Р.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов П.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях фольклора,   реалистических фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; Р.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными героями, и о   16. 02 2. 03 9. 03 культурных традиций такое Причастие. 25. Монастырь (комбинированн ый урок) 26. Отношение христианина   к природе (комбинированн ый урок)   Учатся   толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций       приводить Учатся примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. .   Как   правильно понять, почему люди идут в монахи     Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей   Как правильно понять,   что   делает   человека выше природы,   какую ответственность несет   человек   за сохранение природы. Адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих.   и         по   героями, создавать ценностями П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,   анализировать высказывания   участников беседы, добавлять, приводить доказательства; Р.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов П.: изображениям (художественные   полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,   анализировать героями,   16. 03 23. 03 27. Христианская семья (комбинированн ый урок)     приводить Учатся примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.   Как правильно понять,   что   такое венчание, что означает обручальное кольцо.     Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей 28. Защита Отечества (комбинированн ый урок) Дать понятие,что такое воинская   доблесть   и честь   на   примерах великих русских святых.     правильно Как понять, когда война бывает справедливой.  Понимать   значение нравственности, веры   и   религии   в жизни   человека   и общества 6. 04 13. 04     и высказывания   участников беседы, добавлять, приводить доказательства; Р.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов П.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях фольклора, реалистических   фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; Р.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного   текста, произведения   живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,   анализировать высказывания   участников беседы, добавлять, приводить доказательства; героями, 29. Христианин   в труде (комбинированн ый урок) 30. Любовь   и к   уважение Отечеству (комбинированн ый урок)     приводить Учатся примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать   их.   Дать представление о христианском отношении к труду.       Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.   Как правильно понять, какой труд напрасен. Адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих.   и   Как правильно понять,   что   такое первый грех людей.    Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей 31. Подготовка творческих проектов учащихся  Подготовка творческих проектов учащихся   Как правильно понять,   что   есть Православие в России.     Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей 20. 04 27. 04 4. 05     героями, Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; Р.: воспроизводить полученную   информацию, приводить   примеры   из прочитанных текстов анализировать П.: общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях фольклора, реалистических   фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях и о 32. Подготовка творческих проектов учащихся  Конференция Выступление   со   своим творческими проектами   Как правильно понять, какой труд напрасен. 33.  Презентация творческих проектов Конференция Выступление   со   своим творческими проектами   Как правильно понять,   что   есть Православие в России.   34.  Презентация творческих проектов Смотр   знаний.   Урок презентация.   Как правильно понять, какой труд напрасен. Адекватно оценивать собственное поведение поведение окружающих.   и   Оценивать поступки   реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей Адекватно оценивать собственное поведение поведение   и   и героями, фольклора, реалистических   фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности;; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность   тем   и   главных мыслей   в   произведениях фольклора, реалистических   фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности;; Р.:   соотносить   тему   и главную   мысль   текста   с содержанием произведения живописи П.:   Проводить   аналогии и 11. 05 18. 05 25. 05 окружающих. героями, между     их поведением   и   духовными нравственными ценностями;  К.: умение договориться о распределении   ролей   в совместной деятельности; VII. Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса. № 1 1.1 Наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Программа комплексного учебного курса «Основы  Религиозных культур и Светской этики». 1.2 Учебник для общеобразоват. учреждений. Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы православной культуры – 4   Основы православной культуры. Рабочая тетрадь на печатной Справочные материалы для образовательных учреждений основе. 4 кл Экранно – звуковые пособия Электронное пособие к учебному пособию Технические средства обучения Мультимедийный проектор Экран для мультимедийного проектора Мультимедийный компьютер 1.3 1.4 2 2.1 3 3.1 3.2 3.3 Необходимое кол­во Имеется / необходимо Д К К Д Д Д Д Д имеется имеется имеется имеется имеется имеется имеется имеется Для учителя: Литература Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РО­ Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2­е  Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.­сост. М.С.Гитис,  Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1­7. Челябинск: Каменный пояс, 2003­2006. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ,  Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997. Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000. 1. 2. 3. Энциклопедическая и справочная литература  4. изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.  5. А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011. 6. 7. 8. 1989. 9. СМЭН­ИЗДАТ, 2004.  10.       Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс./ В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук,  И.П.Пономарева. – Ростов­на­Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012 г. 11. Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры – 4  А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. 12. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс/Составители В.Н.Коновальчук, И.В.Коновальчук,  И.П.Пономарёва. Ростов н/Д: ИПО Пи ЮФУ, 2014. 13.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский,  С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго  поколения).  Контрольно­измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ,  составленные учителем Для учащихся: 1.Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры – 4   А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. 2. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс/Составители В.Н.Коновальчук, И.В.Коновальчук,  И.П.Пономарёва. Ростов н/Д: ИПО Пи ЮФУ, 2014. VIII. Результаты освоения учебного предмета. Обучение   детей   по   программе   модуля   «Основы   православной   культуры»   направлено   на достижение   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения содержания. Требования к личностным результатам: − формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; − формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; − развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; − воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; − развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   различных   социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; − наличие   мотивации   к   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: − овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности,   а   также находить средства её осуществления; − формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; − адекватное   использование   речевых   средств   и   средств   информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; − умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; − овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров,   осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; − овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации, установления  аналогий  и причинно­следственных связей, построения рассуждений,  отнесения к известным понятиям; − готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; − определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: − знание,   понимание   и   принятие   обучающимися   ценностей:   Отечество,   нравственность,   долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; − знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; − формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; − осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.                                                              Формы и виды контроля № блока Наименование блок Всего часов Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Итого Введение. Духовные ценности  и нравственные идеалы в  жизни человека и общества. Основы религиозных культур  и светской этики. Часть№1 Основы религиозных культур  и светской этики. Часть№2 Духовные традиции  многонационального народа  России. 1 час 16 часов 12 часов  5часов 34 часа Формы самостоятельной работы работа с учебником в классе и дома; выразительное чтение; слушание; пересказ, близкий к тексту; иллюстрирование  прочитанного рисунками; отзывы о прочитанном;  Примерные темы творческих работ обучающихся: 1.Храмы России. 2.Православные иконы. 3.Православные праздники. 4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей. Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЕ модуль "ОПК" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017