Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
ОБЗР
6 кл
17.04.2017
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса
Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 6 класса общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Прграмма ориентированна на предметную линию учебников по Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов на основе развернутого тематического планирования по программе разработанной группой специалистов Минобразования РФ, учебник под редакцией Воробьева.размер: 68,5 КБ
Рабочая пограмма по ОБЖ 6 класс.docx
Рассмотрено на заседании экспертной группы протокол № _____ от____________2016 г. Экспертная группа: __________________________________ __________________________________ _________________________________ __________________________________  Согласовано зам. директора по УВР  ____________Ямщикова Т.П. «______»___________ 2016 г. Утверждено  на педагогическом совете протокол № _____ от ___________2016 Директор школы _________________ С.М. Чичулина Приказ № ______от_____________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    на 2016­2017 учебный год   по основам безопасности жизнедеятельности        для 6   класса основного общего образования     учитель - Кураедова Ольга Александровна высшая квалификационная категория, высшее образование  Количество  часов в год/нед: 6 класс    35ч. /1ч. в неделю    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 ­ 9 классов общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования на основе  требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования.          Рабочая программа разработана группой специалистов Минобразования РФ  А. Смирновым, Б. Мишиным, В. Васневым, 2014 года издания.         Рабочая программа разработана на основе  нормативных документов: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  2.   Приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ     от   06.10.2009   г.   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г № 1060);   3.   Приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17.12.2010   г.   №1897   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта основного общего образования»  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 г. № 373»; 6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;  7.  Санитарно­эпидемиологическими  требованиями  к условиям  и организации  обучения  в образовательном учреждении  (утверждены постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);  8. Примерной основной образовательной программы начального общего образования; 9. Примерной основной образовательной программы основного общего образования; 10. Основной образовательной программы  МКОУ Шубинской СОШ,  утверждённой на педсовете (протокол №8 от 28августа 2015 г, приказ  №53 от 31.08.2015 г); 11. Уставом МКОУ Шубинской СОШ. 12. Учебного плана МКОУ Шубинской СОШ на 2016­2017 учебный год.        Образовательный уровень программы ­ базовый.                Рабочая   программа   ориентирована   на   предметную   линию   учебников   по  Основам безопасности  жизнедеятельности  для 5­9 классов    на основе развернутого тематического планирования по программе разработанной группой специалистов Минобразования РФ  А. Смирновым, Б. Мишиным, В. Васневым, учебник под редакцией Воробьева, 2014 год.       Согласно учебному плану на изучение ОБЖ отводится в  5 ­ 7 классах 35 часов в год / 1 час в неделю,  в 8 – 36/1 , в 9 классе – 34/1 час в неделю .        Срок реализации рабочей программы 5 лет.        Рабочая программа соответствует требованиям к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.  3. Содержание учебного предмета, курса.. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Приложение  рабочей программы: календарно­тематическое планирование. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; •   выработка   у   учащихся   антиэкстремистской   и   антитеррористической   личностной   позиции   и   отрицательного   отношения   к   психоактивным   веществам   и асоциальному поведению. Планируемые результаты Выпускник научится:  ­ классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;  ­ использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;  ­ использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;  ­ классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;  ­ безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;  5 класс ­ безопасно использовать бытовые приборы;  ­ безопасно использовать средства бытовой химии;  ­ безопасно использовать средства коммуникации;  ­ классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;  ­ предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;  ­ безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;  ­ адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;  ­ безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;  ­ безопасно применять первичные средства пожаротушения;  ­ соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;  ­ соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;  ­ соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;  ­ классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;  ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;  ­ использовать средства и способы само­ и взаимопомощи на воде;  6 класс ­ классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;  ­ готовиться к туристическим походам;  ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;  ­ адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;  ­ добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;  ­ добывать и очищать воду в автономных условиях;  ­ добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;  ­ подавать сигналы бедствия и отвечать на них;  7 класс ­ характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;  ­ предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;  ­ классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;  ­ безопасно использовать средства индивидуальной защиты;  ­ характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;  ­ предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;  ­ классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;  ­ безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;  ­ безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;  ­ комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;  8 класс ­ классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;  ­ классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;  ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;  ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;  ­ классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;  ­ классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;  ­ предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;  ­ оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;  ­ характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;  9 класс ­ классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;  ­ планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;  ­ адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;  ­ выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;  ­ безопасно использовать ресурсы интернета;  ­ анализировать состояние своего здоровья;  ­ определять состояния оказания неотложной помощи;  ­ использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;  ­ классифицировать средства оказания первой помощи;  ­ оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;  ­ извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;  ­ оказывать первую помощь при ушибах;  ­ оказывать первую помощь при растяжениях;  ­ оказывать первую помощь при вывихах;  ­ оказывать первую помощь при переломах;  ­ оказывать первую помощь при ожогах;  ­ оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;  ­ оказывать первую помощь при отравлениях;  ­ оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;  ­ оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.  Выпускник получит возможность научиться:  ­ безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;  ­ классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;  ­ готовиться к туристическим поездкам;  ­ адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;  ­ анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;  ­ анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;  ­ безопасно вести и применять права покупателя;  ­ анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;  ­ предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;  ­ характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;  ­  классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; ­  владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;  ­ классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;  ­ оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;  ­ оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;  ­ оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;  ­ оказывать первую помощь при коме;  ­ оказывать первую помощь при поражении электрическим током;  ­ использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет­ ресурсы и другие базы данных;  ­ усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  ­  исследовать   различные   ситуации   в   повседневной   жизнедеятельности,   опасные   и   чрезвычайные   ситуации,   выдвигать   предположения   и   проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;  ­ творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Личностные результаты обучения: • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; •   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практике,   учитывающего   социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; •   развитие   правового   мышления   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Предметные результаты обучения: •   формирование   современной   культуры   безопасности   жизнедеятельности   на   основе   понимания   необходимости   защиты   личности,   общества   и   государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; •  понимание   роли  государства  и  действующего  законодательства   в  обеспечении  национальной  безопасности   и  защиты  населения  от  опасных   и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение  предвидеть  возникновение   опасных  ситуаций по характерным  признакам  их  проявления,  а  также  на  основе  информации,  получаемой  из различных источников; •   умение   принимать   обоснованные   решения   в   конкретной   опасной   ситуации   для   минимизации   последствий   с   учётом   реально   складывающейся   обстановки  и индивидуальных возможностей. Предметные результаты:        5 класс ∙ формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; ∙ формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях    города; ∙ формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения; ∙ умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана); ∙ знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте; ∙ владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД; ∙  умение правильно оценить ситуацию при пожаре; ∙  знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте; ∙  владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни; ∙  владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.       