Рабочая программа создана в соответствии с требованиями, представляемыми к данному предмету.Учебный курс ОДНКНР является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Пояснительная записка.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования изучение
новой обязательной предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов
России» предполагается в 4 и 5 классах. В 5 классе продолжается формирование
первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре,
истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение
интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к
сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи
духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов
над материальными. Курс призван обогатить процесс воспитания в школе новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных
традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в
раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к
социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.
С учетом психо физических особенностей обучающихся с ОВЗ и Письма
Министерства образования и Науки РФ от 18.04.2015 №АФ 150/06 " о создании условий
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми
инвалидами" (прил.1)
Рабочая программа по комплексному учебному курсу «Основы духовнонравственной
культуры народов России » для 5 класса общеобразовательного учебного учреждения
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, программы А.А. Щемшурина «Основы духовно
нравственной культуры народов России. Основы светской этики 45 классы.
Реализуется программа на основе учебника А.А.Шемшурина «Основы духовно
нравственной культуры народов России. Основы светской этики 45 классы. М: "Дрофа"
2016
В связи с тем, что с данным учебным курсом "Основы светской этики " учащиеся
познакомились в 4 классе, по учебному комплексу "Основы светской этики" 4 класс. М.Т.
Студеникин, те темы, которые повторяют в УМК А.А.Шемшурина «Основы духовно
нравственной культуры народов России. Основы светской этики 45 классы. М: "Дрофа"
2016 принято решение убрать, некоторые темы объеденины в одну.
Нормативноправовой основой разработки и введения в учебный процесс
общеобразовательных школ комплексного учебного курса «ОДНКНР» является:
1. Приказ Министерства образования и науки России № 1897 от 17.12.2010г.;
2.
3.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897)
Федеральный перечень учебников на 20152016 учебный год (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 +
приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников на 20152016 уч.год»)4.
Письмо> Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08761 "Об изучении предметных
областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно
нравственной культуры народов России"
5. Примерные образовательные программы основного общего образования по
предметам.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы духовно
нравственной культуры народов России»
Цель учебного курса «ОДНКНР» – формирование первоначальных представлений о
светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно
смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога и др.
Место комплексного учебного курса «Основы духовно нравственной
культуры народов России» в программе обучения
В соответствии с ФГОС в 5 класс основной школы введена предметная область
«духовнонравственная культура народов России». Учитывая экспериментальный
опыт опробации данного курса в школе, предполагается следующий вариант
изучения курса: в течение первого полугодия 1 час в неделю, общее число часов –
15. Реализация данной программы рассчитана на 1 полугодие 20162017 учебного
года.
Ценностные ориентиры учебного курса:
1) Ценность жизни признание человеческой жизни и существования живого в природе в
целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
2) Ценность природы,основанная на ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,
бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты,
гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её
богатство.3) Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном
здоровье.
4) Ценность добра, направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
5) Ценность истины ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
6) Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7) Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
нормального существования личности и общества.
8) Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
отечеству.
9) Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики»
должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
технология рефлексивного чтения;
технология обсуждения проблем;
технология взаимного обмена заданиями.
Познавательноисследовательские методы:
беседараспознавание;
диалогсравнение;
исследовательский проект.
Методы обратной связи:
интерпретация;
загадкипритчи;
проблемная прессконференция;
разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
играиспытание;
ролевая игра;
продуктивный труд.
Формы обучения
Классноурочные занятия.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
Групповая форма обучения. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на
основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой
форме.
Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих
тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не
выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
устный опрос,
домашняя работа (поисковая, творческая),
самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
Общая характеристика учебного предмета.
В ФГОС основного общего образования учебный предмет «ОДНКНР» определён как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса
состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1 раздел: "Основы светской этики "(7 часов)
2 раздел : " Этика и общечеловеческие ценности "(8 часов)
Основное содержание курса (15 часов):
1раздел: "Основы светской этики"
Содержит темы: Духовные ценности человечества. Культура.Религия. Диалог о
философии и этике. Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях.
Нравственные качества. Терпение и терпимость. Суд над Сократом. Справедливость.
Государство, основанное на справедливости. Государство и светская этика. Убеждения.
нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя.
2раздел: "Этика и общечеловеческие ценности"
Содержит темы: Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь основа
жизни. Прощение. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим
людям и самому себе. Мысли и поступки. "Золотое правило нравственности". Этическое
учение Л.Н. Толстого.Календарно тематическое планирование
ОДНКНР
№
п/п
№
урока
Дата
урока
Тема урока
Тип
урока
Домашнее
задание
Корректир
овка
Раздел 1: "Основы светской этики" (7 часов)
1
2
3
4
1
2
3
4
5
5
Духовные
ценности
человека.
Диалог о
философии и
этике. Мораль
и
нравственность
Что такое
добродетель.
Учение
Аристотеля о
добродетелях.
Суд над
Сократом.
Убеждения
Совесть. Долг.
Ответсвенность
. Этика о
воспитании
самого себя
Изучени
е нового
материа
ла
Комбин
ированн
ый
Стр.915,
вопросы
стр.16
Стр.12 23
Вопросы
стр.23 устно
Стр.3035,
вопросы
стр.35,
творческое
задание
Стр.4651
Вопросы
стр.52
Стр.57 68,
вопросы
стр.68
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый с
элемент
ами
практик
и
Урок
изучени
я нового
материа
лаКомбин
ированн
ый
Стр. 70 78
Творческое
задание
7
7
Комбин
ированн
ый
" Этика и общечеловеческие ценности "(8 часов)
8
1
6
6
9
10
11
12
13
14
15
2
3
4
5
6
7
8
Справедливост
ь. Государство,
основанное на
справедливости
Государство и
светская этика
Нравственный
закон. Десять
заповедей.
