рабочая программа по ОРКСЭ ЗПР

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" начального общего образования адаптирована для детей с задержкой психического развития. Структура рабочей программы: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание (модуль "Светская этика", может быть дополнено в зависимости от ведения), тематическое планирование.рабочая программа овз
Иконка файла материала РП орксэ зпр.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 112 Рассмотрена                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического совета                                                                                   _____________И.Н. Удинцев протокол № 1 от «29»августа 2016 г.                                                                                директор МБОУ СОШ № 112                                                                                                                                                приказ № 56­о                                                                                                                                                           от «30» августа 2016 года                                                                                         Рабочая программа учебного курса Основы религиозных культур и светской этики начального общего образования для детей с задержкой психического развития на 2016­2017 учебный год1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА г. Екатеринбург, 2016 1.1 Личностные результаты   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;   формирование семейных ценностей;    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;   религий;  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 1.2 Метапредметные результаты      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  готовность слушать собеседника и вести диалог;  готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 1.3 Предметные результаты Выпускник научится:  знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали и научится понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;  формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;  получать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;  осознавать ценность человеческой жизни. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию Выпускник получит возможность:   поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Россия — наша Родина.  Культура и религия. Праздники в религиях мира. Представление о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения  в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Семья, семейные   ценности.   Долг,   свобода,   ответственность,   учение   и   труд.   Милосердие,   забота   о   слабых,   взаимопомощь,   социальные   проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: прак тиче ские рабо ты у р о к и     тес ты Характеристика деятельности учащихся Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч. 1 1 1 Россия ­ наша  Родина. Блок 2   Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.) 2 16 1 Иметь представление о понятиях: Родина, Россия,  национальность, раса; кто такие славяне. Уметь:  показывать границы Российской Федерации на карте,  объяснять значение однокоренных слов, происхождение  названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять  рассказ с введением в него новых фактов Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего  поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать  на них Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего  поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать  на них. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры,  нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам  хорошего тона; объяснять практические ситуации  проявления этики и этикета в повседневной жизни;  проявлять стремление к добрым делам и поступкам. 3 4 5 6 7 Что такое светская этика Культура и мораль Особенности  морали Добро и зло Добро и зло Добродетель и  порок 1 1 2 2 18 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Добродетель и  порок Свобода и  моральный выбор Свобода и  ответственность Моральный долг Справедливость  Альтруизм и  эгоизм Дружба Что значит быть  моральным Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение,  тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать  слова вежливости в разных жизненных ситуациях;  соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в  школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,  аргументированно обосновывать свою точку зрения 1 Уметь: заниматься самообслуживающим трудом;  выполнять порученное дело, практические задания;  бережно относиться к материальным и духовным  ценностям; давать определения понятий; отгадывать  ребусы, решать кроссворды Блок 3 основы мировых религиозных культур часть 2 (13ч) 13 Род и семья ­ исток нравственных  отношений Нравственный  поступок Золотое правило  нравственности Стыд, вина и  извинение Честь и  достоинство Совесть 1 1 1 1 1 1 1 1   доверие,   честность, Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность,   трудолюбие, бескорыстие,   справедливость,   ответственность.   Уметь: выявлять   элементы   общечеловеческих   ценностей; соблюдать   правила   дружбы;   дружески   общаться   в коллективе;   проявлять   доброжелательность   в   классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить   выход   из   спорных   ситуаций,   относиться   с пониманием к детям иной  национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь:   сравнивать   и   сопоставлять;   критически осмысливать   свои   поступки;   оценивать   позитивные24 25 26 27 28 29 30 Нравственные  идеалы Нравственные  идеалы Образцы  нравственности в  культуре  Отечества Этикет Семейные  праздники Жизнь человека ­  высшая  нравственная  ценность Любовь и уважение к Отечеству. 