Рабочая программа по Основам предпринимательской деятельности

  • Разработки курсов
  • doc
  • 05.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производствоПрограмма учебной дисциплины является частью вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Самарской области по специальности: 150415 Сварочное производство.Рабочая программа Основы предпринимательства
Иконка файла материала Рабочая программа Основы предпринимательства.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ  «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «ТМК» ____________М.В. Оборин «____» ____________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ основной профессиональной образовательной программы по специальности 150415 Сварочное производствог.о. Тольятти 2015СОГЛАСОВАНО Методической комиссией социально­экономических  дисциплин   Председатель __________М.М. Феоктистова «___»__________20___ Составители:_________Полосухина   В.Н.,   преподаватель   «ТМК» Эксперты: Внутренняя экспертиза  Техническая   экспертиза:   __________  Луценко   Т.Н.   руководитель   УМО ГАПОУ СО «ТМК» Содержательная   экспертиза:   _________Кузьминская   А.В.   преподаватель ГАПОУ СО «ТМК»  ГАПОУ   СО Внешняя экспертиза  Содержательная экспертиза: __________ Рабочая   программа   разработана   на   основе   Федерального государственного   стандарта   среднего     профессионального   образования  по специальности  150415  Сварочное   производство  утверждённого   приказом Министерства образования и науки РФ от «23» ноября 2009г №654.  Рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   разъяснениями   по формированию   примерных   программ   дисциплин     начального профессионального   образования   на   основе   Федеральных   государственных стандартов   начального   профессионального   и   среднего   профессионального образования,   утверждёнными   И.М.   Реморенко,   директором   Департамента государственной   политики  и  нормативно­правового  регулирования  в  сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Содержание   программы   реализуется   в   процессе   освоения   основной профессиональной   образовательной   программы  по   специальности  150415 Сварочное производство в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.  3СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНКРЕТИЗАЦИЯ   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ 6. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК 7 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,         ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ  ПРОГРАММУ             4 7 13 15 16 19 21 41  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы предпринимательства 1.1 Область применения программы Программа   учебной   дисциплины   является   частью   вариативной составляющей   основной   профессиональной   образовательной   программы   в соответствии   с   Концепцией   вариативной   составляющей   основных профессиональных   образовательных   программ   начального   и   среднего профессионального   образования   в   Самарской   области   по   специальности: 150415   Сварочное производство.   1.2   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Реализуется в рамках профессионального цикла ОПОП СПО (вариативная часть) 1.3   Цели   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам   освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­ планировать исследование рынка; ­ проводить исследование рынка; ­ планировать товар / услугу в соответствии с запросами потенциальных  потребителей; ­ планировать основные фонды предприятия; ­ планировать сбыт; ­ подбирать организационно­правовую форму предприятия; ­ подбирать налоговый режим предприятия; ­ планировать риски; ­ оптимизировать расходы предприятия за счет изменений характеристик  продукта / критериев оценки качества услуги; 5­ определять потенциальные источники дополнительного финансирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: ­ виды предпринимательства; ­ организационно­правовые формы предприятия; ­ нормативно­правовую базу; ­ режимы налогообложения предприятий; ­ виды маркетинга;  ­формы государственной поддержки предпринимательской деятельности; Содержание   дисциплины   должно   быть   ориентировано   на   подготовку студентов   к   освоению   профессиональных   модулей   ОПОП   по   специальности 150415  Сварочное   производство  и   овладению  видом   профессиональной деятельности:  Организация и планирование сварочного производства. В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК): ОК   1.Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК   5.Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК   6.Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться 6с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать  повышение квалификации. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий  в профессиональной деятельности. 1.4   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов: в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 70 часов,              практические занятия обучающегося 36 часов самостоятельной работы обучающегося 35 часов. 72  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка сообщений Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 105 70 36 35 35 82.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы предпринимательства  Наименование разделов и тем 1 Тема 1 Бизнес ­ идея  Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов  2 Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес плана Содержание учебного материала: 1 Понятие и виды предпринимательства 2 Идеи предпринимательской деятельности 3 Сущность и назначение бизнес­плана 4 5 Методика составления бизнес­плана Практические занятия:  №1 Определение вида каждого товара по степени долговечности и на основе покупательских  привычек №2 Отбор перспективной бизнес­идеи №3 Планирование полевого исследования или бизнес­интервью. Планирование товара (продукта) / услуги №4 Оценка эффективности бизнес­плана №5 Заполнение разделов бизнес­плана «Сведения о товаре» и «Сведения о рынке сбыта» Самостоятельная работа: подготовить сообщения №1 Составление «портрета» потребителя. №2  Корректирование товара / услуги в соответствии с «портретом» потребителя.  Объе м часов 3 10 Уровень освоения 4 2 10 2 №3 Проведение SWOT­анализа. №4 Проведение полевого исследования или серии экспертных интервью и обработка результатов 16 исследования. №5  Проведение конкурентного анализа. 9Содержание учебного материала: 1 Основные фонды предприятия 2 Амортизация 3 Оборотные фонды предприятия 4 Персонал предприятия 5 Планирование сбыта. Продвижение товара 6 Реклама 10 2 Тема 2 Ресурсы предприятия Тема 3 Организация  предприятия   Практические занятия:  №6 Определение основных фондов предприятия в зависимости от особенностей предприятия.  Расчет расходов на помещение №7Трудовые ресурсы. Расчет трат на заработную плату работников №8Планирование сбыта №9 Заполнение раздела бизнес­плана «Сведения о финансовой деятельности» Самостоятельная работа: подготовить сообщения №6 Определение требований к помещению для открытия собственного предприятия. №7 Расчет трат на расходные материалы. Заполнение раздела бизнес­плана «Сведения о рынке  сбыта»  №8 Заполнение раздела бизнес­плана «Производственный план» Содержание учебного материала: 1. 2. 3. 4. 5. Организационно­правовые формы предприятий Юридическая ответственность предпринимателя Этапы создания предприятия. Лицензирование и сертификация Налогообложение. Предпринимательский риск.  8 6 10 2 2 10Практические занятия: №10 Определение организационно­правовой формы собственного  предприятия №11 Определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия №12Привлечение дополнительных источников финансирования. Расчет срока окупаемости  предприятия. №13 Планирование рисков №14 Заполнение разделов бизнес­плана «Сведения о финансовой деятельности»,   «Организационный план» Самостоятельная работа: подготовить сообщения №9 Составление структуры для принятия решения об организационно­правовой форме  предприятия.  №10 Оптимизация бизнес­ плана за счет изменения характеристик продукта или критериев  оценки качества.  №11 Расчет налогов с применением разных режимов налогообложения. Тема 4 Государственная  поддержка малого  бизнеса Содержание учебного материала: 1 2 Малое и среднее предпринимательство. Законодательство Самарской области в сфере развития малого и среднего  предпринимательства. 10 2 6 4 2 11Практические занятия:  №15 Отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. №16 Определение потенциальной возможности для различных предприятий малого и среднего  бизнеса претендовать на получение субсидий из бюджета Самарской области №17 Определение потенциальной возможности для собственного предприятия претендовать на  получение субсидий из бюджета Самарской области Самостоятельная работа: Подготовить сообщение: №12 Государственная поддержка малого бизнеса Дифференцированный зачет 2 8 7 Всего по дисциплине  105 123  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличие стандартного учебного кабинета социально­экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета:  Мебель,   предназначенная   для   группировки   в   различных конфигурациях.  