6 класс ∙  владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном (добровольное и вынужденное) существовании человека в природной среде; ∙ владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним; ∙  овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе; ∙   владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях; ∙  понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; ∙  умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях; ∙  умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях; ∙  понимание необходимости вести здоровый образ жизни; ∙  вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и других психоактивных веществ; ∙ знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.      7 класс ∙   знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера; ∙  умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия; ∙  умения предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; ∙  знания по организации защиты населения от ситуаций природного характера; ∙  знания об организации подготовки населения к действиям в условияхчрезвычайных ситуаций природного характера; ∙  умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера; ∙ умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях природного характера; ∙  знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу национальной безопасности России; ∙  вырабатывание   отрицательного   отношения   к   террористической   деятельности,   привычек,   способствующих   профилактике   вовлечения   в   террористическую деятельность; ∙  формирование понятий о стрессе и психилогической уравновешенности в системе здоровья; ∙   знание анатомо­физиологических особенностей человека в подростковом возрасте; ∙  формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего.     8 класс ∙  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; ∙  умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия; ∙  умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; ∙  понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; ∙ знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций; ∙ умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; ­ умение  самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; ∙ умение пользования средствами индивидуальной и коллективной  защиты населения; ∙  умение правильно оценить ситуацию при пожаре; ∙  обеспечение личной и общественной  безопасности при пожаре; ∙  вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре; ∙  владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда; ∙  владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года; ∙ понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды. 9 класс ∙  понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире; ∙ понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера; ∙  умение   принимать   обоснованные   решения   в   конкретной   опасной   ситуации   для   минимизации   последствий   с   учетом   реально   складывающейся   обстановки   и индивидуальных возможностей; ∙  знание  законодательной и нормативно­правовой базы Российской  Федерации  по обеспечению  безопасности личности, общества и государства от внешних  и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом; ∙ знание основных мероприятий, проводимых в  Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; ∙  знание организационных основ по защите населения страны от        чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; ∙ знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации; ∙ знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье; ∙ знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья; ∙  осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью; ∙   умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей; ∙   умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место. Метапредметными  результатами обучения  курса «Основы безопасности жизнедеятельности  является (УУД). Регулятивные УУД:   умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы   действий   в   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД:  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно ­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий; •   формирование   умений   взаимодействовать   с   окружающими,   выполнять   различные   социальные   роли   во   время   и   при   ликвидации   последствий   чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного предмета, курса.. 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 час) 1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 час)      Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.    Физическая культура и закаливание.  Личная гигиена. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.  Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.  1. 2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2 час)  Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно­транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.  Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров на транспорте. 1. 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2 час) Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.   Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. 1. 4. Правила безопасного поведения на воде (1 час)  Правила безопасного поведения на воде.   Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само­ и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. 1. 5. Правила безопасного поведения в быту (1 час) Опасность,   возникающая   при   нарушении   правил   обращения   с   электрическими   и   электронными   приборами.   Правила   безопасного   использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные   вещества   и   средства   бытовой   химии.   Опасности,   возникающие   при   нарушении   правил   пользования   ими.   Действие   опасных   веществ   и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.  1. 6. Правила поведения на природе (2 час) Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием.  Сигналы бедствия.  1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания (1 час) Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность.   Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.      Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. 1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3 час)  Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.  Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.  Правила  обеспечения  сохранности личных вещей.  Правила  защиты  от мошенников.  Основные  виды  мошенничества,  с которыми  наиболее  часто приходится встречаться в повседневной жизни.  Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе. 2.Оказание первой медицинской помощи (4 час)  Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП­7, детский противогаз ПДФ­Ш). Их использование. Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.  Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.      Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.       Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.  Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (17 час) 3. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения (7 час)  Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений. Вулканы и их поражающие факторы.   Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.  Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча. Наводнения   и   их   поражающие   факторы.   Правила   безопасного   поведения   при   заблаговременном   оповещении   о   наводнениях,   во   время   и   после наводнений. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.  3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения  (6 час) Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. 3. 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4час)            Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС  № п/п                                             Темы программы Кол ­ во часов Раздел 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее  (6 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Опасные и экстремальные ситуации в природных условиях Как подготовиться к путешествию,  чтобы не попасть в опасную или  ЧС ситуацию Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией Стартовая контрольная работа Последовательность действий в экстремальной ситуации Обобщение по теме «Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее» Пребывание человека в различных климатических условиях (3 ч) Особенности акклиматизации в разных природных зонах Общие правила успешной акклиматизации Обобщение по теме: «Пребывание человека в различных климатических условиях» 1 1 1 1 1 1 1 1 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15 ч) 1 Если ты отсталот группы. Если ты заблудился в лесу. Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу, по Солнцу, Луне, звездам. Ориентирование по местным признакам. Диагностическая контрольная работа Как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий (жилищ) Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Обеспечение водой. Организация  питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению Диагностическая контрольная работа Р а з д е л  2. Оказание первой медицинской помощи Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (11 ч) Общие принципы оказания помощи Аптечка, природные лекарственные средства Потертости и мозоли. Ссадины и порезы Закрытые травмы Укусы животных Отравления Первая помощь утопающему. Основные приемы оживления ­ реанимации Тепловые и солнечные удары, обморожения. Поражение молнией Заболевание глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа Переноска пострадавшего без носилок Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2016  /  2017__ учебный год Предмет ___ основы   безопасности  жизнедеятельности__________________________ Класс __6__________________________________________________________________                                                Контрольных работ __4___                                                      Практических работ __9____ № Дата Тема урока Содержание Оборудование Планируемые результаты Раздел 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее  (6 ч) Личностные, метапредметные, предметные Д/З Вид контроля, измерители 1 2 3 4 5 6 Презентация  Презентация Опасные и экстре­ мальные ситуации в природ­ ных усло­ виях Как подго­ товиться к путешес­  твию, чтобы не попасть в опасную или  ЧС Что такое опасность. Правила  безопасного поведения человека в  природной среде. Автономное  (изолированное) существование  человека в природе.  