Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»
Оценка 5

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
06.03.2017
Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»
Курс «Основы православной культуры» преподается как обязательный предмет в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль основы православной культуры) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учётом авторской программы «Основы православной культуры» под редакцией Т.Д.Шапошниковой- Москва- Дрофа-2014г. ), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы православной культуры»- 4 класс- Т. А. Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко под редакцией Т.Д.Шапошниковой- Москва- Дрофа-2014г.
ОРКС 4 класс ОПК.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По    «Основам  духовно­нравственной культуры народов  России. Основы православной культуры»  ( учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее, базовый                            (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов) Количество часов 34            Учитель:    Наумова Марина Николаевна      Программа разработана на основе авторской программы Т. А. Костюковаой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват.   2014; разработана        в   соответствии   с   требованиями   ФГОС начального и основного общего образования ( примерная или авторская программа/программы, издательство, год издания при наличии)   ­   М.:Дрофа,   учреждений. 1 СОДЕРЖАНИЕ № п\п Название раздела № страницы 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 3. 4. 5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане Ценностные ориентиры содержания учебного предмета СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к знаниям и умениям обучающихся Планируемые результаты освоения предмета СИСТЕМА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3 4 5 6 7 10 11 13 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе в базисный учебный план государственных  и  муниципальных общеобразовательных  организаций включен ряд альтернативных учебных предметов духовно­ нравственного содержания.  Курс   «Основы   православной   культуры»   преподается   как   обязательный   предмет   в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».  Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль основы православной культуры) составлена на основе  федерального  государственного   образовательного  стандарта,  с  учётом  авторской программы    «Основы  православной  культуры»  под  редакцией  Т.Д.Шапошниковой­  Москва­ Дрофа­2014г. ), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника  «Основы православной культуры»­  4  класс­  Т.   А.  Костюкова,   О.В.Воскресенский,   К.В.Савченко  под   редакцией Т.Д.Шапошниковой­ Москва­ Дрофа­2014г. Нормативно­правовые   основы   изучения   учебного   предмета   «Основы православной культуры» Преподавание   курса   ведётся   в   соответствии   со   следующими   нормативными документами: Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи) от 20 ноября 1989 года. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа».   Утверждена Президентом Российской Федерации. 21.01.2010 г. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273­ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный   закон   от   26.09.1997   N   125­ФЗ   «О   свободе   совести   и   о   религиозных объединениях». Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.  Письмо   Минобразования   РФ   от  22.10.2002   №   14­52­876ин/16   «Примерное   содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и письмо Минобразования РФ от 13.02.2003 № 01­51­013ин «О дополнительных разъяснениях…», Государственные   образовательные   стандарты   общего   образования   (стандарты  I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   (стандарты  II  поколения) начального общего образования– http://standart.edu.ru 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Цель  курса  –  формирование  у  младшего  подростка  мотиваций  к  осознанному нравственному  поведению,  основанному  на  знании  культурных   и    религиозных  традиций многонационального  народа  России  и  уважении  к  ним,  а  также  к  диалогу  с представителями  других  культур  и мировоззрений. Задачи курса:  Формировать  целостное  восприятие  мира,  представления  о  культурном  и  историческом единстве  России  и  российского  народа  и важности  сохранения  культурно­национального единства.  Способствовать  и самостоятельное  исследование  вопросов,  связанных с  изучением  истоков представлений  о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции. целенаправленному  обсуждение  включению  обучающихся  в   Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.  Способствовать нравственному, моральному и  патриотическому воспитанию школьников.  Познакомить   с   особенностями   церковного   искусства,   основными   сюжетами   Ветхого Завета   и   Нового   Завета.   Содержанием Евангелия. Общая характеристика учебного предмета      Модуль  «Основы    православной    культуры»  —  один    из    шести    модулей, составляющих    курс  «Основы    религиозных    культур    и   светской    этики».  