Заповеди
любви
Любовь
основа жизни .
Прощение
Древнегречески
е мыслители о
дружбе. Этика
об отношении к
другим людям.
Мысли и
поступки.
Слова и речь.
Милосердие
"Золотое
правило
нравственности
"
Альберт
Швейцер
Этическое
учение Л.Н.
Толстого
"Идти дорогою
добра"
Стр. 79 84,
вопросы
стр.84
Стр.86 93,
Вопросы
стр.93
Стр.94 97,
вопросы
стр.97 98
Стр.102 110
Творческое
задание
Стр.111 120,
вопросы
стр.120
Стр.121 129,
вопросы
стр.129
Стр.130 134,
доклад
Стр.135 138,
вопросы стр.
138
Изучени
е нового
материа
ла
Комбин
ированн
ый
Изучени
е нового
материа
ла
Изучени
е нового
материа
ла
Комбин
ированн
ый
Изучени
е нового
материа
ла
Изучени
е нового
материа
ла
Урок
обобщен
ия знани
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Учебное пособие. ОДНКНР "Основы светской этики" 4 5 класс . А.А. Шемшурин М:
"Дрофа"2016
2. Алексеев Ю.А. Моя РодинаРоссия. Москва, 2002 год.
3. Основы духовнонравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс,
Москва «Вентанаграфа»4. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Ростовна Дону, 2004
5.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя
6.Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД883/03 «О
направлении методических материалов ОРКСЭ
7.интернетресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Литература для обучающихся:
1. Учебное пособие. ОДНКНР "Основы светской этики" 4 5 класс . А.А. Шемшурин М:
"Дрофа"2016
Оборудование и приборы:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам
Мультимедийные пособия.
Пояснительная записка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
к рабочей программе по ОДНКНР для 5 класса по адаптации учебной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа составлена с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной
коррекционноразвивающей направленности образовательного процесса.
Перед специальной (коррекционной) работой с учащимися с ОВЗ стоят те же цели
обучения, которые заложены в программе основного общего образования в соответствии с
требованиями федерального Компонента государственного образовательного стандарта
(для обучающихся 79 классов ) и ФГОС нового поколения (для обучающихся 56 классов).
В содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы для успешной
социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.
Задачи:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной
программы основного общего образования
− формирование умения анализировать и классифицировать исторические факты и их
последствия, оценивать их с точки зрения социальных норм;
− развивать творческое и логическое мышление;
обучать оценивать и анализировать важные исторических события, давать характеристику
поступками действиям исторических личностей, находить причинноследственные связи
между событиями, процессами и явлениями;
способствовать развитию умения работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения пользоваться
различными документальными источниками, в том числе и электронными;
развивать умение работать самостоятельно и по группам,
− способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков, умений и
навыков устной и письменной речи;
− формирование у обучающихся целостного восприятия мира; воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
истории родной страны и истории других народов; воспитывать интерес и любовь к
культуре народов России и мира
воспитывать нравственность, толерантность и патриотизм, чувство причастности к
судьбам родины и событиям мировой истории.
Программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с
ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование по истории,
подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной,
информационной ценностносмысловой и общекультурной компетенциями, способную
использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и
трудовой деятельности.
Актуальность определяется прежде всего тем, что работа по данной программе дает
возможность учащимся, которые в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не могут освоить Программу по истории в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся
общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут
выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным
запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым вопросам
истории учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений по истории
познается школьниками в результате практической деятельности.
Для учащихся с задержкой психического развития учебники по Новой истории и Истории
России доступны, так как в них даются краткие биографические сведения, документальные
источники, отдельно выделены термины, понятия и их определения, включены
репродукции картин, портреты исторических личностей и исторические карты. Вопросы,
предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания
учащимся с ЗПР.
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение детьми
практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,
обзорное или ознакомительное изучение отдельных тем (слушание и посильное участие на
уроке).
Методы и приемы урока:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, комментирование
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр с использованием ТСО
практические – выполнение заданий по карточкам, тестов и других письменных работ,
участие в дискуссии; работа с учебником; работа с историческим атласом и картой; работа
с различными информационными и документальными источниками: учебнонаучными
текстами, справочной литературой, средствами массовой информации; конспектирование.
Виды деятельности обучающихся:
чтение исторического материала (учебник, дополнительная литература и пр.) дома и в
классе;
конспектирование и заучивание исторических дат событий и терминов;
составление таблиц;
работа с историческими картами, атласами контурными картами, репродукциями картин
и другими визуальными средствами обучения;
анализ исторических документов;
работа в группе
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в следующих формах: развернутый ответ на вопрос, анализ исторических фактов, деятельности исторических
личностей и последствий исторических событий, определение понятий и терминов,
соотношение дат и событий;
контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющим знания учащихся, знание исторических понятий, дат и событий);
контрольная работа;
практическая работа;
творческая работа.
Тексты, контрольноизмерительные материалы создает учитель в
соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Время,
отводимое на уроке для контроля, – 515 минут.
Оценка знаний обучающихся с ОВЗ.
При оценке предметных знаний учитель осуществляет индивидуальный подход. Оценка
может носить не только контролирующий, но и стимулирующий характер, дающий
возможность формирования и развития мотивации к обучению.
Домашние задания.
Объём домашних заданий должен быть оптимальным, не завышенным, содержание
практикоориентированным, с минимумом теоретических сведений, индивидуальным. В
классном журнале домашние задания для обучающихся с ОВЗ обозначаются «*».