1 1 2 1 1 1 1 1 качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать   практические   задачи   и   рассмотреть   часто возникающие   ситуации;   соотносить   иллюстрацию   с текстом Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества,  ветеранам Великой Отечественной войны 1945—1945 гг.;  подготовить сообщение о патриотах России; определять  значение красных дат календаря; планировать и  контролировать учебные действия, оформлять и  представлять результаты труда, оценивать свою  деятельность Иметь представление о понятиях: праздник, религия,  христианство, мусульманство, буддизм, крещение,  свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на  праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать  праздничный застольный этикет; пользоваться  справочниками и словарями Иметь   представление   о   понятиях:   гордость,   гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения,   выявлять   в   нем   этические   понятия гордость и гордыня Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (4ч) 31 4 1 1 4 Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, Подготовка  творческих  проектов. 32 Творческие работы 133 34 учащихся Творческие работы учащихся Итоговая  презентация  творческих  проектов. 1 1 Итого: 34 13 2 забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное  отношение к своим близким, к маме; анализировать  рассказы для детей; участвовать в классных играх;  структурировать учебный материал по предложенному  плану Иметь представление о понятиях: основное содержание  учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на  вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; презентовать выполненную  творческую работуПРИЛОЖЕНИЕ Календарно­тематическое планирование Требования к уровню подготовки обучающихся Дата № Тема 1 Россия – наша Родина. НРК. Устный журнал «Мое село, мой район, моя область». Россия – наша Родина. 2 Основное содержание урока Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Виды учебной деятельности Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно ­культурной традиции (многонациональная, Государственны е символы. Духовные традиции. многоконфессиональная ) Россия; развитие этических чувств и норм. Личностные результаты положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. Предметные результаты умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. ­находить в  тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами Метапредметные планируе фактичес результаты умеет организовывать своѐ мая 1 неделя сентября кая 2 неделя сентября 3 неделя сентября рабочее место и работу; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным  в классе. оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает в слухи про себя оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. 3 Что такое светская этика. . Основатель науки «этика». Светская этика Развитие представлений уч­ся о значении понятий мораль, нравственность.светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. ­ осуществляет поиск необходимой информации;­ использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений Учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу;об объекте. организовывает своё рабочее место и работу; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями 4 неделя сентября осуществляет поиск информации для выполнения учебных её реализации. преобразовывать практическую задачу в заданий с использованием познавательную. аргументирует свою учебной литературы. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные позицию и координирует её с позициями партнёров в задачи; сотрудничестве при выработке общего решения фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выбирать действия в 1 неделя октября ее  реализации Умение строить монологическое высказывание. Умение слушать собеседника Что означает «культура».п слово очему культуру называют второй природой Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм; Учебно­ познавательный интерес к новым общим способам решения задач; развитие эстетических чувств. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; Расширение знаний уч –ся о морали, об Развитие готовности к сотрудничеству. Культура и мораль. Особенности морали. 4 5 В чём должен особенности морали. Кто заботиться о соблюдении моральных обществе. норм в особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе  имеющихся соответствии с поставленной задачей и условиями знаний Умение анализировать содержание текста и находить недостающиестарается сдерживать себя, высказывать осуществляет поиск информации для выполнения учебных ­сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её по 2 неделя октября просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором заданий с использованием учебной литературы. умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. критериям, выработанным в классе. текста. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; 3 неделя октября 4 неделя октября 1 неделя ноября Добро и зло. Разработать связь между нравственны эстетически понятиями «красивое – доброе – послушание ми и ми Добро и зло. ». Ознакомление уч­ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро,зло, гуманность. 6 7 8 9 Выполнение заданий с использованием материальных объектов Уметь удерживать Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о Добродетель и порок. Создание представления у Формировать представление  о добре, Развитие навыков сотрудничества со детей о понятиях добродетель и порок. Добродетель и порок. сверстниками. Формирование умения читать дидактические зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;ть ия, сформирова представлен связанные с понятиями; этими ость. Ответственн Отношение ответственн ости Свобода и моральный выбор человека. 10 11 Свобода и ответственно сть. выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. Познакомить с основными терминами и понятиями:ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. 