Экстремальные ситуации.  Действия людей, которые могут  привести к экстремальной  ситуации в природе Подготовка к выходу на природу.  Какие факторы следует учитывать, готовясь к выходу на природу. Что нужно знать и уметь, чтобы не  попасть в экстремальную  ситуацию. Определение  необходимого снаряжения для  похода Факторы, мешающие справиться с  экстремальной ситуацией. Страх.  Переутомление. Уныние. Боль.  Жара. Жажда. Голод Основные правила поведения в экстремальной ситуации Презентация Презентация Факторы, мешающие успешно справиться с  экстремально й ситуацией Стартовая контрольная работа                                                                                                                                          Последо- вательнос ть действий в экстре- мальной ситуации Обобщени е по теме «Экстрема льная ситуация в природе и первоочер едные Предметные: знать последовательность действий в экстремальной ситуации Метапредметные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. Предметные: Знать, что такое  опасность, правила безопасного  поведения человека в природной  среде. Какие факторы следует  учитывать, готовясь к выходу на  природу и что нужно знать и уметь,  чтобы не попасть в экстремальную  ситуацию. Определение  необходимого снаряжения для  похода. Знать о факторах,  мешающих справиться с  экстремальной ситуацией.   Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Индиви­  дуальный опрос Глава 1, § 1 Устный  опрос Глава 1, § 2 Индиви­  дуальный опрос Глава 1, § 3 Глава 1, §4, с. 184­ 189 тесты      Решение ситуацион­ ных задач Устный  опрос Пребывание человека в различных климатических условиях (3 ч) Смена климатогеографических условий. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в северных районах. Акклиматизация в горной местности Общие правила успешной акклиматизации человека в различных климатических условиях Презентация Презентация Предметные: Знать общие правила  успешной акклиматизации человека  в различных климатических  условиях Метапредметные:  формировать собственную позицию,  применять установленные правила в  решении различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Устный  опрос Глава 1, § 5 Устный  опрос Глава 1, § 6 Работа по карточкам действия человека, попавшего в нее» Особеннос ти акклимати зации в разных природных зонах Общие правила успешной акклимати зации Обобщени е по теме: «Пребыван ие человека в различных климатиче ских условиях» Если ты заблудил- ся в лесу 7 8 9 10 11 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15 ч) Решение ситуацион­ ных задач Если ты отстал от группы Презентация Автономное пребывание человека в природе. Как вести себя отставшему от группы в туристическом походе Как определить направление выхода из леса. Правила поведения при движении по лесу Презентация Предметные: использовать общие  приемы задач: алгоритм действия  при аварии транспортного средства в безлюдной местности, правила  поведения при движении по лесу   Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  Глав а 1 § 7 Глав а 1, §8 Устный   оп­ рос 12 13 14 15 Авария транспорт- ного сред- ства в без- людной местности Способы подачи сигналов бедствия. Ориенти­ рование по компасу, по Солн­ цу, Луне, звездам Ориенти­ рование по мест­ ным при­ знакам Алгоритм действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности. В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии или самостоятельно выходить к людям Подача сигналов бедствия.  Сигнальные костры. Специальные  знаки международной кодовой  таблицы. Сигнальное зеркало Способы ориентирования на  местности. Определение  направления движения на  местности по компасу. Азимут. Движение по азимуту.  Ориентирование на местности по  Солнцу, по Солнцу и часам, по  Луне и звездам Ориентирование по местным  признакам: деревьям и растениям,  камням и лишайникам,  муравейникам и снегу Презентация различных ситуаций. Презентация Презентация компас Презентация Предметные: использовать  алгоритм действия при аварии  транспортного средства в безлюдной местности, способы подача сигналов  бедствия. Метапредметные:  формировать собственную позицию,  применять установленные правила в  решении различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Предметные: Знать способы  ориентирования на местности.  Определение направления движения  на местности по компасу. Азимут. Движение по азимуту.  Ориентирование по местным  признакам: деревьям и растениям,  камням и лишайникам,  муравейникам и снегу Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Устный   оп­ рос Глав а 1, §9 Глава 1, § 10 Глава 1, § 1 1 ­ 1 2 Глава 1, § 1 3 Работа   по карточкам Практиче­ ская работа. Ориентиро­ вание по компасу Практиче­ ская работа. Ориентиро­ вание по местным  признакам 16 Диагностическая контрольная работа тесты 17 18 19 20 21 22 Как нахо­ дить дорогу к жилью Устройст­ во вре­ менных укрытий (жилищ) Тропа, протоптанная человеком.  Сакма. Затесы на деревьях Выбор места для строительства  укрытия. Сооружение временного  укрытия из подручных средств.  Виды зимних укрытий.  