В  качестве основного   методологического   подхода   реализации   курса   выбран  культурологический, способствующий  формированию      первоначальных представлений    о    религиозной    культуре    и  светской  этике.  В  контексте учебного  курса ОРКСЭ  культура  понимается  как  образ   жизни,  обычаи,  традиции   и   верования,  духовное и     материальное  богатство  народов    мира.  Духовно­нравственное    воспитание    младшего школьника    рассматривается    как    формирование    и    развитие    ценностного  отношения  к людям,  обществу,  природе,  Родине,  к  своему  и другим  народам,  к  их  истории,  культуре, духовным традициям.    младших  школьников      у   Изучение  курса  «Основы  религиозных  культур  и     светской  этики.  Основы православной  культуры»  направлено  на  достижение  следующих  целей:  развитие представлений  о  значении  нравственных  норм и  ценностей для  достойной  жизни  личности, семьи и общества; формирование   готовности   к   нравственному   самосовершенствованию, духовному    саморазвитию;    знакомство    с    основными    нормами  православной    культуры, понимание    ее    значения    в    выстраивании    конструктивных    отношений    в    семье    и обществе;    формирование  первоначальных  представлений  о  православной  культуре,  о традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России,   об исторической  роли  традиционных  религий  в  становлении  российской  государственности; осознание  ценности  человеческой  жизни;  становление  внутренней  установки  личности поступать согласно своей совести.    России  религиями,  их   Культурологический  характер  комплексного  курса  ОРКСЭ  проявляется  в  том,  что содержание  модулей  ориентировано  на  общее  знакомство  с  этикой  и     традиционными для      культурой,  историей,  традициями,  нравственными ценностями,   выдающимися  представителями  и  т.п.  Отсюда  необходимость  осуществления на  уроках  межпредметных  связей  с    окружающим    миром,  литературным      чтением, русским     языком,  языками  других     народов     России,  изобразительным     искусством, музыкой,  технологией,   изучаемыми  в  начальной  школе.  Например,  при  осуществлении учебного   проекта   в   рамках   модуля «Основы   православной   культуры» учащиеся  могут часть  работы  выполнять  на  других  уроках  (музыка,  технология,  изобразительное искусство, литературное чтение). 4 Делая  попытку  найти  пути  решения  указанных  проблем,  авторы  учитывают современные  дидактико­психологические  тенденции,   связанные    вариативным развивающим    образованием    и    требованиями    ФГОС.    В    связи    с    этим    в    основу программы    положены  педагогические  и  дидактические  принципы  вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Гармония»: Личностно   ориентированные   принципы  –  принцип   адаптивности;  принцип  развития; принцип комфортности. с    Культурно    ориентированные    принципы    –    принцип    картины    мира;   принцип целостности    содержания  образования;  принцип  систематичности;  принцип  смыслового отношения  к  миру;  принцип  ориентировочной  функции  знаний;  принцип  опоры на  культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Деятельностно  ориентированные  принципы  –  принцип  обучения  деятельности; принцип  управляемого перехода  от  деятельности  в    учебной  ситуации  к  деятельности  в жизненной  учебно­познавательной деятельности  к  самостоятельной  деятельности  учащегося  (зона  ближайшего  развития); принцип  опоры  на  процессы  спонтанного  развития;  принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. совместной  ситуации;  перехода  принцип  от  В  соответствии  с  образовательной  программой  «Гармония»,  каждый  школьный предмет  своими  целями,  задачами  и  содержанием   образования    должен    способствовать формированию  функционально  грамотной  личности,  то   есть  человека,  который  может активно пользоваться  своими  знаниями,  постоянно  учиться  и  осваивать  новые  знания  всю жизнь. Формы и виды учебной деятельности словесные,   которые   наиболее   успешно   решают   задачу   формирования   теоретических   и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности; наглядные,   которые   наиболее   успешно   решают   задачу   развития   образного   мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции; практические, проблемно­поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых   необходимо   для   закрепления   теоретических   знаний   и   способствует совершенствованию   умений   практической   деятельности   в   конкретной   сфере,   развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса; репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно­ образного мышления, памяти, навыков учебного труда; индуктивные   и   дедуктивные,   оптимальное   чередование   которых   (с   преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение  логики  содержания  и будет способствовать  развитию логического и предметного мышления. Технологии, используемые на уроках       Проблемно­диалоговый  –  это   знаний  посредством которого организуется поиск решения или открытия нового знания.  