12 Моральный долг. сформирова представлен ть ия, Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности Знакомство с основными Учебно­ организовывает оформляет свою терминами: свобода, моральный познавательный интерес к новому учебному материалу; осуществляет поиск необходимой информации; ­использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. умение выделять существенную информацию из различных источников; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий Мотивация учебной деятельности  на основе имеющихся знаний. своё рабочее место и работу; ­выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. выражать свои мысли соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать  в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и Вносить необходимые коррективы в действие после его 2 неделя ноября мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; ­учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию. способствовать развитию 3 неделя ноября коллективного творчества. Умение строить монологическое высказывание. Умение 4 неделя ноябряе и этими связанные с понятиями; воспитывать нравственны эстетически е отношения к людям в современном обществе. Сформирова ть понятие- справедливо Моральные правила. сть. 13 Справедливо сть. для жизни и деятельности Самостоятельно (в том числе образовательной) человека, семьи, общества. выделять и формулировать познавательную цель завершения на основе его оценки и учета сделанных договариваться о распределении функций и ролей в ошибок. совместной деятельности. Познакомить с основными мотивация  учения, понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. нравственно­ эстетическое оценивание (оценивание усвоения содержания данного урока, исходя из социальных и личностных ценностей),обогаще ние духовного мира личности, воспитание 1 неделя декабря целеполагание, планирование работы, контроль коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам; целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно­ следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера:жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство; формулирование познавательной цели, поиски выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление старается сдерживать себя. ­осуществляет поиск информации ­сопоставляет свою работу с образцом, 2 неделя декабря Высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально – приемлемой форме; ­проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. оценивает её по критериям, выработанным  в классе. обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение Умение анализировать содержание текста и находить недостающие Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. 3 неделя декабря Познакомить с понятиям иэгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными  по отношению к близким людям. Альтруизм и эгоизм. этими ть ия, Сформирова представлен связанные с понятиями; воспитывать нравственны эстетически е отношения к людям в современном обществе. е и Дружба. Какие отношения существуют между людьми. Что такое Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба. 14 15 ­ 16дружба. заданий занимательного характера Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Что значит быть моральным. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,  друг другу. Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Род и семья­ Что такое род, семья, родословная? Возникновение фамилий. исток нравственных отношений. НРК. Рассказ детей о своей семье. 17 18 19 Нравственны й поступок Что такое нравственный Укрепление нравственности, Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Формирование гражданской идентичности  в форме осознания себя как гражданина России; Чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, семью. мотивация учения, нравственно­ фрагменты. Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать Умение строить монологическое высказывание действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Извлечение необходимой информации при работе с картой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. опрятность , благородство; 4 неделя декабря Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Учиться высказывать своё предположение(верс 2 неделя января ию) на основе работы с иллюстрацией учебника. классификация объектов, 3 неделя январяпоступок? Его основанной на свободе, признаки. воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. эстетическое оценивание (оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей),обогащен ие духовного мира личности, воспитание формулирование познавательной цели, поиски выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: понимать цель выполняемых действий жертвенность, забота о слабых, уступчивость, умение выделять существенную информацию из различных источников; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в 20 Золотое правило нравственнос ти Создать Формирование морали представление о появлении и формулировке золотого правила нравственности. как осознанной личностью необходи­ мости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. установление причинно­ следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников; целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам; :выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; 4 неделя январяСтыд, вина и извинение Что такое стыд и чувство вины? Как и когда принято извиняться. 21 Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; процессе всего урока; развивает эстетические чувства–стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей; ­находить  в тексте 22 Честь и достоинство Разъяснить важное значение Знать понятия честь и достоинство; незнакомые слова, определяет их значения разными способами; положительно относиться к ­умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 1 неделя февраля воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. ­ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. осуществляет поиск информации преобразовывать практическую 2 неделя февраля чести и достоинства в Воспитывать чувство собственного школе, проявляет желание учиться, для выполнения учебных заданий с задачу в познавательную.