Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
31.05.2017
Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями, представляемыми к данному предмету.Учебный курс ОДНКНР является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Боровик ОДНКНР 5кл.docx
Пояснительная записка.     В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования изучение  новой обязательной предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагается в 4 и 5 классах. В 5 классе продолжается формирование  первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре,  истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение  интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к  сотрудничеству, взаимодействию.     В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи  духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных  интересов  над материальными. Курс призван обогатить  процесс воспитания в школе новым  пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных  традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в  раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность.       Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к  социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.          С учетом психо ­ физических особенностей обучающихся с ОВЗ и Письма Министерства образования и Науки РФ от 18.04.2015 №АФ­ 150/06 " о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми инвалидами" (прил.1)      Рабочая программа по комплексному учебному курсу «Основы духовно­нравственной  культуры народов России » для 5 класса общеобразовательного учебного учреждения  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программы А.А. Щемшурина  «Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4­5 классы.     Реализуется программа на основе учебника А.А.Шемшурина «Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4­5 классы. М: "Дрофа"  2016    В связи с тем, что с данным учебным курсом "Основы светской этики " учащиеся  познакомились в 4 классе, по учебному комплексу "Основы светской этики" 4 класс. М.Т.  Студеникин, те темы, которые повторяют в УМК А.А.Шемшурина «Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4­5 классы. М: "Дрофа"  2016 принято решение убрать, некоторые темы объеденины в одну.      Нормативно­правовой основой разработки и введения в учебный процесс  общеобразовательных школ комплексного учебного курса «ОДНКНР» является: 1. Приказ Министерства образования и науки России № 1897 от 17.12.2010г.; 2. 3.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего  образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17.12.2010 № 1897)   Федеральный перечень учебников на 2015­2016 учебный год (утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 +  приказ от 8.06.2015 №576  «О внесении изменений в Федеральный перечень  учебников на 2015­2016 уч.год») 4.  Письмо> Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08­761 "Об изучении предметных  областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно­ нравственной культуры народов России"  5. Примерные образовательные программы основного общего образования по  предметам.                   Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы духовно ­ нравственной культуры народов России» Цель учебного курса «ОДНКНР» – формирование первоначальных представлений о  светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на  знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к  диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса:    развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей  личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее  полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно­ смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие  отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на  ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,  разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного  уважения и диалога и др. Место комплексного учебного курса «Основы духовно ­ нравственной культуры народов России» в  программе обучения    В соответствии с ФГОС в 5 класс основной школы введена предметная область «духовно­нравственная культура народов России». Учитывая экспериментальный опыт опробации данного курса в школе, предполагается следующий вариант изучения курса: в течение первого полугодия 1 час в неделю, общее число часов – 15. Реализация данной программы рассчитана на 1 полугодие 2016­2017 учебного  года.                                                Ценностные ориентиры учебного курса: 1) Ценность жизни ­ признание человеческой жизни и существования живого в природе в  целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. 2) Ценность природы,основанная на ценности жизни, на осознании себя частью  природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,  бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты,  гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её  богатство. 3) Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни  в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном  здоровье. 4) Ценность добра, направленность человека на развитие и сохранение жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. 5) Ценность истины ­  ценность научного познания как части культуры человечества,  разума, понимания сущности бытия, мироздания. 6) Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и  образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов  России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 7) Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,  нормального существования личности и общества. 8) Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,  выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить  отечеству. 