посредством  учащимися   тип  обучения,  обеспечивающий  творческое  усвоение специально   организованного  учителем  диалога,  Технология  продуктивного  чтения  –  это  единая  для  всех     уроков  технология  чтения текста,  основанная     на  природосообразной  технологии  формирования  типа  правильной читательской деятельности.  Технологии  оценивания  образовательных  достижений  (учебных  успехов)  –  это  система правил и алгоритмов, позволяющая развивать у учащихся умения самооценки. 5 Место курса  «Основы православной культуры» в учебном плане В соответствии с Образовательной программой школы,   на изучение учебного курса «Основы православной культуры» в 4 классе отводится 34 часа в год,  1 час в неделю. 6 Раздел Раздел 1.  Знакомство с  новым  предметом Раздел 2.  Введение в  православную  культуру Раздел 3.  Храм – дом  Божий на земле Раздел 4.  Православные  праздники Раздел 5.  Духовные  ценности  православия Учебно­тематический план: Содержание Урок 1. Тема: Россия –наша Родина Урок 1. Тема: духовные ценности  человечества. Культура. Религия. Характеристика видов деятельности Знакомство с новым предметом,  осваивают основополагающие понятия  курса Урок 3. Тема: колокола Урок 4. Тема: православный храм Урок 5. Тема: как христианство  пришло на Русь. Православие. Урок 6. Тема: жизнь Иисуса Христа Урок 7. Тема: Библия и Евангилие.  Святые равноапостольные Кирилл и  Мифодий Урок 8. Тема: Библия в христианской  культуре Урок 9. Тема: о душе.  Урок 10. Тема: о душе (продолжение) Урок 11. Тема: как вести себя в  православном храме Урок 12. Тема: внутреннее убранство  храма Урок 13. Тема: православная молитва Урок 14. Тема: фреска и икона Урок 15. Тема: отличие иконы от  картины Урок 16. Тема: образ Христа в  искусстве Урок 17. Тема: православные традиции и семейные ценности «Семья­ малая  церковь» Урок 18. Тема: календарный год в  православии Урок 19. Тема: Рождество. Крещение.  Урок 20. Тема: Пасха. Урок 21. Тема: чудо. Таинства. Урок 22. Тема: христианские заповеди. Совесть. Урок 23. Тема: любовь. Урок 24. Тема: прощение. Знакомство с историей возникновения и распространения христианства и  православия. Изучают основы духовной традиции православия, основные  понятия православной культуры. Учатся устанавливать связь между  религиозной культурой и повседневным поведением людей. Знакомятся с описанием содержания  священных книг. Знакомятся с  историей, описанием и архитектурно­ художественными особенностями  священных сооружений. Знакомятся с  историей и традициями основных  религиозных праздников. Знакомство с местом и ролью  православной культуры в истории  России.  Учатся анализировать жизненные  ситуации, нравственные проблемы и  сопоставлять их с нормами религиозной культуры. Учатся толерантному отношению к  представителям разных религиозных и  культурных традиций. Учатся проводить параллели между  различными религиозными культурами. Учатся эмоционально откликаться на  произведения искусства.  Совершенствуют умения в области  чтения и понимания прочитанного,  ответов на вопросы разных типов,  построения связного высказывания. Совершенствуют умения в области  работы с источниками информации.  Совершенствуют лексический запас,  культуру речи. Формируют личностную 7 Раздел 6.  Жизнь по  заповедям Урок 25. Тема: жизнь преподобного  Серафима Саровского. Доброта. Урок 26. Тема: житие святителя  Николая Чудотворца. Милосердие. Урок 27. Тема: жизненный подвиг  Сергия Радонежского. Трудолюбие. Урок 28,29. Тема: монастыри. Жизнь  по заповедям. Урок 30. Тема: жизнь современной  православной Церкви и гражданскую позицию по отношению  к различным явлениям  действительности. Формируют  общекультурную эрудицию. Развивают  представления о многообразии  национальных и религиозных культур и  их общих ценностных основах.  Развивают представления о  нравственных и духовных ценностях Итоговые уроки Урок 31­34. Тема: итоговая  презентация результатов  учебно­ исследовательской и проектной  деятельности учащихся Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Основы православной  культуры» Ценность жизни  – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней   как   к   среде   обитания,   а   также   переживание   чувства   красоты,   гармонии,   осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность   человека   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию,   означающая   необходимость   соблюдения   здорового   образа   жизни   в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье.  как   разумного   существа, Ценность   добра  –   направленность   человека   на   развитие   и   сохранение   жизни,   через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность   семьи  как   первой   и   самой   значимой   для   развития   ребёнка   социальной   и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности  как признание прав и свобод человека, обладание чувствами   справедливости,   милосердия,   чести,   достоинства   по   отношению   к   себе   и   к   другим людям. Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество   народов   и уважение к многообразию их культур. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание   модуля «Основы   православной   культуры» подразумевает выделение шести тематических  разделов,  каждый  из  которых   имеет  свою  ценностную  ориентацию  и  ведущую воспитывающую идею. Первый раздел выполняет функцию введения в курс ОРКСЭ и состоит из двух уроков. Первый  урок  «Россия  –  наша  Родина»  является  общим  для  всех  модулей  и  проводится при полном составе класса. На  этом  уроке  школьники  узнают  о единстве  многонационального российского  народа    и    о    многообразии  культурных,  духовных,  религиозных    традиций    в российском    обществе    и  получат    начальные    представления о   том,  что  такое  «духовность», «традиция»,  «нравственные  ценности»,  какое  значение  они   имеют  в  жизни  человека,  семьи, общества. Ведущей  идеей  первого  урока  является  мысль  о   том,  что    народы  России  едины  в понимании  гражданских  ценностей  и  норм, которые  закреплены   в  Конституции   РФ,  у   всех народов, населяющих   Россию,  есть общая история,  общие   традиции, нравственные основы  жизни.  Это  создает  возможности  для  взаимопонимания   и  сотрудничества  людей  в обществе  вне  зависимости    от    их    отношения    к  религии  и     религиозной  принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.). Во   вступительном   слове   учитель   проводит  беседу   с   детьми   о  курсе ОРКСЭ,  о  том, чем  он  отличается  от  других  предметов,  и  о  специфике  каждого  модуля.  На     первом     уроке идет  разговор  о  культурных  традициях.  Дети  знают,  что  «культурные     традиции  —  это богатство    нашей многонациональной  страны».  Эту  мысль     важно  укрепить   и  расширить  на данном     уроке,  привлечь     внимание     детей     к     тому,  что культура    и   религия  выполняют общие    функции    в    передаче    опыта    от    одних    людей    к    другим;  культуры    и    религии объединяют людей.  Вместе     с     тем     они     существенным  образом  отличаются  друг  от  друга. Общее  и  различное  следует  отметить  в  культурах     и  религиях  разных  народов,  что  создаст основу  для межкультурного, межконфессионального диалога. Второй   урок   создает  перспективу  для   изучения   предмета, намечает векторы   развития познавательного   интереса  учащихся. В уроке   вводятся  основополагающие   понятия   курса  — «культура»  и  «религия».  Широкое  понимание    культуры    в     связи     с     историей,  осознание непрерывности  нравственной,  интеллектуальной,  духовной    жизни    человека,  общества    и человечества   важно   для   процесса самоидентификации      школьников      как   представителей всего  человечества,  своей  страны,  национальной,  этнической,  религиозной общности. Раздел 2. Введение в православную культуру (уроки 3—10) Содержание  второго      раздела  «Введение  в  православную  культуру»  осваивается учащимися  на  3—10  уроках.  На  этих     уроках начинается  предметное  изучение     выбранного родителями  и   детьми  модуля,  содержание   которого   раскрывает   историю  и  духовные основы религии, образ  жизни  верующих  людей, их  религиозно­нравственные, семейные и общественные ценности. Особенность  последующих  уроков  данного  раздела  заключается  в  том,  что  происходит приобщение     детей  к         нравственным  ценностям,  о  которых  они,  бесспорно,  слышали,  но вряд  ли  размышляли  в  контексте  буддийской  культуры:  свобода,  совесть,  разум, милосердие, любовь.  Следует  актуализировать    знания    учащихся    о    культуре    в    целом,    религиозной культуре,  православии.  По  возможности  освоение  предлагаемых  нравственных  категорий следует  строить  с  опорой  на  жизненный  опыт  детей.    Они  должны  понять,  что  человеку  дана свобода, но   свобода предполагает ответственность за свои поступки, «к свободе полагается ещё и разум», но разум без совести, милосердия и любви может приносить зло. Колокольный  звон  –  один  из  символов  русской  культуры.  Различные  виды  колокольных звонов  на  Руси.  Традиции  колокольного  звона  на  Руси.  Колокол  в  светской  жизни  России. 9 Значение  колокольных  звонов  в  русской  истории.  Отношение  к  колоколам  в  русской традиции. Искусство  изготовления  колоколов.  Место  колокольного  звона  в  русской  классической музыкальной  культуре.  Колокола  как  атрибут  церковной  жизни.  Виды  церковных  колоколов. Колокольня и звонница. Москва – город «сорока сороков». Храм    –    дом    Божий.    Традиции    строительства    храмов    на    Руси.    Храмы    как произведения    архитектуры    и    искусства.    Каноны  строительства  храма.  Различное  и общее  во внешнем облике православных храмов. Принятие  христианства  на  Руси.  Летописные  свидетельства  о  крещении  Руси. Представления  о  боге  в  христианстве.  Первые  люди,  грехопадение Адама и  Евы,  появление  в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России. Евангелие.    