Временные укрытия в пустыне Презентация Презентация Презентация Презентация Добыва­ ние огня, разведе­ ние костра Обеспече­ ние быто­ вых по­ требно­ стей Обеспече­ ние водой Организа­ ция пита­ ния Личная гигиена, уход за одеждой и обувью Место для костра. Добывание  огня. Разжигание костра. Типы  костров, очаги. Сохранение огня Обеспечение бытовых  потребностей. Изготовление ножа,  посуды и приспособлений для  приготовления пищи. Самодельные веревки Обеспечение водой. Как  преодолеть недостаток воды. Поиск и  добывание воды. Очистка и  обеззараживание воды Общие принципы организации  питания в условиях автономного  существования, растительная  пища. Нетрадиционные виды пищи. Добывание пищи охотой и рыбной ловлей. Некоторые  рецепты походных блюд из рыбы и  Предметные: Знать, как находить  дорогу к жилью, какие  можно  построить сооружения временных  укрытий из подручных средств.  Виды зимних укрытий  Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Предметные: использовать общие  приемы и особенности разжигания  костра. Типы костров, очаги. Знать,  из чего сделать посуду и  приспособления для приготовления  пищи,  как преодолеть недостаток  воды.  Презентация Поиск и добывание воды.  Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Предметные: использовать общие  приемы соблюдения правил личной  гигиены.  Знать нетрадиционные  виды пищи, добывание пищи охотой Решение ситуацион­ ных задач Устный опрос Глава 1, § 1 4 Глава 1, § 1 5 Решение ситуацион­ ных задач Индивиду­ альный   оп­ рос Устный   оп­ рос Решение ситуацион­ ных задач Глава 1, § 16 Глава  1, §17, с. 178­ 183 Глава 1, § 1 8 ­ 1 9 Глава  1, §20, с. 163­ 169 23 24 25 26 27 28 29 мяса, растительной приправы Соблюдение правил личной  гигиены. Уход за одеждой. Уход за обувью Возможные  опасности в пути и меры по их предупреж­ дению Презентация и рыбной ловлей.  Уход за одеждой и обувью.  Устный   оп­ рос Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Диагностическая контрольная работа Р а з д е л  2. Оказание первой медицинской помощи Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (11 ч) Общие принципы оказания помощи Аптечка, природ­ ные ле­ карствен­ ные сред­ ства Потертости и мозоли. Ссадины и порезы Закрытые травмы Укусы животных Общие принципы оказания  самопомощи. Общие принципы  оказания первой помощи  пострадавшему Индивидуальная медицинская  аптечка. Лечебные свойства различных  дикорастущих лекарственных  растений Предупреждение образования  потертостей и мозолей, оказание  первой помощи. Первая помощь  при ссадинах и порезах Ушибы. Растяжения и разрывы  связок. Вывихи. Сдавление.  Переломы. Оказание первой  помощи при закрытых травмах Укусы насекомых. Укусы  паукообразных. Укусы змей.  Укусы бешеных животных и  грызунов. Первая помощь при  Презентация Муляжи ­  медицинские  средства и  препараты Презентация Муляжи ­  медицинские  средства и  препараты Презентация Муляжи ­  медицинские  средства и  препараты Презентация Предметные: Знать, как оказать  первую помощь пострадавшему и  себе, состав индивидуальной  медицинской аптечки, лечебные  свойства различных дикорастущих  лекарственных растений Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Предметные: приемы оказание  первой помощи при закрытых  травмах,  ушибах, растяжениях и  разрывах связок, вывихах,  переломах  и  сдавлении. Отравление угарным газом. Первая помощь при  отравлении угарным газом  тесты проект Практиче­ ская работа. Практиче­ ская работа. Практиче­ ская работа. Глава  1, § 2 1 Глава  2, §1­2 Глава  1, §3, с. 158­ 162 Глава 2, § 4 Глава 2, § 5 Глава 2, § 6 30 31 32 33 34 35 Отравле­ ния укусах Пищевые отравления. Первая  помощь при пищевом отравлении.  Отравление угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным  газом Оказание помощи терпящим  бедствие на воде. Основные  приемы оживления ­ реанимации Первая помощь при тепловом и  солнечном ударе, обмороке и  обморожении. Первая помощь при  поражении молнией. Первая по­ мощь уто­ пающему. Основные приемы оживле­ ния ­ реа­ нимации Тепловые и солнеч­ ные уда­ ры, обмо­ рожения. Пораже­ ние мол­ нией Заболева­ ние глаз, удаление инород­ ных тел из глаза, уха, носа Переноска постра­ давшего без носи­ лок Итоговая контрольная работа Оказание первой помощи при  заболевании глаз. Удаление  инородных тел из глаза, уха, носа Способы переноски пострадавшего без носилок: если помощь  оказывает один человек; если  помощь оказывают два человека Презентация Муляжи ­  медицинские  средства и  препараты Презентация аппарат ИВЛ Презентация муляжи Презентация муляжи лямки Практиче­ ская работа. Глава 2, § 7 Практиче- ская работа. Глава  2, § 8 Устный   оп­ рос Глава  2, §9­10 Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  Предметные: приемы оживления –  реанимации,  знать правила оказания первой  помощи при тепловом и  солнечном ударе, обмороке и  обморожении, при поражении  молнией. Метапредметные:  формировать собственную позицию,  применять установленные правила в  решении различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Предметные: Знать как оказать  первую помощи при заболевании  глаз, удаление инородных тел из  глаза, уха, носа,  способы переноски  пострадавшего без носилок  Метапредметные: формировать  собственную позицию, применять  установленные правила в решении  различных ситуаций. ЛР: самооценка на основе критериев  успешной деятельности. Практиче­ ская работа. Глава  2,  § 1 1 Практиче­ ская работа. Глава  2, § 1 2 тесты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017