9) Ценность человечества  ­ осознание человеком себя как части мирового сообщества,  для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и  уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики»  должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и  предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: ­ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину; ­ формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех  народов; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­ развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей;         ­ развитие начальных форм  регуляции своих эмоциональных состояний; ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных  ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­ наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным  и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: ­ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а  также находить средства её осуществления; ­ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ­  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить  соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера  ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности; ­ адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; ­ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного  построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  ­овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении  ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: ­ знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,  долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального  народа России; ­ знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в  выстраивании конструктивных отношений в обществе; ­ формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и  их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания  Технологии диалогового взаимодействия: ­технология рефлексивного чтения; ­технология обсуждения проблем;  ­технология взаимного обмена заданиями.  Познавательно­исследовательские методы:  ­беседа­распознавание; ­диалог­сравнение; ­исследовательский проект.  Методы обратной связи:  ­интерпретация;  ­загадки­притчи;  ­проблемная пресс­конференция; ­ разговор с замещённым собеседником.  Игровые и деятельностные методы:  ­ игра­испытание; ­ ролевая игра; ­ продуктивный труд.         Формы обучения  Классно­урочные занятия.   Внеклассные занятия – классные семейные праздники.    Групповая форма обучения.  В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,   творческой форме.   Экскурсии.              Формы контроля Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей,   тестирование,   подготовка   и   презентация   проекта.   По   предмету   оценки   не выставляются.  Формы контроля и возможные варианты его проведения:  индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):    ­ устный    опрос,   ­домашняя     работа (поисковая,      творческая),  ­  самостоятельная    работа   (воспроизводящая; вариативная;  эвристическая). Общая характеристика учебного предмета.      В ФГОС основного общего образования учебный предмет «ОДНКНР» определён как  курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса  состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных  отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно  общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при  особом внимании к его эмоциональному развитию.     Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1 раздел: "Основы светской этики "(7 часов) 2 раздел : " Этика и общечеловеческие ценности "(8 часов)                                          Основное содержание курса (15 часов): 1раздел: "Основы светской этики"  Содержит темы: Духовные ценности человечества. Культура.Религия. Диалог о  философии и этике. Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях.  Нравственные качества. Терпение и терпимость. Суд над Сократом. Справедливость.  Государство, основанное на справедливости. Государство и светская этика. Убеждения.  нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. 2раздел: "Этика и общечеловеческие ценности"    Содержит темы: Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь ­ основа  жизни. Прощение. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим  людям и самому себе. Мысли и поступки. "Золотое правило нравственности". Этическое  учение Л.Н. Толстого. Календарно ­ тематическое планирование                                    ОДНКНР №  п/п №  урока Дата  урока Тема урока  Тип  урока Домашнее  задание Корректир овка  Раздел 1: "Основы светской этики" (7 часов) 1 2 3 4 1 2 3 4 5 5 Духовные  ценности  человека. Диалог о  философии и  этике. Мораль  и  нравственность Что такое  добродетель.  Учение  Аристотеля о  добродетелях. Суд над  Сократом.  Убеждения Совесть. Долг.  Ответсвенность . Этика о  воспитании  самого себя Изучени е нового  материа ла Комбин ированн ый Стр.9­15,  вопросы  стр.16 Стр.12 ­23 Вопросы  стр.23 устно Стр.30­35,  вопросы  стр.35,  творческое  задание Стр.46­51 Вопросы  стр.52 Стр.57 ­ 68,  вопросы  стр.68 Комбин ированн ый Комбин ированн ый с  элемент ами  практик и Урок  изучени я нового материа ла Комбин ированн ый Стр. 70 ­ 78 Творческое  задание 7 7 Комбин ированн ый " Этика и общечеловеческие ценности "(8 часов) 8 1 6 6 9 10 11 12 13 14 15 2 3 4 5 6 7 8 Справедливост ь. Государство,  основанное на  справедливости Государство и  светская этика Нравственный  закон. Десять  заповедей.  Заповеди  любви Любовь  ­  основа жизни .  Прощение Древнегречески е мыслители о  дружбе. Этика  об отношении к другим людям. Мысли и  поступки.  Слова и речь.  Милосердие "Золотое  правило  нравственности " Альберт  Швейцер Этическое  учение Л.Н.  Толстого "Идти дорогою  добра" Стр. 79 ­ 84,  вопросы  стр.84 Стр.86 ­ 93,  Вопросы  стр.93 Стр.94 ­ 97,  вопросы  стр.97 ­ 98 Стр.102 ­ 110 Творческое  задание Стр.111 ­ 120, вопросы  стр.120 Стр.121 ­ 129, вопросы  стр.129 Стр.130 ­ 134, доклад Стр.135 ­ 138, вопросы стр.  138 Изучени е нового  материа ла Комбин ированн ый Изучени е нового  материа ла Изучени е нового  материа ла Комбин ированн ый Изучени е нового  материа ла Изучени е нового  материа ла Урок  обобщен ия знани Информационно – методическое обеспечение Литература для учителя: 1. Учебное пособие. ОДНКНР "Основы светской этики" 4 ­ 5 класс . А.А. Шемшурин М:  "Дрофа"2016 2. Алексеев Ю.А. Моя Родина­Россия. Москва, 2002 год. 3. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс,  Москва «Вентана­графа» 4. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Ростов­на ­ Дону, 2004 5.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя 6.Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД­883/03 «О  направлении методических материалов  ОРКСЭ 7.интернет­ресурсы для подготовки творческих работ       http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru        http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ Литература для обучающихся: 1. Учебное пособие. ОДНКНР "Основы светской этики" 4 ­ 5 класс . А.