События,    предшествующие    рождению    Иисуса    Христа.    Благовещение. События    жизни    Иисуса    Христа.    Рождество, детство  и  Юность,  начало  проповеднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса.  Предательство  Иуды,  распятие.  Воскресение.  Вознесение.  Апостолы  и   их проповедническая деятельность. Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия – священная книга христианства. Ветхий и Новый Завет. Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Представления о душе в православии. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать. Раздел 3. Храм – дом Божий на земле (уроки 11—17) Значение  храма  в  жизни  православных  верующих.  Правила  поведения  в храме.  Храм  как культурно­историческое  наследие.  Забота  государства  и  Русской  Православной  Церкви   о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов. Внутреннее  строение  храма.  Притвор.   Средняя  часть.  Иконостас.  Традиционное расположение  икон   в   иконостасе.  Царские  врата  и   алтарь.  Символическое  значение  престола. Облачение церковно и священнослужителей. Молитва  и  ее  смысл  для  верующих.  Виды  молитв,  Молитвы­просьбы.  Правила  молитвы. Значение  совместной  молитвы  в  храме  для  православных  верующих.  Молитва   в  повседневной жизни православных верующих. православная молитва перед учением. Фреска  и икона  в храме.  Фрески.  Технология,  правила  и  традиции  создания  фресок. Икона  как  особый  священный  предмет  для  православных  верующих.  Отношение  верующих  к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Назначение  иконы.  Реалистичное  изображение  людей,  природы  на  картине.  Особенное изображение  на  иконе  фигур  и  фона.  Детали   изображения  на  иконе.  Система  символов  в иконописи. Символика света и цвета в иконописи. Образ  Иисуса  Христа  в  русском  и  зарубежном  изобразительном  искусстве,  музыке, литературе.  И.  Крамской  «Христос  в  пустыне»,  В.Васнецов  «Распятие  Христа»,  М.Нестеров «Воскресение». Семья  –  малая  церковь.  Основа  семьи  в  православной  традиции.  День  семьи,  любви  и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне. Раздел 4. Православные праздники (уроки 18—20) История календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. 10 Праздник  Рождества  Христова.  Евангельская  история  Рождества.  Традиции  празднования Рождества  в  русской  православной  культуре.  Рождественские  рассказы  и   сказки.  Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре. Пасха  –  главный  христианский  праздник.  Великий  пост.  Правила  великого  поста.  Смысл поста  для  православных  верующих.   Подготовка  к  Пасхе.  Традиционные  пасхальные  блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны. Раздел 5. Духовные ценности православия (уроки 21—24) Чудеса, освещенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда  крещения.  Наречение  имени  в  православной  традиции.  Таинство миропомазания.  Смысл обряда  миропомазания.  Таинство  покаяния.  Таинство  причащения.  Происхождение  и   смысл таинства  причащения.  Таинство  брака.  Обряд  венчания  в православной  традиции.  Обрядовые  и духовные составляющие церковных таинств.                    Божественное  происхождение  заповедей  согласно  христианскому  учению.  Значение заповедей.  Смысл заповедей. Заповеди  об отношении  к Богу. Заповеди об отношении  человека  к себе  и   другим  людям.  Любовь  как  основа  всех  заповедей.  Совесть  в  системе  нравственных ценностей православия. Любовь  в христианском  понимании.  Многообразие  проявления  любви.  Жертвенность  как основа  любви.  Благотворительность  и   милосердие  в  православной  традиции.  Подвиги  любви. Защита  Родины.  Пример  земной  жизни  Иисуса  Христа  как  выражение  высшей   меры  любви  в христианской системе ценностей. Прощение  как  христианская  добродетель.  Обида  и   прощение.  Умение  прощать  в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям. Раздел 6. Жизнь по заповедям (уроки 25—30) Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания  о  жизни  Серафима  в   лесу.  Предание  о  Серафиме  и  разбойниках.  Доброта.  Деяния Серафима Саровского. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси. Детство  Сергия.  Чудо  с  профсорой.  М.   Нестеров  «Видение  отроку  Варфоломею». монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице­Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия в русской православной традиции. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней  Руси.   Защитные  функции   монастрыря  в  военное  время.  Монахи­воины.  Пересвет  и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и   монашеские  обеты  правила  монашеской  жизни,  монастырский  устав.  Послушания. Архитектурный  ансамбль   монастыря.  Монастыри  как  центр  культуры,  просвещение  и благотворительность. Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Русской  Православной  Церкви   и  их   обязанности.  Церковные  службы.  