рабочее место преподавателя,   комплекс учебно­методической документации Технические средства обучения  электронные видеоматериалы  телевизор   проектор 3.2  Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники   Интернет­ресурсов, 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие  компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда.  Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей.­ Самара:  ЦПО, 2011. 2. Перелыгина  Е.А.  Основы предпринимательства:  Учебные материалы.­ Самара: ЦПО, 2011. Дополнительные источники 3. Приказ   министерства   экономического   развития,   инвестиций   и   торговли Самарской области от 06.08.2009г. № 82 « О предоставлении субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) субъектам малого   среднего 13предпринимательства   –   производителям   товаров,   работ,   услуг   в   целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием   услуг   в   части   расходов   на   государственную   регистрацию юридического   или   индивидуального   предпринимателя,   приобретение основных   средств   и   производственного   оборудования,   обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу). 4. Постановление Правительства Самарской Области от 27.07. 2009г. № 359 « Об утверждении Порядка предоставления в 2009­2010 годах субсидий субъектам   малого   и   среднего   предпринимательства   –   производителям товаров   и   услуг   в   целях   возмещения   затрат   в   связи   с   производством товаров,   выполнением   работ,   оказаниеуслуг   в   части   расходов   на государственную   регистрацию,   юридического   лица   или   индивидуального предпринимателя,   приобретение   основных   средств   и   производственного оборудования, коммерческой концессии.   обеспечение   приобретения   права   по   договору 5. Источник:   Как   начать   собственное   дело.   Подготовлен   специалистами   (ЗАО   « Московского   агентства   по   развитию   предпринимательства   МАРПЛ») 6. Ключевые   профессиональные   компетенции.   Модуль   «   Основы предпринимательства»   (Текст)   :   учебные   материалы   для   учащихся   авторы студентов   учреждений   профессионального   образования/ составители: С.А.Ефимова., А.Г.Рыбка., худож. А.Войнова – Самара ЦПО, 2006.  Интернет­ресурс: 7. Помощь бизнесу [Электронный ресурс].http://bishelp.ru 8. Источник: http://reftrend.ru/825057.html 9. Http://fb.ru/article/35523/fizicheskie­i­yuridicheskie­litsa 10.FB.ru: http://fb.ru/article/35523/fizicheskie­i­yuridicheskie­litsa 11.Http://dist­cons.ru/modules/study/index.html. 144  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий,   а   также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения  В результате освоения дисциплины  обучающийся должен уметь: ­планировать исследование рынка; ­проводить исследование рынка; ­планировать товар / услугу в соответствии с  запросами потенциальных потребителей; ­планировать основные фонды предприятия; ­планировать сбыт; ­подбирать организационно­правовую форму  предприятия; ­подбирать налоговый режим предприятия; ­планировать риски; ­оптимизировать расходы предприятия за  счет изменений характеристик продукта /  критериев оценки качества услуги; ­определять потенциальные источники  дополнительного финансирования. Текущий   промежуточный   контроль   в форме: ­защита   отчетов   по   практическим занятиям; ­традиционная система оценок в баллах за выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка. 15В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать: ­виды предпринимательства; ­организационно­правовые формы  предприятия; ­нормативно­правовую базу; ­режимы налогообложения предприятий; ­формы государственной поддержки  предпринимательской деятельности. Текущий   промежуточный   контроль   в форме: защита   самостоятельных   работ   в   виде сообщений;   ­тестирование по темам. 165  КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Вид профессиональной деятельности: Организация и планирование  сварочного производства. Уметь: ­ планировать исследование рынка; ­ проводить исследование рынка; ­ планировать товар / услугу в  соответствии с запросами  потенциальных потребителей; ­ планировать основные фонды  предприятия; ­ планировать сбыт; ­ подбирать организационно­правовую  форму предприятия; ­ подбирать налоговый режим  предприятия; ­ планировать риски; ­ оптимизировать расходы  предприятия за счет изменений  характеристик продукта / критериев  оценки качества услуги; ­ определять потенциальные источники  дополнительного финансирования. Тематика практических занятий: №1 Определение вида каждого товара по  степени долговечности и на основе  покупательских привычек. №2 Отбор перспективной бизнес­идеи. №3 Планирование полевого исследования  или бизнес­интервью. Планирование товара  (продукта) / услуги. №4 Оценка эффективности бизнес­плана. №5 Заполнение разделов бизнес­плана  «Сведения о товаре» и «Сведения о рынке  сбыта». №6 Определение основных фондов  предприятия в зависимости от особенностей предприятия. Расчет расходов на  помещение. №7Трудовые ресурсы. Расчет трат на  заработную плату работников. №8Планирование сбыта. №9 Заполнение раздела бизнес­плана  «Сведения о финансовой деятельности». №10 Определение организационно­правовой формы собственного  предприятия. №11 Определение оптимального варианта  налогообложения для собственного  предприятия. №12Привлечение дополнительных  источников финансирования. Расчет срока  17окупаемости предприятия. №13 Планирование рисков. №14 Заполнение разделов бизнес­плана  «Сведения о финансовой деятельности»,   «Организационный план». №15 Отнесение предприятий к субъектам  малого и среднего предпринимательства. №16 Определение потенциальной  возможности для различных предприятий  малого и среднего бизнеса претендовать на  получение субсидий из бюджета Самарской  области. №17 Определение потенциальной  возможности для собственного предприятия претендовать на получение субсидий из  бюджета Самарской области. Перечень тем: 1.1 Понятие и виды предпринимательства. 1.2 Идеи предпринимательской  деятельности.  1.3 Сущность и назначение бизнес­плана. 1.4  Требования, предъявляемые к структуре и  содержанию бизнес плана.  1.5 Методика составления бизнес­плана.  2.1 Основные фонды предприятия. 2.2 Амортизация. 2.3 Оборотные фонды предприятия. 2.4 Персонал предприятия. 2.5 Планирование сбыта. Продвижение  товара. 2.6 Реклама. 3.1 Организационно­правовые формы  предприятий. 18 знать: ­виды предпринимательства; ­организационно­правовые формы  предприятия; ­нормативно­правовую базу; ­режимы налогообложения предприятий; ­формы государственной поддержки  предпринимательской деятельности;Самостоятельная работа 3.2 Юридическая ответственность  предпринимателя. 3.3 Этапы создания предприятия.  Лицензирование и сертификация. 3.4 Налогообложение. 3.5 Предпринимательский риск. 4.1Малое и среднее предпринимательство. 4.2 Законодательство Самарской области в  сфере развития малого и среднего  предпринимательства. Подготовить сообщения по темам: №1 Составление «портрета» потребителя.  №2 Корректирование товара / услуги в  соответствии с «портретом» потребителя.  №3 Проведение SWOT­анализа. №4 Проведение полевого исследования или  серии экспертных интервью и обработка  результатов исследования.  №5 Проведение конкурентного анализа. №6 Определение требований к помещению  для открытия собственного предприятия. №7 Расчет трат на расходные материалы.  Заполнение раздела бизнес­плана «Сведения о рынке сбыта». №8  Заполнение раздела бизнес­плана  «Производственный план» №9 Составление структуры для принятия  решения об организационно­правовой форме предприятия. №10  Оптимизация бизнес­ плана за счет  изменения характеристик продукта или  критериев оценки качества.  №11Расчет налогов с применением разных  режимов налогообложения. 19№12 Государственная поддержка малого  бизнеса 206 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК Наименование ОК Технология формирования ОК ОК 1. Понимать сущность и социальную  значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ( на учебных занятиях) Участие в деловой игре, решение  проблемных ситуаций.  ОК 2. Организовывать собственную  деятельность, выбирать типовые методы и  Решение проблемных ситуаций,  выполнение самостоятельных работ,  способы выполнения профессиональных задач,  оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­ коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде,  эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями. участие в дискуссии. Выполнение самостоятельных работ.  Анализ ситуационных  производственных задач. Выполнение самостоятельных работ,  участие в методе проектов. Участие в методе проектов, выполнение самостоятельных работ. Участие в деловой игре, методе  проектов, анализ ситуационных  производственных задач. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу  Участие в дискуссии по актуальным  членов команды (подчиненных), результат  выполнения заданий. проблемам. ОК 8. Самостоятельно определять задачи  Анализ ситуационных  профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно  производственных задач, выполнение самостоятельных  планировать повышение квалификации. работ, участие в деловой игре. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой  Участие в деловой игре, решение  21смены технологий в профессиональной  деятельности. проблемных ситуаций. 227 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № изменения, дата внесения изменения;  № страницы с изменениями; Было: Стало: Основание: Подпись лица внесшего изменения_______________________ 23