А. Шемшурин М:  "Дрофа"2016 Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор  Компьютер  Презентации по темам Мультимедийные пособия.                         Пояснительная записка    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.                            к рабочей программе  по ОДНКНР  для 5 класса  по адаптации учебной  деятельности  детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями  здоровья, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной  коррекционно­развивающей направленности образовательного процесса. Перед специальной (коррекционной) работой  с учащимися с ОВЗ стоят те же цели  обучения, которые заложены в программе основного общего образования в соответствии с   требованиями  федерального Компонента государственного образовательного стандарта  (для обучающихся 7­9 классов ) и ФГОС нового поколения (для обучающихся 5­6 классов). В содержании Программы  предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный подходы для успешной  социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР. Задачи:    ­ выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с  ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной  программы основного общего образования − формирование умения  анализировать и классифицировать исторические факты и их  последствия, оценивать их с точки зрения социальных норм;   − развивать творческое и логическое мышление; ­ обучать оценивать и анализировать важные исторических события, давать характеристику поступками действиям исторических личностей, находить причинно­следственные связи  между событиями, процессами и явлениями; ­  способствовать развитию умения работать с текстом, осуществлять информационный  поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения пользоваться  различными документальными источниками, в том числе и электронными; ­развивать умение работать самостоятельно и по группам,  − способствовать  совершенствованию коммуникативных умений и навыков, умений и  навыков устной и письменной речи; − формирование у обучающихся целостного восприятия мира; ­ воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к  истории родной страны и истории других народов; воспитывать интерес и любовь к  культуре народов России и мира       ­ воспитывать нравственность, толерантность и патриотизм, чувство причастности к  судьбам родины и событиям мировой истории. Программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с  ограниченными возможностями здоровья  получить качественное образование по истории,  подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной,  информационной ценностно­смысловой и общекультурной компетенциями, способную  использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и  трудовой деятельности.  Актуальность определяется прежде всего тем, что работа по данной программе дает  возможность учащимся, которые  в силу своих индивидуальных психофизических  особенностей не могут освоить Программу по истории в соответствии с требованиями  федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся  общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут  выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,  систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным  запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.  Адаптация программы  происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;  основные сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым вопросам  истории учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений по истории  познается школьниками в результате практической деятельности. Для учащихся с задержкой психического развития учебники по Новой истории и Истории  России доступны, так как в них даются краткие биографические сведения, документальные источники, отдельно выделены термины, понятия и их определения, включены  репродукции картин, портреты исторических личностей и исторические карты. Вопросы,  предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания  учащимся с ЗПР.  При адаптации программы основное внимание обращается  на овладение детьми  практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,  обзорное  или ознакомительное  изучение  отдельных тем (слушание и посильное участие на уроке). Методы и приемы  урока: ­словесные – рассказ, объяснение, беседа, комментирование ­наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр с использованием ТСО ­практические – выполнение заданий по карточкам, тестов  и других письменных  работ,  участие в дискуссии; работа с учебником;  работа с историческим атласом и картой; работа с различными информационными и документальными источниками: учебно­научными  текстами, справочной литературой, средствами массовой информации; конспектирование.  Виды деятельности обучающихся: ­чтение исторического материала (учебник, дополнительная литература и пр.) дома и в  классе; ­ конспектирование  и заучивание исторических дат событий и терминов; ­ составление таблиц; ­ работа с историческими картами, атласами контурными картами, репродукциями картин  и другими визуальными средствами обучения;  ­ анализ исторических документов; ­ работа в группе Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в следующих формах: ­ развернутый ответ на вопрос, анализ исторических фактов, деятельности исторических  личностей и последствий исторических событий, определение понятий и терминов,  соотношение дат и событий;  ­ контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом,  проверяющим знания учащихся, знание исторических  понятий, дат и событий); ­ контрольная работа; ­ практическая работа; ­ творческая работа.  Тексты, контрольно­измерительные материалы создает учитель в  соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика.   Время,  отводимое на уроке для контроля, – 5­15 минут.  Оценка знаний обучающихся с ОВЗ.  При оценке предметных знаний учитель  осуществляет индивидуальный подход. Оценка  может носить не только контролирующий, но и стимулирующий характер, дающий  возможность формирования и развития мотивации к обучению. Домашние задания.  Объём домашних заданий должен быть оптимальным, не завышенным,  содержание ­  практико­ориентированным, с  минимумом теоретических сведений, индивидуальным. В  классном журнале домашние задания для обучающихся с ОВЗ обозначаются «*».

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс

Рабочая программа по основам духовно - нравственных культур народов России. 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017