Просветительская  и благотворительная  деятельность  современной  Русской  Православной  Церкви. Участие  церкви  в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода. Тема    Родины,    патриотизма,    гражданственности,    любви    к    родной    земле,    служения Отечеству     определяет     направленность большинства  тем  этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 11 Последний  раздел   (уроки    31–34)    —    итоговый,    обобщающий       и       оценочный, предусматривает    подготовку    и    презентацию ученических   проектов,  творческих  работ   на основе  изученного  материала и  знакомство  учащихся  с  содержанием   других   модулей.  На этом этапе  образовательный  процесс выходит за рамки уроков во внеурочную деятельность учащихся, переходя  в  активную,  творчески­ продуктивную  фазу  освоения  модуля «Основы православной культуры». Цель  этих  уроков — с  одной  стороны, обобщить  и  закрепить знания   и   ценностные приобретения,  полученные    в  течение    учебного    года,  с    другой    стороны  —  осуществить межмодульные  связи,  благодаря  которым  четвероклассники  могут  получить  представления  о других   традиционных   для   России   религиозных   культурах   или светской этике. В   зависимости   от   характера   подготовленных   проектов   итоговое  мероприятие  может проходить в форме фестиваля, ученической конференции или игры. В  ходе  подготовки  проекта  учащиеся  получают  возможность  повторить  и    обобщить ранее   изученный материал, освоить   его   в активной, творческой форме. Требования к  уровню подготовки обучающихся На   уроках   по   основам   религиозных   культур   и   светской   этики   (основы   православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.     знать:  понятия  «священный»,  «святой»,  «заветный»  («Россия  —  священная  наша держава», «святой    долг»,    «заветные    слова»);    имена    и    подвиги    выдающихся  правителей     Руси (святые     князья     Владимир     Красное     Солнышко,     Александр Невский,  Дмитрий  Донской), национальных  героев  (Минин,  Пожарский,  Суворов,  Кутузов,     Ушаков),     великих     святых Русской      Православной      Церкви      (Сергий  Радонежский,  Серафим  Саровский);  всемирно известные  памятники  православной  культуры  России:  иконы  (Владимирская  икона  Божией Матери,  «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя.)     уметь: рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о  выдающихся  героях,  святых  людях  России  и  подвижников  веры  и благочестия;  рассказать об  основных  духовно­нравственных  принципах,  которые отразились    в    русских    летописях, исторических    повестях,    сказаниях,    преданиях, житиях    святых,    пословицах    и    поговорках, русских    народных    сказках,    а    также   выдающихся  произведениях  русской  классической литературы.      понимать:  смысловое    значение    основных  духовно­нравственных  понятий:  добро, благо, милость,   совесть,   заповедь,   долг,   честь,   добродетель,   а   через   это   — социально   значимых добродетелей:      осторожность, трудолюбие,     милосердие,     смысл     православных праздников;     узнавать:  иконы  Троицы,  Иисуса  Христа,   Богородицы,   святых  Веры,  Надежды, Любови  и их  матери  Софии,  преподобного  Сергия  Радонежского,  преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.      проявлять     почтительное     отношение     к     Государственным     символам       России (Государственному  Гербу,  Флагу  и  Гимну);  проявлять  уважительное  отношение:  к православным     традициям     семьи,     к     родителям,     к     старшим,     к     младшим (проявление заботы  о  них);  проявлять  дружелюбное  отношение  к  одноклассникам, всем  учащимся  в  школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения;   культурных традиций;     осуществлять    поиск    необходимой    информации    для    выполнения    заданий;    строить    толерантное    отношение    с    представителями    разных    мировоззрений      и    ответственность,  честность,        благодарность,      дружба,   12 .участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;     готовить сообщения по выбранным темам.        В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.  ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностными  результатами  изучения  данного  курса  должны  быть  следующие  умения школьников:  Оценивать  жизненные  ситуации  и  поступки  людей  с  точки  зрения  общепринятых  норм  и ценностей, отделять поступки человека от него самого.  Объяснять  и   обосновывать  с  точки  зрения  общепринятых  норм  и  ценностей,  какие  поступки считаются хорошими и плохими.  Самостоятельно  определять  и  формулировать  самые  простые,  общие  для  всех  людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.  Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. Средством  достижения  этих  результатов  служит  учебный  материал  и  задания  учебников, нацеленные  на  1­ю  и  2­ю  линии  развития школьников. Метапредметными  результатами  изучения  курса  должны  быть  перечисленные  ниже и познавательные  регулятивные,  универсальные  учебные  действия  (УУД)  –  коммуникативные. Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).  Совместно с учителем составлять план решения задачи.  Работая  по  плану,  сверять  свои  действия  с  целью  и при  необходимости  исправлять  ошибки  с помощью учителя. учащихся.  В  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и оценивать  свою  работу  и работу  других Средства  формирования  регулятивных  УУД  –  это  технология  проблемного  диалога  на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  самостоятельно  предполагать,  какая  информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).  Перерабатывать  полученную  информацию:  сравнивать  и  группировать  факты  и   явления; определять причины явлений и событий.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в   другую:  составлять  простой  план  учебно­ научного текста. 13  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средства  формирования  познавательных  УУД –  это  учебный  материал  и  задания  учебников, нацеленные на 1­ю линию развития. Коммуникативные УУД:  Доносить  свою  позицию  до других людей: оформлять свои  мысли в  устной  и  письменной речи  с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить  свою  позицию до  других  людей:  высказывать  свою  точку  зрения  и обосновывать  её, приводя аргументы.  Слушать  других  людей,  рассматривать  их  точки  зрения,  относиться  к  ним  с  уважением,  быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее  чтение;  ставить  вопросы  к  тексту  и  искать ответы;  проверять  себя);  отделять  новое  от известного; выделять главное; составлять план.  Договариваться  с  людьми:  сотрудничать  в совместном  решении  задачи,  выполняя  разные  роли в группе. Средства  формирования  коммуникативных  УУД  –  это  технология  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий  диалог),   технология  продуктивного  чтения,  работа  в малых группах. Предметными  результатами  изучения  курса  должны  быть  знания  и  умения, перечисленные ниже. К 1­й линии развития относятся следующие из них:  Определять  и    объяснять    своё    отношение    к    общественным  нормам    и    ценностям (нравственным,  гражданским,  патриотическим, общечеловеческим).  Излагать  своё  мнение  по  поводу  значения  светской  и религиозной  культуры  в  жизни  отдельных людей и общества.  Знать  основные  понятия  религиозных  культур,  их  особенности  и  традиции,  историю  их возникновения в мире и в России.  Устанавливать   взаимосвязи   между    определённой   светской   или   религиозной   культурой   и поведением  людей,   мыслящих  в   её традициях. Ко 2­й линии развития относятся следующие знания и умения:  Строить  толерантные  отношения  с  представителями  разных  мировоззрений  и  культурных традиций.  Строить  толерантные  отношения  с  представителями  разных  мировоззрений  и  культурных традиций.  Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за  него.  Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях  жизненных ситуаций. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ           Основной   формой   организации   учебного   процесса   в   4   классе   (при   изучении   основ православной    культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала   проводится   беседа   (собеседование).   В   4   классе   (при   освоении   нравственных   основ православной  культуры) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы   православной   культуры»   рекомендуется   сопровождать   демонстрацией   изображений, совместным   чтением   и   другими   источниками,   прослушиванием   произведений,   уроками­ экскурсиями  14 Диагностика  успешности  достижения  этих  результатов  выполняется,  прежде  всего,  в ходе  проектной  работы  учащихся.  Основной  способ  диагностики  –  рефлексивная  самооценка каждого  ребёнка  (по  знаниям  и  умениям  каждой  из  линий  развития)  и  коллективная оценка детьми  друг  друга  под  руководством  учителя.  Дополнительный  способ  диагностики  – экспертная  оценка  учителем  в  результате  наблюдения  за  деятельностью  учащихся  при осуществлении проектов и представлении их классу. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации. Особенности   организации   контроля.  Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы,   которые   не   требуют   развернутого   ответа   с   большой   затратой   времени,   а   также самостоятельные практические работы. Фронтальный опрос проводится в форме беседы­диалога, в котором участвуют учащиеся всего   класса.  Учитель   подготавливает  серию  вопросов   по  конкретной   теме  курса,  на  которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед   –   проверка   осознанности   усвоения   учебной   программы,   это   определяет   необходимость подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только   знания   фактического   материала,   но   и умение   сопоставить   факты,   выбрать   альтернативу,   сравнить,   проанализировать,   найти   причину явлений и т. п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Рассказ­описание. Ученик   дает   последовательное,   логическое   описание   объекта   или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта.   