жизни человека и общества. достоинства. интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. ­развивает эстетические чувства–стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным 23 Совесть Объяснить, в чём отличие между понятиями «стыд» и «совесть». Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. основаниям; положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. ­развивает эстетические чувства–стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. использованием учебной литературы. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. ­осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 3 неделя февраля преобразовывать практическую задачу в познавательную. аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.Развитие духовной, культурной и социальной преемственности по­ колений. Нравственны е идеалы Что такое нравственные идеалы? Использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы о нравственности. 24 сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; Учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу. осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной 25 Нравственны е идеалы Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. литературы; ­умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников. Умение следовать правилам и Опред ­ еляет тему и оформляет свою мысль в устной 4 неделя февраля главную мысль текста; ­ Находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. умеет работать речи; обосновывает высказанное суждение; ­старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре  и группе. по предложенному плану, используя необходимые средства. делать выводы на основе полученных по ходу выполнения 1 неделя марта результатов. Устанавливать причинно­ следственные связи. Умение договариваться, находить общее задания. Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата иОбразцы нравственнос ти в культуре Отечества 26 Образцы нравственнос ти в культуре Отечества. 27 28 Этикет О нормах­ образцах нравственного поведения в культуре России­о труженике, патриоте, воине, коллективисте. Что такое этикет? Какие правила этикета должен знать каждый. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по­ колениями. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по­ колениями. Развитие этических чувств и норм. 2 неделя марта 3 неделя марта инструкциям при решение. поставленной цели. проведении опытов и наблюдений, Смыслообразовани е и нравственно­ этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения. старается сдерживать себя. Высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально – приемлемой форме; ­проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Взаимоконтроль и взаимопомощь Поиски  выделение Умение работать с необходимой информации– перечитывание текста с разными задачами: поиски, оценка нужных частей текста Работа с маркированными в тексте строчками Работа с дидактическими иллюстрациями двумя источниками информации(учебн ик, тетрадь). Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; ­осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет работать по предложенному ­сопоставляет свою работу с образцом, оценивает её  по критериям, выработанным  в классе. обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслухумение выделять существенную информацию из различных источников; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего плану, используя необходимые средства. урока; понимать цель выполняемых действий выражать свои мысли с соответствующим и возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. Формирование делать выводы на Учиться работать по 1 неделя апреля 2 неделя апреля стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели. основе полученных результатов; Устанавливать причинно­ следственные связи. Умение договариваться, находить общее решение. нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. одноклассников. Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, Семейные праздники. НРК. Рассказы детей о праздниках в своей семье. Жизнь человека­ высшая нравственная ценность 29 30 Когда и как появились праздники? Их значение. Рассказать о том, что человеческая жизнь является высшей ценностью. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и 31 ­ 32 Любовь и уважение к Отечеству Рассказать о любви и уважении к Отечеству Расширить и чувство гордости за развитость чувства Формировать свою Родину, патриотизма и Формирование гражданской идентичности  в форме осознания себя как Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного Учиться высказывать своё предположение(верс ию) на основе работы с 3­4 неделя апреляуглубить знания учащихся об этих понятиях.. гражданской солидарности; языка; Слушать собеседника. иллюстрацией учебника. гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с картой. 33 34 Подведение итогов Работа над творческими проектами Подведение итогов Работа над творческими проектами. НРК. Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества». Работа над творческими проектами Развитие способностей учащихся  общаться друг с другом, соблюдая моральные  нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное Мотивация учебной отношение. деятельности при Работа над творческими проектами Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностям и. Самоконтроль. 1 неделя мая 2­3 неделя мая Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. Работа с двумя источниками информации. Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальны х трудностей.