Особо   отмечается   использование   дополнительной   литературы   и   иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания,   правильно   установить   причинно­следственные,   пространственные   и   временные   связи, использовать   приобретенные   знания   в   нестандартной   ситуации   с   применением   схем,   таблиц, диаграмм   и   т.п.   Этот   вид   опроса   важен   для   проверки   уровня   развития   школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения. При  письменной проверке  знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют   полного,   обстоятельного   письменного   ответа,   что   связано   с   недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким   вариантам   на   поиск   ошибки,   выбор   ответа,   продолжение   или   исправление высказывания и др. Эффектно   и   современно   будет   выглядеть   выступление,   сопровождаемое   показом   слайд­ фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.  Таким   образом,  взаимосвязь   учебной   и   внеурочной   деятельности   является   важным   и необходимым   общим   условием   эффективности   целостного   учебно­воспитательного   процесса   в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  курса «Основы православной культуры» Учебно­методический комплект для учащихся Учебник     «Основы     православной     культуры»,     4­й     класс     (авторы     Т.А.Костюкова, О.В.Вознесенский,    К.В.    Савченко, Т.Д.Шапошникова). Учебно­методический комплект для учителя: 1. Бородина  А.В. История религиозной культуры: программа историко­культурологического курса для 1­11 кл. М.: Основы православной культуры, 2006. 2. Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры (4­5 класс). ­ М.: Просвещение, 2010. – 95 с.; 3. Костюкова   Т.А.,   Воскресенский   О.В.,   Савченко   К.В.   и   др.   Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры (издательство «ДРОФА»); 4. Серебрякова, Ю. В. Основы Православия [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Серебрякова, Е. Н. Никулина, Н. С. Серебряков. ­ 2­е изд. испр. и доп. ­ М. : Издательство ПСТГУ, 2012. ­ 332 с 5. Издательством «Экзамен»  в 2011 году выпущена рабочая тетрадь к «Основам православной культуры» для 2 класса : мир вокруг и внутри нас : (А. В. Бородина). А также имеется рабочая тетрадь для 4 класса: Православие – культурообразующая религия России (А.В. Бородина – М.: ОПК, 2008.)  6. Янушкявичюс   Р.В.,   Янушкявичене  О.Л.   Основы  нравственности/   Учебное   пособие   для школьников и студентов. ­ 3­е изд. ­ М: Про­Пресс, 2007.; 7. Сахарова История религий/ Учебное пособие для уч­ся 10­11 классов. – М.: «Русское слово». 2007. 8. Галкиной Е.С. Религии мира: история и современность (Элективные курсы). М.: Дрофа,2007., Кулаков А.Е. Религии в России: учеб. пособие для 10(11) кл.­ М.: АСТ­ПРЕСС­ШКОЛА, 2007 и др. Вид № п/п Материально­техническое обеспечение Название Печатные пособия 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Учебно­методические   комплекты,   обеспечивающие   изучение   программы (учебные пособия для учащихся) Религиозная литература Картины, иллюстрации, карты. С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991 А.Лопатина, М. Скребцова. Книга   для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996. Экранно – звуковые пособия Методическая копилка  презентаций. Электронное пособие по модулю «Основы православной  культуры» Технические средства обучения (средства ИКТ) Компьютерный класс для начальной школы Мультимедийный проектор Интерактивная доска SMART Цифровые образовательные ресурсы Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school­ collection.edu.ru Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/ Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ Количество 15 1ПК учителя 13 ПК учащихся 1 1 16 .      hram         ://       darkaterina 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.      ://       www       .      ru          – Русская Православная Церковь. Отдел       .      narod        .      ru           ­ Екатеринодар православный.       ­      rh       .      ru           ­ сайт Храма Рождества Христова http://www.nachalka.com/,      http://www.zavuch.info/ Методический центр:   http://numi.ru/ www  http  Фотогалереи, художественная и документальная литература по  православию http       .      prokimen   религиозного образования и катехизации      ://       www  http       /      Jesus        .      com       .      cynet     http://www.  state  ­  religion     http://www.      rondtb  .  msk  образованию    http://www.    ork   religare http://www.     www.    kuraev  .  ru – Сайт диакона Андрея Кураева    .  ru    –  «Круглый стол» по религиозному       /      time        .      htm   – Библейская хронология  .  ru   / – Общество. Религия. Культура  .  ru   / – Государство и религи  .  ru   /  – Религия и СМИ 17

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»

Рабочая программа по    «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017